| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности (1993) › Эволюция двуглавого орла в ХV - середине ХІХ в. | ||||||
Хорошкевич А.Л.
Эволюция двуглавого орла в ХV - середине ХІХ в.// Символы русской государственности (1993)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 32-52 Аннотация: На протяжении всех четырех столетий бытования этой эмблемы в качестве государственной орла изображали по-разному. Не всегда оставался он и о двух головах. Менялись смысл и значения как самой этой эмблемы в целом, так и ее деталей. Об авторе публикации/статьи: Хорошкевич Анна Леонидовна (1931-2017) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Хорошкевич А.Л.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 40189 знаков (с пробелами)
Эволюция двуглавого орла в ХУ середине Х Х в. На протяжении всех четырех столетий бытования этой эм блемы в качестве государственной орла изображали по разному. Не всегда оставался он и о двух головах. Менялись смысл и значения как самой этой эмблемы в целом, так и ее деталей. Орел на печати Ивана был представлен в фас с высоко приподнятыми, но не очень широкими крыльями, на которых, равно как и на груди, тщательно отмечены длинные и короткие перья. Хвост довольно широкий, лапы спокойно опушены. Клювы расставленных в разные стороны голов закрыты. На головах две короны, вернее два венца. Спокойная уравно вешенная композиция орел гармонично вписывается в круг надписи создавала ощущение силы. Под стать орлу был и всадник, по своим стилистическим особенностям вполне соответствовавший эпохе Возрождения. Однако уже при Иване У облик орла пре образился. На малой печати Ивана 1539 г. изображен орел, клювы у которого раскрыты, над короткой нижней челюстью нависает хищно изогнутая верхняя, языки алчно высунуты. Крылья сужаются к туловищу, от чего их размах выглядит несколько угрожающе. Лапы очень высоко прикреплены к ту ловищу, а когти почти соединяются с кончиками крыльев. 1В целом вид у орла довольно зловещий. В геральдике такой орел именуется вооруженныга При виде орла на печати Ивана Грозного невольно вспоминаешь меткие слова С.Я.Маршака о государственных гербах прошлого 32 Таков обычай был старинный, Чтоб с государственных гербов Грозил соседям лик звериный Осхалом всех своих зубов. То хищный зверь, то птица злая, Подобье потеряв свое, Сжимают в лапах угрожая, Разящий мечь или копье. Где львов от века не бывало, С гербов свирепо смотрят львы Или орлы, которым мало Одной орлиной головы Такои же характер сохранили и все и всякие орлы в государственной символике эпохи Грозного. У них у всех рас крытые клювы с высунутыми то изогнутыми, то почти прямыми языками. Верхние части клюва то большие и длинные, как на печатях 1578 и 1583 гг., то совсем короткие. На большинстве печатей Грозного орлы снабжены и знаками верховной власти. Каждую из голов орла венчает ма ленькая трехзубцовая корона, на государственных же печатях 1578 и 1583 гг. изображен огромный пятизубцовый венец, краями касающийся обеих голов. При преемниках Грозного у орла со хранились раскрытые клювы и два венца на головах, при этом венцы были исключительно трехзубцовые, как на ранней печати Грозного. Со времен Федора Ивановича наряду с коронами веицами орла увенчивал восьмиконсчный голгофский крест. Появился то он на самом деле раньше, на большой государственной печати Ивана Грозного, где служил завершением среднего зубца венца, на печати же сына Грозного и позднее он никак не был связан с венцом, а возвышался между головами орла. На всех печатях начиная.с печатей Ивана У крест с орудиями страстей Иисуса Христа копьем и тростью был водружен на схематическом изображении горы Голгофы, под которым находился череп Адама. Смысл такого креста спасение Адама и вместе с ним всего человеческого рода. Современник Грозного Зиновий Отенский писал А еже на главе Адама въдружен крест, понеже на кресте распятся Христос и копьем прободеся в ребра, изыде кровь и вода, да кровью землю и от нее созданного Адама освятит На печати Грозного крест окружен многочисленными надписями 3 А. Хорошк вич нп т СЬ 07 Ш 2. Печать Ивана 562 г. 34 ч и г ч. м 19 9 9 д. о. ц Ч 1Г Ё 7 52 1дгыа 1 45, 7 Й4 ц 4 1н т.5П. Ц 1 Ф ФФ 7 Ёод 3. 1АЁ х, щ3д 1ь.де й Э6, СщЁ д бъё мт Ч ц ББЗР 3 13 1 ч Лицевая ль Й г Ё о д 4 З г Ф ъ ёфдй г Тч лс де А я д р, Ъдртт МИН г Р Г а Т Г А Её З. д Фе. Ф 2Ё. Ф пат чф977д,Р ЗОд Ё овт а 1и ЁЁ 4 её е Ь 1 г сд 1ъ ъ чг гг Ъд 9 1ьё.ьСЁщншиъигъ т. ч. щ Ч7 Ь д 9 6 5 02,7 4 до р ёЕ ь. д. 2 5 д. Й За ее п.гт р Ъ Ъ 2 Мол д ь 3 0 ч 5 д д 1Ь 0 3 1 Ё 4 т С ье Ёя ддф ятЁ 1ее Ё Ъ0 дд5д ьЗ 5 В 1д однр 9 У 7 в Ё яд за Рис. 3 Золотая печать Ивана У 3 35 1д фд гиэтефЁ Р тато ая,де куд Б Ч г г. 14 4 Ь вверху и оборотная стороны ИС Иисус ХС Христос ЦРЬ царь СЛА вы НИ КА здесь же названы по первым буквам и орудия страстей к опье и т рость охарактеризовано само место страданий Христа М есто л обное р ай б ысть Еще две надписи вокруг креста Древо дарует древнее достояние Христова хоругвь христианам по хвала Смысл этих последних в том, что крест возвращает Адаму его освобождение от греха, а знамя Христа составляет славу христиан. Сопровождалось ли понимание этих сентенций какими либо аллюзиями у людей Х 1в., трудно сказать, но, может быть, здесь содержится намек на древнее достояние Ливонию. Так трактовал ее Грозный в период борьбы за эти земли. У его преемников на печатях сохранились лишь первые надписи ИСХС ЦР ЬСЛА НИКА исчезли и орудия страстей. Но основная схема герба, созданная при Грозном, воспроизво дилась и в дальнейшем. Так продолжалось до начала Х в., до Смуты. Грудь орла все это время украшал геральдический щиток со всадником. На средней печати Федора Ивановича 1589 г. всадник был изображен на шитках как лицевой, так и оборотной стороны, а на золотой печати Бориса Годунова 1602 г. только на лицевой стороне. На щитке оборотной стороны этой последней печати помещен единорог, введенный в государствен ную символику Грозным в 156 1г. Казалось бы, к началу ХУ в. тип орла приобрел устойчивые черты. Однако Смута с ее безгосударством раз делением на две части центральную и новгородскую, где вре менно обосновались шведские войска, вызванные Василием Шуй ским для борьбы с польско литовским воинством, вынудила на время изменить символику. Первое и второе ополчения пользо вались иной печатью, нежели цари из дома Рюриковичей и их преемники, в том числе и Лжедмитрий. На ней был представлен одноглавый орел, повернутый в профиль налево от зрителя, с чуть приподнятыми крыльями, близкий по стилю изображения с орлами владимиро суздальской скульптуры и орлами новго родских печатей Х в. По полю печати значилось слово земская В круговой надписи довольно своеобразное наименование стра ны Великие Российские державы Московское государство Сделаем небольшое отступление и коснемся самого на звания нашего отечества на протяжении изучаемого времени. Домонгольская Русь Руськая земля Руская земля рассы палась к Х в. на множество княжеств Владимирское княжество, Галицкое княжество, Переяславское, Рязанское и другие. Воз никли Новгородская и Псковская республики. Первая из них с третьей четверти ХП в. именовала себя Великим Новгородом. На северо востоке Руси с конца Х 1в. начался процесс объе 36 дд Ё ё З Рис. 14. д 4 1илг О 1ъ4 ь пк 1ап г Ё 1Ч 4 и 4 гг 1г. 4 4 Ч 4 щ дощ г Печать Ивана У. 1569 г. д. Оп ьиьд г дё4д 0д.дхе9ив0С Щ, 9Бьъ ы 4 Ь4 ч г Ь ддаа да по А г.Т 1н Х до з Ъ 30 ншоадз 1М А 0с ня К 0 0 о Эс ь, ь Рис. 15. в г а с0 т 94.ь 1т дЮ,ь Ф Фч. 44, 94 Ч. Иь И Ь,ь 5 Н г н Ф Ё4 9 Р аЕн Малая печать Федора Ивановича. 1585 г. 37 59 15 14, д ь 1З 1 Ё п М 3 шь ь п г В3 сЁМфо Фвн сёВм 0и зПд 5, ьч 16 Ф д а а ц ь д г М ъ Ё ЁЩ ой 2 5 7,р д 9 4 1зпп3 1уь Щ. 5 3 ь О а х5ааФ 10 9 Ч Ж Ш Ы РФ о м Ё ш 90 6. ЁМ ПА Ё еЁ е 9 9 Ё сын о с Ч, д Ъй ф ЖЪМ Ф ЁЁ 0420 5 12, 3 2 3 3. Б Ао69е О жф щгдО етёаЁ ь н дтд днт ла,едт Ъ О о е ё дтнтйанёъйй а д М ж ы лёд ё 2 1ов ваза ММ Юта 3 С Печать Бориса Годунова. 1602 г. лицевая вверху и оборотная стороны Рис. 16 38 из, 9 ек У ЭдЦд 0Я дд Ёта ё Фёмйгаоапнф Р 0 9еЭя9 4Мл з4ш о.,т Ъ Шепвиаш и 3Н3и 1м ггЕ ЧЁЁ о ё йд фдёд А О ддф 4 У оЁй Р яйфг И Е тт 0 1 1Е 5 я е5Ё Ё ъ ьЁ 9 Ф ь3 3. 1е 1Ё ьё ее ЗНЗ 7 к Ж Фтг.Ё Ё та Ы ЖфМН уЗФЗЁ т шу6б,9 Ч 2 ёъ г Ё Ё А 59. 4 ь Ё Рис. 7. ФФ ИМ дзд тфъ Ф Я Еду из ь 1Ми о М МЮ ок уШ в 4 13 Б, т Ь Ё 4 д тьь ниЬзйеяад.Ё 1Ёь 1Ё н зтЁъ Ё Ч3д Ё д ив ьЬятя 3 Ё ё Печать Лжедмитрия 1606 г. 4 Ё Б Ск Ь 1гЮг т ЁЁЁ С ъф Ё а ки 1ьИ Е ь с пиМ Ё г 13 6 1с 15 я ь ть, 4 от д Р Ё тЬ6 + Ч Г 1ду д д ъ ч Рис. 18. т. ъ 1 Щ з 1 Н 1п а 1и ггьп цв 13 г Г Ь 1др и э дб 7р 4 я Щт 3д9од деду 1Ъ щэ ббуда Ё Ж Ъ РЦ Мыёдэ о з а ш елН ч Ж м Ёч А Печать Василия Шуйского. 1606 г. 39 динения. Московское княжество, установив свою власть над Ро стовом, Ярославлем, Владимиром и дРУгими соседними княже ствами, в 70 х гг. ХУ в. добилось ликвидации автономии Великого Новгорода. С этого времени Иван начал носить титул князя всея Руси, а государство, им возглавляемое, стало именоваться всей Русью, или Русией. Однако ближайший сосед нового пол итического образования Великое княжество Литовское, Же майтское и Русское еще на протяжении ХП начала ХУ в. включило в свои пределы множество западных и юго западных земель бывшей Руси. Великий князь литовский отнюдь не спешил признавать новый титул Ивана государь всея Руси от ражавший притязания владимирского н московского князя на все земли, некогда составившие единую Русь. Часть из них западно русские, белорусские и украинские входили теперь в состав Великого княжества Литовского. В Вильнюсе Ивана упорно именовали князем Московским а страну Московским государством Долго общаясь с польско литовскими послами, эту терминологию усвоил и Иван Грозный, хотя официальным названием страны после его венчания на царство в 1547 г. стало Российское царство В конце Х 1в. к определению Российское стали прибавлять и Великое Таким образом, к началу Х в. наши предки жили в Великом Российском царстве. Смута, унесшая многих царей с московского престола, уничтожила основания для именования страны царством. Тогда то и появился термин держава но с тем же, что и прежде, определением Великая Российская Печать же земская была печатью не всей державы, а только Московского государства территории, которая находилась под властью Первого ополчения. Эта часть Великой Российской державы раньше была просто Московским княжеством. Огромная территория Новгородской зем ли не подчинялась ополчению. Там хозяйничали и очень долго, вплоть до 16 17 г. шведы. Поэтому на протяжении 16 6 17 гг. ополчения Первое и Второе управляли только Мо сковским государством Российской державы. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович 26 февраля 16 13 г. был избран лишь на Московское государство Российского царства. В науке Х Х в. для обозначения страны в Х в. пользовались только одной частью этой формулы Московское государство впрочем, следуя в этом и некоторым подлинным документам Х в., в которых также была опушена вторая часть названия страны. Казалось бы, наименование страны на земской части Первого и Второго ополчений дает основание полагать, что замена на государственной печати двуглавого орла на одноглавого от ражало потерю части территории единого Российского государства. 40 сг ч гг 1У рь 933 1ь Ёп Ж 0 9 Ьд Ё е 6 Ьъ ЁЁЁШЁЁ ФЩГШЁ ё 6 бе, 1е ъ ъ ад е г ф гч тгес та м ЭЪ веьеёааочшееьда 9 5 к Ё 1в ч Г 6 Ё 9 Тг К 1Т ЧР Ф 2 1г вт 1з Ъ зйЧй Чй её а дёеи в квд о д 4 ё 2 5 ш ущеф З 7т30 ад 5чы Р Р ъ Ф 0 ч 7 1Ж О а дэ 1ча ц ъ ч г 1 ь са чда г Ю ЮФО Ё с а Ё К Ё М Ёд ь8 0 з Ч д юдщщ Ё 1Чь 6 2. ч т.д. ча Рис. 9. Печать Михаила Федоровича. 1636 г. На это же указывает и возвращение к тому образу орла, который был характерен для новгородских печатей Х в. Впрочем, возможно и иное объяснение, предложенное великолепным зна током русской сфрагистики и вдумчивым исследователем печатей П.Лихачевым. Он в своем маленьком шедевре Земская печать Московского государства в Смутное время М., 19 14 высказал предположение, что одноглавый орел обозначал земство то есть народ оставшееся временно без царя. Однако такое толкование кажется малоубедительным. Оно не объясняет причин позднейшего после Смуты возврата к прежнему образу орла. Ведь даже одноглавый, он мог остаться изображенным в фас с распростертыми крыльями, как, например, на польском гербе. В целом этот вопрос являлся спорным. Романовские печати Михаила Федоровича 16 18 и 1636 гг. как правило воспроизводили печати предшествующих царей. Опущены были только надписи около креста, еще длиннее стали изогнутые языки голов орла. Как и все печати преемников 4 1 Грозного, печать царя Михаила следовала образцу, данному золотой печатью Ивана Грозного 1562 г. Орел окружен надписью, расположенной в трех окружностях. Надпись воспроизводит пол ный титул царя. Начало и конец каждой строки окружности отмечен небольшим крестиком. Схема эта сохранилась и позднее, хотя при Алексее Михайловиче 1645 1672 титул существенно увеличился. В 1654 г. к Великой России прицепилась по тер минологии документов того времени, Малая то есть Украина. Титул на круговой надписи стал занимать большую часть печати, он умещался в 5 строках окружностях, а не в трех, да и написан был без сокращений. зменился и облик орла. Головы на длинных, широко расставленных на туловище шсях приблизились к вер хушкам крыльев. Сами крылья стали значительно меньше, а вместо креста между головами был изображен пятизубцовый венец, хотя на головах орла остались венцы трехзубцовые, Такой тип орла продержался недолго. В начале 70 х гг., когда по Андрусовскому перемирию Киев был временно включен в состав Российского царства окончательно это произошло в 1686 г. Алексей Михайлович предпринял реформу печатей, по своему масштабу приближавшуюся к сфрагистической реформе Грозного за 100 лет до того. Огромное количество художников и гераль дистов выходцев из Речи Посполитой с 1569 г. объединявшей Корону Польскую и Великое княжество Литовское трудилось над модернизацисй русского герба и снаряженисм всех вой сковых частей знаменами с собственными эмблемами. Усовер шенствовали и орла. Высоко поднятые крылья с растопыренными перьями были сильно изогнуты, лапы заняты державой и ски петром, вместо вснцов появились короны европейского образца с равносторонними и короткими латинскими крестами. У щитка исчезли завороты наверху, а форма его оказалась приближена к трапециевидной с кнлевидным завершением. На поле герба были разбросаны розетки и с каждой стороны помещено схема тическое изображение города из за крепостной стены поднима ются шпили и странной формы купола церквей и крыши домов. Эти изображения снабжены буквами справа от зрителя В, М, Б Великие, Малые, Белые, подразумевается России а сле ва В, З, С восточные, западные и северные страны Внизу герба представлены народы, подвластные царю, в виде воору женных копьями людей. И этот герб продержался недолго около четверти века. В самом конце Х в. на раскрытых и высоко поднятых крыльях орла были размещены некоторые областные эмблемы, хотя в центре, на самой груди птицы, по прежнему оставался всадник. Две короны, которые в 1672 г. были изображены над головами орла, сменились небольшими трехзубцовыми венцами, надетыми на головы. 42 Рис.2О. Жалованная грамота боярнну Богдану Хитрово 43 Ч за мо 1ч 1п г ёд 1 4а 4 р ь Ё 1 6 1г На. 1д д. д д г Ё чи гг д д К 0 Рис.2 Покровец с изображением русских гербов ОП Божьей милостью царь и повелитель всероесийскии Петр Первый имел печать в виде орла с теми же знаками власти, что и его отец. Но на головы орла были надеты короны, а не венцы, еще одна огромная корона над ними была укреплена на ленте. Щиток со всадником тоже был перевит лентами, а грудь орла украсила цепь ордена Андрея Первозванного, введенного Петром в 1699 г. Растопыренные перья крыльев дополнялись 44 рисунком более мелких перьев, похожим на бахрому. Изобилие барочных элементов создавало довольно пеструю картину, в которой трудно было разобраться. Орле преслааный, высоко парящий, Славою орлы все превосходящий Глава ти небес самых достизает, Простертость крилу весь мир окрывает, В море, на земле аластелно стоиши так писал известный панегирист царской власти Симеон Полоцкий в третьей четверти Х в. Его пророчества относительно вла стелного стояния на суше и на море осуществились при Петре 1которого Симеон Полоцкий сравнивал с камнем, являющим собою твердость Однако все завоевания Петра Великого, равно как и получение им императорского титула от благодарных сенаторов, не привели к существенным изменениям герба ни при первом Отце отечества, как те же сенаторы назвали царя, ни при матерях отечества Екатерине 1Елизавете Петровне н даже Екатерине Схема печати оставалась прежней. Лишь все выше и выше поднимались крылья орла, приобретшие при Екатерине более аккуратный вид. Широкий хвост, на котором помещался орден Андрея Первозванного, скипетр и держава в коп ях орла органично вписывались в почти правильную окруж ность, в пределах которой оставались и крылья, поднимавшиеся до самых клювов. Последние на этот раз были закрыты. Мирный орел Екатерины должен был явить миру царство гармонии и благоденствия, которое она хотела представить как результат своего правления. Более откровенен был ее сын Павел Протектор Ордена госпитальеров на о. Мальта, он после захвата острова Наполеоном в 1798 г. был за помощь Ордену награжден мальтийским крестом и крестом ла Валлета высшей военной наградой Ордена. Павел стал и великим магистром рыцарского ордена св. 1оанна Иеру салимского. Свои наградные знаки Павел поспешил поместить в государственный герб. На груди у орла согласно царскому указу от 10 августа 1799 г. вместо щитка появился мальтийский равноконечный крест, на котором остался всадник. Однако это новшество долго не просуществовало 26 апреля 180 1г., то есть через полтора месяца после манифеста о кончине Павла был издан указ об употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского. При Александре 1русский орел подвергся французскому влиянию, впрочем, не только ему, но и влиянию стиля ампир. Орел был растянут по горизонтали, в левую лапу он получил 45 О О О О п 9 10а дед 0 ь.т даР ы 1Ё5 дт.9ш.ггБ ж тт ГгЧ 1ёх ФеХ 1та, 4 ф,цгт Ё +9 де Ёч 5. Ф 4 Ч.4ё Ф е 4 7 7 дА п 5 6 0 3Ь 0 с.5О 1а Ч Ё Ё т З Е 19 4. 1 4 ее за В ь г Ё е е ь мм ч г Ё 1Б 1ЁЗ.Щ Ё 1с Рис.22. Большая печать Алексея Михайловича. 1672 г. лавровый венок и ленту, а в правую пучок стрел двойной перун факел, горящий с двух концов, или ленту в другом варианте. Изменение положения крыльев, не поднятых выспрь а простертых горизонтально и несколько наклоненных по подобию французскому вызвало в 1857 г. беспокойство мит рополита Филарета, которому и принадлежали вышеприведенные слова. В положении крыльев он усмотрел опасность того, что Россия уже не возвышается, но опускает крылья Филарет продолжал Приятно сыну отечества, смотря на государственного двуглавого орла, думать, что это есть знамение православной державы греческой как уже отмечалось выше, это не вполне соответствует действительности. Авт. Государственный герб должен быть постоянен В 1857 г. голос Филарета не был услышан, но уже при Александре положение крыльев орла 46 4нНонспи ц е Ё Р г о ёФВы я 0 и ттит ттп го 5 Жба593 1к а6 Ф 19 тСык ущцёщ Щ д, д, Ч Ё Ё9 шЧ т Ё 0 еде Ш 4 дуэт ь 5 д. 7 1ЁьЪ Й тд 1т, е 4 Щ Ё Ищю ъ йд т т м в 57 Ё ш 4й ы Ф 1 а 1И пг4 д 1Фп 9 1ъ ф 4 Ф.ъ ш 1и п9,о,в 0Н. 1у и щи тт п д 0 9 т 1Й 9 5. 1594 1ЧтФ ттд И. 10 тшш Ё 0 Рис.23. Печать Алексея Михайловича. 1654 г. изменилось. Они вновь были очень высоко подняты, значительно выше голов орла. Защитники России могли успокоиться, никаких намеков на предстоящие беды для страны герб не содержал. Напротив, можно было считать, что Россия не опускает крылья, а возвышается если перефразировать слова Филарета. Наш краткий обзор изменений внешнего вида орла в российском государственном гербе следует закончить описанием орла временного правительства. Печать Российского Временного правительства создавалась при самом активном участии цвета русской, вернее, петроградской, интеллигенции. По инициативе А.М.Горького, активно включившегося в общественную жизнь тотчас после Февральской революции 19 17 г., было создано Особое 47 Ф Рис.24. Кафтан терлик. Середина У в. 48 Ч Рис.25. Государственная печать Петра 699 г. совещание по делам искусств, в которое 13 марта влилась ана логичная комиссия при Исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов. В недрах этого совместного временного учреждения возникла подкомиссия для разъяснения вопроса о государствен ном гербе в которую вошли известный художник И.Я.Билибин 1876 1942 и весьма знающий специалист по геральдике, хра 4 А.Л. Хорошкевич 49 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Хорошкевич А.Л. Эволюция двуглавого орла в ХV - середине ХІХ в. (1993)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |