Санкт Петербург
ДЕТСТВО ПРЕСС
20 19
Г. В. Калашников
ГЕРБЫ И СИМВОЛЫ
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГЕРБА
ББК 74.200.50
К 17
Калашников Г. В.
К 17 Гербы и символы История российского герба. Альбом демонстрационных картин. СПб.
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС 20 19. 32 с., цв. илл.
ISBN 978 5 907 106 29 1
В альбоме представлены российские гербы с XIV века до наших дней, изложена краткая история
российских гербов и символов. Тексты написаны доступным для детей языком, а так же предоставле
на дополнительная информация для педагогов и родителей. Знакомясь с историей Российского герба,
дети получат представления и об основных вехах отечественной истории и познакомятся с интересней
шей наукой геральдикой. Издание предназначено педагогам ДОО, родителям старших дошкольников.
ISBN 978 5 907 106 29 1Г. В. Калашников, 2006 Оформление, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС 20 18
3
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Настоящая книжка посвящена российскому государственному гербу и его истории, а также гербам
двух российских столиц Москвы и Санкт Петербурга. Вести занятия о гербах на первый взгляд не
легко, так как геральдика хотя и является одной из самых простых для усвоения областей человеческо
го знания, требует, однако, умения обращаться с отдельными абстрактными понятиями, не сразу ясны
ми для ребенка.
Разберемся прежде всего с вопросом, что же такое герб и для чего он нужен. Герб это назва
ние владельца, выраженное с помощью средств, доступных зрительному восприятию. Именно так.
Герб и название одно и то же. Только название обозначает владельца средствами языка слова
ми, а герб средствами изобразительными цветами и фигурами. Языки слов многочисленны в мире,
и даже в родном языке названия стран и городов порой сложно произносятся и еще сложнее запоми
наются. Язык гербов язык фигур и цветов интернационален и не имеет границ запоминаемости.
Нормальный человек знает 5 7 тысяч, а активно оперирует примерно 3 тысячами слов своего родно
го языка. Количество же зрительных образов, которые мы способны запомнить, не поддается исчисле
нию оно громадно. Около 80 информации человек воспринимает зрительно и только 20 15
часть с помощью слуха и других чувств.
Из этого свойства человеческой психики и памяти запоминать зрительные образы и родились
гербы. Соответственно сути того, чем является герб изобразительным именем определяется и задача
герба обозначать своего владельца, отличать его от других совершенно та же, что у названия С этой
функцией геральдики отличать свое от чужого ребенок сталкивается уже в самом раннем возрас
те и в подавляющем большинстве случаев сразу и вполне успешно начинает практически ее использо
вать. Мы ведем речь о принятой повсеместно в детских дошкольных заведениях системе обозначения
чего то принадлежащего детям например, шкафчиков для одежды, крючков для полотенец, стульев и
т. п. символическими картинками овощей, фруктов, грибов, зверюшек, вагончиков и т. д Такая кар
тинка служит знаком различия то есть тем же самым, что и герб
Ничто в мире не статично. Все живое меняется с течением времени, и лишь мертвое неизменно. Гер
бы неразрывно связаны с теми, кто ими владеет, и пока владелец живет, а значит, меняется с течени
ем времени, живут и меняются гербы. Следовательно, разговор о гербе невозможен без разговора о его
владельце в нашем случае, когда речь идет о гербе государственном, без разговора о России и ее
истории. Таким образом, тема гербов неизбежно выводит нас на темы более широкие, а значит, и зна
чение книжки немного расширяется и сводится к тому, чтобы через знакомство с гербом попытаться
познакомить детей еще с целым рядом событий и явлений жизни. Не тщим себя надеждой, что малы
ши запомнят все, что здесь написано. Но если удастся немного развить кругозор ребят, увлечь их раз
нообразием жизни и дать понять, что на свете есть история то есть плавное развитие всего сущего с
течением времени то это уже будет совсем немало.
Для возможного облегчения понимания детьми все тексты излагаются в стилизованной манере, не
ком подобии сказки. Поскольку сказка есть та же история только происходящая с вымышленными пер
сонажами в вымышленном мире постольку и подача исторических сведений в псевдосказочной ма
нере кажется нам едва ли ни единственной, способной претендовать на какой то успех. Местами хотя
такие места редки сделаны попытки ввести в текст элементы заострения внимания, игры вопросы,
предложения что то разглядеть, о чем то высказать предположения. Если удастся в ходе работы с деть
ми увеличить количество таких игровых моментов, это будет совершенно замечательно. Пусть ребята
высказывают самые фантастические идеи, видят то, чего в гербе нет и быть не может, наша задача
научить их узнавать двуглавого орла, а это достигается тем, что на этом знаке нужно как можно боль
ше раз и в как можно большем разнообразии форм заострить их внимание.
Мир гербов, мир геральдики глубок, многообразен и захватывающе интересен. Но наша книжка
лишь первый маленький шажок в этот завлекающий мир, и если малыши смогут сделать его с интере
сом, то автор сочтет себя величайше награжденным за свои труды.
Учебное издание
Калашников Глеб Вадимович
Гербы и их символы История российского герба
Главный редактор С. Д. Ермолаев
Редактор Н. С. Кожина
Корректор Н. И. Григорьева
Художники Р. И. Маланичев, М. В. Коротай
Дизайнер Ю. Б. Кулевич
Верстка А. В. Шакиров
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС 197348 СПб., а я 45. Тел. 8 12 303 89 58
E mail detstvopress mail.ru
www.detstvo press.ru
Представительство в Москве МОО Разум 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34.
Тел. 499 976 65 33
E mail razum34 gmail.сom
www.raz um.ru
Служба Книга почтой
ООО АРОС СПб 192029, Санкт Петербург, а я 37
Тел. 8 12 973 35 09
E mail arosbook yandex.ru
Подписано в печать 27.09.20 18.
Формат 60 18. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 4,0.
Тираж 1000 экз. Заказ
Отпечатано в типографии ПК Эталон 198097, Россия, г. Санкт Петербург, ул. Трефолева 2БН, тел. 8 12 603 76 25