| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Низовский А.Ю. Русские форменные пуговицы 1797-1917 гг. (2008) › Пуговицы Ведомства путей сообщения в 1834-1917 годах | ||||||
Низовский А.Ю.
Пуговицы Ведомства путей сообщения в 1834-1917 годах// Русские форменные пуговицы 1797-1917 гг. (2008)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Низовский А.Ю. Русские форменные пуговицы 1797-1917 гг.. М.: Родонит, 2008. С. 117-130 (Глава IV) Аннотация: В 1834-1865 годах ведомство путей сообщения пережило несколько реорганизаций, повлекших за собой перемены и в названии ведомства, и отчасти - перемены в мундирах. Об авторе публикации/статьи: Низовский Андрей Юрьевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Низовского А.Ю.
в библиотеке найдено еще 16 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 71182 знаков (с пробелами)
ПУГОВIЩЫ ВЕДОМСfВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В 1834 19 17 ГОДАХ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В 1834 1865 годах ведомство nутей сообщения пережило несколько реорганизаций, повлекших за собой перемены и в названии ведомства, и отчасти перемены в мундирах. В 1832 году в путейское ведомство была передана из МВД функция граж анскоrо строительства, в связи с чем оно получило название Главного управления путей сообщеI ШЯ и пубшNных зданий ГУПСиПЗ августа 1842 года в структуре ГУПСиПЗ был создан Департамент железных дорог, а 4 сентября того же года из военного веJ омства передана Телеграфическая часть. В 1864 году Телеграфное управление и строительная часть были переданы в МВД, ГУПСиПЗ переименовано в Главное управление пугей сообщения, а 16 июня 1865 ГОТ а Главное управление путей сообщения было преобразовано н Министерство nутей сообщения. Последняя реорганизация была связана прежде всего с развитием железнодорожного лсла. Мундир ведомства nутей сообщения, установленный в 1834 году, оставался неизменным на прагяжении почти 30 лет. Лишь 17 марта 1855 года было опубликовано Описание И3Менений в мундирах по ПСТ ОМству ГУПСиПЗ ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29 139 где зафиксированы все виды пуговиц, существовавших в то время в на мундирах tшнов этого ведомства генералы Корпуса инженеров путей сообщения парадный полукафтан с орлом, ин женерный полукафтан с якорем и тоnором офицеры Корпуса инженеров путей сообщения с якорем и топором офицеры Телеграфного управления с гранатой офицеры и нижние чины военно рабочих рот путей сообщения и арестантских p Yl гражданского ведомства с якорем и топором грюк анские чиновники и медики гладкие чиновники и воспитанники Института корпуса путей сообщения и Строительного училища существующего образца т. е. с якорем и топором в институте и изображением государственного герба в сиянии в училище Для гражданских чиновников и медиков, служащих по ведомству Главного управления лугей сообщения и публичных зданий, 30 апреля 1855 года введены пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с топором и якорем ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29270 а для нестроевых нижних чинов ведомства путей сообщения кондукторов, писарей, нестроевых унтер офицеров и курьеров августа 1855 года были установлены пуговицы с изображением топора и якоря ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29578 2 августа 1867 года по указу Александра II Корпус инженеров путей сообщения был преобразован из военного в гражданское устройство Предусматривалось, что перечисленным в гражданские чины офицерам упраздненных военизированных корпусов бупет 7 8 ЭJибле Нl.l ведолкпша пуrпей сооби ения, 1830 1932 22. 1 2 Пуговицы ведо.t 1ства путей сооб цепил, 1904 г. l для чиновников, служащих при. централыю.м управлении МПС 2 для инженеров путей сrюб 1це ия и прочих спе и,алыюс 1пей 3 для служащих Санюп Петербурижою округа путей сообщеиил Поюиы и пуготщы цюждаис,шх чшювтшков ведо. 1нства путей сообщет щя, 1863 2. 3 Петлица и пу20вица ведо.мства путей сообщения первые 5 классов 1885 2. Петлицы и пуговицы ведо.мства пут.ей сообщения, 1869 2. присвоена форма одежды по особо высочайше утвержденным образцам На практике же сохранялся прежю 1й мундир, но без военного прибора по роду оружия 5 октября 867 года для инженеров путей сообщения была установлена новая форма одежды. Инженерам, состоящим в чинах первых пяти классов, полагаш 1с 1серебряные пуговицы с изображением государственного герба, с якорем и топором в лапах орла инженерам, состоящим в чинах 6 14 классов серебряные с изображением якоря и топора, крестообразно сложенных ПСЗ. Собр. 2. Т. 42. No 45005 Эти пуговю ы сохранились и 1юслс того, как в НВаре 1876 го а для инжснероu нутей сообщения была введена новая форма обмундирования ПСЗ. Собр. 2. Т. 5 1No 55456 23 ноября 1884 года эта форма была изменена чинам первых пяти классов и состоящим в долж 1юстях первых пяти классов оставлены серебряные пуговицы с изображением государственного герба с якорем и топором в лапах орла, инженерам 6 14 классов с изображением скрещенных якоря и топора. Прочим чинам ведомства путей сообщения полагались серебряные пуговицы с изображением государствешюго герба существующего образца ПСЗ. Собр. 3. Т. 4. No 2537 Это положение сохранялось до 1904 года. 24 августа 1904 года утверждены изменения в форменном обмундировании чиновников Министерства путей сообщения, связанные с общей реформой граж анского мундира ПСЗ. Собр. 3. Т. 24. No 25072 Гражданскиr 1чиновникам, служащим по ведомству МПС не инженерам назначались посеребренные гладкие пуговицы с обо 1ком для чинов центральных учреждений с изображением государственного герба и арматуры ведомства накрест положенные якорь и топор для чинов местных учреждений герб губернии, области или города по месту службы. Для чиновников Санкт Петербургского округа путей сообщения устанавливались пуговицы особого рисунка, с геrбом Пстербур, ской губернии. Инженерам всех наименований, служащих по ведомству МПС, полагались гладкие посеребренные пуговицы без ободка, с изображением арматуры ведомства. На техников МПС распространялось то же положение, что и на гражданских чиновников, служащих по ведомству МПС, а классным чинам судоходного надзора полагались пуговицы того образца, что были присвоены местным чиновникам МПС. Эти изменения стали последними в истории мундира путейского ведомства дореволюционной России. После революции пуговицы с эмблемой топор и якорь сохранялись у железнодорожников еще полтора десятилетия, и были агмснены лиш 5 августа 1932 года приказ НКПС No 6 15У ll9 ВОЕННО РАБОЧИЕ РОТЫ В 1843 году местные учреждения путейского ведомства подверглись реорганизации. бВамтеаслтьоо нвыос, ьммаис тоекррсукгаояв ип уптоелйи цсеойосбкщаяе нбиряи гбаыдыло учреждено двенадцать военно рабочие манд в составе Главного управления путей сообщупенриаяз дин пуялбилсиьч. нИызх взсдеахн ирйа збныолрио дснфыохр мкиорованы 52 военно рабочие роты. Эти подразделения не только несли караульную службу мнаа лпиу туячха сстоиоеб щв ернеимяо ин тоес уищ сетсртовилтяеллиь снтавдез одро рзоа гп. оСриялдкамоми пвореин инхо эркасбполчуиатх арцоити о нсоущ и епсртивнляилось несение караульной службы и на шоссе Санкт Петербург Москва. По мере строительства железной дороги некоторые из этих рот были привлечены к охране железнодорожных объектов. Пуговица военни рабочих рот путей сooбщeNWL, 1855 2. На завершающем этапе строительства Санкт Петербургско Московской железной дороги, 6 августа 185 1года, Николай I издал указ Об утверждении положения о составе управления С. Петербурrо Московской железной дороги ПСЗ. Собр. 2. Т. 26 2547 1 объявлен в приказе по ГУПСиПЗ No 180 от 23 сентября 185 1г Указ предусматривал создание дорожной стражи в составе рот по 250 человек, именуемых военно рабочими ротами, с номерами от 1до На них возлагался осмотр пути и производство мелкого ремонта. Кроме тоrо, в составе управления дороги была сформирована телеrрафическая рота в составе 290 1еловек сигналистов, унтер офицеров и сторожей, личный состав которой получал обмундирование по образцу военно рабочих рот nyreй сообщения, и две кондукторских роты 1я и 2 я мундир которых должен был утнержде особо Все эти части комплектовались из унтер офицеров и нижних чинов Главного управления путей сообщения и публичных зданий. 5 мая 1855 года указом О форме пуговиц офицерам и нижним чинам военно рабочих рот путей сообщения и арестантских рот гражданского ведомства ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. N 29284 лля военно рабочих рот путей сообщения были установлены оловянные пугови 1ы с якорем, топором и номером роты. В конце 1860 х гонов n связи с передачей Петербургско Московской дороги Главному обществу российских железных дорог все обслуживавшие се военизированные формирования были упразднены, а к октябрю 187 1года были расформированы и прочие военнорабочие части. ГАРДКОТНЫЙ ЭКИПАЖ емыйВ Гсатррдуккоттунрыей п утГаерйдск кооугтон выейд о мэкстипвааж н а ттсрпотецяижальешmны йп фолувлотесккаи йс ущотерсят в поов аолх ртаанке н BаOзmыIвЫаXпутей сообщения. Он был учрежден 20 июня 1797 года ПСЗ. Собр. 1Т. 24. 18008 ля крейсерства на Волге с целью прекращения по Волге разбоев и нес службу на Волге и ее притоках Каме, Оке и некоторых других. Гардкоты гардкоу 1ъ 1гарткоугы, горкоуты так назывались легкие гребные суда, вооруженные одной небольшой пушкой и че 120 Фра2.мент рисунка форменной одежды Гардкотноzо экипажа, 1855 2. Киверная э.мб.лема сооrпветствует рисунку на пушвицах. тырьмя фальконетами. Вся Волга делилась на три участка от Астрахани до Царицына, от Царицына до Казани и от Казани вверх по реке. На участок полагалось по три гардкота, каждый под начальством офицера. Обязанностью их было забирать беспаспортных и подозрительных людей и истреблять разбойников Веселаго, 1893 Изображения на пуговицах чинов Гардкотноrо экипажа скрещенные якорь и лопата появились, по видимому, нс ранее 1830 года то есть тогда, когда была установлена общая система изображений на пуговицах пу 1ейского ведомства. 23 июня 1855 года при введении изменений в форме одежды офицеров и нижних чинов Гардкотноrо экипажа путей сообщения были сохранены пуговицы нынешнего образца, с якорем и лопатою ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29449 Но уже 20 декабря 1856 года Гардкотный экипаж было предписано в течение 1857 года упразднить ПСЗ. Собр. 2. Т. 3 1No 3 1275 СУДОВАЯ ЧАСТЬ ВЕДОМСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 8 марта 1902 года утверждено описание форменной одежды вольнонаемных лиц, служащих на судах ведомства путей сообщения по внутренним водным путям ПСЗ. Собр. 3. Т. 22. 2 79 Командирам судов и их помощникам полагались позолоченные пуговицы с арматурой ведомства, машинистам такие же посеребреtшые, лоцманам, старшинам, боцманам, штурвальным, матросам, масленщикам и кочегарам медные с изображением положенных накрест топора и якоря. ЧАСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ОБЩЕСТВА Частные железнодорожные общества в России в 1835 19 17 одах Процесс строительства и эксплуатации железных дорог в России был неразрывно связан с деятельностью многочисленных частных железнодорожных обществ. В январе 1835 го7щ по поручению императора Николая I была образована комиссия для рассмотрения предложения о строительстве сети железных дорог в России. С прет ложением этим выстуШJЛ профессор Венского политехнического института Ф. А. Герстнер. Герстнеру было дано разрешение на учреждение акционерного общества для строительства железной дороги Санкт Петербург Царское Село Павловск. Движение по ней открылось 27 сентября 1836 года. Эта нервая в истории России железная дорога находилась в полной собственности акционерного общества. 12 1 7 января 1839 года было создано Общество Варшаво Вснской железной дороги учредители П. А. IПтейнкеллер и граф П. Лубенски.й В начале 1840 х годов общество оказалось финансово несостоятельным, и в 1843 году строившаяся Иl f Варшавско Венская ж. д. перешла в казну. Общество возобновило свои действия в 1857 году. В 1855 году был соз, ан комитет Для определения основных начал условий для сооружения железных дорог частными лицами В том же году император Александр II подписал указ О сооружении первой сети железных дорог в России По нему предусматривалось связать железными доро 1ами, проходящими 1ерез 26 губерний, три столицы Варшаву, Москву, Санкт Петербург и самые крупные реки европейской части страны с двумя портами на Черном и Балтийском морях. Тогда же были утверждены Положение об основных условиях для сооружения первой сети железных порог в Россtш и Устав Главного общества железных дорог Русских Последний леr в основу всех уставов вновь образующихся железно, орожных компаний. Три го, а спустя был опубликован указ о праве акционерных обществ пользоваться построенными или приобретенными и 1ш дорогами на заранее оговоренный срок, от 80 до 88 лет. В l866 1880 годах было образовано 43 акционерных железнодорожных общестuа. К 188 1году в России имелись два управления государственных железных дорог и 45 частных. Управляющие 1астных железных дорог считались состоящими на государственной службе. Им подчинялся весь личный состав пороги. Начальники отделений назначались из штаб офицеров корпуса инженеров путей сообщения, их помощники из штаб или обсрофицеров. Частные железные ороги функционировали вод наблюдением государственных органов в лице Министерства путей сообщения. Министерство требовало неукоснительного соблюдения разработанных им правил технической эксплуатации, тарифных ставок, утверждения должностных лиц, представления эксплуатационных сl feт и отчетности. Согласно Положению об инспекторах частных железных дорог утвержденному в 1857 году, на каждую 1астную железную i opory были назначены государственные инспекторы из числа инженеров корпуса путей сообщения. В 1892 году инспекции дорог были упра щнены, а обязанности инспекторов возложена на управляющих шстных и началыrиков казенных дорог. Перед Первой мировой войной треть железных дорог 1шходилас 1в частных руках. К числу крупнейших частных железных дорог нринадлежали Московско Казанская, Московско Виндавско Рыбинская, Рязано Уральская, Владикавказская, Юго Восточные, Московско Киевско Воронежская, Северо Донецкая. Одновременно ейспювали мелкие частные линии Армавир Туапсинской ж. д. 19 9 13 Ейской ж. д. 19 выкуплена казной Волго Бугульминской ж. д. 19 астная узкоколейная линия Владимир Рязань 190 1и др. Пу овицы частных железных дорог Форма одежды частных железнодорожных обществ теr ш интереснейшая, но практически не нашедшая отражения в отечественной историографии е, инствснное исключение недавно опубликованная книга М. А. Балтрашев 1N Железнодорожный форменный костюм М., 2005 где эта тема затрагивается лишь отчасти. Известно, что строитель и владелец первой в России Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнер выписывал форму для кондукторов из за границы. Служащим Царскосельской железной дороги полагалось носить нагрудный знак с изображениями гербов Санкт Петербурга и Царского Села, нсревитых лентой и увен 1ш ых императорской короной. В дальнейшем эта схема гербы под короной и лента начала широко применяться в символике частных железнодорожных обществ. 122 Пуювицы 2ер,иш 1ских u австрийских чaсmllьtX железных дорог, сер. XIX в. ЭмблеJ Ш Орловско Витебской железной дорош, 1878 2. Пуювица руссю.tХ часп ых ж еле.зных дорог, сер. XIX в. В период 186 873 годов было основано 53 акционерных железнодорожных общества, и, по види юму, большая часть их устанавливала собственную форму l,ЛЯ своих служащих. Известен тип анэпиrрафных пуговиц с изображением паровоза, которые пока невозможно связать с каким либо определенным железнодорожным обществом. Вероятно, они использовались до 1878 гола, пока эмблематика пуговиц частных железных дорог не была регламентирована законом от 2 1декабря 1878 года. Пуговицы частных и местных железных l,opor с эмблемой паровоза получили широкое распространение в Германии в середине XIX века. Первые машинисты на российских железных дорогах были иностранцами в основном немцами, шведами и бельгийцами и, по мнению М. А. Балтрашевич, приезжая в Россию, они вероятно, носили форму своих железных дорог Балтрашевич, 2005. С. 47 По ви.цимому, в rщльнейшем пуговицы по l,обноrо рода стали производиться и в России, уже по заказам русских частных жслсзнодорож 1н, 1х обществ. Прогресс в развитии железных дорог в России породил широкое разнообразие форменной одежды служащих на различных железных дорогах не только частных, но и казенных Балтрашевич, 2005, с. 74 Каждая железная дорога имела собственную форму для служащих, отличавшуюся не только эмблемами, кокардами, знаками, пуговицами, бляхами и проч., но и цветом синий, зеленый Это разнообразие было ликвидировано в декабре 1878 года, когда для служащих на российских кроме Финляндии железных порш ах была установлена единая форма одежды ПСЗ. Собр. 2. Т. 53. N 59 145 Всем чинам, занимающим руководящие должности управляющий дорогой, главный инженер и е 10 помощник, начальник отделения, дистанции или участка, начальник службы движения и его помощник, контролер, начальник отделения движения и т. д. полагалось иметь серебряные пуговицы с начальными буквами названия дороги или гладкие. С некоторыми изменениями эта форма 23 декабря 1882 года была присвоена служащим на казенных железных дорогах. Если в гшшном эта форма была идентична для всех дорог, то частные детали пуговицы, поясные бляхи, нагрудные знаки, кокарды оставались уникальными для каждой дороги, являясь опознавательными признаками, определяющими место служ 123 бы пуговицы, поясные бляхи и должность нагрудные знаки того или иного железнодорожного служащего. Форма и форменные отличия служащих частных железных дорог устанавливались па уровне правлений обществ и управляющих дорогами и утверждались Инспекторским департаментом Министерства путей сообщения. Пока в нашем распоряжении имеется очень немного документов, относящихся к этой сфере. В то же время вещественный материал, хранящийся в музеях и частных коллекциях, свидетельствует о том, что собственные пуговицы имело значительная часть частю 1х железных дорог. Ниже мы лишь бегло остановимся на пуговицах тех железнодорожных обществ, существование которых подтверждено документальными или материальными свидетельствами. fлавное общество Российских железных дорог. Акционерное общестно с участием иностранного капитала. Основано в 1857 году. Строило п тербургско Варшавскую 1859 1862 и Московско Нижегородскую 186 862 железные дороги. Эксплуатировало линии Москва Нижний Новгород 186 894 и Петербург Варшава 186 894 В 1868 году получило в аренду Николаевскую железную дорогу. В 1894 году упразднено. Служащие Общества имели собственную форму, первое упоминание о которой относится к 186 1году. Пуговицы к этой форме менялись несколько раз в 186 87 1годах использовались пуговицы с изображением восьмиконечной звезды в венке, в 187 878 годах пуговицы с аббревиатурой из начальных букн названия железной дороги, с 1878 года гладкие пуговицы Балтрашевич, 2005. С. 73 Начальствующему составу и службе эксплуатации полагались пуговицы серебряные службе тяги машинисты, помощники машинистов и проч. позолоченные службе ремонта путей дорожные смотрители, стрелочники и проч. медные Балтрашевич, 2005. С. 92 93 В 1870 году на фуражках некоторых категорий служащих Главного общества российских железных дорог появилась эмблема крылатое колесо Эта эмблема, ныне широко распространенная и известная, роrщлас ь в середине XIX века в Гермашш и стала сперва символом германских и австро венгерских железных дорог, а позднее завоевала едва ли не весь мир. Считается, что крылья эмблемы это крылья античного бога Гермеса Меркурия покровителя торговли крылатое колесо, таким образом, указывало на важную роль желе шых дорог в деле развития коммерции и служило символом технического прогресса. Впрочем, согласно версии, высказанной крупным авторитетом, немецким железнодорожным инженером Максом Марией фон Вебером 1822 188 1в его книге Vom юllendeп Flilgelrade Bielefсld, 1929 первое издание 1882 крылья колеса это крылья прусского орла черный одноглавый орел государственный герб Пруссии Собственные форменные отличия имели и служащие всех трех дорог, находившихся под управлением Общества Николаевской, Московско Нижегородской и ПетербургскоВаршавской. Любопытно, что все знаки отличия кокарды, пуговицы и проч. считались собственностью компании и при увольнении служащего должны были непременно сдаваться Балтрашевич, 2005. С. 73 Николаевская Санкт Петербургско Московская железная дорога, 1855 t 9 1R. Построена за счет казны в 1843 185 1годах. В 1868 1894 годах эксплуатировалась Главным обществом Российских железных дорог. В 1894 году возвращена в казну. Управление дороги в Петербурге. Основная линия Петербург Москва. 124 Пуzовица Ншсолаевской железпой дороги Пуювица МосковС 1ю Ниже20родской. железной дорош Известны два типа пуговиц Николаевской железной дороги с изображением паровоза по видимому, относящиеся к периоду до 187 1года и с литерами Н. Д. В обоих случаях изображения окружены надписью ГЛАВН. ОБЩЕСТВ. РОСС. ЖЕЛЕЗ. ДОРОГЪ с вариантами Московско Нижегородская железная дорога, 186 893. Построена в 1858 1862 rorщx, до 1893 года принадлежала Главному обществу железных дорог. Основные линии Москва Владимир движение открыто в 186 1г. Владимир Нижний Новгород 1862 В 1893 году выкуплена в казну. На пуговицах этой железной дороги, датируемых 187 78 годами, изображены литеры М. Н. с круговой надписью ГЛАВН ОБЩЕС РОСС ЖЕЛЕ ДОРОГЪ Петербургско Варшавская железная дорога, 1853 1906. В 1855 1893 годах частная, в 1853 1855 и 1893 1906 годах казенная. До 1855 года строилась за счет казны, после чего участок Петербург Гатчина был сдан в концессию Главному обществу русских железных дорог. Основная линия вводилась участками Гатчина Луга 1857 Петербург Гатчина 1859 Луга Псков 1859 Псков Остров Динабург 1859 Ковно прусская граница 186 1Динабург Ландварово Варшава 1862 Ландварово Ковно 1862 Выкуплена в казну в 1893 году. На нугоницах служащих этой пороги, датируемых 187 878 годами, изображались литеры С.П.В. Санкт Петербурrско Варшавская окруженные надписью ГЛАВН. ОБЩЕСТВО РОСС. ЖЕЛЕЗН. ДОРОГЬ с вариантами Акционерное общество Владикавказской желез 0й дороги, 1885 19 18. Его предшественником было Общество Ростово Владикавказской железной дороги. Устав утвержден 2 июля 1872 года. Движение открыто в 1875 году по линии Ростов н Д Владикавказ. Управление в Ростове на Дону. В 1885 году дорога была преобразована во Владикавказскую ж. д. Основные линии Ростов на Дону Владикавказ в 1894 году линия продлена до Темир Хан Шуры, в 1900 году до Баку Тихорецкая Новороссийск 1887 1888 Беслан Петровск 1894 Минеральные Воды Кисловодск 1894 Кавказская Ставрополь 1897 Тихорецкая Царицын 1899 Известны пуговицы как Ростово Владикавказской 1872 1885 так и Владикавказской 1885 19 18 железных дорог. На первых изображались литеры РВЖД на вторых ВкЖД Волго Бугульминская железная дорога. Одна из последних частных железнодорожных дорог в России, действовала в 1902 19 17 годах. На пуговицах общества изображены 1ербы Самары и Казани под императорской короной, внизу на ленте надпись ВОЛГО БУГУЛ с вариантами Гербы Келецкая железная дорога. Образована в 1908 году на базе Гербы Ченстоховской железной пороги с 1903 г. существовала в 1880 19 18 годах. На пуговицах служшцих дороги изображались литеры ГКЖД Общество Китайской Восточной железной дороги КВЖД 1896 19 18. В соответствии с соглашением между Россией и Китаем для сооружения и эксплуатации желсз 1юй в пределах Китая от одного из пунктов на западной границе Хэй Лун Цзянской провинции до одного из пунктов на восточной границе Гириньской провинции и для соединения сей дороги с Забайкальской и Южно Уссурийской железным.и дорогами было создано акционерное Общество Китайской Восточной железной дороги капитал в 1900 году 5 млн. руб. весь пакет акций принадлежал российскому Государственному банку Устав утвержден 4 декабря 1896 года. Обществу б ш предоставлен ряд привилегий безусловное и исключительное управление своими землями право сооружения телеграфа освобождение от налогов, контроль со стороны китайского правительства. Состав управления КВЖД утверждался русским Министерством финансов. Правление Общества находилось в Петербурге. Общество КВЖД участвовало в оборудовании порта во Вла 125 дивостоке и организовало при посредстве Русско Восточно Азиатского пароходства рейсы к портам Японии, Кореи, Китая к 1903 году владело флотилией из 20 пароходов. Общество владело телеграфом, телефонными станцияТ ш, лесопиш,ными заводами илесоразработками, кирпи rными заводами, у 1ольными копями, вело разведку полезных ископаемых в Маю чжурии. Обществу рина лежали Китайская Восточная и Уссурийская с 1906 года железные дороги. Форменная одежда служащих на КВЖД утнсрждена в 1902 году Описание форменной одсж ы служащих на КВЖД, 1903 Пуговицы к ней нолагались гладкие, посеребренные, без изображений. Козлово Воронежско Ростовская железная дороrа, 1873 1892. Образована 13 1873 году в резулътате слияния Козлово Воронежской 1869 1873 и Воронежско Ростовской 1872 1873 железных дорог. Основные линии Козлов Воронеж 1869 Острожка Ростов на Дону 1876 На пуговицах дороги изображались под императорской короной гербы Воронежа, Харькова и Ростова, под НИl Ш лента с литерами КВРЖД Общество Либаво Ромснской железной дороrи, 1877 189 1Создано в 1877 пщу пуrгем объединения акционерных обществ Либавской и Ландварово Ршленской железных дорог. Устав утвержден 20 мая 1877 года. Основные линии Либава Кошедары, Вилсйка Минск, Минск Бобруйск, построены в 187 973 годах. Управление в Ми ске. В 189 1году дорога выкуплена в казну. На пуговицах служащих изображались литер ЛРЖД Общество Московско Брестской железной дороги, 188 896. Образовано при слиянии обществ Московско Смоленской и Смоленско Брестскш 1железных дорог. Устав утвержден 29 мая 188 1года. До 1896 года эксллуатировало Московско Брестскую железную дорогу. Упразднено в 1896 году. На пуговицах Московско Брестской дороги были изображены литеры М.Б. вокруг надrшсь ОБЩЕСТВО МОСКОВСКО БРЕСТ. Ж. Д. Общество Московско В 1tндавско Рыб нской железной дороги, 1897 19 18. Устав утвержден в 1869 году. До 1895 года называлось Обществом Рыбинско Бологовск Й железной дороги, в 1895 1897 годах Обществом Рыбинской железной дороги. Существовавшая в 1897 19 18 годах Московско Виндавско Рыбинская железная дорога бьша образована путем объединения Бологовско Рыби ской и Московско ВИНJ авской железных дорог. Основные линии построены в 1870 1904 годах Рыбинск Бологое движение открыто в 1870 Чудово Старая Русса 1878 Рыбинск Псков 1897 Сонково Кашин 1898 Сонково Крас 1rый Холм 1899 Москва Виндава 190 1 Царское Село Дно 1904 Новосокольники Витебск 1904 Дорогой руководили нна управления Петербургское Рыбинско Псковская, Петербургско Витебская, Новгоронская линии и Московское линия Москва Виндава На пуговицах гербы Москвы, Яrославля и Курляндской губернии под императорской короной, под ними ленточка с а писью либо МВРЖД либо МОСК. ВИНД. РЫБ. Ж. Д. Пуговицы МосковскоВинданско Рыбинской дороги известны в двух вариантах, различающихся но способу изображения ленточки. 26 Пуzот.tца Московско Брестск о железной дорош I Ja Jщ 11e щ внйскш о гороца Вснтсшшс до 19 18 г. Пуютщы МосковскиВшtдавско Рыбинской железной дориш Пуzовицы Московско Казт 1скт 1 железной дороги Общество Московско Казанской железной дороги, 189 9 18. Основано в 1859 году как Общество Саратовской дороги, в 1863 году переименовано в Общество МосковскоРязанской ж. д., так как денег у общества хватило только на постройку линии до Рязани 1863 Преобразовано в Общество Московско Казанской железной дороги в 189 1году в связи с началом строительства линии Москва Рузаевка Казань. В 19 14 19 18 годах Общест 1юм строились линии Казань Екатеринбург, Нижний Новгород Котельнич, Арзамас Шахраны. Управление дороги в Москве. На пуговицах Московско Казанской дороги изображались гербы Москвы и Казани оц императорской короной, под ними лента с наднисью МКЖД либо МОСКОВ. КАЗАНС. Ж. Д. Пуговицы известны в лвух вариантах, различающихся по способу изображения ленточки. Общество Мос 1швско Курскоi r железной дороги, 187 893. Построенная в 1866 1868 годах за счет казны Московско Курская железная лорога в 187 893 годах принадлежала акционерному обществу Московско Курской железной дороги. Основные mшии Москва Серпухов движение открыто в 1866 году Серпухов Тула 1867 Тула Курск 1868 В 1893 году вошла в состав объелиненной Московско Нижегородской, Московско Курской и Муромской железной лороги. Известны пуговицы Московско Курской железной дороги с литерами МКЖД Общество Московско Киево Воронежской железной дороги, 189 9 18. До 189 1 года называлось Обществом Курска Киевской железной дороги устав утвержден в 1866 году В 189 1году переименовано в акционерное общество Московско Киево Воронежской железной дороги. Основные линии построены в 1893 19 12 годах Навля Конотоп и Тсрещенская Пироговка движение открыто в 1893 Киев Воронеж 1890 1894 Ичня Золотоноша 1897 Москва Брянск Льrов 1899 Киев Дарнтща Полтава 190 1Круты Ичня, Бахмач Одесса 19 12 На пуговицах дороги изображались литеры МКВЖД Общество Московско Ярославской железной дороги, 1859 1900. Устав утвержден в 1859 году, повторно в 1868 году. В 1870 1897 годах общество эксплуатировало Московско Ярославскую железную дорогу. Основные линии Москва Ярославль движение открыто н 1870 году Новки Кинешма 187 1Мытищи Щелково, Александров Иваново 1896 Бельково Киржач, Ярославль Кострома Ермолино 1898 Ярославль Рыбинск 1898 В 1897 году после постройки линии Ярославль Вологда дорога была переименована в Московско Ярославско Вологодскую железную дорогу, а в 1898 году, после постройки линIШ Вологда Архангельск в Московско Ярославско Архангельскую железную дорогу. В 1900 году выкуплена в казну. Известны два варианта пуговиц этого общества периода существования МосковскоЯрославской железной дороги 1859 реально 1870 1897 и периода Московско Яросланско Арханrельской дороги 1898 1900 На первых изображались литеры МЯЖД на вторых МЯАЖД Муромская железная дорога, 1873 1882. Устав утвержден 4 мая 1873 года. Линия Ковров Муром построена н 1874 1880 годах как ветка Московско Нижегородской железной дороги между Ковровом и Муромом. В 1873 1882 годах прина, лежала акционерному Главному обществу Российских железных дорог. Выкуплена казной в 1882 году, пре 127 образована в Муромскую железную дорогу. В 1893 году присоединена к Московско Курской, Нижегородской и Муроl tской железной дороге. На пуговицах Муромской железной л ороги изображались литеры МЖД Одесская железная дороrа, 1870 1879. В 1870 году Русское общество пароходства и торгонли РОПиТ получило в концессию Одесскую железную дорогу и стало именоваться Русским обществом пароходства и торговли и Одесской железной дороги РОПиТ и ОЖД В 1879 году Одесская железная дорога была отделена от общества, к которому после этого вернулось прежнее название РОПиТ. К периол у существования РОПиТ и ОЖД 1870 1879 относятся пуговицы Одесской железной дороги, на которых изображен паровоз, окруженный надписью РУССКОЕ ОБЩ ПАРОХОДСТВ ТОРГ И ОДЕССК ЖЕЛ ДОРОГИ Общество Оренб 1рrской железной дороrи Устав утвержден 22 февраля 1874 года, как частная дорога существовала в 1877 1896 годах. На пуговицах Оренбургской железной дороги изображался герб Оренбурга, окруженный венком и надписью ОРЕНБ УРГСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА Орловско Витебская железная дороrа, 1868 1894. Земская. Устав утвержден 2 мая 1868 года. На пуговицах изображались гербы Орла и Витебска под императорской короной, под ними лента с надписью ОРЛОВСКО ВИТЕБСКАЯ Ж. Д. с вариантами Общество Рязано Ура. 1ьской железной дороги, 1859 19 18. Одно из крупнейших железнодорожных обществ в России. Основано в 1859 году как Общество Саратовской железной дороги. После открытия ветви Рязань Козлов 1868 стало называться Обществом Рязано Козловской железной дороги. В 189 1году Общество представило правительству план расширения предприятия, который состоял в сооружении новых железных дорог от Рассказово до Камышина, от Покровской слободы до Уральска и слиянии этих дорог вместе с Рязано Козловской и Козлово Саратовской линиями в одно целое. В 1892 году образовалась новая крупная желсзно орожная компания Общество Рязано Уральской железной дороги. Пуzовии,а Рязано Уральа ой железиой дорош Известны пуговицы Рязано Козловской 1866 1892 и Рязано Уральской 1892 19 18 железных дорог последние в двух вариантах На первых изображены под императорской короной гербы Рязани и Тамбова, под ними литеры РКЖД на ленте. На вторых изображались гербы Рязани и Уральска под короной, под ними на ленте надпись РУЖД либо РЯЗАНС. УРАЛЬС. ЖД Варианты этих пуговиц различаются но способу изображения ленточки. Общество Тамбово Козловской же езной дороrи. Существовало в 1869 1890 годах Устав утвержден 8 октября 1869 года. Известны пуговицы с литерами ТКЖД по видимому, относящиеся к мундиру служащих этой дороги. Северо Донецкая железная дорога, 1878 19 18. Северо Донецкая дорога окончательно вступила в строй в 19 году, когда было открыто движение по линии Харьков Родаково. До этого действовала открытая в 1878 году линия Льгов Харьков Купянск. На нуговицах служащих Северо Донецкой дороги были изображены под императорской короной четыре крестообразно расположенных герба Харьковской губернии в варианте, существовавшем в 1R78 1887 годах Ростова на Дону, Курска и Екатеринослава, под ними на ленте надпись СЕВ. ДОН. 128 Общество Царскосельской железной дороги, 1837 1897. Устав Общсстuа утвержден 26 марта 1836 го lа. Царскосельская железная дорога, соединившая Петербург и Царское Село, стала первой в России железной дорогой общественного нользования. Регулярное движение поездов на участке Петербург Царское Село открыто 30 октября 1837 года. В 1899 году дорога вошла в состав Московско Виндавско Рыбинской железной дороги. Известны пуговицы Царскосельской дороги с литерами ЦЖД Общество Юго Восточных железных дорог, 1893 19 18. Образовано в 1893 году в результате слияния обществ Грязе Царицынской и Козлово Воронежско Ростовской железных дорог. Основные линии построены в 1862 1900 Царицын Калач на Дону вижение открыто в 1862 го lу Козлов Воронеж 1869 Орел Грязи 1868 1870 Грязи Царицын 1869 187 1Острожка Ростов на Дону 1876 Харьков Балашов 1R95 Обилие городов разных губерний, соединенных линиями этого железнодорожного общества, вызвало к жизни необычный вид пуговиц Юго Восточных дорог в центре императорская корона, по кругу гербы Тамбова, Воронежа, Ростова на Дону, Орла и Саратова, разделенные литерами, в совокупности образующими аббревиатуру ОЮВЖД Общество Юго Восточных железных дорог УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В структуру ведомства путей сообщения входил.и Институт инженеров путей сообщения императора Александра 1Московское инженерное училище 32 железнодорожных технических училища для подготовки машинистов, дорожных мастеров и т. п. И ститут инженеров путей сообщения императора Алекса дра 1Институт Корпуса инженеров путей сообщения был создан в 1809 году для приуготовления юношества и образования инженеров В 18 10 1865 годах Институт Корнуса инженеров путей сообщения. Первоначально имел характер военно учебного завеJ ения и лишь в 1860 х годах был преобразован в гра жданское учебное заведение. В 1877 году, но случаю празднования столетия рождения Александра 1институту было присвоено имя этого Иl Шератора. Младшие воспитанники института числились в чине портупей прапорщиков, а слушатели старших курсов прапорщиками и подпоручиками. Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме тш о времени. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет. Это была важная льгота, поскольку все поступающие на воинскую службу должны были начинать ее с нижних чинов, юнкерами или кадетами в кадетских корпусах, и при этом носить солдатскую форму. В 1820 году при институте учреждена Военно строительная школа путей сообщения ЛЯ подготовки техников строителей. В 1829 году ее присоединили к Институту Корпуса инженеров путей сообщения, который получил устройство по образцу кадетских корпусов. Воспитанникам института была присвоена кадетская форма, амуниция, ружья и кивера с серебряным тюлусолнцем 2 1августа 1830 года портупей прапорщикам и кадетам Института Корпуса инженеров путей сообщения были установлены белые оловянные пу овицы с гербами ПСЗ. Собр. 2. т. 5. 3866 Принятым 13 июня 1849 года Положением об институте Корпуса инженеров путей сообщения устанавливались мундиры для преподавателей, чиновников и воспитанников этого уt 1ебного заведения ПСЗ. Собр. 2. Т. 24. 233 12 Директору и офицерам нолагаШfСЬ мундиры Корпуса инженеров путей сообщения, пуговицы белые с изображением го 129 сударствешюго герба. Преподавателям, состоящим в гражданских чинах, и гражданским чиновникам института полагались белые пуговицы по примеру воешю уt 1ебных заведений с изображением государственного герба n сиянии. Для нестроевых нижних чинов института 1августа 1855 года были установлены оловя 1ые пуговицы с сиянием по образцу военно учебных заведений ЛСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29578 Училище rражда ских инженеров. В 1832 году в составе ГУПС было учреждено Училище гражданских инженеров, а в 184 1году Архитектурное училище. В 1842 году оба учебных заведения были объединены и реорганизованы в Строительное училище ведомства путей сообщения. Для учрежл енного в 1832 году Училища гражданских инженеров при Главном управлении путей сообщения устанавливались пуговицы плоские белые ПСЗ. Собр. 2. Т. 7. No 5309 Строительное училище ГУПСиПЗ. В 1842 году Архитектурное уtшлище и Училище гражданских инженеров ведомства ГУПСиПЗ были объединены и преобразованы в Строительное училище ГУПСиПЗ. Оно имело целью готовить строителей всякого ро а архитектурных гражданских зданий дорог, мостов и плотин, водопроводов, артезианских колодцев, фабрик, заводов, мельниц и других промышленных и хозяйственных заве ений Училище имело военную организацию. Согласно принятому 17 декабря 1842 го а Положению о Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных з аний ПСЗ. Собр. 2. Т. 17. 16345 приказ главноуправляющего ПУиПЗ No 206 аг 17 декабря 1842 года директору, штаб и обер офицерам училища полагался мундир по форме, присвоенной Корпусу инженеров путей сообщения, чиновникам канцелярии училищамупдир, установленный для чиновников штаба Корпуса. Воспитанники училища получали куртки темно зеленого сукна с полубархатным воротником со светло зеленой выпушкой. На погонах и белых металлических нугоющах изображались литеры С. У Такие же погоны и пуговицы носились на шинелях. Новое Положение о Строительном училище было принято 27 декабря 185 1года ПСЗ. Собр. 2. Т. 26. No 25857 Согласно нему, директор, офицеры и lреподаватсли училища должны были носить мундир Корпуса инженеров путей сообщения с изображением на у 1овицах, 0 примеру военно учебных заведений, изображения rосу,rщрственного герба в rlолукруrлом сиянии Воспитанникам училища и нижним чинам при строевом и классном обмундировании и на шинелях полагалось иметь белые пуговицы с гербами. Для нестроевых нижних чинов Строительного училища августа 1855 года были установлены оловянные пуговицы с сиянием по образцу военно учебных заведений ПСЗ. Собр. 2. Т. 30. No 29578 В 1865 гоnу училище переТ ано в ведение Министерства внутренних дел. Императорское Инженерное училище в Москве. Основано в 1895 году, с 19 13 года Московский институг инженеров путей сообщения. 1мая 1896 года воспитаmпIКам учиЛIШJ а и практикантам оного установлена форма с посеребренными пуговицами с изображением топора и якоря ПСЗ. Собр. 3. Т. 16. No 13025 Вновь форl Ш училища была изменена 5 ноября 1899 года ПСЗ. Собр. 3. Т. 19. No 17676 Пуговицы остались прежние посеребренные, с изображением положенных крест накрест якорн и топора. Железнодорожные технические училища. Форма железнодорожных технических училищ установлена 30 августа 1887 года ПСЗ. Собр. 3. Т. 7. No 4690 Кафтан воспитанникаr t училищ полагался на крючках, без пуговиц. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Низовский А.Ю. Пуговицы Ведомства путей сообщения в 1834-1917 годах (2008) Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения! Новое сообщение:
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |