Соболева Н.А.
Русские знамена и флаг корабля «Орел»
// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 485-494 (начало Главы V)
Аннотация: Старинным русским знаменам в нашей историографии посвящено мало работ. Это связано прежде всего с тем, что они сохранились в музейных собраниях в небольшом количестве, самые ранние относятся к XVI—XVII вв. Ученые по крупицам собирают сведения о знаменах, содержащиеся в летописях, в различных литературных памятниках, рассказывающих о военных походах и битвах («Мамаево побоище»), в княжеских договорных грамотах.
Об авторе публикации/статьи:
Соболева Надежда Александровна (Москва) Доктор исторических наук; главный научный сотрудник Института российской истории РАН; член-корреспондент Международной Славянской академии; почетный член отечественных и зарубежных геральдических сообществ; до 2019 г. - член Геральдического совета при Президенте РФ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
 1.
ID: 2320
 2.
ID: 2321
 3.
ID: 2322
 4.
ID: 2323
 5.
ID: 2324
 6.
ID: 2325
 7.
ID: 2326
 8.
ID: 2327
 9.
ID: 2328
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29970 знаков (с пробелами)
ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ
ИСТОКИ ОДНОГО
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СИМВОЛОВ
РУССКИЕ ЗНАМЕНА
И ФЛАГ КОРАБЛЯ ОРЕЛ
Герб, флаг и гимн главные символы государства, символы его суверенитета.
Это триединство, без которого сейчас не может обойтись ни одно государство,
сложилось довольно поздно, в XIX в.
Каждая из составных частей триады имеет свою собственную историю,
до недавнего времени мало интересовавшую и исследователей, и общество в целом,
ибо эта тема казалась малозначимой.
Однако обращение к исторической символике Российской державы и при
дание ей официального статуса обусловили возрастание общественного интереса
к прообразу сегодняшних государственных символов, в частности к российскому
флагу, его истории и эволюции. Средства массовой информации буквально обру
шили на неподготовленного россиянина вал сведений о трехцветном полосном
флаге бело сине красном среди которых были неточные, непроверенные и просто
мифические, например об исконно русской национальной цветовой гамме данного
памятника. Между тем еще в самом конце XIX и в начале XX в. последний русский
император Николай II дважды собирал Особое совещание для всестороннего и
по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских
национальных цветах Как отмечалось на первом заседании Особого совещания
в 1896 г., его участники не только должны были обсудить вопрос о российском
национальном флаге, но и окончательно определить, какой из двух флагов бело
сине красный или черно желто белый следует на основании исторических или
законодательных документов признать русским народным.
Проанализировав исторический материал, участники совещания пришли
к правильному выводу относительно существования особых специфических наци
ональных цветов как для Руси, так и для других государств Из всего сказанно
го видно, как разнообразны были цвета как кокард и гербов, так и знамени и как
легко эти цвета менялись. Не было цветов, которым бы отдавалось предпочтение
и которые имели бы значение государственных
Подобный вывод не удовлетворил многих, поэтому перед эпохальным собы
тием 300 летием дома Романовых сторонники монархических устоев вновь
инициировали обсуждение вопроса о государственных цветах и российском госу
дарственном флаге, предлагая для него черно желто белые цвета. В черно желто
белом стяге они видели защиту от надвигающихся и угрожающих их существо
вексиллология истоки одного из государственных 488 символов
ванию перемен Значение этого флага у нас в России всегда
было и будет За царя и Отечество
Несмотря на то что известный специалист по фла
гам П. И. Белавенец, участник Особого совещания, привез
из Архангельска оставленный там Петром I в 1693 г. трехполос
ный бело сине красный флаг с двуглавым орлом, под которым
он плавал на струге по Северной Двине, его значимость как
государственного символа не была признана. Таким образом,
ни одно из двух заключений о государственном российском
флаге не удостоилось высочайшего окончательного решения
При объяснении государственной символики относи
тельно мало был задействован в историческом контексте
флаг корабля Орел хотя при неясности в отношении его кон
фигурации никто не мог оспорить того факта, что при изготов
лении флага первого русского корабля, каким являлся Орел
была использована белая, синяя и красная ткань. Об этом сви
детельствуют документы, в частности запрос сведущего в мор
ском деле и назначенного капитаном корабля Орел голландца
Д. Бутлера, который особо выделил значение цветовой гаммы
корабельного флага а цветами те все киндяки, как великий государь укажет
только на кораблях бывает, которого государства карабль, того государства быва
ет и знамя По видимому, данное замечание не являлось случайным о государ
ственном флаге России не знал не только Бутлер, но и царь Алексей Михайлович.
Иначе он предложил бы оснастить корабль Орел государственным символом
в виде флага определенных формы и цветов.
Иначе складывалась ситуация в Европе. Еще примерно с XV в. со времени
освоения морских путей и открытия новых земель европейцами корабли раз
ных стран начали тщательно оснащаться флагами. На мачтах, бушпритах, кормо
вых флагштоках суда несли самые разнообразные флаги и вымпелы. Некоторые
указывали на принадлежность корабля к той или иной стране, другие на город
порт, к которому был приписан корабль, третьи несли символы торговой компа
нии, герб владельца судна реяли на флагштоках и личные штандарты адмиралов,
командиров эскадр.
В начале XVI в. датский флаг данеброг красное полотно с белым кре
стом и тремя косицами согласно источникам появившийся в XIII в., когда в 12 19 г.
датские рыцари крестоносцы под руководством короля Вальдемара II покорили
прибалтийских эстов язычников официально украшал корабли Дании. С конца
XVI в. морские суда гёзов нидерландских моряков, выступавших против вла
дычества Габсбургов под руководством принца Оранского, поднимали на сво
их кораблях флаги, цвета которых соответствовали по предположению одежде
Оранского. Оранжевая полоса Оранский наверху кричали гёзы всегда была
сверху, из скольких бы полос ни состоял флаг. Оранжево бело синий стяг стал фла
Царь Московский
в большом царском
наряде со скипетром
и державой
русские знамена и флаг корабля орел 489
гом Республики Голландия. В XVII в. политическое значение Оранских упало, верх
одержала антиоранжистская партия, и после того, как Испания признала свободу
Голландии, оранжевую полосу заняла красная. Красно бело синий голландский
флаг запечатлели на своих полотнах многие голландские маринисты XVII в. Таким
нидерландский флаг остается до сегодняшнего дня.
Балтийское и Северное моря бороздили корабли под разноцветными кресто
выми или полосными флагами северонемецких торговых городов, многих прибал
тийских стран. На полосатом полотнище помещался герб города или государства,
о чем повествует нам Книга о флагах голландца Карла Алярда, переведенная на
русский язык по приказу Петра I в 1709 г.
Подобные флаги были известны корабелу Бутлеру, который применил свои
знания корабельного строения в России. Но на какую почву упали бутлеровские
рекомендации Как их соотнести с системой флаггенкунсте на Руси и в России
Старинным русским знаменам в нашей историографии посвящено мало
работ. Это связано прежде всего с тем, что они сохранились в музейных собрани
ях в небольшом количестве, самые ранние относятся к XVI XVII вв. Ученые по
крупицам собирают сведения о знаменах, содержащиеся в летописях, в различных
литературных памятниках, рассказывающих о военных походах и битвах Мамае
во побоище в княжеских договорных грамотах. Примерно с XIV в. изображения
знамен можно увидеть на иконах в руках святых воинов, а также в русских лицевых иллюстрированных рукописях, красочные изображения которых дают представ
ление о форме и цвете старинных боевых стягов. Однако от иллюстраторов рукопи
сей, удаленных от описываемых событий на три четыре столетия, вряд ли стоит
ожидать точного воспроизведения многих военных атрибутов, в том числе и знамен.
Исторические источники не позволяют воспроизвести полную картину
эволюции русских воинских стягов до эпохи Петра I. Эта картина носит довольно
мозаичный характер, в нее фрагментарно вписывается и проблема появления мор
ских флагов корабля Орел первых кораблей, на которых плавал царь Петр I по
Северной Двине, которые и составили основу сегодняшнего государственного флага.
Ранние русские знамена упоминаются уже в Повести временных лет
общерусском летописном своде начала XII в., включающем в себя ранние сведения
Стяг Ивана Грозного. 1560 г. Боевое знамя русского войска XVI в.
Копия XIX в.
вексиллология истоки одного из государственных 490 символов
о Русском государстве. Знамена здесь именуются стягами Считается, что стяг мог
получить это наименование от стяганья соединения, сбора вокруг себя воинов
во время битвы или после битвы. Встречается в рукописях и слово стяговник
знаменосец, подобно тому как существовали, например, наименования дракона
риос в Риме, бандофорос в Византии, баннерет в Западной Европе.
В XII в. упоминается еще одно слово для обозначения воинского знамени хоругвь являющееся общеславянским термином. Поэтично описаны стяг и хоругвь
в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца XII в. Слове о полку
Игореве Первая встреча с половцами Игоря Святославича, князя новгород север
ского, окончилась удачно, поэтому автор, воздавая ему хвалу, использует метафору Чрьленъ стягъ, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие храброму Святъ
славличу Именно метафора, ибо многие исследователи слово хорюгвь считают
восточным заимствованием, о чем свидетельствует белый цвет, характерный для
знамен восточных народов. Известен красный цвет знамен Святослава, изобра
жения которых содержит летопись Константина Манассии, византийского поэта
XII в. в XIV в. она переведена на болгарский язык, а также на русский в середине
XIV в. Под рисунком, где изображено русское войско, направляющееся во главе с
князем к Доростолу, имеется надпись Рускыи плен еже на българы По мнению
публикатора летописи И. Дуйчева, чолка
стяговая является характерным призна
ком русских стягов.
В Радзивилловской летописи кон
ца XV в., где описываются события более
ранние XII в. подобные чолки имеют
стяги не только русских князей, но и их
противников хазар, печенегов, полов
цев, волжских болгар. Отличить их войско
от отрядов русских князей нетрудно, хотя
знамена могут быть одинаковыми, рус
ские князья всегда изображаются в харак
терных княжеских шапках. В XII в., соглас
Рисунок прапора. XVII в.
Знамя князя Пожарского. 16 12 г.
русские знамена и флаг корабля орел 49 1
но Радзивилловской летописи, княжеские
дружины все чаще выступают под стягами,
чьи навершия представляют собой крест,
в то же время половцы меняют чолку
украшающую их знамена, на полумесяц.
В XIV в. стяги и хоругви получили
название знамение В словарях древне
русского языка это слово толкуется как изображение Не с этого ли времени
появляются на полотнищах русских зна
мен лики Иисуса Христа, Богородицы, свя
тых заступников
В Сказании о Мамаевом побоище
памятнике XVI в., стяг, знамя это сим
вол, объединяющая войско реликвия. Зна
мя, перед которым упал на колени великий
князь Дмитрий Иванович Донской, несло
изображение Иисуса Христа. В Сказании
эти стяги описываются очень образно князь же великий въехав на высо
кое место, увидел образа святых, шитые на
христианских знаменах, будто какие све
тильники солнечные, светящиеся в лучах
солнечных и стяги их золоченые шумят,
расстилаясь, как облаки, тихо трепеща,
словно хотят промолвить богатыри же
русские стоят, и их хоругви точно живые
колышутся
Из описания следует, что русские
воинские стяги времени Куликовской
битвы несли изображения святых, о чем
в более раннее время практически нет
упоминаний. Образно описывается, как
перед таким стягом упал на колени Дмитрий Донской, как перед иконой, молясь
о победе в битве пал на колени свои прямо перед большого полка черным зна
менем Отсюда иногда делается вывод, что знамена Дмитрия Донского были чер
ные. Но предыдущее описание золотистых знамен русского войска опровергает
это утверждение. В Лицевом своде, памятнике XVI в., знамена как русских, так
и ордынцев красные, зеленые, желтые, но нет среди них черных. Вероятно, иска
женное писцом написание чермные красные без выносного м превратилось
в черные На картине художника Корина между тем Дмитрий Донской стоит
около огромного черного знамени.
Изображение корабля Орел реконструкция XVII в.
Корабль Орел Художник В. И. Овчинников
вексиллология истоки одного из государственных 492 символов
Обращения к Богу, Богородице, святым заступникам, помощникам во бра
нех в условиях междоусобных войн и постоянной иноверной опасности кажутся
естественными. По сообщению одного из современников, на белом знамени Васи
лия III изображался библейский полководец Иисус Навин. Почти через сто лет
он же появляется на малиновом полотнище знамени Дмитрия Пожарского. Оно
прямоугольное, двустороннее на одной стороне Вседержитель Иисус Христос
правая рука в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен
текстами Священного Писания. На оборотной стороне библейский полководец
Ботик Петра I со штандартом
русские знамена и флаг корабля орел 493
Иисус Навин преклонил колени перед архангелом Михаилом, архистратигом
небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библей
ского сюжета.
Русские знамена XVI XVII вв. кроились косынею. Часто знамя обшивалось
каймой. Размеры, как правило, были очень значительными знамя Ивана Грозного,
с которым он ходил на Казань в 1552 г., имеет длину около 3 м, высоту по древку 15 м. Для ношения знамени назначались 2 3 человека, древко втыкалось в землю.
Еще больше стяг Ивана Грозного 1560 г. Подобные знамена имелись и у Алексея
Михайловича, например знамя, с которым он ходил на Смоленск, Вильно, Ригу, сде
лано из тафты червчатого цвета, с ликом Иисуса Христа, образ которого, вышитый
тончайшими нитями, похож на икону.
Подобным знаменам воздавались большие почести, они освящались патри
архом по чину икон.
Среди подобных знамен нет такого, которое могло бы быть охарактеризовано
как государственное. Государево или знамя Большого полка, с которым обычно
и участвовал в военных действиях царь, царский стяг. Существовало ясачное белое знамя с изображением двуглавого орла. Религиозные сюжеты, как правило,
уступали место светским, когда речь шла о создании государственной атрибутики,
используемой при сношениях с иностранными державами.
Здесь мы подходим к вопросу о флаге корабля Орел Обстоятельства его
постройки известны по ходатайству одной из персидских купеческих компаний,
которая желала перевозить в Западную Европу товары через Россию, последняя
за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого надо было
построить суда, способные эту охрану осуществить во время плавания по Каспий
скому морю и по Волге. Так были заложены корабль, впоследствии названный Орел яхта, бот и две шлюпки. Подробно о подготовке строительства корабля,
о трудностях, постоянно возникавших с его оснащением, подбором команды и т. д.,
рассказывается в архивном деле О строении в селе Дединове корабля Орла и дру
гих мореходных судов Документы скрупулезно освещают действия многих людей
русских и иностранцев, привлеченных к осуществлению грандиозного проекта
царя Алексея Михайловича.
В документах среди многочисленных запросов, требований и т. д., в част
ности, отмечалось Сибирскому приказу велено прислать из меновных товаров
3 10 аршин киндяков да 150 аршин тафть черчатых, белых, лазоревых к карабель
ному делу на знамена и на яловчики вымпелы Кораблю по приказанию царя
24 апреля 1669 г. было велено прозванье дать Орлом капитану с товарыщи велено
в Посольском приказе поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах и на
еловчиках нашивать орлы же
Многие считают, что именно с этого распоряжения царя следует вести отсчет
нынешнего государственного флага. Однако достоверно неизвестно, каким был
флаг и в какой степени можно говорить об этом флаге как о государственном, како
го цвета орлы нашивались на полотнище и на яловчиках. Можно предположить,
вексиллология истоки одного из государственных 494 символов
что на Орле был поднят флаг с двуглавым
орлом, помещенным на полосное полотни
ще бело сине красное
Случайным ли явился выбор цветов
для первого корабельного российского фла
га Вероятно, Алексей Михайлович в этом
вопросе прислушался к мнению специали
стов голландцев, к тому же воспользовался
своеобразным пособием под названием Писание о зачинании знак и знамен или
прапоров Автор этого труда дает мировую
историю знамен, начиная с библейских вре
мен, и рассказывает о знаменах евреев, гре
ков, римлян. Заканчивается справка вполне
реальными рисунками существовавших
в XVII в. флагов английского, датского,
шведского, голландского полосного крас
но бело синего.
Возможно, подобный флаг был также на Орле но Петр I изменил распо
ложение полос, оставив белый, синий и красный цвета.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Соболева Н.А. Русские знамена и флаг корабля «Орел» (2018)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|