ЛЕГЕНДА О ЗНАМЕНИИ КОНСТАНТИНУ
В СИМВОЛИКЕ РУССКИХ ЗНАМЕН XVII XVIII ВЕКОВ
Формирование Русского централиаованного
государства сопровождалось оформлением идеологии сильной великокняжеской, а поаднее
царсrщй власти. Ее составной частью было
представление об идеальном государе, для чего
русские авторы пользовались как материалами
отечественной истории, так и иностранными
источниками. В системе представлений средневековья об идеале монарха одну иа ключевых
позиций, наряду с библейскими царями, занимал образ императора Rонстантина Великого 306 337 Естественно, что первый христианский император, заслугой которого была легализация христианства, должен был являть собой
образец государя. Основным источником, откуда византийские, западноевропейские и русские авторы черпали сведения о Rонстантине,
было сочинение епископа Кесарийского Евсевия Vita сonstantinae 1В этом произведении Кон
стантин рисуется как образец истинного христианина и рассказывается, что перед битвой
с претендентом на престол Максентием ему
явился пополудни изображенный звездами образ Rреста Господня сияющий больше солнца,
с надписью In hoс signo vinсes Сим знаменем
победишь Предсказание сбы ось, Максентий
был разбит 2 С этим событием связывают появление в римских войсках лабарумов, т. е.
знамен типа вексиллум с хризмой 3 Они схожи
с абарумами атрибутами архангелов Евсевий дает следующее описание лабарума Кон
стантина к дрею у крестообразно прикреплена поперечина, а к ней, во всю д ину ее
кусок драгоценной ткани, вышитой золотом и
драгоценными камнями, с золотыми изображениями импера f а н его дет
ей, и с бахромой по
нижнему краю Навершием у этого абарума
вместо римского императорского орла была
хризма в венке
Исследователями отмечалось, что традиция
Византии в своем взгляде на форму креста,
явившегося Rонстантину, по видимому, единства не выдержала 7 Eс и в описаниях святынь Константинополя главным образом фигурирует крест с дисками на концах, то византийские миниатюристы при изображении самого
знамения Rонстантину показывали крест иной
формы, по мнению А. П. Смирнова, более
древний 8 Так, на миниатюре из византийской
рукописи IX в., содержащей Гомилии Григория Назианзина из собрания Национа ьной
библиотеки 3 Париже, изображен Rонстантин,
поражающии отступающих врагов у Ми ьвийского моста, а над ним в круге крест с расширяющимися концами якорный На кресте
надпись ev rou i сo NIKA 9 греческий вариант
девиза In hoс signo vinсes Можно отметить
общий признак в крестах, так или иначе связанных с легендой о знамении Константину, постоянная тенденция к расширению концов.
Любопытно, что Ф. И. Успенский, описывая
памятники, воздвигнутые в Риме в честь победы
Rонстантина над Максентием, отмечает, что н
и в подписи на этой ста
туе, ни в подписи на
триумфальной арке нельзя видеть никакого отношения к кресту, на котором пострадал Христос 10
Rресты, встречающиеся в византийской и
европейской военной геральдике средних веrшв,
имеют две общие особенности равноконечность,
позволяющую вписаться в круг, и расширенные
концы. Эту группу крестов, чья семантика може быть названа победонос 1ой, охранительнои, мы связываем с легендои о аню,шнии Rонстантину Наш вывод подтверждается сходством преданий о происхождении эмблем в виде
крестов на флагах Швеции и Дании с рассказом
о событиях у Мильвийского моста 12 и словами
магистра Мальтийского ордена, скааанными при
возложении кавалерского креста на Б. П. Шереметева 9 мая 1598 г. Сие анамение, которое
носим на одеждах наших телесных, носим же
Л еiенда о вна.мекии l онстактину в сUJ.teoдuкe русских виа.и,еп 27
то и в сердцах наших Сие знамение, видяще
на Хоругвах наших, враги креста господня и
всего христианства впадают в страх и вдаются
бегству. Сие то есть знамение, которое на
облацех видел Царь Rонстантин, и слышал реченное Rонстантине сим побеждай враги rвоя 13
Следует отметить, что морфологически и семантически крест Константина близок солярным знакам, имевшим повсеместно ирокое распространение задолго до появления христианства и независимо от него Христиане ста И
поклоняться кресту лишь с IV века. К тому же
времени относятся события, описанные в вышеупомянутом сочинении о Rонстантине, и легенда о находке матерью Rонстантина Еленой
креста, на котором якобы был распят Христос 15
Обращает на себя внимание то, что эти два
сюжета о знамении Rонстантину и о находке
креста Еленой как бы указывают на двойную
семантику эмблемы креста. Rрест в одном случае это энак охранительный, победоносный,
связанный с абстрактным Богом, появляющийся
на небесах равноконечная форма, позволяющая вписаться в круг, и расширяющиеся концы
Во втором это анак мученичества Христа,
имеющий в основе вполне материальный кресторудие казни в Римской империи, на котором,
в частности, распинали первых христиан.
На эти две большие группы может быть разделена вся совокупность встречаемых в христианской символике крестов. Границы между
группами, очевидные на ранних памятниках, со
временем раамываются и появляются смешанные типы.
На Руси обращение к образу Rонстантина
было широко распространено. Уже автор Повести временных лет говорит о князе Владимире Се есть новый Rонстянтинъ великого
Рима, иже крестивъся сам и люди своя тако и
съ створи подобно ему 16 Это сравнение проходит красной нитью в древнерусской литературе. И ларион, автор Слова о законе и благодати XI в. прос авлял Владимира Святославича как основателя христианства на Руси
и призывал к его каноиизации. Ои писал Владимир и бабка его Ольга такие же апостолы,
такие же создатели и утвердители новой религии, какими были царь Rонстантин и его мать
Елена в поздней Римской империи 17 Подобное сравнение находим и у монаха Иакова в его Памяти и похвале Ведь ты блаженный князь
Владимир был апостолом в Русской эемле ты
блаженный князь Владимир подобное Rонстантину Великому сотвори 18 О киевском княэе
Рюрике, жившем в конце XII в., летопись говорит, что он философствовал примеряя свое
поведение к правоверию царя Rонстантина 19
Анализируя сказания о крещ нии Ольги и сказание о крещении Руси, Д. С. Лихачев писал Перед намн единственная мысль, проведенная
в обоих сказаниях дело Ольги и Владимира для
Руси то же, что дело равноапостольных Елены
и Константина для Византию 20
Обраа царя Константина как идеального государя постоянно привлекался для rrоднятия
авторитета великокняжеской, а затем царской
власти на Руси. В XV в. в период борьбы эа
власть между Москвой и Тверью к rrодобной
параллели обращается тверской княвь Борис
Александрович, которого называю, вторым
Rонстантином 2 1В свете этого факта, вероятно, следует рассматривать и чеRанку монет
с иэображение t двуглавого орла в правление
Михаила Борисовича Тверско 10, ранее принятия этой эмблемы Иваном III 22
Обраэ Константина использовался и в процессе формирования в конце XV в. идеологии
Московского княжества. Митрополит Зосима
в предисловии к Изложению пасха ии в 1492 г.
писал Прослави бог православнаго перваго
царя Константина И ныне же в последняя
сиа лета прослави бог сродника его Владимира. Г. В. еще в православии просиавшаго
благовернаго и христолюбиваго великого князя
Ивана Василев Ича, государя и самодеръжца
всея Руси, новаго царя Констянт ина новому
граду Rонстянтину Москве, и всей Русской
земли и иным многым землям государн 23
Как отмечал Я. С. Лурье, наименование
Ивана III новым Константином а Москвы и
всей Русской земли новым градом Rонстантина делалось в смысле противопоставления
и вытеснения новым градом Rонстзнтина старого перед нами та самая идея перехода
мирового значения Византии на Русь, которую
в XVI в. подробнее развил Фи офей 2 1Формированию идеализированного образа Rов стантина 25 своей редакцией способствовал хронограф 15 12 г., проводник теории Москва третий Рим 26
В XVI в. публицист И. С. Пересветов обращалсн к сказанию о царе Константине для обоснования своих противобоярс 1шх твнденций 27
А в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского каждый корреспондент обращается к образу первого христианского государя для подкрепления своих доводов. Для Ивана Грозного
Rонстантин образец для подражания, чей
опыт следует испо ьзовать что и делает московс 1шй государь для оправдания собственных слов
и дел Иначе на этот исторический обраэ смотрит Rурбский, который не упускает случ ая
подчеркнуть, что победа над аксентием была
дарована Константину еще погану сущу и непосвященну Видимо, опальный князь скло
Г. В, Ви, инбахов
rис. Знамя Знаын царн Алексея Михаiiлuвича 1645 1676 гг. 2 Стрелецкое анаын ионца XVII с новгородсю 1х стрельцов конца XVII в. Сгокrоль м 4 Прапор Гребенских казаков к ц 0
ь
нялся к критическо у нарианту иарадигмы Константина, и в этом он близок своему учителю Максиму Греку, со 1шевающемуся в безусловности примера Константина для царствующих благочес тиво 28
К 50 м гг. XVI в. относится грандиозная
четырех. етровая икона Благословенно воинство небесного царя более известная под
названием Церковь воинствующая 29 На ней
позади архангела Михаила, возглавляющего
вои
нство, едет юный знаменосец, изображающии ца
я Ивана IV. В иконном аиофеозе московскои победы царь Иван Грозный уподоблен
византийскому императору Константину, пишет В. И. Антонова, военные успехи которого в широко распространенных на Руси лицеЛегенда о эna 1tenuu HonсmaН,muuy в си мволипе pyссnux зnaAtm 29
вых святцах объяснялись сверхъестественной силой христианской эмблемы креста
0 В Ру
варчевском родословце генеалогическом
справочнике, сочиненном в свяэанном с Молдавией сербском Крушедольском монастыре после 1563 г., еще при жизни Ивана IV, мать его,
Елена Глинская, сравнена с Еленой византийской матерью императора Константина, а сам
Иван Грозный именуется здесь поистине Великим Константином 3 1
В связи с сюжетом Церкви воинствующей
и параллелями между образами Ивана Грозного
и императора Константина следует упомянуть
следующие факты. Связи России с Молдавией
упрочились еще при дворе великого князя Московского Ивана III, когда молдавский воевода
Стефан через свою дочь породнился с московским великокняжеским домом. При Стефане
в молдавском монастыре Патроче Патрауцы
в 1478 г. была украшена живописью церковь
Честного Креста. Композиции ее фресок доказывали, что крест является оплотом в борьбе
с турками. Здесь на западной стене представлено предводимое царем Константином конное
небесное воинство 32 Можио указать на определенную параллель Церкви воинствующей
из собрания Третьяковской галереи с композицией, носящей ус 1овное название Святое воинство Константина или Выезд царя Константина во главе святого воинства за победу христианства в росписях церквей Константина и
Елены в Охриде XIV в. и в селе Петреуци в Румынии рубежа XV и XVI вв.33
Самое раннее русское знамя рис. где
встречается изображение композиции, связанной с легендой о Константине, относится к 1645 1676 гг. Это знамя царя Алексея Михайловича из собрания Оружейной палаты. Полотнище квадратное со скосом нижнего угла.
В центральной части изображен всадник на
фоне сражающихся войск. Плащ ыо богато расшит, на груди равноконечный крест с расширяющимися концами, на голове шапка, напоминающая корону, вокруг головы ннмб, в правой
руке скипетр. Над всадником патриарший
крест опирающийся на сияние, и надпись,
объясняющая сцену Благоверный Царь Константин Константинович показует войску своему явившийся на небеси Крест Господен и
глас из облака глаголющ поведан им В крыже благословляющий Христос. Вокруг центральной части широкая кайма с изображением воинской арматуры, наверху надпись Великого государя Царя Великого Князя Алексея
Михайловича, всея Великая и Малыя и Белыя
России Самодержца знамя 34 Обращает на себя
внимание одна деталь. Всадник изображен на
постаменте, не имеющем в данной композиции
функционального эначения. Создается впечатление, что художник, расписывавший знамя,
пользовался изображением ка.ной то статуи.
Возможно, что прообразо r послужила воздвигнутая в 542 г. конная фигура Юстиниана, украшавшак площадь Августеон в Константинополе 35, поражавшая своей величи ной русских
паломников и изображавшая ся на русских иконах и миниатюрах XV XVII вв.30 Нельзя также исключать возмо юrости, что образцом могла
послужить любак из конных статуй, украшавших европейские города Изобрюнения Константина на знамени имеют аналогии в современной ему иконографии Алексея Михайловича, Укажем изображение царя на рубле и полтиннике 1654 г.38 и изображения русского государственного герба с ездецом на груди на фронтисписе книги Л. Барановича Трубы слове праведних 1674 г.39 на гравюре в Московской
библии 1663 г.40, на рисунке, помещенном в
труде Симеона Полоцного Орел Росси йский 1667 г.4 1Причем ездец в царском мнце и с бородой квно указывает на персону Алексея Михайловича.
На гербовом же знамени царя Алексея Михайловича 1666 1678 гг. в крыже uросто помещена надпись Крест честный б. 1tгочестивым
царем упование и на враги победа и прогонение
и одоление, какож древле первому христианскому Царю Константину на одоления воинства
Максентиева 42
Кроме того, изображения нреста Константина, вероятно, можно видеть и на стрелецких
знаменах так называемого нресrовоrо типа 43
Мы не знаем истории их nро исхождения 44
А. В. Висковатов указывал Вообще в знаменах
второй половины XVII века заметно некоторое
однообразие в величине и сходство в изображеникi. Особенно можно это сказать о знаменах,
бывших в 1674 году у Московских стрелецких
полков. Они имели вид продолговатоrо четвероугольника состояли из каймы, средины и креста, и были цветов, соответствовавш их, как
видно, цветам полковой одежды
5 Изображеник подобных знамен имеются в сочинении
Пальмквиста 46 В целом ряде случаев на знаменах этого типа крест изображается с лучами,
часто очень стилизованными 4 1Иноr 1а на знаменах просто изображался равнохоиечны й крест
с сиянием 48 рис. 12
На сотенном знамени 167 675 rг. изобра,
жен царь Константин с иреиом в цравой руке
и со скипетром в левой, по Rайме надпись О Благоверный Царю Консrантине прииде на
помощь благочестивому Царю и Евлико rу Князю Алеисею Михайловичу всеа ввлюшя и малыя
и белыя Руси Самодержцу ir спощбствуй победити враги его видимыя и нвю,ди 1ыя 48 На
Г. В. Вилипбахов
прапоре боярина Василия Семеновича Волынекоrо 1650 1680 гг. крест изображен золотым,
п еред ним коленопреклоненный Константин
в углу Христос, под изображением надпись зо
лотом Симь победиши враги, благочестивый
Царь I 1онстантин 50 На казачьем значке
XVII в. десять звезд, расположенных крестом, между концами которого вышита надпись Всемъ знамении победиши Буквы надписи
расположены по окружности, вследствие чего
образуют как бы сияние вокруг креста 5 1
Кроме вышеприведенных примеров укажем
еще несколько памятников конца XVII начала XVIII в., то есть Петровского времени,
но еще продолжающих традиции старых знамен. Это полотнище новгородских стрельцов 1688 г.52 с традиционной широкой каймой на
которой помещено восемь шестиконечных sв езд.
В 1ентре изображен восьмиконечный патриаршии крест на Голгофе с орудиями страстей и по
сторонам св. Константин и Елена. Над нрестом в облаках благословляющий Христос,
а в углах херувимы рис. 13 Изображение
св. Константина и Елены по сторонам креста
широко известно в средневековом искусстве на
Руси 53 В частности, в Новгородском Софийском с J
ope находится фресна XI в. с этим сюжетом Тем же 1688 г. датируется знамя, пожалованное Запорожскому войску. На нем, над
двуглавым орлом, десять золотых звезд составляют нрест, а в клеймах помещены надписи Крестъ честный Благочестивым Царем Упование, а на враги победа и прогонение и одоление
яко же древле христианскому Царю Констан
тину свыше глас бысть, сим побеждай враги
своя на одоление воинства Максентиева и Крестом твоим Христе хвалимся и Святое тв е воскресение поем и славим, ты ба еси Бог наш
разве бо Тебе иного не знаем 55 На прапоре
с изображением Иоанна Предтечи и апостола
Петра святых, соименных царствующим братьям, 12 золотых звезд образуют четырехко
ечн й крест. В клеймах по сторонам нреста и
а каиме полотнища надпись Образъ креста
лвльшагосл на небесн благоверному Царю Константину и глас с небеси бысть Константине
сим побеждай враги 56 Ротное знамя московских стрельцов полка Алексея Лаврентьевича О
бухова построено 17 марта 169 1г. На
верхнеи части окантов ки десятью звездами
изображен нрест, по сторонам которого фигуры
св. Константина и Елены. На центральном поле
двуглавый орел с ездецом на груди 5
7 На прапоре Гребенских казанов изображен царь Константин в своем шатре, над ноторым восемь золотых звезд образуют крест, рядом с шатром
ежа lая фигура Максентил с отрубленной гоовои, над ним ангел с мечом и скипетром в руках. В крыже благословляющий Христос, а под
ним восьмиконечный патриарший крест на
Голгофе с орудиями страстей 58 Еще один прапор этого же времени украшен следующей композицией Иисус Христос с архангелами Михаилом и Гавриилом являются Константину,
спящему в шатре над шатром в облаках крест 59
На драгунском знамени крест Константина изображен над грифоиом, держащим в лапе меч 0.,
Таким образом, группа русских знамен
XVII в. с изображениями, восходящими к легенде о знамении Константииу, довольно обширна и разнообразна царские знамена, богато
украшенные, с пространными композициями и
надписями, и простые полотнища стрелецких
полков, и прапоры. Все это красноречиво говорит о тираном использовании данного сюжета
и связанной с ним эмблемы в знаменной символике Московской Руси, что было обусловлено,
прежде всего, задачами политическими.
Как идеального правителя, Константина
ставит в пример в своем сочинении серб Юрий
Rрижанич, пропагандист идеи славянского
единства живший в России во втоРой половине
XVII в, Меж христианских королей нет ни кого славнее Константина 6 1Здесь следует отметить многоаначность образа Константина. Это
первый христианский государь, силой креста
поб
едивший лаычников, и святой, прославившиисл своим благочестием, покровитель и вдохновитель воинов, и правитель, которого подданные любят больше, чем боятся 62 По словам
Юрия Крижанича, прозвище Великий он
снискал не ратными подвигами и не битвами,
а мирными деяниями 63 Вопросы, свяаанные
с развитием и формированием легенды о Константине Великом, местом, которое его образ
занимает в идеологии господствующих нлассов
средневековой Европы, и трансформацией исторического облика императора в зависимости от
времени и места бытования легенды о Константине, выходят за рамки нашего исследования.
Поэтому мы позволили себе лишь упомянуть
о них.
Царь Алексей Михайлович относился к образу Ко
нстантина Великого с пиететом. Среди
росписеи Архангельского собора Московсноrо
Кремля 1652 1666 гг. имеется фреска Видение
креста императором Константином 64, образ
Константина помещался над одними из кремлевских ворот 65 Интересные факты, подтверждающие существование культа креста Константина в России при Алексее Михайловиче, приводит в свои записках Павел Алеппский, сопровождавшии в середине XVII в. Антиохийского патриарха Макария в путешествии в Россию 06 Он пишет Рано поутру, во второе
воскресенье великого поста, нас также приглаЛегенда о aнa lienuu o, u maнmuny о си. еолипе русских апа неи
3 1
сили, и мы отправились в собор Успенский.
Г. В, Затем архидиакон принес большой золотой крест и другой малый. Патриарх Никон
вторично благословил царя одним крестом и
вручил ему, ради успеха на войне. Также и наш
учитель благословил царя другим крестом и вручил ему, сказав через переводчика Как Бог
древле даровал царю Константину Великому
победу над врагами помощью честного креста,
так и я молю Его даровать ее теперь тебе
То было пророчеством со стороны нашего владыки патриарха именно, царь слышал раньше,
что в одном из Афонских монастырей, известном под именем Пантократор, т. е. Вседержитель, есть подлинный крест царя Константина,
пожертвованный греч ескими царями при хрисовуле золотой грамоте Царь просил монахов
прислать ему этот крест, дабы он мог приложиться к нему, и в настоящее время в праздник
Пятидесятницы, они прислали этот самый крест,
когда царь был в стране ляхов 6
7 Во время
въеада Аленсея Михайловича в Москву после
похода вельможи стояли слева, а по правую
руку его архиепископ тверской держал крест
Константина в подобии иконного киота с серебряно вызолоченными дверцами, которые царь
устроил вновь, чтобы закрывать киот другой
архимандрит нес Влахернскую икону Владычицы Царь ваял крест Константина, главу
Златоуста и иконы и передавал их патриарху,
как бы говоря Пусть эти сокровища отселе
находлсл под твоей охраной 68
Культ креста Константина продолжался и
при преемниках Алексея Михайловича. Так
в Чине отпуску икон и знамен в поход с Боярином Князем Василием Васильевичем Голицыным где подробно описывается весь ритуал
молебна и освящения знамен, многократно упоминается святый крест царя Константина поставили Святыя иконы на налое против
Патриарша места а икон было с верху крест
Царя Константина, Спасов образ Знамение
богородицы Сергия Радонежского чудотворца,
мученика Димитрия Селунского и мощи Святые поставили на том же налое со Влахернскою
богородицею По сему начали молебен о победе на враги по ч иновнику, что печатан при
Святейшем Никоне Патриархе По сем певчие
пели с нами Бог разумейте яаыцы потом
священник нес крест Царя Константина. потом
Окольничей Михайла Тимофеевич Лихачев поднес Великим Государем их Государския знамена, которым быть в полках, и Боллре и Воеводы анамена у Великих Государей принимали, а Болярин Кня эь Василий Васильевич
Голицын с товарищи пошли за святыми иконами, а знамена несли по прежнему напреди и
иконы такожде а Боллрин Князь Василий
Васильевич поцеловав святый крест Царя Константина и обраа Спасов, 1велел поставить по
сторонам против крылосов на тех же налоях
и потом Архимандрита и всех священного чина
звал к себе в палаты, и подносил ренское и потом отпустил их каждо восвояси 69
Обращает на себя внимание тот факт, что
крест Константина во всей церемонии играет
важную роль и аачастую упоминается прежде
других святынь.
Таким образом, можно говорить о существовании в Московской Руси культа не только
идеального государя благоверного царя Константина, но и культа креста Константина, кан
символа победоносности.
Следует отметить, что широ кое испольаоnание креста Константина в русской военной rерадьдике не является чем то необычным. Мы
уже упоминали о распространении этой эмблемы
в европейской средневековой геральдике, теперь
укажем несколько примеров нового времени.
На знаменах Германии, Италии, Швейцарии,
Франции XVII XVIII вв. встречаются равноконечные кресты, часто с лучами или расширяющимися концами 70 На полотнищах ирландских полков, служивших французскому королю, на кресте помещен девиа НОС SIGNO
VINсES 7 1Кресты с расширяющимися концами лилиеобразный с лучами и мальтийский
украшали во Франции плащи муш кетеров короля и гвардейцев кардинала 72 Из 18 орденских знаков в виде креста, описанных в сочинении А. Шхонебека начала XVIII в., 15 представляют собой вариаиты с расширяющимися
концами и сиянием 7
3 Многие авторы начинают
свои труды по истории орденов с легендарного
ордена, якобы уч режденного в память победы
над Ма ксентием и получившего наавание ордена
Константина 74
Легенда о анамении Константину была хорошо иавестна и при Петре I, Причем ее звучание как победоносной использовалось в широкой
пропагандистской кампании во славу государя
начинал с первых лет его самостоятельного
правления. Так, в 1696 г. при воавращении
Петра в Москву из Азовского похода аллеrоричесr,ие картины и надписи, гласившие о победе
Константина Великого над Максентием, сопровождались вполне реалистическим изображением того, как что было под Азовом 75 Известно,
что Петра, как и его предшественников, на Западе 7
6 и в России 77 называли новым Константином 78 Се твой и, о церкве Российская, и
Давид и Константин писал Феофан Прокопович 79 Уже в начале XIX в. в Москве было
опубликовано сочинение Сравнение свойств и
дел Константина Великого первого из римских
христианского императора со свойствами и де
Г. В. Ви. 1нтба.хов
Рлс. 2. Знамя драгунское обр. 1700 г.
лами Петра Великого, первого всероссийского
императора и проиашествий в царствоваиие обоих сих монархов случившихся. Творение покойного И. И. Голикова, иавестного сочинителя деяний Петра Великого 80 В свете всего
вышескааанного представляется вероятным, что образцом для анака учрежденного Петром первого русского ордена Андрея Первоаванного
служил широко известный в Европе того времени орден Константина 8 1
Рассмотрим теперь знамена Петровского времени, дабы проследить бытование на них эмблемы, связанной со анамением Константину. Это представляет тем больший интерес, что до
настоящего времени считалось, что на рубеже XVII и XVIII вв. произошла коренная ломка традиционной русской знаменной символики,
вырааившаяся в замене религиозных эмблем
светскими 82 В русской армии того времени наблюдалась органиаационная пестрота. Наряду с полками нового строя, длительное время
существовало множество полков старого типа
стрелецкие, жилые, ландмилицкие 83 Это определило и то, что в войсках было большое разнообрааие зиамен, в строю находилось много
старых, да и новые иногда строились по прежним образцам. Тем больший интерес представляют знамена для новых регулярных частей,
которые покааывают процесс формирования зна менной символики Петровского времени. Образуя определенную систему, они постепенно вытесняли староманерные полотнища.
Первым в их ряду является знамя гербовое
царя Петра Алексеевича, бывшее во время второго Азовского похода 1696 г. с Морским Региментом. В его состав вошли полки Преображен ский
и Семеновский, усиленные новоприборными солдатами, а командовал ими Франц Лефорт, получивший звание Адмирала морского
каравана плавного пути. После ваятия Азова Морской Регимент с этим анаменем торжественно вступил в Москву 84 Форма полотнища
еще соответствует старой, т. е. с откосом. На
середине иаображен аолотой двуглавый орел, на
его груди в круге Христос верхом на белом
коне из уст Христа исходит меч, острие которого мечет молнии. Под орлом море с кораблями
под парусами. В откосе на облаке изображены
св. апостолы Петр и Павел, держащие камен
веры. Все фигуры сопровождаются пространными надписями. На кайме также надпись, а по
углам равно конечные кресты с расширяющимися концами с сиянием крест Константина 85
К 1700 г. относятся первые анамена Русской
армии уже совершенно нового образца. Их эм0 блематика, компоаиционное решение и декоративное оформление, казалось бы, совершенно
вытесняют старые религиозные сюжеты 86 однако и на них находится место кресту Константина. Видимо, в этот период происходит тран сформация его семантики и, наряду с восприятием его как церковного символа, появляется
понимание как геральдичес кой эмблемы. Здесь наблюдается как бы обратный ход по отношению к символи ке ездеца эмблемы государя,
помещавшейся на груди у двуглавого орла.
В Петровское время еадец из светского символа
превращается в религиозный обраа св. Георгия.
Хотя, конечно, для этого времени трудно проводить строгие граии между светским и религиозным пониманием символов и подходить к
этому вопросу следует с большой осторожностью. Рассмотрим изображение креста Константина на новых знаменах петровских полков.
С первыми подобными знаменами русские
войска были в 1700 г. при осаде Нарвы. На полковом знамени лейб гвардии Семеновскоrо полка
в центре был изображен двуглавый орел, окруженный цепью с андреевским крестом под короной. Над ними облако с всевидящим оком, по
бокам пальмовые ветви, а в крыже окруженный облаком крест с расширяющимися концами
и лучами, выходящими иа углов. Ротные знамена имели аналогичную композицию, но в
центре помещалось изображение обращенного
вниз меча 87
К этому же времени относятся и кавалерийские штандарты, на полотнище которых иаображен лилиеобразный крест с лучами, выходящими иа углов, две пальмовые ветви и над крестом девиз Сим анаменем побеждаю 88 рис. 2 В Стокгольме, среди нарвских трофеев,
хранится штандарт, несколько отличающийся
от вышеописанного обрааца. По своей компоаиции он напоминает крестовые стрелецкие знамена, представляющие собой по отнище с пряЛегеп8а о зNа. непии Нонстактин,у в си. 1tволике русских з а, е 33
мым крестом в центре и окантовкой по краю. На
окантовке разноцветные шевроны, крест красный с золотым ободком и аолотыми лучами, выходящими из уг ов на концах креста золотые
короны s Интересно, что его расцветка совпадает с расцветкой знака ордена Константина,
т. е. красный крест с золотой окантовкой и золотой хризмой 90
В 170 1г. гвардейским полкам были выданы
новые знамена, взамен старых, часть иа которых
была потеряна под Нарвой. Полковые белого
цвета иаображение в центре было как на зна мена 1700 г., но всевидящее око вписывалось в круг, обрааованный цепью, а над ним
помещалась корона. По сторонам пальмовые
ветви. Ротные знамена черного цвета в лейбгвардии Преображенском полку и синие
в лейб гвардии Семеновском отличались от
полковых знамен еще и тем, что в центре вместо орла иаображался обращенный вниз меч. Кроме
того, полотнища анамен преображенцев были
украшены синим растительным орнаментом. На
всех знаменах в крыже помещался крест в сиянии 9 1рис. 3, 1
В 1706 г. последовала новая выдача знамен
гвардии. И если преображенцы получили совсем новый обрааец ротных анамен полковое
знамя полка обрааца 1706 г. неизвестно то
знамена лейб гвардии Семеновскоrо полка почти
не отличались от предыдущих и по прежнему
в крыже имели крест в сиянии 92 рис. 3, 2
В 17 г. перед отправлением в Прутский
поход состоялось освящение анамен для гвардейских полков. В журнале Петра Великого читаем Февраля в 25 день, то есть в день воскресный, Государь в Успенской Соборной церк
ви был у молебна, где объявлен публичныи
о разрыве с Турецкой стороны миру манифест,
который отправлен был на умаление Божест
венной помощи и победы на миронарушителеи
и врагов Христианского имени, Турков. Пред
церковью стояли в строю два полка гвардии,
у которых вместо первых, обыкновенных, белых
знамен, были вновь сделанные красные анамена 93 После этой церемонии полки выступили в поход. Новые полотнища сильно отличались от предыдущих обраацов, что дало основание К. Н Мамаеву писать символика знамен гвардии 17 г. может сперва покаааться
реминисценцией старой релиrиоаной символи ки 94 Они представляли собою прямоугольник красного шелка с надписью За имя Иисус
Христа и Христианство В крыже изображение креста в сиянии, вокруг которого надпись Сим
анаменем победиши 95 рис. 3, 3
К группе знамен Петровского времени с иаображением креста Константина относится и
анамя городового стрелецкого полка 1705 г.
На полотнище иа сeporo холста в центре живописное изображение черно синего креста с расширяющимися концами и оранжевыми лучами,
выходящими иа его углов. Над ним корона, по
сторонам надпись Д ХС нНИК,А
Эта композиция обрамлена пальмовыми ветвями, а в углах полотнища четыре клейма
Крест всечестный ты нам помогай И от на ествия отпавших веры защищай 1705 года
месяца майа построися се знамя под Александром Сергеевым управлением 96 рис. 3, 4
Возможно, к этой группе знамен можно отнести и гюйс кейзер флаr русского флота,
происхождение и символика которого требует 97 специального рассмотрения
Наконец обратимся к анаменам поС,Iепетровского времени, чтобы проследить в их символике присутствие рвста Ко стантина. На
штандарте Лейб компании 174 1г в.центре помещен двуглавый орел, на груди которого овал
с четырехконечным крестом, имеющи, f расширяющиеся концы, с сиянием. Над орлом
девиа СИЛОЮ КРЕСТА ПОБЕДИЛА 98 рис. 4, 1Широкое распространение в русской
знаменной символике крест с расширяющимися
концами получает с 1762 г., когда вводятся
новые знамена для гвардии и армейских частей.
Они строгого геометрического рисунка с гербом в центре. В гвардейских полках поле полотнища знамени целиком аанима rось крестом
с расширяющимися концами, в центре помещался круг с двуглавым орлом, по периметру
располагались голштивские ге р
бы. Эта композиция венчалась императорскои коронои. В углах, между концами креста, были вензеля
Петра III. Этот же тип знамен был введен для
армейской пехоты и Rавалерии 99 рис. 4, 2
При Екатерине II общий образец знам
н
сохранился, но иаменились детали. На гвардеиских знамеиах вместо Голштинских гербов вокруг двуглавого орла был помещен венок, а по
периметру полотнища шли гирлянды. На груди
у орла вместо св. Георгия иаображен Андреевский флаг. Эмблематика знамен армеиских частей этого времени была дов.олыrо разнообраана,
так как кроме двуглавого орла и вензела императрицы включала многочисленные земельные
гербы. Но эти эмблемы занимали центр и углы
полотнища на котором господствующее положение зан, мал крест Константина рис. 4, 3
Он встреqается и на ряде казач ьих знамен
этого времени. На анамени и знач ке оренбургских кааа ков равноконечный крест с р
асширяющимися концами с сиянием, виисанныи в круг,
помещался в центре над щито с с видом города
и надписью ОРЕНБ УРГЪ ш На знам нах
куреней Черноморс кого кааачьего воиска 1788 г., которые были в виде прапоров с двумя
F. В. Bu iunбaxoв
Рис. 3. 1Знамя л гв. Семеиовскоrо полка обр. 170 1г. 2 Знамя гвардейское обр. 1706 г. 3 3наия
гвардейекое обр. 17 г. 4 Знамя городового стрелецкого полка 1705 г.
косицами, изображался равноконечный крест
с расширяющимися концами 102 Центр знамени
Донского Rазачьего войска 1764 г. занимал
двуглавый орел с вензелем Екатерины II на
груди, а над ним помещались два круга с Rрестом Константина. По кайме шла надпись о пожаловании знамени 103 В 1774 г. Терское Rааачье войско получило несколько прапоров,
в центре которых были изображены Спас Неру котворный, богородица, св. архистратиг Михаил
и равноконеч ный крест с расширяющимися концами, вписанный в круг с надписью КРЕСТОМЪ ТВОИМЪ ХРИСТЕ ХВАЛИМСЯ 104
При Павле I схема знамен с крестом сохранилась, но появились и новые образцы, представляющие интерес с точки зрения вRлюч ения
в их эмблематику креста Константина. Еще
в бытность Павла Петровича великим кнлзеы
он имел звание генерал адмирала. Поэтому на
знаменах войск в Гатчине мы видим изображение гюйса на белом полковом знамени в правом верхнем углу, а ротные знамена собственно гюйс, в центре которого помещен оранжевый круг с двуглавым орлом 105 3авономерно
и то, что, став императором в 1796 г., Павел
помещает изображение гюйса в центре знамен
Леген8а O эна.l епии JСоН,стан,тину 1в си, tво.л.ике русских апамеп
4 12 З я мушкетерского пол 1а обр. 1762 г. Рпс. 4 1Штандарт Лейб ко 1
б
ш
ан J7 J З ам а ушкетерс коrо пош а обр. 1796 1799 г
г.
3 Знамя ушкетерскоrо полка о
Г. В. Вилиnбахов
Рнс. 5. 1Полковое знамя Гатчинских войск 1786 1796 2
8 Знамя гnарде 1rсrюе обр. 1798 1799 гг., 4 гr. Зкамя гвардейсr ое обр. 1796 1798 гг.
Штандарт Кавалергардского корпуса обр. 1799 г.
Jleгenдa о ana. eн.иzt Rонста тину в си.иволике русских вна.ч.е 37
Pnс. 6. l Штандарт Кава ергардс 1шrо полка обр. 1800 г. 2 Знамя мушкетерскоrо полка обр. 1796 1799 гr.
3 Штандарт 1гв. Конного IIолка обр. 1798 г. 4 3наия Уральского каза ьеrо войска обр. 1798 г.
Г. В. Видuнбахов Qлков rвардl и 106 Обращает на себя внимание Го, что на полковом знамени Гатчинских войск
гюйс вписан в круг и окружен сиянием, а над
ним ленточка с надписью Сим знамением победиmи 107 сопутствовавшей знамению Констан
тину Великому. Точно такую ленточку
с надписью можно видеть и над изображением
гюйса вписанного в круг, на гвардейских
знаме ах образца 1796 1798 rг. 108 Таким образом как бы указывалось, что гюйс является не
чем иным, как стилизованным изображением
креста Константина рис. 5, 12
С 1798 г. Павел I становится гроссмейстером Мальтийского ордена, и тогда в русскую
геральдику и военную эмблематику проникает
мальтийский крест, который следует рассматривать как вариант креста Константина. Попадает мальтийский крест и на знамена и mтандарты гвардии. В пехоте он накладывается на
основной крест 10 рис. 5, 3 Особенно интересны штандарты Кавалергардского корпуса с 1800 г. полка В 1799 г. впервые в русской
армии появляется штандарт типа лабарума
с белым прямым крестом на полотнище малинового цвета, навершием ему служит шар с мальтийским крестом 0 рис. 5, 4 Так в русской
военной эмблематике не только продолжается
традиционное использование эмблемы, связанв ой с Константином Великим, но и возрождается тип лабарума Константина, который с этого
времени сохраняется для полков тяжелой гвардейской кавалерии до 19 17 г. В 1800 г. кавалергарды получают новые штандарты обычного
типа с белым мальтийским крестом, наложенв ым на крест малинового цвета рис. 6, 1
и типа лабарум тоже малинового цвета с белым прямым крестом и навершием в виде
двуглавого орла на шаре 2 В то же время для
прочих полков тяжелой кавалерии вводятся
штандарты обычного типа для кирасир с изображением двуглавого орла, летящего к четырехконечному кресту с сиянием. На кайме,
сменяя друг друга, помещались надписи НЕ
НАМЪ НЕ НАМЪ А ИМЕНИ ТВОЕМУ СЪ НАМИ БОГЪ БЛАГОДАТЬ и, наконец,
традиционная СИМЪ ЗНАМЕНЕМЪ ПОБЕДИШИ 3 рис. 6, 3 Драгунские штандарты
образца 1797 г. делались по типу пехотных знамен, лишь меньшего размера, с равноконечным
крестом с расширяющимися концами 4 Пех отные армейские полки в общих чертах сохраняют знамена геометрического рисунка прежних царствований, но каждый получает свою
р асцветку 5 рис. 4, 4 6, 2 В 1799 г. полки гвардейской пехоты получают новые знамена, на которых наложение узкого креста
с расширяющимися концами на крест прежнего
образца дает крест с лучами
6 Такие же знамена получили и некоторые инспекции при
введении новой системы для армейской пехоты
в 1800 г. 7 Казачьи части, Rак и прежде,
имели на своих знаменах эмблему в виде креста в сиянии
8 Следует особо выделить знамя Уральского казачьего войска 1798 г. основой омпозиции является равно онечный крест, на
котором пять семиконечных звезд образуют
крест, а на концах лучей вензеля Павла I
на кайме креста четыре раза повторяется
надпись СИМЪ 3НАМЕНИЕМЪ ПОБЕ ДИШИ а в углах изображение архистратига Михаила, Спаса, св. мученика Мер урия и св. Иоанна Воинственника 9 рис. 6, 4 Заканчивая обэор русских знамен XVII XVIII вв., связанных своей эмблемати ой с ле гендой о знамении Константину Великому, мож
но сделать вывод, что для знаменной символики России крест Константина был отнюдь не второстепенным энаком. Мы проследили его бытование на протяжении двух веков, но ведь и
многочисленные образцы знамен XIX в. несли
на себе эту эмблему еще почти сто лет. И напрасно делались попыт и свести русскую знаменную символику XVIII XIX вв., использовавшую Rрест с расширяющимися концами,
к подражанию германской. Существование этой эмблемы в XVII в. опровергает это. Дело в том,
что крест Константина был общехристианской эмблемой, вот почему он встречается во всех
европейских государствах независимо от принадлежности к православной, католической или реформатской церкви. И не случайно военная эмблематика, орденская и знаменная символика
прежде всего использует победоносный крест Константина, а не мученичесвий, который
в этой области встречается редко. Это естественно, так как семантика креста с расширяющимися онцами и с сиянием sаключена в словах IN НОС SIGNO VINсES СИМ ЗНА КОМ ПОБЕДИШЬ
ПРИМЕЧАНИЯ 1См. История Византии, т. 1М., 1967, с. 43, 484, Древнеруссная литература, нроме того, получала
свои знания о R.онстантине светообразном кресте со слова. 1о, 1и сим победиши изготовлении и з златопаен ных драгоценных камней его подобия и иа хроники Георгия Амартола. Си. Териавспий Ф. А. Изучение
византийской истории и ее тенденциозное приложение к Древней Руси. Киев, 1875, вып. 1с. 120 1Истрин В. М. Хренина Георгия Амартола в древнем сла вянском переводе. Т. 1Текст. Пг., 1920 Сnасс,ий И. Г, Виза в тийский золотой царя Аленсея Михайлови ча. Ваэантийский временник. М., 1982, вып. 43, с. 19 1200. 2 EuseЬius. Vita сonstantinae. 128 29. Euse Ьius Nerke, he 1ausgegeben 1А. Heikel. Leipzig, 1902.
World.
3 Smitl 1W. Flags thl ough the Ages and aс oss e N, У. 1975, р. 60.
Легенда O зка.ме ии Rоnс антину 6 сU 1волике русских sн,a un 39
4 См. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1947, т. 1табл. I М., 1948, т. 2, табл. 6j
QН, Же. Моваи в и Софии Rиевской. М., 1960, табл. 5, 7
l аргер М. К. Древнерус.ская ионументальная живопись
XI XIV вв. М. Л., 1963, табл. 2, 3. Леер Г. А Энциклопедия военных и морсках
nаук. Спб., 1888, т. 3, с. 283 Военная энциклопедия,
Спб., 19 12, т. 10, с. 533. Леер Г. А с. 283 Smith W. Ор, сit., р. 60.
7 Смирнов А. Л. Вынйсной чеканный в.реет греческой работы XI XII веков. В кн. Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с, 37
8 Там же.
9 Omont Н. Miniatures des plus anсiens manusсrits greсs de la B iЫiotheque Nationale du VI e аи XIV e
sieсles. Paris, 1929, pl. LIX. 10 Успенский Ф. И. История Византиис кои империи. Спб., 19 12 т. 1ч, 1с. 8 Этому вопросу был посвящен наш до кла д Rрест
царя Константина в средневековои воинс в ои символике Европы прочитанный на нонференции Художественные nамят в ини и проблемы истории культуры
Востока проходившей 3 апреля 1979 г. в Госу
дарсifе е
р т 0
Флаrи рассказывают. Л. 1972,
с. 35 36 Barraсlough Е. М. С. Flags of the World.
L. N. У 1969, р, 123 Smith W. Ор. сit, р. 64. 1э Записки путешествия генерала фельдмаршала
российских войск rрафа Бориса Петровича Шереметева М., 1773, с. 70. 14 См статьи в журнале Атеист февраль 1927 г. 16 целиком посвящен истории креста Нейхардт А. Происхождение креста. М., 1975,
с. 32 33. 1в Повесть временных лет. М. Л., 195 О 1ч.
с, 89, 288. Тихо, 1иров М. Н. Русская культура Х XV веков. М., 1968, с. 13 33 Алпатов М. А, Русская
истораческая мысль и Западная Европа XII XVII вв.
М., 1973, с. 6. 18 Тихомиров М. Н., с. 157. 19 Тихомиров М. Н., с. 105.
20 Лихачев Д. С. Повесть временных лет историко литературный очерк В кн. Повесть временных
лет, ч. 2. Приложения. М. Л., 1950, с. 62.
2 1Виuоградов И. Новые данные по истории Тверского княжества. Княжение Бориса АлеRсандровича 1425 146 1гr. Тверь, 1908, с. 7 8.
22 Ореш иков А. Русские моиеты до 1547 г. N, 322
Спасск.ий. И. Г. Русская монетная система. Л. 970,
с. 90. N, 22.
23 Русская ис Еоричеси.ая библиотека. Сп б 1880
т. 6, No 8, стб. 797 799. 24 Л уръе Я. С. Идеологическая борьба в русскои
публицистике конца XV нач. XVI в. М. Л., 1960,
с. 379 Голъдберг А. Л. К предыстории идеи 1Москва третий Ри м В кн. Rультурное наследие Древнем
Руси. М., 1976, с. 4 5 On же. Историко политичесние идеи русской книжности XV XVIII вв.
История СССР, 1975, No 4, с. 60 77.
25 Чичуров И. С. R вопросу о формироваюш идеологии господствующего класса Древней Руси в Rонце
XV XVI в. В кн. Общество и государство феодальиой России. М., 1975, с. 129.
26 Насонов А. Н. Ис.тория русс 1tого летописания
XI нач. XVIII века. М., 1969, с. 4 1i 8ими 1А. А
Росс ия на пороге нового времени. М 1972 1с. 342
и сл2 1Ржига в. Ф. и. с. Пересветов, публицист
XVI в. Чтения ОИДР, 1908, кн. 1Сперанссий М. Н.
Повести и с.каэаяия о взятии Ца рьrрада турнам и 1453 в русской письменности XVI XVII веков.
Труды Отдела древнерусской л итературы. Институт
русской литературы Пушкинскии дом АН СССР, XII.
М. Л., 1956, с. 220. Чичуров И. С., с. 13 1
29 Каталог древнеруссной живопие,и Государствеиво 1l Третьяковской галереи. М., 1963, т, 2, No 52 1
с. 13 1Антоuова В. И. Станковая живопись ередневеRовой Руси. В 1ш. Триста веков искусства. М., 1976, с. 199.
30 Антонова в. И. Древнврусеное искусетво в собрании Павла Корина, М., 1966, с. 16 Она же. Станковая живопись средневековой Руси с. 200.
3 1Тихомиров М. Н. ИсторичееRие вязи Роесив
со славянс в ими странами и Биаантиеи. М., 1969,
с. 157 158 А то 1ова В. И. Станковая живопись средневековой Руси с. 200 20 1
32 Grabar А. L Art dи тоуеп age еп Еиrоре Опеп
tale. Paris, 1968, р. 0 Ан.тон.ова В. И. Станковая
живопись средневековой Руси
с. 20 133 Grabar А. Les сroisades de l Еи оре orientale dans
l art. Melanges сh. Diehl, Par 1s, 1930, р. 19
23, fig. 2, 3 Торовиh JЬубl нковиh М, Црхва Констаптипа и J ел,Н,е у Охр иду. Стари ар, RНЬ. П. Б оrрад, 195 1с, 180 18 1ел. 13 lstor 1a artelor
Plast 1с
in Romania. Buсurв 1968, р. 354 355J f 1g. 297,
попов г. в. Три памятника южнославянском живописи
XIV века и их русские копии середины XVI века.
В кн. Виаантия. Южные славяне и Древняя Русь.
Западная Европа. Искусство и вультура. М., 1973,
с. 363.
s4 Висховатов А. В. ИсторичесRое описание одеж.д
и вооружения российских войск. Спб. 899, ч. f.
с. 85 86, илл. 123 Опись Московскои Оружеинои
палаты, М., 1884, ч. 3, кн. 1с. 4 144 8веги 1ц В. В.
Знамена и штандарты Русской армии, XVI и в. 19 14 и морские флаги. Париж, 1964, с. 2, табл. 2,
No з. Реставрацию этого знамени проводила реставратор Т. Н. Rоmля в ова, чему был посвяще ее доклад
Реставрация знамени Оружейнои палаты на науч ой конференции в Государственных музеях Мос 1ювского Кремля в 1976 г. з5 Иоаю иеро.мопах. Обрядник вивантиискоrо двg а
как церковно археологический источник М., 18
с. 8 9. Сахаров И Сказания русского народа. с б п 1849, т. 2, кн. 8, с. 52, 6 1Ве оброва О. А, Стату зантийского императора Юсти яиана в древнеру
письменных источниках и и конографии. Виэантииский временник, 1960, т. 17, с. 4 123.
з 1Либма М. Я. Донателло Х М., 1962, табл. 1
илл 8 Enсyklopedie Umeni Renesanсe а Baroku. Um ni а 1udstvo. Larousse. Praha, 1970, s. 6, 304.
зs Бе. авеuец п. И. Изменение Российского государственного герба в императорский период. Историческая справка. Пr., 19 15, с. 18, рис. Спасс 1иi И. Г.
Русская монетnая система, с. 126 130.
39 Ве. авепец П. И., с. 15, 16, 20, рис. 13 А лексееоа М. А. Жанр конклюзий в pyссROM искусстве конца
XVII начала XVIII в. В ш. Русское
и
скусс 1
в
8
о
бароl КО. Материалы и исследования. М., 1977, с.
и
лл.4 Ве. авенец П. И., с. 15, 16, 19, рис. 12 Овчиюш 10оа Е. С. Портрет в pyссl OM искусстве XVII века.
М., 1955, с. 79. 4 1Симеон Подоцкий. Орел Россииснии Имп
Общество любителей древней писъмевнос.ти, Спб., 19 15,
Т. 133, С, 24,
42 Опись с. 45, N, 407 1
43 Sвеги цов В. В., с. 2 3, табл. 4, 5 18
табл. 5, No 19, 2 124,
44 Стрелецкие знамена крестового т ипа и меют об льшое сходство с францувскmщ звамев ами этоrо же вре
Г. В. Ви.л,инбахов ни. См Funсken L. et F. L uniforme et les armes des so ldats de la guer re еп dentelle. сasterman, 1975 1t. р. 52, 53, 67, 73 Wise Т. Milita, y Flags of the World.
London, 1977, pl. 4, 63, 64 12 7 172 15, 16 93,
94 20 8, 12 22 Это может быть результатоы либо
параллельного развития знаменной символиRи двух
стран, либо заимствования, что требует специального
изучения.
45 Висковатое А. В., ч. с. 87 89, илл. 126.
46 Ве4аеенец П. И. Краткая записка о старых руссних знаменах. Спб., 19 с. 53 58 Оп же. Приложение R Кратв.ой записRе о старых русских знаменах.
Спб., 19 с. 36, рис. 37 Eriс 1Pa mquist. Nagre widh
Sidste Kongl. Ambassaden till Tzaren Muskou giorde
Observalioner 6 wer Rиsslandh des wiigar, Pass meds Fastningar des Brantzer Sammandragne. Anno 1674. Stoсkholm.
47 Велавен.ец П. И. Rрат 1ая записка с. 53
58 Он же. Приложеш 1е с. 35, 38 1рис. 36, 40.
48 Велавенец П. И. Краткая записна с. 59
Он, же. Приложение с. 39, 40 1рис. 42, 43.
Опись с. 59, No 4084.
ьо Там же, с. 98, No 420 1Там же, с. 102, No 4208.
5
2 Ве.лавенец П. И. Кратная записка с. 46
О же. Приложение с. 29, рис. 29 Petrelli Т. J
Lagrelius А. Narvatrofeer. Uppsala Stoсkholm. 1907,
S. 15, 17, pl. 2 3вегU 1Цов В. В., с. 5, табл. 13,
Ne 35.
53 Историчесное описание Московского Новодевичьего монастыря. М., 1885, с. 50 168 В. П. Ставротева домонrольсного времени. Декоративное иснусство СССР, 1970, No 8 Червяков А. Ставротека XII века
из Архангельского краеведчесвого музея. Византийс кий вре иенни к, No 3 97 1Новые открытия советских реставраторов. I. Сост. С. Я мщиков. М., 1973
VII выставна произведений изобразительного иснусства, реставрированных ГЦХНРМ им анадемина
И. Э. Грабаря 1944 1974 Каталог выставки. М., 1975, с. 123 и др.
м Rаргер М. l Древнерусская монументальная
живопись XI XIV вв. М. Л., 1963, табл. 2, 3 Кириков В. М. Новгородский Нремль. Л 1957, с. 24, илл. 8.
55 Опись с. 84, No 4 185. Аналогичное знамя было
выдано Запорожскому войску в 1730 г. Там же,
с. 86 87, No 4 186.
56 Висковатов А. В., ч. 1с. 95 96, илл. 138
Опись с. 95 96, No 4 197 3вегинцов В. В., с. 3,
табл. 7, No 28.
57 сatalogue of foreign сolours, Standards, Guidons
exhtbi,ted in the Trophy Room of the Royal Army Museum.
Stoсkho 1m. S s. а., N 12, Inv. N ST 2 143.
5
8 Струков fД. П. Описи знаменам, штандартам,
прапорам прапорцам, значнам, трубам за отличие,
грамотам, скобам и прочим войсновым регалиям, хранящимся в АИМ, с уназанием принадлежности тановых частям войск. Спб., 1903, с. 324 325, No 289 по
описи АИМ 2008, ч. I, кн. III Фонд знаменной гра фини ГЭ No 17390 сatalogue of foreign сolours N 17,
No, ST 23 325, 4.
59 сatalogue of foreign сolours N 20, Inv. No.
ST 20 469.
60 Опись с. 77 78, No 4 17 1
6 1Юрий l рижапич. Полит ина. lH., 1965, с, 455.
62 Там же, с. 582.
63 Таи же, с. 659.
и Дмитриев Ю. Н. Стенопись Арханrельсного собора 1iосновского Нре м ля материалы к исследованию В кн. ДревнеруссRое исRусство XVII вена.
М., 1964, с. 145, 146, 148, 159. Следует иметь в виду,
что росписи Архапгельс 1юго собора XVII в. повторяли более раннпе фрески времени Ивана Грозного см. Сизое Е. С. Датировна росписи АрханrельсRоrо
собора Мосновскоrо Крем ля и историчесная основа неRоторых ее сюжетов. Там же, с. 160, 16 63
65 Павед, А.леппский. Путешествие Антиохийского
патриарх.а Манария в Россию в половине XVII в, М., 1898, вып. 4, с. 6.
66 Паве.л Алеппский. М., 1896 1898, вып. 14.
67 Там же, вып. 3. М., 1898, с. 14 42.
6
8 Там же, вып. 4. М., 1898, с. 96 97.
69 Собрание разных записей и сочинений, служащнх к доставлению полнаго сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изд.
Ф. Туманского. Спб., 1787, ч. 2, с. 3 3 19.
70 Funсkeи L. et F. Ор. сit., р. 35, 4 152 53, 65,
67, 73, 123, 138 139 Wise Т. Ор. сit., р 4, 7 42 44
8 46 50 10 62 63 64 12 7 172 15 88
92 16 93 94 17 99 100 19 3 5 20 8, 12 22 23 139 24 143, 144, 146 25 149 150
26 154 27, 28, 29 17 72, 175 30 176 180 3 82 183 32 188 34 204 35, 36 2 14 2 15, 2 18
2 19 38 226 230
7 1Funсken L. et F. Ор. сit., р. 73 12, 13, 14, 26 se Т. Ор, сit., р 15 9 192
72 Funсken L. et F. Le сostume et les armes des oldats de tous les temps. Т. 1сasterman, 1966, р. 133.
7
з Шхонбек А. Историа о ординах или чинах воинских паче же навалерсRих, ч. 1М., 17 10.
74 Там же L АЬЬе Giustiniani. Н istoire des ordres
militaires ои des сhevaliers. Amsterdam. 172 1v. 1р. 4
70.
75 Соболева Н. А. РоссийсRая городская геральдина. Вопросы истории, 1976, No 3, с. 56 Годиков И. И. Деяния Петра ВелиRоrо, т. 1Изд. 2. М., 1837, с. 282.
76 Theiner А. Monuments historiques, relatifs аих
regnes d Alexis Miсhailovitсh, Feodor et Pierre le
Grand, сzars de Rиssie, Extraits des Arсhives du Vatiсan
et de Naples. Roma, 1859, р. 377 Medlin W. К. Mosсow and East Rome. А Politiсal Study of the Relations
of сhurсh and State in Musсovite Russia. Geneve, 1952,
р. 2 18, n. 2.
77 ТерН,овсхий Ф. А., с. 26.
78 Чичуров И. С., с. 126.
7 Сав.лучинский П. Русснал духовная литература
первой половины XVIII в. и ее отношение к совре м енности 1700 1762 Труды Киевской духовной академии, 1878, No 4 Панегиричес кая литература Петровм
сноrо времени. м., 1979, с. 128, 280.
во Голипов И. И. Сравнение свойств и дел Rопставтина В елююго, первого из ри.м сних христиансного
императора со свойствами и делами Петра Великого,
первого всероссийе коrо императора, и произшеетвий
в царствование обоих сих монархов случившихся.
м., 18 10.
8 1Вилинбахов Г. В. К истории учреждения ордена
Андрея Первозванного и эволюция его знака. В кн.
Культура и иснусство Петровского времени. Публикации и исследования. Л., 1977, с. 144 158.
8
2 Мамаев R. l Символина знамен ПетровсRоrо
времени. ТГЭ, 1970, т. с. 25 35.
63 Рабинович, М. Д. Полки петровской арм ии. 1698 1725. Краткий справочниR. Труды ГИМ. М., 1977, вып. 48.
84 Опись с. 50.
8
5 Висховатов А. В., ч. 1с. 93 94, No 133 Опись
с. 49 50, No 4072 Николаев Н. Г. Исторический очерR
о регалиях и знаках отличил Русской армии. Спб., 1899, т. 1с. 102 Ве.лавенец П. И. Rратная записна
с. 24 25 Оп же, Приложение с. 13, рис. 9 Звегипцов В. В с. 4, табл. 2, No 32.
86 М а.маев Н. К. Си иволика знамен Петровского
врем ени
Легенда O aнaJ,tenuu Ho.rtсmaнniuнy е символике русских аnа.меп.
4 187 Белавенец П. И. Краткая записна с. 64
65 О же. Приложение л. 45, 46, рис. 50, 1
5 8 рш
re Т J Lagrelius А. Ор. сit., s. 23 42, Р
Звегип ов в. В., с. 7, табл. 2 122, No 6 70.
sв Petrelli т. J Lagrelius А. Ор. сit s. 16 18,
pl. 8, 9 ВелавеН,ец П. И. Кратв.ая записка
с. 68
69 Он же Приложение л. 5 1рис. 58 60, Звегин
цо в. в., с. 9 10, табл. 25, 26, No 8 184. 3веги 1цов В. В., с. 5, табл. 10, No 37.
о Вили 16ахов Г. В., с. 153 154. 55 э 1Висковат ов А. В., ч. 2. Спб., 1899, с. 54
No 2 13 2 15, 2 17 Звегu 1цов В. В., с. 7 8, табл. 19,
2 1Ne 63, 64, 67, 68 2 16 2 18 е2м Висковатов А. В., ч. 2 1с. 55 56,
2 19 3веги 1цов В. В., с. 8, табл. 22, No 72, 73. Журнал Петра Великого. Спб., 1770, ч. 1
с. 3 л ев к. R. Символика знамен Петровского
времени с. 32. 6 22 1З р Висr оватов А. В., ч. 2, с. 5 J i вегинцов В. в., с. 9, табл. 19, No 76.
96 Опись. с. 77, No 4 170
0 1Семи 1авич Н. Н. История русского военно морсRоrо флаrа. Л., 1946, с. 37 4 8 Висковатов А. В., ч. 3, с. 80 8 1М 373, Вее
ги,щов в. В., с. 14, табл. 36, No 158. Висковатов А. В., ч. 3, с. 2 3. М 4 14
4 16 3вегU 1ЦОВ В. В., с. 16 17 табл. 4 142, No 186 19 93 196. 100 Висковатов А. В., ч. 6. Спб 1900, с. 49 57,
N, 866 87 1873 875, 877,88 1ЗвегU 1ЦОВ в. в., с. 17 19 табл. 43, No 197 202, табл. 44, No 203 2 18, 22 1
табл. 46, No 226 229.
10 1Висковатов А. В., ч. 3 1с. 85, No 388 1389, 3веги 1ЦОВ в. В., с. 16, табл. 40, No 18 82.
8 102 Висковатов А. В., ч. 6, с. 60 6 1No 887, 8 8,
3веги 1цов В. В., с. 2 1табл. 46, No 239. 103 Висковатов А, В., с. 58, No. 882 Звегинцов В В
с. 20, табл. 48, М 234. 104 Вис оватов А. В., с. 59 1J O 883 Звеги, цов В В
с. 2 05 т 0 n,0
0
л 3Л. с. 82, No 9 Звегиицов В В
с. 2 1табл. 42, No 248, 249, Вве 10, Висковатов А. В., ч. 9, с. 68 69, Nс 1258,
267 гшщов В. В., с. 25, табл. 54, 55, No 250 255, 262 10 1Висковатов А. В., ч. 6 1с. 82, No 9 Ввегинцов в. в., с. 2 1табл. 42, No 248.
58. 3 108 Висковатов А. В., ч. 9, с. 68 69, 12 262
веги 1цов В. в., с. 25, табл. 54, 55, No 250 255,
267. 10, Висковатов А. В., с. 69, No 1258 1260 3вегu 1
цов В. В., с. 25, табл. 55, N, 262 273.
6
4 3веги 0 Вискоеатое А. В., с. 70, No 12 а
цов В В. с. 26, табл. 57, No 282,
нi в сковатов А. В., е. 70 7 1N2 1264в Ввегинцов в. В., с. 26, табл. 57, No 283, В 2 Висковатов А. В., с. 7 1М 1264с 8веги 1t,цов В
с. 26, табл. 57, No 284. 1z49 1252 з Висковатов А. В., с. 62 65, 7 1No
285 1265а Звегинцов В. В., с. 26 32, табл. 7,
6
N 1
e
4 625 290 абл 66 N, 602 6 13, табл. 67,
таб 68, No 626 637, табл. 69, Ne 638 64 1табл. 73,
No 697 700. 1253 1256 4 Висковатое А. В., с. 65 67, 377
Ввегипцов В. В., с. 3 1табл. Jf l 15 1245 5 Висповатов А, В., с. N 293 Звегинцов В. В., с. 26 30, 32, табл. 58 65,
60 1табл. 73, No 69 1696, 70 17
0 0 N, 126 263 6 Висковатов А. В., с. 69
9
Ввеги цов В. В., с. 25, табл. Jg, ii 2 1r6 1248 Висповатов А. В., с. б 73 Звегинцов В. В., с. 30, 32, табл. 65, No 593, 599, та л.
No 692, 694, 696. 65 1268 8 Вис оватое А. В., с. 7 4, No 12 1292 1270 Ввегинцов В. В., с. 26, 32, табл. 56, No 29
683 табл 69 No 679 682, 687 690. 9 В ко атов А. В., с. 72 73 267 3вегипцов В. В., с. 32, табл. 69, Ne 678.