| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Фомин-Нилов Д.В Гербы Университетов: опыт современной России / 2018 | ||
Фомин-Нилов Д.В
Гербы Университетов: опыт современной РоссииБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: [Электронная публикация] Электронный научно-образовательный журнал «История». Выпуск 2 (66). Том 9 - Новые тенденции в изучении геральдики и эмблематики. 2018. URL: https://history.jes.su/s207987840002084-1-1/ (Дата публикации: 28.02.2018). Аннотация: Опыт современной России дает уникальный материал специалистам, занимающимся не только историей геральдики, но и историей общественной мысли, историей науки и образования, историей маркетинга и др. В статье автор пытается на примере «геральдической» истории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) и его ближайших партнеров проанализировать основные тенденции, имевшие место за последние 25 лет. Об авторе публикации/статьи: Фомин-Нилов Д.В Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 74498 знаков (с пробелами)
Электронный научно образовательный журнал История 20 13 20 19 ISSN 2079 8784 URL http history.jes.su Все права защищены Выпуск 2 66 Том 9 Новые тенденции в изучении геральдики и эмблематики. 20 18 Выпуск 2 66 Том 9 Новые тенденции в изучении геральдики и эмблематики 20 18 Гербы Университетов опыт современной России Фомин Нилов Д. В. Государственный академический университет гуманитарных наук ГАУГН Российская Федерация, Москва Аннотация В советский период, несмотря на широкое распространение высшего образования, акцент в основном делался на развитие высших учебных заведений ВУЗы Эта форма организации фактически воспроизводила промышленно индустриальные подходы в сфере образования. ВУЗы являлись аналогами фабрик и заводов, где применялся своеобразный образовательный конвейер Плановый характер экономики страны требовал и особого подхода в сфере высшего образования. В то же время, несмотря на тотальную унификацию и стандартизацию, университетские традиции сохранялись и развивались во многих организациях. После распада СССР и крушения модели государственной плановой экономики в 199 1г., ВУЗы и система высшего образования пережили трудный путь эволюции и трансформации в Университеты. Опыт современной России дает уникальный материал специалистам, занимающимся не только историей геральдики, но и историей общественной мысли, историей науки и образования, историей маркетинга и др. В статье автор пытается на примере геральдической истории Государственного академического университета гуманитарных наук ГАУГН и его ближайших партнеров проанализировать основные тенденции, имевшие место за последние 25 лет. Ключевые слова история, образование, университет, вуз, герб, эмблема, флаг, фирменный стиль, логотип, товарный знак, брендбук, Государственный 1 2 3 академический университет гуманитарных наук Дата публикации 28.02.20 18 Ссылка для цитирования Фомин Нилов Д. В. Гербы Университетов опыт современной России Электронный научно образовательный журнал История 20 18. T. 9. Выпуск 2 66 Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL https history.jes.su s207987840002084 дата обращения 17.03.20 19 Введение С идеей о написании статьи про гербы и символику современных университетов России на примере истории разработки и внедрения герба Государственного академического университета гуманитарных наук ко мне обратился выпускник нашего университета Кирилл Александрович Елохин. После поступления в аспирантуру в 2000 г. и исследований в области древней истории он на протяжении более 10 лет несколько раз менял свои профессиональные траектории, но в результате все таки вернулся в историческую науку по другой теме, стране и периоду. В фокусе его научных исследований теперь находятся проблемы геральдики и специальные исторические дисциплины и, в частности, он является автором интереснейшей монографии про войну идеологий и мировоззрений через призму флагов и символов на территории восточной Украины 1Именно К. А. Елохин обратил внимание автора на актуальность в современном мире символов и образов, отражающих определенные идеалы, цели и социально общественные представления элит, профессиональных сообществ или простых обывателей. По мере сбора информации и анализа материалов моё первоначально скептическое отношение к перспективам и целесообразности исторических исследований гербов, символов, фирменных стилей образовательных организаций высшего образования 2 стало меняться. На самом деле невозможно представить и понять историю России ХХ века во всем ее многообразии без изучения феномена стремительного развития системы образования и науки, в которой университеты, академии и институты играли ключевую роль. Эмблемы и символы дают возможность увидеть уникальную и концентрированную картину взглядов и представлений интеллектуальной элиты, отражающую целые эпохи. Методы 4 5 6 В современной России образовательная деятельность носит лицензионный характер. Это означает, что организация для реализации учебной деятельности обязана пройти соответствующие процедуры, получив в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор лицензию на право ведения образовательной деятельности. При этом организация должна иметь особую организационно правовую форму, зафиксированную в уставных документах. Одновременно имеется практика выдачи по результатам обучения дипломов государственного образца или дипломов образовательной организации. Право на дипломы государственного образца выдается по итогам государственной аккредитации конкретных образовательных программ и также подтверждается соответствующими государственными документами. Форма собственности частная или государственная при решении вопросов лицензирования и или аккредитации не имеет значения. Таким образом, в современной России в итоге многочисленных и многолетних реформ по состоянию на 20 17 г. имеется 8 18 организаций высшего образования федеральных и ведомственных, субъектовых, муниципальных, корпоративных, частных имеющих лицензию и аккредитацию или находящихся в процессе их оформления получения лишения восстановления. Всего 8 18 Государственные 502 В ведении федеральных органов исполнительной власти всего 453 Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации 46 Министерство иностранных дел Российской Федерации 2 Министерство культуры Российской Федерации 46 Министерство образования и науки Российской Федерации 248 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 54 Министерство спорта Российской Федерации 14 Министерство экономического развития Российской Федерации 1 Министерство юстиции Российской Федерации 1 Правительство Российской Федерации 7 Российская академия художеств 2 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 1 Федеральная таможенная служба 1 Федеральное агентство воздушного транспорта 3 Федеральное агентство железнодорожного транспорта 9 Федеральное агентство морского и речного транспорта 6 7 8 9 10 Федеральное агентство по рыболовству 6 Федеральное агентство связи 4 в ведении субъектов РФ и муниципалитетов всего 49 Частные организации 3 16 В рамках проведения исследования было принято решение ограничить анализ университетской символики анализом эмблем и логотипов только тех образовательных организаций, которые являются Университетами и партнерами ГАУГН или являются одним из мест работы службы для многих профессоров и или выпускников ГАУГН. Таким образом, исследование проводилось на основе целевой выборки организаций высшего образования, изучения материалов их официальных сайтов, а также статей, выступлений и интервью руководителей и профессоров Университетов, специалистов в области маркетинга и рекламы. Результаты ХХ век стал веком бурного расцвета высшего образования и науки в России. Стремительное развитие экономики привело к росту потребности в кадрах высшей квалификации, способных решать всё более сложные научные, социальные и инженерные задачи. В Российской империи второй половины XIX начала ХХ вв. появлялись многочисленные высшие мужские и женские курсы и школы, которые решали актуальные задачи подготовки кадров инженерных, медицинских, учительских и пр Нередко по частной инициативе и на деньги частных благотворителей создавались образовательные организации и при этом продолжали успешно развиваться императорские университеты. В условиях феодально сословного общества и самодержавной монархии эмблемы и любые отличительные символы имели важное общественно государственное значение, показывавшее отличия и заслуги, уровень высочайшего благоволения и пр. В результате Великой российской революции 19 17 1922 3 в стране была сформирована однопартийная система управления, в которой партия большевиков коммунистов заявила о диктатуре пролетариата и построении коммунизма. Некий идеал коммунизма подразумевал выход государства и общества на новый уровень производства, обеспечения всех потребностей трудящегося населения и, соответственно, иной уровень свободы. Воплощение на практике идей об обществе всеобщего благоденствия требовало радикального изменения управленческих моделей во всех отраслях и сферах деятельности4. Эволюция идеологов коммунистической партии привела в нашей стране 12 13 14 от политики военного коммунизма к формированию государственной плановой экономики, в которой практически все ресурсы концентрировались в руках органов государственного управления, а все отрасли и сферы деятельности развивались в соответствии с 5 летним государственным планированием. Университеты, высшие школы и курсы, разнообразные академии трансформировались в высшие учебные заведения, имеющие определенное плановое задание от государства и соответствующую специализацию. Уровень академических свобод, возможности в части изменения учебных планов и модернизации учебных процессов были минимальными. При этом требовалось обязательное согласование и утверждение любых изменений или реализации научно образовательных инициатив на уровне соответствующих государственных ведомств. Жесткое государственное регулирование высшего образования препятствовало внедрению каких либо инновационных и креативных образовательных программ и подходов, но в то же время обеспечивало условия для устойчивого и стабильного развития учебных заведений без кризисов и социально экономических потрясений. Система высшего образования в целом была ориентирована на подготовку и повышение квалификации кадров высшей квалификации, способных 30 35 лет после получения диплома работать для решения задач соответствующей отрасли народного хозяйства. Плановый и индустриальных характер экономики определял условия для работы вузов, которые не конкурировали друг с другом, а выполняли учебные функции для определенных предприятий или ведомств. В условиях государственного планирования и однопартийной политической системы важнейшее значение приобретали личные связи руководства вузов с руководством страны, а также их способность обосновать важное и приоритетное значение своей научной и образовательной деятельности. При этом научные исследования преимущественно концентрировались в специализированных научно исследовательских институтах, как отраслевых, так и в государственных академиях наук. Таким образом, вузы нуждались в названиях, максимально полно характеризующих их профиль, чтобы сразу снимать вопросы от абитуриентов и представителей других государственных организаций. Длинные названия, сложные аббревиатуры и использование в качестве символики отраслевых характеристик знаков или контуров главного здания стали характерными для советских университетов, академий и институтов. Эмблема для высшего учебного заведения в целом не имела в советский период какого либо исключительного социального значения, но все равно пользовалась популярностью. Особое внимание уделялось выдаче нагрудных знаков с эмблемой соответствующего заведения студентам, выпускникам и 15 16 17 18 19 сотрудникам. Носитель подобных знаков демонстрировал принадлежность к некоторой профессиональной общности. Визуализация нагрудных знаков и официальных бланков для документов требовала наличия определенных символов, нередко приобретавших форму герба. Однако в условиях советской модели управления данная деятельность также была регламентирована и получала необходимые санкции на уровне соответствующих органов власти. Ярким примером является советская практика утверждения нагрудных знаков выпускников. 4 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены нагрудные знаки для лиц, окончивших государственные университеты. Знак в виде покрытого эмалью синего ромба в белой окантовке с позолоченными бортиками и наложенным изображением советского герба было положено носить на правой стороне груди ниже орденов и медалей СССР5. Ведомственные вузы получали соответствующие права на основании приказов своего ведомства. Например, Приказом по Министерству иностранных дел СССР от 17 июня 1959 г. был учрежден нагрудный значок для лиц, окончивших МГИМО. Глава Музея истории МГИМО И. А. Павленко отметил в интервью корреспонденту официального Интернет ресурса МГИМО, сотруднику Управления интернет политики Елене Котиковой, что в те времена все академические знаки имели стандартный вид герб СССР, символику вуза и его официальный цвет. В случае МГИМО был выбран оливковый, который символизирует мир, добрые намерения и открытое сердце. После распада СССР его герб сменился земным шаром с контурами материков. Оба таких значка каждый желающий может увидеть в экспозиции Музея, а теперь есть возможность ознакомиться и с документом, положившим начало замечательной традиции, объединяющий мгимовцев разных поколений 6. Действительно среди значков выпускников советских вузов доминировало присутствие герба СССР, некоторых атрибутов профессии специализации вуза, использовались определенный цвет, форма ромба и в некоторых случаях аббревиатуры или символы знаки вуза. Иначе говоря, в советской стране многое было стандартизировано, включая знаки выпускников вузов СССР. В дальнейшем решениями Совета Министров СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР приказ 123 от 8 апреля 196 1г. была установлена единая форма нагрудных академических знаков СССР. Вузы были разделены на восемь групп по специализации, а каждая группа имела типовой значок с определенным цветом и эмблемой. Синий цвет получили университеты без эмблемы технические вузы эмблема скрещенные ключ и молот и ветеринарные вузы эмблема чаша со змеей 20 2 1 22 23 Красный цвет имели юридические вузы эмблема раскрытая книга и медицинские вузы эмблема чаша со змеей Голубой цвет был у педагогических или библиотечных вузов эмблема раскрытая книга Темно бордовый был закреплен за вузами искусства с эмблемой лира, перекрещенная кистью и стрелой с оперением. И естественным цветом для сельскохозяйственных вузов был назначен зеленый цвет эмблема сноп пшеницы Очевидно, что отдельный интерес для исследователей и специалистов в области советской геральдики представляет вопрос о принятии соответствующих решений в СССР, но данная тема выходит за рамки статьи. Как уже отмечалось выше, вузы имели своей основной и приоритетной задачей обучение, подготовку и переподготовку специалистов по шаблонам и утвержденным регламентам. Научно исследовательская деятельность имела второстепенное побочное значение для советской профессуры и руководства вузов. Многие виды деятельности, являющиеся базовыми для университетской среды, осуществлялись в других заведениях и предприятиях. Фундаментальная наука концентрировалась в Академии наук СССР и прочих государственных академиях, которые имели значительное количество научно исследовательских институтов и центров. Прикладная наука преимущественно реализовывалась в отраслевых НИИ. Однако эти организации все равно принимали участие в подготовке ученых в рамках своих аспирантур, а посвящение в ученые осуществлялось в их диссертационных советах. В частности, как и у многих вузов, гербовый знак символ Академии наук СССР после реформы 199 1г. Российской академии наук представлял собой контур здания Кунсткамеры в Санкт Петербурге, которое по преданию и исторической традиции считается первым зданием отечественной Академии наук. Именно контур Кунсткамеры стал фактической эмблемой или логотипом для всех академических институтов и подразделений7. В настоящее время Российская академия наук имеет 3 зарегистрированных в начале 1990 х гг. товарных знака, использование которых разрешает на определенных соответствующим распоряжением условиях8. Гербовый знак Российской академии наук После распада СССР в 199 1г. и проведения радикальных социально экономических реформ Президент России Б. Н. Ельцин и Правительство Российской Федерации предприняли попытку полного отказа от государственного регулирования и государственного планирования с переходом на рыночную конкурентную экономику9. В подобных условиях многие высшие учебные заведения остались без гарантированного государственного финансирования. Государство разрешило также создание 24 25 26 27 28 29 частных негосударственных образовательных организаций, выдающих дипломы государственного образца. Между вузами началась острая конкуренция за студентов, способных самостоятельно оплачивать свое обучение. При этом высшее профессиональное образование стало рассматриваться как сфера услуг образовательных и выполнения определенных работ научные исследования и разработки, реклама и маркетинг товаров, разработка нормативно правовых документов, экспертиза, консалтинг и др Следует отметить, что руководство вузов достаточно быстро смогло перестроиться и перейти на рыночные рельсы. Крупнейшие и старейшие вузы обратились к своей университетской истории. Руководство и профессорско преподавательское сообщество запустили процессы возрождения дореволюционных традиций, что получило отражение и в официальной символике. Первый университетский герб появился в современной России в 199 1г. в Санкт Петербургском государственном университете. Автором создателем герба стал председатель Гильдии геральдических художников России Михаил Юрьевич Медведев, который взял за основу герб императорской Академии наук, дарованный императрицей Анной Иоанновной. По мнению руководства Санкт Петербургского университета, их Университет является единственный вузом России, который легитимно пользуется российским орлом в своем гербе на основе дореволюционной привилегии 10. Официальный герб Санкт Петербургского государственного университета На протяжении 1990 х гг. высшие учебные заведения постепенно трансформировались в университеты, но вместо образовательной, исследовательской, экспертно аналитической и культурно воспитательной миссии акцент смещался на оказание образовательных услуг и бизнес процессы. Данная тенденция получала отражение и в нормативно правовых документах, регламентировавших порядок деятельности учреждений высшего профессионального образования. Бизнес логика, которая получила массовое распространение, привела к оценке деятельности университетов по аналогии с деятельностью коммерческих компаний и корпораций. В результате, за незначительными исключениями, университетская символика стала рассматриваться в качестве фирменного корпоративного стиля включая даже регистрацию товарного знака Руководство университетов преимущественно рассматривало данное направление в рамках работ по маркетингу и рекламе, повышению 30 3 1 32 33 34 35 узнаваемости бренда Университета на рынке образовательных услуг. В результате основными исполнителями университетских заказов на символику стали не специалисты в области геральдики, а маркетологи и дизайнеры, которые разработали многочисленные логотипы и брендбуки. Одним из ярких примеров является создание эмблемы логотипа Российского государственного гуманитарного университета. В разделе сайта Отдела маркетинга и рекламы РГГУ сказано, что логотип РГГУ состоит из изображения, или символа, представляющего древо познания, что выражает стремление узнавать новое и готовность делиться знаниями аббревиатуры РГГУ с переплетенными буквами Г символизирующими исторические корни вуза полного наименования университета, написанного по кругу и символизирующего объединение людей и наук под сенью древа надпись по кругу соответствует традициям классических университетов мира и символа цветка с пятью лепестками, отбивающим начало названия от его конца Этот пример показывает попытку соединить европейские геральдические традиции с современными маркетинговыми технологиям. Официальный логотип Российского государственного гуманитарного университета Многие университеты даже не стали пытаться что либо делать в таком разновекторном направлении. Ранее уже отмечалось, что МГИМО заменил герб СССР на земной шар и добавил российский триколор, получив достаточно узнаваемый и яркий логотип товарный знак с понятным историко философским содержанием и обоснованием 12. Официальный логотип МГИМО В 2004 г. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова утвердил варианты флага и герба, а также принял гимн Университета. Об этом сообщил информационно новостной портал Новости МГУ им. М. В. Ломоносова Корреспонденты портала дали и официальное описание. На гербе снова появился образ Главного здания, под которым находится раскрытая книга в пурпурном переплете. В левом верхнем углу расположен двуглавый орел времен императрицы Елизаветы Петровны, увенчанный тремя золотыми коронами. В правой лапе орел держит скипетр, в левой державу. А на украшающей герб пурпурной ленте золотом начерчен девиз Наука есть ясное познание истины, просвещение разума 13. 36 37 38 39 40 Официальный герб МГУ им. М. В. Ломоносова По пути создания брендбука и масштабного внедрения фирменного стиля пошла Высшая школа экономики, специалисты которой в принципе ограничились стилизованным графическим изображением аббревиатуры своего Университета 14. Интересно отметить, что одним из товарных знаков Российской академии наук в 1994 году также стало переплетение заглавных букв из названия организации 15. Шифрование или визуализация аббревиатур названий научных и образовательных организаций пользовалось в 1990 е гг. популярностью. К советской традиции подчеркивания своей индивидуальности через изображение основного здания и аббревиатуры названия добавилась практика символической кодировки названия организации. Официальный логотип Высшей школы экономики Особым стимулом для поиска собственной университетской идентичности на мировом рынке образовательных услуг стала поставленная на государственном уровне задача по вхождению отечественных университетов в так называемый ТОП 100 университетов мира ведущие мировые рейтинги университетов 16. Руководство организаций высшего образования стало активно интересоваться мировым опытом, стараться следовать общим тенденциям. В период с 20 12 по 20 16 гг. наблюдался всплеск интереса к символике и визуальному представлению миссии университетов. В 20 20 12 гг. в Санкт Петербургском университете проводились работы по созданию уникального и узнаваемого фирменного стиля. В результате остро встал вопрос о гербе Университета, возможности его модернизации или упрощения. Дискуссии получили отражение в Интернете на различных форумах и в социальных сетях. Интересный и подробный анализ как университетской дискуссии, так и примеры изменения стилей в ряде ведущих университетов мира находим в статье Елизаветы Благодатовой и Сергея Слюсарева Герб СПбГУ менять нельзя оставить 17. Понимание, что средневековые геральдические традиции плохо отражают для современного общества цели и задачи университета, а также желание применить успешные маркетинговые технологии по развитию бренда и привлечению внимания к университету приводило многих к желанию отказаться от гербов, заменив их на логотипы и фирменный стиль. Однако во многих случаях традиции и консервативные взгляды оказались сильнее бизнес процессов. К разработке официальной символики, определению её концепции и визуализации стали привлекать лучших специалистов в области создания корпоративных стилей. Нередко среди них были и выпускники университета, 4 1 42 43 44 которые пытались найти гармоничное сочетание традиций и новаций в этой работе, в концентрированном виде выразить основные приоритеты и достоинства своего вуза. В частности, представляет интерес опыт Новосибирского государственного университета, созданного одновременно с Академическим городком и имеющего теснейшую интеграцию с научными институтами РАН, в настоящее время подведомственными Федеральному агентству научных организаций. На протяжении многих лет логотипом и условным гербом НГУ было графическое изображение главного здания их Университета, имевшего типовую для советской архитектуры форму. При создании новой символики Университета был проведен достаточно серьезный анализ, изучено общественное мнение выпускников и студентов, а также учтены стратегические приоритеты развития Университета 18. Логотип Новосибирского государственного университета В настоящее время массовое использование получила специализированная маркетинговая терминология айдентика, брендирование и тому подобное и применение различных опросов целевых аудиторий. В качестве примера можно привести мнение специалистов Московского городского педагогического университета, проводивших он лайн опросы своих сотрудников и студентов для выбора наиболее востребованного символа. Они задекларировали в вводной части своего анкетирования, что айдентика во всем многообразии её использования и эмблема герб отлично дополняют друг друга. Айдентика более уместна для решения рекламных, маркетинговых и визуальных задач, а герб напоминает о многовековых традициях университетской жизни и лучше работает для решения официальных задач 19. Таким образом, в современном общественном и профессиональном сознании понятие герб и логотип или символ Университета различаются и нередко противопоставляются. Термин герб действительно вызывает ассоциации с многовековыми традициями, берущими начало в средние века. Наличие герба как отличительного знака государства, города, сословия, изображаемого на флагах, монетах, печатях и пр., подчеркивает возможности широкой автономии Университета20. Герб в доиндустриальную эру высшего образования подчеркивал особый статус Университета вплоть до возможности ношения оружия, принятия собственных законов, иногда собственной внутренней валюты и так далее. Обычно герб даровался Университету высшей государственной властью с акцентом внимания на особое расположение и легитимность специального статуса внутри государства2 1 Герб в определенной степени напоминает о том, что Университет это не обычная компания по производству знаний или оказанию образовательных 45 46 47 48 услуг. Многие университетские процессы строятся не на принципах стандартизации и конвейера а на традициях и многолетних культурных кодах. Такая модель Университета подразумевает высокий уровень самоорганизации внутриуниверситетской жизни и сообщества, в котором профессора выступают в роли мастеров своей гильдии, студенты также представляют интересы своего сообщества, а все вместе они выбирают руководство Университета и определяют приоритеты развития своей Alma Mater. Само понятие мать кормилица подчеркивает специфику взаимоотношений между Университетом и профессиональными университетскими сообществами. Университет взращивает своих питомцев и создает условия для творческого роста личности, а только после этого получает от них состоявшихся и успешных профессионалов признательность и благодарность. Государственный академический университет гуманитарных наук, созданный в 1994 г. в качестве Республиканского центра гуманитарного образования, неоднократно менял названия22. При этом ГАУГН с первых дней существования опирался и функционировал на базе соответствующих по профилю научно исследовательских институтов Российской академии наук. Таким образом, не Наука приходила в высшее учебное заведение, а образование и подготовка специалистов стали реализовываться внутри ведущих научных организаций. Основного здания ГАУГН не имел как и не имеет до сих пор из за искусственных бюрократических барьеров но университетское сообщество в целом ассоциировало себя с новым зданием Президиума РАН в Москве. Такая концептуальная интеграция с РАН привела к появлению первого логотипа Университета, соответствовавшего имевшимся в то время представлениям. В центре было размещено изображение нового здания Президиума РАН среди москвичей здание носит название золотые мозги на ленте аббревиатура Университета, а по кругу его полное название без указания организационно правовой формы. Первый логотип ГАУГН В 20 13 20 14 гг. ГАУГН находился в достаточно трудном положении. Это было связано с реформой РАН, которая оказала колоссальное воздействие на всю научно образовательную экосистему Университета, все его базовые кафедры и базовые факультеты. В результате глобального внешнего вызова началась модернизация ГАУГН, который постепенно из внутриведомственного и достаточно закрытого образовательного клуба стал трансформироваться в полноценный гуманитарный Университет. В итоге ГАУГН, в полной мере осознавая себя Alma Mater для 49 50 5 1 52 53 значительного числа молодых ученых гуманитариев и профессионалов в сфере анализа больших массивов текстуального и визуального контента во многом вынужден учитывать современные требования мирового рынка образовательных услуг а также отечественной практики стандартизации и бюрократизации высшего образования. Поэтому ГАУГН помимо герба и девиза имеет также фирменный стиль включая логотип и прочие атрибуты современной образовательной корпорации. Однако основная концепция, сформулированная в гербе ГАУГН, используется во всей палитре маркетинговых технологий. Щит синего цвета означает защиту и стабильность, которую приобретают люди после получения высшего образования. Синий цвет традиционный цвет высшего академического образования. Два скошенных к центру серебряных стропила, соединяющиеся в верхней части вершинами, а в нижней части серебряным бруском, образуют букву А. Буква А означает начало любого гуманитарного знания, изучение алфавита начинается с этой буквы. При этом буква А обозначает и Академию наук, на базе институтов которой работает наш Университет. Золотой цвет означает золотые мозги являющиеся неофициальным названием нового здания Президиума РАН. При этом золотой цвет подчеркивает специфику Университета, специализирующегося на формировании интеллектуальной элиты социо гуманитарного знания. В качестве девиза ГАУГН была позаимствована фраза из Энеиды Mens agitat em Мысль двигает материю 23. Девиз подчеркивает роль и значение социо гуманитарного знания, без которого невозможно какое либо развитие и движение. Официальный логотип ГАУГН Герб ГАУГН После нескольких лет апробации и обсуждения решение об официальном утверждении герба и девиза ГАУГН было принято 18 января 20 18 г. на заседании Ученого совета ГАУГН24. Помимо анализа деятельности в сфере формирования университетской идентичности наших отечественных партнеров представляется целесообразным обратить внимание на опыт зарубежных коллег. При этом ключевыми зарубежными партнерами ГАУГН являются три Университета, представляющие не только разные регионы мира, но и разные традиции, подходы, практики. 54 55 56 57 58 59 60 6 1 62 Ключевые зарубежные Университеты партнеры для ГАУГН это Белорусский государственный университет, Кардиффский Университет Великобритания и Университет Окаяма Япония В БГУ было уделено огромное внимание разработке и внедрению в активное использование герба Университета. Герб был утвержден в 2000 г., а при его создании учитывались вековые геральдические традиции. Использование цветка папоротника имеет глубокое философское и символическое значение, отражающее миссию этого ведущего белорусского университета25. Герб Белорусского государственного университета Кардиффский университет претерпел значительные организационные трансформации на протяжении последних десятилетий и получил свой герб в 1988 г. в наследство от Колледжа Гербов после одного из слияний с Институтом науки и технологий. В итоге уэльский университет имеет и свой герб, и свои различные логотипы для рекламных кампаний26. Официальный герб Кардиффского Университета На другом конце евразийского материка в Японии не имели гербов на щитах, но также использовали особые символы для распознания своих и врагов на полях сражений. Университет Окаяма в итоге не имеет герба, но только эмблему, а в целом история университета во многом напоминает историю некоторых региональных университетов России. В настоящее время Университет позиционирует себя в качестве огромной образовательной и научной корпорации, действующей на благо развития экономики, культуры и науки27. Официальный логотип Окаяма Университета Наличие герба Университета является достаточно редким и исключительным явлением в современной мировой практике. Имеющие гербы Университеты отличаются многовековой историей. В основном доминируют логотипы и торговые знаки, что показывает активное включение системы высшего образования в индустриальную и постиндустриальную фазу своего развития. Обсуждение результаты 63 64 65 Обсуждение результаты Историческое и культурно философское изучение университетской геральдики и эволюции её корпоративной идентичности позволяет лучше понять не только духовно нравственное состояние профессорско преподавательского сообщества и интеллектуальных элит, но и в целом оценить государственно общественные трансформации, понять глубинные политические и культурные процессы, происходившие в ХХ столетии в нашей стране и в нашем обществе. Исследование не претендует на статус всеобъемлющего анализа всех фирменных стилей, символики и гербов существующих в Российской Федерации образовательных организаций высшего образования. Однако изучение истории и герба любого из высших учебных заведений России подтверждает некоторые выводы, сделанные на основе сформированной выборки. В советский период высшие учебные заведения фактически выстраивали образовательные программы по фабрично конвейерному принципу, а университеты и институты становились фабриками образования и или заводами научных исследований. В 1990 е гг. начались процессы возрождения многих дореволюционных традиций, но при этом система высшего образования в целом стала модернизироваться в евро атлантическом контексте. Большая часть вузов трансформировалась в образовательные корпорации, используя преимущественно бизнес модели, подходы и логику, в которой студент клиент или заказчик, привлекаемый через применение различных маркетинговых технологий. Лишь немногие образовательные организации идут по пути формирования университетской культуры с приоритетом на воспитание и наставничество отношения мастер ученик Необходимо подчеркнуть, что изучение гербов и логотипов Университетов позволяет не только и не столько дополнить картину современной геральдики, но дает представление о глубине историко культурной памяти и соотношении традиций инноваций руководства и профессорско преподавательского состава университетов нашей страны на рубеже XX XXI вв. Примечания 1Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии события 20 14 года. М. ГАУГН Пресс, 20 17. 2. В соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации 273 ФЗ от 29. 12.20 12 г. именно так теперь называются высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и прочих категорий обучающихся в сфере высшего профессионального образования. Статистика ВПО 1Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Электронный ресурс URL дата обращения 02.02.20 18 3. Российское историческое общество утвердило в 20 15 г. Историко культурный стандарт, в котором профессиональное сообщество сформулировало и обобщило ядро консенсус исторического знания по истории России. В результате были введены некоторые новые термины и понятия, соответствующие современным научным представлениям. Подробнее см. Историко культурный стандарт Официальный сайт Российского исторического общества Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 4 Эволюция идей о коммунизме и анализ практик построения коммунистического общества на протяжении всей истории и в разных странах см. Brown, Arсhie. The rise fall of сommunism. London, 20 10. 5. Академический нагрудный знак Википедия Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 6. Котикова Е. В Музее истории МГИМО пополнение коллекции. 12 января 20 10 г. Официальный сайт МГИМО Электронный ресурс URL дата обращения 13.0 120 18 7. Официальный сайт Российской академии наук Электронный ресурс URL дата обращения 13.0 120 18 8 Распоряжение ФГБУ Российская академия наук от 2 1ноября 20 17 г. 1000 10 878 Об упорядочении использования товарных знаков знаков обслуживания РАН 9. Эпоха Ельцина Очерки политической истории Батурин Ю. М., Ильин А. Л., Кадацкий В. Ф., Костиков В. В., Краснов М. А. предисл. Салмин А. М. М. ВАГРИУС, 200 0. Страница на официальном сайте СПбГУ от 15 апреля 20 15 г., 16674 просмотров на 13 января 20 18 г., что говорит о незначительном уровне общественного интереса к данной проблематике. См. URL https pr.spbu.ru simvolika gerb.html дата обращения 13.0 120 18 Официальный сайт Российского государственного университета гуманитарных наук Электронный ресурс URL дата обращения 13.0 120 18 12. Официальный сайт МГИМО Электронный ресурс URL дата обращения 13.0 120 18 13. У МГУ появился собственный герб Официальный сайт МГУ им. М. В. Ломоносова Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 14. Брендбук НИУ ВШЭ и логотипы Официальный сайт Высшей школы экономики Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 15. Товарный знак РАН. Номер регистрации 8720, дата подачи 30 июня 1992 г., дата регистрации 15 июля 1994 г. 16. Эта государственная стратегическая задача была закреплена в Указе Президента России В. В. Путина от 7 мая 20 12 г. 599 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки 17. Благодатова Е., Слюсарев С. Герб СПбГУ менять нельзя оставить Журнал Санкт Петербургский Университет Электронный ресурс URL дата обращения 2 10 120 18 18. См. подробнее НГУ новый логотип и не только Официальный сайт Новосибирского государственного университета Электронный ресурс URL дата обращения 2 10 120 18 19. Символика МГПУ. URL дата обращения 14.0 120 18 онлайн опросом, по итогам которого был выбран нолик в качестве основного знака этого молодого и динамично развивающегося университета. См. также История МГПУ Официальный сайт МГПУ Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 20. Соболева Н. А., Черных А. П. Государственный герб Большая российская энциклопедия Электронный ресурс URL дата обращения 14.0 120 18 2 1сoat of arms Wikipedia in English. URL дата обращения 14.0 120 18 22. История ГАУГН Официальный сайт Государственного академического университета гуманитарных наук Электронный ресурс URL дата обращения 2 10 120 18 23. Вергилий, Энеида, VI, 724, 27. 24. Протокол заседания Ученого совета ГАУГН 1от 18 января 20 18 г. 25. Символика. Общая характеристика герба Официальный сайт Белорусского государственного университета Электронный ресурс URL Дата обращения 13.0 120 18 26. History. сoat of arms Web site of сardiff University. URL Дата обращения 13.0 120 18 27. History. Web site of Okayama University. URL Дата обращения 13.0 120 18 University сoats of Arms Experienсe of Modern Russia D. Fomin Nilov The State Aсademiс University for the Humanities GAUGN Russian Federation, Mosсow Abstraсt In Soviet period, inspite of a wide spread of higher eduсation, higher eduсational institutions so сalled VUZ were developed, but not Universities. This form of organization aсtually reproduсed the industrial approaсhes in the field of higher eduсation. The universities were analogues of faсtories and plants, a speсial type of eduсational сonveyor The planned сharaсter of the сountry s eсonomy required a speсial approaсh in the sphere of higher eduсation. At the same time, despite of total unifiсation and standartization, University traditions were saved and developed in many organizations. After the сo pse of the USSR and the сo pse of the state planned eсonomy model in 199 1higher eduсation institutions and higher eduсation began to experienсe a diffiсu path of evolution and transformation into universities. The experienсe of modern Russia gives a unique material to speс sts dealing not only with the history of heraldry, but also with the history of soсial thought, the history of sсienсe and eduсation, the history of marketing etс. The author tries to analyze the main tendenсies that took plaсe in the last 25 years on the example of the heraldiс history of the State Aсademiс University for the Humanities GAUGN and its сlosest partners. Keywords history, eduсation, University, vuz, сoat of arms, emblem, flag, сorporate identity, logo, trademark, brand book, State Aсademiс University for the Humanities Publiсation date 28.02.20 18 сitation link Fomin Nilov D. University сoats of Arms Experienсe of Modern Russia Istoriya. 20 18. V. 9. Issue 2 66 Eleсtroniс resourсe Aссess for registered users. URL https history.jes.su s207987840002084 сirсulation date 17.03.20 19 Код пользователя 92 Дата выгрузки 17.03.20 19 URL http history.jes.su s207987840002084 Все права защищены. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Фомин-Нилов Д.В Гербы Университетов: опыт современной России (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |