| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Вопросы геральдики (2022) › Мусатов И.О. Геральдика как вид графической аналитики: на примере разработки герба села Любец | ||||||
Мусатов И.О.
Геральдика как вид графической аналитики: на примере разработки герба села Любец// Вопросы геральдики (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вопросы геральдики: сборник научных статей. М.: Клипарто, 2022. С. 128-136 Аннотация: В статье приведены рассуждения автора о практике применения аналитического метода при составлении герба на примере села Любец. Об авторе публикации/статьи: Мусатов Игорь Олегович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Мусатов И.О. Геральдика как вид графической аналитики: на примере разработки герба села Любец (2022)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 34007 знаков (с пробелами)
ГЕРАЛЬДИКА КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ГЕРБА СЕЛА ЛЮБЕЦ Игорь Олегович Мусатов геральдист, стратегический аналитик, igor.musatov gmail.сom HERALDRY AS A TYPE OF GRAPHIсAL ANALYTIсS BY EXAMPLE OF LYUBETS сOAT OF ARMS Igor Musatov, heraldist, strategiс analyst, igor.musatov gmail.сom В статье приведены рассуждения автора о практике применения анали тического метода при составлении герба на примере села Любец. Как общеизвестно, геральдика это историческая дисциплина, изучающая гербы, традиции их создания и правоприменения. Если оставить в стороне ту часть геральдики, которая отвечает за все сложности юридическо правовых ас пектов применения гербов, механизмы и правила их наследования, дарения и прекращения их действия, словом, если оставить в стороне все, что отвечает в геральдике за использование герба, за все действия с гербами, которые возни кают уже после того, как герб создан, то останется описательная и графическая составляющая геральдики. Создание герба, обоснование использования опре деленных техник, причины одобрения герба армигером это и есть, на мой взгляд, сферы применения графической аналитики составителем герба. Академическое значение термина аналитика расщепление целого на части очень хорошо объясняет то, что я называю графической аналитикой. Ос новную идею, которую должен будет транслировать создаваемый герб, по за думке составителя герба или его будущего владельца, зачастую разделяют на составляющие части и уже эти части комбинируют между собой для получения нужного эффекта. Причем такое разделение может быть продиктовано как необ ходимостью следования букве геральдического закона, так и намерением сде лать герб менее гласным, равно как и зашифровать в гербе большой объем ин формации. В то же время гласные гербы под этот метод не подпадают, если только в них нет двойного дна и скрытых смыслов. Использование метода графической аналитики позволяет геральдисту со здавать целые шифры и сложные ребусы, разгадка которых может сравниться с прочтением романа. Однако большой объем информации в рамках жестко ре гламентируемых правил, одновременно с необходимостью быть лаконичным и легко читаемым опознавательным знаком, делает процесс составления герба ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 129 больше похожим на программирование, чем на искусство на входе набор ос новных идей, которые должен вобрать в себя герб в качестве инструмента устоявшийся и повсеместно применяемый и однозначно интерпретируемый с определенными оговорками язык геральдического программирования на выходе работающий герб, который транслирует вложенные в него идеи. Из своего небольшого опыта составления гербов я знаю, как бывает сложно уложить все идеи в одну композицию из за неупорядоченности приходящих идей образов, которым буквально не хватает места на поверхности щита. А в случае, когда я все таки решаюсь разместить в гербе несколько фигур, отдель ной задачей может стать балансировка смыслов каждой из фигур для получения цельной комплексной картины, которая выглядит гармонично, и ни одна из фи гур не фокусирует внимание только на себе. Также я знаком и с радостным мигом озарения, когда символы складыва ются в одну понятную и лаконичную картину, которая не просто отсылает к названию населенного пункта или фамилии владельца герба, но несет в себе го раздо более глубокий смысл, зашифрованное послание. В геральдике при создании герба, как часто и в других жизненных ситуациях, верные ответы найти довольно просто, нужно лишь задавать правильные во просы. Цель данной статьи попытка описать и систематизировать собственный опыт поиска геральдических озарений, постановки геральдических вопросов и проиллюстрировать тезис о графической аналитике в геральдике на примере со здания герба для села Любец Ковровского района Владимирской области. Село Любец Владимирской области одно из множества тех мест на карте нашей обширной Родины, которое поражает с одной стороны своей древней ис торией, уходящей корнями в те времена, когда Русь только становилась государ ством, с другой стороны провинциальной скромностью, которая не позволяет обнародовать эту историю для широкой публики в силу распространенности мо тива и большого числа схожих примеров. Возраст села, согласно некоторым источникам, может достигать тысячи лет, а его относительная заметность на исторической арене связано с деятельностью Андрея Боголюбского. По одному из преданий, описанному в книге Сергея Ми хайловича Голицына Сказание о белых камнях в главе Откуда пошло село Любец свое название село получило непосредственно от Андрея Боголюб ского. Считается, что он плыл на ладьях вместе со своей дружиной вниз по Клязьме и остановился на ночлег под сосновым бором. Утром поднялся он на высокую гору, глянул вверх по реке, глянул вниз по реке, увидел на низком ле вом берегу Клязьмы черемуховые, осыпанные белым цветом рощи по гривам, увидел дальние лесные просторы И будто бы сказал он Любо мне здесь 1 По его велению построили на том месте сторожевой пост, а позднее основали 1Голицын С.М. Сказание о белых камнях. М., 1980. ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 130 монастырь, который в 1764 году был упразднен2. И остались после монастыря село Любец и церковь XVII века. Легенда правдоподобна, тем более, архивные документы подтверждают, что Андрей Боголюбский в 64 году проплывал вниз по Клязьме3. По другой версии Н.Н. Воронина, описанной у С.Н. Голицына, село получило свое название от переселенцев из древнего города Любеч это на Днепре, выше Киева. В 1097 году там проходил съезд враждовавших между собой князей, и Владимир Мономах безуспешно пытался их примирить4. Любец находится рядом с городом Ковров Владимирской области и устой чиво ассоциируется у местных жителей и ковровчан с красивейшей природой и рекреационной зоной. В настоящее время Любец это дачный поселок с менее чем двумя десятками постоянных жителей. На Рис. 1приведена фотография с типичным пейзажем села Любец преобладающие цвета лазурь и зелень, луга, лес, виднеется белая колокольня церкви. Рис. 1Пейзаж села Любец фото автора статьи Несмотря на столь древнюю историю, у Любца никогда не было собствен ного герба. Создание герба для села стало интересной задачей как раз из за 2 Березин В.Д., Добронравов В.Г. Историко статистическое описание церквей и приходов Вла димирской епархии. Владимир, 1893 1898. 3 РНБ. Ф. 550. Инв. 2 19. Лаврентьевская летопись 1377 г. Л. 8. 4 Голицын С.М. Сказание о белых камнях. М., 1980. ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 13 1 наличия обширного исторического материала, а также благодаря богатым при родным и культурным достопримечательностям окрестностей села. В ходе сбора и систематизации исторических данных из внешних источни ков, во время интервью и экскурсий, которые проводили местные жители, сфор мировалась основная идея, которую нужно было отразить в гербе природа и старина Также нужно было обыграть необычное и красивое название села и, по просьбе местных жителей, желательно было как то упомянуть в гербе церковь Успения Богородицы XVII века, памятник архитектуры федерального значения, который сохранился в селе5. Первой фигурой, которая сразу возникла как идея для герба Любца, а впо следствии и вошла в финальную версию, было стропило. Схожее формой с ки риллической литерой Л стропило намекает на первую букву в названии села. Кроме этого, стропило схематично показывает направление течения Клязьмы в окрестностях села, указывая на реку как на ключевой элемент истории поселе ния. Клязьма это и дорога, и кормилица благодаря реке и возникло село, по ней сюда съезжались переселенцы, торговцы река, богатая рыбой, кормила село и окрестности, любецкая стерлядь ценный деликатес поставлялась и на княжеский стол во Владимире, и на царский в Москве. Вдобавок к смысловой нагрузке стропило несет и композиционную функцию, визуально разделяя щит на две части верхнюю небесную и нижнюю земную, в которые можно поме стить соответствующие символы, отражающие основную идею герба. Стропило обременено фигурами стерлядей, которые указывают на разви тый в прошлом рыбный промысел Любца. Сама рыба стерлядь, царь рыба была выбрана для герба как символ роскошных яств, сытой жизни и смекалки, так как, чтобы изловить стерлядь, нужна сноровка и знания, поэтому местные рыбаки пользовались уважением среди своих коллег из соседних сел. Положе ние рыб, их направление к острию стропила в одну точку символ торговой ис тории села, его ярмарок, которые проводились здесь с XVII века и до 1930 х го дов и на которые стекалось до тысячи человек6. Для введения в композицию герба сохранившейся сельской церкви первой, самой простой идеей, которая витала в воздухе, была идея изобразить на щите саму церковь или ее колокольню, выполненную в характерном, хорошо узнава емом архитектурном стиле узорочье. Изображение церкви легко и однозначно решало бы вопрос с отсылками к глубокой истории села и его основной досто примечательности. От этой идеи пришлось отказаться ввиду неоригинальности подхода и одномерности смыслового ландшафта похожих церквей в России не сколько сотен, да и церковь как символ не отражает сегодняшних реалий села. Кроме того, что изображение зданий в гербах не приветствуется, церковь сильно 5 Земля Владимирская географ. словарь Под общ. ред. Н.И. Шишкина. Ярославль, 1984. 6 Там же. ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 132 утяжеляла бы композицию и смазывала бы символический фокус. Это могло вы звать вопросы Что это, герб монастыря Герб православной святыни или Белой Церкви В связи с этим было принято решение не привязываться к конкрет ному зданию церкви, а перейти на более обобщенный смысловой уровень, а именно к явлению, которому посвящена эта церковь, к Успению пресвятой Бого родицы. На Рис. 2 показан один из неудачных черновых вариантов пример перенасы щенной композиции отсутствие смысло вой доминанты, стереотипное изображе ние колокольни. В качестве символов Богородицы для герба были выбраны восьмиконеч ные звезды, которые изображаются на Ее челе и плечах в православной иконогра фии. Это восьмиконечные звезды осо бого вида, каждая из которых составлена из ромба и исходящих от него попеременно в виде лучей горностаевых хвости ков и остриев, закругленных в основании точные копии звезд с иконы Влади мирской Божьей матери, с которой неразрывно связано имя легендарного осно вателя села Андрея Боголюбского. Кроме того, в иконографии три звезды знаме нуют великое чудо Богородицы ее чистоту и невинность. В гербе Любца эти звезды символизируют саму Богородицу как заступницу всей Владимирской земли и непосредственно церковь Успения Богородицы. Также в качестве сим вола Богородицы были выбраны лазурь и серебро цвета, в которых должны обыгрываться восьмиконечные звезды. Одним из геральдических озарений, которые появились в процессе работы над гербом Любца, стало сочетание стропила, вектор которого направлен вверх, со звездами Богородицы, в чем можно увидеть символ вознесения Успения Однако самой яркой находкой в ходе работы над гербом стал ландыш Рис. 3 Ландыш является настоящим народным символом села. Ландыш настолько часто встречается в лесах Любца, что стал фактически нарицательным именем для окрестностей села рядом с селом есть лагерь отдыха Ландыш Местные жители и ковровчане прочно ассоциируют село с этим растением. Для них ассо циативная связь места с ландышем настолько предсказуема, что в первые не дели работы над гербом и после нескольких встреч и интервью с местными жи телями ландыш ни разу не упоминался. Идея включить ландыш в герб пришла Рис. 2. Один из первых проектов герба Любца ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 133 случайно во время очередного разговора со старостой села во время прогулки экскурсии по Любцу. При этом мы коснулись ландыша как бы вскользь А вот у нас еще ландыши есть это прозвучало так же буднично и обыкновенно, как небо у нас голубое, а трава зеленая Рис. 3. Ландыши в окрестностях Любца фото автора статьи Помимо самого цветка, удачным открытием стало и композиционное изоб ражение ландыша со сложенными в форме сердца листьями. Такая фигура ка жется идеальным для Любца символом любовь, красота, хрупкость, нежность понятия, с которыми ассоциируется природа у местных жителей и гостей, чув ства, которые испытывает человек, любуясь красотами села. Своей красотой и духовностью Любец притягивает творческих людей, черпающих вдохновение в окружающей природе и истории. В Любце жили и творили известные советские и российские писатели и художники, такие как сценарист известного во всем мире Ежика в тумане Сергей Козлов, художник график, член союза художни ков СССР Вячеслав Шляндин, писатель, который посвятил множество своих ра бот селу, член союза писателей СССР Сергей Голицын, в Любце Владимир Грам матиков снимал фильм Шла собака по роялю Кроме прочего, в христианской традиции ландыш связан с Богоматерью. Этот редкий цветок символ весны, жизни и чистоты. А сердце графический синоним понятия любовь что отсылает к названию села Любец. Целиком фигура ландыша с листьями в форме сердца говорит о селе как о месте любви, красоты, чистой, первозданной природы. Это сердце и жемчужина ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 134 Ковровского района. Целостный, говорящий образ, претендующий на место ос новного в композиции герба, который явно, но не напрямую отсылает к назва нию села, к его сущности и к значению для местных жителей. В качестве основных цветов герба я ограничивался тремя, которые в полной мере подходили для того, чтобы первоначальная задумка герба сработала. Лазурь цвет Богородицы. Основной цвет герба, отсылающий к историче ской связи Владимирской земли с образом Богородицы, а также к Андрею Бого любскому и церкви Успения. Также это реминисценция воды Клязьма и чистого воздуха, являющегося визитной карточкой Любца. Серебро традиционно символизирует чистоту, девственность, благород ство, безмятежную радость. Все эти качества являются отсылками и к Успению Богородицы, и к природным качествам села. Зелень символизирует землю, природные богатства, плодородие. Это цвет лугов и леса вокруг Любца, поймы реки Клязьма. Кроме природных качеств, зе леный цвет обозначает любовь, дружбу и изобилие. 2 13 2. 1 2.2 2.3 3. 1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4. 1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5. 1 5.2 Рис. 4. Композиции, попавшие в шорт лист ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 135 Определившись с основными фигурами и цветами, которые планировалось использовать в гербе, я составил шорт лист Рис. 4 из 24 композиций в различ ных сочетаниях, которые можно фактически разделить на 5 групп 1только лан дыш 2 ландыш и звезды Богородицы 3 ландыш, звезды и стропило 4 лан дыш, звезды, стропило и стерляди 5 ландыш и стерлядь в волнообразной око нечности. Каждая группа, в свою очередь, выполнена в трех цветовых вариантах основной лазури, основном серебре и трехцветном варианте с зеленью. Лично мне очень понравилась находка с ландышем, поэтому я и включил в шорт лист варианты, фокусирующиеся на этой фигуре. Однако жители села от дали предпочтение другому варианту 4.4 в шорт листе в котором присутствуют все вышеописанные фигуры и все три цвета. Графическая аналитика позволила мне комплексно подойти к задаче, кото рая была сформулирована так отразить в гербе природные богатства и древнюю историю села, упомянув сохранившуюся в селе церковь Успения Богородицы. Разложив задачу на составляющие, а те, в свою очередь, на еще более по дробные составляющие, я смог разработать графический конструктор, собирая который в различных вариантах мне удалось с помощью комбинаций создавать новые смыслы. Поодиночке каждая фигура имеет собственное значение, которое может быть связано с селом, а может и нет, а все вместе фигуры превращаются в само стоятельное произведение с совершенно новым и конкретным смыслом, кото рый полностью реализует поставленную задачу. При этом одна фигура может дополнять и усиливать смысл другой рядом стоящей фигуры стропило и звезды, стропило и рыбы Рис. 5. Принятый жителями герб Рис. 6. Герб Любца на въезде в село7 Рис. 7. Туристический логотип села Любец 7 Фото автора статьи. ГЕРАЛЬДИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 136 В результате при взгляде на герб Любца Рис. 5 который приняли жители села, перед нами открывается и географическая карта село находится на южном берегу Клязьмы, стропило повторяет изгиб реки вдоль северной оконечности села палитра характерных для данной местности оттенков биологический ат лас, отраженный в наиболее редких и ценных представителях местной флоры и фауны историческая ретроспектива села с основной достопримечательностью и ремеслом. А все вместе складывается в единый рассказ Любец древнее село на бе регу Клязьмы в окружении красивой и редкой природы находится под покро вительством древней истории и богатого культурного наследия. Своей красотой и древностью село привлекает людей и дарит им свои богатства от чистого сердца Блазон герба в лазоревом и зеленом стропильно разделенном поле поверх деления серебряное волнистое стропило, обремененное двумя сообращен ными лазоревыми стерлядями, каждой положенной в перевязь сообразно стро пилу, которое сопровождаемо вверху тремя одна и две восьмиконечными звездами особого вида, каждая из которых составлена из ромба и исходящий от него попеременно в виде лучей горностаевых хвостиков и остриев, закруглен ных в основании внизу серебряным ландышем с тремя цветками и двумя ли стами, загнутыми навстречу друг другу наподобие сердца. Отдельно хочу отметить, что малочисленность населения села пошла на пользу составлению герба местные жители при активном участии сельского ста росты включались в обсуждения по гербу, в полном составе принимали решение о финальной версии. Можно с уверенностью говорить о том, что герб Любца по лучился по настоящему народным Несмотря на то, что Любец не является самостоятельным муниципальным образованием, а входит в состав Новосельского сельского поселения Ковров ского района Владимирской области, и по этой причине герб Любца не может пройти государственную регистрацию, фактически герб используется местными жителями и даже представлен на въезде в село Рис. 6 По итогу из ландыша получился отличный логотип села Рис. 7 который также используется в тури стических целях. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мусатов И.О. Геральдика как вид графической аналитики: на примере разработки герба села Любец (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |