| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Атрибуция предметов, каталоги › : Морозова Н.Г. Экслибрис в художественной культуре Серебряного века. По материалам коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина / 2011 | ||
Морозова Н.Г.
Экслибрис в художественной культуре Серебряного века. По материалам коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. А.С. ПушкинаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. М.: 2011. - 26 с. Аннотация: Диссертация посвящена проблеме взаимовлияний приемов художников эпохи Серебряного века и личности владельца книжного знака па его структуру и стилистику. В ней исследуются и систематизируются основные художественные течения и направления, которые были отражены в рамках сюжетно-тематических экслибрисов с 1894 по 1928 годы. Художественные проблемы соотносятся в исследовании с комплексом вопросов, связанных со становлением экслибрисистики как зарождающейся науки начала XX века, и предшествовавшими этому предпосылками (ХVIII, XIX веков). В предлагаемой работе экслибрисы указанного периода рассматриваются как особый вид художественного творчества со своей спецификой и задачами. Об авторе публикации/статьи: Морозова Н.Г. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 99176 знаков (с пробелами)
МОРОЗОВА Надежда Георгиевна ЭКСЛИБРИС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ П.Д. ЭТТИНГЕРА ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА Специальность 17.00.04 изобразительное и декоративно прикладное искусство и архитектура АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата искусствоведения 8 ДЕК 20 Москва 20 Работа вьшолнена в отделе Словаря х дожников НИИ теории и истории изобразшельпых искусств Российской академии художеств Научный руководитель доктор искусствоведения, член корреспондент Российской академии художеств Хромов Олег Ростиславович Официальные оппоненты доетор искусствовсдеьшя член корреспондент Российской академии художеств Киселев Михаил Федорович Кандидат исторических паук Николенко Лина Владимировна Ведущая организация Российская государственная библисггека Защита состоится 2 0 1в И часов на заседании Диссертащюнното совета Д 009. 00 10 1при 1ШИ теор 1ш и исторш изобразителылк искусств Российской акадешм художеств по адресу 9034, г. Москва, ул. Пречистенка, 2 1 С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеки Российской акадеш 1И художеств г. Москва, ул. Пречистешса, 2 1 Автореферат разослан С года. Ученый секретарь Диссертациоиюго совета, кандидат искусствоведения Е.Н. Короткая ОБЩАЯ ХАРЛКТЕРИСТ 1ЖА ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертация посвящена проблеме взаимовлияний приемов художшисов эпохи Серебряного века и личности владельца книжного знака па его структуру и стилистику. В ней исследуются и системагазируются основные художественные течения и направления, которые бьиш отражены в рамках сюжетнотематических экслибрисов с 1894 по 1928 годы. Художественные проблемы соотносятся в исследовшши с комплексом вопросов, связанных со становлеш 1ем экслибрисистики как зарождающейся науки начала XX века, и предшествовавшими этому предпосылками ХУТП, XIX веков В предлагаемой работе экслибрисы указанного периода рассматриваются как особый вид художественного творчества со своей спецификой и задачами. Круг памяпшков огра 1шчеи коллекцией П.Д. Эгпшгерба 1866 1948 известного московского коллекционера и критика, который собрал вьщающуюся коллекцию русских, европейских и американских экслибрисов 1890 1920 годов всего 3880 ед. хранения и дополнен некоторыми предметами из коллекции УГ. Иваска 1878 1922 Однако именно собрание Этпшгера характеризует эпоху расцвета художественного книжного знака. Он как коллекционер новой формащш, 5 влеченный модерном, анализирует европейсюш, русский и американский подход к этоглу стилю в малом формате, считая его самым точным и востребованным современниками. Таким образом, в экслибрисах его собршшя рассматривается применение различных художественных триемов, отражающих модерн в прикладной граф 1псе и характеризующих сталь как символ своего времени. Актуальность темы исследования. Экслибрис как часть прикладной графики в России за всю свою историю в начале XX века переживал свой Золотой век, получив широкое распространегае и художественное значение. Век этот оказался недолгим, но В работе рассматривается сюжсгао тсыатический экс.табрис, под которьш подразумевается напечатанный отдельно от книпг удожесткенный книжный знак, который наклеивал владелец на оборот верхней крьпшси переплета или обложки книги. В рамках Серебряного века к нему причисляются знаки с сюжетом или декоративным оформлением, некоторые экземпляры геральдического, реже шгзелевого и шрифтоюго экслибриса конца XIX пфвой четверти XX веков. 5 столь ярким и знаменательным, что его влияние на развитие эксжбрисистаки чувствуется и сегодня. Поэтому во многих аспектах данное исследование направлено на раскрытое проблем нзуче 1шя ипшных знаков не только начала XX, по и начала XXI века. Это представляет особое значение, поскольку в настоящее время усилился интерес к истории, сoбиpaтeJП.ствy и создашю новых эксжбрисов. Актуальность работе придает тот факт, что на даш 1Ый момент не существует монографического труда, посвящешого изучению экслибриса начала XX века, исследования, без кото 1юго невозможно воссоздаше истории русской графики XX века. Научная разработанность темы всмедовапия. Впервые yпo fflнa шя об экслибрисах стали появляться в журналах по анппсварш,ш и современ 1п ш юшгам, одним из которых был иллюстрированный библиографический журнал Известия книжных магазгшов Товарищества М.О. Вольф по литературе, наукам и библиографии Б течение двадцати лет в нем публ 1псовапись заметки об экслибрисах, с первого же номера поднимая проблему облика книжного знака. Кроме того, па страницах журнала вплоть до 19 17 года в качестве украшишй выпусков постояпно печатали европейские экслибрисы особешю немевда 1е, представляющие югендстиль во всем своем многообразии к текстам статей, порой даже не связанных с книжными знаками. Журнал ставил себе цель впервые обратить внимание любителей и собирателей ютги на сх ИЬг 18 ы 1Прослеживалась и мысль, что помимо прямого назначения указьтать имя владельца книги, экслибрис призван и украшать книг. Ведь в Ждаал Известия книжных магазшюв Товарищества М.О. Вольф по литературе, пау ка м и библиографии издавался с 1898 по 19 17 год в Петербурге. Каждый год в изданиях журнала по.чещались многочисленные воспроизведения ругеких художественных экслибрисов. А после 1899 года были опубликованы две заметки М. Пол 1гаанова Новейшие экслибрисы 190 1с 6 снимками в текс 1е, среди которых два русских экслибриса 1сifi. 5 6 и Два новых исследования о русских библиотечных знаках с 5 снимками в тексте 10 стб. 103 105 В 1902 году напечатаны статьи Н. Познякова Ex libris 1стб. 7 8 К. Лей 1шнгсна Вестербурга Советы собирателям EX LIBRIS OB С 4 снимками с русских экслибрисов в тексте 2, стб. 100 В 1905 году К Ex Iibrs y И. Симакова как пояснительная заметка к воспроизводимому в том же номере журнала книжному знаку А. Энглези работы И. Симакова 13, сгб. 184 Последняя заметка Два русских EX UBRIS a о етшжных знаках С.А. Полякова, Bbmo.memibix Н.П. Феофилактовым, а тагане В.Д. Милиоти для М.Ф. Лихиардопуло была опубликована в 1907 году 7 8, сгб. 149 15 1Известия книяшых магазинов Товаришесгва М.О. Вольф но литературе, наукам и библиографии. СПб., 190 1Стб. 103. нем виден стиль, вадю постепешюе развитие художественного вкуса, Ш 1Д 1И наконец мода Таким образом, была сделана первая попытка использования экслибрисов, которые 1шл 10стрнр0вали идею нового понимания книжной культуры, перед появлением таких журналов, как Мир искусства 1898 1904 Антиквар 1902 1903 Старые годь7 1907 19J6 Русск 1Й библиофил 19 9 16 Среди коллекционеров 1922 1924 публиковавших экслибрисы в качестве украшеншТ и дополнипш к текстам о книгах, их владельцах и художниках, постоянно пополняя материал для исследований и дискуссий о ппгроком примстсюш экслибрисов. Журнал Мир искусства можно рассматривать в контексте выбранной темы как издание, вокр т которого объединились художники, заложившие основы художественного книжного знака XX века К подобным зарубежны.м журналам относятся гпдапия в Париже La Revue Blanсhe 189 Лондоне The Studio 1893 Берлине Pan 1895 Мюнхене Tugend 1896 с его австрийским отделением, Праге Voke Smery 1897 Дармиггадте Deutsсhe Kunst und Dekoration 1897 Вене Ver Saсrum 1898 Однако в иих неизмеримо больше вшшания отводилось экслибрисам. В Мире иск сства же удалось разыскать всего несколько уиоминашй, посвященных нашей теме. Журнал, который взял па себя анализ и освещение начального этапа развития экслибрисистаки в России, вьпиел в свет только в апреле 1902 года. Им стал Антиквар. Библиографический листок Издание книжной торговли Н.В. Соловьева. СПб., 1902, 1Взяв на себя миссию вести библиографию по русскому кшокному знаку, Соловьев открывает страницу своего библиограф 1мсского журнала для публикаций по этим темам. Он печатает предваретсльные сведения об изданиях У.Г. Иваска и В.А. Верещагина за 1902 год и дает аннотацию к этим первым трудам по экслибрису в России. Но эта сведения в большей степени касаются истории создания библиотек и в меньшей истории создшшя экслибриса, которой посвящены статья Иваска и труд Верещагина. В 1902 году выходит в свет первый очерк У.Г. Иваска О библиотечных знаках, так называемых ex libris ax по поводу 200 летия их применения в Там же. СПб., 1897, Стб. П. Россш 1702 1902 М., 1902 Как томинал, Н.В. Соловьев Предлог издания брошюры 200 летие русского ex libris a, несколько фантастичен. Как бы то 1ш было, во всяком случае, год избран автором совершенно произвольно, для более удобного случая отпраздновать юбилей Важным этапом в становлении экслибрисистики становится издание справочников. Необходимо отметид, что начало XX века в России характеризуется появлением монографт, каталогов, энциклопедий и других справочных изданий по истории искусства описание русских ышжных знаков не стало искшочешем, оно органично вошло в корпус подобной литературы как часть системного подхода к художественному наследию страны. Первая монография по русскому К 1шшюму знаку В.А. Верещагина вьппла в свет практически одновременно с очерком У.Г Иваска в 1902 году на русском и французском HSbnсax и стала своего рода точкой отсчета становления русской экслибрисистики. В пей В.А. Верещагин освещает исторшо и зарождение экслибриса, а также говорит о подготовленности русской почвы для распросфанегшя европейского образца в петровское время. Автор обршцаег вш 1ма 1ше и на то, что в начале XX века владелец и художник моглт смотреть на свой ex libris не только как на знак принадлежности книги, но и как на маленькое произведение искусства, а ire ремесла Автор включил в свой труд современные экслибрисы, выполненные по рисункам лшрискусников, о мастерстве которых В.А. Верещагин бьи высокого мнения и связывал с ними расцвет искусства книжного знака в будущем. С 1905 по 19 18 год поочередно выхолят в свет три тома главного фуда У.Г. Иваска, заложившего научные основы современной экслибрисистики, Описание русских книж 1п, 1х знаков Эта работа базируется на восьш коллекциях, включая собрание самого У.Г. Иваска, находящееся сейчас в Там же. Июль 1902 г. 4. СПб., 1902 С. 136. Верещагин В.А. Русский книжный знак. Veresiсhaguine V. L ex bris rassс СПб., 1902 Тираж книги 250 экземпляров со 105 сюмками русских экслибрисов в тексте синей краской и 250 экзе тляров со 105 снимками в тексте коричневой краской Кроме того, вышло 250 экземпляров с одним французским сокращенным текстом Verestсlwguine V. L exlibris russe, а также 40 перен мерованных К 140 экзешшяров на меловой бумаге с русским и фрдачузским текстом, 105 снимками с русских книжных знаков в тексте и сюитой из 25 книжных знаков вне текста червой краской в четырех печатных обложках разных цветов и 10 таких же имешгьк экземпляров. К началу XXI века все эти разнообразные тиражи стали библиографической редкостью, а в 20 10 году издательство Ломоносов выпустило репринтное издание со встушггельной статьей А.В. Николенко о В.А. Верещагане. Вграцсат В.А. Русский книжный знак. СПб., 1902. С. 69 70. Отделе графики ГМИИ им. A.с. Путпкина. Эшдаклопедический хараиер исследовательской деятельности Иваска, отражающий идеи Fin de Si сle, сказался и па структуре его коллекции и Описания Но В. А. Верещапга и У.Г. Иваск не претендовали на полноту и точность, однако именно им обязаны совремешше исследователи описанием значительной чаеги русских книжных знаков с XVIII до начала XX века. Блаюдаря У.Г. Иваску и его труду в 1905 году возникло первое в России Общество любителей книжных знаков. Под эпадой этой оргашгзации бьш шдан Устав и Первый вьшуск Известий Московского общества любителей книжшлх знаков заложившие основы для публикащш Ленинградского Общества экслибрисистов ЛОЭ Разделы, входившие в Известия повторяются в структуре изве Трудов ЛОЭ выходивших с 1923 по 193 1год. Охш включали в себя хронику деятельности общества, описание старых и новых экс а 1брисов, а также проблемы атрибуции. Но если У.Г. Иваск, еще на пороге становлегшя экслибрисистики, во главу утла ставит библиофильский интерес, то к началу 1920 х годов на эту проблему смотрели уже с точки зрения художеетвешюй экспозицнонно выставоч 1Юй и исследовательской деятельности. За изданиями У.Г. Иваска публикуется работа, представляющая альтернапшньй подход к описанию русского экслибриса. Авторы составители нового справочника Книжные знаки русских художшжов КЗРХ делают первую иопьггку систематизировать книжные знаки по их исполнителям, осущестшгая мысль о словаре художников и любителей авторов книжных знаков Эгу идею, как и некоторые экземпляры экслибрисов для воспроизведения в справочнике, предлагает московский коллекщгонер, консультант издания П.Д. Этпшгер. Как говорит во вступительной статье к этому изданию П.И. Нерадовский, данное решете возникло на выставке экслибриса в Петрофаде в 19 19 году Первый опыт выставочного проекта выявил самую слабую сторону в описании экслибрисов. В случае, когда, кроме имени владельца библиотеки и данных о ней, необходимо было указать имя автора, обнаружилось, что нет пракпши таких указателей. В XIX веке вообще на русском языке не было никакой литературы по экслибрису, да и редко Книжные знаки русских художников Под ред. Д.И. Митрохина, П.И, Нерадовского, А.К. Соколовского. Пг., 1922. С. П. Каталог выставки книжных знаков. Выставка Института художсствснно научноЯ экспертизы. Пг, 19 19. встречались экслибрисы с монофаммой мастера и гравера, исключениями являлись И.Х, Иабгольц 1752 1797 и Н.И. Уткин 1780 1863 Имена и репутация авторов рисунков для экслибрисов начала XX века изменили ситуацию. К концу Серебряного века появилась необходимость найти повьй подход к изученшо экслибриса, тем более что мирискусники впервые, после долгих лет прозябания книжиого знака на уровне ремесла, внесли его в область высокого графического искусства В 1923 году авторы составители КЗРХ сTa H членат учредителями Пегрофадского Легшпфадского общества экслибрисистов ЛОЭ На его заседаниях с докладами о происхождении и создании книжного знака выступали художники, коллекционеры, бибшюфилы, библиотекари, полтпрафисты, издатели, i енеалога и герольды. Их материалы, с выводами и дополнеш 1ЯМ коллег по цеху публиковались в Трудах ЛОЭ с 1924 по 193 1год, они же легли в основу ргаучного систематаческого изучеши экслибриса. Благодаря деятельности общества искусство книжного знака впервые рассматргаалось с точки зрения истории печатного и ышжного дела, истории искусства, геральдики, генеалогии и пр. Однако все их выводы публиковаи 1сь тезисно и не давали обстоятельного исследовательского рассмотрения, а скорее определяли проблему, отвечали на конкретно заданные вопросы собирателей. К середине 1920 х годов можно было встретить лишь отголоски Ш 1тереса к ушедшей эпохе, но тема экслибриса не переставала интересовать библиофилов и экслибрисистов, к которым относили художштеов, исследователей, собирателей. Среди основных исследовательских материалов по русскому экслибрису Серебряного века след ет отмепгть мопофафии 1920 х годов В.Я. Адарюкова Книжные знаки Сергея Грузепберга М., 1923 В.К. Охочмюкого Книжные знаки Владимира Шенберга Пг., 1923 М.С. Базьжипа Книжные знаки И.Н. Павлова М., 1924 Г.Л. Нордбарна Ex libris Додди В.Е. Григорьева Л., 1924 Э.Ф. Голлербаха Книжные знаки A Литшенко М., 1924 М.Я. Лерман Книжные знаки Н.П. Дмитревского Вологда, 1925 П.Е. Корнилова Книжные знаки И.Ф. Рерберга Казань, 1927 С.А. Сильванского Книжные знаки A Скворцова Херсон Саратов, 1929 Oira посвящались отдельному Шеиский СТ. Мастера русского экслибриса. Л., 1973. С. 23. Продолжением этого тгачииаиия служат всего две работы очерк П.Д. Эгтш ера Кинжные знаки В.А. Фаворского М., 1933 и публикация В.В, Худолся и С. Пийльмана Армии барон художнику и создшшым им экслибрисам с публикацией всех известных на тот момент его работ в этом формате. Этя юдания являются опредслешшм итогом развития экслибрнсистгаш, проходя стадии изучения книжного собрания, интереса к владельцу книг, а затем и к автору экслибриса. В 1924 году публшсации об экслибрисе достигают своего апогея в количественном и качествешюм отноше 1ши. К дополнительному материалу, который необ.кодим для уточнений авторства экслибрисов Серебряною века и дальнейших разысканий, относится Словарь подписей русских художников экслибрисистов B.с. Савонько, изданньц в 1929 году он был дополнен и переиздан А.Н. Мсайловым в Петербурге в 199 1году, что подветло многах частных коллекционеров к перес.мотру своих собраний Таким образом, уже в коще 1920 х годов была создана база научного аппарата для будущего отечественной экелибрисисппси. Только в 1960 х годах появились исторические очерки С.Г. Ивенского род. 1924 E М 1шаева 1900 198 1и С.П. Форпшското 1906 197 1 которые писали в основном об истории и классификации экслибриса в России, обобщая материал начала XX века и связывая его с советским приращением. Настоящим возрождеш 1ем интереса к экслибрису можно считать конец 1990 х г одов. Тогда встал вопрос о статусе экслибрисистики среди смежных с него дисцшшии ктповедения и искусствоведения благодаря участию русских исследователей и художщпссв в международных конгрессах Ассоциации экслибриса FISAE К началу XXI века об экслибрисистике заговоршш всерьез, постепенно перерабатывая наследие именно Серебряного века Истинное возрождение интереса к собраниям книжных знаков начала XX века открывает ХХУШ Международный конгресс по экслибрису, проходивший в Санкт Петербурге в августе 1998 года. В рамках конгресса был издан каталог альбом Серебряный век русского экслибриса Его фон Фелькерзам. Экслибрисы М., 2006 а также серия книг Книжные знаки мастеров трафики В книге В.Д. Федорова Русский книжный знак М., 1995 рассматривается система программных действий, направленных на становление научной дисщшлииы об экагабрисе. Практически все его пропюзы осуществляются ровно в той последовательности, которая им предложена. АН. Михайлов переиздал корпус литерат ы начала XX века от статей об экслибрисах и отдельных публикаций до Трудов ЛОЭ в 2004 2005 гг. Худолей В., Юрьева Т. Серебряный век русского экслибриса. СПб., 1998. составитель В.В. Худолей 1945 2007 ставта задачу очертить круг книжных знаков, вьшолненных с 1899 по 1925 год, публикуя часть своей собственной коллекции 200 ишжных знаков При отборе он сделал дальновид юе разграничите всего массива экслибрисов первой четверти XX века не стал включать в свой каталог шрифтовые, орнаменталылю и вензелевые экслибрисы, отмечая только геральдические и сюжетно тематические, объедите их общим художественным приншшом в систематизации материала. Эта позищи, безусловно, показьшаяа лучщие образцы, но не освещала специфику времени, характеристику его достоинств и недостатков, замалч 1шая о процессе формирования образца и упуская возможность осветить основные направления в истории русского экслибриса начала XX века, основанные на идеях, затрагивающих художествишую культуру времени. В 2004 году в Москве был опубликован справочник С.И. Богомолова по дорево гюционному экслибрису Росс 1шскш 1книжньй знак. 1700 19 17 а в 20 10 году его переиздали с некоторыми допол ениями А, Михайлова. На сегодняшний день эта работа служит основой научного изучения экслибриса. Объектом диссертационного исследования являются русские Ю 1ижщ. 1е знаки Серебряного века. Предметом диссертационного исследования являются экслибрисы из коллекций П.Д. Этгингера, У.Г. Иваска, изучаемые как художественное явление эпохи Серебряного века. Цель диссертащюнного псследования изучение экслибриса как явления художественной культуры эпохи Серебряного века на примере собрания П.Д. Этгингера. Для достижения этой целей решались следующие когафетные задачи изучеш 1е эволюгщи семантики экслибриса, превращение его из владельческого знака в художественный элемент ышги, а затем в самостоятельное графическое произведение. Особое место в вьиснснии этого вопроса связано с изучением влияния художественных идей Серебряного века на русский экслибрис и технику его исполнения. Важной задачей для достижений цели 10 диссертадиоциого исследования является изучение истории кодаекционирования экслибриса в России и создание первых коллекций экслибрисов Серебряного века как самостоятелышх произведений эпохи В частности, деятельности У. 1Иваска как первого собираге та русского книжного знака, опубликовавшего и описавшего свое собрашю. Наконец, изучеш 1е истории ко.шекцш П.Д. Эттингера, ее формироваш 1е и отражение в собрашш экслибрисов личности Этппп ра как человека культуры Серебряного века. Основными источниками для диссертацногшого исследования послужили экслибрисы из коллекций У.Г. Иваска и П.Д. Эгпшгера в собрашга ГМИИ им. A.с. Пушктга которые представляют практически все основные направления деятельности в этой области худояшиков Серебряного века и отражают вкусы и интересы заказчиков эпохи. Вспомогагельньпш источннкалш для исследования послужило эш 1столярное наследие обоих коллскщюнеров Архив У.Г. Иваска в НИОР РГБ н Архив П.Д. Этгшп ера в ОР ГМИИ, позволяющие увидеть не только процесс формирования коллекций, но и отдельные эпизоды взаимоотношешн заказчиков и художников, процесс создания отделышх экслибрисов и способы получения их в коллекции. Важные сведения по исторш коллеквдш и бьгговшшя экслибрисов, понимание их места в художественной культуре Серебряного века дали также эпистолярные материапы и мемуары К.А. Сомова, В.А. Серова, А.Н. Бенуа, A Остроумовой Лебедевой и до Бесцешпле материалы о коллекциях, особенно П.Д. Эттингера, были получены из ОР ГМИИ, ОР ГТГ, ОР ГРМ и ОР РНБ, а также хранительские материалы, позволившие включить полные сведения о поступлении и оформлешш коллекции в ГМИИ им. A.с. Пушкина. Ряд сведений были получены из каталогов выставок и собратй, в том числе малотиражных и машинописных экземпляров ю ОР БАН и частных собраний Москвы и Сашст Петербурга Е.А. Розенбладта, Б.Н. Горнуш а, Б.А. Впшпбахова, Ю.С. Бородаева, В.В. Худолея и др. Хронологические рамки исследовашм определяются спецификой темы и конкретными задачами исследования. При изучении эвожоции экслибриса необходимо бьшо обращаться к основным моментам в его исторш от зарождеши до изучаемой эпохи Серебряного века. Поэтому, с точки зрения исторического экскурса, рамки работы охватывают время с XVI века появление печатного экслибриса до конца XIX века. Изуче 1ше влияиия идей Серебряного века в русском ю 1ижпом знаке побудило иас обратиться к русскому экслибрису XX века. Собственно экслибрисы, рассмотренные в работе, ограничены периодом их создания с 1894 года появление в экслибрисе стиля модерн и до 1928 года, этом годом датируется последний экслибрис в коллеыши Эггингера, в котором отражет, стилистические приемы Серебряного века. Методологические и методические основы исследованпя. Специфика диссертащюнного исследоваши определила применение комплексной методики, сочетающей историко книговедческие методы изучешм и искусствоведческие, а таклсе методы полпрафического и гравюроведческого анализа отпечатков. В ходе исследовагам практиковался искусствоведческий анализ, в частности, типологический метод, позволивший вьщелить мирискуснические экслибрисы как художествйшое явление Серебряного века. Методы сравнительного и стилистического анализа позволили соотнести экслибрисы мирискуспиков с работами других художников, находившихся под влия 1шем создашюй ими ко шозиционно егилистической системы экс ибриса. Метод исторической реконструкции позволил проследаггь эволюцию художествешюго эксли иса и воссоздать картину жизни экслибриса в эпоху Серебряного века. В диссертационном исследоваши применялись также эвристические методы работы с архивными материалами и традиционные исторические методы изучетя документов. Обпцш методологической основой диссертации послужили труды по истории и теории экслибриса и эпохи Серебряного века В.А. Верещагин, У.Г. Иваск, В.А. Адарюков, Е.А. Розенбладт, B.с. Савонько, В.В. Худолей, А.Н. Михайлов Д.В. Сарабьянов, A Сидоров, Г.Ю. сrepifflii, М.Ф. Киселев, М.В. Нащокина, И.А, Азизян Научная новизна диссертации состоит в следующем 12 впервые проведено искусствоведческое исследование русского книжного знака эпохи Серебряного века, в котором показаны художествашые особегшости и спеш 1фика экс шбриса как произведения искусства впервые воссоздана история экслибриса эпохи Серебряного века как закономерньш этап разветия искусства ыпшного знака в России и его основополагающее влияние на русский экслибрис XX века впервые в научный оборот введены знач 1гтельные фактические материалы по истории формировашм и составу коллекции зкс ш6рисов П.Д. Этгшц ера воссоздан пртщш формирования и способы постуттления экслибрисов в его собрание впервые в работе представлены результаты систематизации и типологического анализа свьипе 3000 экслибрисов, определенных как самостоятельные произведегшя искусства, из кохтекций У.Г. Иваска и П.Д. Этпшгера в собрашш П ШИ им. A.с. Пушкина. Теоретическая п практическая значимость работы. Материалы и вьшоды диссертащш мог т быть использованы в более широких исследовательских проектах, а таюке в учебно педагогаческой пракппсе, в качестве пособий для чтения лекщш и проведения семшарских занятий по разделам История графики Искусство книга История кшп и Диссертация представляет практический шггерес для работы с фондовым материало.м в музеях и отделах редких книг библиотек. Положения, выносимые на защиту 1Юшж 1п.ш знак на протяжеиии своей истории прошел несколько этапов определенных изменений в его семантике владельческий знак элемент украшения книги самостоятельное графическое произведение искусства. 2. Идеи эпохи Серебряного века определили превращение экслибриса в России из элемента украшения книги в самостоятельное графическое произведеше. 3. Изменеш 1е техники печати экслибриса повлияло на его стилистику и ко, гаозициот 1ые решения в конце XIX начале XX века, 13 4. Первые коллекции экслибриса эпохи Серебряного века по замыслу составигеля представляли самостоятельше произведения искусства в частности собра 1ше У.Г. Иваска. 5. Коллекция экслибрисов П.Д. Этгиш ера отражает все художественные направления эпохи Серебряного века. 6. Коллекция эксмбрисов П.Д. Эггангера отражает личность собирателя как человека культуры Серебряного века. Апробация результатов исследования. По материалам диссертации опубликованы 5 научно исследовательских статей. Основные положения диссертации, а также результаты архивных изысканий были обсуждены в докладах и сообщегшях на 5 научных конференциях. Структура работы определена поставлишььми задачами. Диссертация состо 1гг из введяшя, трех глав, снабженных аппаратом ссылок, заключения, а также библиографического списка и приложения с иллюстрациями и аннотациями. В первой главе работы Экслибрис как художественное явление эпохи Серебря 1ЮГ0 века рассматривается развитие экслибриса в Европе и России как элемент книжной культуры, а также с точки зрения его преобразования из владельческого знака в самостоятельное произведение искусства. Книж 1п.ш знак представлен как художественный феномен, отражато 1Ций непосредственную реакцию художника, заказчика и коллекционера на окрулсающую их смепу одаюго художесгеенного направления другим. Художествегтые проблемы рассматриваются наряду с комплексом вопросов, связанных со становлением экслибрисистики в России начала XX века. Вторая глава Коллекциощфование экслибрисов в эпоху Серебряного века посвягцена эталошгым образцам коллекций экслибрисов начала XX века, которые повлияли на изменете функционального значения экслибриса и сыграли немаловажную роль в его семантике. В третьей главе Коллекция экслибрисов П.Д. Эттшпера как отражение художественного творчества эпохи Серебря 1юго века исследуются вопросы пошмания коллекционером основной идеи современной ему художестветюй культуры посредством составления собственной ко шекции, которой он посвятил свою жизнь и деятелыюсть. Библ 1юграфический список использованной литературы насчтывает более 200 14 наименовшпш, в числе которых мопофафии и тематические исследования, справочники, каталоги выставок и собрании, отдельные статьи и периодика, архивные материалы и воспомга 1аиия художников конца XIX первой половины XX века. Подготовлена презентация иллюстрапшного материала для показа на защите диссертации как часть приложения с иллюстрациями и ашютация.ми, Основное содсржаине работы. Во Введении обосновывается акт альноегь, научно пракгичсская значимость и новизна работы, определяется предмет, объект, цель, задачи, хронолопгческие рамки и методология исследования, ога 1сываются его источпики и материалы, характеризуется историографм и степень изученности вопроса. В Первой главе Экслибрис как художественное явление эпохи Серебрявого века дается обзор общего положешм этого вида печатной фафики малых форм в системе искусств и характеристжа его эволюции с ХУТП до первой четверти XX века. Подробно анализируется период расцвета русского художественного книшюго знака с 1894 по 1928 год. В первом разделе первой главы История художественного экслибриса в Европе и России XVI начала XX веков. Общий обзор экслибрис рассматривается как владельческий знак библиотеки, который развивался в Европе на протяжении пятисот лет, в Россщ около трехсот, а как предмет коллекщюшгровашм более столетия. За столь дшпельный период Европа постепешю вводила владельческую маркировку в систему оформления библиотеки, закладывая основы книжной культуры и особое опюшение к прсемствешюсти книг от владельца к владельцу. В течение т о г и х веков экслибрис отражал практически все основные течеш 1я и направлешя в искусстве фафики и книги, пользуясь поначалу, как и инкунабулы, традащией рукописной книги. Изображение на книжном знаке основывалось на котозиции владельческого герба. Уже к началу XVI века верщшюй и в то же время переходным этапом в развитии фавюры на дереве и книтопечатанпя послужшш работы А. Дюрера 147 528 Его экслибрис для Виллибальда Пиркхаймера 150 1года рассматривается как образец преображеши геральдической символики, выходящей за ралжи гербового канона. Он напоминает не лаконично раскрашенные щиты рыцарских турниров, а 15 аллегорическую картину. При этом герб его владельца остается основой книжного знака и домтшантой в композиционной постановке, в которую автор ввел аллегорические и декоративные элементы. Дюрер, Кранах, Хогарт, Буше, Бердслей, Клее, Джакоиетти, Пикассо, Дали и другие мастера составляют далеко не полный список имен художшжов, которые сами стали символами своего времени. В 1880 1890 годах коллекшюнирование экслибрисов становится популярш. 1М среди библиофилов и любителей графики. Поскольку шогие великие художники на протяжении нескольких столетий создавали экс шбрнсы, коллекционеры и исследователи в Европе в 189 1году в Гермагпш и Великобрита 1ши, в 1893 во Фрашщи и т.д. объедшялись в общества по изученшо истории экслибриса в Европе. О ш задались целью к началу XX века описать становление национальной художественной идеи в малом формате. В России этот новый предмет собирательства быстро нашел поддержку в художественной среде начала XX века. Важным фактором для бурного развития экслибриса с самого начала XX века явилась увлеченность российского двора историей династии Романовых в преддверии празднования ЗОО летия ее на престоле. Выстраивалась целая система изучения и переосмыслеши исторических событий, лггературных и художественных памятшжов. Са.мььм непосредствешп,ш образом это коснулось и истории русской экслибрисистики. Однако при широкой популярности нащюнальной полшпки ностепешю актуальным становится вопрос, какие именно традищш продолжают или изобретают художники в экслибрисе Вследствие чего и проявился интерес к истокам книжных знаков в Росиш, опюсящимся к эпохе царсягвования первых Романовых, хотя признавалось, что первые русские экслибрисы появились только в neipoBсKoe время. Тем не менее, строились теории и догадки о знаках на первых монастьфских книгах, которые открьшалнсь с восторгом и увлечением собирателями рукописной и пфвопечатной книги. Ста 1ювлепие геральдического книжного знака начинается с момента получения титулов и звашш сподвижников Петра I в его правлешге с 1682 по 1725 год а затем и Екатерины в ее правление с 1762 по 1796 год В эпоху Павла с 1797 по 180 1год выпуск первого тома Общего Гербовника 1797 устшювил и четеие правила графического изображения герба и геральдической СИМВ0Л 1ПШ. С ко 1ща ХУШвека этим занималась под монаршим контролем 16 Герольдия. А в 19 15 году выходит в свет руководство к составлено и 0 1шсаиию гербов для повсеместного применения, прежде всего ориентировшшое на художников, коллекционеров и исследователей. В XVIII и начале XIX столетий струтстура книжного знака являла собой истинные европейские образцы и их вольные шггерпрегации. Так, трактовка композиции в экслибрисе графа П. Г. Чернышева с деформироваш 1ым, практически парящим в небе гербом, который держат два орла щитодержателя, напоминает барочные росписи храмов Европы и плафонов загородных дворцов 1740 1750 годов. В отличие от гравюры того времйш, экслибрис включал з себя только герб, а значит, и графически воспроизведешше цвета, серебро и золото, а также изображение трех разновидностей меха. Но к цветному гербу постепенно добавлялись элементы, создаюпще торжественно символическую колшозицшо. Это прослеживается па примере экслибрисов дшгастии Голицыных. Вместе с тем имешю широкое распространише экслибриса со второй половиш, XVUI века привело его создателей и заказчиков к осознанию, что геральдическая структура его композ 1щиа является уникальной и идеальной формой для этого жанра графики малой формы. Таковой она перешла и в эстетику экслибриса Серебряного века, являясь основой в построении его сюжета и расстановке деталей. Во втором разделе первой главы Русский экслибрис начала XX века. Художественно типологичсскне особеиности и стилистика рассматртается стиль и разработка схекат книжного знака в экслибрисах начала XX века, в рамках которого продолжались идеи художгаков XVIII начала XIX веков в этом жанре. Хронологически ана 1шз 1фустся эволюция стилиспиеских особенностей композшщи экслибрисов на примерах работ в этом жанре, начиная с Р. Г. Заррина и барона А. Е. Фелькерзама, А. В. Дурново, продолжая рассмотрение рисунков для экслибрисов таких художшжов, как Е. Е. Лансере, М.А. Врубель, К. А. Сомов, А.Н. Бенуа, О. Э. Браз, М. В. Добужинский, В. М. Васнецов, Е. М. Бём и лр. Для освеще 1ЩЯ масштаба развития искусства ИШЖ 1ЮГ0 знака в России цриведеш примеры исполнения экслибрисов для себя самими коллекщюнерами и любителями. Особое место занимает анализ различных приемов творчества в экслибрисе групп художншсов, работающих в журналах, посвященных культуре Серебряного века. Период с 19 10 по 19 17 год является самым плодотворным с точки зрешм разнообразия художесгве 1гных 17 приемов в композициях экслибрисов. Яркими последователями символистских тенденщш являются такие художники, как М. И. Соломонов и Н. К. Калмыков. В их работах 19 10 и 19 13 годов художествегап 1й образ явно определяет в композиции декоративное начало, будь то изображение полулежащего шута и черепа или oбвopoж rгeльнoe чудовшце. К этому же направлешпо относятся работы художников, связанньк с известнейшими символистскими журналами Москвы и Петербурга Весы М., 1904 1909, редактор издатель С. А. Поляков Золотое руно М., 1906 1909, основан Н.П. Рябушинским Аполлою СПб., 1909 19 18, редактор С.К.Маковский а также их издательствам Скорпион М., 1899 19 18, где печатались Весы и альмшгах Северные цветы Гриф 1903 19 14, основан С. А. Соколовым Мусагет М., 1909 1923, основан Э. К. Метнером Альциона М., 19 10 1923, руководагтель А. М. Кожебаткин Шиповник М. СПб., 1906 1922, основшю 3. И. Гржебиным Имена издателей и художников этих журналов появляются на экслибрисах и связываются между собой семантикой книжного знака. Большая часть этих журналов и издательств были фактически идейными центрами, кружкаш единомышленников, разделяющими блшкие взгляды. Во всех изданиях, как утверждал А. Белый, проявлялись лич 1юстные от 1юшепия и вкусы авторов, оформителей и издателей. Широко известными образцалш неорусского стиля в экслибрисе являются работы И.Я. Билибина для П.М. и А.Д. Романовых в 1907 году и для Ф.Ф. Нотгафта в 19 12 м. Первый соотносится с работами художника над иллюстрациями книг Сказка о золотом петушке и Садко богатьш гость 1907 Но са.мый близкий рисунок, как всей К0ШЮ3 1ЩИИ, так и двух персонажей па экслибрисе Романовых, воспроизведен в качестве шмутшггула к статье А.И. Успенского Древнерусская живопись XV ХУШ веков. А. Рублев, С.Ф. Ушаков, В. Познанский 1906 года. Прослеживается связь книжной графики художника с работами в экслибрисе. В середине 19 10 х годов в стиле неоклассшщзма работали многие художники, примеряя к экслибрису арх 1ггектонику рисунка. К ним относятся работы Ф.О. Шехтеля и И.А. Фо шиа, архитекторов, вошющавших в своих сооружениях идеи модерна русского и европейского образцов. К 19 10 м годам интенсивный всплеск новаторских исканий в художественной культуре и интеллектуальной жиз 1Ш России захватил новое поколение художников. При этом корифеи мирискусники вместе с примкнувшими к ним молодыми 18 художниками всриулись к первоначальной идее петербургской группы. Они вышли из состава Союза русских художников и возобновили работу объсдашешя М 1ф искусства в Петербурге. К этому времени относятся работы, В.Д. Замирайло, Д.И. Minpoxima, Г.И. Нарбута, А.П. Остроумовой Лебедевой, которые символизируют эпоху неоклассицизма в рафике. В этот период развитие экслибриса следует за архитектурными формами. Как на фасадах домов медальоны и арматура заменяют мозаичные панно и лепные цветы, так и в экслибрисе изыскашюсть орнамента и вииьеттш возвращаются к определенной строгости и дидактики геральдики. Структура K0 ffl0зш и0нныx решеш 1Й избегает асимметрии и плавных линий, скорее просматривается уравновешешюсгь ее частей, которые составляют определенного рода коллаж. За основу берутся приемы ампира и классицизма первой четверти XIX века. По этим признакам можно выделить в особуто группу экслибрисы с 19 15 по 19 18 год. В третьем разделе первой главы Художсствемпые идеи Серебряного века в русском экслибрисе постреволюционной эпохи анализируются экслибрисы, датируемые с 19 19 по 1928 год. В исследовании проводагтся параллель с высказывшгаем Г.И. Гидони социалыи.ш сдвиг 19 17 года, в своем стремительном натиске налетевштш на все uсKj ссTBa лишь к 1923 1924 годам смог затронуть и эту, укрывшуюся в утоте любовно холимых библиотек, разновидность графики. И если близкие ей отрасли гравюра и книжная 1рафика сразу же очутились перед новыми требовшшями жизни, то экслибрис временно был огражден неприкосновешюстью жречески библиофильского табу Интерес к стилистике первой четверти XIX века прослеживался до начала 1920 х годов, когда художники черпали свое вдохновете в иллюстрироваштых изданиях 18 10 1820 годов. С.П. Яремич в рисунке начала 1920 х годов для экслибриса И.П. Степанова, секретаря Всероссийского общества поощрения художеств, изображает ампирную рамку с именем владельца. Здесь разработан шрифт и рамка как парафраз с гравюр Ф.П. Толстого к Душеньке 18 19 года. Легкое обрамление надписи ИЗ КНИГ И.М. Степанова несет в себе Гидошл Г.И. Портретао икопографические книжные знаки. Л., 1934. С. 47 19 дополшггельную нагрузку для посвященных, читающих намеки автора и знающих об увлечениях владельца. с Чехонин в экслибрисах 1920 х годов для И.И. Лазаревского, Ф.И. Седенко Витязева, A Ауербаха пользуется овальной формой медальонов, распространенных на титульных листах первой четверти XIX века. Судейкин и Билибин, а впоследствии Митрохин и Матюпши, при.меняли пришцшы иллюстрированного и сюжепюго р е ш е т я композиции также в духе начала XIX века. Безмятежные пейзажи и постановочные натюрморты отличают работы И.Н. Павлова этого времени. Он создает сюиту гравюр на дереве, отпечатшшых с одной и нескольких досок. Эти книжные знаки уже в момент их создания стали преда 1етом гордости владельцев, вожделения собирателей и интереса исследователей, В корпус экслибрисов И.Н. Павлова входят 75 работ данного жанра. В музейных собршшях они располагаются в папках со станковьиш гравюраш художника. К экслибрису, все еще сохраняющему эстегаку эпохи Серебряного века, относится К 1Ш Ш знак М.С. Базыкина 1928 года по рисушсу Д.И. Митрохина с изображешюм типичной книги начала XX века. На ее форзаце с цветочным орнаментом в верхнем левом углу оборотной сторош. 1верхней крыши переплета наклеен экслибрис. В начале 1920 х годов экслибрис, являясь неотъемлемой частью п р т о в д ю й графики, становится апогеем ее расцвета и, завершая эпоху Серебряного века, приобретает свое самостоятельное значение. Уже к концу 1920 х годов при передаче всех типографий и издательств в государственное управлеш 1е художники сами занялись печатью книжных знаков. Ксилография оказалась самой непр 1пязательн0й техникой и аребовала лишь хорошо отполировшгную доску из самшита, грушевого дерева, Л 1шы, а вместо пресса и станка косточку для переноса краски с доски на бумагу, при помощи которой растирали поверхность бумага, приложенную к покрытой краской доске. Пользуясь этой техникой, московская школа переняла и развивала приемы экслибриса уже в оригинальной, а не репродукционной технике, измешш мтюгое и в композиционном решешти. Прежде всего, это относится к ишжным знакам В.А, Фаворского, В.Д. Фалилеева, а за miNffl Г.А. Ечеистова, М.И. Полякова, A Суворова, Г.А. Кравцова. Однжо круг В.А. Фаворского выходит 20 уже за пределы темы Серебряпого века и требует совершенно другого контекста. Исакдовання книжга. знаков начала XX века, 19 10 и 1920 годов, выявляют стилистическую обосноваиность композиции. Если в экслибрисах 190 1года К.А. Сомова и А.Н. Бенуа проявляются дружеские опюшешм автора и владельца книшюго знака, то в 19 10 х годах заметна позшдия заказчик и исполнитель появляются черты заказного портрета А в 1920 х годах основной идеей кожозшщи служит характеристика владельца. В четвертом разделе первой главы Техника экслибриса Серебряного века рассматриваются основные печаппле техшпси экслибриса. Разнообразие и эксперименты с техникой печати в эпоху Серебряного века приводят к тому, что художники практически перестали заботиться о создании рисунка с учетом особенностей технологического процесса печатной продукции, полностью доверяя профессионалам полиграфистам, которые стали вьшускающими художественными редакторами как изданий, так н частных заказов при типографиях. Многих коллекционеров и исследователей штгересовал процесс сопоставления результатов ортшальной гравюры и се репродукции. Вместе с тем появились крупные художники, которые создавали не только рисунок к экслибрису, но и сами печатали тираж. Например, в 19 16 году на и ервой выставке А.П. Остроумовой Лебедевой, проходившей в Румяшдевском музее его приемником стал Музей изящпьк искусств, ныне ГМИИ бьиш выставлены доски с ex libris Брокара и при них два оттиска Ваш Остроумовой Лебедевой. Н.М. и Голике и Вильборга для показания разшщы между оттиском художника и типографским кро ме того, с клише гальвано для ex libris Брокара типографии Левенсона сделан ряд оттисков последовательных 1ый с одной доски, 2 ой с двух досок, 3 ш 1с трех досок, 4 ый со всех четырех досок при досках были выставлены и грабштихели Таким образом, технологическая проблема экслибриса Серебряного eeiсa поднимает ряд вопросов научно практического значешм для ипврни развития техншси гравюры этого периода. Вторая глава Коллекционирование экслибрисов в эпоху Серебряного века рассматривает влияете кол текционеров на создание экслибриса ОР РНБ. Ф. 10 15. Ед. хр. 835. Письмо Н.И. Романова к А.П. Остроумовой Лебедевой ot 26 декабря 19 16 года. 2 1 Серебряного века крупными мастерами того времеш. Русский книжиый знак становится самостоятельным предметом искусства и собирательства, теряя свое функциональное значение. Коллекционеры и исследователи рассматривают экслибрис с точки зрения художественной и исторической ценности. Собиратели заказывали экслибрис в оригинальной технике печати офорт, ксилофафия для обмена с огечественньпли и зарубежными любителями графики малого формата, В первом разделе второй главы Собпрательство прикладной графики в России анализируется создаш 1в коллекционером своего собствегаого произведишя эпохю в котором отражается его вкус, знания, связи, основная деятельность. Второй раздел второй главы Коллекциопсрская и исследовательская деятельность У.Г. Иваска как уникальное явление в культуре Серебряного века посвящен личности и исследовательской деятельности патриарха экслибриспого движешм в России. Его научно исследовательский путь, который был им пройден от описания частных библиотек и собранш XVIII XX веков до ор 1а 1Шзации Первого в России общества любителей книжных знаков и непосредственного создания собственных экслибрисов, для своих друзей и коллег, стал практически историей развшпя экатибриса рубежа Х 1Х ХХ веков. Третий раздел второй главы Коллекционерская и исследовательская деятельность преемников У.Г. Иваска анализирует как библиофильские интересы собирателя, так и художественнуто составляющую его творчества. Коллекционирование и меценатство в России к рубежу XIX XX веков уже имело свою историю, но собиратели эпохи Серебряного века превзошли своих предшественников по уровню и новаторству системы собирательства, отражая идеи Fin de si сle. Доминанта искусства передвижников второй половины XIX века отступала перед совреммшым европейским искусством ар iiyBO как для художников, так и для собирателей. Любители искусства, как У.Г. Иваск, и художники, например, такие как А.Н. Бенуа, худож 1шк и критик, С.П. Дягилев, устроитель театральных постановок и организатор активной выставочной деятельпосга, собирали BOKpyi себя художников, поэтов, музыкаетов и коллекционеров для проявлешм себя в различных видах искусства. Творцы Серебряного века полагали, что искусство должно стать частью жизни человека, постояшю окружать его в повседневной жизни. Поэтому прикладное 22 искусство приобретает большое значение в творчестве художников, иараллельно это происходило и в среде коллекционеров. Основой и пришшпом первого описания коллекций русского экслибриса У.Г. Иваском становится энциклопедический и справочный характер его коллекщш и вышеупо.мянутого труда, что является неотъемлемой частью тенденций в истории разв 1тгия собирательства начала XX века. Третья глава Коллекция экслибрисов П.Д. Эттингера как отражение художественного творчества эпохи Серебряного века посвящена новому этапу в формированию коллекщш Серебряного века, основанному не на историческом подходе, который показывает продолжение традиций в отечественной эксшйрисистике, а исклющггельно на художестве 1шом пршщипе и определетн места художника и его работы в экслибрисе в контексте искусства графики этого периода. В первом разделе третьей главы Коллекция Эттингера и ее поступление в ф0 1иы Отдела графики ГМИИ им. A.с. Пушкина анализируется состав и фоидообразуюпще притщипы коллекции П.Д. Эггингера. В 1948 году коллекция П.Д. Эттиш ера постушиа в ГМИИ им. A.с. Пушкина. Среди полученных ПИИИ вещей бьши картш 1ы, фарфор, стекло, мшшагюры, графтжа, рукописные материалы. Его собрание включало в себя не только классические предметы собирательства, но и прикладную тра жку, репродуцироваш 1ьп 1материал, который был крайне необходим для описания, как его коллекции, так и художествешюй среды и ее формирования в эпоху Серебряного века. ГМИИ им. A.с. Пупюша принимал все его собратше, но графическая часть предсгавляла для музея особую ценность. Так как за счет ее состава музей значительгю пополмш свои фонды работами русских и советских мастеров с начала 1900 х до 1948 года включительно. Однако самой цельной и продуматиюй частью его собрания была коллекция экслибрисов и архив. Эштстолярное наследие ПД. Эггингера, в корпусе которого много писем известных русских художников, как живших в России, так и покинувших ее в начале 1920 х годов, в рамках дашюго исследования ст ановится неотье.мломой частью анализа отбора экслибрисов в его собрашю. К настоящему времеш 0 1тубликовапа избранная часть из его apxima. Каждый год, с конца 1980 х, письма художшжов, написанные Эггапгеру, цитируются на конференциях и в научных статьях, посвященных искусству и культуре первой половины XX 23 века. Лрхивньш материал Этпшгера столь насьпцен данными из первых рук, нахшсанных довольно откровенно и подробно, что во кшогих случаях без этих Ш 1сем не могут обойтись биографы деятелей культуры и искусства Серебряного века. Большая часть писем посвящена экслибрису. Эта тема либо становится поводом для знакомства и обмена книжными знаками, либо для продолжения связи с худошшком, норой и ценным интересным сообщением для понимания контекста лгаогих художественных явлений первой четверти XX века. В 2003 году в ГМИИ им. A.с. Пушкина проходила выставка Музей П.Д. Эттингера Однако до сих пор нигде количество экслибрисов из коллекщп П.Д, Этшгера не упоминалось. Эта щтфра не вошла даже в каталог выставки, а осталась на уровне скоропалительного подсчета 1948 1949 годов. Ныне коллекция ипшных знаков а прикладной графики разобрана и сисгематиз 1фована, имеет точное количество 3880 едишщ хранешш в фонде экслибрисов и 4 155 в фонде русской прикладной графики. Во втором разделе третьей главы П.Д. Этгингер как коллекционер Серебряного века анализируется целостный характер личности и его собрания. Рассматриваются влияния художшжов например, Л.О. Пастернака на собирательскую деятельность П.Д. С ггингера, а затем влияши коллекционера па художников и их творчество, а также коллекционеров, увлеченных эпохой Серебряного века. При анализе состава его собрания хорошо виден замысел и основные направле 1шя формирования. Можно составить пособие для собирателей эксшбрисов, разбирая только ее основные части. Еще при жизни коллекционера было признано, что П.Д. Этгингер обладал одной из лучших коллекций книжных знаков Серебряного века. Он сосредоточил свое внимание на определенном периоде растшете русского экслибриса который дополши историческими книжными знаками XVIII, XIX веков для выявления преемственности поколений в формировании библиотеки того или иного аристократического рода, В заключении гюдведешл итога диссертационного исследования, выявлена научно практическая ценность работы, сформулированы основные выводы и положения, которые заключаются в следующем развитие экслибриса в эпоху Серебряного века является закономерным этапом эволюции прикладной графики конца XIX первой четверга XX 24 века. Разработанная мирискусниками танология композиционной схемы посгросния художественного книжного знака стала основой для работ многих художников XX века в этом жанре графию малых форм. начиная с конца XIX века юшжиый знак стал занимать особое место в системе кодшекционирования среди библиофилов, собирателей пршстадной графша и любтелей орипшальной гравюры. среди основньгх видов экслибриса Серебрязюго века доминирутощее положеши обоснованно закрепляется за сюжетно тематическими, кроме того, декоративные элемешы и аялегоричесю 1е приемы применяются к гербовым, вензелевым и шрифтовым книжным знакам. экслибрис эпохи Серебряного века как самостоятельное произведение искусства графики отражает историю ассимилящш европейских влияний и эстетики хмодерна, утверждение национального стшм, а таюкс использование приемов символизма и неокласищпзма, постепенно сменяя одно художественное направление другим, тем самым выявляя последовательность стилистических шменетай в рамках творчества художников первого и второго ряда, их подражателей и любителей. комплексное исследование русского книжного знака и развития экслибрисистики позБо шло раскрыть суть феномена экслибриса Серебряного века с одной стороны он обособлен в рамках собственных задач, как художествеш 1ых, так и технических, вместе с тем имеет свою специфику в силу характера его авторов и владельцев. Таю 1М образом, наибо. ее полное и всестороннее изучение отечественного экслибриса Серебряного века, отражающее вклад в него художников обьединешм Мир искусства позволило обозначить и рассмотреть незатронутые до настоящего времени проблемы искусства малых форм, а также заполнить некоторые лакут 1Ы в творческом наследии многих мастеров и исследовательской деятельности коллекционеров в контексте художсствешюй жизни конца XIX первой четверти XX века. 25 Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях Статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестапиопной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации 1Морозова Н.Г. Экслибрис в кудожествевиой культуре Серебряного века Обсерватория культуры, 20 6, с. 98 120. 0,9 ал. 2. Морозова Н.Г. К нстории двух экслибрисов КЛ. Сомова и А.Н. Бенуа Обсерватория культуры, 20 5, с. 6 9. 0,3 ал. Другие публикации 3. Морозова Н.Г. Экслибрис в творчестве К,А. Сомова Книга. Исследования и материалы, 20 94 1с. 96 123. 1а.л. 4. Морозова Н.Г. Деркач Н.Г. Гербовый русский книжный знак. Геральдика. Проблемы атрибуции. Щит и щитодержатели Журнал библиофила Про книга 2007, 2, с. 125 137. 0,5 а.л. 5. Морозова Н.Г. Деркач Н.Г. Гербовый русский книжный знак. Геральдика. Опыт описания. Журнал библиофила Про книги 2007, 1с. 108 123. 0,4 а.л. Общий объем опубликованных работ 3, 1а.л. 26 Морозова Надежда Георгаевна Экслибрис в художественной культуре серебряного века. По материалам коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. A.с. Пушкина Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения ЛИЦЕНЗИЯ ПД 00608 Подписано в печать 24. 20 г. Формат 60x84 16 16 усл. п.л. Бумага офсетная 80 гр. Тираж 100 экз. Заказ 172 Отпечатано с готовых о м в типографии ООО Медина Принт ул. Селезневская д. ИЛ стр. 1 тел. 495 943 26 80 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Морозова Н.Г. Экслибрис в художественной культуре Серебряного века. По материалам коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (2011)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |