Местные эмблемы
Российского
государственного герба
Выше уже упоминалось, что в русском государственном гербе
середины Х Х в. были и различные местные эмблемы, симво
лизировавшие положение царя и императора в различных ре
гионах огромной Российской державы и положение самих регионов
в составе империи. В каком же порядке удобнее рассматривать
их по хронологии ли, в зависимости ли от места, которое эти
эмблемы занимали в гербе, или по титулу государя в этих
землях Каждый из предложенных вариантов имеет свои досто
инства. Хронологический даст возможность наглядно представить
процесс вхождения разных земель в состав Московского княже
ства, Российского царства и империи. Второй вариант тополо
гический позволит точнее охарактеризовать состав этого госу
дарства, его лоскутность и религиозную пестроту. Труднее рас
сматривать местные эмблемы в связи с титулом государя, так
как различия в его положении не всегда строго фиксировались
в изображениях. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что
место каждой эмблемы в составе государственного герба было
отнюдь не постоянным. Перефразируя евангельскос изречение и станут последние первыми применительно к эмблемам можно
сказать наоборот и станут первые последними. Это низвержение
и вытеснение с первых мест старинных эмблем лучше всего
может показать сравнение государственных печатей Ивана Гроз
ного, Алексея Михайловича и Петра Алексеевича с государст
венным гербом середины Х Х в. А посему избираем путь рас
СМОТР НИЯ М СТНЬ Х ЭМОЛСМ ПО ХРОНОЛОГИИ ПРИСО ДИН НИЯ З М ЛЬ.
53
Первым местные эмблемы ввел в государственную печать
Иван Грозный. Когда это было в 1563 г., или в 1577 г., что
более вероятно на последней дате настаивают Н.П Пихачев,
Н.А.Соболева или же все происходило в два этапа в 1564 г.
н июне 1577 августе 1578 г. Дж.Линд для нас не очень
существенно. Важно, что в это время шла Ливонская война, в
которой военные действия прерывались долгими дипломатиче
скими персговорами. В ходе их Грозный и его канцелярия зна
комилнсь с практикой оформления документов у их главного
соперника н противника Великого княжества Литовского, а с 1569 г. Речи Посполитой. Естественно, если в конце Х в.
Ивану было важно оказаться на уровне своего главного
контрагента и главы светских государей христианской Европы,
то его внуку Ивану было не менее важно не уступить королю
польскому и великому князю литовскому. Думается, прав не
мецкий историк Г.Штекль, подчеркивающий роль польско ли
товского примера для создания русской государственной печати
с местными эмблемами.
В Польше издавна существовала традиция государст
венных печатей с региональными эмблемами. Такая печать была
уже у короля Владислава Ягеллы 1386 1434 у современников
Ивана Грозного Сигизмунда 1507 1548 Сигизмунда 1548 1572 польского короля в 1574 г. Генриха Валуа и, наконец,
у Стефана Батория 1575 1586 На печатях обоих Сигизмундов
и Генриха Валуа региональные эмблемы окружали польского
одноглавого орла, на печатях Владислава Ягеллы и Стефана
Батория они дополняли тронное изображение самого короля и
великого князя.
Тронных печатей русские государи не знали и не упот
ребляли. В оформлении своей большой государственной печати
Иван последовал примеру Ягеллонов. Возможно, определенную
роль в наборе эмблем на печати сыграл и образец печатей
некоторых духовных государей, в частности епископа Эзеля Вика на территории современной Эстонии
Расположение региональных эмблем как на печати Ивана
Гр изного, так и впоследствии на печати Петра 1в целом соот
ветствовало расположению определений географических в их
титулатуре, эмблемы былы иерархически соподчинены титулу.
Читать их следовало слева направо по горизонтали. Некоторые
трудности представляет это чтение на двусторонней печати Гроз
ного, где часть титула и эмблем вынесены на оборот.
Отметим и некоторые отклонения между ранговым по
ложением эмблем на печати Грозного и последовательностью их
перечислений в титуле Отсутствовала владимирская эмблема,
хотя в титуле определение владимирский даже предшествовало
определению московский вместо стандартных формул Х в.
54 печать новгородская или печать Великого Новгорода эмблема
была названа печать намесиика Великого Новагорода В титуле
все три определения владимирский московский и новго
родский предшествовали наименованию царь казанский и
астороханский Другая новация титула Грозного всея Сибирския
земли и Северныя страны повелитель и иных многих земель
государь и обладатель следовала за традиционным определением кондинский и завершала титул. Печать арцибискупа рижскаго
и печать города Кеси не имевшие точного соответствия в
титуле, иллюстрировавшне, вероятно, власть Грозного над Се
верной страной занимали самые низшие места. в окружности
наряду с печатью магистра Лифлянекие земли В то же время
определение в титуле господарь обладатель отчиниый земли
Лифлянекие немецкого чину было вставлено между традици
онными определениями белозерский и удорский
На печати Петра 699 г впервые выделены 7 главных
эмблем в центре на груди орла эмблема Москвы, на правом
крыле Владимира, Казани, Сибири, а на левом Киева,
Новгорода, Астрахани. В соответствии с принципом чтения этих
эмблем слева направо порядок их таков Москва, Владимир,
Киев, Казань, НовгоР0д, Сибирь, Астрахань. Правда, в титуле
определения расположены иначе московский, владимирский,
Великого Новгорода, Казанский, Астраханский, Сибирский Тем
не менее важно, что на печати 1699 г. эмблемы рангово уже
не равноценны. Свое привилегированное положение наряду с
тремя царствами из коих одно, Сибирское, стало царством
лишь спустя сто лет после потери независимости в ХУ в.
Казанским, Астраханским, Сибирским сохранили лишь четыре
земли Владимирская, вошедшая в состав Великого княжества
Владимирского и Московского еще в Х У в., Новгородская, по
терявшая остатки автономии в 147 478 гг., Киевская, вновь
присоединеиная по Андрусовскому перемирию 167 1г., и Мос
ковская.
Сравнение остальных частей регионального круга печати
Петра 1с печатью Грозного показывает сохранение традиционного
порядка определений и эмблем, за исключением того, что к 1699 г. титул царя потерял определение лифляндский при
сутствовавшее еще в титуле первого Романова в 16 16 г., да
приобрел несколько новых подольский волынский мстис
лавский результат соединения Украины с Россией а также
ряд определений, связанных с присоединением Северного Кавказа
еще в Х 1в. Дополнение относительно этих земель в титуле
звучало так всея Иверские земли, карталинские и грузинские,
царь Кабардинские земли, черкаских и горских князь и иных
многих господарств обладатель Впрочем, титул обладатель
был нацелен в основном на Прибалтику, в связи с чем на
55 га
Рис.29.
Большая государственная печать Ивана П. 1583 г. лицевая сторона
переговорах в Столбове с 16 17 г. вопрос об этом слове в будущем
русско шведском договоре вызвал огромные трения. В эмблемах
были представлены Иверия, Кабарда, Черкесия, Карталиния.
В государственном гербе середины Х Х в. произошли
новые изменения. Число царств эмблемы которых были снаб
жены коронами, пополнилось Царством Польским вошедшим в
Российскую империю по Венскому договору 18 15 г. Херсонесом
Таврическим Крым был присоединен в 1783 г Царством стала
и Грузия, а на протяжении первой половины Х Х в. и остальные
грузинские земли. Потеряли значение для императорского дома
отдельно взятые украинские эмблемы, все они киевская,
56 у ут
ьгдйъ ее 1к
дп 18 19 г 6
Рис.30.
Большая государственная печать Ивана У. 1583 г. оборотная сторона
волынская, подольская и черниговская были объединены в
одну общую, разделенную на части. Та же судьба постигла и
эмблемы прибалтийские эстляндскую, земгальско курляндскую,
лифляндскую, а также карельскую.
При всем традиционализме политического мышления,
выразившемся в стабильности региональных эмблем, государст
венный герб, созданный Кене, должен был отразить реалии
своего времени и роль различных земель, какой она представ
лялась создателю герба. Пренебрегши тем, например, что опре
деление киевский в титуле было помещено на престижном,
57
как бы сказали теперь, месте между московским и владимирским,
Кене ликвидировал самостоятельную киевскую эмблему.
В целом же государственные печати и гербы Х Х Х
вв. показывают закрепленный в геральдических символах процесс
складывания того политического организма, который с 1722 по 19 17 г. носил официальное наименование империи, а по существу
оставался таковым и позднее.
Как же создавались те местные эмблемы, которые
были представлены на государственных печатях Х 1Х и
Х Х вв.
В современной научной литературе принято считать,
что до 70 х гг. Х в., то есть времени создания большой
государственной печати Грозного, местных эмблем не сущест
вовало. Однако, как уже можно было убедиться на примере
московского ездеца это не совсем так. Обратимся к истории
других древнейших изображений на гербе, соответствующих тем
определениям, которые в титуле русского государя занимали
первые места.
Как уже упоминалось, вплоть до Петра определение владимирский предшествовало московскому и стояло на первом
месте в титуле русских государей, однако на печати Грозного
владимирская эмблема отсутствует. С чем это связано Согласно
одному объяснению, у Владимира и Владимирской земли не
было своей эмблемы до ее вхождения в Московское княжество
и владимирская де эмблема это создание Х в. Другие ис
следователи полагают, что она существовала и раньше, даже до
монгольского нашествия.
Но ни первая группа ученых, ни вторая не ответили
на вопрос о том, почему на печати Грозного из всех земель,
власть над которыми была зафиксирована в титуле, только Вла
димирская земля осталась не отраженной в изобразительной
форме. Даже при отсутствии самостоятельных эмблем у входивших
в Русское государство земель создатели государственной печати,
как увидим ниже, находили выход и наделяли эти земли эмб
лемами собственного изготовления. Почему же в 1577 г. остался
без эмблемы Владимир
Обратимся к домонгольскому времени. В конце Х 1
начале Х в. началось быстрое развитие Владимира, а вместе
с ним и всего княжества. Наглядной иллюстрацией этого остались
замечательные памятники владимиро суздальского зодчества, а
также скульптуры. В резном убранстве этих соборов прилепах много сюжетов, общих для всего средневекового европейского
искусства. Это и понятно. Художники того времени черпали
свое вдохновение из одного и того же источника прежде всего
Псалтыри. Одним из таких общих мотивов для романского и
православного искусства было изображение царя зверей льва,
С СЪЧ
олицетворявшего и власть, и силу, и добродетель, и праведность.
В толкованиях на евангельские темы лев отождествлялся с Хри
етом, разорвавшим узы смерти. Часто использовался он и как
символ евангелистов то Матфея упоминавшего о царственном
происхождении Христа то Иоанна, в чьем евангелии говорится
о силе Христа, то, наконец, Марка, в евангелии которого голос
вопиюшего в пустыне сравнивается с устрашающим рыком льва,
пугающего фарисеев, саддукеев и мытарей.
В резном уборе владимирских храмов Успенского собора 58 60 церкви Покрова на Нерли около 65 г. Дмит
ровского собора 94 97 львы находятся в интерьере и на
фасадах. Этот мотив в Х в. был повторен и на фасадах
Суздальского Рождественского собора, Георгиевского собора в
Юрьеве Польском. В связи с изобилием львов исследователи
предположили, что это было родовым знаком суздальско рос
товских князей, начиная с Андрея Боролюбского Эту догадку
подтверждает как будто и изображение льва на щите фигуры
св. Георгия дополнение, сделанное Святославом Всеволодовичем
в 1230 1234 гг. во время перестройки Георгиевского собора в
Юрьеве Польском, созданного в 52 г. Юрием Долгоруким.
Святой Георгий представлен стоящим в фас с копьем в правой
и щитом в левой руке. На щите, опущенном до земли, и был
вырезан лев в профиль, вытянувшийся кверху. В аналогичной
позе представлен св.Федор на миниатюре так называемого Фе
доровского евангелия конца Х начала Х 1в. Здесь все
похоже и поза святого, и положение щита, и, самое главное,
фигура льва на этом щите.
Что это было геральдическая эмблема А.И.Некрасов зачатки гербов А.В.Арциховский образ властной силы Г.К.Вагнер или просто мотив средневекового искусства, в связи
с чем к теории о гербе Андрея Боголюбского и его потомков
мы должны отнестись как к предположению, любопытному, но
предположению Н.П.Лихачев Вероятно, следовало бы оста
новиться на последней мысли Н.П.Лихачева, если бы не некоторые
дополнительные соображения. Одно из них принадлежит А.В.Ар
циховскому, известному археологу, исследователю Новгорода и
русских средневековых миниатюр. На миниатюре Радзивиллов
ской летописи войско Юрия Долгорукого заменено геральдическим
символом изображением льва, присевшего на задние лапы и
поднявшего передние. Хвост у льва, как и на резных барельефах
владимирских соборов, пропущен под задней ногой. По видимому,
не прав Н.П.Лихачев, полагавший, что родовой герб после
Х в. исчез неизвестно куда Миниатюра, восходящая к ХП
в., свидетельствует о том, что представление о льве как символе
Юрия Долгорукого и владимирского княжсния в это время еще
было живо.
59
ьооаоа Э 1кс Рис.3 Ч 18 Именная печать
А новгородского посадника Л 1Э Федора Олисиевича Ё 080 о8 0, Ё 1з 0 3
еще е, ныне
ета Ё от 0 оьв
ёт ёв 1й0 ЭзЁоЁоЁпЁ3 Ёй
ФЁ02 Ё а4о 20
Ё4дд ь 0
Ь
Рис.32.
Именная печать
новгородского тысяцкого
Анания Семеновича
Второе соображение, о котором пойдет речь, более спорно.
На уже упоминавшихся печатях новгородских или печатях
Великого Новгорода которые справедливо считаются государ
ственными В.Л.Янин наряду с птицей орлом нередко встре
чаются и львы. Примечательно и время, когда их изображали
наиболее часто. Это середина 30 х конец 40 х гг. Х в., когда
во время феодальной войны Новгород оказался на стороне про
тивников Василия 1приняв к себе даже их главу Дмитрия
Шемяку, претендовавшего на великое княжение владимирское.
Второй период приходится на середину 70 х гг., то есть на то
самое время, когда новгородцы отказывали великому князю вла
димирскому и московскому в праве на новое наименование го
сударя они называли его только господином так как в их
понимании признание Ивана П государем или господарем
означало полное всевластие великого князя в Новгороде. После
Яжелбицкого докончания 1456 г., которое содержало такой пункт А печати быти князей великих лев с новгородских печатей
исчезает, уступая свое место орлу вплоть до 70 х гг. Х в. Из
всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на новгородских
печатях был изображен символ владимирского княжсния лев,
который то представлял в Новгороде клан Шемяки, то служил
противопоставлением орлу как символу самовластного княжсния
московских государей.
60 Рис.33.
Прорись животного
на печати ливонского наместника. К О
60 е годы ХУ 1в.
Итак, на наш, отнюдь не бесспорный, взгляд, очевидна
цепочка от мотивов резьбы владимиро суздальских соборов к
геральдической или предгеральдической эмблеме ибо она не
была оформлена согласно формальным законам средневековой
геральдики ХП Х У вв. и символу владимирского княжсния
в Х в.
Но все это еще не отвечает на вопрос об отсутствии
владимирской эмблемы на государственной печати Грозного. От
метим, что сам Грозный использовал изображение льва ворота
его опричного дворца, по сообщению немца Г.Штадена, были
украшены фигурами льва и единорога. Лев в угрожающей позе
был изображен на печати новгородского наместника Ивана 156 1г И пока можно предложить такое объяснение право
на владимирское княжение представлялось Ивану У настолько
органически присущим московскому князю и царю, что не нуж
далось в специальном оформлении.
Не исключена и прямо противоположная трактовка от
сутствия этого изображения на большой государственной печати
Грозного. Львов в качестве эмблемы своей власти использовали
и давние еще с Х в. соперники московских государей,
великие князья тверские. Достаточно привести такой факт на
пулах Бориса Александровича Тверского 1425 146 1изображено четвероногое животное, похожее на льва или на барса и пред
ставленное тремя типами в 20 вариантах. Это же изображение
встречается и на пулах его сына последнего тверского князя
Михаила Борисовича 146 485 также три типа, но в 85
вариантах П.Г.Гайдуков Таким образом, Грозному могло по
казаться нецелесообразным вводить эту эмблему, столь распро
страненную в Тверском княжестве, в государственный герб.
Такая потребность возникла лишь тогда, когда в титу
латуре произошли перемещения и на первое место было поставлено
определение московский а владимирский отошло на второй
план. Вот тогда то и вспомнили о существовавшей некогда эмблеме
6 1
владимирского княжсния. Лев в профиль с поднятым хвостом,
в трехзубцовом венце и с длинным крестом в передних лапах
мало напоминает средневековых львов. Он отличается даже от
рельефа и миниатюры Х начала ХП в. повернут вправо
от зрителя, венчан и имеет крест Но это понятно. Все эмблемы
в течение Х Х вв, переделывались в угоду не только моде
соответствующего времени, но и в согласии с политическими
доктринами. Крест и венец должны были служить наглядной
иллюстрацией к Сказанию о князьях владимирских возводив
шему власть московских князей к владимирским истинно пра
вославным князьям и рассматривавших ее как непосредственное
продолжение династии Рюриковичей.
Завершая размышления о владимирской эмблеме, можно
с некоторой долей вероятия предположить, что ее корни восходят
к домонгольскому времени так же как и эмблема московской
власти всадник и символ власти царской орел
Все же остальные эмблемы творения рук русских или
иностранный геральдистов, подвизавшихся при дворе Ивана
Грозного. Печать намесиика Великого Новагорода на большой
государственной печати 1577 г. представляет из себя лестницу,
опирающуюся на треугольное основание с аркообразным отвер
стием внизу. У нижней ступени стоит зверь с длинным поднятым
вверх хвостом, у перпендикулярной стены основания другой,
похожий на медведя, опирающийся передними лапами на эту
стену. На лестнице лежит очень длинный посох. Ниже основания
лестницы две рыбы, плывущие навстречу друг другу.
Долгое время в научной литературе обсуждали время
создания н принадлежность этого изображения. Многие возводили
его к Х в., временам независимости Новгорода, и считали его
новгородской государственной эмблемой. Лестницу принимали
за вечевую степень то есть за возвышение, на которое возводили
новгородских посадников. Однако недавно выяснилось, что рас
сматриваемое изображение является печатью новгородского на
местника Н.Г.Порфиридов Введена она была в 1565 г. Создание
печати новгородского наместника в 1565 г. связано с переговорами
Грозного с Эриком ХП шведским королем. В его пользу царь
отказывался от всех владений в Ливонии ради заключения брака
с Екатериной Ягеллонкой, женой герцога Финляндии Юхана,
младшего брата Эрика Х Эмблемой Финляндии был медведь.
Включение медведя в печать новгородского наместника должно
было продемонстрировать власть царя над этой территорией. По
тем же причинам в эмблеме появились и рыбы, которые были
городским гербом Нарвы. На печати же новгородского наместника
рыбы означали лишь то, что Иван владел теперь Нарвой,
62
захваченной его войсками уже в 1558 г. Дж.Линд Позднее
эмблема новгородского иаместничества изменялась. Известна из
готовленная не ранее августа 156 1г. печать, в небольшом овале
которой с левой стороны находился лев, похожий на львов
новгородских печатей ХУ в., а справа рысь.
На новгородской эмблеме, помещенной на гербовом зна
мени 1666 г., было изображено место а так называлось соо
ружение, на котором венчались русские государи на мссте посох, по бокам медведь и рысь и под местом одна рыба
или две, плывущие навстречу друг другу. В конце Х П в. место сменилось троном с двумя медведями. На спинке трона
установлен подсвечник, на троне лежат перекрещенные скипетр
и посох. Если в Х в. место еще имело некоторое сх 1гво
с новгородской степенью возвышением, на которое возводили
только что избранных посадников о которой, впрочем, можно
судить только по миниатюрам Х в. в Лицевом летописиом
своде, то в конце Х П в. трон выглядел как регалия главы
государства. Вторая регалия скипетр добавилась к посоху,
который был принадлежностью не только князей, но и посадников,
если верить тем же миниатюрам Лицевого свода.
Серединой Х 1в. датируется и появление казанской и
астраханской эмблемы. Казань была покорена Иваном Грозным
в 1552 г. Вскоре после этого была создана Казанская история
в которой Казанское ханство, образовавшееся на месте Булгар
ского, сравнивали со змеем. Гнездо змиево Булгар, где воз
гнездився змий велик и страшен о дву главу было разорено
Батыем, но образ этого гнездовища, которое кишело и мелкими
змеями, бросал отсвет на Казань. Новые разорители токовища скверного царя казанского хана, который жил, похищая, и
поглощая, яко овца, смиренныя люди руския посекающе, аки
сады, руския люди идеализировались создателем Казанской
истории Вот как описывались действия царского воеводы князя
Симеона. Его видели издалека, аки огненна всего ездяща на
коне своем, и мечь, и копие его аки пламен метающихся на
страны, и сецающе противных И коня его мнети аки змия
крылата летающи выше знамен Образ крылатого коронованного
дракона, победителя гнезда змиева, и стал символом русского
господства над Казанской землей. Казанские воеводы постоянно
пользовались этим изображением в конце Х Х П вв. сохра
нились печати 1596, 1637 и 1693 гг Позднее крылатый дракон
стал неп енной принадлежностью гербовых знамен, гербовых
тарелей и пр. А в Х Х в. он по праву занял место среди эмблем
царств российского императора. Цвета казанской эмблемы вос
ходят к указу 18 октября 178 1г. змей черный, крылья красные,
поле белое
63
Рис.34.
Навершие скипетра Михаила Федоровича
64
Символ второго царства Астраханского, от которого
и произошел третий царский титул Ивана Грозного, не удается
связать с каким либо конкретным литературным произведением.
На печати Грозного это коронованный волк. Однако этот зверь
служил олицетворением хищного разбойника, тайно нападаю
щего, жестоко расхищающего все достояние. Эта эмблема про
держалась недолго. Уже на саадачном покровце 1626 г. была
изображена сабля наголо под короной В указе 8 декабря 1856 г. оружие на этой эмблеме именовалось серебряным вос
точным мечом с золотою рукоятью, острым концом вправо
Третьим царством на российском гербе 1856 г. было
Сибирское. Двухэтапное покорение Сибири в 50 х и в начале
80 х гг. ХУ 1в. в глазах современников несколько стерло пред
ставление о покорении именно царства ханства. Тем более
что оно было слабее организовано, чем Казанское ханство, на
ходилось далеко от центра страны и, вероятно, русские люди в
ХУ 1в. были недостаточно информированы о властитслях этого
политического организма. Первоначально сибирские эмблемы но
сили название печати сибирской Только в ХУП в. легенда на
печати изменилась. В ней появились слова Царьства Сибирь
ского В Титулярнике 1672 г. царь впервые назван царем
сибирским Менялась и изобразительная сторона эмблемы. На
печати Грозного это была просто стрела, острием направленная
вниз, а позднее появились два соболя, то стоящие перед кедром как на саадачном покровце Михаила Федоровича и знамени 1666 1678 гг. то со стрелой тарель 1675 г. или с короной и
луком и двумя перекрещеиными стрелами Титулярник 1672 г Очевидно, что символ воинственности и недружествен
ности отношений с Сибирью менялся на символ хозяйственной
эксплуатации края. Сибирь, пушные волны из которой долго
поддерживали разорительное для страны царское хозяйство и
двор, должна была идентифицироваться именно с драгоценным
соболем. Утверждение же царского сибирского титула сопровож
далось возвращением к модифицированному первоначальному
символу.
Эмблема царства Польского одна из самых поздних,
что соответствовало времени завершения раздела Польши и вхож
дения большей ее части в состав Российской империи по Венскому
договору 18 15 г. Изображение же на этой эмблеме весьма
древнее. Белого орла польские исследователи возводят к началь
ному периоду существования Короны Польской. Уже в ХУП в.
некие прозорливцы надеялись на вхождение польских земель
в состав Российского царства, а Симеон Полоцкий уговаривал белого орла Речи Посполитой
5 А. Хорошкевич Прилети, орле белый, алюби солнце себе,
Обок орла россш ска дается место тебе
И действительно, около столетия белый польский орел
находился обок российского двуглавого орла.
В эмблеме Херсонеса Таврического царства Тавриче
ского подчеркивалась идея православия. А поскольку существо
вала легенда о крещении Владимира Святославича именно в
Херсонесе, то она и давала идеологическое обоснование покорения
Крыма, и делала уместным помещение на эмблеме этого царства
огромного креста.
При создании герба Б.В.Кене воспользовался и теми
эмблемами, которые действовали в его время согласно много
численным указам ХУП 1в., и самыми старинными эмблемами,
которые находились еще на печати Грозного, и теми, что возникли
в Х П в. К последним относится, например, киевская эмблема.
Она появилась впервые в Титулярнике 1672 г. На ней был
изображен архангел Михаил с поднятым мечом и щитом. Почему
в качестве киевской эмблемы был избран архангел и предпочтение
было отдано архангелу Михаилу, а не Гавриилу С 08 в Киеве
существовал Михайловский Златоверхий собор, давший имя и
монастырю. Основанный Святополком Изяславичем, в ХП в. он
был местом захоронения князей и, таким образом, мог служить
символом светской власти и даже ее единения с церковной.
Оказавшись всрховным государем на Украине, царь использовал
в качестве киевской эмблемы изображение того архангела, ко
торому был посвящен древний княжеский собор.
В Х П в. многие прежние эмблемы меняли свой облик.
Так, вятской эмблемой на печати вятькой при Грозном служил
лук с оперенной стрелой. На покровце ХУ 1н. к луку была
добавлена рука в доспехе, которая выходит из облака. Такое
же изображение имеется и в Титулярнике 1672 г. с той лишь
поправкой, что рука выходит не справа, а слева. На тарели 1675 г. рука отсутствует, но зато с обеих сторон лука помещены
буквы П В. В Титулярнике 1672 г. дополнительно к прежнему
комплекту был добавлен еще и крест. В таком виде эмблема и
была утверждена 28 мая 178 1г.
Большие перемены претерпела ярославская эмблема. На
печати Грозного это была просто рыба, обращеиная головой
вниз. На тарели 1675 г. вместо рыбы изображен стоящий медведь,
обращенный влево, с каким то предметом на длинной рукояти.
На эмблеме, помещенной в Титулярнике 1672 г., медведь идет
вправо с протазаном в правой передней лапе в указе 1778 г.
медведь назван стоячим а оружие сскирой, кроме того, оно
было переложено из правой лапы в левую.
66 Болгарская эмблема, само изображение которой на
печати Ивана Грозного рождало у исследователей недоуменные
вопросы ибо Волжская Булгария потеряла свою независимость
задолго до Грозного с течением времени изменила свой вид и
смысл символ силы хищный зверь, иногда называемый барсом
был заменен символом чистоты и непорочности ягненок с хо
ругвью но уже в Х П в. исчезла вообще. Та же судьба
постигла и эмблемы кондинскую, обдорскую, удорскую и югор
скую, на которых в ХУ 1в. изображались соответственно идущий
влево олень, идущий вправо хищник, идущий влево зверь и
стоящий на задних лапах зверь с пушистым хвостом, обращенный
вправо, а в Титулярнике 1672 г. идущий вправо дикарь с
венком на голове, длинными волосами и бородой, палицей на
левом плече он слегка напоминает стандартные соответствующие
изображения эпохи Возрождения, в частности марку базельского
издательства Опорина середины Х в. щит с двумя изобра
жениями бегушего зверя такой же щит и, наконец, руки, вы
ходящие из облаков, держашие перекрсщивающиеся копья.
Наиболее странная история приключилась с эмблемами
смоленской и тверской. В ХУ 1в. на смоленской был представлен
трон со ступенькой, на сидении которого лежала шапка, а на
тверской медведь, двигавшийся влево. Смоленскую эмблему,
несколько модифицированную, в ХУП в. встречаем уже в качестве
тверской. Так, в Титулярнике 1672 г. на эмблеме Твери стул
без спинки с двумя подушками некоторые исследователи считают,
что это два хлеба а сверху корона с крестом. Такая же композиция но без подушек была и на саадачном покровце на тарели 1675 г. изображен трон, на спинке которого корона. В Х П в.
трон был потерян осталась одна корона на зеленой подушке.
В качестве смоленской эмблемы на тарели 1675 г. вы
ступает пушка, на стволе которой угнездилась птица без ног
в Титулярнике 1672 г. пушка водружена на лафет, а птица
приобрела вид дикобраза с птичьей головой. 10 октября 178 1г.
был утвержден следующий герб Смоленска В серебряном поле
черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица
Почему эмблема поменяла свою принадлежность Пред
полагают, что в ХУ 1в. смоленскую и тверскую эмблему пере
путали. Однако это, как считает Н.А.Соболева, в ХУ 1в., в
момент создания эмблем, было невозможно. Между тем перепутать
их не составляло труда. В царском, равно как и в великокняжеском,
титуле о власти над великими княжествами Тверским и Смо
ленским говорилось последовательно. Значит, и эмблемы должны
были располагаться последовательно. На печати Грозного порядок
их размещения слева по горизонтали направо, каждый раз на 167
ступеньку ниже. Поэтому возможность путаницы вполне допу
стима. Кроме того, есть и другое объяснение. Смоленск и Тверь
в русской литературе Х 1в. считались центрами, откуда про
исходили главы двух крупнейших государств Восточной Европы.
В Сказании о князьях владимирских и сопровождавшем его Родословии литовских князей говорилось о том, что потомки
римского императора Августа согласно легенде, предка русских
князей жили в Твери. Основатель же рода литовских князей
ХУ ХУ вв. Гедимин восходил к слуге смоленского князя. С
присоединением Твери некоторые исследователи связывают ут
верждение за Иваном П 1титула князя всея Руси Маловероятно
также, что Тверь, богатая Тверь как она именуется в различных
фольклорных произведениях, могла ассоциироваться с образом
медведя. Он больше подходил как олицетворение бесконечных
смоленских лесов, остатки которых сохранились и до нашего
времени, с их непроходимыми болотами и многочисленными
топями.
Изменение же смоленской эмблемы на протяжении ХУ 1
Х П вв. объяняется политической историей города. Завоеванный
в 15 14 г. Смоленск был присоединен к Русскому государству.
Однако ни Великое княжество Литовское, ни Речь Посполитая
не признавали этой территориальной потери, в связи с чем
отношения соседних государств на протяжении ХУ в. регули
ровались не договорами, но только перемириями. В течение 16 667 гг. Смоленск, утраченный Россией, входил в состав
Речи Посполитой. Естественно, что в результате этого прервалась
геральдическая смоленская традиция. Новое изображение отве
чало духу своего времени, то есть ХУП в. И птица райская и
пушка обычны для европейской геральдики Х П в., хотя эта
композиция не соответствует смоленской эмблеме середины сто
летия Знамя, на которое помещен жезл, фигурировало на го
сударственном гербе Сигизмунда П
Так на протяжении ХУ 1ХУП вв. менялись, видоизме
нялись или возникали новые эмблемы русских городов и земель,
которые в ХУ П в. частично были закреплены в качестве гербов
городов, а в Х Х в. вошли в государственный герб Российской
империи как символы этих земель и власти государя над ними.