| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры. (2009) › Возникновение геральдики | ||||||
Фрайер С., Фергюсон Д.
Возникновение геральдики// Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры. (2009)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры [Изд. 2-е] - М.: АСТ, Астрель, 2011. С. 7-39 (Часть I) Аннотация: Не подлежит сомнению, что в древности различные виды символов, обозначающих принадлежность к органам власти или к тем или иным общественным группам, использовались не менее широко, чем сегодня. Например, каждое территориальное образование Древнего Египта имело свою символику для обозначения гражданской и военной власти на данной местности, а первые римские штандарты несли на себе религиозные и военные символы, такие как орел, который позднее стал эмблемой римских легионов. Об авторах публикации/статьи: Фрайер С. Фергюсон Д. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 82346 знаков (с пробелами)
вексиллоиды Древнего Египта 2. Типичный штандарт легионов Древнего Рима, ок. 104 г. до нз. 3. Военный флаг ацтеков 4 Персидский щит, ОК 590 Г. ДО Н Э 5. LЦиты солдат греческих ПОЛИСОВ, ОК. 500 Г. ДО Н.Э. б. Боевой щит викинга 7. LЦит телохранителей короля Альфонсо Асrурийского, ок. 870 г. 7 1Возникновение rеральдики Не подлежит сомнению, что в древности различные виды символов, обозначающих принадлежность к органам власти или к тем или иным общественным группам, использовались не менее широко, чем сегодня. Например, каждое территориальное образование Древнего Египта имело свою символику для обозначения гражданской и военной власти на данной местности, а первые римские штандарты несли на себе религиозные и военные символы, такие как орел, который позднее стал эмблемой римских легионов. В подобных обществах с развитой социальной организацией потребность в символах, определяющих принадлежность к общественной и военной власти, бьи а вполне оправданной. Например, на страницах Ветхого Завета мы встречаем первое упоминание об эмблемах, передаваемых из поколения в поколение и связывающих отдельную личность с родом, которому он принадлежит Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих И сделали сыны Израилевы всё, что повелел Господь Моисею так становились станами при знаменах своих и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим Книга Чисел. 2 2 и 2 34 Беда Достопочтимый 1который создавал свои труды в начале V столетия, говорит, что знамена короля Восточной Англии Эдвина2 не только несли перед ним во время битвы, но даже в мирное время, когда король совершал поездки по своим городам и весям, то впереди него, как правило, шли знаменосцы И хотя Беда не дает подробного описания знамен, ясно, что на Беда Достопочтимый Bede, Baede 672 673 735 англосаксонский теолог, историк и летописец. Прим. пер. Имеется в виду Эдвин Святой 585 633 в 6 16 633 гг. король Нортумбрии он не был королем Восточной Англии, но некоторое время жил при дворе ее короля Редвальда. Прим. ред. 1О Возникновение rерапьдики них были изображены символы династической и территориальной власm короля Эдвина. Большинство флагов, изображение которых можно видеть на гобелене из Байо ок. 1077 г. 1выполнены из ткани, они имеют небольшие размеры и форму квадрата или полукруга их дополняет какое то количество ХВОСТОВ косиц прикрепленных к основному полотнищу флага. Вопрос о том, являлись ли эмблемы, которые несли эти флаги, символами территориальной принадnежносm или даже свидетельством ста уса их владельца, в течение долгого времени оставался дискуссионным. Однако в настоящее время принято считать, что норманны в то время еще не использовали протогеральдическую атрибутику, присутствующую на вымпелах, украшавших копья их фламандских союзников. По этой причине вероятнее всего корни британской геральдики сле,цует искать не в Нормандии, а в системе, взятой на вооружение некоторыми моrущественными семействами, ве,цущими свой род от Карла Великого, который правил империей франков Северной Европы с 7 68 по 8 14 г. Эти семейства сохранили большую часть административной организации империи Каролингов, включая использование династических и территориальных эмблем на печатях, монетах, знаках об уплате пошлины и конечно же флагах во всех тех случаях, когда необходимо заявить о своем официальном ста усе, будь то на войне или в мирное время Platts Вeryl. Тhе Origins of Heraldry. London, 1980 Есть некоторое основание полагать, что подобные эмблемы были общими для семейств или групп людей, связанных кровным родством или феодальными ленными обязательствами, и в силу необходимости являлись наследственными. Передел земель, который последовал за завоеванием норманнами Англии, привел к тому, что младшие ветви фламандских семей ве,цущих свое происхож Знаменитый гобелен из Байо включает в себя 56 сцен, на которых запечатлены события, сопровождавшие герцога Вильгельма Норманнского Англии в 1066 г. Это выдающееся произведение искусства и важный источник сведений по истории XI в. Байо Вауеuх в департаменте Кальвадос город в Северо западной Франции, древняя столица галлов, позже главная крепость норманнов. С IV в. резиденция епископа. Прим. пер. Возникновение rеральдики t t 1Z Возникновение rерапьдики дение от Каролингов пустившие корни в Англии, а также их родовые девизы и эмблемы стали неотъемлемой частью англо норманнского общества. Общепринятая теория, согласно которой в основе геральдики лежит традиция украшать рыцарский щит и верхнюю одежру, с тем чтобы на поле боя было легче распознать рыцарей в латах и в шлемах с опущенным забралом, сомнительна с точки зрения своей достоверности. Здравый смысл подсказывает, что грязь и повреждения, полученные в ходе боя, быстро освободят от всех знаков отличия и сделают неузнаваемыми поверхности щитов, получивших множество ударов. В рамках феодальной системы каждый человек. который получал право владеть землей в качестве компенсации за военную службу принадлежал к людям особой категории, к знати или благородному сословию лат. nobllis И хотя воинская повинность, исполняемая последними, часто трансформировалась в иные виды услуг или в денежные выплаты, феодальная знать nobllis сохраняла свое ярко выраженное превосходство внутри этого разделенного на две с упени общества, в котором существовал гигантский разрыв межру высшим и низшим классом, межру благородными и простолюдинами Ста 1с armiger лат. дословно носящий оружие вооруженный т.е. человека, владеющего оружием, предоставлял членам военной элиты Xll в. исключительную привилегию иметь герб, посредством которого декларировалась их принадлежность к высшему сословию феодального общества. Причиной такого необычайно стремительного распространения геральдики. которое имело место в Западной Европе в начале Xll столетия, почти наверняка стало то, что в настоящее время получило название эпохи Возрождения Xll в. Стремление подчеркнуть значимость своего Я нашло выражение в не знающем сомнений восторге по поводУ пышности собственных одеяний и ярких украшений, и очевидным проявлением этого стало обзаведение личным гербом и флагом. Основные положения геральдики, которые Возникновение rеральдики 13 получили подцержку в силу военного стиля правления, установившегося при дворе familia regis Ангевинских королей которые приобрели популярность благодаря турнирам и были разнесены по всей Европе усилиями странствующих рыцарей, менестрелей и школяров, неизбежно оказались объединенными в одно целое, как основной элемент науки о гербах. СимвопикаДревиеrо Рима и королевств раннею Средневековья Геральдические эмблемы Xll в. были весьма незамысловатыми и в большей своей части состояли из геометрических фиrур, разнообразных полос и небольшого количества изображений известных зверей и птиц лишь в некоторых случаях эмблемы заимствовались из наполовину забытых символов Римской империи и англо саксонских королевств. Штандарт римских когорт с изображенным на нем драконом сохранился в Британии под названием пылающий дракон Кадуолэдера сadwaladr который жил спустя примерно два столетия после того, как римляне ушли с Британских островов, и позднее на гербе, который средневековые герольды приписывали предкам короля Артура и короля Утера Пендрагона Голова дракона 2 И хотя в эпоху позднего Средневековья более часто встречается изображение дракона на четырех лапах, эти первые драконы представляли собой существа на двух лапах сейчас мы бы назвали их вивернами wyvern крылатыми драконами Красный дракон, который в единственном числе присутствует на гербе Совета графства Сомерсет, воскрешает в памяти Гластонбе Ангевинская держава ападения Генриха Анжуйского, ставшего королем Англии, во Франции, основу которых составили земли Алиеноры Аквитанской. Свое название получила по родовому имени графов Анжуйских. Прим. ред. Короли Apiyp и Угер Пендрагон являются героями Нystoria Regnum Вritanпiae Истории королевава Британского средневекового писателя Джеффри Монмугского, где он повесrвует о золотом веке Британии во времена их правnения, о посnе,цующем упадке и гибеnи королевсп а. Прим. пер. 14 Во3никновение rеральдики nоддерживающий щит на гербе Совета окруrа Заnадный Дорсет Щиты гербов органов местного самоуправления 1Совет графства Кент 2 Город графство Уомсенд 3. Совет графства Нортумберленд Реконструкция штандарта Уэссекса с изображением дракона Возникновение rерuьдики 15 ри Авалон и замок Кэдбери времен короля Ap fYPa, а в гражданской геральдике Уэльса повсеместно присуrствует у ddraig goсh Красный дракон правда, хроники прошлых лет говорят, что этот дракон скорее красновато золотой нежели чем просто красный. Напоминанием о золотом орле римских легионов служит герб, размещенный у восточной оконечности вала Адриана 1 сам же вал представлен в стилизованной форме на золотом с красным гербе Совета графства Нор умберленд. е это разновидности гербов, которые по мнению средневековых герольдов принадлежали древнему королевству Берниция. Последние в этом своем утверждении руководствовались приведенным у Беды описанием знамени, выполненного в золоте и пурпуре свисавшего над могилой Святого Осваль первого христианского короля Нор умбрии. Можно предполагать, что западные саксы взяли себе эмблему в виде золотого дракона, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение кельтам, коренным обитателям этих земель. Вероятно, что знаменитый, выполненный в виде дракона штаНI iрт Уэссекса, под которым, как утверждают, воевал Кугред в битве при Бэрфорде в 7 5 2 г., Эдмунд Железный в битве при Эссингдоне в 1О 16 г. и Гарольд на хребте Сенлак в 1066 г., был изготовлен из жесткой кожи, и по внешнему ви.цу он должен бьUI походить на позолоченный флюгер. Виверны присугствуют в гербах PЯ местных органов самоуправления сегодняшнего Уэссекса например, чудовище о двух головах и о двух хвостах на шлеме в гербе Шерборна в графстве Дорсет, а также в качестве щитодержателей морские виверны находятся в гербе Окружного совета Западного Дорсета. Гластонбери Glastoпbury бенедиктинское аббатство Св. Марии в Сомерсетшире. По одной из легенд это легендарный Авалон, куда Иосиф Аримафейский принес Чашу Грааля. При раскопках в аббатстве английские археолоrи обнаружили моrилу якобы ypa и его супруги Гвиневеры. Замок Кэдбери в местечке Сауr Кетбери графство Сомерсетшир наиболее вероятное местонахождение легендарного Камелота. Прим. ред. Оборонительное сооружение времен Древнего Рима на территории Великобритании возведен в 1ZZ 1Z6 гг. по приказу императора Адриана. Он тянется от моря до моря на 7 км 80 римских миль от р. Сопуэй Нd западе до р. Тайн на востоке Прим. пер. 16 Возникновение rермь,цики 1Знамя Эдуарда Исповедника Z. Древний герб рода Арундл 3. Герб Восточного Сассекса 4. Герб Эссекса 5. Герб города Бери Сент Эдмундс 1 Возникновение rеральдики 17 Белый конь эмблема королевства Кент и англо фризских завоевателей присуrствует в гербе Совета графства Кент, а также в гербах еще нескольких графств. Имена Хенгист Hengist фризского происхождения и Хорса Horsa староанглийское являются синонимами, и каждое из них обозначает лошадь. Поэтому вполне вероятно, что эмблема в виде коня была взята англо фризским вождем, чтобы служила напоминанием о том, что он происходит как это угверждается от бога Одина, которому принадлежал восьминогий конь Слейпнир 1 Герольды раннего Средневековья имели обыкновение наделять гербами как королевства, так и отдельных личностей Британии времен, предшествующих ее завоеванию норманнами. Те шесть марлеrт тartlet которые являются непременной деталью герба южно сакского королевства это удивительные птички. У них нет ног, и считается, что они постоянно находятся в полете, исполненном веселья и радости, и в силу этого обстоятельства МOiyr бьпъ уподоблены жаворонкам. Часто мартлетки являются составным элементом rражданской геральдики графства Сассекс, и здесь считается, что они имеют отношение не к саксам или к жаворонкам, а гербу, принадлежащему норманнскому ро.цу Арундл. На это недвусмысленно намекает игра слов, построенная на том, что слово hirondelle означает mасточка Герб, который, как считается, принадлежал Э.цуар.цу Исповеднику 1042 1066 появился на серебряных монетах периода его правления. На нем был изображен крест, окруженный четырьмя голубками, что являлось символом благочестия и благородства. Герб, приписываемый Э.цуар.цу, представлял собой в лазоревом голубом поле крест флори2 украшенный герсиьдическими лU и.ями, в окружении пяти золотых голубок, Слейпнир в германо скандинавской мифологии восьминогий конь Одина, порождение Локи принявшего облик кобылицы и коня Свадильфари. На Слейпнире, который считается самым быстрым скакуном во всех девяти мирах. Один пуrешесrвует меж,цу мирами. Слейпнир имел серую масть, восемь ног, мог скакать по суше и воде. Прим. ред. Крест флори сross Aory крест, окончания лучей которого имеют форму, близкую к eur de lys стилизованной геральдической лилии с тремя лепестками. Прим. пер. 18 Воэникновение rеральдики и сведения, подтверждающие это, можно найти в материалах по геральдике, хранящихся в Вестминстерском аббатстве, в Вестминстерской школе для мальчиков, а также в библиотеке графства Вестминстер и в Вестминстерском госпитале. На гербах графства Мидцлсекс ныне не существующего а также Эссекса изображены саксы seax короткие мечи с выемками, которые, как говорят, являются напоминанием о восточных саксах. Возможно, что подобное объяснение принадлежит оставшемуся безымянным продолжателю Хроник Флоренса Вустерского Он говорит о чужестранном и свирепом племени земли которого бьutи названы Саксонией по имени ЭТИХ дnинных и победоносных клинков Саксы можно встретить в том числе в геральдических эмблемах нескольких второстепенных по значимости общин и бывших графств на юго востоке Англии. Разрабатывая герб королевства Восточная Анmия, герольды обратились к эмблемам Скандинавии и воспользовались гербом Швеции в лазоревом голубом поле три золотых короны. Мученическая смерть последнего короля Восточной Англии Святого Эдмунда2 нашла свое отражение в гербе города БериСент Эдмундс графство Саффолк каждая из корон оказывается пронзенной двумя стрелами. Три короны на красном поле в гербе города Или Ely служат напоминанием о том, что город бьut заложен по повелению Святой Этельреды. Тогда как в гербе Колчестера три короны сочетаются с двумя серебряными staaes raguly пересекающимися столбом и поясом образовывающими крест, пронзенный Гвоздями крестных мук Господних это напоминание о романо британском предании, согласно которому Крест Господень бьut обнаружен дочерью короля Коэла, императрицей Еленой во время ее паломничества Флоренс Вусrерский Аогеnсе ofWorсesteг умер в 8 британский хронист. Автор Хроники сhгoniсon ех сhronids скомпилированной из старых сочинений Беды Досrопочтимоrо, Жизни Альфреда Ассера и Всемирной хроники ирландского монаха Мариана Скоrа. ХрониК он дополнил сведениями по истории Анmии, доведя их до 8 г. Неизвестный авrор пополнил труд Флоренса, доведя И3 1Ожение собьпий до 4 1г. Прим. ред. Святой Эдмунд Мученик ок. 840 20. 869 стал королем Восточной Англии 25 декабря 855 г. По легенде, замучен датчанами расстрелян из луков Прим. ред. Во.зникновение rеральдики 19 на Свsпую землю 1Три короны на гербе Совета бывшего графства на острове Или нанизаны на красное острие pile и сочетаются с голубыми и серебряными волнистыми полосами, которые символизируют болотистые низменности острова. Герб Университета Восточной Англии также несет три короны, дополненные серебряным трехбашенным замкам, а в центральных графствах Анmии эмблему Святого Эдмунда Мученика можно увидеть на гербе Оксфордского университета. Это свидетельство уважения, которым этот святой пользовался в Средневековье в церковных кругах. Леопарды Анrпии Не приходится сомневаться в том, что пылающий дракон Кадуолэдера, который был присвоен западными саксами о чем говорилось выше впоследствии бьU 1принят в качестве герба Вильгельмом Норманнским2 еще даже до того, как он завоевал Англию. Кроме того, известно, что уЖасный штандарт в виде дракона по свидетельству хрониста Ричарда Девайзского3 бьU 1среди тех штандартов, которыми пользовались четыре преемника Вильгельма 1Ричард 1Генрих ЭдУард и Генрих V. И только герольды ХШ столетия были теми, кто начал задним числом включать Леопардов Англии в гербы норманн Елена Флавия Юлия Елена Авrуста 247 327 супруга Констанция Хлора, ма 1Ь императора Константина 1По преданию, Елена посетила Свяl Ю землю с целью найти место погребения Христа и сам крест. В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня и неподалеку от нее обнаружены три креста, один из которых был определен как Крест Господень. ЧаС 1Ь креста Елена оmравила в Константинополь, а основная его чаС 1Ь была помещена в rnавной церкви Иерусалима. Над пещерой Гроба Господня возведен храм Воскресения Христова. Ее родство с мифическим Козлом не более чем местная легенда. Прим. ред. Вильгельм Завоеватель, также Норманнский Бастард 1027 28 9 1087 герцог Нормандии с 1035 г В 105 1г. провозглаwен наследником короля Англии Э.цуарда Исповедника. после смерти которого высадился с армией в Англии, разбил своих противников и в 1066 г. был провозглаwен королем Англии. Прим. ред. Ричард Девайзский Riсhard of Devizes конец Xll в. анrnийский хронист, монах аббатства Св. Свитина в Винчестере. Автор хроники Anпales de Wiпtoпia Прим. ред. ZO Возникновение rераль.цики Печать Алиеноры Аквитанской Герб Норманнской динасmи P anta Genista родовая эмблема Плантагенетов Герб динасmи Плантагенетов Воэникновение rеральдики ских правителей на языке ранней геральдики шествующие львы описывались как леопарды Вместе с тем весьма вероятно, что первым королем Англии, который действительно использовал льва леопарда в качестве персональной эмблемы, был король Генрих 1Боклерк 00 35 Именно во времена его правления в королевском зверинце в Вудстоке жители Англии впервые увидели льва. Король Генрих стал известен под прозвищем Лев справедливости а потомки его внебрачных детей носили на своих гербах одного или более львов в самых различных позах и положениях, в некоторых случаях в сочетании с другими геральдическими фиrурами. Остается загадкой, при каких обстоятельствах в гербе Англии появился второй лев. Однако существуют предположения правда, не особенно убедительные что своим появлением он обязан браку короля Генриха с Аделизой Лувенской, дочерью Годфрида Бородатого герцога Нижней Лотарингии и ландграфа Брабантского. Считается, что на печати Готфрида как раз также был изображен лев. На печати Алиеноры Аквитанской, жены первого короля Англии из Ангевинской династии Генриха 154 89 1 присутствуют три льва, что, возможно, является свидетельством предьщущих дополнений к гербу в силу наследования или брачного договора см. подробнее в главе 8 поскольку герб самой Алиеноры представляет собой одного золотого льва в красном поле. Известно, что Джон2 сын короля Генриха имел на своем гербе изображения двух львов, а изображение трех шествующих смотрящих вправо львов three Lions passant guardant появилось позже на второй большой печати Ричарда 1Львиное Сердце 95 и начиная с этого времени использовалось всеми после.цующими монархами Англии. Возможно, что наиболее известной эмблемой Плантагенетов, которая была унаследована Генрихом от своего отца Жоффруа Плантагенета графа Анжуйского, является ветка В отечественной литера уре чаще э у династию именуют Анжуйской, или Плантаrенетами. Прим. ред. Принц Джон, позже король Иоанн Безземельный Z4. t Z. 67 19. 1О. 1Z 16 После смерти своих старших бездетных братьев в 99 г. наследовал английский престол. 22 Воэникновение rеральдики planta genista, или дрока, который В начале каждого лета заставляет вспыхивать пустоши Анжу и Майена живым пламенем цвета чистого золотi 1Принадпежность к ро,цу Плантагенетов высоко ценилась после,цующими поколениями английских королей, и лист planta genista использован Ричардом 1Иоанном, Генрихом Ричардом Генрихом N и даже Елизаветой 1 у которой было платье, расшитое стручками ракитника. Крестовые походы В 1095 г., в атмосфере больших надежд и высоких устремлений, начались войны за Гроб Господень, целью которых было объявлено освобождение Святой земли от неверных. В течение трех столетий именно на этих военных кампаниях были сосредоточены практически все военные и религиозные уси Вверху спева Наиболее распространенное знамя крестоносцев. ок. 1200 г. Вверху справа Эмблема Agлus Dei Апiец Божий 1Босеан тамплиеров 2. Белый мальтийский крест госпитальеров 3. Красный мальтийский крест тамплиеров 4. Первоначальный вариант герба короля Иерусалимского 5. Более пщцний вариант герба Иерусалима Возникновение rерапьдики 13 Герб Ордена госпитальеров Группа рыцарей крестоносцев из манускрипта, хранящегося в Британском музее лия христианского мира Западной Европы, но с политической точки зрения они не принесли в сущности ничего. Папа Урбан идейный вдохновитель Первого крестового похода 1095 1099 гг. обратился с призывом к крестоносцам Крест Христов символ спасения вашего. Носите его, этот красный как кровь крест, на груди своей и на плечах своих, как знак того, что помощь Господа никогда не покинет вас носите его как знак обета, отказаться от которого невозможно Во время Третьего крестового похода 82 92 гг. красный крест был принят французами чтобы те могли отличить своих от войск других стран белый крест стали использовать англичане, а зеленый фламандцы. Но во времена правления Э.цуарда 13 2 7 13 7 7 гг. англичане объявили своим небесным покровителем Святого Георгия с тех пор красный крест стал символом Англии и остается таковым поныне. 14 Возникновение rерапьдики Потомки многих родов, которые ве.цуr свою историю от военной элиты Средневековья armiger уrверждают, что наличием креста в своих гербах они обязаны далеким предкам, которые участвовали в крестовых походах. Однако этот символ настолько часто встречается в геральдике и присуrствует в таком множестве видов и вариантов, что очень немногие из тех, у кого сегодня в гербе присуrствует крест, моrут представить веские доказательства своих претензий на крестоносных предков. Вместе с крестовыми походами, которые по времени совпали с эпохой Раннего Возрождения Xll столетия и с закатом феодализма, в Европе полностью сформировалось рыцарство le сhevalerie со своим кодексом чести и своей геральдикой. И наверное было неизбежным, что основополагающие идеи рыцарства нашли свое выражение в форме военных и религиозных духовно рыцарских орденов, наиболее яркими примерами которых является Орден бедных рыцарей Христа и Храма царя Соломона Орден тамплиеров, или храмовников и Военный орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Орден госпитальеров В качестве эмблемы как тамплиеры, так и госпитальеры избрали В конечный т.н. мальтийский крест, где каждый луч являлся символом одного из блаженств Христовых и символов христианского совершенства. Тамплиеры также использовали символ Агнца Божия Agnus Det и довольно странную эмблему в виде двух рыцарей, скачущих на одной лошади. Позднее эта эмблема была неверно истолкована и представлена в гербе юридического общества Иннер Темпл 1в виде Пегаса. Тамплиеры носили белые плащи с красным крестом на левом плече, а их знамя, знаменитый босеан Веаи Seant Благословенны будьте состоял из двух горизонтальных полос черной и белой. Это что означало Открыты и благосклонны к После роспуска Ордена тамплиеров король Э.цуард в 1307 г. конфисковал церковь Тампля в Лондоне. Позднее она была передана Ордену госпитальеров, которые на ее базе создали две гильдии юристов Канцлерских иннов Корпорации солиситоров одна из которых и именовалась lппеr Temple т.е. Внутренний Тампль Прим. ред. Воэникновение rероu 1ьдики 15 тем, кто любит Христа. вселяем страх и ужас во врагов Его Госпитальеры носили черные одежды с белым 8 конечным крестом, а их герб представлял собой прямой белый крест на красном поле. Печати Одним из основных назначений геральдики является подтверждение подлинности документов с помощью печати, которая могла быть поставлена в дополнение к подписи или же вместо нее и которая либо ставилась в заключительной части документа, либо подвешивалась к нему. Важные документы скреплялись печатями еще до возникновения геральдики, появление которой обычно относят к середине ХН в. Подобные печати имеют отчетливый рисунок, с помощью которого прослеживалась их связь с именами владельцев например, человек по имени Суинфорд мог иметь печать с изображением кабана свиньи Самое первое появление геральдической печати той, где все необходимые символы были размещена на щите датируется 36 г. Данное обстоятельство совместно с рядом других печатей, датируемых также серединой ХН в., свидетельствует о стремительном распространении геральдики по всей Западной Европе в течение относительно короткого промежуrка времени. Также не оставляет сомнений и то, что использование последУЮщими поколениями печатей с одними и теми же геральдическими знаками теми, что можно встретить на печатях служило утверждению в геральдике принципа наследования герба. Наиболее часто печатями скрепляли документы, оформленные в одностороннем порядке однако они часто использовались и различными договаривающимися сторонами при составлении договора. Обычной практикой в таких случаях являлось изготовление ряда копий документа, где каждая копия сhirograph подписывалась всеми участниками со В английском языке Суинфорд пишется как Swinford, при том, что swine означает кабан, свинья или боров Прим. пер. 16 Возникновение rерапь.цики Шлем и щит Ричарда 1 изображенные на его второй Большой печати Симон де Монтакьют, 130 1г. Печать Томаса де Бошама. 1344 г. Роджер де Мортимер, 130 1г. Возникновение l epilUIЬAИКИ 17 глашения 1Таким образом были подготовлены документы Кларендонских установлений сoпstitutions of сlarendon в 64 г., однако три идентичных документа так никогда и не были скреплены печатью2 Magna сarta, или Великая хартия вольностей 12 15 г. была скреплена печатями двадцати пяти королей короля Иоанна Безземельного, а письмо к Папе Римскому так ему и не доставленное один из наиболее замечательных средневековых документов, сохранившихся до нашего времени, было подписано и скреплено печатями 96 баронов, которых король ЭдУард 1призвал в свой парламент в 1300 г. Печати баронов, прикрепленные к этому докумен 1представляют собой собрание одних из наиболее ранних образцов геральдики той эпохи, при том, что сами они являются свидетельством многообразия вариантов оформления геральдических эмблем того времени. Большая государственная печать Английского королевства наподобие монеты всегда была двусторонней и имела отличные друг от друга символы, отчеканенные на ее сторонах. Не исключено, что первой большой печатью Англии являлась печать короля ЭдУарда Исповедника 1042 1066 Рукописные копии документа, выполненные до или после того, как какой то акт был скреплен печатью, не считаются оригиналами. Если документ готовился заранее, он фактически считался черновым документом, если же он составлялся задним числом, он представлял собой копию. Появившаяся у англо саксов сhirography каллиграфия чистописание давала возможность изготовить несколько оригиналов. В ходе этого процесса два или более экземпляров документа записывались на одном листе пергамента, а в свободном пространстве меж,цуучастками текста писалось слово сhirographum записано от руки или же иные слова и символы. После этого лист пергамента разрезался по этим словам или символам на отдельные куски произвольного размера. Оригинал, разделенный на части таким образом, можно бьu о составить вновь, и точное совмещение деталей текста служило полным доказательством ауrентичности документа. Но для того чтобы получить документ, имеющий все полномочия оригинала, обычно изготавливались его копии, и они формально заверялись как таковые либо нотариусами, либо уполномоченными на это служителями церкви или чиновниками. Прим. пер. Король Анmии Генрих Плантагенет 33 89 издал эти установления ассизы положившие начало подчинению церкви светской власти. Прим. пер. ZS Возникновение rераль,цики Однако той печатью, что стала образцом для после.цующих английских монархов, была печать Вильгельма 1Завоевателя 1066 1087 на аверсе которой было помещено изображение короля сидящего на троне в парадном облачении по образу и подобию печати короля Франции Генриха а на реверсе также изображение короля, но уже в виде всадника. Один из самых первых примеров использования геральдических символов в печатях английских монархов можно видеть на второй печати Ричарда 1около 95 г. где изображен всадник со щитом, украшенным тремя шествующими львами, смотрящими вправо, и в шлеме с веерообразным навершием, несущем также изображение льва. Родственные связи На заре возникновения геральдики в гербы часто вносили изменения, чтобы подчеркнуть феодальную зависимость дворянина или какие либо родственные связи. Например, Варинус де Строд, являясь родственником герцога Бретонского, пользовался в качестве герба щитом области Бретань горностаевый мех белое поле с черными хвостиками дополненный вольной частью чернью соболя т.е. черного цвета в правом верхнем углу щита сanton SаЬ е с серебряным полумесяцем сresсeпt Argent тогда как гербы двух представителей рода Бардольфов представляли собой в лазоревом голубом поле три золотые и три серебряные розетки пятилистника сinqиefoils соответственно. ГербЛюте де Строды Бардольфы Лютереллы Воэникновение rерапьдики 19 реллов в золотом поле правйS перевязь между шестью марлеттами чернью был заимствован также родами де Фюрниваль, д Экклесхолл, де Уодсли, де Уортли, а также де Маунтини чтобы подчеркнуть близость к сеньору, каждый герб отличался один от другого лишь малозначительными нюансами в цвете и деталях. Геральдические символы на печатях тех 25 баронов, что скрепили ими Великую хартию вольностей отражают феодальные и семейные связи, характерные дпя того времени. Здесь можно насчитать пять вариантов герба рода Клер в золотом поле три червленых стропила включая герб Роберта Фицуолтера, который заменил среднее стропило червленым поясом. Герб Роберта де Вера графа Оксфорда представлял собой рассеченный и пересеченный щит с червленым и золотым по l 1Ми и серебряной пятиконечной звездой в первой четверти Quarterly Gиles апd Gold апd iп the first qиагtег а Mиllet Argeпt Его двоюродный брат Джон де Лэйси поменял местами золотые и красные поля, добавил узкую правую черную перевязь гiЬапd а также серебряное титло аЬе и убрал пятиконечную звезду в то же время Джеффри де Мандевилль оставил на своем гербе четверочастный щит с красными и золотыми полями в знак признания того, что он ведет свою родословную от рода де Веров. Для того чтобы обозначить различие меж.цу членами одного и того же рода, в простые гербовые щиты вносились незначительные изменения Так к базовому гербу рода Бошамов золотой пояс в червленом поле у Бошамов графов Клеры Фицуолтеры деЛэйси 30 Воэникновение rеральдики де Мандевилли де Веры Бошамы Кобэмы де Брианы Бас сеты Уорвик был добавлен ряд элементов, включая знакомые золотые сross сrosslets кресты с небольшими крестами на концах Представители рода Кобэм внесли много изменений в исходный родовой герб в червленом поле золотое стропило добавив к стропилу трех львов, трех орлов, три креста, три пятиконечных звезды mullet три многолучевых звезды estoils три лилии ifleur de lis и, наконец, три полумесяца все выполненные чернью Однако подобные изменения не были постоянной практикой широко распространенные гербы в виде трех отриев заостренных столбов, объединенных в основании three Piles сonjoined in base имели Джон ле Скот граф Честер в золотом поле червленые столбы род Райделов в золотом поле черненые столбы Бассеты в золотом поле червленые красные острия и горностаевый мех в вольной области де Брианы лазоревые острия в золотом поле а также Ропсли Воэникновение rераяьр,ики 3 1зеленые острия в золотом поле В данном случае известно, что родственная связь существовала только меж.цу родами Ропсли и Бассетов. fоворящие rербы Гербы часто содержали сведения об имени, ти уле, должности или владениях своего носителя, и их справедливо называют символическими, говорящими гербами, или armes par antes. Так, например, построенный на игре слов герб сэра Томаса Хэрриса из Шропшира имеет в лазоревом поле три золотых ежа причем нашлемник также был выполнен в виде золотого ежа. Герб Хейзели из Саффолка представляет собой червленый пояс меж.цу тремя золотыми лесными орехами в серебряном поле2 Герб же Кокереллов3 из Лондона выполнен в виде помещенного в золотом поле креста, сопровождаемого четырьмя червлеными пе ухами. Гербы, которые в иносказательной форме говорят о ста усе владельца, составляют особую категорию говорящих гербов все назначение которых сводится к тому, чтобы с помощью геральдических фиrур сообщить имя или ти ул владельца. Ранняя геральдика знает множество примеров подобных гербов, и конечно же обилие говорящих гербов в ХШ и XIV вв. позволяет предположить, что существует множество подобных эмблем и символов, которые еще ж.цут своего исследователя потому как заложенные в них иносказания не слишком понятны человеку ХХ столетия. Первыми хорошо известными примерами говорящих гербов являются гербы следУЮщих родов Де Ферресов De Ferres в серебряном поле шесть черных лошадиных подков ferrs Трампингтонов Тrumpington в лазоревом поле две вздетые вверх трубы trumpet окруженные двенадцатью перекрещенными крестами По английски фамилия Хэррис пишется Hanis, а ежи по староанглийски Herrisoпs. Прим. пер. По английски Лесные орехи Hazel Nuts произносится как Хейзел нате Прим. пер. сoсkerel по английски пе ушок Прим. пер. 3 Z Воэникновение rерапьдмки Хэррисы Хейзели Кокереллы на надгробной плите могилы сэра Роберта де Септванса Septvaпs умер в 1306 г. в Чартхэме графство Кент изображено семь корзин для провеивания зерна vans Гораздо более поздний герб сэра Сесила Чабба 1го баронета Стонхенджа в пересеченном горизонтально на лазоревое и зеленое поле два серебряных столба с объединяющим их серебряным навершием символизирует каменные опорные столбы и перекрытие над ними на фоне голубого неба и зеленой травы служит напоминанием о мегалитическом сооружении, которое Чаббы подарили нации в 19 18 г. В корпоративной геральдике прекрасным и простым примером отражения в символах рода деятельности организации является герб Британского объединения торговцев молочными продУктами в зеленом поле три косых серебряных ДеФерресы Трампингтоны Чаббы Возникновение rермьдики 33 Британское объединение торговцев молочными продуктами Национальный совет угольщиков волнистых столба, сходящиеся в верхнем правом углу щита а также Национального совета угольщиков щит, пересеченный в поясе на серебро и чернь, три черносеребряных веретена, противообращенные в поясе Нашлемник также может нести в себе определенную символику, иллюстрирующую девиз. Например, герб рода Димоук Dymoke пламенных защитников Англии из поколения в поколение, включает начиная с 1377 г. в себя девиз PRO REGE DIMIсO Я бьюсь за короля а навершие имело вид двух ослиных ушей фр. Сэр Роберт де Септванс. 1306 г. Репродукция по Уоллеру deux mokes Позднее нашлемник в виде ослиных ушей вызвал неудовольствие членов рода, и они были заменены ушами заячьими Геральдика позволяет сохранить в памяти потомков различные знаменательные для рода события. Навершия Голова сарацина в гербах таких родов, как Лайгон, Степлтон, Уорбартон и Уиллоуби, напоминает о предках крестоносцах. Однако не слещет дУМать, что все Головы сарацина появились в гербах исключительно в память походов предков большинство из них были приняты владельцами спустя столетия после крестовых походов, часто для того чтобы заменить собой более простые навершия в виде простого 2 Герал Ы 1ик 34 Воэникновеиие rерuьдики плюмажа или гребня. Практически точно такие же навершия Голова мавра родов Мур и Мордонт служат напоминанием только об имени и не имеют никакого дополнительного значения 1 Гербоведение Не приходится сомневаться, что считалось не только целесообразным, но и весьма желательным, когда от наследника, вс l Пающего во владение наследством, требовалось принять ту же геральдическую эмблему, что была у его отца, и таким образом подтвердить преемственность фамильных традиций, феодальных прав и обязанностей. Поскольку в Северной Европе наследующие поколения одного и того же рода часто использовали догеральдические эмблемы например, изображения на печатях можно только предполагать, что возникновение системы наследования, при которой потомку передается родовой герб предка что сегодня мы называем геральдикой предположительно датируется 2 7 г. В этот год король Англии Генрих 1наделил своего зятя Жоффруа Плантагенета2 гербом, в синем поле которого были помещены три золотых льва. Позднее тот же герб появился на расположенной в кафедральном соборе Солсбери гробнице Уильяма Длинного Меча графа Солсбери, побочного внука Жоффруа3, и это позволяет считать, что к этому времени эта эмблема приобрела значение документа, удостоверяющего права наследования. Изначально представители рыцарства в большинстве случаев сами создавали свои гербы и сами даровали их себе. Правда, известны примеры, включая и приведенный выше, Мур Moore, Мордонт Mordauпt, голова мавра Moor s Head. Прим. пер. Имеете.я в видУ Жоффруа V граф Анжу и Мен 24 3 7 5 1 который был женат на дочери Генриха 1Матильде. Их сын Анри ВС ИЛ на английский престол под именем Генриха Прим. ред. Уильям Длинный Меч de Longespeee 76 7 1226 3 й граф Солсбери, был внебрачным сыном короля Англии Генриха Плантаrенета тиtул он получил по жене На самом деле установnено, что Уильям имел лазоревый щит, усыпанный шеаью зол0 ми львами как это и видно из приведенной в книге иллюстрации Прим. ред. Воэнмкновение rерапЬДllКИ 35 когда гербы жаловались сюзеренами или же присуждались рыцарю в знак признания воинской доблести. Герб был и остается личным достоянием представителя военной знати armiger и только он один мог носить его на своем щите, на вымпе ле копья и, начиная с первых лет X в., на своем знамени и на рыцарском плащеепанче. Отсюда и пошло выражение geпtlemaп of сoat of arms что можно перевести как джентльмен с гербом на плаще или джентльмен в плаще с гербами а также термин сoat of arms в значении рыцарский плащ с родовым гербом В силу этой причины возникла необходимость сделать так, чтобы каждое одеяние имело достаточно заметные отличия, чтобы избежать путаницы междУ людьми, связанными меж.цу собой узами крови или феодальной заl исимости, и теми, кто просто взял на вооружение близкую по рисунку эмблему из того сравнительно небольшого выбора геральдических символов, что был доступен в то время Проводившиеся с этой целью поиски новых вариантов оформления гербов и объединение на одном щите двух или более гербов с целью отметить заключение брачного союза, наследование титула или вступление в должность, которую символизирует та или иная эмблема, стало основной и достаточно сложной составляющей практики гербоведения. К началу X в. участие в турнирах стало необходимой прерогативой рыцарского сословия. При королевских дворах и при дворах влиятельных и богатых вельмож появились герольды, которые выступали в качестве советников и арбитров, контроли 2 Щит Уильяма ДnинныйМеч графа Солсбери Изображение с надгробной плиты на могиле сэра Хью Гастингса 36 Воэникновеиие rераль.цики Лэтимеры Трассибаты Де Валенсы рующих точное соблюдение церемониала. На них и была возложена ответственность за организацию турниров. которые зачастую шли несколько дней и собирали сотни рьщарей из всех стран Западной Европы Благодаря этому обстоятельству герольды создали область знаний, авторитет в которой принадлежал только им. Она охватывала не только протокол и управление церемонией турнира, но также разработку и регистрацию личных эмблем участников состязания, а также эмблем для печатей и для ношения на щитах во время военных действий И поскольку все эти действия выполнялись герольдами, то и все, на что распространялись их действия, получило название геральдика или гербоведение Именно благодаря их усилиям геральдика получила возможность систематизированного развития, благодаря им были разработаны ее общие положения и терминология, и именно они извлекли наибольшую выгодУ от того, что предложенная ими система была воспринята средневековым государственным и социальным строем. гербы задним ЧИсJ ll Герольды Средневековья пришли к заключению, что, коль скоро все влиятельные персоны в современном им обществе принадлежали к привилегированному сословию рьщарей, то и персонажи религиозного поклонения, а также ге Герб Девы Марии Возникновение rерм tДИки 3 7 Герб Пресвятой Троицы Символ веры рои легенд и великие исторические личности также должны быть рыцарями. И коль скоро король Артур, Карл Великий, пресвитер Иоанн 1и царь Давид изображались в средневековых одеяниях и коль скоро они вели жизнь в соответствии с нравами и обычаями Средних веков, то в силу этого они были наделены и всей геральдической атрибутикой средневекового благородного сословия. Задним числом разрабатывались гербы не только для святых, великомучеников, апостолов, учеников, а также пророков и царей из Ветхого Завета, но и гербы для абстрактных христианских образов. Знамена Sсutum Fidei олицетворяющий Свя ую Троицу серебряный с красным Символ веры Sсutum Salaationis Символ спасения а также герб с символами мук Христовых сопровождали средневековые армии в бою, а многие воины наносили религиозные символы на внутреннюю сторону своего щита. Деве Марии было посвящено несколько геральдических щитов, включая в лазоревом поле что символизирует благочестие окрыленное сердце символ Благовещения пронзенное мечом. Но поскольку Пресвя ую Деву чаще символи В русской литера уре его также именуют царь поп Иван легендарный правитель моrущественного христианского государства в Средней Азии. Прим. ред. 38 Возникновение rермьдики зируют белая лилия Мадонны Lilum сandidum и в том числе ее стилизованная копия геральдическая fleur de lis, то, наверное, наиболее красивым гербом Девы Марии являются три белых лилии в золотой вазе и вновь в лазоревом поле. Этому гербу суждено было стать излюбленным мотивом сторонников католицизма в эпоху королевы Виктории. Архангелу Михаилу полагался герб червленый крест в серебряном поле, и, чтобы не отставать от других, сам Сатана тоже получил герб его положение бывшего серафима позволяло прийти к выво.цу, что он тоже является обладателем права на ношение оружия Согласно Книге откровений Апокалипсис, 16 13 его герб должен представлять собой червленый щит. пересеченный золотым поясом. сопровождаемым тремя ляrушками. Герольды позднего Средневековья были особенно последовательны в создании системы приписываемых гербов, начав с Адама простой червленый щит и Евы простой се Герб Утера Пендрагона Герб Мерлина Три белых лилии в золотой вазе излюбленный мотив католиков Викторианской эnохи Герб короля Артура Герб Сатаны Возникновение rерапьдики 39 ребряный щит Авель с полным основанием имел в качестве герба четверочастный щит с полями, унаследованными от отца и матери, однако в герб Каина того, кто был помечен Господом потребовалось внести отличающие изменения Царю Дави,цу герольды присвоили герб золотая арфа в голубом поле а Иосифу не многокрасочный, как этого можно было бы ожидать, а шахматный герб, в виде перемежающихся черных и белых клеток. Столь же многочисленны гербы, приписываемые героям легенд и преданий. Король Apiyp оказался обладателем как герба Св. Эдмунда в лазоревом поле три золотых короны так и самостоятельного герба в зеленом поле серебряный крест, в первой четверти золотая дева Мария с младенцем Иисусом на руках. А герб его отца, Утера Пендрагона, выглядел сле,цующим образом в золотом поле два червленых обращенных дракона, увенчанных коронами. Герб Мерлина представлял собой щит с черным полем, усыпанным белыми дисками. Рыцарям Круглого стола приписывалось большое количество разнообразных гербов, поскольку герольды не смогли выработать единое мнение по их окончательным вариантам Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Фрайер С., Фергюсон Д. Возникновение геральдики (2009)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |