| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Геральдика Белоруссии › : Методические рекомендации по созданию некоторых официальных геральдических символов (Часть II) / 2015 | ||
Методические рекомендации по созданию некоторых официальных геральдических символов (Часть II)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь, сост. М.М. Елинская. Часть II. Утв. 28.08.2015 Аннотация: Настоящие Методические рекомендации определяют статус и виды официальных геральдических символов (ОГС), принципы и правила их создания, а также требования, предъявляемые к созданию ОГС специальных фондов Президента Республики Беларусь, государственных органов, их структурных подразделений и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных государственных организаций, а также республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, их союзов (ассоциаций) (далее, если не предусмотрено иное, – государственные и иные организации). Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 77413 знаков (с пробелами)
Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь от 28 августа 20 15 г. 5
Методические рекомендации Минск, 20 15 Составитель М.М. Елинская, консультант отдела использования документов и информации Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 1Общие положения Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 мая 20 12 года Аб аф цыйных геральдычных с мвалах и Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. 44 1Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь Настоящие Методические рекомендации определяют статус и виды официальных геральдических символов далее ОГС принципы и правила их создания, а также требования, предъявляемые к созданию ОГС специальных фондов Президента Республики Беларусь, государственных органов, их структурных подразделений и подчиненных входящих в состав, систему организаций, видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных государственных организаций, а также республиканских государственно общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, их союзов ассоциаций далее, если не предусмотрено иное, государственные и иные организации 1Под ОГС для целей настоящих Методических рекомендаций понимаются эмблемы, флаги, знамена, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки государственных и иных организаций. ОГС разрабатываются в целях решения задач геральдического обеспечения государственных и иных организаций, для визуального отличия одной организации от другой. 1Для учреждения ОГС государственной и иной организации необходимо провести обязательную геральдическую экспертизу в Геральдическом совете при Президенте Республики Беларусь далее Геральдический совет на предмет их соответствия требованиям, отвечающим проведению единой государственной политики в области учреждения и использования официальных геральдических символов. 1Изображения ОГС государственной и иной организации, положения о них и их описания утверждаются соответствующими государственными и иными организациями должностными лицами после получения экспертного заключения Геральдического совета о возможности учреждения этих геральдических символов. 1Учрежденные ОГС государственной и иной организации подлежат государственной регистрации в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь далее Геральдический регистр 1В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. 44 1Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь далее Департамент является регистрирующим органом, исполняет процедуру, связанную с подготовкой ОГС к обязательной геральдической экспертизе, их учреждением и государственной регистрацией и осуществляет ведение Геральдического регистра. 1Эмблема, флаг, знамя, нагрудный и опознавательный знаки образуют единый геральдический комплекс, который призван обеспечить узнаваемость государственной и иной организации, их статус и место среди прочих государственных и иных организаций. 2. ОГС виды, статус, назначение В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 мая 20 12 года Аб аф цыйных геральдычных с мвалах к ОГС государственной и иной организации относятся эмблема, флаг, знамя, штандарт, нагрудный и опознавательный знаки. 2. 1Эмблема лат. Emblema, от греч. emblema вставка, рельефное изображение символ, который утверждается для идентификации специальных фондов Президента Республики Беларусь, государственных и иных организаций и может служить основой для создания иных видов ОГС соответствующих специальных фондов Президента Республики Беларусь, государственных и иных организаций. Эмблема это условный, но однозначно трактуемый символический знак конкретного понятия или идеи, передаваемый посредством какого либо изображения. Например 12 3 4 5 6 Эмблемы 1Управления внутренних дел Гродненского облисполкома Справочно 2 Флаг символ, который служит для идентификации государственной и иной организации, может отражать исторические, географические, социальные культурные, топонимические и другие особенности соответствующей государственной и иной организации. Флаг изготавливается в виде полотнища с соблюдением установленных пропорций и может тиражироваться. Полотнище имеет определенную расцветку и правильную геометрическую форму чаще всего прямоугольную горизонтальную, реже вертикальную Флаг крепится и поднимается на древке или флагштоке настенном, фасадном, мобильном, стационарном, с баннерным плечом и т.п. Например 12 3 4 2 Знамя почетный официальный геральдический символ чести, доблести и славы, являющийся постоянной принадлежностью и реликвией государственных органов, иных государственных организаций. Представляет собой полотнище, изготавливающееся в единственном экземпляре. Например Знамя Следственного комитета Республики Беларусь
Знамя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Разновидностью знамени является Боевое знамя воинской части Вооруженных Сил Республики Беларусь далее Боевое Знамя Это официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции. Оно является свидетельством боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также принадлежности к Вооруженным Силам Республики Беларусь. Боевое Знамя служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества. Порядок вручения, выноса, хранения и содержания Боевого Знамени, а также порядок его замены и передачи на хранение в музей Вооруженных Сил Республики Беларусь определяются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь. Например 2 Штандарт особо почетный официальный геральдический символ соответствующего государственного органа, государственной организации их руководителей изготавливающийся в виде полотнища со специальными атрибутами в единственном экземпляре.
Например Штандарт Президента Республики Беларусь 2 Опознавательный знак символ, учрежденный для отображения информации о принадлежности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, специальной техники и иных объектов государственных и иных организаций. Служит для различения, узнавания, опознания. 3. Основные принципы и правила создания ОГС 3. 1Решение о создании и учреждении ОГС должно всегда исходить исключительно из собственных практических потребностей, необходимости широкого и разнообразного использования геральдических символов. Создавать и учреждать геральдические символы в тех случаях, когда отсутствуют конкретные и ясные практические потребности, нецелесообразно. 3 Эмблема государственной и иной организации является основным ее официальным геральдическим символом. На основе эмблемы, с использованием ее цветов, формы, основной композиции отдельных элементов и текстовой части, а также общего стиля строятся другие ОГС флаг, знамя, штандарт, нагрудный и опознавательный знаки При создании эмблемы, как основополагающего символа государственной и иной организации, следует руководствоваться несколькими принципами, которые должны неукоснительно соблюдаться. При соблюдении этих принципов, все прочие возможные недостатки можно исправлять в ходе окончательной доводки. Эти принципы следующие корректность простота запоминаемость индивидуальность привлекательный внешний вид. Соблюдение этих принципов при создании эмблемы делает ее уникальной. Например 12 3 Например Эмблемы 1Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь Простота эмблемы достигается за счет рационального использования минимального количества геральдических элементов и предполагает отсутствие в ней большого количества подробных и мелких деталей, сложных линий и т.п. Простая эмблема облегчает ее восприятие и запоминание среди большого количества эмблем и различных видов символики, а, следовательно, узнаваемость и возможность выделить ее в ряду других ОГС. Например 12 3 В эмблеме допускается, помимо рисунка использовать название организации, девиз, даты. Вариантов размещения рисунка и надписи относительно друг друга может быть несколько, однако наиболее распространёнными из них являются горизонтальное, вертикальное и круговое. Например 12 3 Достаточно часто встречается сочетание расположений надписей и применение различных шрифтов. Например 12 3 Круглые эмблемы или эмблемы, основой которых служит круг, являются одними из наиболее распространенных. Эмблемы круглой формы удобны, многофункциональны и легки для восприятия. Круг, сам по себе, весьма удобная основа для эмблемы, ибо символизирует бесконечность, вечность и целостность и может служить олицетворением для самого широко круга организаций с различными видами деятельности. 3 В современной вексиллологии Республики Беларусь практикой установлена наиболее распространенная форма флага государственной и иной организации прямоугольное полотнище с соотношением ширины и длины, как 12. Например 12 3 4 Флаг государственной и иной организации составляется с использованием цветов и символов эмблемы, соответствующей государственной и иной организации. При этом эмблема может использоваться полностью, либо частично, в виде только основных символов, либо в сочетании со вспомогательными элементами. 12 Проектирование флага может быть осуществлено методом трансформации эмблемы в плоскости, полосы, линии, соответствующие цветам эмблемы горизонтальные, вертикальные или иные полосы различной ширины в различных его частях сверху, снизу, в древковой или вольной части полотнища. Полосы на флаге могут быть различной формы прямые, волнистые, зигзагообразные, зубчатые и др. Дополнительным вариантом проектирования флагов является сочетание этих подходов, то есть использование и эмблем, и полос. Например 12 Неприемлемым с точки зрения вексиллологии считается использование реалистичных изображений, фотографий, графических спецэффектов и прочее. 3 Знамя, как один из видов вексиллологического комплекса, должно моделироваться по принципу создания флагов, с учетом особенностей деятельности государственного органа или государственной организации. Знаменный комплект представляет собой двустороннее полотнище с атрибутами древка, навершия, лент, шнуров, кистей, тесьмы, бахромы, скобы, подтока и др 3 Нагрудный знак государственной и иной организации составляется при необходимости с использованием цветов и символов эмблемы, соответствующей государственной и иной организации. При этом эмблема может использоваться полностью, либо частично, в виде только основных символов, либо в сочетании со вспомогательными элементами. В отличие от флага допускается иная изография символов и элементов, трансформация цветов в металлы с учетом законов фалеристики, эстетики, технологи производства. Например 12 3 4 5 6 7 Изображение нагрудного знака государственной и иной организации не должно напоминать государственные награды Республики Беларусь и превышать их размеры, а также иметь сходные с ними наименования. 3 Условная штриховка шафировка 3 При создании ОГС государственной и иной организации следует помнить, что каждый цвет в символике имеет свою трактовку и значение, а также ему придается особый смысл. Причем, расшифровка цвета в различных культурах может различаться до прямо противоположного. В белорусской геральдике и символике склоняются к трактовке цветов, которую предложили французский геральдист XVII в. П.Асельм и русский геральдист XIX в. А.Б.Лакиер Цвет Трактовка цвета по П.Ансельму Трактовка цвета по А.Б.Лакиеру Например 12 3 В изображении ОГС государственной и иной организации допустимы и другие цвета например, натуральный и коричневый цвета а также цвета, характерные для некоторых организаций, сложившиеся исторически ведомственные корпоративные цвета. Например 12 3 4 5 6
4. Требования к ОГС государственных органов 4. 1Требования, предъявляемые к изображению ОГС 4. 1ОГС должны быть выдержаны в строгой конфигурации, соответствующей конкретному ее виду. 4. 1Каждый экземпляр ОГС размещается на отдельном листе бумаги формата А 4. 4. 1Цветное изображение ОГС и изображение с передачей цветов условной штриховкой шафировкой должны быть идентичны по размеру и составлять 100 120 мм в высоту или в ширину у эмблемы и опознавательного знака, 100 120 мм в ширину у флага, 30 35 мм у нагрудного знака без учета колодки. 4. 1Качество цветного изображения ОГС должно соответствовать следующим требованиям рисунок четкий, контурный, без специальных компьютерных эффектов. Допускаются неконтрастные градиентные заливки металлов золото серебро 4. 1Цветное изображение нагрудного знака должно быть изображено в двух масштабах 2 1и 4. 1Все элементы в ОГС должны представлять собой стилизованные изображения. Изображение натуральных элементов не допускается. 4. 1В эмблеме должно быть соблюдено соответствие шрифта и основной композиции профилю деятельности государственной и иной организации. 4. 1ОГС в целом и их элементы должны принципиально отличаться как от зарегистрированной, так и исключенной из Государственного геральдического регистра символики. 4. 0. Использование в ОГС общественного объединения, политической партии, профессионального союза изображений государственной символики Республики Беларусь и других стран мира не допускается. 4. Использование в ОГС общественного объединения, политической партии, профессионального союза официально утвержденных статьей 4 Закона Республики Беларусь от 12 мая 2000 года 382 З Об использовании и защите эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла отличительных сигналов, а также наименований Красный Крест Красный Полумесяц Красный Кристалл изображения Красного Креста, а также наименования Красный Крест кроме Белорусского Общества Красного Креста, не допускается. 4. 2. Не допускается использование в ОГС общественного объединения, политической партии, профессионального союза слов Республика Беларусь Беларусь белорусский национальный народный академия если иное не определено Президентом Республики Беларусь. 4. 4. ОГС в целом и их элементы должны в полной мере соответствовать сути и идеям, которые заложены в уставных документах государственных и иных организаций. 4. 5. ОГС государственных и иных организаций должны отличаться от ОГС других государственных и иных организаций, созданных или ликвидированных в установленном порядке в Республике Беларусь, не противоречить актам законодательства, а также не нарушать права на интеллектуальную собственность. 4. 6. Использование изображения Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь при создании ОГС государственных и иных организаций осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. О государственных символах Республики Беларусь 4. 7. В связи с использованием ОГС как средства идентификации принадлежности к Республике Беларусь надписи в ОГС государственных и иных организаций выполняются, как правило, на белорусском языке. 4 Требования, предъявляемые к визуальным и семантическим описаниям ОГС 4 2. Визуальное описание и изображение должны быть взаимозаменяемы. 4 3. Визуальное описание по своей структуре должно содержать информацию о расположении и цветовом решении элементов, входящих в изображения ОГС. 4 4. Семантическое описание ОГС далее семантическое описание должно раскрывать смысл изображения, размещение и цветовое решение его элементов, а также указывать мотивы, которыми руководствовались разработчики, выбирая тот или иной сюжет. 4 При наличии в эскизах надписей, сделанных на иностранных языках, в семантическом описании указывается перевод этих надписей на один из государственных языков Республики Беларусь. 4 В случае если в семантическом описании приводится не общеизвестная, либо спорная информация, в тексте должна быть приведена точная ссылка на источник информации. 4 Семантическое описание не требуется в тех случаях, когда эскиз либо его элементы сами раскрывают суть, принципы и идеи политической партии, профессионального союза, иного общественного объединения, государственной и иной организции. 4 Пункты, которые должны быть отражены в положении об ОГС эмблема, флаг, нагрудный и опознавательный знак 4 В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 мая 20 12 г. Аб аф цыйных геральдычных с мвалах в положения о нагрудном знаке должны быть указаны следующие пункты 4 В обосновании необходимости учреждения ОГС государственных и иных организаций указываются нормативные правовые акты, на основании которых учреждается ОГС. Это 4 В обосновании необходимости учреждения ОГС государственных и иных организаций указываются причина и мотивы учреждения ОГС. 5. 1ОГС эмблема, флаг, знамя, штандарт, нагрудный и опознавательный знаки государственной и иной организации разрабатываются государственными и иными организациями самостоятельно. 5 Для создания ОГС государственная и иная организация может привлекать художников, дизайнеров, консультироваться с другими специалистами. 5 Первоначальный этап работы по созданию ОГС государственной и иной организации включает выработку концепции ее содержания, которая предполагает выбор сюжета, цвета цветов использования фигур, текста, их взаимного расположения. Причины и мотивация выбора композиции эмблемы излагаются в семантическом описании. 5 Разработка ОГС государственной и иной организации включает в себя подготовку проектов цветного изображения ОГС, изображения ОГС с передачей цветов условной штриховкой шафировкой положения об ОГС, описание ОГС, обоснование необходимости учреждения ОГС. 5 Для проведения обязательной геральдической экспертизы в Геральдическом совете государственная и иная организация направляет на имя директора Департамента следующие документы 5 Эскизы ОГС должны быть подготовлены на бумажных носителях и в электронном виде и выполнены в программе векторной графики, например, Adobe Illustrator 5 Геральдический совет для решения возложенных на него задач запрашивает в установленном порядке от государственных и иных организаций, необходимые материалы историческую справку, официальное толкование изображения и др 6. Принятие решения об учреждении ОГС государственной и иной организации и регистрация 6. 1Геральдический совет вправе принять одно из следующих заключений 6 После получения заключения Геральдического совета государственные и иные организации должностные лица учреждают ОГС в соответствующими правовыми актами. 6 В соответствии с подпунктами 3 и 3 пункта 3 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь политическим партиям профессиональным союзам, иным общественным объединениям, их союзам ассоциациям республиканским государственно общественным объединениям после экспертизы их ОГС в Геральдическом совете необходимо уплатить государственную пошлину в республиканский бюджет за внесение символики в Геральдический регистр. РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ 6 После учреждения государственной и иной организацией своего ОГС и положения о нем, ОГС вносится в Государственный геральдический регистр. 6 Государственной и иной организации выдается свидетельство о государственной регистрации ОГС с индивидуальным номером и датой внесения в Геральдический регистр. 1Нагрудные знаки регистрируются после их промышленного изготовления, передачи в двух экземплярах каждого нагрудного знака в Департамент и государственное учреждение Национальный исторический музей Республики Беларусь 6 После получения свидетельства о государственной регистрации ОГС государственной и иной организации он может использоваться в соответствии с положением о нем. 6 ОГС государственной и иной организации, которые учреждены с нарушением требований законодательства, считаются недействительными. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Методические рекомендации по созданию некоторых официальных геральдических символов (Часть II) (2015)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |