.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика (1963) › Печати Древнерусского государства
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В.

Печати Древнерусского государства

// Русская сфрагистика и геральдика (1963)

Библиографические данные публикации / опубликовано в издании:

В монографии: Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.: Высшая школа, 1974. С. 61-73 (Глава III)

Аннотация:

Все до сих пор обнаруженные печати Древнерусского государства вислые. Наиболее древний тип княжеских печатей, который сложился в X в., в дохристианский период, состоит из изображения княжеской тамги - знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" и круговой надписи. Печати этого типа "бытуют до конца третьей четверти XI в.". В. Л. Янин называет их "печатями архаической традиции".

Об авторах публикации/статьи:

Каменцева Елена Ивановна (1920-2004) (Москва)
Доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ
Устюгов Н.В.
Текст публикации:

Печати Древнерусского государства


Печатями в XI - начале XII в. имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти. Ими являлись: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.

Княжеские печати. Недостаток источников не позволяет установить время, с которого русские князья начали удостоверять печатями свои грамоты. Новые археологические находки показывают, что княжеские печати бытовали на Руси еще в языческое время, до принятия христианства. В XI в. княжеские печати были распространены повсеместно, являясь одним из обязательных атрибутов княжеской власти.

Все до сих пор обнаруженные печати Древнерусского государства вислые. Наиболее древний тип княжеских печатей, который сложился в X в., в дохристианский период, состоит из изображения княжеской тамги - знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" и круговой надписи. Печати этого типа "бытуют до конца третьей четверти XI в.". В. Л. Янин называет их "печатями архаической традиции"*.

*(В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 40-41.)

Древнейшей печатью такого типа являлась печать Святослава Игоревича (ум. 972 г.), на которой помещался княжеский знак в виде двузубца. К этому же типу печатей относится другая древнейшая свинцовая печать X в., принадлежавшая полоцкому князю Изяславу Владимировичу. Эта печать найдена во время раскопок в Новгороде в 1953 г. (см. рис, 4). На лицевой стороне печати изображен знак Рюриковичей. Вокруг знака идет надпись, которая может быть прочтена как Изас/лав/ос, т. е. греческое звучание имени Изяслав передано русскими буквами. На обороте печати сохранились остатки какой-то круговой надписи. Разобрать можно только три буквы ГРА. К печатям этого типа относятся печати, принадлежащие сыновьям Ярослава Мудрого - Святославу и Изяславу. На их печатях в полный рост изображается человеческая фигура в княжеской шапке или императорском венце. По всей вероятности, это изображение князя, владельца печати.

Печати архаической традиции обнаруживают большую близость с монетами, которые чеканились древнерусскими князьями в конце X - начале XI в. На монетах также изображался знак Рюриковичей в круговой надписи и стоящий в рост князь.

С середины XI до начала XII в. включительно распространяется другой тип княжеских печатей - "греко-русский". Печати этого типа являются подражанием византийским печатям. На одной стороне такой печати изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати. На оборотной стороне печати помещалась благопожелательная надпись на греческом языке: "Господи, помози рабу твоему" и далее указывались имя владельца печати - христианское, а иногда и второе имя - языческое или так называемое "имя княжее". Древнейшие источники, в частности летописи, сохранили для князей обычно только "имя княжее", т. е. светское имя, каким он официально именовался. Христианское же имя князя осталось неизвестным.

Рис 12. Печать князя Святослава Игоревича
Рис 12. Печать князя Святослава Игоревича

Путем привлечения и сопоставления различных источников исследователям удалось установить почти все христианские имена, принадлежавшие древнерусским киевским князьям. Так, известно, что Владимир Святославич имел христианское имя Василий, его сын Ярослав - Георгий, сыновья Ярослава - Всеволод и Вячеслав носили христианские имена Андрей и Меркурий. Владимир Мономах - Василий, его сын Мстислав - Федор. Но имена князей повторяются. Поэтому при определении принадлежности печати встает ряд трудностей. Открывается широкое поле для догадок с различной степенью вероятности.

В качестве примера, указывающего на трудности при определении владельца печати, можно привести печать с именем Георгия-архонта. Эту печать еще в начале XX в. определили, как принадлежавшую Юрию Долгорукому. Н. П. Лихачев на основании изучения внешних данных печати считал, что архонтом и владельцем печати может именоваться только киевский князь Ярослав Мудрый*. Однако В. Л. Янин, отмечая основательность аргументов Н. П. Лихачева в пользу принадлежности печати Ярославу Мудрому, находит возможным заключить, что "Ярослав Мудрый должен быть признан вероятным, но не единственным претендентом на обладание этой печатью"**. Владельцем печати может быть любой князь, пользовавшийся самостоятельностью в третьей четверти XI в., христианское имя которого неизвестно, так как архонтами именовались, как теперь установлено, не только киевские князья.

*(Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 156.)

**(В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 24.)

Не вызывает сомнений определение принадлежности печатей сыновьям Ярослава Мудрого - Вячеславу и Всеволоду, Владимиру Мономаху, Олегу Святославичу и его жене Феофании и некоторым другим.

На свинцовых печатях сыновей Ярослава Мудрого Вячеслава и Всеволода изображены святые - Меркурий и Андрей. Печати имеют указания на двойные имена. Печать Всеволода Ярославича обнаружена в восьми вариантах. Причем можно проследить последовательное копирование печатей, в результате которого безупречный первоначальный образец подвергался все новым и новым искажениям.

Рис 13. Печать князя Владимира Всеволодовича Мономаха
Рис 13. Печать князя Владимира Всеволодовича Мономаха

Значительный интерес представляет печать Владимира Мономаха, найденная в Новгороде. На печати изображен святой Василий Кесарийский и помещена греческая надпись - "Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха". Печать содержит указание на христианское имя, совпадающее с известным по разным источникам именем Владимира Мономаха (1073- 1125 гг.). Христианское имя Владимира дополнено пышным титулом "благороднейший архонт России" и родовым прозвищем - "Мономах". На печати встречаем впервые прижизненное именование Владимира Всеволодовича Мономахом. Прозвище Мономах было им присвоено от матери, которая являлась византийской принцессой из дома Константина Мономаха. Этим прозвищем - Мономашичи - гордились и в последующих поколениях, оно трансформировалось в преемственность великодержавной власти от византийских императоров*. Рассматриваемая печать относится, очевидно, к раннему этапу деятельности Владимира Мономаха, так как его поздние печати имеют иной тип.

*(В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 19.)

Рис 14. Княжеская печать с русской благопожелательной надписью
Рис 14. Княжеская печать с русской благопожелательной надписью

В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, продолжающий линию развития печатей "греко-русского" типа. На одной стороне такой печати расположена надпись на русском языке: "Господи, помози рабу своему такому-то", а на обороте - изображение святого, имя которого соответствует названному в надписи на лицевой стороне имени владельца печати. Таких печатей известно довольно много, часть их несомненно принадлежит древнерусским князьям. В настоящее время найдено 22 печати, принадлежавших Владимиру Всеволодовичу Мономаху. На печатях, относимых к позднему периоду деятельности Владимира Мономаха (не ранее 1113 г.), помещается русская надпись: "Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского", а на оборотной стороне - поясное изображение Василия Кесарийского и надпись, указывающая, что изображен св. Василий.

К этому же типу относятся печати сына Владимира Мономаха - князя Мстислава Владимировича. На его печатях помещены на одной стороне русская надпись: "Господи, помози рабу своему Федору" или "Спаси, господи, раба своего Феодора", а на оборотной стороне - изображение св. Федора в полный рост с копьем и со щитом и надпись "св. Феодор".

Более 150 лет вызывает интерес исследователей другая печать, связываемая с именем князя Мстислава Владимировича и жалованной грамотой этого князя, данной около 1130 г. новгородскому Юрьеву монастырю*.

*(Н. П. Лихачев. Материалы... ЕЫП. 1, стр. 16.)

На одной стороне печати изображен Иисус Христос, сидящий на "престоле", правая его рука благословляет, в левой руке он держит закрытую книгу. На другой стороне отчетливо изображен воин. Правая нога воина наступает на змия с раскрытой пастью, правой рукой воин вонзил в пасть змия копье. Левая рука воина держит ножны меча, немного ниже рукоятки. На печати изображен решительный момент схватки воина со змием: если бы удар копьем не принес воину победы, то воин должен был бы правой рукой выхватить из ножен меч и пустить его в ход, чтобы одолеть змия*.

*(Н. П. Лихачев. Материалы.., вып. 1, стр. 14-19.)

Матрица печати, с которой получен этот оттиск, имеет, по мнению Н. П. Лихачева, черты "византийского влияния". Изучение византийских изображений святых позволяет установить, что воин, сражающийся со змием, - мученик Федор Стратилат. Христианское имя князя Мстислава Владимировича - Федор, поэтому на его печати и изображен Федор Стратилат.

В. Л. Янин высказал сомнение в подлинности печати Мстиславовой грамоты. Основные его аргументы сводятся к следующему. Во-первых, печать Мстиславовой грамоты состоит из двух серебряных пластинок, между которыми пропущен шнур. Этот тип печатей характерен для начала XIII в. и не встречается в более раннее время. Свинцовые печати XII в. оттискивались на цельнометаллической заготовке, имеющей отверстие для шнура. В. Л. Янину удалось найти золотую печать конца XII в., по технике изготовления подобную свинцовым печатям XII в. Отсюда он делает вывод, что печать Мстиславовой грамоты не имеет аналогий в современных ей печатях XII в., и, наоборот, близка к печати начала XIII в. Во-вторых, сопоставление печати Мстиславовой грамоты с печатями начала XIII в. позволяет установить большое ее сходство с печатями великого князя Александра Невского. Общий вывод В. Л. Янина: печать Мстилавовой грамоты на сто лет моложе грамоты, к которой она привешена. Отыскивая аналогии среди печатей XIII в., 3. Л. Янин приходит к мысли, что эта печать принадлежала отцу Александра Невского великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, который, как и Мстислав Владимирович, имел христианское имя Федор.

Объясняя появление печати Ярослава у Мстиславовой грамоты, В. Л. Янин высказывает два предположения: во-первых, Ярослав мог подтвердить старую жалованную грамоту, скрепив ее своей печатью; во-вторых, печать может быть подложной. Автор более склоняется ко второму предположению. Самый акт не настолько важен, чтобы потребовалось его утверждение золотой печатью. Что касается времени, когда совершен подлог, то В. Л. Янин считает, что это могло быть сделано в середине XVI в., когда правительством Ивана IV была произведена частичная секуляризация церковных имуществ. В это время монастырям "приходилось документально подтверждать свои права на земельные владения, и внешней солидности документов не могли не придавать должного значения"*.

*(В. Л. Янин. Печать Мстиславовой грамоты. "Краткие сообщения ИИМК", вып. 65. М., 1956, стр. 42-48. См. также: В. Л. Янин. Актовые печати, т. II, стр. 16-21.)

Аргументы В. Л. Янина недостаточно убедительны. Во-первых, слишком мало печатей сохранилось от XII и XIII вв., чтобы можно было категорически утверждать, что в начале XII в. не могло быть печатей, составленных из двух серебряных позолоченных пластинок. В более позднее время, от которого дошло до нас значительное количество печатей, исследователь встречается с их большим разнообразием. Во-вторых, предположение, что подложная печать появилась в середине XVI в., слишком слабо аргументировано. К сожалению, состояние источников таково, что более солидную аргументацию трудно привести.

Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства сохранились печати должностных лиц. К ним относятся печати тмутараканского посадника Ратибора.

В Начальной Летописи под 1079 г. рассказывается, что в этом году великий князь киевский назначил своим представителем в Тмутаракань посадника Ратибора. В дальнейшем Ратибор известен по летописи как боярин при Владимире Мономахе и как тысяцкий в Киеве. Все сообщения о нем относятся к концу XI - началу XII в.

Известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах; они найдены в Крыму, а также под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров (22-27 мм и больше). На них изображен, с одной стороны, Климент - папа римский, в святительском облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н. П. Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись: "От Ратибора".

Имя Ратибор - языческое. Возможно, что посадник Ратибор носил христианское имя Климента, поэтому изображение Климента - папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их к XI в. и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, т. е. изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения в том, что эти печати относятся к XI-началу XII в. Последний исследователь печати Ратибора В. Л. Янин обращает внимание на форму надписи на печати - "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание" владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение Вероятно. Ратибор пользовался печатью при запечатывании своей корреспонденции и печать указывала на обратный адрес.

Рис 15. Печать тмутараканского посадника Ратибора
Рис 15. Печать тмутараканского посадника Ратибора

Помимо печатей посадника Ратибора известны печати, которые, по определению В. Л. Янина, принадлежали новгородскому посаднику Завиду (ок. 1088-1094 гг.).

На лицевой стороне печати изображен св. Феодор в полный рост, с копьем и щитом, а на обороте греческая надпись: "Воззри на меня протопроедра Евстафия". Греческий титул протопроедр на русских печатях означает советник, помощник князя*. Христианское имя Федора, как уже говорилось, носил новгородский князь Мстислав Владимирович. Владелец печати являлся советником князя Мстислава Владимировича, на что и указывает изображение на печати св. Феодора.

*(В. Л. Янин. Новгородские посадники. М., 1962, стр. 60.)

Печати духовенства. Известны древнейшие печати киевских митрополитов XI - начала XII вв., которые отражают зависимость главы русской церкви от константинопольского патриарха. Эта зависимость выражается в помещении на печатях личной патриаршей эмблемы и в именовании митрополита синкеллом. Титул синкелл - почетный, обозначающий, что митрополит числился членом совета Цареградского патриарха. На печати митрополита Феопемпта (1037-ок. 1043) изображен св. Иоанн Предтеча, а на обороте греческая надпись "Господи, помози Феопемпту, митрополиту России". Иоанн Предтеча, по мнению В. Л. Янина, помещен на этой печати как личный патрон византийского патриарха Алексея Студита, при котором Феопемпт получил Киевскую митрополию*.

*(В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 47.)

Титул синкелл встречаем на печати Киевского митрополита Георгия (1068-1073 гг.). На одной стороне печати митрополита Георгия изображен св. Георгий в виде воина с копьем и щитом и надпись по сторонам на греческом языке, свидетельствующая, что изображен св. Георгий. На другой стороне печати также греческая надпись: "Господи, помози Георгию митрополиту России и синкеллу". Печать митрополита Георгия в то же время подчеркивает и крепнущую самостоятельность киевской митрополии. На печати изображен личный патрон митрополита - св. Георгий. Печати митрополитов и князей внешне сходны, их различают только надписи.

С конца XI в. личные эмблемы на печатях митрополитов исчезают. Они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери, по которому сразу можно было определить принадлежность печати и документа, скрепленного этой печатью.

Первые печати с изображением Богоматери принадлежали киевским митрополитам Николаю (1096-1104 гг.) и Никифору (1104-1121 гг.).

На печати митрополита Никифора на одной стороне помещено изображение Богоматери, а на другой - греческая надпись: "Пресвятая, воззри на меня, Никифора России". Таким образом, вырабатывается новый тип печатей высшего духовенства с изображением Богоматери как эмблемы церкви в сочетании с греческой надписью. Этот тип печатей высшего духовенства долгое время остается господствующим.

Рис 16. Печать киевского митрополита Георгия
Рис 16. Печать киевского митрополита Георгия

Печати с надписью "Дьнеслово". Кроме рассмотренных печатей известна серия древнерусских печатей с изображением святых (Михаила, Давида, Феодора, Георгия, Пантелеймона и др.) или Серафима и Богоматери на одной стороне и надписи "Дьнеслово" - на другой. В определении времени, принадлежности и назначении этих печатей остается много неясного. Впервые проанализировать их пытался Н. П. Лихачев. По его мнению, первая часть надписи - "дьне" или "дено" означало внутри. Печать с такой надписью "указывала, - заключал он, - что в том документе, к которому она привешена, заключено сообщение, известие, может быть, распоряжение, одним словом - чье-то "слово"*. Б. А. Рыбаков называет печати с надписью "Дьнеслово" печатями тайной переписки. Надпись означает - скрытое, сокровенное слово.

*(Н. П. Лихачев. Материалы..., вып. 2, стр. 29.)

17. Печать киевского митрополита Никифора
17. Печать киевского митрополита Никифора

Новая попытка определения времени и принадлежности печатей этого типа сделана В. Л. Яниным*. Он принимает толкование значения надписи Н. П. Лихачева и относит всю группу печатей к рубежу XI и XII вв., точнее, к периоду на ранее 1093 и не позднее 1113 г., т. е. времени княжения Святополка Изяславича. Печать с изображением Михаила он связывает с киевским князем Святополком Изяславичем, который в крещении имел имя Михаил. Печать с изображением Феодора он связывает с Мстиславом Владимировичем, которого в крещении звали Феодором. Печати же с изображением Серафима и Богоматери В Л. Янин определяет как печати, принадлежавшие митрополитам. Следует отметить, что, несмотря на значительный успех в определении этих печатей, остается ряд печатей, которые не удается связать с известными именами конца XI - начала ХII в.

*(В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 75-86.)

Рис 18. Печать с надписью 'Дьнеслово'
Рис 18. Печать с надписью 'Дьнеслово'

«« НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ ВПЕРЕД »»


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Печати Древнерусского государства (1963)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!

 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта