| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Атрибуция предметов, каталоги › : Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: проблемы атрибуции / 2009 | ||
Дружинин П.А.
Геральдический суперэкслибрис: проблемы атрибуцииБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2009. №4. С. 194-209 Аннотация: Излагаются результаты применения разработанного автором метода атрибуции геральдических суперэкслибрисов. Метод основан на комплексном использовании данных геральдики и других вспомогательных исторических дисциплин. Об авторе публикации/статьи: Дружинин Петр Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дружинина П.А.
в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 72811 знаков (с пробелами)
П.А. Дружинин ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СУПЕРЭКСЛИБРИС ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ Излагаются результаты применения разработанного автором метода атри буции геральдических суперэкслибрисов. Метод основан на комплексном использовании данных геральдики и других вспомогательных исторических дисциплин. Ключевые слова суперэкслибрис, переплет, герб, атрибуция, геральдика, источниковедение. Особым элементом украшения переплетов в прошлом был суперэкслибрис. Как и книжный знак экслибрис, он был знаком владельца книги. Это был герб владельца книги, который выдавливался на внешней стороне передней сторонки, а дополни тельно и на задней сторонке переплета и нередко золотился. Суперэкслибрис может многое рассказать о судьбе книги писал немецкий историк книги Фриц Функе 1Однако в большинстве случаев суперэкслибрис хранит упорное молчание ведь чтобы заставить его заговорить, необходимо сперва определить его принадлежность. И именно трудность атрибуции геральдических суперэкслибрисов до сих пор является причиной того, что герб на переплете чаще воспринимается в качестве изысканного декора тивного украшения книги. Исследователь может получить в геральдическом суперэкслиб рисе важный, а иногда и незаменимый исторический источник. Использование геральдического суперэкслибриса для научного ис следования иногда становится особенно значимо, поскольку, говоря словами Н.П. Лихачева, эти анонимные знаки выявляют владельца книги, иногда очень существенное, исторически известное лицо 2. 194 Дружинин П.А., 2009 Сложности в исследовании геральдического суперэкслибриса были очевидны с самого начала его изучения в России с 1902 г. В 1929 г. известный коллекционер и библиофил Б.М. Чистяков констатиро вал Насколько мало у нас в России владельцев суперэкслибрисов и коллекционеров их, настолько же бедна у нас и литература о них 3. Эти слова пессимистичны, но именно отсутствие литературы о су перэкслибрисах, равно как и их исследований, привели к тому, что суперэкслибрис на протяжении всего ХХ в. для русского историка и книговеда был, что называется, в диковинку и полноценным исто рическим источником так и не стал. Единственным орудием в руках исследователя, которое бы сумело разговорить суперэкслибрис, может быть методика науч ной атрибуции геральдических суперэкслибрисов. Эта методика, разработанная и успешно применяемая на протяжении более чем десяти лет, оказалась вполне доступной и доказала свою действен ность. Именно благодаря ей удалось не только подготовить каталог русских геральдических суперэкслибрисов4, но и атрибутировать целые коллекции иностранных геральдических знаков5. В основу методики положен полидисциплинарный метод, поскольку комплексное историческое исследование в настоящее время уже невозможно без его применения. Кроме собственно ге ральдики, являющейся базовой дисциплиной исследования, для атрибуции геральдических суперэкслибрисов применялись фале ристика как незаменимый инструмент в персональной атрибу ции герба нумизматика как важнейший источник европейской геральдики, особенно применительно к германским землям палео графия как дешифровщик вензелей и владельческих записей генеалогия как инструмент поиска конкретного гербовладельца. Дополняет комплекс исторических дисциплин и неотъемлемая часть исследования книжного памятника история книги и пере плетного искусства, которые позволяют как уточнить датировку самого геральдического суперэкслибриса, так и иногда определить его географическую или даже личную принадлежность. На заклю чительном этапе исследования при описании геральдического суперэкслибриса требуется владение библиографической, а иногда и архивной эвристикой, которая позволяет установить све дения о гербовладельце и судьбе его книжного собрания. Печатная книга, являясь важнейшим инструментом Просвеще ния, космополитична по своему назначению. Это было еще раз доказано и проведенным исследованием геральдических суперэкс либрисов место издания книги отнюдь не всегда может служить помощником в географической классификации суперэкслибриса даже, напротив, может лишь еще более запутать исследователя, 195 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции особенно если это Голландия или Франция а большая часть рус ских геральдических суперэкслибрисов оттиснута на переплетах западноевропейских книг. Как уже было сказано, базовой дисциплиной, применяемой в исследовании геральдических суперэкслибрисов, является гераль дика. Для геральдического исследования суперэкслибриса необхо димо понятие о геральдике и ее главном объекте гербе. Герб состо ит из геральдического щита и геральдических элементов. Щит может иметь различные формы, обычно неся на себе отпечаток на циональной геральдики. Большинство суперэкслибрисов кроме собственно щита имеют в изображении следующие геральдические элементы шлем, корону, намёт несколько реже встречаются щито держатели, мантия, девиз. Поскольку традиционно суперэкслибрис монохромен, важен вопрос о геральдических цветах, употребляе мых при его тиснении. С середины XVII в. в геральдике установи лось условное обозначение цветов, принятое при графическом изображении герба различные штриховки. Но в процессе исследо вания выяснилось, что при изготовлении суперэкслибрисов внима ние на геральдические цвета обращалось далеко не всегда и часто штриховки не соответствуют гербовым цветам, либо их обозначе ние отсутствует вовсе. Причина этого кроется не столько в гераль дических ошибках или же, как бывало в России в XVIII в., в отсут ствии канонических изображений гербов а в технологии процесса нанесения суперэкслибриса на переплет. Поскольку сами по себе суперэкслибрисы невелики по размеру, то, чтобы золото при тисне нии не прилипало к заштрихованному участку герба при запол нении этого фрагмента золотом, необходим качественный штем пель матрица, проработанный резчиком на достаточную глубину. Далеко не всегда у владельца была возможность заказать штемпель матрицу наивысшего качества. Именно эти причины привели к тому, что большое число геральдических суперэкслибрисов среди русских более половины всех известных выполнялись вовсе без учета геральдических цветов. Приступая к исследованию герба, прежде всего необходимо уста новить следующие три характерных для него признака а нацио нальную принадлежность, б достоинство т. е. ранг или титул, а также, если это возможно, область деятельности гербовладельца в время, к которому относится композиция герба. Уточнение этих признаков необходимо для того, чтобы ограничить поиски в громад ном корпусе европейской геральдики, включающей в себя прибли зительно до трехсот тысяч гербов6. Ограничивая их объем и выделяя из них какие то специфические группы, можно направить поиск на те источники, которые должны указать на владельца герба. 196 П.А. Дружинин Поскольку геральдика отражает развитие художественных вкусов и бытовых особенностей определенной национальной тра диции, то по гербу почти всегда можно установить национальную географическую принадлежность гербовладельца. Гербам французских родов свойственна, прежде всего, чрезвы чайная простота изображений, помещенных в щите почти всегда они представляют собой простейшие фигуры но картуш вокруг щи та выполнен изысканно, чаще всего в стиле барокко или рококо. Для французских гербов характерно частое употребление brisures особых отличий, главным образом отмечавших различные линии рода. Немецким гербам свойственны вычурные формы щита поме щение над ними не одного, но двух и нескольких шлемов, а также чрезвычайное разнообразие нашлемников и притом самых фантас тических видов. Сам щит чаще двухчастный или многочастный, он насыщен самыми разнообразными фигурами. Английские гербы обладают характерными особенностями, основной из которых явля ется особенная форма щита с выступающими верхними углами а также наличием ремня с пряжкой вокруг щита наподобие ордена Подвязки на котором помещается девиз. Английской геральдике свойственно изображение одного нашлемника без шлема и короны, но с характерным бурелетом венчиком, как бы свитым из двухцвет ного намета. В гербах родов Испании и Португалии характерны окаймления щита, состоящие из перемежающихся цветных отрезков или с наложенными на эти каймы повторенными несколько раз фи гурами. Часто гербы представителей этих стран многофигурны. Для гербов Италии можно отметить изображение особой формы вытя нутых щитов или же овальных щитов, заключенных в картуш. Гербы Бельгии сложны в определении по национальному признаку, поскольку вобрали в себя как французские, так и немецкие геральди ческие традиции. Для гербов Швеции характерна особая, так называемая варяжская форма геральдического щита. Для гербов польских родов типичны щиты с одним полем и сочетанием простых фигур. Значительная часть польских гербов употреблялась малорос сийскими родами и вошла в состав российской геральдики. Русские гербы, хотя и возникли под влиянием европейской ге ральдики и имеют так называемую французскую форму щита, достаточно самобытны, а некоторым образом вообще уникальны в контексте общеевропейской геральдики. Особенно важно то, что зачастую в гербах русских владельцев можно видеть происхожде ние рода поскольку, особенно в княжеских гербах, изображен герб того города, где княжил родоначальник. Если же род был выезжим то и здесь мы находим характерные в каждом случае признаки. Также довольно типичны гербы русских родов, возве 197 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции денных императорами в дворянство и в более высокие звания. Са мый знаменитый и одновременно исключительный пример такого высочайшего пожалования так называемая Лейб кампания. При индивидуальных пожалованиях обычно в герб включался символ, свидетельствующий о пожаловании. Во времена Екатерины Вели кой при пожаловании в геральдический щит часто помещалась императорская корона, а при Павле I и Александре I вензель мо нарха. Кроме того, в России также получила распространение практика так называемых гласных гербов, когда в гербе военных помещаются воинские отличия или атрибуты ядра, сабли, мечи, мортиры, пушки в гербах морских офицеров якорь, фрегат. Примеров тому множество, особенно в гербах, составленных в XIX в. Другой вариант гласных гербов, более древний, когда ге ральдические фигуры связаны со значением фамилии владельца. При исследовании герба важно установление ранга или титула гербовладельца самым распространенным элементом, который указывает на титул, служит корона. Для гербов королей и членов их династий принцев и герцогов применяются золотые декори рованные короны с исходящими от них пятью дугами, скрепленны ми вверху и увенчанными державой и крестом князей шапка с горностаевым околышем, охваченным тремя дугами, также с дер жавой графов золотой обод с исходящими вверх девятью реже семью жемчужинами баронов обод с семью жемчужинами или обод, трижды перевитый жемчужной нитью дворян обод с пятью жемчужинами, а чаще с двумя жемчужинами между тремя высту пающими из того же обода листами сельдерея маркизов обод с тремя трилистниками и тремя жемчужинами между ними герцо гов не принцев крови обод с пятью однородными листами. Кро ме этих восьми наиболее употребляемых типов корон существуют еще десятки иных видов, характерных для отдельных стран и эпох. В России, что подтвердило и наше исследование геральдичес ких суперэкслибрисов, всегда за редким исключением увенчива ющая герб корона точно соответствует титулу, что значительно облегчает процесс идентификации гербовладельца. Кроме анализа корон, серьезную помощь в определении стату са гербовладельца могут оказать другие элементы герба различные шапки и специальные арматуры. Шапки имеют значение для опре деления гербов католического духовенства и по ним можно устано вить не только принадлежность гербовладельца к церкви, но и его сан от аббатов и епископов до римского Папы. В гербах светских лиц, как в Европе, так и в России, часто употреблялись так называ емые трофеи, по которым можно иногда определить род занятий, должность или звание гербовладельца. 198 П.А. Дружинин Важным показателем в исследовании геральдического суперэк слибриса является хронологический его датировка на основе ана лиза общей композиции и стиля. Для этого следует принимать во внимание вид шлема и короны, форму щита, характер более ранних стилизованных или поздних трактуемых более натуралистично изображений и особенно стиль картуша или намета, окружающих щит, которые вернее всего отражают стиль, господствовавший в то время в искусстве. Только комплекс трех видов признаков национально геогра фической принадлежности, ранга и времени составления герба на суперэкслибрисе дают основание для дальнейшего отыскания герба в четко выделенной категории гербов, зафиксированных в многочисленных, составленных в разных странах и в разное время сборниках гербов и геральдических трактатах. После геральдического исследования необходимо привлечь и другие вспомогательные исторические дисциплины. Это особенно важно еще и потому, что суперэкслибрис является, прежде всего, знаком конкретного гербовладельца, а не рода вообще, а потому даже определив герб рода, к которому относится геральдический суперэкслибрис, необходимо попытаться установить и конкретно го представителя этого рода. Часто в геральдических суперэкслибрисах встречаются изоб ражения орденов, как русских, так и иностранных. Необходимо уметь пользоваться специальной литературой для поиска кон кретного владельца прежде всего, кавалерскими списками. Как известно, списки кавалеров четырёх русских орденов до 1797 г. были изданы в 18 14 г. Д.Н. Бантыш Каменским. Однако эта работа, к сожалению, наполнена неточностями и ошибками. Чтобы сделать ее пригодной для использования историком, в том числе и для атрибуции геральдических суперэкслибрисов, мы подготовили исправленное издание этого справочника, изданное в 2006 г.7 Из указанных в издании 148 1награждении в 67 случаях были установ лены имена, в 54 отчества, а в 149 случаях имена и отчества награжденных были скорректированы 140 неверно написанных фамилий, имен и отчеств, а также исправлены некоторые даты на граждений и внесено несколько пропущенных в первом издании кавалеров. Одним из элементов, часто сопровождающих геральдический суперэкслибрис, является владельческий вензель. Естественно, что наличие вензеля важно для установления гербовладельца. Здесь исследователю необходимо владение палеографией, поскольку если простые вензели можно прочесть и без специальных навыков, то трудночитаемые вензели, где зачастую дается и зеркальное отра 199 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции жение нанесенной буквы типичный пример суперэкслибрис князя Г.Ф. Долгорукого на первый взгляд представляются нечи таемыми и требуют уже определенных навыков и палеографичес ких знаний. Важнейшей дисциплиной, которая может содействовать эффективному поиску гербовладельцев, является генеалогия. Без владения генеалогической эвристикой невозможно вести эффек тивный поиск, особенно на той стадии исследования геральдичес кого суперэкслибриса, когда герб уже атрибутирован какому либо дворянскому роду и основная задача состоит в поиске конкретного представителя этого рода, который потенциально мог бы быть вла дельцем суперэкслибриса. Определить, исходя из генеалогической информации, список возможных владельцев суперэкслибриса вот основная задача генеалогии в подобном исследовании. Недооцененной для исследования геральдических суперэксли бисов и вообще гербов вспомогательной исторической дисципли ной остается нумизматика. Атрибуция гербовых и вензелевых знаков, принадлежавших многочисленным королям, герцогам, курфюрстам, владетельным князьям и прочим европейским прави телям, зачастую не может быть выполнена без привлечения нумиз матического материала. В комплексе исследований геральдического суперэкслибриса кроме вспомогательных исторических дисциплин не меньшее значе ние имеет знание технологии и истории книгопереплетного искус ства, поскольку суперэкслибрис является неотъемлемой его частью. Стремясь к единообразию экземпляров, владельцы книжного собрания отнюдь не ограничивались тиснением герба на переплете, а подбирали и сами переплеты, причем не последнюю роль в этом играют цвет и фактура кожи, послужившей материалом для рабо ты. По анализу переплета практически всегда возможна датировка, а во многих случаях и определение географической принадлежно сти геральдического суперэкслибриса8. Материалом для переплетов в XV, XVI и XVII вв., как правило, служил пергамен или коричневая телячья кожа первый преимуще ственно применялся в Германии В XVII в. широкое распростране ние получает козья кожа сафьян преимущественно красный В XVIII в. появляется сафьян зеленого, лимонного, фиолетового, кремового и, к концу века, голубого цвета. К середине XVIII в. было известно множество травлений и раскрасок для кожи крапление мелкими мушками, крашение под мрамор губкой, крашение под мрамор кисточкой, крашение под молочный суп маленькими светлыми точками под бурого теленка темными мушками мраморировка под древесину имеет вид срезанного ствола дерева 200 П.А. Дружинин наконец различные мраморировки в красном тоне под чешую или порфир. Также к концу XVIII в. по причине дороговизны цветных козьих кож появляется тенденция к нанесению на корешки обычных телячьих переплетов цветных корешков из козьих кож для созда ния иллюзии цветных сафьянов. В России таким хитроумным спо собом на рубеже XVIII XIX вв. пользовался известный своей рачи тельностью в хозяйственных делах князь С.Б. Куракин. Едва ли не главная роль в датировке и установлении географи ческой принадлежности переплета принадлежит стилю, в котором он изготовлен. Для этого необходимо знание основных этапов раз вития переплетного искусства Европы и России. Характерный пример книги четырех дочерей французского короля Людови ка XV. Всем им принадлежал одинаковый герб три лилии символ Бурбонов на ромбовидном щите, увенчанном королев ской короной. Даже при наличии книги с подобным гербом мы вынуждены были бы написать суперэкслибрис одной из четырех дочерей Людовика XV если бы не пристрастия сестер к переплет ному делу. Младшая Луиза Мария, ушедшая в монахини, отдава ла предпочтение скромным переплетам телячьей кожи три сестры, избравшие светскую жизнь, сафьянам трех разных цветов Мария Луиза Тереза Виктория зеленому сафьяну, София Филиппина Елизавета Жюстина сафьяну лимонного оттенка, старшая же, Мария Аделаида, придерживалась традиционного предпочтения французской королевской фамилии красного сафьяна9. Таким образом, даже при наличии одинакового суперэкслибриса можно, исходя из цвета переплета, атрибутировать каждый конкретный экземпляр одной из четырех сестер. С середины XIX в. национальные черты в переплетном искус стве Европы уже не столь выразительны, что может быть отзвуком нарождающегося французского библиофильства именно к париж ским переплетчикам со всей Европы стекаются взыскательные заказчики, например одесский библиофил И.И. Курис один из последних русских владельцев суперэкслибриса. Но для исследо вания геральдических знаков по XVIII в. включительно знания о книгопереплетном искусстве исключительно важны для правиль ного определения хронологической и географической принадлеж ности суперэкслибриса. Стоит сказать, что на практике встречаются случаи, когда на книге с суперэкслибрисом некий исследователь или коллекционер когда то написал имя владельца суперэкслибриса а в рассеянной по небольшим публикациям, но все таки довольно обширной лите ратуре вопроса, некоторые геральдические суперэкслибрисы также, казалось бы, окончательно атрибутированы. Но подобные 20 1 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции атрибуции не всегда правильны, а потому иногда в ходе работы, когда мы перепроверяли каждую уже, казалось бы, каноническую атрибуцию, некоторые были нами оспорены. Продемонстрируем несколько показательных примеров приме нения разработанной методики. Первый исследование геральдиче ского суперэкслибриса на томе французского издания Естествен ной истории Бюффона, напечатанном в 1799 г. в Париже. Этот экземпляр примечателен тем, что принадлежал А.С. Пушкину и до сих пор хранится среди книг его личной библиотеки в Институте русской литературы Пушкинский дом РАН 10. При описании биб лиотеки А.С. Пушкина Б.Л. Модзалевский в 19 10 г. определил этот геральдический суперэкслибрис как герб графов Разумовских а пятнадцать лет спустя в трудах Ленинградского общества экслибри систов этот знак получил окончательную атрибуцию как принадле жавший министру народного просвещения графу Алексею Кирил ловичу Разумовскому 1748 1822 12. Конечно, такая атрибуция очень соблазнительна с историко литературной точки зрения вла делец книги известен не только как министр народного просвещения в 18 10 18 16 гг., но и как деятельный учредитель Царскосельского лицея, принимавший там вступительные и переводные испытания, адресат эпиграммы Пушкина На гр. А.К. Разумовского и владелец знаменитой библиотеки. Вот описание этого знака геральдический щит рассечен надвое, обе половины занимает двуглавый орел, главы которого увенчаны коронами, а на груди, в щитке, помещена кираса латы положенная поверх двух стрел. Щитодержатели воины с покрытыми шапками головами. Под щитом изображена лента с ла тинским девизом Famam extendere faсtis Щит увенчан графской короной. Переплет книги аутентичен времени издания, суперэксли брис соответствует времени изготовления переплета. Аналогичный герб имеется в первой части Общего гербовника дворянских ро дов это, как и было установлено еще Б.Л. Модзалевским, герб гра фов Разумовских. Кроме Общего гербовника дворянских родов этот герб описан и воспроизведен и в других опубликованных гер бовниках Малороссийском гербовнике 13, Гербовнике Князе ва 14, отдельный очерк о гербах графов Разумовских напечатал С.Н. Тройницкий в 19 13 г. в журнале Гербовед 15 также герб Разу мовских опубликован в иллюстрированном приложении к гербов нику Ритштапа 16, а пожалованный Разумовским герб от императора Карла VII несколько отличный от русского в гербовнике Зибма хера 17. Также девиз Famam extendere faсtis Славу умножать делами наличествует в указателе С.Н. Тройницкого как девиз гер ба графов Разумовских 18. То есть перед нами без всякого сомнения геральдический суперэкслибрис представителя рода графов Разу 202 П.А. Дружинин мовских, относящийся к рубежу XVIII XIX вв. С помощью генеало гических и историко биографических источников было выявлено девять кандидатов, но попытаться определить из них собственно владельца суперэкслибриса оказалось возможным только с помо щью фалеристики. Дело в том, что на суперэкслибрисе изображены награды геральдический щит наложен на орденскую звезду, соответ ствующую по внешним данным звезде российского ордена Святого Владимира, а под щитом на ленте изображен орденский крест, очень близкий по начертанию к формам креста того же ордена. Если в гер бе почетное место занимает звезда ордена Св. Владимира, значит, это была высшая награда гербовладельца. Кроме того, из наличия не только креста, но и звезды, делаем вывод, что владелец герба был кавалером высших степеней ордена Святого Владимира, так как на гражденные третьей и четвертой степенями этого ордена получали только крест. Если бы у владельца герба были и другие, более высо кие, ордена, то либо на гербе должен быть изображен наиболее по четный орден, что соответствовало бы правилам ношения орденов, либо все ордена, по крайней мере русские. То есть у владельца этого суперэкслибриса на рубеже XVIII XIX в. был только орден Свято го Владимира первой или второй степени. Такому условию удовле творяет лишь один представитель рода граф Лев Кириллович Разумовский 1757 18 18 который был пожалован владимирским орденом второй степени указом Екатерины II от 18 марта 1792 г. за свои ратные подвиги. Что же касается графа Андрея Кирилловича, которому приписывался этот суперэкслибрис, то он получил орден Святого Владимира позднее в 18 г., но еще в 1793 г. был награж ден орденом Святого Александра Невского, что, несомненно, долж но было быть отмечено и на его гербе. Таким образом удалось установить, что данный суперэкслибрис принадлежит Льву Кирил ловичу Разумовскому. Лев Кириллович собрал в своем московском доме и в селе Петровском Разумовском богатую библиотеку, кото рая была разорена и частью сгорела в 18 12 г. Разработанная методи ка атрибуции позволила не только определить происхождение одной из книг личной библиотеки А.С. Пушкина, но и опровергнуть неверную атрибуцию, что в связи с биографией поэта имеет несом ненное историко литературное значение. Другой необычный пример атрибуции исследование гераль дического суперэкслибриса на еще одном французском издании Бюффона из собрания ВГБИЛ 19. Суперэкслибрис на книге следу ющий герб овальной формы, пятичастный четыре щитка и пятый, малый, в центре правая верхняя 1и левая нижняя 4 части идентичны в них изображен одноглавый коронованный орел, смотрящий вправо, на заштрихованном вертикальными линиями 203 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции т. е., по правилам геральдики, красного цвета поле в левой верх ней части 2 изображен стул с поставленными на нем крестообраз но двумя жезлами, поле заштриховано пересекающимися крест на крест линиями т. е. черного цвета в правой нижней части 3 изо бражен полумесяц рогами вниз, из середины которого вверх растет крест, а под полумесяцем шестиконечная звезда, поле заштрихо вано горизонтальными линиями т. е. голубого цвета в положен ном посередине щитке 5 изображен всадник на лошади, едущий вправо, в чистом, без всякой штриховки поле т. е. серебряном Щит слева поддерживается щитодержателем рыцарем в полных латах и шлеме с открытым лицом на кирасе панцире которого изображен двуглавый орел, с копьем и стоящим на земле щитом. Снизу щит держит лежащий на земле медведь, вокруг щита воин ские арматуры. На щите воина начертан вензель латинская лигатура, читающаяся как литеры PEK покрытый княжеской короной. Герб, в свою очередь, также увенчан княжеской короной. Герб этот, хотя и нанесен на переплет иностранной книги, сразу производит впечатление русского, особенно по стулу новгород скому гербу, по композиции арматур и щитодержателей особенно медведя и по двуглавому орлу на рыцарской кирасе. Поиск рус ских гербов княжеского достоинства представляется делом более простым, нежели обычного дворянского герба, поскольку княжес ких родов значительно меньше, но в этом суперэкслибрисе есть еще одна важная подсказка вензель владельца в виде лигатуры из трех наложенных друг на друга литер. Поскольку в вензелях лиц, имеющих княжеское достоинство, латинская литера Р всегда оз начает сам титул prinсe князь, фр. то фамилия и имя обозначе ны двумя оставшимися литерами ЕК Таким образом, фамилия гербовладельца начинается на одну из этих двух букв. Описанный герб был обнаружен в первой части Общего гербовника соответ ствовал он и критерию поиска на определенную букву это ока зался герб князей Куракиных20. Определить принадлежность суперэкслибриса хронологичес кому периоду, возможно, сможем, если воспользоваться знаниями по истории книгопереплетного дела. Переплет книги выполнен из обычной коричневой телячьей кожи, с гладким декорированным корешком с золотым тиснением. Но в этом переплете имеется еще одна особенность при коричневой коже переплета корешок по всей длине оклеен красной кожей, поверх которой уже нанесено традиционное золотое тиснение. Подобный прием, когда при изго товлении обычных, коричневой кожи, т. е. более дешевых, перепле тов, корешок оклеивался цветной кожей, применялся в России в конце XVIII начале XIX в. В результате стоявшие в шкафу кни 204 П.А. Дружинин ги казались переплетенными в дорогие цветные сафьянные пере плеты, а изготовление самих переплетов стоило намного дешевле. Кроме хронологической локализации поиска, можно воспользо ваться ещё одним важным атрибутирующим признаком воински ми трофеями, указывающими как минимум на то, что гербовладелец был связан с армией. Но главным помощником нам должен служить вензель РЕК Разгадав в нем уже две буквы фамилию и титул Prinсe E. Kourakine нам остается только выяснить конкретного гербовладельца, имя которого несомненно начинается с буквы Е Первоначально не удавалось найти ни одного представителя Кура киных по мужской линии, имя которого бы начиналось на Е Как показывает анализ имен представителей русского служилого дво рянства времени царствования Екатерины Великой за период с 1764 по 1795 г. мужские имена на эту букву встречались следую щие Евгений, Евграф, Евдоким, Евлампий, Евстафий, Евстигней, Евстифей, Евстрат, Евтихий, Егор, Еким, Елизар, Елисей, Елпиди фор, Емельян, Епафродит, Епифан, Ераст, Еремей, Ермил, Ермолай, Ерофей, Ефим и Ефрем2 1Ни одно из этих имен даже приближенно не напоминало представителей рода князей Куракиных требуемого периода. В роду Куракиных за это время можно насчитать пять муж чин, и все их имена начинаются с других букв. Версию атрибуции подсказала владельческая запись на книге Mdelle la сomtesse Natalii Zotoff Принадлежит она графине Наталье Николаевне Зо товой ум. 1873, в замужестве княгиня Голицына дочери графини Елены Алексеевны Зотовой, урожденной княжны Куракиной 1784 1869 Таким образом, на основании этой владельческой запи си мы атрибутировали суперэкслибрис княжне Е.А. Куракиной сестре князя Бориса Алексеевича Куракина22. По видимому, этот су перэкслибрис был выполнен еще в XVIII в., до вступления ее в брак. Воинские атрибуты мы объяснить ничем не смогли. И только впос ледствии, разбирая архив князей Куракиных в ОПИ ГИМ, удалось исправить собственную ошибку. Суть оказалась в том, что транс крипция имен собственных требует от исследователя лингвистичес ких знаний, поскольку не все русские имена пишутся одинаково и по французски. Суперэкслибрис Куракиных типичный пример все письма князя Степана Борисовича Куракина в семейном архиве имеют в конце подпись Etienne Kourakine что моментально реша ет проблему атрибуции суперэкслибриса. Вензель РЕК читается как Prinсe Etienne Kourakine что дополнительно подтверждается сургучными оттисками печати князя она повторяет его суперэкс либрис. И именно князю С.Б. Куракину 1754 1805 генерал майору и участнику многих войн соответствуют воинские трофеи на суперэкслибрисе. 205 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции Исследование суперэкслибриса с гербом князей Куракиных и именным вензелем позволило сделать следующие выводы. 1Изо браженные на суперэкслибрисе трофеи и прочие указывающие на занятия и пристрастия его владельца элементы никогда не бывают случайными если нет возможности их внятно и доступно объяс нить, то необходимо еще раз проверить правильность атрибуции суперэкслибриса. 2 Вензель важнейший владельческий при знак знание правил транскрипции имен, в том числе их передачи на иностранные языки, необходимо при расшифровке вензелей и решении прочих палеографических задач. 3 Владельческие за писи, которые могут находиться на книге с суперэкслибрисом, не всегда могут быть бесспорным доказательством принадлежности суперэкслибриса тому же лицу. В заключение хотелось бы привести еще один пример, когда атри буция суперэкслибриса может оказать значительную помощь в экспертизе самой книги, на переплете которой он выполнен. В 2006 г. к нам обратились за консультацией необходимо было атрибутиро вать суперэкслибрис на переплете русской книги 1790 г. Особую важность экспертиза суперэкслибриса имела еще и потому, что книга эта Письмо к другу, жительствующему в Тобольске небольшая 14 страничная брошюра, написанная и напечатанная А.Н. Радище вым в своей собственной типографии. Она является первым из трех напечатанных им изданий, причем встречается реже знаменитого Путешествия из Петербурга в Москву Всего известно три сохра нившихся ее экземпляра23 в библиотеке Института российской исто рии в Санкт Петербурге, в Исторической библиотеке в Москве и в следственном деле А.Н. Радищева в делах Тайной канцелярии РГАДА. Ф. 7. Д. 2762 Конечно, появление еще одного экземпляра этой книги несомненное археографическое событие, а выяснение его происхождения и бытования, которые можно проследить благо даря атрибуции суперэкслибриса, может дать дополнительную информацию к биографии писателя. Недаром ленинградский иссле дователь книжных знаков Б.М. Чистяков писал в 1929 г. Суперэкс либрис, действительно, может быть наиболее верным охранителем права собственности книги. Чаще всего суперэкслибрис выстав ляется первым владельцем книги, вследствие чего почти всегда мож но установить его фамилию и личность, а для книголюба это большое достижение. Пусть мы не всегда можем проследить дальнейшую историю книги, но мы знаем ее начало, а это уже много 24. Суперэкс либрис, который вытиснен на переплете книги, судя по многочислен ным нашлемникам, западноевропейского происхождения. Даже без проведения специального исследования оказалось возможным его определить, поскольку книги с таким гербом в изобилии присутству 206 П.А. Дружинин ют в российских собраниях один из экземпляров был нами ранее изучен и атрибутирован в числе суперэкслибрисов собрания ВГБИЛ25. Принадлежит он графу Генриху Брюлю 1700 1763 ми нистру и фавориту польского короля и саксонского курфюрста Авгу ста III. Его книжное собрание, вне всякого сомнения, было одним из лучших в Европе за всю ее историю и насчитывало 70000 томов, ко торые были перевезены после войны в Советский Союз в качестве трофея и рассеяны по книгохранилищам. Наличие этого суперэксли бриса, конечно же, делает честь любой книге, но в данном случае оче видно хронологическое несоответствие получается, что книга была отпечатана через 27 лет после смерти ее первого владельца. Кроме то го, налицо редчайший прецедент, когда иностранный знак поставлен на русской книге обычно встречаются обратные случаи. Эти не сообразности потребовали проверить подлинность суперэкслибриса в последние годы стали встречаться поддельные знаки, вытиснен ные на старых переплетах с применением новодельных штампов Но суперэкслибрис оказался подлинным, притом переплеты книг из библиотеки Брюля, которые мы много раз видели, хотя и выполнены из простой телячьей кожи, но своеобразны кожа хорошо выделана, всегда светлая, гладкая, без мушек, крапа и прочего травления, всегда хорошо лакирована. Таков был и переплет Письма к другу Если переплет книги подлинный, то следовало выяснить, каким образом в него попала книга более позднего времени. Поскольку книга тонкая, то на корешке никаких надписей не имеется, а цветные форзацы вполне соответствуют времени изготовления переплета. В таком слу чае остается один вывод книга была вставлена в чужой переплет. Подмены переплетов не новость для исследователя, но подобные манипуляции должны, несомненно, привлекать дополнительное вни мание к самой книге. Так следовало поступить и в настоящем случае, особенно учитывая значительную музейную, да и не меньшую мате риальную, ценность книги. При серьезном рассмотрении оказалось, что издание отпечатано на бумаге рубежа XVIII XIX вв., без филиг раней что вполне допустимо но вопросы вызывал сам способ печа ти. При тщательной экспертизе, необходимость которой стала очевидной, выяснилось, что перед нами качественный фальсификат, выполненный при помощи полимерных форм и напечатанный спосо бом высокой печати. Таким образом, именно хронологическое несо ответствие фальсифицированной книги и имеющегося на переплете суперэкслибриса помогло распознать подделку. Как можно видеть на основании этих примеров, применение предлагаемого метода атрибуции геральдических суперэкслибри сов является необходимым инструментом в процессе исследований книжных памятников. 207 Геральдический суперэкслибрис проблемы атрибуции Примечания 1Функе Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела. М., 1982. С. 282. 2 Лукомский В.К. Герб как исторический источник Краткие сообщения Института истории материальной культуры им. Н.Я. Марра. Л., 1947. Вып. XVII. С. 53. 3 Чистяков Б.М. Супер экслибрис и библиофилия Альманах библиофила. Л., 1929. С. 136. 4 Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис. М., 2000 Он же. Рус ский геральдический суперэкслибрис Доп. и уточнения к кн. Библиофилы России Альманах. М., 2006. Т. 3. С. 353 373. 5 Дружинин П.А. Книжный переплет и суперэкслибрис как памятники декора тивно прикладного искусства В связи с выставкой коллекции П.С. Романо ва М., 1994 Он же. Западноевропейский суперэкслибрис XVI XIX вв. в собрании ВГБИЛ Книга Исслед. и материалы. М., 1997. Сб. 74. С. 2 18 268. 6 Лукомский В.К. Указ. соч. С. 56 Самым полным указателем европейских гер бов на настоящее время остается кн. Rietstap I. Armorial General. 2 ed. Gouda, 1884 1887. 2 t описания более чем двухсот тысяч гербов на основании этого труда Ритштапа был составлен наиболее полный эмблематический справоч ник Renesse J T A. de. Diсtionnaire de figures heraldiques. Bruxelles, 1894 1903. 7 t. 7 Бантыш Каменский Н.Н. Списки кавалерам Российских императорских орде нов Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны с учреждения до установления в 1797 году орденского капитула Предисл., сост., ред. П.А. Дружинина. М., 2006. 8 Довольно репрезентативно, при наличии множества иллюстраций история пе реплетного искусства представлена в кн. Devaux Y. Dix sieсles de reliure. P., 198 1Очень полезен труд Хельвига, в котором дается полный обзор переплет ного искусства, а также имеется наиболее полный алфавит переплетчиков с разделением их по странам, городам и векам Helwig H. Handbuсh der einbandkunde. Hamburg. 1956. 3 bd. Gruel L. Manuel Historique et b ographique de l amateur de reliures. P., 1887 1905. 2 p. 9 Sсhlumberger E. Les meilleurs mod les pour reсonna tre. Les reliures du XVIII si сle сonnaissanсe des arts. 160. Juin. P., 1965. P. 63. 10 Buffon G. L. Histoire naturelle. P., 1799. T. 2 ИРЛИ РАН. Б ка А.С. Пушкина. VIII 7 17 Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С. Пушкина Библиогр. опис СПб., 19 10. С. 179. 12 Труды Ленинградского общества экслибрисистов. Л., 1925. Вып. 2 3. С. 7 8. 13 Лукомский В.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник. СПб., 19 14. С. 145 147, табл. XIII. 14 Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года Изд. С.Н. Тройницкий. СПб., 19 12. С. 125. 208 П.А. Дружинин 15 Тройницкий С.Н. Гербы графов Разумовских Гербовед, издаваемый С.Н. Тройницким. 19 13 19 14. М., 2003. С. 153 170. 16 Ro nd V., Ro nd H Planсhes de l armorial general de J Rietstap. L., 1967. T Pl. сXXIX. 17 J. Siebmaсher grosses und allgemeines Wappenbuсh Nurnberg, 19 10 Bd. I. Abt. III 4 15. 18 Тройницкий С.Н. Гербовые девизы русского, польского, финляндского и при балтийского дворянства. СПб., 19 10. С. 28. 19 Buffon Histoire naturelle, generale et partiсuliere, aveс la disсription du сabinet du Roi. Paris, 1764. T. 14. НИОРК ВГБИЛ 20 ОГ. I, 3. 2 1Русское служилое дворянство второй половины XVIII века 1764 1795 Сост. В.П. Степанов. СПб., 2003. С. 778 78 1 22 Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис С. 99. 23 Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725 1800. М., 1966. Т. 3. С. 6 7. 5799. 24 Чистяков Б.М. Супер экслибрис и библиофилия С. 133. 25 Дружинин П.А. Западноевропейский суперэкслибрис XVI XIX вв. С. 23 1232. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: проблемы атрибуции (2009)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |