| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018) › Символика России 90-х гг. XX — начала XXI в. в государственной политике и общественном дискурсе | ||||||
Соболева Н.А.
Символика России 90-х гг. XX — начала XXI в. в государственной политике и общественном дискурсе// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 605-629 (окончание Главы VI) Аннотация: Смена политических реалий, дважды в течение XX в. потрясшая наше Отечество, выражалась и в символических «жестах»: изменялись основные государственные знаки — герб, флаг, гимн. Но если в 1917 г. после падения царизма существовал своеобразный буфер — Временное правительство, которое «растянуло» замену российской имперской символики на абсолютно новую более чем на год, что сделало смену государственных эмблем для жителей России не такой резкой, то кажущийся внезапным возврат знаков государственности царской России (герба и флага) в начале 90-х гг. XX в. в социально и идеологически однородное советское общество был, мягко говоря, «не сразу понят» этим обществом. Герб, флаг и гимн новой России несмотря на то, что в декабре 2000 г. они утверждены законодательным путем, все еще неоднозначно оцениваются в нашей стране, являясь предметом дискуссий, а иногда и более серьезных противостояний. Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Соболева Н.А. Символика России 90-х гг. XX — начала XXI в. в государственной политике и общественном дискурсе (2018)
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 134441 знаков (с пробелами)
СИМВОЛИКА РОССИИ 90 Х ГГ. XX НАЧАЛА XXI В. В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ Смена политических реалий, дважды в течение XX в. потрясшая наше Отече ство, выражалась и в символических жестах изменялись основные государ ственные знаки герб, флаг, гимн. Но если в 19 17 г. после падения царизма суще ствовал своеобразный буфер Временное правительство, которое растянуло замену российской имперской символики на абсолютно новую более чем на год, что сделало смену государственных эмблем для жителей России не такой резкой, то кажущийся внезапным возврат знаков государственности царской России герба и флага в начале 90 х гг. XX в. в социально и идеологически однородное советское общество был, мягко говоря, не сразу понят этим обществом. Герб, флаг и гимн новой России несмотря на то, что в декабре 2000 г. они утверждены законодатель ным путем, все еще неоднозначно оцениваются в нашей стране, являясь предметом дискуссий, а иногда и более серьезных противостояний. Одной из причин подобного неадекватного отношения к символам суверени тета сегодняшней России является недостаточное знакомство граждан с их историей. До недавнего времени в историографии существовали лишь самые общие сведения о государственной символике нашего Отечества, начиная с зарождения российской государственности. Этот феномен, может быть, объясняется прерывистым харак тером русской истории, не дающим возможности нарисовать реальную картину эволюции и использования носителями власти атрибутов этой власти, проанализи ровать их символику, определить степень традиционности, исконности, заимство ваний. Письменные источники отчасти по этой причине скупо освещают историю отечественной властной атрибутики. Недостаток достоверных данных, с одной стороны, обусловил отсутствие каких либо серьезных сведений о возникновении государственных эмблем в трудах крупных российских историков С. М. Соло вьева, В. О. Ключевского с другой способствовал рождению различных мифов, субъективных трактовок непроверенных источниковедческих фактов. К последним относится, например, осторожное высказывание русского историка В. Н. Татище ва двухсотпятидесятилетней давности о заимствовании великим князем Москов ским Иваном III Васильевичем государственного герба у Византии в результате его женитьбы на Зое Софье Палеолог, племяннице последнего византийского импе ратора Константина XII Палеолога Драгаша в 1472 г. В ХIХ в. существовала также версия, что Софья Палеолог привезла в Россию и другой символ Драконоборца. политическая символика 606 в современном мире Прошло 200 250 лет со времени появления подобных версий исследователями последующих поколений, казалось бы, опровергнуты многие суждения, высказан ные на заре становления исторической науки, причем к мнениям российских исто риков присоединились и зарубежные исследователи, однако традиции оказались хоть и неисторичными, но живучими. Непрофессиональные суждения высказываются в литературе также о совет ских государственных эмблемах, насчет происхождения которых в настоящее время существует много экзотических версий. Одна из наиболее заманчивых масонский след, отраженный в эмблемах герба и флага СССР. О том, что этот факт не подтверждается ни исторически, ни источниковедчески, можно прочитать в, немногочисленных правда, трудах профессиональных историков 1 В настоящее время, а точнее в последнее двадцатилетие, в отечественной исторической науке происходят значительные изменения как в плане новаций относительно тематики исследований, так и в плане многофакторности мето дов осмысления явлений и процессов, многие из которых ранее не представляли общественного и научного интереса2. В конкретном случае речь идет о символах власти в России на разных хронологических этапах ее истории. Как пишет совре менный исследователь средневековой символики М. А. Бойцов, давно уже пора отказаться от априорной убежденности в том, что символическая сторона власти второстепенна, дополнительна, малозначима по сравнению с иными более солид ными а потому и более заслуживающими внимания историков ее основаниями, например, институциональными И далее Получая представление о символи ческих системах, в которых власть предъявляет, а значит, и реализует себя в том или ином обществе, мы постигаем и самые существенные характеристики этой власти, и механизм ее функционирования. Процесс возникновения символиче ских систем идентичен процессу становления власти, и, разбираясь в первом, мы лучше понимаем второе 3. Данный подход к изучению символики государства соотносится с main stream новомодного направления европейской историографии потестарной имагологии, ориентированной на изучение образов власти, способов и форм ее репрезентации во внешнем мире. Причем если еще тридцать лет тому назад изуче ние знаков власти происходило в рамках вспомогательных исторических дисци плин геральдики, сфрагистики, вексиллологии и т. д. с соответствующими истори 1Корнаков П. К. Символика и ритуалы революции 19 17 г. Анатомия революции. 19 17 год в России массы, партии, власть. СПб., 1994 Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть к изучению политической культуры российской революции 19 17 г. СПб., 200 1Похлебкин В. В. Из истории советской эмблематики Вопросы истории. 1978. 3 Соболева Н. А. Из истории советской политической символики Отечественная история. 2006. 2. Данная работа переведена на английский язык и опубликована в журнале Russian Studies in History. Fall 2008. Vol. 47. 2. 2 Сахаров А. Н. О новых подходах к истории России Вопросы истории. 2002. 8. 3 Бойцов М. А. В шкурах или в пурпуре К облику варварских королей времен падения Римской империи Искусство власти. СПб., 2007. С. 46 47. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 607 ческими выводами и заключениями, то в современных исследованиях наблюдается интегрированность проблем символики, прежде всего, конечно, государственной, а теперь и партийной4, в иные области научного знания в политологию, фило софию, социолингвистику, психологию. Под новым углом зрения знаки власти а это прежде всего визуальные зна ки гербы, флаги, знамена, ордена, печати рассматриваются в комплексе с други ми символическими знаковыми системами вербальными, поведенческими, обря довыми и т. д. под шапкой политической символики, где существенную роль играют национально государственные символы. Они составная часть процесса формирования и воспроизводства политической общности любого народа и госу дарства. С одной стороны, национально государственная символика определяет лицо народа, подчеркивает его самобытность, сплачивает во времена тяжких обще ственных потрясений, с другой, используется правящей элитой для идентифика ции проводимого политического курса с общими национально государственны ми интересами. Это позволяет власть имущим объединить граждан вокруг своей политики, мобилизовать их внимание, стимулировать действия, необходимые для достижения поставленных целей 5. Некоторые западные политологи применяют по отношению к образным визуальным политическим символам такие дефиниции, которые определяют их исключительно как категорию власти Политические символы это те, которые име ют значение для функционирования власти 6. С последним определением можно согласиться, если учитывать адекватность восприятия, например, государственных символов властью и обществом, что обусловливается прежде всего своеобразной прозрачностью знаков власти. Возведение знаков, определяющих суверенитет государства в ранг полити ческих символов, определило их социальную значимость и предопределило при менительно к ним методы изучения социума, которые в настоящее время харак терны для социологической науки, но все шире применяются и в историческом исследовании. Речь идет не только об опросах респондентов, но и о следовании неким парадигмам, одной из которых является идея национальной идентичности. Проблема реконструкции национальной идентичности становится актуальной в современном мире в силу процессов глобализации и интеграции, ведущих, с одной стороны, к размыванию идентичности и, с другой, к стремлению восстановить ее исторические основы пишет адепт этой идеи А. Н. Медушевский. Ключевой элемент национальной идентичности, продолжает он далее, картина исто 4 Зазыкина Е. В. Психологическая характеристика символики ведущих российских политических партий. М., 2002. 5 Кажанов О. А. Национально государственная символика современной России как средство политической коммуникации. Смоленск, 1995. С. 3. 6 Морис Георгица Г. Политические символы Элементы теории политики. Ростов н Д, 199 1С. 346. политическая символика 608 в современном мире рического прошлого нации, которая находится в постоянном изменении и может становиться объектом манипулирования и направленного конструирования 7. Многих отечественных историков данная идея привлекла возможностью изменения ценностных подходов в отношении кардинальных событий русской истории, среди них заполнение белых пятен цивилизационный подход к исто рическому процессу, акцентация на плюралистическом осмыслении тех или иных событий, смена стереотипов общественного сознания и т. д. Знаки власти в контексте исследования проблемы идентичности заинте ресовали многих европейских ученых, поставивших перед собой задачу показать, как страны, обретшие широкую демократию Massendemokratie в 1989 199 1гг., могут легитимизироваться через традицию. Немецкое научное общество Deutsсhe Forsсhungsgemeinsсhat в Гуманитарном центре истории и культуры в Лейпциге с 200 1г. в рамках исследовательского проекта, касающегося истории культуры Цен тральной и Восточной Европы, развития ее визуальных аспектов в процессе госу дарственной и общественной модернизации с 19 18 г., публикует статьи авторов из разных европейских стран по данной проблематике в ряде журналов, но в основ ном в журнале Восточная Европа Osteuropa начиная с 2002 2003 гг. Отдель ный выпуск Osteuropa. 53. Jg., 7 2003 посвящен марбургскому историку, спе циалисту по Восточной Европе Гансу Лембергу в честь его 70 летия, составившему совместно с И. Эзером большой библиографический труд Государственная идея и государственная символика в Восточной Европе в XX в. 8. Большинство работ авторов из разных государств посвящены символике их стран, вопросам национальной идентичности авторы освещают широкий спектр носителей и средств визуальной репрезентации государства, подчеркивающих легитимацию государственной традиции. В статье Арнольда Бартецки Вновь коронованный орел. Визуальное изображение Польшей самой себя отмечается, что государственные символы и другие визуальные носители того, как государство изображает самое себя, например банкноты, монеты, почтовые марки, памятники и репрезентативные здания, являются не только зеркалом, но и фактором, воздей ствующим на сознание жителей государства при помощи политики. Интересно, что, например, на банкнотах вместо выдающихся поляков музыкантов, писателей, актеров появляются короли, монархи чего нет ни на одних банкнотах западноевро пейских стран Таким образом, в сознании граждан закрепляется государственная традиция прежде всего преемственность государственности. С государствен ной символикой в Польше больших проблем не возникало. Бело красное знамя существовало и при коммунистическом режиме. Гимн Еще Польша не погибла 7 Медушевский А. Н. Рец. на кн. И. де Кегель. Реконструкция досоветской истории. Споры об идентичности в новой России. Гамбург, 2006 Isabelle de Keghel. Die Rekonstruktion der vorsowietisсhen Gesсhiсhte. Identit tsdiskurse in neuen Russland Отечественная история. 2008. 6. С. 158 16 1 8 Osteuropa. 53. Jg. 7 2003 909. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 609 существовавший от 1795 г., также оставался неизменным и при ушедшем режиме. Белая орлица получила снова корону, однако без креста, хотя отсутствие последнего вызвало дебаты в Сейме Tylko pod krzy em, tylko pod tym Znakiem, Polskajest Polsk a Polak Polakiem 1990 г. Польша встретила с удовлетворившими всех символами9. Не во всех странах, обретших в начале 1990 х гг. новую символику, принятие ее проходило без эксцессов. В теоретической статье Пола Колстё Национальные сим волы в новых государствах. Знаки единства и разногласия высказывается мнение, что в укрепившихся странах банального национализма США, Великобритания, Новая Зеландия и др. устоявшиеся нации в которых имеется доверие к своему собственному дальнейшему существованию национальные символы выполняют функцию промоутера в США флаг, во Франции гимн Марсельеза о чем можно судить по ответам на вопрос, что объединяет французов почти каж дый отвечал гимн и напевал Марсельезу Автор считает, что в новых, не укре пившихся государствах национальные символы зачастую не выполняют функцию промоутера. Часто они даже только выявляют сильные различия внутри общества выделяются этнические, партийные, мировоззренческие моменты Далее он приводит пример Македонии как молодой нации со слабой и плохо развитой национальной идентичностью. Когда в 199 1г. государство стало неза висимым, то большинство говорящих на славянском языке жителей считали себя этническими македонцами. Однако Болгария настаивала на том, что славяного ворящие македонцы болгары. При помощи герба македонцы не могли доказать собственную македонскую идентичность, ибо в XVI в. и Македония и Болгария в западноевропейских гербовниках идентифицировались при помощи льва в короне. Македонцам пришлось вернуться к социалистическому гербу 1946 г. Речь пошла о флаге, который был введен в 1992 г. При помощи современных археологических раскопок была обнаружена в Северной Греции около Верджины 16 лучевая звезда, по мнению археологов принадлежавшая Филиппу II Македонскому. Находка отсы лала македонскую историю ко времени, когда еще не были разъединены албанцы и славяне, а знамя Македонии с этой звездой создало бы 2000 летнюю государствен ную традицию для современного Македонского государства албанцы иллирийцы также приветствовали этот символ. Однако и Греция претендовала на античную Македонию она наложила эмбарго на македонские товары, идущие через Салони ки. В результате молодое Македонское государство должно было уступить звезду сделали стилизованной 8 лучевой и в 1995 г. утвердили новый флаг Македонии с этим символом 10. Очень интересные статьи содержат материалы о символах суверенитета Боснии и Герцеговины, Белоруссии которая, как известно, на государственном уровне не зарилась на литовскую погонь оставив социалистическую симво лику Украины. В отличие от Македонии, отказавшись, правда, от серпа и молота, 9 Osteuropa. 53. Jg. 7 2003 9 10 920. 10 Ibid 995 10 14. политическая символика 6 10 в современном мире не решившейся на исторический подлог, Украина объявила трезубец этническим национальным украинским символом коренного народа Привлекает к себе внимание статья Ш. Трёбста Культ государственности в псевдогосударстве посвященная новым процессам идентификации, происхо дящим в провозглашенной в 1990 г. Приднестровской Молдавской Республике 12. Автором использована обширная литература на многих языках, содержащая зача стую противоречивые взгляды на непризнанное государство В частности, им привлечены данные социологического опроса, проведенного молдавскими, при днестровскими, российскими и американскими учеными в 1998 г. по поручению фонда Карнеги, которые сделали заключение о процессах формирования терри ториальной социокультурной идентичности Приднестровья В том же году кол лектив российско американских географов констатировал, что в Приднестровской Молдавской Республике наблюдаются явные признаки новой национальной кон струкции т. е. менее чем за одно столетие обрела форму новая идентичность 13. Г н Трёбст считает, что для формирования этой новой идентичности большую роль сыграли такие составляющие, как стремление к сохранению советского наследия выразившиеся в сохранении черт советской государственной символики присут ствие их в гербе и флаге Приднестровья политика памяти, в которую включался и культ русского полководца А. В. Суворова в виде его памятников, и напомина ние о битве за Бендеры 1992 г., оцениваемой как успешно выдержанное боевое крещение Приднестровской Молдавской Республики. К названным составляющим Штефан Трёбст относит и воссоздание культа президента ПМР Игоря Николаеви ча Смирнова 14. Невольно вспоминаются размышления о символах русского писа теля и журналиста, эмигранта, умершего в 1953 г. в Уругвае, Ивана Лукьяновича Солоневича. Он писал о том, что народу подпрапорщикам запаса нужен сим вол Что то простое, явное, ощутимое, подменяющее реальную сложность жизни схематизированной фигурой гения, вождя, сверхчеловека. Символ нужен и слою слой сплачивается около этого символа, как около знамени. Иногда символ нужен и нации 15. Далее Солоневич говорит о Франции, для которой символом стало 14 июля день взятия Бастилии. В указанном издании Восточная Европа Российской Федерации Рос сии часть своего большого очерка посвятил Пол Колстё P l Kolst Россий ская Федерация постмодернистский компромисс Путина 16. Он утверждает, что не только в новых государствах, но и в реструктурированных может возникнуть глубокий кризис в отношении политических символов. Однако Россия может Osteuropa. 53. Jg. 7 2003 984 994. 12 Ibid 962 983. 13 Ibid 98 4 Ibid 979 980. 15 Солоневич И. Наша страна. XX век. М., 200 1С. 196 197. 16 Osteuropa. 53. Jg. 7 2003 1009 10 14. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 6 служить примером выхода из тупиковой ситуации, касающейся государственной символики. Автор считает, что преодолел кризис Путин, осуществив постмодер нистский компромисс, примирив политических противников. В декабре 2000 г. В. В. Путин выступил с предложением, которое объединяло инновацию и тра дицию. Он соединил символы, те, что предпочитали ориентированные на Запад демократы, с одной стороны, монархисты, которым покровительствовали нацио налисты славянофилы с другой, с некоторыми знаками из советского времени, от которых не хотели отказаться коммунисты. В этом признается огромная заслуга В. В. Путина в плане выстраивания государственной символики, что переносится и на саму государственность. Практически подобным же образом осмысляется новая старая рос сийская символика и еще одной западной исследовательницей, Изабель де Кегель, которая издала две книги на тему российской государственной символики 17 О сво ей первой книге она написала следующее Она книга посвящена истории флага, герба и гимна России с средних веков до современности. Первый маленький раз дел содержит обзор того, как создавалась госсимволика в средние века. Основной фокус работы лежит на реформах госсимволики в переходное время, особенно во время правления Ельцина и Путина, и на дискурсе об этих реформах. Кроме того, книга содержит раздел о том, как воспринималась и воспринимается госсимволика населением в переходное время. Он основан на опросах институтов общественно го мнения особенно ФОМ и на 22 квалитативных интервью, которые я взяла осенью 2004 г. в Москве. Основной тезис книги состоит в том, что для символиче ской политики ельцинского времени характерен сильно выраженный антикомму низм, который не мог служить идентификационной основой для широкого насе ления. В отличие от этого путинская символическая политика была направлена на то, чтобы создать синтез дореволюционной и российской символики, правда, не считаясь с возражениями либеральной интеллигенции. Как показывают опросы, обновленная государственная символика до сих пор полностью не была освоена населением. Но она по крайней мере получила одобрение Государственной Думы, которой без успеха добивался Ельцин из личной переписки И работа П. Колстё и книга де Кегель, хоть и различаются по качеству и объ ему, в целом похожи. Это бесстрастное изложение сообщений Интернета, офици альных документов организующего характера постановлений, подзаконных актов, опросов случайных людей, так сказать, постфактум Здесь не использованы архивные данные, свидетельства очевидцев трагедии становления сегодняшних государственных символов, которая длилась почти 10 лет и оказала исключитель но отрицательное воздействие на наше общество. 17 Isabelle de Keghel. Die Staatssymbolik des neuen Russland im Wandel. Vom antisowjetisсhen Impetus zur russl ndisсh sowjetisсhen Misсhidentit t. Bremen, 2003 Die Staatssymbolik des neuen Russland. Traditionen Integrationsstrategien Identit tsdiskurse. M nster, 2009. политическая символика 6 12 в современном мире Вопрос о символах новой демократической России при всей кажущейся про стоте возвращение к старине, к традициям остается сложным, даже можно сказать, не совсем понятным. Он завязан на российской событийности 90 х гг. прошлого века нулевых годах века нынешнего, на личностях, возглавлявших наше государство в это время, на их командах последователях, преемниках и противниках. Возникновение символики демократической России соотносят с именем первого президента России Б. Н. Ельцина. Государственная независимость Рос сии, возникновение посткоммунистического общества, приход Б. Ельцина к вла сти 12 июня началом всех этих перемен стал 199 1год 18. К числу безусловных новаций Ельцина относят ряд мер имевших скорее символический, нежели политический характер. Были подписаны указы президента Российской Федера ции О Государственном гербе О Государственном гимне О Государственном флаге Подобное заявление прозвучало из уст соратника Ельцина В. Костикова 19. Несогласием с последним выглядит определение, данное указам биогра фом Б. Н. Ельцина Борисом Минаевым. Он, напротив, видит в новой символике политический смысл Эти указы формально были первыми действиями Ельцина, обозначившими новую эпоху. В ней ему слишком многое предстояло придумать и осуществить заново. С чего начать строительство этого нового государства на карте мира У страны, как правильно рассуждает президент, не может не быть флага, гимна и герба. С другой стороны, спрашивать у страны, у народа, какие флаг и гимн они предпочитают, сейчас, в период тяжкой депрессии, когда еще не остыл кошмар октября, когда общество поляризовано и одни ненавидят новую власть, а другие по прежнему полны надежд и веры, тоже бессмысленно 20. Далее биограф домысливает действия Б. Н. Ельцина в отношении символики Он рассуждает так в конце концов, флаг можно заменить, слова гимну придумать другие, главное чтобы не было удручающей пустоты Три главных символа нового государства добавляет Минаев, приняты в момент, когда либераль ная интеллигенция, демократы первой волны задавали тон в обществе Далее, на наш взгляд, просматривается явная нестыковка в осмыслении символики, кото рой дает характеристику автор двуглавый орел, держащий скипетр, символ новой страны, который отсылал нас к истории, самой древней, монархической 2 8 Докторов Б. З., Ослон А. А., Петренко Е. С. Эпоха Ельцина мнение россиян. Социо логические очерки. М., 2002. С. 13. 19 Костиков Вяч. Роман с президентом. Записки пресс секретаря. М., 1997. С. 263. Здесь же Костиков посчитал нужным добавить Мэр Москвы Ю. М. Лужков, пользуясь благоприят ным моментом, сделал отчаянную попытку осуществить свою и не только свою давнюю идею вынести из кремлевского мавзолея мумию Ленина. Был даже приложен проект президентского указа Однако Ельцин уклонился от реализации этой идеи. 20 Минаев Б. Д. Ельцин. М., 20 10. С. 444 445. 2 1Там же. С. 444. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 6 13 Нестыковка здесь вербальная демократы, задающие тон в обществе 22 и обращение к монархической истории 23. Возможно, меня упрекнут в казуистике. Однако не только вербальное противоречие, но и смысловое, типа может ли монархический двуглавый орел олицетворять наше евроазиатское федеративное демократическое пространство 24 волновало граждан. Поскольку вопрос о двуглавом орле был исключительно неоднозначно вос принят обществом в 90 е гг. XX в., несмотря на все уверения некоторых историков, причисляющих себя к знатокам символики, что именно такой коронованный орел со скипетром, державой должен служить государственным символом демократи ческой России, я привожу здесь материал, являющийся частью статьи, написан ной мною к 10 летию президентского указа о государственном гербе для журнала Государственная служба изд. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Ни десять лет тому назад, ни теперь не акцентировалось внимание граждан нашей страны на том факте, что герб в подобном варианте санкт петербургский архитектор Е. И. Ухналев не срисовал, а нарисовал по мотивам Малого герба Российской империи. Вместо золотого гербового щита и черного двуглавого орла герб РФ получил иные цвета, что в геральдике означает и другой герб. С кры льев орла были убраны титульные гербы, Драконоборец повернут в правую от зрителя традиционную для российской символики сторону и назван всадни ком в синем плаще тогда как, между прочим, в официальном описании герба Российской империи Драконоборец назван так, как ему и положено, святой Георгий. Отказ от исторического святого Георгия православного святого, как потом объясняли разработчики нового герба РФ, был обусловлен многоконфес сиональностью России. Но ведь Георгия Победоносца почитают и мусульмане, называя Джирджисом. В политизированном российском обществе начала 90 х гг. всякое нововве дение объяснялось прежде всего политикой. При обсуждении проекта Федераль ного конституционного закона о государственных символах Российской Феде рации, которое проходило в Государственной думе 7 и 9 декабря 1994 г., депутат В. В. Семаго откровенно об этом заявил речь идет об обыкновенной политике. Была волна антикоммунизма, нужно было заменить те символы, которые были 22 Демократия, как известно, это форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, когда народ имеет право участвовать в решении государственных дел, обладая широким кругом прав и свобод. 23 Монархия такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит частично, полностью, номинально единоличному правителю. Так называется и государство с подобным правлением. Но, может быть, г н Минаев имел в виду особую демократию особых демократов например суверенную 24 Родионов Б. Может ли быть гербом Российской Федерации двуглавый орел, хотя и по добрее Известия. 25 декабря 199 1г. политическая символика 6 14 в современном мире ненавистны людям, сегодня приведшим к ее нынешнему положению, и они сдела ли самое оптимальное из того, что могли 25. Что же касалось простых избирателей, новый герб на заре возрождаемой суверенной России воспринимался многими по двуглавому орлу не иначе как сим вол Российской империи. Люди выражали на страницах газет и журналов, в основ ном оппозиционных, свое негативное отношение к царскому символу В газете Советская Россия от 7 января 1992 г. было опубликовано письмо читательницы Г. Мурманской под заголовком Двуязычный наш орел в котором она писала На днях по телевизору показали, как наши новые российские власти выбирали подходящий вариант нашего нового герба. Решили, как это было видно из переда чи, вновь вернуться к двуглавому орлу. На фоне нашей нищеты, разрухи и убоже ства эти демократические потуги выглядят очень жалко и смешно Далее автор письма цитировала стихи о двуглавом орле Я нашел, друзья, нашел, Кто виновник бестолковый. Наших бедствий, наших зол. Виноват во всем гербовый, Двуязычный, двуголовый, Всероссийский наш орел. Стихотворение Двуглавый орел написал в середине XIX в. дворянин, поэт демократ В. С. Курочкин, опубликовав его за границей. Впрочем, олицетворял он этот, ни в чем не повинный знак с ненавистным ему царизмом, а отнюдь не с Рус ским государством. К этим же стихам обратился и народный депутат РСФСР, ныне покойный, Ф. Д. Поленов, продекламировав их на круглом столе в 199 1г., причем высказал диаметрально противоположное в отличие от г. Мурманской мнение этот символ должен быть в нашем гербе, потому что он пережил столетия 26. Действительно, при чем тут нищета Нищие были и есть в любом государ стве, государственный знак эмблема, символ и вряд ли когда либо соотносился с уровнем жизни населения. Дело в другом. Непонятно было, почему странного облика птица должна заменить столь привычный и простой знак Советского государства в виде пере крещенных серпа и молота. Известный филолог и философ, ученый энциклопе дист А. Ф. Лосев дал этому знаку следующую характеристику Это есть такой знак, который волнует умы, зовет к подвигам, двигает народными массами и вообще является не просто знаком, но конструктивно техническим принципом для чело веческих действий и волевой устремленности, для построения новой жизни и для переделывания действительности из старой в новую 27. 25 Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень 69. 1994. 7 декабря. С. 43. 26 Герб и флаг России какими им быть Круглый стол Народный депутат. 199 15. С. 72. 27 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 30. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 6 15 Возможно, не слишком много людей было знакомо со столь глубоким осмыс лением основной фигуры герба Советского Союза. Однако, может быть, и не заме чая герб каждодневно, миллионы жителей нашей страны признавали его своим Поэтому то и вызывал отторжение герб чужой а никто по настоящему не объ яснял, что возникший вместе с реформами символ также свой неразрывно свя занный с многовековой историей России. Модель двуглавого орла без атрибутов монархической власти очень быстро появилась на экранах телевизоров и на страницах газет в качестве проекта отли чительного знака Российской Федерации. К сожалению, до телезрителей и читате лей не доводились какие либо сведения об этой эмблеме. А ведь она была одобре на Временным правительством менее чем через месяц после отречения от власти последнего российского императора, когда остро встал вопрос о создании печати нового правительства, исходящие от которого документы требовали легитимности. За этот месяц на ноги были поставлены все специалисты по геральдике, худож ники, которые с ними сотрудничали. Один из них Иван Яковлевич Билибин, член художественного объединения Мир искусства оформивший множество детских книг и сказок, прекрасный график, вместе со своим учеником Г. И. Нар бутом сотрудничавший в первых отечественных геральдических изданиях, нари совал двуглавого орла для печати Временного правительства. Изданные недавно Журналы заседаний Временного правительства свидетельствуют о дискуссии по поводу нового герба России, о намерении отложить окончательное решение вопро са о гербе до созыва Учредительного собрания сами геральдисты не были едины в выборе главной фигуры герба новой свободной России, однако настоятельная необходимость изготовления печати заставила их пока остановиться на двугла вом орле без каких либо атрибутов ушедшей в небытие царской власти. Высокохудожественно выполненный, как и все рисунки И. Билибина, в усло виях нашей действительности орел приобрел гротескный характер. Как только его не называли в прессе цыпленок табака чернобыльский мутант Даже среди специалистов не было единства взглядов на данную эмблему. Одни видели в двугла вом орле птичку с опущенными крыльями тогда как другие считали ее велико лепной, свободной, гордой и мощной птицей 28. Идея исторической преемствен ности, патриотизма, восхищения деяниями предков нашла отражение в новой форме двуглавого орла, которому вручили скипетр и державу, головы увенчали тремя коронами, а на грудь поместили Драконоборца. Однако эта форма герба, как, впрочем, и все другие варианты, вызывала недо уменные вопросы А зачем орлу три короны Что они означают Почему у орла две головы Почему в республиканском гербе присутствуют символы монархической власти скипетр и держава И так далее К сожалению, ответы должностных лиц, дающих интервью, были не слишком вразумительны. Например, три короны симво лизируют единство трех властей судебной, законодательной и исполнительной 28 Народный депутат. 199 15. С. 78. политическая символика 6 16 в современном мире На что следовал новый вопрос А какая власть выше Короны же расположены не на одном уровне О двух головах орла можно было прочитать, что орел смотрит в Европу и в Азию, а скипетр и держава символизируют просто власть. Конечно, неприятия населением нового герба, а также и флага, резких выска зываний в средствах массовой информации относительно последних можно было бы избежать, если бы с самого начала грамотно велась пропаганда вводимой символики. Например, если бы с введением герба новой России в средствах массовой инфор мации было объяснено 29, что три короны в XVII в. при царе Алексее Михайловиче трактовались как три царства Астраханское, Сибирское, Казанское согласно его титулу, а теперь они не означают ничего. Если бы это объяснили, то не было бы современных вопросов типа А которая власть выше, значимее О двуглавости орла также можно было бы сказать это необычная эмблема продукт фантазии и мифологии, а удвоение животного характерная особенность древнешумерской образной художественной культуры, в которой эта фигура вместе с двухголо вым львом, орлом с львиной головой и т. д. и появилась в III тысячелетии до н. э. Пройдя долгий путь в Европу, она стала государственной эмблемой в ряде стран Западной Европы и главное у европейского монарха номер один, императора Священной Римской империи, где существовало разделение печать с одноглавым орлом королевская, с двуглавым императорская. В этом качестве двуглавого орла поместил на своей печати и впервые применил создатель единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич 1462 1505 К концу XV в. Иван III, чтобы укрепить политический престиж молодого государства и свой лично, принял ряд мер выпустил золотую монету в подражание известнейшим в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал на европейский манер, провел ряд дипломатических акций, возве личивающих его особу, венчал на великое княжение внука Дмитрия. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвер дился двуглавый орел. Внук Ивана III Иван Васильевич Грозный выразил эту идею вербально, заявив шведскому королю Юхану III в ответ на замечания последнего относительно русских знаков власти А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико мы от Августа Кесаря родством ведемся Словом, многих проблем с новой исторической символикой России мож но было бы избежать, если бы, например, одновременно со стихами В. С. Куроч кина Двуглавый орел во всех средствах массовой информации звучали бы вир ши автора первой русской геральдической поэмы Орел Российский Симеона Полоцкого, который в XVII в. прославлял эмблему великой Российской державы такими словами 29 Их ответы публиковались на страницах центральных и местных газет. Чаще всего они были, мягко говоря, неисторичны даже фантастичны. См., например, публикацию Тысячелетие двуглавого орла без подписи Российская газета. 03. 12. 1993. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 6 17 Пресветлый Орле Российския страны, Честнокаменным Венцем увенчаны, Орле преславный, высоко парящий, Славою орлы вся превосходящий Б. Н. Ельцин, размышляя о символике России, не случайно уповает на при оритет верховной власти, и прежде всего на себя лично, в организации государ ственных атрибутов власти, считая, что тяжкая депрессия овладевшая народом после октября 1993 г., не позволит ему народу остановить свой выбор на пред почтительных знаках суверенитета своей страны. Он лишь отчасти прав. Можно сказать, что известное интеллектуальное равнодушие в российском обществе в целом наступило за несколько лет до событий 1993 г. Социологи отмечают Уже в конце 1980 х гг. многим советским гражданам были присущи сомнения относи тельно нерушимости, устойчивости, жизненности их общественной системы. Это проявлялось, в частности, в том, что почти половина жителей Союза 45 в 1990 г. затруднялась охарактеризовать политическое устройство своего государства 30. Как следствие безразличие к символам суверенитета страны большинства ее жителей. Знамя, герб, гимн, другие символы государственности оказались в заключитель ных строках списка речь идет о социологическом опросе в конце 1989 г. о значи мых факторах государственности. Н. С. важнейшими их признавали лишь 8 респондентов 3 1 Свою интерпретацию протекающим во второй половине 80 х гг. в советском обществе процессам дает известный политолог С. Г. Кара Мурза В момент смены поколений была предпринята форсированная операция. На разрушение духовного и психологического каркаса советского народа была направлена большая кампания, названная перестройкой Демонтаж народа проводился сознательно, целенаправ ленно и с применением сильных и даже преступных технологий. Предполагалось, что в ходе реформ удастся создать новый народ, с иными качествами новые рус ские средний класс 32. Социолог А. Н. Данилов, выделяя этапы, свойственные постсоциалистической трансформации российского общества, в 90 е гг., особо под черкивает перемену духовно культурных ориентиров общественного развития 33. Подобную точку зрения высказывает и экономист М. И. Гельвановский. Объясняя главную причину крушения советского строя, он пишет Анализ причин столь молниеносного обвала показывает, что главная из них бездуховность 34 В этом контексте интересно мнение Г. Каспарова, мирового чемпиона по шахматам Люди, которые выходили на площади в начале 1990 х гг., действительно считали, что если 30 Докторов Б. З., Ослон А. А., Петренко Е. С. Указ. соч. С. 37. 3 1Там же. С. 43. 32 Цит. по кн. Кротков В. О. От СССР к России. Авторитарная трансформация рубежа ХХ ХХI веков. М., 20 10. С. 5 1 33 Там же. С. 68. 34 Там же. С. 52. политическая символика 6 18 в современном мире уйдет эта власть советская. Н. С. будет все нормально, потому что никаких представлений об окружающем мире у них не было 35. Указанные обстоятельства привели к выкорчевыванию из сознания советских людей в подавляющем большинстве тех качеств, на которых зиждились знаки госу дарственности СССР интернационализм, союз трудящихся, единство советских народов как одна семья и проч Не случайно М. С. Горбачев, избранный в марте 1990 г. президентом СССР, вспомнил вдруг о красном флаге государства, решив обязательно присутствовать на выборах Председателя Верховного Совета РСФСР. Как вспоминает один из помощников Горбачева В. И. Болдин, возникла пробле ма размещения президента СССР в зале сесть в первом ряду вроде не годится, занять место в президиуме тоже. Идея отвергается потому, что туда М. С. Горба чев решил идти с союзным флагом президента. в тот день, когда решался вопрос, где размещаться Горбачеву на съезде народных депутатов РСФСР, многое опреде лял флаг. Флаг и другая атрибутика были заведены Горбачевым впервые. То ли он сам видел, что президент США находится всегда рядом с флагом государства, то ли это подсказали его помощники, но он дал команду ставить рядом с ним флаг СССР, а на самолетах президента изобразить союзный герб. Служба безопасности все эти пожелания исполнила, и теперь в кабинете президента, в залах совещаний, в других помещениях, где он находился, в специальных подставках красовался алый флаг СССР 36. Далее, рассказывая о съезде депутатов РСФСР, Болдин с сарказмом замечает то ли флаг был недостаточно виден, то ли президент, но поход его на съезд не принес ожидаемого результата ибо претендент от КПСС не был избран. Между тем в СССР происходили процессы, свидетельствующие о распаде единого государства. Еще в 1989 г. стали звучать голоса о возможности восполь зоваться статьей Конституции СССР о праве выхода из СССР В сентябре 1989 г. Верховный Совет Азербайджанской ССР принял закон о суверенитете республи ки в ноябре того же года Верховный Совет СССР принял закон об экономической самостоятельности прибалтийских республик Литвы, Латвии и Эстонии марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял постановление О восстановлении неза висимости Литовского государства в июне 1990 г. Верховный Совет Узбекистана принял декларацию о его суверенитете, а Верховный Совет Молдавии деклара цию о суверенитете ССР Молдова и т. д.37 Россия не была в числе первых, кто стал независимым государством, но и не отставала от других бывших республик. 12 июня 1990 г. 1й съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР подавляющим большинством голосов. Чуть ранее, 30 мая 1990 г., Б. Н. Ельцина избрали Председателем Верховного Совета РСФСР. Эти и многие другие обстоя 35 Кротков В. О. Указ. соч. С. 59. 36 Болдин В. И. Крушение пьедестала. М., 1995. С. 370 37 1 37 Об этом см. Кротков В. О. Указ. соч. С. 36 37. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 6 19 тельства сыграли свою роль в формировании проекта Россия в осуществлении которого основополагающую роль, как считает его биограф, сыграл Ельцин. Отны не слово Россия станет главным в его лексиконе 38. Однако, как справедливо замечает жизнеописатель Б. Н. Ельцина Б. Минаев, Ельцин не был первым, кто самым серьезным образом озаботился судьбой России в это время. Патриот русской деревни, известный писатель В. Распутин на съез де народных депутатов СССР заявил Мы, россияне, с уважением и пониманием относимся к национальным чувствам и проблемам всех без исключения народов и народностей нашей страны. Но мы хотим, чтобы понимали и нас. Шовинизм и слепая гордыня русских это выдумки тех, кто играет на ваших национальных чувствах Но играет, надо сказать, очень умело. Русофобия распространилась в Прибалтике, Грузии, проникает она и в другие республики, в одни меньше, в другие больше, но заметна почти повсюду. Антисоветские лозунги соединяются с антирус скими Не мне давать в таких случаях советы. Вы, разумеется, согласно закону и совести распорядитесь сами своей судьбой. Но по русской привычке бросаться на помощь, я размышляю а может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете ее и если ее слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления Может, так лучше Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущие 39. В этом же году Комсомольская правда публикует статью Как нам обустро ить Россию где ее автор, кумир либеральной интеллигенции, Александр Исаевич Солженицын наметил прямой путь дальнейшего развития страны Сегодня видит ся так, что мирней и открытей для будущего кому надо бы разойтись на отдель ную жизнь, так и разойдись Как у нас все теперь поколёсилось так все равно Советский Социалистический развалится, все равно и выбора настоящего у нас нет, и размышлять то не над чем, а только поворачиваться проворней 40 Российское возрождение стало остроактуальной идеей абсолютно для всех классов, слоев, политических движений справедливо замечает Б. Минаев4 1Ельцин, как он пишет, придал этой идее черты сухого прагматизма А сам Ельцин между тем отмечает Я поддерживал новую и непонятную идею суверени 38 Минаев Б. Указ. соч. С. 227 232. Восторженно наивно автор рассказывает о начальной задумке проекта Россия Это случилось в летние дни 1990 года в квартире Ельциных у Белорусского. Наина Иосифовна супруга Бориса Николаевича. Н. С. вспоминает Однажды он вернулся домой с заседания союзного съезда, совершенно больной, измученный, и вдруг сказал мне такую фразу Надо спасать Россию Я, честно говоря, ничего не поняла и даже испугалась. Какая Россия Тогда был Советский Союз, и никто в таких категориях еще не мыслил. Я так и спросила Боря, ты о чем Какая Россия Нашу Россию 39 Государственность России идеи, люди, символы. М., 2008. С. 396 Минаев Б. Указ. соч. С. 233. 40 Цит. по кн. Минаев Б. Указ. соч. С. 233 234. 4 1Там же. С. 234. политическая символика 620 в современном мире тета России 42. Ну, не важно. Важно, что тотальное равнодушие российского обще ства, о котором писали социологи см. выше сменилось, пусть не повсеместно и не в массовом порядке, но идеей нашей России причастности к России и к рус скому В символике это нашло отражение в интенсивном распространении бело сине красных стягов сначала на митингах в поддержку демократии в Ленинграде, в Москве их подняли митингующие по случаю годовщины Февральской револю ции а затем, если так можно выразиться, как символ самоидентификации рус скости бело сине красные полотнища реяли, в частности, над сбитыми из досок столами, поставленными около спорткомплекса Олимпийский где собирали помощь бастующим шахтерам Кузбасса и Воркуты43. Одиноко стоящие люди под развевающимися на ветру бело сине красными полотнищами производили силь ное эмоциональное впечатление к ним тоненьким ручейком стекались люди с пачками грузинского чая, пакетами сахарного песку, пачками сигарет все, что в то время получали в заказах простые москвичи. Практически сразу же в популярной прессе началась пропаганда бело сине красного стяга, а заодно и двуглавого орла как исторических символов Российского государства44. Эти статьи дилетантичны, содержат зачастую недостоверный фак тический материал, и только позднее появляются книги, написанные професси ональными историками на тему российской государственной символики, ранее мало привлекавшей внимание ученых. В вышеупомянутых статьях западноевропейских авторов, дававших оцен ку введенной в 90 х гг. российской символике, изначально неверно определяется каждый из символов. Так, трехполосный флаг трактуется не как царистский но как прозападный 45. Отсылка к Петру I, который разрабатывал форму и цвета российских флагов, в данном случае несостоятельна, ибо надо знать историю этой деятельности царя46. В последней трети XIX в. на первый план выступает приори тетность бело сине красного стяга как обывательского гражданского В своем законодательном распоряжении от 28 апреля 1883 г. Александр III дал определение флагу, состоящему из трех полос верхней белого, средней синего и нижней красного цветов как исключительно русскому флагу Император Николай II 29 апреля 1896 г. повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело сине красный, и другие флаги допускаемы быть не должны Однако монархисты продолжали использовать и официально 42 Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994. С. 5 1 43 Кротков В. О. Указ. соч. С. 35. 44 Например Геральдика государства Российского Огонек. 1990. 18 Двуглавый орел снова в полет Родина. 199 15 Двуглавый орел прерванный полет Союз. 199 3 и т. д. 45 Пол Колстё. Национальные символы в новых государствах P l Kolst Nationale Symbole in neuen Staaten Osteuropa 1009. 46 Соболева H. A. Российские флаги в дискурсе истории. Гл. III в кн. Соболева H. A. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М., 2006. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 62 1 узаконенный в 1858 г. черно желто белый флаг. В последнее десятилетие XIX в. бело сине красный флаг украшал ярмарки, другие народные праздники, вывешивался на зданиях, украшал памятники к юбилею А. С. Пушкина, памятник гренадерам, павшим под Плевной, и т. д. Словом, воспринимался как народный, демократический, в отличие от правительственного черно желто белого. Как национальный русский флаг с таким подтекстом он применялся и в период Временного правительства в 19 17 г. наряду с огромным количеством других знамен с новой, демократической эмблематикой. Под ним прошли в указанный период патриотические манифеста ции, ряд праздников свободы 47. Временное правительство не создало какой либо системы новых знаков, которая заменила бы символику Российской империи, как это было, в частности, во Франции в 1789 1794 гг. Вследствие острой необходимости заверения финансовых документов оно утвердило 2 1марта 19 17 г. печать с двуглавым орлом, лишенным атрибутов, и надписью Российское Временное Правительство об этом выше Подобный билибинский орел, демократический, без царистских признаков, по видимому, и должен был занять место серпа и молота в новой, демократиче ской России. Не случайно на Санкт Петербургском монетном дворе отчеканились монеты с этим орлом, с предполагаемым гербом. Однако, как отмечалось выше, общественное мнение крайне негативно охарактеризовало его дизайн. Этот дву главый орел превратился в эмблему российского банка. Что касается бело сине красного флага, то в апреле 199 1г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила его применение как нового офици ального символа Российской Федерации. В том же году 22 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать исторический флаг России полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации Событие столь эмоционально было воспринято депутатами, что в суете забыли придать фла гу статус Государственного. Еще до Указа Президента 1993 г., где этот флаг назван Государственным, в качестве такового он проявил себя 25 декабря 199 1г. В 19 часов 36 минут над Кремлем дрогнул и поплыл вниз, освещаемый лучами прожекторов красный Государственный флаг СССР, скрылся, и на смену ему на флагштоке стал подниматься бело сине красный Государственный флаг России. Советский Союз перестал существовать. Россия осталась, превратившись из союзной республики в самостоятельное государство 48. Послепутчевское событие 49 выбор депутатами Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР бело сине красного стяга через три с лишним года 47 Корнаков П. К. Знамена Февральской революции Геральдика. Материалы и исследования. Л., 1983 Колоницкий Б. И. Указ. соч. С. 95 99. 48 Государственность России идеи, люди, символы. С. 4 16. 49 19 августа 199 1г. в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению ГКЧП реакция на который со стороны либеральной оппозиции привела к политическая символика 622 в современном мире превратилось в государственный праздник. Президент Б. Н. Ельцин издал Указ о Дне Государственного флага Российской Федерации В связи с восстановлением 22 августа 199 1г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам постановляю Установить праздник День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа Гимн СССР так же, как в свое время знаменитый Боже, Царя храни после отречения Николая II в 19 17 г., оказался не нужен российскому обществу. Поис ками мелодии и слов для нового гимна в противоположность исканиям кото рые наблюдались в 19 17 19 18 гг. в отношении главной песни тогдашней новой России 50, власти Российской Федерации особенно не были озабочены. Считается, что Московский Союз композиторов выбрал для гимна мелодию Патриотической песни великого русского композитора М. И. Глинки. Эта мелодия еще в 1945 1948 гг., когда решался вопрос о гимне Российской Советской Федеративной Социа листической Республики, когда проводился конкурс на музыку и слова российского гимна и прослушивались 97 вариантов музыки, предлагалась конкурсной комис сии. Однако была отклонена, ибо оказалось, что крайне сложно из за непростого музыкального ряда написать слова на эту мелодию5 1 В литературе данная мелодия Глинки неправомерно называлась Националь ным гимном который, как доказали современные музыковеды Санкт Петербурга, никогда не создавался композитором и сама мелодия могла появиться гораздо позднее созданной А. Ф. Львовым мелодии Боже, Царя храни затем ее также неправомерно переименовали в Патриотическую песню Как бы ни называлась эта мелодия, как бы прекрасна она ни была, в качестве ее исключительной при годности как музыки для гимна сомневались известнейшие современные компо зиторы. Например, председатель Союза композиторов Санкт Петербурга Андрей Петров при обсуждении музыки Глинки 8 декабря 2000 г. заявил Именно мне довелось десять лет назад оркестровать Патриотическую песнь Глинки, и все историческим событиям, получившим название путч. 2 1августа 199 1г. контроль над силовыми структурами переходит к президенту России. СССР фактически утрачивает верховную исполнительную власть. 30 вгуста 199 1г. распущена коллегия КГБ, правительство СССР отправлено в отставку Кротков В. О. Указ. соч. С. 39. Подробное описание событий, известных под названием Августовский путч см. в кн. Пихоя Р. Г., Соколов А. К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970 х 199 1М., 2008. С. 365 394. В книге содержится расширенное изложение событий августа 199 1г. в авторской интерпретации, близкой к официальной. 50 Российским гимнам разных эпох посвящен ряд статей Н. А. Соболевой. Одна из них, Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза опубликованная в журнале Вопросы истории 2005. 2 переведена на английский язык и напечатана в журнале Russian Studies in History. Fall 2008. Vol. 47. 2. P. 3 158. 5 1Зинич М. С. Музыкальный символ России Отечественные архивы. 1998. 4. С. 83 84. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 623 мы тогда были в эйфории. Но года полтора назад я стал говорить в интервью, что мы, может быть, сделали ошибку. Потому что есть более яркие музыкальные гим ны, и притом широко известные. Это Славься Глинки, Богатырские ворота Мусоргского 52. Примерно в этом же ключе высказывался и председатель Союза композиторов Москвы Олег Галахов. Игнорируя принцип сочетания в гимне мелодии и стихов, депутаты Верхов ного Совета РСФСР на своей сессии 23 ноября 1990 г. приняли мелодию Патри отической песни Глинки в исполнении военно духового оркестра Министерства обороны СССР на ура а 27 ноября 1990 г. на II внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР эта мелодия Глинки единогласно утверждена в качестве госу дарственного гимна РСФСР. Как отмечалось выше, трехполосный флаг зафиксировался в 1989 г. на ули цах Москвы и Санкт Петербурга, мелодия союзного гимна практически не испол нялась. На страницах печати появились намеки на необходимый демократической России герб в виде двуглавого орла. Мнение было сформировано в результате обсуждений53, организованных заинтересованными людьми и приглашенными научными работниками, согласными с единственной позицией гербом государства должен быть двуглавый орел. Возражения типа того, что его вряд ли одобрят жите ли Кавказа народный депутат РСФСР Р. Мухамадиев не принимались. Депутат В. М. Тарбоков сообщил, что пилотный опрос жителей в частности, крестьян из ярославских деревень выявил резко отрицательное отношение к двуглавому орлу в качестве герба России. Критические замечания в адрес предлагаемой эмблемы символ не должен быть смешным чем не устраивает уважаемое собрание ныне 52 За Глинку Против возврата к советскому гимну. Сборник информационных материалов. М., 2000. С. 92, 93. 53 19 октября 1990 г. I й съезд народных депутатов принял постановление о подготовке и рассмотрении проекта закона РСФСР О государственной символике а 5 ноября того же года уже правительство постановило создать Государственный герб и Государственный флаг РСФСР. По распоряжению правительства сформировалась комиссия, по поручению которой разработку вопросов российской символики поручили Комитету по делам архивов при Совете Министров РСФСР. Прибывший вместе с Б. Н. Ельциным из Екатеринбурга, назначенный руководить архивной службой РСФСР Р. Г. Пихоя энергично взялся за порученную работу, организовав с конца 1990 г. по нач. 199 1г. около 5 круглых столов см. Вилинбахов Г. В. Геральдические будни Геральдика. Материалы конференции 10 лет восстановления геральдической службы России СПб., 2002, С. 3 9 Анализ обсуждений, названных дискуссией, свидетельствует об игре в одни ворота т. е. как бы согласованных решениях руководителя круглых столов с инициирующими эти решения не менее энергичными научными сотрудниками, собравшими соответствующие подписи ученых с громкими именами, к геральдике, правда, не имеющими отношения. Одна из участниц совещания, доктор исторических наук зав. Отделом нумизматики Государственного Исторического музея А. С. Мельникова, напомнила Р. Г. Пихое, что при Отделении истории АН СССР существует и активно функционирует Геральдическая комиссия и неплохо бы пригласить ее членов на обсуждение проблемы о символах государства. Реакции на слова Мельниковой не последовало, так же как и на предложения о референдуме, социальном опросе населения. политическая символика 624 в современном мире существующий, по моему, очень красивый и очень четкий герб Российской Федера ции доктор юридических наук Г. А. Туманов попытки предложить иную, более приемлемую эмблему, объединяющую все народы РФ. Н. С. и все идеологии наталкивались на жесткую позицию председателя негодующие речи сторонников хищной птицы, самыми различными способами, вплоть до старозаветных две головы это Европа и Азия доказывающих важность и необходимость исполь зования в гербе двуглавой птицы на доходящие до экзальтации положительные характеристики двуглавого орла его раскрытых клювов и массивных лап. При чем с каждым новым заседанием сторонников двуглавого орла из среды научных работников, а также чиновников становилось все больше, несогласные не при глашались. В конце концов, один из присутствующих художник заметил Пока шло обсуждение, я понял, у меня было такое впечатление, что уже решено вами что должен быть орел. Дело в том, что группа художников. Н. С. получила уже абсолютно точные рекомендации, где было сказано, что может быть только орел или Георгий Победоносец из личной записи По решению правительства вопрос о гербе, вернее, о рисунках двуглавого орла освещался в прессе. Художники предлагали различные варианты фигуры дву главого орла, члены ельцинской команды, интеллектуальной ее части, о которой в свое время писал пресс секретарь Костиков он делил эту команду на людей без определенной идеологии Л. Суханов, В. Илюшин, А. Коржаков, и людей, с прихо дом которых кремлевская организация обрела второе дыхание посыпались идеи, это были Г. Сатаров, С. Филатов, Л. Г. Пихоя она настоящий крестный отец обновленной команды президента и др. 54, также принимали активное участие в выборе рисунка двуглавого орла. Причем, если Р. Г. Пихоя был уверен с подачи санкт петербургских защитников идеи русского духа в подобной интерпретации что двуглавая птица должна быть золотой и располагаться на красном поле, то, как свидетельствуют журнальные публикации, Г. Бурбулиса больше интересовали клю вы орла он выбирал добрую хищную птицу. Не случайно газетные статьи запе стрели заголовками Может ли быть гербом Российской Федерации двуглавый орел, хотя и подобрее 55, и даже добрый орел есть символ царей и империй 56. Полные сарказма заметки публиковала очень популярная в те годы Независимая газета 57 некоторые местные газеты. Вместо двуглавого орла в герб предлагались суздальский сокол, мирная птица журавль, отнюдь не мирный медведь, крас ные стены или башни Кремля и т. д. Однако команда Р. Г. Пихои, отбросив все 54 Костиков В. Указ. соч. С. 43, 100, 274. 55 Родионов Б. Известия. 25 декабря 199 1г. 56 Похлебкин В. Известия. 28 января 1992 г. 57 Независимая газета. 17 января 1992 г. 12 марта 1992 г. Последняя заметка Павла Фель генгауэра называлась Новый российский герб. Наверное, орел А может, не орел А может быть, медведь Но точно, что двуглавый Заметку сопровождал рисунок поющего, широко раскрывающего клювы двуглавого орла, играющего на русской гармонике. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 625 ненужное в течение двух недель в ноябре 1993 г. подготовила на подпись прези денту проект герба России, рисунок которого сделал санкт перебургский художник Е. И. Ухналев58 сегодняшний герб и спорная проблема на время одним росчерком президентского пера была решена. Как пишет бывший соратник Б. Н. Ельцина М. Н. Полторанин в своей книге 93 й можно безо всяких натяжек считать временем заката демократии, бешеным годом Акцентируя внимание на государственной символике, следует отметить, что своеобразное противостояние символики, в частности флагов красного и трехполосного бело сине красного наблюдается в связи с конфликтными ситуациями, прежде всего 1мая 1993 г.59 и 3 4 октября 1993 г.60. Достаточно ука зать, что в Институте им. Склифосовского институт скорой помощи буквально на соседних койках лежали молодые люди, травмированные из за того, что один держал в руках красный стяг, а другой бело сине красный. 58 Вилинбахов Г. В. Указ. соч. С. 7. 59 Это событие описывается авторами по разному Б. Минаев в книге Ельцин изобра жает празднование I го мая 1993 г. как шествие боевиков Трудовой России и Союза офице ров Терехова, сопровождаемое кое где стариками пенсионерами с медалями, которые якобы хотели прорваться в центр, к Манежной площади. Они били и крушили все вокруг булыжниками и железными арматурами Минаев Б. Указ. соч. С. 400 Очевидцы событий, а их было много, в основном в устных рассказах, показывают, что демонстрация без боевиков состоящая в прекрасный весенний день в основном из родителей с детьми и ветеранов, мирно шествующих по Ленинскому проспекту, была остановлена ОМОНом около теперешней площади Гагарина. Они то, эти простые люди, и подверглись ударам палок, струям пены и открытому насилию омоновцев. Об этом написал участвующий в шествии депутат Верховного Совета РСФСР В. Исаков в книге Госпереворот. Парламентские дневники. 1992 1993. Екатеринбург, 1997. С. 330 336. Кстати, он же и определил суть события кровавый Первомай был генеральной репетицией кровавого октября с. 336 60 И эти события освещаются неоднозначно. Но даже бывшие сторонники Ельцина, его биограф оценивают их как величайшую трагедию Полторанин М. Н. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. М., 20 10 узурпаторская акция с. 374 Минаев Б. Указ. соч. это была страшная, тяжелая победа Ельцин что то потерял навсегда. Потерял огром ное число своих сторонников, которые верили в то, что демократическая революция в России возможна без крови, без вооруженной борьбы за власть общество оказалось расколото, и на долго с. 438 440 Очевидцы событий, многие из которых пострадали за дни сидения в Белом доме с 2 1сентября, со времени ельцинского указа 1400 до 4 октября, опубликовали воспоми нания, рисующие вопиющую картину избиения в общем то невинных людей, которые считали своим долгом защитить закон и мирную, спокойную жизнь детей и российского общества в целом. Причем нельзя с уверенностью говорить, что у них было оружие. Откуда бы оно взялось, к примеру, у моего сокурсника, известного журналиста международника, который по служебной обязанности находился в это время в Белом доме, а например, не в Кремле, и мог наблюдать штурм собственными глазами В Доме правительства находились депутаты ВС России. Один из них, уже упоминавшийся В. Исаков, издал эти воспоминания Исаков В. Указ. соч. С. 4 13 447 См. также Ковалевский С. Хроника Октябрьского государственного переворота в России. М., 1996 Кротков В. О. Указ. соч. С. 2 13 1и т. д. политическая символика 626 в современном мире После октябрьских событий 1993 г. президент Ельцин издал указы о гер бе от 30 ноября 1993 г. о флаге от декабря 1993 г. о гимне Патриотиче ская песнь Глинки от декабря 1993 г Статья 70, часть 1новой Конституции Российской Федерации гласила Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным законом Федеральный закон о государственной символике, однако, не был принят законодательным органом Государственной думой ни первого, ни второго созывов. Особенно поразили либеральное общество настолько, что один из представителей этого общества публицист Юрий Карякин воскликнул Россия, ты одурела результаты выборов в первую Госдуму Демократические и центристские партии получили лишь около 13 голосов избирателей. Коммунисты серьезно поправили свое положение за счет выборов в одномандатных округах, их представительство в новом парламенте тоже было внушительным. Словом, новый российский парламент оказался совсем не таким, каким он виделся президентской команде после 3 го октября 6 1 Дума не восприняла указы президента о символике и не проголосовала за них. В определенной степени они оказались неприемлемыми для коммунистов после побоища у Белого дома. Дума соотнесла себя с народом, большинство которого все таки восприняло государственную символику не как средство самоидентифи кации, а как попытку идеологического воздействия. Наконец, часть парламента риев, негативно восприняв неконституционный президентский указ О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы согласно которо му Ельцин фактически взял на себя полномочия законодателя, все более убежда лись в сосредоточении в руках президента неограниченной власти. Иные органы государственной власти согласно Конституции имели намного меньшие властные полномочия, чем у главы государства. И парламент и правительство России были завязаны на президентскую политическую волю 62. Политологи высказывали негативные оценки по этому поводу. Так, поли толог Л. Ф. Шевцова писала о новой конституционной системе 1993 год вернул в российский политический инструментарий насилие и кровь. Одновременно это был год формирования новой конституционной системы, а именно гиперпре зидентства, которая, кстати, стала основой будущих авторитарных тенденций Ей вторит историк Б. Ю. Кагарлицкий Конституция 1993 г. закрепляла не только непомерные амбиции Ельцина, который стремился быть самодержцем и демокра тическим президентом в одном лице 63. Показательно, что сходная оценка действий демократического президента звучала из уст ярых либералов. Известная журналистка Е. М. Альбац, например, заявляла Танки, бьющие по зданию парламента, горящий Белый дом стали сим 6 1Минаев Б. Указ. соч. С. 438 440. 62 Кротков В. О. Указ. соч. С. 133. 63 Л. Ф. Шевцова и Б. Ю. Кагарлицкий цит. по кн. Кротков В. О. Указ. соч. С. 134. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 627 волом и наглядным куда уж нагляднее доказательством власти ни перед чем не останавливающейся и никем не ограниченной силы. Силы, стоящей над законом, Конституцией, судом и избранными народом его, народа, представителями Так в России оказалась похоронена сама идея парламентской демократии разве слу чайно, что Ельцина именовали Царь 64. Царь директор Всея Руси 65 так все чаще называли гаранта Конституции даже близкие соратники, отмечая его высоко мерие, нетерпимость, нежелание выслушивать неприятные сведения, капризность, иногда оскорбительное поведение в отношении людей 66. Они же подчеркивали, что президент образца 199 1года и президент начала 1996 года два очень разных человека, с разным кругом общения и с разной реакцией 67. Позднему Ельцину и его правлению дал оценку политолог В. А. Никонов Политический стиль Ельцина был, на мой взгляд, византийским. Огромную роль играли двор, семья, олигархи, приближенные полководцы, как раз то, что характе ризует византийский стиль. По многим вопросам такой внеинституциональный центр власти, как ближайшее окружение Ельцина, которое принято было назы вать семьей играл куда большую роль, чем все предусмотренные Конституцией институты, вместе взятые 68. Данные характеристики существовали и в период президентства Б. Н. Ель цина. Их отзвук сказался и на отношении к государственной символике, вве денной Ельциным. Опрос, проведенный в конце 1997 г. участвовал 240 1человек от 16 лет с вопросом Что в первую очередь связывается у вас с мыслью о нашей стране, нашем народе показал, что на вопрос о флаге, гербе и гимне государ ственных символах ответил лишь 55 человек, т. е. 2,29 Эта низкая степень легитимности государственной символики совпадает и с низкой легитимностью самого государства как средства идентификации граждан 18,20 69. Политологи отмечают, что в большинстве символических вопросов про является преемничество В. Путина от Б. Ельцина приводя примеры преемствен ности власти, которая, как считают ряд исследователей, держится на символах70. В то же время отмечается, что Ельцин и Путин не сошлись во мнении по поводу восстановления музыки старого советского гимна в государственной символике в 2000 г. Как известно, президентским указом 1993 г. в качестве гимна РФ была утверждена мелодия Глинки. Слов гимна не было, но огромное количество несколь ко тысяч текстов присылались и в Министерство культуры, и в Государственную 64 Цит. по Кротков В. О. Указ. соч. С. 389. 65 Костиков В. Указ. соч. С. 306. 66 Минаев Б. Указ. соч. С. 486. См. также Коржаков А. В. Борис Ельцин от рассвета до заката. М., 1997. С. 53 Полторанин М. Н. Указ. соч. С. 4 12, 4 17. 67 Минаев Б. Указ. соч. С. 544. 68 Цит. по кн. Кротков В. О. Указ. соч. С. 169. 69 Мисюров Д. А. Политика и символы России. М., 2004. С. 29. 70 Там же. С. 8 1 политическая символика 628 в современном мире думу. Ельцин был против советского гимна, за который ратовали депутаты Думы. Он говорил я категорически против возвращения гимна СССР в качестве госу дарственного У меня со старым гимном ассоциация только одна партийные съезды, партконференции, на которых утверждалась и укреплялась власть партий ных чиновников. Что до спортсменов, на которых часто любят ссылаться, то им ведь важно, чтобы гимн не менялся, чтобы у него были слова. А старый советский гимн, уверен, нашим атлетам неинтересен, они люди молодые и смотрят в буду щее, а не в прошлое. Чубайс хорошо сказал по этому поводу. Президент страны не должен слепо следовать за настроениями людей, он, напротив, обязан активно влиять на них. Словом, ситуация с гимном сложная 7 1Можно согласиться с ком ментарием по поводу данного высказывания Ельцина В отношении к символи ке весь Ельцин с его неприятием коммунистической идеологии, собственным совпадающим с мнением А. Чубайса пониманием роли лидера в постсоветской России, собственным видением сознания народа, сведенного к мнению спортсме нов и особой ментальностью, отличающей его от В. Путина72. Перед вторым президентом России В. В. Путиным, согласен он был с первым президентом по поводу государственной символики или нет, стояла действитель но серьезная задача обозначить суверенное государство, каким ему доста лась Россия, решить массу организационных задач что изображать на паспортах граждан, особенно отъезжающих за рубеж, что петь и какую музыку исполнять, когда награждают победителей спортивных ли, других ли соревнований, о каких официальных символах державы рассказывать детям в школе И т. д. Он подошел к вопросу прагматично, хотя произнес исключительно эмоциональную речь 4 дека бря 2000 г. перед жителями России в специальном телеобращении, внеся перед этим в Государственную думу не общий пакет о гербе, флаге и гимне, а самостоятельные проекты законов О Государственном флаге Российской Федерации О Государ ственном гербе Российской Федерации а также просьбу на имя председателя Гос думы утвердить в качестве гимна мелодию советского гимна А. В. Александрова. Принятие законов о государственной символике казалось особенно важ ным в преддверии наступающего Нового года, однако обоснование настоятельной необходимости принятия федеральных законов по этому вопросу содержалось в вышеупомянутом выступлении Путина. Главный аргумент это длящееся поч ти десять лет отсутствие единства нашего общества. Символы, а особенно выбор музыки гимна, служат катализатором раскола общества, что негативно влияет на жизнь граждан, отвлекает их от созидательных действий. Давайте мы направим 7 1Цит. по кн. Мисюров Д. А. Указ. соч. С. 544. 72 Мисюров Д. А. Указ. соч. С. 82. Действительно, в 199 1г. Б. Н. Ельцин рассказывал, что он изменил свое мировоззрение коммунист по исторической советской традиции, по инерции, по воспитанию, но не по убеждению Ельцин Б. Н. Записки президента. С. 18 1По душе ему пришелся византийский двуглавый орел, как тогда его преподносили разработчики герба свободной России, а вместе с тем см. выше замечания В. Никонова и византийские порядки. Символика РоССии 90 х гг. XX начала XXI в. 629 всю нашу кипучую энергию и весь наш талант не на разрушение, а на созидание. И тогда, абсолютно уверен, большинство наших желаний будет исполнено, а пода вляющее большинство всех задач, которые мы перед собой ставим, будут выпол нены. Уверен, у нас получится 73. Президент в своем выступлении говорил очень яркие слова о единстве нации, которые не могли не тронуть депутатов различных политических взглядов. Он продемонстрировал также идею единства власти и народа, о чем за десять лет уже как то подзабылось. В результате 8 декабря 2000 г. Государственная дума приняла федеральные конституционные законы О Государственном флаге Российской Федерации за 34 1против 20, воздержался 1О Государственном гербе Российской Федерации за 343, против 19, воздержались 3 О Государственном гимне Российской Федерации за 380, против 5 1воз держались 2 Несколько позднее, в марте 200 1г., Госдумой, Советом Федерации и президентом утверждены слова гимна, написанные в третий раз С. Михалковым. Совет Федерации 20 декабря 2000 г. одобрил решения Госдумы, а 25 декабря 2000 г. их подписал президент В. В. Путин. 73 Выступление В. В. Путина опубликовано на президентском кремлевском сайте www.president.kremlin.ru Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. Символика России 90-х гг. XX — начала XXI в. в государственной политике и общественном дискурсе (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |