Венцы и короны,
скипетры
и державы
Пока что мы говорили лишь об изображениях на государ
ственном гербе Российской империи, их смысле, происхождении
и форме. Но в гербе был еще один элемент, которого мы пока
еще не касались, даже вскользь. Это символы особенностей
власти императора над различными территориями страны. В
гербе их несколько это прежде всего императорская корона,
а кроме того, различной формы венцы.
Как известно, первое венчание на великое княжение,
о котором сохранился целый комплекс источников это и чин
то есть описание порядка венчания, и летописные сообщения
произошло в 1498 г. Иван П исходя из дипломатических, в
первую очередь международных, соображений, решил оформить
права на русский престол своего внука Дмитрия, сына умершего
при странных обстоятельствах Ивана Ивановича Молодого и
Елены Волошанки, дочери молдавского воеводы Стефана Вели
кого. Великий князь надеялся, что такой акт укрепит его союз
С Молдавией, основанный не только на брачных связях двух
правящих домов, но и на общем антнягеллоиском интересе. И
для Молдавии и для Руси конца ХУ в. Великое княжество
Литовское, возглавляемое одним из сыновей Казимира Ягеллона Александром, представляло наибольшую внешнсполитическую
опасность. У этого венчания был один довольно любопытный
нюанс. В наследники попадал не сын Ивана П 1от Софьи Палеолог будущий Василий П 1а внук по женским линиям тверского
князя Бориса Александровича и молдавского воеводы Стефана
Великого. В таких условиях говорить о том, что введение ви
69
зантийского герба было делом Софьи Палеолог и ее партии
при русском дворе, а это произошло менее чем за год до
венчания, не приходится.
Церемония же была разработана по византийскому об
разцу так же некогда в Византии венчали наследника престола
Центральным моментом всей церемонии было возложение на
Дмитрия внука шапки которая приблизительно через двадцать
лет стала называться шапкой Мономаха. Ее почти не переделывали меняли лишь соболиный окол да навершие так что и в наши
дни основную ее часть можно увидеть в Оружейной палате в
Москве. Верх шапки состоит из восьми золотых пластин, которые
покрыты узором из спиралевидных Завитков, шестиконечных
розеток звезд и цветков лотоса. И форма остроконечной шапки,
и цветок лотоса намекают на родину этой части шапки может
быть, Среднюю Азию, а может быть, и Византню. Первые до
кументальные свидетсльства о шапке восходят к 30 м гг.
Х У в. В завещаниях Ивана Калиты это шапка золотая Отныне
шапка стала органической частью родового имущества московских
князей. Как она очутилась в Москве, неясно до сих пор. В 20 х
гг. Х в. было создано Сказание о князьях владимирских
которое получателем этой регалии считает Владимира Всеволо
довича Мономаха, родиншегося в 1053 г. и княжившего в Киеве
в 3 25 гг. Его дед по матери, византийский император в 1042 1055 гг. Константин Х Мономах, согласно Сказанию
прислал на Русь различные регалии, в числе которых была и
шапка. Версия эта малодостоверна из за хронологического
разрыва между дедом и внуком и из за несоответствия этого
головного убора тем, которые были приняты в Византии.
Но как бы ни обстояло дело с шапкой Мономаха
она была самой главной великокняжеской и царской регалией
на Руси с конца ХУ в. вплоть до первой четверти ХУП 1в., то
есть на протяжении двух с лишним веков. Ею русские цари
чрезвычайно дорожили. Она хранилась в особом сундуке под
семью запорами. Доставали ее только по самым высокоторже
ственным дням, чтобы либо продемонстрировать ее иностранным
дипломатам, либо ввести в церемонию венчания. При крестном
целовании договорных грамот шапку полагалось снимать, и один
из бояр держал ее на вытянутых руках. С получением Петром
Великим императорского титула роль шапки изменилась. Она
перестала служить коронационной регалией, а посему изобра
жения шапки Мономаха на государственном гербе России середины
Х Х в. нет.
На гербе присутствуют и другие венцы. В частности, шапка казанская которой была увенчана эмблема Казанского
царства. Происхождение ее не менее таинственно, чем проис
70 2 ъ
Рис 5.
Шапка Царства Казанского
хождение шапки Мономаха. В Х столетии, когда составлялнсь
первые описи Оружейной палаты, считали, что эта шапка при
надлежала последнему казанскому хану Едигербу Магмеду, ко
торый был пленен и в сопровождении своей многочисленной
семьи, двора, а также стада верблюдов был торжественно введен
в Москву при огромном стечении ликуюшего московского люда.
Версия эта малоправдоподобна. По видимому, шапку строили
при дворе Грозного, но при участии восточных мастеров. Она
украшена зубчатымн возвьнненнями запонами городхами
7 1
которые должны были придать шапке сходство с зубчатыми
коронами. Эти запоны были прорезаны травным орнаментом.
Такой же орнамент покрывает и тулью шапки на черневом
фоне. Кроме городков в шапку вделаны огромные драгоценные
камни альмандины и бирюза, крупные жемчужины. Тулью
шапки завершает небольшое сферическое навершие с конусооб
разным крупным яитарем между двумя жемчужинами. По сви
детельству современников, венец Ивана Грозиого превосходил
роскошью короны французского и испанского, венгерского и
чешского королей и мог сравниться лишь с короной папы.
Те же восторги современников вызывала и шапка Ас
траханского царства. В отличие от казанской, она имела лишь
один завершающий шпиль.
Над эмблемой царства Таврического на гербе 1856 г.
была изображена шапка Мономаха второго разряда. Она была
сделана отнюдь не с целью символизировать власть над Крымом,
до покорения киторого оставалось в момент ее изготовления
около ста лет. В 1682 г. на русский престол вступили сразу два
брата Иван и малолетний Петр. Для последнего и была сделана
эта шапка. Гладкие золотые пластины треугольной формы об
разуют ее верх, на котором укреплены немногочисленные дра
гоценные камни и жемчуга. После присоединения Крыма в 1783
г. эта шапка стала шапкой Таврического царства.
В конце Х Х в. была изготовлена еще одна шапка,
которая в Х Х в. заняла место короны царства Сибирского.
Первоначально она предназначалась для Ивана У. Эта шапка
третьего наряда третьего потому, что вторым нарядом для обоих
царей служили алмазные венцы Ивана У была изготовлена в 1684 г. из гладкой парчи алтабаса, на которой были нашиты
запоны из драгоценных камней с венца Федора Алексеевича.
В Х Х в. короной царства Польского служила корона
Анны Иоанновны, дочери Ивана У, племянницы Петра с 17 10 г. курляндской герцогини, в 1730 1740 гг. русской им
ператрицы. Корону для нее по европейскому образцу сделал в
Петербурге ювелир Готлиб Вильгельм Дункель. Корона такой
же конструкции была изображена, например, на карте России
Гесселя Геритса в 16 13 г. Она состоит из двух полусфср и дужки
между ними из серебряной золоченой сетки, на пересечениях
которой укреплены алмазы, а в ячейках серебряные цветы с
алмазом в середине. Их в короне 2536 штук, а увенчивает
корону крупный турмалин, на котором укреплен крест. Турмалин
проделал долгий путь, прежде чем попал на корону. Он был
куплен в Пекине переводчиком Посольского приказа молдава
нином Николаем Спафарием, который возглавлял русское по
сольство в Китай в 1676 г. Этот лал водокшанский побывал
на алмазном венце Петра 1короне Екатерины Петра 727 1730
72
Рис.37.
Навершие посоха Ивана Грозного
Грузинская корона была изготовлена специально по за
казу Павла после окончательного присоединения Грузии в 180 1г., а императорская корона, изображенная в государственном
гербе России 1856 г., принадлежала Екатерине венчавшейся
22 сентября 1762 г. Корова, которую новая императрица, по
примеру дочери Петра 1Елизавет собственноручно возложила
на себя, была изготовлена И.И.Бецким по образцу короны Анны
Иоановны и ничуть не уступала той в роскоши. Этой же короной
венчались впоследствии все русские цари.
Таким образом, на государственном гербе России 1856 г. были изображены регалии, использовавшиеся различными
русскими царями и императорами на протяжении Х П ХУ П
вв. Смена внешних форм правления сначала великое княжение,
с 1547 г. царство, с 1722 г. империя требовала и смены знаков
власти, создания новых, переосмысления старых.
Это касается и такого символа верховгюй вла сти как
скщ 1е т р Он появился на Руси поздно. Правда, его изображение
было на древнейших монетах князей Владимира и Ярослава
начала Х 1в. Но там скипетр был простым полражанисм визан
тийской композиции. Говорилось о скипетре и в той молитве,
74
которую читали при венчании князей Царь царствующим,
Господь господствующим Читали ли ее ранее 1498 г. или нет,
неизвестно, поскольку нет данных об обряде поставления князей
до 1498 г. о даже если в процедуре венчания и до 1498 г.
участвовала церковь, то сам скипетр отсутствовал. На миииатюрах
Х ХУ 1вв. эмблемами власти князей был не скипетр, а посох
с различными навершиями у князей и церковных иерархов,
а в домонгольское время даже просто мечи. С посохом великие
князья и церковные иерархи выходили на посольские аудиенции,
на церковные службы и т.д. Скипетр был введен в царский
обиход тотчас после завоевания Казанского ханства. Именно это
завоевание придавало законность новому титулу Грозного царь
который Иван У носил уже с 1547 г. Так полагали он сам и
его окружение. Вместе с Казанской землицей он как бы унас
лсдовал и положение хана, которого на Руси называли царем.
Овеществить притязания на этот титул, который долго и упорно
отказывались признавать и в Великом кияжестве Литовском и
в Короие Польской, должен был скипетр, Эта регалия очень
древнего происхождения. Она восходит ко временам античности,
где скипетр был неп енной принадлежностью Зевса Юпитера
и Геры Юноны затем консулов, а также византийских импе
раторов, исполнявших с 542 г. пожизненно консульские обя
занности. Скипетр должен был уравнять русского царя с осталь
ными государями Европы. Впервые в письменных источниках
он упоминается в завещания Грозного, правда, почти в неуз
иаваемой форме. Во второй половине ХУ 1в. именно скипетр
стал символизировать царскую власть. В литературных произ
ведениях, посвященных Смуте, появились своеобразные выра
жения с упоминанием скипетра. Скипетродержавным корнем
называли последнего Рюриковича царя Федора Иоанновича
словосочетание скипетр державы означал просто верховную
власть. Конрад Буссов, немец, находившийся на русской службе,
описывал драматическую сцену передачи власти царем Федором
в момент его смерти. Федор, по его словам протянул скипетр
старшему из четырех братьев Никитичей Романовых. Авт.
Федору Никитичу, поскольку тот был ближе всех к трону и
скипетру Он отказался от этой чести, как и три его брата. А
так как умиравшему царю надоело ждать вручения царского
скипетра, то он сказал Ну, кто хочет, тот пусть и берет
скипетр, а мне невмоготу больше держать его Тогда правитель Борис Годунов. Аа гг протянул руку и через голову Ни
китичей и других важных персон, столь долго заставлявших
упрашивать себя, схватил его.
75
Рис.38.
Лжедмитрий 1
Годунов схватил не только скипетр, он ввел в царский
обих9д и державу, которая именовалась в ту пору и у нас и в
Речи Посполитой яблоком В церемонию венчания вошло не
только вручение скипетра, но и державы Сие яблоко знамение
76
твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так
держи и все царство, данное тебе от Бога, защищая их от врагов
непоколебимо Но этого завета Годунов выполнить не сумел.
На протяжении ХУ Х Х вв. было создано очень много
роскошных скипетров и держав. Особенно выделяются скипетр
и держава большого наряда Михаила Романова. Сочетание ярких
эмалей и крупных драгоценных камней создает ощущениенео
бычайной роскоши и парадности. Яблоко разделено на два пол
ушария, на верхнем из которых, состоящем из 4 частей, находятся
изображения сцен из жизни царя Давида помазание его пророком
Самуилом на царство, победа Давида над Голиафом, возвращение
с победой, гонение от Саула Скипетр, состоящий из четырех
столбиков, также усыпан драгоценными камнями и завершается
золотым двуглавым орлом.
Для этих младших сравнительно с шапкой регалий
создавали особые подставки. На церемонии бракосочетания Лжед
митрия с Мариной Мнишек по бокам от трона на высоких
серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал
государственное яблоко, а другой обнаженный меч Г.Паэрле
А во время венчания царя Алексея Михайловича 28 сентября 1645 г. особый невысокий аналой был поставлен специально для яблока самодержавного Московского государства и других го
сударств Российского царства и скипетра, который отождеств
лялся с царским чином
Петр Великий скипетру придавал особое значение. Во
время коронации своей супруги, царствовавшей после его смерти
под именем Екатерины 1он ни на секунду не выпускал из рук
именно скипетра. других регалий у Петра не было. С самим
первым императором связано появление лишь одной регалии,
которая и была изображена на государственном гербе 1856 г., мантии, или сени 20 октября 172 1г. по случаю заключения
Ништадтского мира сенаторы преподнесли царю титул импе
ратора всероссийского, Отца отечества и Великого Сенаторы
и члены Синода облекли победителя шведов в императорскую
мантию, подбитую горностаем, на лицевой стороне которой по
золотой парче были вытканы черные орлы желтый и черный
это цвета тогдашнего российского флага Тип мантии сохранился
до 19 17 г. В такую же мантию облачали и последнего всерос
сийского императора Николая 1Романова.
На этом можно закончить обзор герба Романовых, од
новременно служившего и государственным гербом Российской
империи. И эмблемы, изображенные на нем, и различные знаки
власти появлялись постепенно. Расширялась территория Русского
государства и Российского царства, а затем и Российской империи,
и в гербе добавлялись новые эмблемы, созданные услужливыми
77 с ви т Щ пп
ИЁ Ч
4 1 Ч Ч Х. нч ьп ь ы ы К 1Жте
Х
4Ь 197 ди н ь
Ю д. Чу 1И до 3 н д 2. А
фркцр 4 Ф Ъ 14
Ё Э З Т св О Ь Ё, д, 2 4 Й е 4в 1
Рис39.
Пир после венчания Михаила Федоровича
геральдистами при дворах всех государей, начиная с Ивана У.
Пестрота государственного герба соответствовала пестроте того
населения, которое обитало на покоренных землях. Изменялся
характер власти, и ее знаками становились новые регалии, ко
торыми пользовались и братья русского государя в многоликой
семье европейских, да и не только европейских, сюзеренов,
монархов, королей и императоров. Менялись представления о
происхождении великокняжеской, царской и императорской вла
78
гЦГ й Ч яь в 1двд Н
ечг Ъ ч 1ТН аЁ ъ о
7 г
а д т
ч и Рдмо. 2
Цепь нагрудная Большого наряда
сти, и вместе с ними преобразовались сами регалии, складывались
теории их происхождения и значимости. В течение всего пове
ствования мы говорнли о гербе с двуглавым орлом как о символе
государственности будь то Великого княжества всея Руси, будь
то Российского царства или Российской империи. Стал ли дву
главый герб символом русской нации, подобно тому как сделался
таковым польский белый орел
Пожалуй, на этот вопрос трудно ответить утвердительно.
Двуглавый орел появился на Руси как символ ее освобождения,
символ равноправия недавно угнетенной страны, но герб России
не смог стать национальным символом уже потому, что сама
Россия с середины ХУ 1в. была многонациоиальным государством, притом весьма своеобразным.
Двуглавый орел быстро уже при Иване Грозном
потерял характер национальной эмблемы и был превращен в
символ угнетения собственно русского и других народов Восточной
Европы, а потом и Северной Азии.
Гипертрофия государственных начал ХУ ХХ вв. со
провождалась поглощением всех и всяких видов национального
самосознания, в том числе и формально изобразительных. Снова
вводя двуглавого орла как государственную эмблему России,
мы должны помнить о трагических и горьких уроках прошлого,
79
Ф
Ё Й Ё 1
в т й. 1
д
Ч 3. 12 14
Ё 9а Д 9
Рис4 1
Панагия с изображением Петра 1
которые народы нашей страны усваивали под сенью двуглавого
орла. Пусть же на этот раз он останется навсегда символом
пробуждения и возрождения, каким был в тихую весну при
Иване
80