| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Символика зарубежных стран › : Елохин К.А. Инкская корона маскапайча в эмблематике Колониального Перу / 2017 | ||
Елохин К.А.
Инкская корона маскапайча в эмблематике Колониального ПеруБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: [Электронная публикация] Электронный научнообразовательный журнал «История». 2017. T. 8. Выпуск 1 (55) URL: http://history.jes.su/s207987840001699-7-1-ru Аннотация: Несмотря на то, что геральдике инков в отечественной историографии посвящено несколько работ, остаётся целый ряд проблем, требующий исследования. Например, регалии верховных правителей инков, одна из которых, налобное украшение, использовавшееся как корона, называвшаяся маскапайча (mascapaycha). По замечанию испанского историка и хрониста, очевидца описываемых им событий, исполнявшего обязанности счетовода у одного из братьев Писарро, Аугустина де Сарате (Agustín de Zárate, 1514–1560 гг.) сделанном в 1555 г., она представляла собой шерстяную окрашенную кисточку. Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 110455 знаков (с пробелами)
Елохин К.А. к.и.н. м.н.с. ИВИ РАН Инкская корона маскапайча в эмблематике Колониального Перу Елохин К.А. Инкская корона маскапайча в эмблематике Колониального Перу Электронный научно образовательный журнал История 20 17. T. 8. Выпуск 155 Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL http history.jes.su s20798784000 1699 7 1ru дата обращения 10.06.20 17 DOI 10. 18254 S000 1699 7 1 Elokhin K. Masсapayсha in Emblematiсs of the сolonial Peru. Istoriya. 8. 155 20 17 DOI 10. 18254 S000 1699 7 1 В основе данной статьи лежат два доклада, прочитанных в Центре гербоведческих и генеалогических исследований ИВИ РАН и на кафедре вспомогательных и специальных исторических дисциплин Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ. Несмотря на то, что геральдике инков 1в отечественной историографии посвящено несколько работ 2, остаётся целый ряд проблем, требующий исследования. Например, регалии верховных правителей инков, одна из которых, налобное украшение, использовавшееся как корона, называвшаяся маскапайча masсapayсha По замечанию испанского историка и хрониста, очевидца описываемых им событий, исполнявшего обязанности счетовода у одного из братьев Писарро, Аугустина де Сарате Agust n de Z rate, 15 14 1560 гг. сделанном в 1555 г., она представляла собой шерстяную окрашенную кисточку 3. Отметим, что маскапайча наследника, по сравнению с красного цвета маскапайчей верховного правителя инков Сапа Инки, была меньшего размера и жёлтой 4, и в геральдике на известных нами гербах в т.ч. и не приведённых в данной публикации не встречалась. Мы исходим из того, что под маскапайчей следует понимать весь головной убор верховных инков, состоявший из головной повязки льяуто, плюмажа, и налобного украшения в виде кисточки унанча unanсha 5. Многие из регалий инков приобрели геральдический характер, став гербовыми фигурами в существовавших в действительности гербах инков, это церемониальная туника унку 6, церемониальное оружие напоминающее европейскую алебарду кункакучуна7, головная повязка льяуто, шлем чуку, маскапайча. 1Инка титул знати в стране инков Тауантинсуйю Tahuantinsuyu представлявшей собой некую этнокультурную общность. Помимо инков по крови, многочисленных потомков верховных правителей, существовал слой инков по привилегии людей иного происхождения, получивших право называть себя инками, носить их одежду и другие регалии за какие либо заслуги. См. Берёзкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., Наука, 199 1С. 7. 2 Елохин К.А. Этапы развития инкской геральдики Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 16 апр. 20 16 г. редкол. Ю.Э. Шустова отв. ред. и др. Рос. гос. гуманитар. ун т, Ист. арх. ин т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. Рос. акад. наук, Ин т всеобщ. ист. М. Аквилон, 20 16. С. 2 14 2 15 Он же. Инкские флаги времён Конкисты Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 132 137 Он же. Воображаемая геральдика инков XVI века Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 137 143 Он же. К вопросу об изображении наследственных регалий в парадных портретах инков XVIII в. Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 143 149. 3 Z rate A. de. Historia del desсubrimiento y сonquista del Peru B oteсa peruana primera serie. T. II. Lima, 1968. P. 136. 4 Inсa Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra de sus vidas y сonquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republiсa, antes que los Espa oles passaran a el. Lisboa, 1609. Parte I. Libro I. сap. XX P. 2 1 5 Z rate A. de. Op. сit. P. 163. Иезуит Диего Гонсалес Ольгин трактует сложный семантически насыщенный термин унанча как какой либо знак, штандарт, инсигния, герб Qualquiera se al, estandarte, ynsignia, esсudo de armas См. Gonz les Holguin D. Arte y Voсabulario de la lengua general del Per сiudad de los Reyes, 1608. P. 23 1 6 В гербе Фелипе Гуакрапаукар исп. Felipe Guaсrapa сar о нём см. Medelius M., La Puente Luna J.с. de. сuraсas, bienes y quipus en un doсumento toledano Jauja, 1570 HISTORIсA. XXVIII.2 2004 P. 35 82. Его герб впоследствии стал муниципальным гербом г. Уанкайо исп. Huanсayo см. Esсudo de Huanсayo Huanсayo Per La mayor informaсi n de la сiudad inсontrastable электронный ресурс Режим доступа URL http www.dehuanсayo.сom esсudo de huanсayo дата обращения 08.04.20 16 7 Например, в гербе семейства Айавири в Верхнем Перу в провинции Чаркас во времена страны инков существовал мощный союз племён Чаркас, Чуи, Чичас и др., возглавляемый правителем из народности Чаркас из Гербы, наряду с европейской одеждой, являли собой чёткое и зримое понимание подчинённости инков конкистадорам, в первую очередь на эмблематическом уровне, несмотря на это, в быту инки размещали гербы на посуде, носили напоминающие тунику традиционную одежду инкских верховных правителей унку с родовыми гербами, что делало её неким подобием гербовой котты, которая также известна в церемониалах вице королей Перу. В отличие от существовавших в действительности гербов инков, их воображаемые гербы демонстрируют разнообразное оружие, что для настоящих гербов инков не характерно. Роль плюмажа в гербах верховных инков 8 и гербовые фигуры их шлемов уже исследованы, мы же сосредоточимся на фигуре маскапайчи. Инкская геральдика известна с тридцатых годов XVI в.9 и существует до сих пор. В те же годы появилась и муниципальная геральдика гербы были пожалованы городам Куско, Хаухе, Лиме, Пиюре и другим. Пожалование гербов индейской знати, и признание её таковой, не было из ряда вон выходящим явлением, т.к. это случилось буквально через несколько лет, после открытия Нового Света. рода Айавири Койсара Ayaviri сoysara Отметим, что представители этого союза племён считались лучшими воинами инков, их правители при формальном владычестве инков, сохранили все свои привилегии. На уровне инсигний правители союза получили от инков право на ношение зонта из перьев, рубашки, вышитой золотой нитью, и сосуда в виде кокоса из серебра для ритуальных возлияний. См. otorgado por el Inka llevaba quitasol de plumas y reсib a сamisetas сon hilos de oro y сoсos de plata para que bebiera см. Arze S., Medinaсeli X. Im genes de identidad y poder. El esсudo de los Ayaviri сoysara, Mallkus de сharkas Etniсidad, Eсonom a y Simbolismo en los Andes. II сongreso internaсional de etnohistoria. сoroiсo. Institut fran ais d tudes andines, HISBOL, Soсiedad Boliviana de Historia. A o de ediсi n 1992. Publiсaсi n en OpenEdition Books 29 junio 20 14. P. 2 236 электронный ресурс Режим доступа URL http books.openedition.org ifea 2303 lang es дата обращения 29.08.20 15 абз. 12. Несмотря на то, что территория союза была разделена конкистадорами на три провинции, правящий род сохранил власть над своей народностью. Поэтому касик Хуан Айавири Койсара Juan Ayaviri сoysara в 1599 г. был пожалован гербом, см. Quesada J Paseo geneal giсo por la Argentina y Bolivia. Buenos Aires, 2006 485. Нам интересно здесь то, что его наследники также были связаны с инками по женской линии, конкретно с потомками Паулью Инки, см. Ibid. P. 486. Герб наследовался по мужской линии, и элементы родовой инкской потомков Уайна Капак в нём отсутствуют. Однако в гербе чётко прослеживается стремление приобщиться к инкам, хотя бы на эмблематическом уровне, так, фигура индейца выглядит как инка, и целую четверть герба занимают расположенные в шахматном порядке квадраты, элемент, который обыкновенно использовался в украшениях инкского текстиля. Имеется блазон этого герба XVIII в., но цвет одежды щитодержателя и оружия не указанны щит разделён на четыре четверти. В первой четверти в зелёном поле голова индейца, отрезанная посередине шеи, которую держит за волосы рука. Горло забрызгано каплями крови. Во второй четверти в синем поле зелёная птица наложенная на жёлтое солнце с жёлтыми и красными лучами по кругу. В третьей четверти пять белых квадратов в шахматном порядке в синем поле. В четвёртой четверти в зелёном поле лев с очень маленькими белыми и чёрными пятнами и языком. Далее описывается кайма над щитом индеец, раскрашенный как Инка, с повязкой на голове с пятью цветными перьями. Справа от щита рукоять оружия с зелёными перьями. У их подножия присутствуют несколько фигур как пирамиды и одна как башня, и рука, держащая дерево и над ней фигура как цветок, и над цветком боевой топор, и вместе с ним другие картинки разного цвета, и в части под ней стрела, которая входит в поле с квадратами. Справа на кайме другая картинка как пирамида, с другой как башня. И рука, которая держит лук и пять стрел. И выше лука другая стрела, входящая в поле с птицей. И другая стрела ниже лука входящая в поле со львом. Снизу щита характерные перья, и весь щит в жёлтом поле. См. Un Esсudo сon quatro quadros que en el uno de s ala parte isquierda est una сabesa de Indio сortada por la mitad de la garganta y una mano que la tiene assidos los сave s y esta en сampo verde, y de la garganta salpiсadas gotas de sangres y en el otro que est abajo de este est n sinсo asientos de agedres blanсos en сampo asul y en el otro quadro de la mano dereсha esta un pajaro de сolores verde, amari y сolorado ensendido y muсhos rrayos a la redonda a manera de mas, el qual en сampo asul, y en el otro abajo de este esta un le n en сampo verde сon pintas blanсas y negras por el сuerpo mui peque as y la lengua de fuera y ensima de este esсudo esta un Indio сomo Inga pintado hasta los hombros сon una toсadura en la сavessa y sinсo plumas сoloradas ensima de la сavessa en el dereсho de la frente сon otras plumi s verdes a el pie de e s y por orlas a la mano isquierda est n unos сomo pir mides y una сomo thorre y una mano que tiene un rbol y ensima de el una сomo flor, y enсima de la flor una haсha de armas y junto a e otras pinturas de diferentes сolores y de la parte de abajo una saeta que entra al quadro del esсudo de asientos de agedres y a la parte dereсha en lugar de la orla esta otra pintura сomo pir mide сon otra сomo torre y una mano que tiene un arсo y sinсo saetas y por la otra parte de arriba del arсo est otra saeta que entra al сuadro del Paxaro y otra a la de abajo que entra al quadro del le n y en el rremate del esсudo de la parte de abajo salen unos rrasgos a manera de plumas y todo el esсudo est heсho en сampo Amari Цит. по Ibid. P. 485. 8 Bouysse сassagne T. Si votre plumage signes d identit signes de pouvoir сhez les Inсas Thomas сalvo A., Musset A. Des Indes Oссidentales L am rique Latine. Volume 2. P. 5 15 542 сentro de estudios mexiсanos y сentroameriсanos. Publiсaсi n en OpenEdition Books 24 abril 20 13 электронный ресурс Режим доступа URL http books.openedition.org сemсa 2 120 дата обращения 02.04.20 16 9 Елохин К.А. Примирение испанцев и инкской знати в Куско сквозь призму геральдики Электронный научно образовательный журнал История 20 15. T Выпуск 44 Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL http history.jes.su s20798784000 1389 6 1дата обращения 04.04.20 16 DOI 10. 18254 S000 1389 6 1 Первые гербы были пожалованы вождям индейских племён на островах Эспаньола совр. Гаити и Куба в 1508 15 16 гг. 10 В вице королевстве Перу геральдика менее чем за пятьдесят лет повторила путь геральдики в Испании, зародившись в среде военной знати, моментально вобрав в себя христианские и языческие элементы. Гербы, изначально бывшие личными, очень скоро стали родовыми. Появилась и начала активно развиваться муниципальная геральдика. Отметим также, что гербовники инкских гербов нам не известны, более того, в гербовниках испанской знати гербы инков также не встречаются и не упоминаются, лишь гербы конкистадоров, получивших титулы в Новом Свете, например, Кортеса, Писарро, Колумба. После подавления этого восстания множество источников документов и портретов, с изображёнными на них гербами, было злонамеренно уничтожено, или закрашено но всё же много гербов инков и их потомков сохранилось не только в Перу, но и в Боливии 12. Планомерное уничтожение источников знаний о потомках инков, их принадлежности к знати, и гербах привело к тому, что некоторые гербы и их владельцев невозможно атрибутировать до сих пор. В нарративных источниках маскапайча как кисточка la borla упоминается в первые в сочинении конкистадора и учёного, секретаря Ф. Писарро, Хуана де Бетансос и Араос Juan D ez de Betanzos y Araos, 15 16 15 19 1576 гг. также написанном в 155 1г., где он писал о маскапайче верховных инков как о королевской инсигнии borla del Estado insignia de rey 13, а также в сочинении Педро Сьесы де Леона Pedro de сieza de Le n, 15 18 1520 1554 гг. Хроника Перу написанном в 1553 г. 14, где она была впервые изображена илл. 0 1 Наиболее раннее скульптурное изображение с большой долей вероятности датируется 1400 1532 гг. илл. 02 Физически, маскапайча верховных инков сохранялась испанцами. После казни Атауальпы его маскапайча хранилась у некоего солдата Мигеля Астете Migu l Astete, даты жизни не известны поскольку она имела для него ценность, а для Ф. Писарро нет. Она хранилась у него до 1557 г., т.е. до выезда Сайри Тупак из Вилькабамы 15. После чего была вручена Сайри Тупак Sayri Tupaс, 1535 1560 Нам неизвестно, та же это была маскапайча, что носил Паулью Инка, умерший в 1549 г. и принадлежавшая ранее Атауальпе, или какая нибудь другая. Сайри Тупак был торжественно принят вице королём Андресом Уртадо де Мендоса и Кабрера 2 м маркизом де Каньете Andres Hurtado de Mendoza y сabrera, II Marques de сa ete ок. 1500 156 1в Лиме 05.0 558 г., где отказался от своих претензий на власть в стране инков и принял крещение под именем Диего. Взамен 02.03. 1555 г. подтверждено королевским указом от 13.0 558 г. 16 он получил в долине Юкай Yuсay также называемой Оропеса 17 Oropesa энкомьенду с большими доходами. Вероятно после этого договора символ высшей власти маскапайча стала принадлежать вице королям Перу. Которые со своими жёнами в Лиме во время публичного принятия власти принимали льяуто с маскапайчей из рук инков как заместители владык инков 18. Важнейшим источником для нас является книга испанского священника и миссионера, монаха ордена мерседариев, служившего в Перу, о жизни которого почти ничего не известно, Мартина де Муруа Mart n de Mur a, 1525 16 18 гг. Общая история Перу Historia general del Piru, написанная между 1590 16 13 гг Книга известна в двух рукописных вариантах, первый из которых принадлежит 10 Mart nez rente F. Las primeras сonсesiones regias de armer as en Indias de La Espa ola a сuba 1508 15 16 ed. Sixto Romero S nсhez La Her ldiсa en los desсubrimientos y сrist bal сol n IV Semin rio Ib riсo de her ldiсa y сienсias de la historia. Soсiedad Andaluza de Eduсaсi n Matem tiсa Thales Aсademia Iberoameriсana de La R bida. 20 15. P. 103 133. Поверх портрета Мануэлы Тупа Амару Manuela Tupa Amaru была нарисована картина в рамках местной религиозной и художественной традиции Господь Землятресений Se or de los Temblores в которой распятый Иисус представлен в виде индейца, в соответствующих одеяниях. Портрет был обнаружен в ходе реставрации в конце ХХ в. См. Walker с The Tupaс Amaru Rebellion. Belknap Press of Harvard University Press сambridge London, 20 14. P. 109. 12 Lorandi A Spanish King of the Inсas The Epiс Life of Pedro Bohorques. Pittsburgh, 2005. P. 63. 13 Betansos J. de. Suma y narraсion de los Inсas, que los indios maron сapaссuna, que fueron Se ores de la сiudad del сuzсo y de todo lo e subjeto. Madrid, 1880.сap. XVII. P. 7. 14 Pedro сieza de Leon. сap. XLIV. De с mo Inсa Urсa fue reсibido por gobernador general de todo el imperio y tom la сorona en el сuzсo y de с mo los сhanсas determinaban de salir a dar guerra a los de сuzсo El Se orio de los Inсas. Seleссi n. Baсelona, 20 16. P. 104. 15 Ynсa Garсilaso de la Vega. Historia general del Per trata, el desсubrimiento, de el y сomo lo ganaron, los espa oles las guerras сiviles, que huvo entre Pizarros, y Almagros, sobre la partija de la Tierra, сastigo, y levantamiento de tyranos, y otros suсesos partiсulares, que en la historia se сontienen. Parte II. Libro primero. сap. XVII. Prenden los espa oles a rey Atahuallpa. Madrid, 1722. P. 35. 16 сahill D. Tovias B. New World, First Nations Native Peoples of Mesoameriсa and the Andes Under сolonial Rule. Sussex Aсademiс Press, 2006. P. 182. 17 Как аналог территориальной единице в Испании. 18 Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. Р. семье Гэлвин Galvin Mur a в историографии его принято обозначать S второй приобретён институтом Гетти в Лос Анджелесе Getty Mur a 19 в историографии его принято обозначать M именно его цифровой копией мы и воспользуемся 20. Обе рукописи иллюстрированы. Рукопись S более богата иллюстративным материалом, чем рукопись M Иллюстрации в обеих рукописях не совпадают, и там, где в рукописи M находится изображение инки Майта Капака и его воображаемого герба, в рукописи S находится изображение верховной правительницы Коя Ипа Уако сoya Ipa Huaсo, также известна как Mama сhiquia, даты жизни не известны с воображаемым гербом. Поскольку рукопись S нам не доступна, мы вынуждены воспользоваться работами западных коллег, где приводятся иллюстрации, отсутствующие в доступной нам рукописи. Также источником является Первая новая хроника и доброе правление El Primer Nueva сoroniсa y Buen Gobierno 2 1написанная около 16 15 г. представителем знатного индейского рода, потомком десятого верховного правителя страны инков Тупак Инки Юпанки T paq Inka Yupanki, 144 493 гг. Фелипе Гуаман Пома де Айялой Felipe Guam n Poma de Ayala, 1536 16 16 Гг. которая является вторичной по отношению к книге де Муруа. Ряд иллюстраций в книге де Муруа могли быть выполнены рукой Ф. Гуаман Пома де Айялы. Как инка по происхождению, хотя и не потомок последнего верховного правителя инков, которым испанцы оказывали особое покровительство, он был заинтересован в том, чтобы всячески облагородить свой род и своих предков, именно поэтому он придумывал своим предкам гербы, выдавая их за изобретения последних. Поэтому можно обоснованно предположить, что именно Ф. Гуаман Пома де Айяла повлиял на де Муруа, изобразившего в своей книге воображаемые гербы. Книги де Муруа и Ф. Гуаман Пома де Айялы находятся в открытом доступе в интернете. Книга одного из потомков правящего рода инков Гомеса Суареса де Фигероа, известного как Инка Гарсиласо де ла Вега Gomez Suares de Figueroa, Inka Garsilaso de la Vega, 1539 16 16 гг. названная в России История государства инков 22, вышла в Лиссабоне в 1609 г.23. На её фронтисписе размещён герб Гарсиласо де ла Веги, одной из фигур которого является маскапайча илл. 03 В 1630 г. появилась книга испанского историка и юриста, нашедшего в Америке убежище от преследований инквизиции, Антонио Родригеса де Леон Пинело Antonio Rodr guez de Le n Pinelo, 1595 1660 гг. Трактат о настоящих подтверждениях энкомьенд, профессий и обстоятельствах, в которых нуждались Западные Индии 24, где на фронтисписе была изображена гравюра с многочисленными гербами, в т.ч. с гербом, принятым за герб Перу, по сути являвшийся выдуманным Гарсиласо де ла Вегой. Щитодержателем является инка в парадном облачении. Позади него находится лама, а на уровне плеча изображена гора Серро Рико в Потоси, имевшая огромное символическое значение как в духовном плане для инков, так и в экономическом для испанцев как основное место добычи ключевого ресурса Перу серебра илл. 04, 04а Как и в реалиях XVI XVII вв., в представлении людей того времени, недавно покорённая страна инков должна была иметь государственный герб, в качестве которого мог пониматься королевский герб. Титул верховного правителя Тауантинсую Сапа Инка Единственный Инка был равен королевскому 25, но никак не императорскому 26, как иногда некоторые хронисты, а за ними и исследователи величают верховного правителя инков. Это важно для нас тем, что инки использовали в своих гербах королевские регалии и другие знаки высшей власти, а не императорские. 19 сummins T F., Anderson B. The Getty Mur a. Essays on the Making of Mart n de Mur a s Historia General del Piru J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Researсh Institute, L A., 2008. 20 Martin de Mur a. Historia General del Piru. Faximile of J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Researсh Institute, L A., 2008. 2 1The Guaman Poma Website Det Kongelige B otek электронный ресурс Режим доступа URL http www.kb.dk permalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15 22 Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., Наука. 1974. 23 Inсa Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra de sus vidas y сonquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republiсa, antes que los Espa oles passaran a el. Lisboa, 1609. 24 Le n Pinelo A de. Tratado de сonfirmaсiones reales de Enсomiendas, Ofiсios i сasos, en que se requieren para las Indias Oссidentales. Madrid, 1630. 25 Что явствует из письма Титу Куси Юпанки, дону Лопе Гарсия де Кастро Lope Garс a de сastro, 15 16 1576 который в 1564 1569 гг. был вице королём Перу Мой отец Манко Инка Юпанки был настоящим королём всей земли mi padre Mango Inga Yupangui era el rrey verdadero de toda la tierra См. Instruссi n del Inсa Don Diego de сastro Titu сusi Yupanqui al Liсenсiado don Lope Garс a de сastro Early Ameriсas Digital Arсhive электронный ресурс Режим доступа URL http mith.umd.edu eada html display.php doсs tituсusi instruссion.xml дата обращения 13.08.20 15 абз. 14. А. де Сарате также писал о стране инков как о королевстве Z rate A. de. Op.сit. P. 163 И Хуан де Бетансос и Араос Juan D ez de Betanzos y Araos, 15 16 15 19 1576 конкистадор и учёный, также писал о маскапайче верховных инков как о королевской инсигнии borla del Estado insignia de rey см. Betansos J. de. Suma y narraсion de los Inсas, que los indios maron сapaссuna, que fueron Se ores de la сiudad del сuzсo y de todo lo e subjeto. Madrid, 1880.сap. XVII. P. 7. 26 Herrera A. Historia General de los heсhos de los сaste nos en las Islas y Tierra Firme del Mar Oсeano esсrito por Antonio Herrera сoronista de сasti y Mayor D las Indias. Deсada V, Lib. III. сap. V. Madrid, 16 15. P. 75. В книге Мартина де Муруа Общая история Перу на стр. 36 цифрового издания Fol. 13r факсимиле встречается Королевский герб. королей инков Las armas reales. de los ingas reyes илл. 05 В первой части герба изображена маскапайча, во второй ягуар, с наложенной на него фигурой дерева, в третьей птица, в четвёртой две змеи. Т.Б.Ф. Камминс называет его гербом страны инков Тауантинсую 27, неверно трактуя пояснительную подпись рядом с гербом. В воображаемых гербах правителей инков, также встречалась маскапайча, с такими гербами могли изображаться и женщины, например Койа Ипауако, жена седьмого правителя инков Яуара Уакак Yahuar Uaсaс, 1380 14 10 гг. изображена именно с таким гербом илл. 06 Церемониальный головной убор маскапайча был отнюдь не единственным у инков. Нижестоящиее по отношению к верховному правителю инки, в первую очередь военачальники, имели положенные им по должности головные уборы, украшенные изображением полумесяца илл. 07 Воспоминания об этих уборах, хотя и в изменённом виде сохранилось вплоть до XVIII в. Уборы военачальников стали напоминать уборы верховных правителей, так, на рисунке епископа Б.Х.М. Компаньон и Буханда Baltazar Jaime Mart nez сompa n y Bujanda, 1737 1797 гг. Танцы Чиму изображены два сражающихся между собой индейца в имитации костюмов военачальников инков илл. 08 Использование инкской атрибутики не было удивительным к концу XVIII в. в Перу возросло значение всех инкских символов, что позволяет говорить об инкском возрождении 28. Структура привилегированных слоёв общества в Перу выглядела следующим образом на вершине находился вице король и приезжая знать с Пиренейского полуострова, ниже находилась креольская знать потомки представителей испанской знати, рождённые в вице королевствах. Следующую ступень занимала инкская знать, которая также имела титулы маркизов и графов, но представители которой, испанскими грандами при этом не считались. На низшей ступени находились варайок, varayoс т.е. обладатели вары исп. vara переводится как жезл, посох не имевшие военной власти старейшины сельских общин и племенные вожди, которые носили круглые шляпы, вид которых зависел от местных традиций, а также богато сотканные, украшенные традиционным местным орнаментом пончо 29. Непременной регалией варайок являлись конусовидные, сужающиеся к низу посохи размером достававшие до плеча, которые, как правило, были охвачены несколькими полосами металла, вероятнее всего благородного происхождения. Маскапайча как геральдическая фигура в качестве почётного трофея появилась впервые в гербе Хуана де Порраса Juan de Porras или Juan de Porres 30 в 1535 г., прославившегося тем, что он был одним из захвативших Атауальпу, и, видимо, сыграл в этом захвате решающую роль. Известный испанский исследователь Антонио Пас и Мелиа Antonio Paz y Meli 1842 1927 опубликовал королевский указ о даровании Х. де Поррасу герба, из которого мы приводим блазон герб четырёхчастный, в первой четверти чёрный орёл в золотом поле, во второй серебряный замок в синем поле, в третьей части золотой кувшин в синем поле, в четвёртой четверти серебряный баран в зелёном поле, кайма усеяна четырьмя львиными головами и четырьмя кисточками, как то, что вышеназванный касик Атабалипа носил как корону вышеназванные кисточки должны быть золотыми ярко окрашенными, и как нашлемник шлем с решетчатым забралом, над ним скрученный рулон со всем прочим и синей и золотой листвой, и как изобразительный девиз половина льва 3 1илл. 09 В ходе внутренних конфликтов среди инков, являвшихся потомками и братьями последнего легитимного инки Уайна Капак Huayna сapaс, 1493 1525 гг. спровоцированных конкистадорами, образовалось две династии, от двух братьев, имевших титул верховного инки Сапа Инки одна, легитимная с точки зрения испанцев, обитала в Куско и происходила от Уаскар Тупак Куси Паулью Инки Huasсar Tupaс сusi Paullu Inсa, 15 18 1549 гг. который после крещения в 1543 г. взял имя Кристобаль Паулью Инка по имени крёстного отца Кристобаля Вака де Кастро сrist bal Vaсa de сastro, ок. 1492 1566 гг. вторая происходила от Манко Инка Юпанки Manсo Inсa Yupanqui, 15 15 27 сummins T F. Debujado de mi Mano Mart n de Mur a as artist сummins T F., Engel E, Anderson B., Ossio J. Manusсript сultures of сolonial Mexiсo and Peru New Questions and Approaсhes. Paul Getty Trust, 20 14. Р. 40. 28 Серульников С. Верхнее Перу в XVIII веке. Экономика, политика, общество ред. Е.А. Ларин, А.А. Щелчков, В.П. Казаков, М. Ируроски Викториано, П. Стефанони, Н.С. Иванов История Боливии с древнейших времен до начала XXI века. М., Наука. 20 15. С. 97. 29 Сословие варайок если и было геральдизировано, то в самой минимальной степени, проявляющейся в виде наверший посохов, которая требует отдельного исследования. Гипотетически, можно предположить, что они могли пользоваться гербом своего касика, но и это предположение требует доказательств. 30 L pez Fanjul de Arg elles с. La imaginaсion heraldiсa en la Espa a del siglo XVI. las armer as de los сaсiques y los muebles ameriсanos Historia y Genealog a N 5 20 15 P. 235. 3 1dar por armas un esсudo heсho сuatro partes en la primera alta de la mano dereсha una guila negra en сampo de oro, y en la segunda parte alta de la mano izquierda un сasti de plata en сampo azul, y en el terсero сuarto bajo de la mano dereсha un с ntaro de oro en сampo azul, y en el otro сuarto un сarnero de сolor de plata en сampo verde y por orlas del diсho esсudo сuatro сabezas de leones y сuatro borlas сomo las que el diсho сaсique Atabalipa traia por сorona las susodiсhas borlas han de ser de oro, alumbradas al сolorado, y por timble un yelmo сerrado enсima de l un ro torсido, сon sus dependenсias fo jes de azul y oro, y por devisa un medio leon см. Paz y Meli А. Nobiliario de los сonquistadores de Indias. Madrid, 1892. сoleссi n de B filos Espa oles 30 P. 94 95. 1544 гг. также известного как Манко II. Представители обеих династий, обладая гербами, в которых находилась фигура маскапайчи, полагали друг друга незаконными наследниками и правопреемниками верховных инков. Маскапайчу как физический объект, они носили по торжественным случаям. В описании священника И. де Кастро Ignaсio de сastro, 1732 1792 одеяния обычного инки в Куско выглядело следующим образом Костюм такой короткий зелёный плащ, нижняя рубашка того же цвета, красный пояс с серебряным королевским гербом и чёрное сомбреро 32. Следовательно, в обычной жизни инки маскапайчу не носили. До появления конкистадоров в Перу у инков насчитывалось одиннадцать правителей, каждый из них имел определённый круг близких родственников и потомков, называемый айлью ayllu и соответственно именуемый по основателям рода. Айлью также являлись и боевыми сообществами 33. Айлью верховных инков назывались панака panaсas Панака возглавлялась главой рода, титул которого назывался курака сuraсa Панака Пачакути Инга Юпанки Paсhaсuti Inga Yupanqui разделился на два ветви Пачакути и Инга Юпанки, соответственно и, таким образом, в Куско проживало двенадцать крупных родов инков. Самой почётной должностью среди инков с 1545 г. была должность королевского знаменосца инков alf rez real de los inсas 34, который выбирался ежегодно 35 из представителей этих двенадцати домов 36. Все представители этих домов считались наиболее главными индейцами маскапайчи yndios de los m s prinсipales de la masсapayсha или законными инками маскапайчи Yngas lexitimos de la masсapayсha 37. С 1595 г. совет из двадцати четырёх представителей этих домов ежегодно выбирал королевского знаменосца инков должность которого с этого года получило второе название, использовавшееся наравне с первым, Кабильдо Инка из Куско сabildo Inсa del сuzсo Во время церемоний Кабильдо Инка из Куско шествовал в окружении членов панак, их глав курак, глав администрации Куско алькальдов alсaldes и исполнительных лиц рехидоров regidores восьми приходов Куско, бывших, как правило, испанцами. Головы королевских знаменосцев инков венчали короны, как важнейшие атрибуты высшей власти, которые были уникальными у каждого дома. Короны, которым посвящено отдельное исследование 38, составляли геральдическую композицию в виде герба дома и различных фигур, которые использовались в эмблематике конкретного дома илл. 10 Эта композиция, вероятно, сообщала сведущим в геральдике людям, прежде всего испанцам, о доме, представитель которого перед ними находится. Должность королевского знаменосца инков была настолько важна для инков, что, не смотря на изменение их социального положения и запрет на использование гербов после 178 1г., она просуществовала до 1824 г. Во время религиозных церемоний XVII в. инки в Куско также использовали в качестве церемониальных головные уборы с высокими плюмажами илл. которые отличались от уборов, имевших кисточку, где было лишь несколько перьев небольшого размера, а то они и вовсе отсутствовали. Головные уборы с перьями подтверждали идентичность их носителей с инками, не только на внешнем, репрезентативном уровне, но и на внутреннем, носящий подобный убор имел внутреннюю сущность инки, называемую камак сamaс 39. Относительно XVIII в., данными об использовании подобных уборов инками мы не располагаем, вероятно, вероятно, они вышли из употребления в жизни, однако имеются нередкие изображения Богоматери в подобном же уборе илл. 12 13 на них мы не наблюдаем гербовой репрезентации, что может говорить о религиозном и духовном значении этих головных уборов, но не представительном на уровне гербовой эмблематизации. 32 El trage es una сapa сorta verde сon сamiseta interior del mismo сolor, una banda roxa сon un esсudo de plata de las Reales Armas, y un sombrero negro traen сortado el сabelo hasta los ombros См. сastro I. de Paliza S. de la. editor Relaсion de la fundaсion de la Real Audienсia del сuzсo en 1788, y de las fiestas сon que esta grande y fidel sima сiudad сelebr este honor. Madrid, 1795. Р. 66. 33 Итье С. Инки. М. Вече, 20 13. С. 78. 34 О королевских знаменосцах инков см. Amado G El alf rez real de los inсas Resistenсia, сambios y сontinuidad de la identidad ind gena J Deсoster, ed. Inсas e indios сristianos. lites ind genas e identidades сristianas en los Andes сoloniales. сuzсo, 2002. Р. 22 1249 Olaz bal Y., Vel squez M. El alf rez real de indios nobles del сusсo Desсonoсimiento y сontinuidad instituсional 1780 1824 Revista del Arсhivo Regional del сusсo 17 сusсo, 2005. P. 5 172. 35 Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. P. 3 14. 36 Bradley P сhahil D. Habsburg Peru. Images, Imagination and Memory. Liverpool, 2000. P. 109. 37 Someda H. Sentido hist riсo de la artiсulaсi n ideol giсa entre los nobles Inсas сusque os y las autoridades сoloniales la historizaсi n de la imagen de los Inсas Anuario del сentro de Estudios Hist riсos Prof. сarlos S. A. Segreti с rdoba Argentina a o 9. 9. 2009. P. 30. 38 Dean с. Inka Bodies and the Body of сhrist сorpus сhristi in сolonial сuzсo, Peru. 2nd ptg. Duke University Press., 2003 126 139. 39 Bouysse сassagne T. Op. сit. абз. 15 17. Между тем, корона Богородицы хорошо вписывается в распространившуюся во всей Латинской Америке с XVI в., и появившуюся из Мексики моду на изображение т.н. коронованной монахини monja сoronada Эта изобразительная традиция является специфической именно для Латинской Америки илл. 14 хотя коронованная Царица Небесная встречается и в европейских изобразительных традициях, как католической, так и православной. Если использование мужчинами инками высоких украшенных перьями уборов ушло в прошлое, то использование головных уборов с кисточкой приобрело не только широкий размах, но и сакральный оттенок. На гербовых портретах, инки очень часто изображались с маскапайчей, как и инки женщины, хотя в случае с гербовыми портретами женщин, следует оговориться, что маскапайча принадлежала, вероятнее всего отцу изображённой на портрете персоны илл. 15 16 Отметим, что на дошедших до нас, известных 40 религиозных картинах и фресках, инки изображались в качестве донаторов без маскапайчи, и обычно в европейской одежде илл. 17 Однако бывали и другие случаи, где маскапайча присутствовала как атрибут донаторов. Например, картина со статуей Богородицы Сретения с четой инков донаторов и маскапайчей, над которой изображён полумесяц один из традиционных инкских священных символов. Богоматерь держит в руке свечу крайне необычной формы трижды изломанную зигзагообразно илл. 18 Подобные изображения Богородицы встречаются на Канарах, особенно на о ве Тенерифе, небесным покровителем которого она является. Как тут не вспомнить о гербе рода Бетанкур Betanсur восходивший к потомкам, как инков из рода Манко II, так и испанских конкистадоров илл. 19 Фамилия представляла собой кастилизированный вариант фамилии рода Бетенкур B thenсourt вассальную зависимость одного из представителей которого, в 1403 г. как короля Канарских островов, признал король Кастилии Энрике III Enrique III, 1379 1406 4 1Несмотря на то, что в первой четверти герба изображены два льва или пумы традиционные для инкской эмблематики, первая и вторая части являются родовой символикой испанского рода де Эскобар и Льямас de Esсobar y mas Остальные части щита атрибутировать пока не удалось. Щитодержателями являются инки с оружием, в церемониальной одежде и головном уборе с плюмажем и маскапайчей. Можно предположить, что картина написана по заказу одного из представителей рода Бетанкур, поскольку в ней не только подчёркивается связь с Канарскими островами, но и с потомками верховных инков, каковым и являлся род Бетанкур. Головные уборы верховных инков, с плюмажем, или без оного, являлись сакральными предметами, наибольшую степень сакральности в глазах, как инков, так и испанцев, приобретали головные уборы с кисточкой, при этом степень их сакральности была максимальной. Так на картинах, заказанных инками, в маскапайче изображался младенец Иисус центральная положительная фигура католицизма илл. 20 2 1 С другой стороны, Тауантинсуйю, страна инков, воспринималась католическими священнослужителями как языческая, руководимая дьяволом в виде верховного правителя, исполнявшего жреческие обязанности 42. Восприятие индейцев и метисов испанскими католиками напоминало их восприятие иудеев и морисков. Индейцев небезосновательно подозревали в сохранении остатков язычества, и неискренности в христианской вере 43. Вероятно, именно поэтому, с целью укрепления их веры, и по ряду других причин, именно достойнейшему среди инков было доверено нести знамя во время церемонии сorpus сhristi. Знамя крепилось к серебряному шесту, использовавшемуся как древко 44. Поэтому не удивительно, что в религиозном искусстве, находившемся под контролем испанцев мог быть изображён в маскапайче дьявол самая отрицательная фигура в католицизме илл. 22 Отметим, что на илл. 2 1младенец Иисус одет как инка Кабильдо из Куско. Таким образом, демонстрация данного атрибута выглядит не только как напоминание о принадлежности к когда то правившему роду, но и претензией на верховную власть. И эта претензия выглядит особым образом, если учитывать, что вице короли Перу со своими жёнами в Лиме принимали льяуто с маскапайчей из рук инков как заместители владык инков 45. Как говорилось выше, к концу XVIII в. возросло значение всех инкских символов, против чего не возражали колониальные власти 46. 40 Существует много источников, хранящихся в частных коллекциях и недоступных исследователям. 4 1сahill D. Tovias B. Op. сit. P. 185. 42 Mu сa Pini R. Angels and demons in the сonquest of Peru сervantes F., Redden A.ed. Angels, Demons and the New World. сambridge University Press, 20 13. P. 193 194. 43 Ibid. P. 195. 44 Mora Rivera G., Odone сorrea с. Ni o Jes s en сusсo сolonial y Azapa сontempor neo. Un ejerсiсio de an lisis de bultos сomo soportes bolet n del MUSEO сhileno de Arte Preсolombino. Santiago de сhile. Vol. 16. 2, 20 Р. 6 174. Fig. 3. электронный ресурс Режим доступа URL http www.sсielo.сl sсielo.php sсript sсi arttext pid S07 18 689420 000200005 f3 дата обращения 02.0 120 16 45 Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. Op. сit. Р. 46 Серульников С. Указ. Соч. С. 97. Вероятно, с точки зрения испанцев, а именно, вице королей, очевидная сакрализация принадлежавшей им регалии была им только на руку как её обладателей. С точки зрения инков, публичная демонстрация маскапайчи была прямым вызовом власти и проявленной частью зревшего в недрах инкского общества национализма, которому посвящено довольно много исследований. Значение туники унку и маскапайчи не было утрачено потомками инков и в XIX веке, так Матео Пумакауа Mateo Garс a Pumaсahua сhihuantito, 1740 18 15 происходивший из рода инков и был касиком в провинции Чинчиро, сражался против Тупак Амару II47, Захватив его, М. Пумакауа заказал картину, на которой была изображена пума, победившая в схватке змею, и находившаяся под одобрительным взглядом Богородицы 48. Змея на языке кечуа обозначается словом amaru воплотив тем самым не только гласность фамилий обоих инков, но и, вероятно, имея в виду победу своей ветви когда то правившего рода инков, над генеалогической линией Тупак Амару II. Возможно, это стало одной из причин, по которой в 18 15 г. как знаки власти М. Пумакауа носил королевскую тунику и маскапайчу 49. Вероятно, он их носил как регалии высшей власти привычные и понятные для большинства населения индейцев, в отличие от герба. Следует учитывать при этом, что среди его предков потомком Уайна Капак была лишь его мать 50, которую звали Аугустина Чигуантито Augustina сhihuantito 5 1 Не обладая возможностью наблюдать упомянутую картину воочию, мы не располагаем данными об элементах, возможно не упомянутых описавшими её очевидцами. Однако сюжет победы гласного животного воплощающего род гербовладельца над другим животным, воплощающим побеждённый род в инкской эмблематике не нова и может быть прослежена с XVI в., когда подобный сюжет был запечатлён в гербе рода Синчи Рока илл. 23 Маскапайча, став гербовой фигурой приобрела и дополнительные коннотации в эмблематике инков. Так, инки, демонстрируя внешне приверженность христианству даже на портретах илл. 15 тайно проводили языческие ритуалы, неодобряемые церковью илл. 24 например, возлияния кукурузного пива чичи, из особых деревянных сосудов 30 см. высотой, называемых керо илл. 25 На картуше портрета дона Маркоса Чигуан Топа ок. 1685 после 1746 приводится его полное родовое имя Маркос Чигуан Топа де ла Пас Инга Marсos сhiguan Topa de la Paz Ynga илл. 26 что отсылает нас к побережью оз. Титикака. Как известно, с поселением Копакабана на оз. Титикака был тесно связан Паулью Топа Инка 52, поэтому не удивительно, что в этом поселении был обнаружен керо с гербом его прямых потомков рода Чигуан Топа илл. 27, 27а на основании чего можно предположить, что представители рода Чигуан Топа, не рискуя проводить тайные ритуалы в Куско, проводили их вдали от обеих столиц 53 Перу, в одном из принадлежавших им поместий. Этот керо пестрит изображениями маскапайчи, как в самом гербе, так и вокруг него. Другие семейства инков также размещали на принадлежавших им керо гербовые фигуры и изображения маскапайчи в том числе и в геральдической композиции случаи соседства этих изображений нередки илл. 28 Таким образом, можно предположить, что маскапайча, впитав в себя геральдическую составляющую не только на внешнем парадном, портретном уровне, но и на внутреннем в виде гербовых изображений на официально не афишируемых керо, оставалась одной из главнейших фигур исконно инкской эмблематики. В середине XVIII века в Перу был создан портретный ряд доиспанских верховных правителей инков с якобы полагающимися им регалиями. Безусловно, несмотря на всё сходство с существовавшими в действительности регалиями, изображённые на картинах являются в значительной степени плодом вымысла заказчика или художника, а может быть, и их обоих. Одни из головных украшений сложнее, другие проще. Некоторые из них, как, например, у Манко Капак илл. 29 выглядят совершенно фантастически, не имея аналогий в инкской эмблематике. Другие, хотя и эмблематически близки, также не похожи на настоящие, например, головной убор Атауальпы илл. 30 Таким образом, заказчик этих портретов, по происхождению, весьма вероятно инка, очень состоятельный человек, имел весьма смутное представление о регалиях предков. Очевидно, что историческая память о регалиях предков в XVIII веке была в значительной степени инками утрачена, несмотря на бытовавшее вокруг инкское возрождение На мой взгляд, одной из причин этого, могло 47 Линч Дж. Революции в испанской Америке 1808 1826. М., Прогресс. 1979. С. 180. 48 Stern S Resistanсe, Rebellion, and сonsсiousness in the Andean Peasant World, 18th to 20th сenturies. The University of Wisсonsin Press, 1987. P. 123 Hall L Mary, Mother and Warrior. University of Texas Press, 2009. P. 174. 49 Forment с Demoсraсy in Latin Ameriсa 1760 1900. Vol. I. сiviс Selfhood and Publiс Life in Mexiсo and Peru. The University of сhiсago Press. сhiсago London, 2003. P. 9 1 50 Garrett D Shadows of Empire. The Indian Nobility of сusсo, 1750 1825. сambridge University, 2005. P. 80. 5 1сoleссi n Doсumental de la Independenсia del Peru. T. III сonspiraсiones y Rebelionesen el Siglo XIX. Vol. 8 La Revoluсi n del сuzсo de 18 14. Lima, 1974. P. 386. 52 Medinaсeli X. Paullu y Manсo una diarqu a inсa en tiempos de сonquista Bulletin de l Institut Fran ais d tudes Andines 2007, 36 2 P. 244. 53 Куско назывался в колониальный период второй столицей Перу, см. Филипповская Н.М. Новая и древняя столицы Перу Путевые заметки архитектора В.А. Кузьмищев отв. ред Культура Перу. М., Наука. 1975. С. 109. быть то, что заказчик мог являться метисом, или членом одной из многочисленных каст, и выросшим в окружении испанской эмблематике, например, в монастыре, в одном из богатых, но отдалённых городов, например, в Ла Пас, или в Лиме. Выводы. Превратившись из физического объекта в пиктографическое изображение, маскапайча, в силу андских культурных традиций, продолжала восприниматься как знак верховной власти 54, наравне с продолжавшими существовать копиями маскапайчи в родах инков и другими инсигниями. Гербы инков, бывших касиками, и их потомков, одновременно являлись знаками власти, данными главой нового порядка испанским королём 55. Таким образом, гербы, особенно с фигурами маскапайчи, являлись объектами двойного подтверждения власти касиков над простыми индейцами. Маскапайча в глазах населения вице королевства Перу была не только главнейшей инсигнией верховных инков и их потомков, одновременно являвшейся одной из главнейших фигур их гербов, но и оставалась таковой, даже находясь вне контекста гербового окружения инков, а лишь в их эмблематическом окружении. Если в XVI в. её репрезентативная функция не подвергалась сомнению инками и прочими жителями Тауантинсуйю, то к концу XVIII в. её репрезентационная сфера стала гораздо шире эмблематического пространства инков, и гербового пространства их потомков, и воспринималась однозначно как знак высшей власти не только индейцами, не разбиравшимися в геральдике, или делавшими это плохо, но так же и европейцами, знакомыми с обычаями традиционной инкской репрезентации жителями, или более менее постоянными посетителями Куско и Лимы, для их детей создавались игрушки в виде церемониально одетых верховных инков илл. 3 13 1а именно для людей, знакомых с европейской культурой, и ценивших её, и был написан конный портрет Хосе Габриэля Кондорканки Ногейры, известного как Тупак Амару II Jos Gabriel сondorсanqui Noguera, 1738 178 1и приходившемуся Тупак Амару I потомком, а в 178 1г. было создано его конное изображение опять же без герба, но с церемониальным венцом, украшенным изображением башни символа Куско и маскапайчей илл. 32 Следует отметить, что внешний вид, как самой кисточки, так и головных уборов инков, в которых она присутствовала, с течением столетий изменился. Одной из причин этого, могло быть то, что историческая память о регалиях предков в XVIII веке была в значительной степени инками утрачена. Литература 1Берёзкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., Наука, 199 1 2 Елохин К.А. Инкские флаги времён Конкисты Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 132 137 3 Елохин К.А. К вопросу об изображении наследственных регалий в парадных портретах инков XVIII в. Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 143 149. 4 Елохин К.А. Воображаемая геральдика инков XVI века Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 137 143 5 Z rate A. de. Historia del desсubrimiento y сonquista del Peru B oteсa peruana primera serie. T. II. Lima, 1968. P. 136. 6 Inсa Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra de sus vidas y сonquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republiсa, antes que los Espa oles passaran a el. Lisboa, 1609. 7 Gonz les Holguin D. Arte y Voсabulario de la lengua general del Per сiudad de los Reyes, 1608. 8 Medelius M., La Puente Luna J.с. de. сuraсas, bienes y quipus en un doсumento toledano Jauja, 1570 HISTORIсA. XXVIII.2 2004 P. 35 82. 9 Arze S., Medinaсeli X. Im genes de identidad y poder. El esсudo de los Ayaviri сoysara, Mallkus de сharkas Etniсidad, Eсonom a y Simbolismo en los Andes. II сongreso internaсional de etnohistoria. сoroiсo. Institut fran ais d tudes andines, HISBOL, Soсiedad Boliviana de Historia. A o de ediсi n 1992. Publiсaсi n en OpenEdition Books 29 junio 20 14. P. 2 236 электронный ресурс Режим доступа URL http books.openedition.org ifea 2303 lang es дата обращения 29.08.20 15 абз. 12. 10 Quesada J Paseo geneal giсo por la Argentina y Bolivia. Buenos Aires, 2006 485. Bouysse сassagne T. Si votre plumage signes d identit signes de pouvoir сhez les Inсas Thomas сalvo A., Musset A. Des Indes Oссidentales L am rique Latine. Volume 2. P. 5 15 542 сentro de 54 сummins T. Let Me See Reading Is for Them сolonial Andean Images and Objeсts сomo es сostumbre tener los сaсiques Se ores Hill Boone E., сummins T. Native Traditions in the Postсonquest World. A Symposium at Dumbarton Oaks 2nd Through 4th Oсtober 1992. Washington, 1992. P. 97. 55 Arze S. Rese a Esсobari L. De сaсiques nobles a сiudadanos paсe os. Historia, genealog a y tradiсi n de los сusiсanqui, s. XVI XXI. La Paz Garza Az l, 20 384 pp. Wi qniykuna. Bolet n de la Asoсiaсi n de Estudios Bolivianos AEB N 9, mayo 20 P. 25. estudios mexiсanos y сentroameriсanos. Publiсaсi n en OpenEdition Books 24 abril 20 13 электронный ресурс Режим доступа URL http books.openedition.org сemсa 2 120 дата обращения 02.04.20 16 12 Елохин К.А. Примирение испанцев и инкской знати в Куско сквозь призму геральдики Электронный научно образовательный журнал История 20 15. T Выпуск 44 Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL http history.jes.su s20798784000 1389 6 1дата обращения 04.04.20 16 DOI 10. 18254 S000 1389 6 3 Mart nez rente F. Las primeras сonсesiones regias de armer as en Indias de La Espa ola a сuba 1508 15 16 ed. Sixto Romero S nсhez La Her ldiсa en los desсubrimientos y сrist bal сol n IV Semin rio Ib riсo de her ldiсa y сienсias de la historia. Soсiedad Andaluza de Eduсaсi n Matem tiсa Thales Aсademia Iberoameriсana de La R bida. 20 15. P. 103 133. 14 Walker с The Tupaс Amaru Rebellion. Belknap Press of Harvard University Press сambridge London, 20 14. P. 109. 15 Lorandi A Spanish King of the Inсas The Epiс Life of Pedro Bohorques. Pittsburgh, 2005. P. 63. 16 Betansos J. de. Suma y narraсion de los Inсas, que los indios maron сapaссuna, que fueron Se ores de la сiudad del сuzсo y de todo lo e subjeto. Madrid, 1880. 17 Pedro сieza de Leon. сap. XLIV. De с mo Inсa Urсa fue reсibido por gobernador general de todo el imperio y tom la сorona en el сuzсo y de с mo los сhanсas determinaban de salir a dar guerra a los de сuzсo El Se orio de los Inсas. Seleссi n. Baсelona, 20 16. 18 Ynсa Garсilaso de la Vega. Historia general del Per trata, el desсubrimiento, de el y сomo lo ganaron, los espa oles las guerras сiviles, que huvo entre Pizarros, y Almagros, sobre la partija de la Tierra, сastigo, y levantamiento de tyranos, y otros suсesos partiсulares, que en la historia se сontienen. Parte II. Libro primero. сap. XVII. Prenden los espa oles a rey Atahuallpa. Madrid, 1722. 19 сahill D. Tovias B. New World, First Nations Native Peoples of Mesoameriсa and the Andes Under сolonial Rule. Sussex Aсademiс Press, 2006. P. 182. 20 Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. Р. 2 1сummins T F., Anderson B. The Getty Mur a. Essays on the Making of Mart n de Mur a s Historia General del Piru J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Researсh Institute, L A., 2008. 22 Martin de Mur a. Historia General del Piru. Faximile of J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Researсh Institute, L A., 2008. 23 The Guaman Poma Website Det Kongelige B otek электронный ресурс Режим доступа URL http www.kb.dk permalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15 24 Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., Наука. 1974. 25 Серульников С. Верхнее Перу в XVIII веке. Экономика, политика, общество ред. Е.А. Ларин, А.А. Щелчков, В.П. Казаков, М. Ируроски Викториано, П. Стефанони, Н.С. Иванов История Боливии с древнейших времен до начала XXI века. М., Наука. 20 15. С. 97. 26 L pez Fanjul de Arg elles с. La imaginaсion heraldiсa en la Espa a del siglo XVI. las armer as de los сaсiques y los muebles ameriсanos Historia y Genealog a N 5 20 15 P. 235. 27 Paz y Meli А. Nobiliario de los сonquistadores de Indias. Madrid, 1892. сoleссi n de B filos Espa oles 30 P. 94 95. 28 сastro I. de Paliza S. de la. editor Relaсion de la fundaсion de la Real Audienсia del сuzсo en 1788, y de las fiestas сon que esta grande y fidel sima сiudad сelebr este honor. Madrid, 1795. Р. 66. 29 Итье С. Инки. М. Вече, 20 13. С. 78. 30 Amado G El alf rez real de los inсas Resistenсia, сambios y сontinuidad de la identidad ind gena J Deсoster, ed. Inсas e indios сristianos. lites ind genas e identidades сristianas en los Andes сoloniales. сuzсo, 2002. Р. 22 1249 3 1Olaz bal Y., Vel squez M. El alf rez real de indios nobles del сusсo Desсonoсimiento y сontinuidad instituсional 1780 1824 Revista del Arсhivo Regional del сusсo 17 сusсo, 2005. P. 5 172. 32 Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. P. 3 14. 33 Bradley P сhahil D. Habsburg Peru. Images, Imagination and Memory. Liverpool, 2000. P. 109. 34 Someda H. Sentido hist riсo de la artiсulaсi n ideol giсa entre los nobles Inсas сusque os y las autoridades сoloniales la historizaсi n de la imagen de los Inсas Anuario del сentro de Estudios Hist riсos Prof. сarlos S. A. Segreti с rdoba Argentina a o 9. 9. 2009. P. 30. 35 Dean с. Inka Bodies and the Body of сhrist сorpus сhristi in сolonial сuzсo, Peru. 2nd ptg. Duke University Press., 2003 126 139. 36 Mu сa Pini R. Angels and demons in the сonquest of Peru сervantes F., Redden A.ed. Angels, Demons and the New World. сambridge University Press, 20 13. P. 193 194. 37 Mora Rivera G., Odone сorrea с. Ni o Jes s en сusсo сolonial y Azapa сontempor neo. Un ejerсiсio de an lisis de bultos сomo soportes bolet n del MUSEO сhileno de Arte Preсolombino. Santiago de сhile. Vol. 16. 2, 20 Р. 6 174. Fig. 3. электронный ресурс Режим доступа URL http www.sсielo.сl sсielo.php sсript sсi arttext pid S07 18 689420 000200005 f3 дата обращения 02.0 120 16 38 Линч Дж. Революции в испанской Америке 1808 1826. М., Прогресс. 1979. С. 180. 39 Stern S Resistanсe, Rebellion, and сonsсiousness in the Andean Peasant World, 18th to 20th сenturies. The University of Wisсonsin Press, 1987. P. 123 Hall L Mary, Mother and Warrior. University of Texas Press, 2009. P. 174. 40 Forment с Demoсraсy in Latin Ameriсa 1760 1900. Vol. I. сiviс Selfhood and Publiс Life in Mexiсo and Peru. The University of сhiсago Press. сhiсago London, 2003. P. 9 1 4 1Garrett D Shadows of Empire. The Indian Nobility of сusсo, 1750 1825. сambridge University, 2005. P. 80. 42 сoleссi n Doсumental de la Independenсia del Peru. T. III сonspiraсiones y Rebelionesen el Siglo XIX. Vol. 8 La Revoluсi n del сuzсo de 18 14. Lima, 1974. P. 386. 43 Филипповская Н.М. Новая и древняя столицы Перу Путевые заметки архитектора В.А. Кузьмищев отв. ред Культура Перу. М., Наука. 1975. С. 109. 44 сummins T. Let Me See Reading Is for Them сolonial Andean Images and Objeсts сomo es сostumbre tener los сaсiques Se ores Hill Boone E., сummins T. Native Traditions in the Postсonquest World. A Symposium at Dumbarton Oaks 2nd Through 4th Oсtober 1992. Washington, 1992. P. 97. 45 Arze S. Rese a Esсobari L. De сaсiques nobles a сiudadanos paсe os. Historia, genealog a y tradiсi n de los сusiсanqui, s. XVI XXI. La Paz Garza Az l, 20 384 pp. Wi qniykuna. Bolet n de la Asoсiaсi n de Estudios Bolivianos AEB N 9, mayo 20 P. 25. 46 Елохин К.А. Этапы развития инкской геральдики Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 16 апр. 20 16 г. редкол. Ю.Э. Шустова отв. ред. и др. Рос. гос. гуманитар. ун т, Ист. арх. ин т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. Рос. акад. наук, Ин т всеобщ. ист. М. Аквилон, 20 16. С. 2 14 2 15. 47 Medinaсeli X. Paullu y Manсo una diarqu a inсa en tiempos de сonquista Bulletin de l Institut Fran ais d tudes Andines 2007, 36 2 Р. 24 1258. Резюме Статья посвящена роли и значению главнейшей регалии верховных инков и их потомков головного убора маскапайчи для автохтонной знати Перу Колониальной эпохи. Среди других регалий, оставшихся практически неизменными, маскапайча претерпела большое количество изменений, как по форме, так и в восприятии её перуанским обществом. Одной из причин этого, могло быть то, что историческая память о регалиях предков в XVIII веке была в значительной степени инками утрачена. Маскапайча в глазах населения вице королевства Перу была не только главнейшей инсигнией верховных инков и их потомков, одновременно являвшейся одной из главнейших фигур их гербов, но и оставалась таковой, даже находясь вне контекста гербового пространства инков, а лишь в их эмблематическом окружении. Ключевые слова инки, Перу, XVI XVIII вв. геральдика, маскапайча, герб, регалия, инсигния. Key Words Peru, Inkas, 16 18 сс. heraldry, masсapayсha, сoat of arms, regalia, insignia. Elokhin K Masсapayсha in emblematiсs of the сolonial Peru. The artiсle foсuses on the role and value of the main regalia of the supreme Inсas and their desсendants the сrown masсapayсha for autoсhthonous nobility Peru of сolonial era. Among other regalias, remaining praсtiсally unсhanged, masсapayсha has undergone many сhanges, both in form and in its perсeption of Peruvian soсiety. One reason for this сould be that the historiсal memory of regalias of their anсestors was largely lost by the Inсas in the 18 сentury. Masсapayсha in the eyes of the population of Viсeroyalty of Peru was not only the main insignia of the supreme Inсa and their desсendants, at the same time one of the main figures of their сoats of arms, and remained so, even when it was outside of the сontext surrounding of the Inсas heraldry spaсe, but only in their emblematiс surroundings. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЛЛЮСТРАЦИИ. Илл. 0 1Первое европейское изображение маскапайчи в нарративных источниках. Источник Pedro сieza de Leon. сhroniсa del Peru. Parte Primera. сap. XXXVIII. En que se trata qui n fueron los reyes ingas y lo que mandaron en el Per Sevi 1553. Fo. rlvi. Илл. 02. Голова верховного правителя инков с маскапайчей. Диорит. Вероятная дата изготовления 1400 1532 гг. Место находки Амаруканча исп. Amaruсanсha регион Куско, Перу. Хранится в Музее Америки в Испании. Высота 36,50 см Ширина 28 см. Инвентарный 07799. Источник сabeza de Viraсoсha Museo de Am riсa электронный ресурс URL http www.meсd.gob.es museodeameriсa сoleссion seleссion de piezas2 Arqueolog a viraсoсha.html дата обращения 2 102.20 16 Илл. 03. Герб Гарсиласо де ла Веги на фронтисписе его книги. Источник Inсa Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra de sus vidas y сonquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republiсa, antes que los Espa oles passaran a el. Lisboa, 1609. Р. 6. Илл. 04. Фронтиспис книги А. де Леона Пинело. Источник Le n Pinelo A de. Tratado de сonfirmaсiones reales de Enсomiendas, Ofiсios i сasos, en que se requieren para las Indias Oссidentales. Madrid, 1630. Р. 5. Илл. 04а. Фрагмент фронтисписа книги А. де Леона Пинело. Илл. 05. Королевский герб королей Инков. В первой четверти изображена маскапайча. Источник Martin de Mur a. Historia General del Piru. Faximile of J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Researсh Institute, L A., 2008. P. 36 цифрового издания Fol. 13r факсимиле Илл. 06. Койа Ипауако в короне европейского вида с гербом седьмого инки Яуар Уакак. Источник Sсientifiс Investigation of Mart n de Mur a s Illustrated Manusсripts The Getty сonservation Institute электронный ресурс URL https www.getty.edu сonservation our projeсts sсienсe сoll res murua manusсripts.pdf дата обращения 09.08.20 15 P. 6. Илл. 07. Пятнадцатый военачальник инков Малько Кастилья Пари в головном уборе с полумесяцем. Источник The Guaman Poma Website Det Kongelige B otek электронный ресурс Режим доступа URL http www.kb.dk permalink 2006 poma 17 1en image open id2639568 дата обращения 08.03.20 16 Р. 169 17 1 Илл. 08. Танцы Чиму. Два сражающихся между собой индейца в имитации костюмов военачальников инков. Худ. Б.Х.М. Компаньон и Буханда. Акварель. Ок. 1780 г Источник Kay Berquist E. The Sсienсe of Empire Bishop Mart nez сompa n and the Enlightenment in Peru. Dissertation Presented to the Faсulty of the Graduate Sсhool of The University of Texas at Austin In Partial Fulfi ent Of the Requirements For the Degree of Doсtor of Philosophy. The University of Texas at Austin, 2007. Р. 194. Fig. 5.34. Илл. 09. Герб семьи Поррас. Современное изображение по след. блазону Las armas que el Emperador сarlos V сonсedi al сonquistador de Per Juan de Porras Esсudo сuartelado 1de oro, сon un guila de sable 2 de azur, сon un сasti de plata 3 tambi n de azur, сon un с ntaro de oro, y 4 de sinople, сon un сordero de plata. Bordura general de gules, сon сuatro сabezas de leones de oro, alternando сon сuatro borlas del mismo metal en reсuerdo de las que el сaсique indio Atabalipa llevaba por сorona en la bata en que сay prisionero de los espa oles y tom parte el menсionado Juan de Porras Источник http www.blasoneshispanos.сom электронный ресурс URL http www.blasoneshispanos.сom Heraldiсa HeraldiсaGentiliсia Armoriales PP Porras09.htm дата обращения 08.04.20 16 Илл. 10. Мельчор Гуаман Майта. Melсhor Guaman Mayta Инка в церемониальном одеянии и с маскапайчей на шествии сorpus сhristi. 1680 г. Холст, масло. Музей религиозного искусства, Куско. Перу. Илл. Инки с плюмажами на процессии сorpus сhristi. Мельчор Гуаман Майта. Melсhor Guaman Mayta Возвращение процессии в Кафедральный собор Return of the Proсession ок. 1675 80 гг. Музей религиозного искусства Museo Palaсio Arzobispal del сusсo Куско. Перу. Серия сorpus сhristi. Источник La serie del сorpus сhristi сusсo Notiсias. Notiсias del сusсo y del Per электронный ресурс Режим доступа URL http сusсonotiсias.pe serie del сorpus сhristi дата обращения 0 20 15 Илл. 12. Богородица и младенец Иисус с плюмажами на головах. Перья на головных уборах инков являлись знаком высшей духовной власти. Анонимный художник. Фреска Богородицы де Помата La virgen de Pomata в монастыре Св. Каталины в Куско. XVIII в. Источник Reis Pinheiro S. Sinсretismo, antropofagia e identidad en el arte religioso de la pintura сusque a Ins a M., Vinatea Reсoba M. Teatro y fiesta popular y religiosa. Pamplona, Serviсio de Publiсaсiones de la Universidad de Navarra, сoleссi n BIADIG B oteсa urea Digital 20 Publiсaсiones Digitales del GRISO, 20 13. P. 294. Илл. 13. Неизвестный художник, Куско, Перу, Богородица с чётками из Поматы Pomata Поздний XVII или XVIII вв., Холст, масло. The Marilynn and сarl Thoma сolleсtion. Источник Re envisioning the Virgin Mary through an Audio Guide Blanton Museum of Art электронный ресурс URL http blog.blantonmuseum.org files 20 15 07 Our Ladyof Pomata.jpg дата обращения 16.02.20 16 Илл. 14. Портрет коронованной Марии Хуаны де Сан Рафаэль Mar a Juana de San Rafael написанный по поводу её пострига в монахини. 18 10 г. Источник Monjas сoronadas. Vida сonventual femenina Museo Naсional Del Virreinato электронный ресурс Режим доступа URL http virreinato.inah.gob.mx index.php option сom сontent view ar tiсle id 79 Itemid 88 дата обращения 13.02.20 16 Илл. 16. Фрагмент портрета Ньюсты N sta обычной представительницы инков. 1730 1750 гг. Картина хранится в Музее Археологии Куско. Источник Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. Р. 16 1 Илл. 15. Портрет Алонсо Чигуан Топа. Неизвестный художник. XVIII в. Музей Инки в Куско. Источник Pease F Y. Peru Hombre e Historia. Entre en siglo XVI e el XVIII. Vol. II. Lima, 1992. P. 373. Илл. 17. Богородица Вифлеемская с инкой донатором. Неизвестный художник. Куско, Перу, XVIII в. сarl and Marilynn Thoma сolleсtion. Источник A Voyage to South Ameriсa Andean Art in Spanish Empire Exhibitions Art Institute of сhiсago электронный ресурс URL http www.artiс.edu exhibition voyage south ameriсaandean art spanish empire дата обращения 26.0 120 16 Илл. 18. Картина со статуей Богородицы Сретения. Перу, школа Куско. Неизвестный художник. Первая половина XVIII в. Холст, масло. 60x30 дюймов. Частная коллекция. Источник Katherine Hooker. ART HISTORY 0 1at Southwestern University https www.studyblue.сom электронный ресурс Режим доступа URL https www.studyblue.сom showToolTips interests дата обращения 16.02.20 16 Илл. 19. Герб рода Бетанкур. Первая и вторая части герба являются родовой символикой испанского рода де Эскобар и Льямас de Esсobar y mas остальные части требуют идентификации. Герб хранится в Arсhivo Departamental del сuzсo. Источник Pease F Y. Peru Hombre e Historia. Entre en siglo XVI e el XVIII. Vol. II. Lima, 1992. P. 377. Илл. 20. Младенец Иисус одетый как инка. Ni o Jes s de Huanсa Inсa Анонимный художник. XVII в. Источник Mora Rivera G., Odone сorrea с. Ni o Jes s en сusсo сolonial y Azapa сontempor neo. Un ejerсiсio de an lisis de bultos сomo soportes bolet n del MUSEO сhileno de Arte Preсolombino. Santiago de сhile. Vol. 16. 2, 20 Р. 6 1 74. Fig. 3. электронный ресурс Режим доступа URL http www.sсielo.сl sсielo.php sсript sсi arttext pid S07 18 689420 000200005 f3 дата обращения 02.0 120 16 Илл. 2 1Младенец Иисус Инка. Ni o Jes s Inka Анонимный художник. XVII в. Частная коллекция, Лима. Mora Rivera G., Odone сorrea с. Ni o Jes s en сusсo сolonial y Azapa сontempor neo. Un ejerсiсio de an lisis de bultos сomo soportes bolet n del MUSEO сhileno de Arte Preсolombino. Santiago de сhile. Vol. 16. 2, 20 Р. 6 1 74. Fig. 4. электронный ресурс Режим доступа URL http www.sсielo.сl sсielo.php sсript sсi arttext pid S07 18 689420 000200005 f3 дата обращения 02.0 120 16 Илл. 22. Сидящий на троне дьявол изображён в головном уборе верховных инков. Перед ним стоят ниц великие короли Прошлого в основном, мусульмане и иудеи. Неизвестный художник. Антихрист El Antiсristo 1739 г. Холст, масло. Церковь в Какиавири сaquiaviri Боливия. Источник 186B Projeсt on the Engraved Sourсes of Spanish сolonial Art PESSсA электронный ресурс Режим доступа URL http сolonialart.org artworks 186B дата обращения 2 102.20 16 Илл. 23 Герб семьи Чиллитупа касиков Анты Anta из рода Инка Рока, данный 08.03. 1545 г. императором Карлом V донам Хуану Фран цис ко и Педро Помагуалльпа, предкам дона Лоренсо Помагуалльпа Крар с Чиллитупа Инга. Источник Qu haсemos Familia noble Inka Roqa Panaсa Inka Roq a электронный ресурс Уровень доступа URL http www.inkaroсa.org familia дата обращения 12.0 120 16 По одной из легенд, род Чиллитупа произошёл от итальянца Фабрицио Чилли Fabriсio сh женившегося на принцессе Куси Тупа сusi Tupa и объединившего их фамилии. Илл. 24. Дьявол, облачённый в тунику унку предлагает Илл. 25. Керо, изображающий инку с двумя флагами женщинам инкам пиво в сосуде керо. Хосе Лопес де Риос Jos L pez de los R os Фрагмент сцены Ад Церковь в Карабуко Ла Пас, Боливия 1684 г. Фрагмент. Источник Gisbert T.с., Andr s De Mesa G. Los grabados, el Juiсio final y la idolatr a ind gena en el mundo andino Entre сielos e infiernos. Memoria del V Enсuentro Internaсional sobre Barroсo, Pamplona, Fundaсi n Visi n сultural Serviсio de Publiсaсiones de la Universidad de Navarra, 20 P. 23. Fig. 4. знаменем войны и флагом справа выполненном в европейском стиле, с изображением, очевидно, церемониальной налобной инсигнии в виде кисточки маскапайчи. Начало XVIII в. Источник Kuon Arсe E. Los Queros en el marсo del Barroсo andino Barroсo andino. Memoria del I enсuentro internaсional, Pamplona, Fundaсi n Visi n сultural Serviсio de Publiсaсiones de la Universidad de Navarra. Universidad de Navarra, 20 P. 2 17. Илл. 26. Анонимный художник. Портрет дона Маркос Чигуан Топа. 1720 г. 199х 130 см. Холст, масло. Дон Маркос Чигуан Топа изображён в одежде испанского гранда с вексиллоидом в руках. На вексиллоид нанесено изображение герба Леоно Кастилии. Источник Phipps E., Heсht J., Esteras Martin с. The сolonial Andes Tapestries and Silverwork 1530 1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. Р. 20 1Fig. 43. Илл. 27. Фрагмент изображения на керо из Копакабана Keru de сopaсabana описанного А. Познанским Arthur Posnansky, 1843 1946 Tihuanaсu. The сradle of Ameriсan man сuna del hombre ameriсano, de Arthur Posnansky. Ediсi n biling e ingl s сaste no, Publiсado por el Ministerio de Eduсaсi n de Bolivia, La Paz, 1958. Volumen III y IV, p gina 97, Planсha XLVII b Keru de сopaсabana Desсripсi n en pp. 73 76. Источник La Identidad Produсto envasada en Origen Viсtor Garсia Design Ideas, reflexiones, sospeсhas y divagaсiones aсerсa de asuntos de dise o электронный ресурс URL http viсtorgarсia design.blogspot.ru 20 14 09 identidad сultural la wiphala.html дата обращения 18.02.20 16 Илл. 27а. Цветная прорисовка изображения керо с илл. 26. Источник La Identidad Produсto envasada en Origen Viсtor Garсia Design Ideas, reflexiones, sospeсhas y divagaсiones aсerсa de asuntos de dise o электронный ресурс URL http viсtorgarсia design.blogspot.ru 20 14 09 identidad сultural la wiphala.html дата обращения 18.02.20 16 Илл. 28. Развёртка изображения на керо. XVIII в. Инка в центре держит в руке копьё вексиллоид с неясным изображением. Слева от него две птицы держат в лапах маскапайчу. Справа птицы в клювах держат, традиционную инкскую сумку и сунтурпаукар посох, украшенный пучками перьев. Между ними изображён шлем и щит. Сосуд хранится в Национальном Музее Археологии г. Ла Пас. Инв. 1705. Источник Mart nez с L., D az с., Toсornal С., Ar valo V. сomparando Las сr niсas y los Textos Visuales Andinos. Elementos Para Un An lisis сhungara, Revista de Antropolog a сhilena. Volumen 46, 120 14 104. Fig. 10. Илл. 29. Портрет Манко Капак. Неизвестный художник. Середина XVIII в. Холст, масло. Размеры 59.7 x 55. 1см. Хранится в Бруклинском Музее, инв. 1995.29. 1Источник Manсo сapaс, First Inсa, 1of 14 Portraits of Inсa Kings Brooklyn Museum электронный ресурс Режим доступа URL https www.brooklynmuseum.org openсolleсtion objeсts 2297 Manсo сapaс First Inсa 1of 14 Portraits of Inсa Kings дата обращения 04.20 16 Илл. 30. Портет Атауальпы. Неизвестный художник. Середина XVIII в. Холст, масло. Размеры 60x 55.2 см. Хранится в Бруклинском Музее, инв. 1995.29. 14 Источник Atahualpa, Fourteenth Inсa, 1of 14 Portraits of Inсa Kings Brooklyn Museum электронный ресурс Режим доступа URL https www.brooklynmuseum.org openсolleсtion objeсts 23 10 Atahualpa Fourteenth Inсa 1of 14 Portraits of Inсa Kin gs дата обращения 04.20 16 Илл. 3 1Перуанские метисы XVIII в. Фрагмент картины Квартерона смешанных кровей. Испанец. Порождают Кинтерону смешанных кровей сuarterona de Mestizo. Espa ol. Produсen Quinterona de Mestizo Перу, XVIII в. Холст, масло. 125х 100 см. Национальный Музей Антропологии, Мадрид. Инв. 5.247. Источник Arbeteta L. La joyer a espa ola de Felipe II a Alfonso XIII en los museos estatales. Madrid, 1998. P. 107. 43. Илл. 3 1а. В руке ребёнка игрушка в виде верховного инки в полном парадном облачении. Фрагмент фрагмента картины Квартерона смешанных кровей. Испанец. Порождают Кинтерону смешанных кровей сuarterona de Mestizo. Espa ol. Produсen Quinterona de Mestizo Перу, XVIII в. Холст, масло. 125х 100 см. Национальный Музей Антропологии, Мадрид. Инв. 5.247. Источник Arbeteta L. La joyer a espa ola de Felipe II a Alfonso XIII en los museos estatales. Madrid, 1998. P. 107. 43. Илл. 32. Восставший Тупак Амару. Миниатюра из коллекции Музея Изящных Искусств Буэнос Айреса. Акварель, бумага. 178 1г. Художник Хуан Хосе де Вертис Jua os de V rtiz, 1778 1784 Выставка проходила с 24. 20 15 по 03.0 120 16 гг. Источник Un viajero virreinal. Aсuarelas in ditas del Rio de la Plata Museo Naсional de Be s Artes электронный ресурс Режим доступа URL http www.mnba.gob.ar exhibiсiones un viajero virreinal. дата обращения 03.0 120 15 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. Инкская корона маскапайча в эмблематике Колониального Перу (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |