| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности (1993) › Двуглавый орел и его родина | ||||||
Хорошкевич А.Л.
Двуглавый орел и его родина// Символы русской государственности (1993)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 21-31 Об авторе публикации/статьи: Хорошкевич Анна Леонидовна (1931-2017) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Хорошкевич А.Л.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 35186 знаков (с пробелами)
Двуглавый орел и его родина вуглавый орел, это,один из древнейших в истории нело вечестВ 1шСимводов Вдё9 1В 2 0ВС СТВ3 з д Ьь 4Хд 129.9 Ш Она был известен уже в, странах Древнего Востока. векомдон. э. датируются цилиндрические печати Халдей в Ю жной Мес,одо тамии имевшие это Игображение., Двуглавый орс ъкрасовался иабарельефах Каппадокии вцентральной Турции в ВВ, д би э 1В Г 1в. с ним. познакомилась и Сасанидское государство на территории современного Ирана и других соседних. стран Крестоносцы, не преуспевшие в завоевании Гроба Гос подня, принесли на родину различные предметы восточного быта, в том числе и ткани, на которых в это время часто изображались двуглавыеорлы. Должно быть, европейцы быстро усвоили смысл этого символа, и правители небольших политических образований, стремясь всеми возможными внешними формами поднять свой престиж, стали помещать двуглавого орла на своих печатях. Это сделать было тем более легко, что в сознании средневековых европейцев мир людей был подобен миру животных и птиц среди зверей царствовал лев, среди птиц орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь. Каждый из этих последних по своему раигу соответствовал царям зверей и птиц. И если формы символов или эмблем императоров и королей уже были найдены они помешали на своих печатях либо тронное изображение, либо свой профиль по античному образцу то прагителям более низкого ранга еще предстояло 2 1 искать адекватные формы для выражения идеи независимости и причастности к миру царственных особ. Как мы уже видели, одной из таких форм послужил всадник. Другой стал двуглавый орел. Первым поместил его на своей печати граф Людвиг фон Сарверден в 80 г. Не преминула воспользоваться этим символом н династия Штауфеиов германских императоров и королей Священиой Римской империи в 38 1254 гг., а в 97 1268 гг. и сицилийских королей. Двуглавый орел присутствует на золотых монетах Фридриха Барбароссы. Спорадически он появлялся на печатях Людвига Баварского, более регулярно на печатях короля Венцеля из Люксембургской династии, а при Сигизмунде стал геральдической птицей. Изображение двуглавого орла в Х в. несли монеты Палермо, Савойи и Нидерландов, а в Х в. и монеты Бертрана Красивого во Франции, а также монеты архимандритов городов Кельна и Майнца, городские монеты Фридберга. Наиболее восточная граница распространения этого символа в средневековье проходила по Чехии. Король Вацлав У 1378 14 19 помешал изображение двуглавого орла На СВОИХ С КРСТННХ П ЧЗТЯХ. Однако в Европе двуглавый орел служил не только символом светской власти. Выступал он и в качестве символа Бога Отца Орел с распростертыми крыльями, но обращенный головой вниз, украшал созданный в 1225 1230 гг. алтарь кирхи Оддер близ Орхуса. На средневековой границе Европы и Азии в Визан тийской империи, раскинувшейся на территории современных Турции и Греции, двуглавый орел также выступал символом религиозной и светской в 1щи Это изображение было на знамени вселенского патриарха. Помещали его и на знаменах отдельных церковных организаций в частности, Патмосского монастыря в ХП в. Однако, в отличие от Священиой Римской империи, в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического значения Ни на монетах, ни на печатях ни в Комниновское 108 85 ни в Палеологовское 126 453 время двуглавые орлы не помещались. На византийских монетах изображался либо император, восседающий на троне, либо его бюст с обычными императорскими регалиямн скипстром и державой, к которым в конце Х в. добавилась акакия мешочек с песком Правда, при последних Комнинах двуглавые орлы появились на одежде членов императорского двора в виде орнаментального признака принадлежности к окружению главы Византии. При последних Палеологах орел встречается и на миниатюрах, увенчанный то одной при Иоание 1в 1425 1448 гг. то двумя при Ману иле в 139 425 гг. коронами. В качестве же герба в Византии 22 55ЁЁ59 4 Ё Ё Ю гл ка Ё. г ы д Ь 6 де 1т о ц9 ъУ 4ди 10М Рис.б. Печать Ивана слеза Прорись мвигупского орла справа с 1327 г. утвердилось крестообразное изображение четырех букв В от слова Вазилевс то есть император В странах внзантийского мира, прежде всего православ ных и в церковном отношении подчинявшихся константинополь скому вселенскому патриарху, двуглавый орел рано стал сим волом государственности и независимости у В юго славянских и соседних с ними странах Сербии, Болгарии, Черногории, Албании и Румынии он утвердился именно в качестве герба. Встречается он и на монетах, например болгарского царя Михаила Шишмана. Русь не отстала от других окраин внзантийского мира. Ее знакомство с двуглавым орлом восходит к Х Х вв. Впервые он встречен на декоративной плитке Х 1Х вв. в Василеве на Диестре Северная Буковина Правда, в более позднее время двуглавый орел исчезает как изобразительный мотив, но спустя почти три столетия, в 1497 г., вновь возникает на государст венной печати Ивана великого князя владимирского и мо сковского, государя всея Руси. К его жалованной грамоте ме новой и отводной то есть с указанием границ волоцким князьям Федору и Ивану Борисовичам на волости Буйгород и Колпь была привешена печать с изображением двуглавого орла. Печать была двусторонняя, и орлу достался лишь ее оборот, как показываетлегенда надпись на печати. Вторая часть надписи приходится как раз на ту сторону, на которой и помещен орел Печать этой грамоты дала повод для многовековых раз мышлений исторнков и сфрагистов, геральдистов и историков общественной мысли. Их всех занимал один и тот же вопрос откуда пришел на Русь этот символ верховной власти Как и в случае со знаками Рюриковичей в течение очень долгого 23 времени считалось непреложным мнение Н.М. Карамзнна дву главого орла принесла с собой вторая жена Ивана Софья Зоя Палеолог как часть внзантийского кульдгурного наследия, имевшею и немалое политическое значеиие Уже в наши дни было высказано другое мнение наш, русский двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священиой Римской империи., Есть и компромиссные теории двуглавого орла прибила на Русь волна второго южнославянского влияния с северных окраин внзантийского мира Попытаемся рассмотреть доводы всех трех групп исс ледователей сторонников византийского, имперского и южное лавянского происхождения двуглавого герба русской государст венной печати конца Х в. Итак, главное доказательство византинистов от Н.М. Карамзина в начале Х Х в. до А. В. Острогорского в наши дни заключается в самом факте женитьбы Ивана на пле мяннице последнего внзантийского императора Константина Х Драгаза. После гибели Византийской империи, завоеванной Ос маиским султаном в 1453 г., потомки последних Палеологов приобрели как бы значение наследников и самой империи, и ее политического и культурного багажа. В качестве одной и, пожалуй, главной наследннцы рассматривалась жена Ивана Софья Па леолог. Историки Х Х в. приписывали ей ведущую роль в ос вобождении Руси от иноземного ига, в утверждении в обще ственном самосознании идеи самостоятельности Руси, в озна комлении ее новой родины с культурным достоянием Византии. При этом как то забывалосн, что сама Софья происходила из далекой от центра империи Морси, где, правда, также была известна символика двуглавого орла о чем свидетельствует мо заика в одной из церквей в Мистре а вовсе не из столицы империи Константинополя. Сомнительна и мысль относительно ведущей роли Софьи в борьбе с Большой ордой. Лишь в недавнее время были осмыслены летописные сообщения о бегстве Софьи с детьми на Белоозеро в момент, когда над столицей нависла угроза нападения со стороны большеордынского хана Ахмата Ахмеда правда, не осуществиншаяся. Далее Угры, одного из левых притоков Оки, ордынское войско не прошло, будучи ос тановлено героически сражавшимися русскими отрядами под руководством старшего сына Ивана от его первого брака, с Марией Тверянкой Иваном Ивановичем Молодым. Не учиты вается исследователями византинистами и то сравнительно мел кое обстоятельство, чтодмежду заключением второго брака и принятием двуглавого орла в качестве государственной эмблемы прошло более четверти века у Все это заставляет усомниться в 24 Рис Печать Василия правильности вышеприведенной гипотезы. Есть и некоторые со ображения относительно международных аспектов теории визан тийского политического наследия. Русские дипломаты нигде и никогда накануне и после принятия двуглавого герба не упоминали о правах на Византию своего государя как наследника кон стантинопольских императоров. Эту идею пропагандировали толь ко греческие эмигранты, прибывшие, правда, в свите Софьи Палеолог, надеявшиеся на освобождение своей родины с помощью Руси. Во внешней политике Руси, напротив, ни в конце Х ни в середине Х в. не заметно желания вступить в какой либо конфликт с турецким султаном ни ради мифического византий ского наследия, ни ради избавления от более чем реальной опасности со стороны Крымского ханства. Итак, византийская теория происхождения двуглавого герба содержит весьма уязвимые пункты. Южнославянская теория представляет собой модифика цию византийской. Окраины внзантийского мира, добиваясь соб ственной независимости, прибегали к использованию такой эм блемы, как фдвуглавый орел. Не были исключением и ближайшие соседи Руси. Например, глава княжества Феодоро на юго вос точном побережье Крыма Алексей использовал эту эмблему в 1425 и 1427 гг. Таким образом, знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при посредничестве южных славян и греков Крыма. Но реальных следов подобного воздействия пока обнаружить не удалось. Облик орлов у южных славян и князя Алексея резко отличается от орлов Ивана 1 Перейдем к теории имперской Главным партнером Ивана в его борьбе за возвращение земель Древней Руси и их соединение в пределах нового Русского государства была Священная Римская империя. Хотя в действительности надежды 25 1од о 0 д пкков 7 12 Рис. 8а Ёа ЁЁ Пулы новгородские 1псковские 2 0сподаря всея Руси 3 и князя великого 4 А Ё бЁ г. г 7 Ё, 5 Рис. 86 НЪ ть КОЬ 3 4 Пулы московские 2, 4 и тверскне З. 5 26 Ивана оказались тщетиыми, установление контактов с этим наиболее обширным и внешне наиболее могущественным госу дарством Европы привело к заимствованию Русью имперского дипломатического протокола. Имперского посла встречали и про вожали к государю всея Руси с теми же церемониями, что ирусского посла у императора. Русские дипломаты, в частности Юрий Траханиот, соотечественник Софьи Палеолог, в 1489 г. объяснял имперскому послаицу Николаю Поппелю, что праро дители великого князя имели приятельство и любовь с пе редними римскими цари Поппель имел поручение предложить Ивану королевскую корону, но встретил отказ. Федор Курицын в 1488 г. заявил от имени своего государя Мы божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей и поставление имеет от Бога а поставления как есмя наперед того не хотели, так и ныне не хотим Право быть государем божиею милостию а не волей императора, быть независимым от него, а возможно, и равным ему должно было утвердить и принятие равной с императором символики. Двуглавого орла как государственный герб принял Фрид рих отец того императора Максимилиана, с которым имел дипломатические контакты Иван Это произошло в 1442 г. На лицевой стороне его печати тронное изображение импера тора с регалиями, а на обороте двуглавый орел. Такое же расположение изображений на печати Ивана 1497 г. Даже эта мелкая деталь свидетельствует о стремлении Ивана под черкнуть свою одноранговость с императором Священиой Римской империи. Лицевую сторону указанной печати Ивана занимало конное изображение самого великого князя а не его святого патрона, как раньше хотя вся сцена борьбы с драконом соот ветствовала рассказу о чуде св.Георгия со змием. На печати Ивана поза всадника чрезвычайно выразительна. Высоко под нятой рукой, которая разрывает нижний обод надписи, он держит копье и поражает им дракона, распростертого у ног коня. Эта поза стала позднее канонической. Она воспроизводилась вплоть до начала Х в. Вернемся, однако, к орлу. Его изображение на печати Ивана обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским орлом, что, возможно, свидетельсвует в пользу имперской теории. Но до окончательного суждения еше далеко. Все исследователи полагали, что знакомство русских государей с двуглавым орлом и использование этой эмблемы в качестве государственной произошло только в конце Х в. Правда, это относится исключительно к изображению орла на печати Ива на Такого же двуглавого орла чденежники конца Х в. вы бивали на мелких медных монетах так называемых пулах. 27 2 7 1 т Ф 12 5 О Ц ЁЁЬ Шла й 9 тшелшик О О ЁЁЁЖФ Э О т 0 4, Н9 до о 0 0 о 1чщ. ъ, 1ЬВ й Ё П о ь 1Г Ё 1Ш 4 1О ета Рис Печати Великого Новгорода Новгородские пулы с двуглавым орлом датируются самым концом 70 х гг. Х в. В конце ХУ в. такие же пулы изготовлялись в Москве и Твери. И все это происходило в централизованном порядке как часть монетной реформы Ивана Если так, то имперско русские отношения не играли никакой роли в форми ровании государствениой эмблемы. Имперская теория проис хождения двуглавого герба обнаруживает здесь, таким образом, свою слабую сторону. Итак, результат рассмотрения всех трех теорий иеутешителен. Мы не касались еще одного вопроса. Речь пока шла о двуглавом орле, а как обстояло дело с орлом одноглавым В памятниках русского декоративного искусства домонгольского времени орлы встречаются часто. Они сопровождают Александра 28 А П г ие едут Рис. 10. Х А Новгородские печати О 1 д 0 Чи э э ооо П О Юг 1ад ЦИА т О Чэва 1Рас. ч 1Ш5 1Ё Ъ 0000 Печать Степана Павловича г,г ъ.Б пй Ё Ткь аЕ. 123. Ф Ё 3 г 3. Ёчё 0 0Н.0 Фегаъь б 0о 43 оЁ.О Ё г0 У 97 Македонского в его полете на небо этот сюжет присутствует в белокаменной резьбе Дмитровского собора во Владимире чередуются со львами на пилястрах Юрьевского собора в Юрьеве Польском. В декоре Рождественского Суздальского собора птиц по определению искусствоведов, было очень много. Правда, наряду с одноглавыми орламн, изображенными, как правило, в профиль с чуть прнподнятыми крыльями орлы, собираюшиеся лететь по выражению классика русской геральдики А.Б. Лакиера и скорее похожими на обычных КУР. один раз встретился и двуглавый орел. Он находится среди изображений росписи южных дверей собора Рождества Богородицы в Суздале. Согласно одной из гипотез, которую, впрочем, оспоривает В.Л.Янин, на новгородских печатях, носящих надписи Печать новгородская и Печать Великого Новгорода и относящихся к ХУ в., изображена эмблема владимирских и московских кня зей орел, причем в точно таком же повороте и движении, как и на владимирско суздальских соборах домонгольского времени. Здесь напомним, что московские князья как первый титул носили определение владимирский а в своем понимании власти исходили из ее наследственного характера и гордились своим происхождением из Владимира, равно как и из Киева. В том, что это орел, не приходится сомневаться хотя бы потому, что 29 на одной из печатей Печать Великого Новгорода стоит надпись орелъ Ме 726 по каталогу В.Л. Янина Массовое распростра нение орлов на печатях Великого Новгорода приходится на 50 70 е гг., то есть на то самое время, когда, согласно Яжел бицкому докончанию договору московского великого князя Ва силия с Новгородом 1456 г. было узаконено использование Новгородом великокняжеской печати. А печати бытн князей великих гласила статья договора Москвы и Новгорода, за крепившая одну из стадий потери Новгородом прав в управлении собственным городом. Итак, говоря о предыстории и происхождении двуглавого орла как изображения на государственной печати конца Х в., нельзя забывать о более ранней русской традиции одноглавом орле владимиро суздальских соборов, одноглавом орле эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода ХУ в. и, наконец, двуглавом орле среди росписей южных дверей Рожде ственского с ибора в Суздале Может быть, эта традиция, названная выше русской на самом деле тоже общеевропейская Может быть Ведь изображения орлов в барельефах владимиро суз дальской архитектуры, как две капли воды, похожи на совре менных им европейских. Стоит посмотреть на знаменитый гобелен из Байо, изображающий битву при Гастингсе 1066 г., чтобы убедиться в этом. Итак, если правильно предположение о том, что на новгородских печатях орел символизировал владимирского и мо сковского князя, то можно думать, что тенденция предствлять в виде орла высшую власть над людьми к Х в. уже приобрела геральдическую форму Но почему именно в Х в. Почему этого не произошло раньше Ведь в прикладном искусстве, в частности Новгорода, орел встречается уже в Х в., а в Х 1в. его изображали даже в трехлучевой короне, которую миниатюристы надевали только на царей. Возможно, это связано с тем, что в конце ХП начале ХУ в. формируется представление о московских князьях как царях. Первым в таком качестве выступает Дмитрий Иванович Донской в Слове о житьи и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго созданном именно в это время. Если эта цепочка предположений правильна а нужно еще раз повторить, что В.Л.Янин, крупнейший сфрагист, спе циально занимавшийся новгородскими печатями, не принял ги потезы иб орлах новгородских печатей ХУ в. как эмблеме мо сковских князей то можно думать, что в русскойобщественной мысли идея орла как символа верховной власти князей теплилась 30 на протяжении Х ХУ вв., чтобы получить законченные формы в конце Х в., когда произошло превращение одноглавого орла в двуглавого на манер имперского. К сожалению, нам остается только гадать, какой смысл вкладывали наши далекие соотечественники в преображенного орла теперь уже двуглавого и представленного в фас. Было ли это двуглавие символом соправления в канун венчания на великое княжение назначенного Иваном в качестве своего преемника Дмитрия внука, как это бывало и в византийской практике Или двуглавие обозначало претензию Ивана на земли всей Руси, то есть Руси Северо Восточной и Северо За падной, уже к этому времени объединенные под его властью, и Руси Западной и Юго Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского Или двуглавие орла закрепляло свер шившееся на протяжении 70 х гг. ХУ в. объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван с полным правом мог именоваться государем всея Руси, хотя этот титул употребляли его предшественники и раньше, в особенности когда считали, что их власть над Новгородом незыблема Иван Калита и Дмитрий Донской Эти вопросы пока остаются без ответа. Хочется надеяться, что последующие исследователи русской политической мысли сумеют дать на них ответ в полном соответствии с духовным складом и представлениями русских конца Х в. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Хорошкевич А.Л. Двуглавый орел и его родина (1993)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |