| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018) › История московского герба | ||||||
Соболева Н.А.
История московского герба// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 331-340 (продолжение Главы III) Аннотация: Герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 г. (по старому стилю). В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия»1 . Отмечалось, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 2283
2.
ID: 2284
3.
ID: 2285
4.
ID: 2286
5.
ID: 2287
6.
ID: 2288
7.
ID: 2289
8.
ID: 2290
9.
ID: 2291
10.
ID: 2292
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 42915 знаков (с пробелами)
ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ГЕРБА Герб города Москвы существует с 20 декабря 178 1г. по старому стилю В этот день он был высочайше утвержден вместе с гербами других городов Москов ской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государ ственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия 1Отмечалось, что герб старый Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких сто летий как составная часть державного российского герба. Как и почему ездец так называют всадника некоторые документы утвер дился в официальной символике Российского государства В источниках имеется мало сведений о российских символах. Чтобы вос становить их происхождение и историческое развитие, приходится по крупицам собирать скудные и нечеткие свидетельства письменных памятников, а также при влекать вещественные монеты, печати, скульптурные изображения. Одно из первых сообщений о московском всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. Здесь помещена запись о том, что в 1464 г. в Москве месяца июля 15 постав лен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловьских, резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитреева сына Ермолина 2. С легкой руки исто риков XIX в. скульптура святого Георгия на коне, поражающего змия дракона, изваянного знаменитым русским зодчим В. Д. Ермолиным, принималась за вели кокняжеский или даже московский герб. Между тем имеется и другая запись. Через два года, в 1466 г., Ермолин там же поставил еще одну скульптуру, но только изнутри города святого Дми трия Солунского, по видимому опять конного. О чем это свидетельствует О том, что два святых воина, помещенные на Фроловской Спасской башне Московского Кремля, защищали въезд в Кремль. Конечно, здесь была своя символика, однако фигуры святых вряд ли имели гербовое значение. По существу, им отводилась роль святого образа, иконы, которая помогла бы отогнать от города нападавших врагов. Не случайно скульптуры разместили их на Фроловских воротах. Они считались святыми воротами Кремля светского и духовного центра России. Даже князья снимали шапку, проходя через них. 1ПСЗ. Собрание первое. Т. XXI. 15304. 2 ПСРЛ. Т. 23. СПб., 19 10. С. 158. геральдика и 332 российское общество Таким образом, одно из первых москов ских скульптурных изображений святого Георгия вряд ли стоит воспринимать как свет ский символ. Доказательством может служить и дальнейшая судьба кремлевской статуи Георгия Победоносца. В 149 1г., когда итальян цы Пьетро Солари и Марко Руффо разобрали старую Фроловскую башню, чтобы постро ить на ее месте новую, сообразно с послед ним словом тогдашней военной техники, с нее сняли и скульптуры святых. Одна из статуй Ермолина святой Дмитрий Солунский погибла. А статую Георгия воина перенесли в находившийся рядом с воротами Вознесен ский монастырь. В XVII в. на его территории построили каменную церковь во имя святого Михаила Малеина, статую святого Георгия переместили туда и, раскрасив невозможно яркой и пестрой краской превратили в киот ную икону. В 1930 х гг. монастырь разобрали, статуя разбилась. В настоящее время ее фрагменты хранятся в фондах кремлевских музеев. В конце XV в. всадник, поражающий копьем дракона, утверждается в россий ской государственной символике. Об этом свидетельствует первая общегосудар ственная печать Ивана III Васильевича, сохранившаяся до наших дней при некото рых его грамотах. Первой по времени является жалованная меновная и отводная грамота великого московского князя его племянникам князьям волоцким, датируе мая 1497 г. На лицевой стороне печати изображен ездец воин в княжеской шапке и плаще, поражающий копьем змея. Круговая легенда надпись гласит Иоан б о жиею милостию господарь всея Руси и великий кн я зь На оборотной стороне этой прекрасной работы вислой печати из красного воска помещен двуглавый орел с распростертыми крыльями и коронами на двух головах, а также продолжение надписи, титулующей великого князя Московского И велик кня. вла. и мос. и нов. и пск. и тве. и уго. и вят. и пер. и бол. 3. Знаменитый русский историк Н. М. Карамзин одним из первых обратил внимание на печать 1497 г., отметив, что от нее ведет начало символика русского государственного герба. Действительно, более четырех столетий всадник, поража ющий копьем дракона, и двуглавый орел, соединившись в единой гербовой фигуре всадник на груди двуглавого орла служили отличительным знаком Российской империи. 3 РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубрика II. 78. Публикация Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М. Л. 1950. 85. Герб Москвы, утвержденный 20 декабря по старому стилю 178 1г. Екатериной II помещен в Приложении к Полному собранию законов Российской империи история московского герба 333 Обе эмблемы до их воссоединения прошли свой исторический путь. В отличие от двуглавого орла, мало знакомого жителю Руси, изображение воина всадни ка характерно для многочисленных печатей и монет удельного периода нашей истории. Тенденция изобра жения всадника на русских княжеских печатях про слеживается еще с XIII в. Символизированный портрет самого князя, изображаемого в виде всадника, мож но встретить на некоторых великокняжеских буллах свинцовых печатях Александра Невского сокольника всадник держит на руке сокола на печатях князя Андрея Александровича всадника в короне, с мечом на свинцовой печати одного из первых московских кня зей Юрия Даниловича. В дальнейшем, с конца XIV в., московские князья регулярно помещали на своих печа тях всадников, вооруженных копьями Василий Дмитриевич сын Дмитрия Дон ского, Василий Васильевич, Иван Васильевич Копья, а также мечи, дротики были в руках всадников, изображенных на печатях и тверских великих князей, многих князей московских уделов4. В начале XV в. среди монет с изображениями всадника в Московском вели ком княжестве появляются экземпляры, на которых всадник, держащий в руках копье, поражает им какой то предмет, затем предмет превращается в голову дракона и, наконец, в целого дракона змея Интересен вариант, показывающий, вероятно, становление данного типа изображения всадник держит острием вниз копье, под ногами коня татарская тамга плетенка Постепенно всадник на московских монетах обретает детали, максимально приближающие его к фигуре, изображенной на лицевой стороне печати 1497 г. развевающийся плащ у всадника, копье, разящее дракона, извивающегося под копытами несущегося вскачь коня. К концу княжения Василия Дмитриевича число монет с изображением воина змееборца возрастает, а в правление Ивана III Васильевича ему отдается предпочтение. Своеобразным переходом к созданию новой печати можно считать сере бряную позолоченную буллу Ивана III со всадником, колющим дракона, на одной стороне, и надписью, титулующей великого князя, на другой. Она скрепляла жалованную грамоту, данную на Москве Соловецкому монастырю. Произошло это в 1479 г. И еще не раз, по видимому, сопровождала она вышедшие из канцеля рии великого московского князя документы. Хотя всадник, поражающий копьем дракона, изначально трактовался как князь, нельзя не заметить, что его иконографический тип близок образу популяр ного святого Георгия змееборца. Почему 4 О княжеских печатях см. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси Х ХV вв. Т. М., 1970 Соболева Н. А. Русские печати. М., 199 1 Георгий Змеборец. Белокаменная скульптура с Фроловской Спасской башни Московского Кремля. 1464 г. Фото 19 10 х гг. геральдика и 334 российское общество Культ святого Георгия проник из Визан тии в Киевскую Русь уже в X в. и получил здесь широкое признание5. Первоначально святой, выступающий как покровитель князей, особенно в их воен ных предприятиях, изображался в виде сто ящего воина с копьем и щитом или с копьем и мечом. Постепенно складывается новый литературный образ святого воина. Считает ся, что на его воссоздание оказало влияние устное народное творчество. Во всяком случае, в былинах о богатырях, защитниках Русской земли Егорий Храбрый один из любимых героев. Меняется иконография Георгия воина. Художественный образ всадника, борющегося со змеем, вытесняет с XIII в. в изобразитель ном искусстве предшествующий тип пешего Георгия воина. Популярность святого Георгия как заступника и защитника, своеобразного народного героя, безусловно, не осталась без внимания московских князей, которые использовали этот образ в качестве союз ника и покровителя для поднятия своего авторитета. Вероятно, именно в этом качестве Георгий змееборец был близок московским князьям, тем более что тради ция прочно связывала образ Георгия воина с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким. Князь необычайно чтил своего патрона святого Георгия. Он построил много церквей в его честь и даже основал город его имени. Такое почи тание могло основываться также на идее преемственности власти московскими князьями через владимирских от киевских, покровителем которых выступал Георгий воин. Эта теория, обосновывающая происхождение московских великих князей, формируется в конце XIV в. и на протяжении всего XV в. остается одной из основных политических теорий Русского государства. Ее утверждение сопро вождалось ростом интереса к истории Киевской Руси, ее архитектуре, живописи, литературе. Естественно, особое внимание уделялось и тем святым, которые покро вительствовали овеянным славою военных подвигов русским князьям. 5 Вопросы распространения культа Георгия на Руси, развития иконографии этого святого, идейного содержания образа, а также историография темы обстоятельнейшим образом разработаны в исследованиях В. Н. Лазарева и М. В. Алпатова Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия воина в византийском и древнерусском искусстве Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970 Алпатов М. В. Образ Георгия воина в искусстве Византии и Древней Руси Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Иконографический ряд святого Георгия см. в кн. Вилинбахов Г. В., Вилинбахова Т. Б. Святой Георгий Победоносец. СПб., 1995 Изображение Георгия Драконоборца московского герба из Знаменного гербовника 1729 30 г. история московского герба 335 Надо отметить, что в литературе XV в. все явственнее проступает тенденция утверждения исключительности Москвы, которая, вероятно, должна была обусло вить и исключительность патронирования московских князей теми святыми, кото рые покровительствовали князьям воинам Киева и Владимира. Этим объясняется и особое пристрастие к Георгию воину московских князей, которые переносили на себя не только деяния популярного святого, но и его внешний вид. Итак, появление на общегосударственной печати Ивана III одной из эмблем, условно обозначавших Русское государство но не город Москву на протяжении более чем четырех последующих столетий, вызвано потребностью в символике, соответствующей концепции официального характера, в частности выражающей древность происхождения власти московского великого князя. В ХVI XVII вв. в русских источниках всадник, поражающий копьем драко на, ездец не именуется святым Георгием, или Георгием Победоносцем. Жители Российского государства оценивали символическое изображение на государствен ной печати довольно прагматически. Так, новгородский архидьякон Геннадий на вопрос патриарха Александрийского об изображении на печати верительной гра моты На кони благоверный царь на сей печати без тени сомнения ответил Государь на кони 6. Г. К. Котошихин, подьячий Посольского приказа, сообщает, что самая истинная Московского княжения печать эта та, где царь на коне победил змия Великий государь наш на аргамаке Сам царь с копьем Человек на коне с копьем колет змея такие объяснения и названия эмблемы дают официальные лица, посланники, деловые дьяки различных русских ведомств7. Однако в сочинениях иностранцев, посетивших Россию в XVI XVII вв., всадник, поражающий копьем дракона, принимается за герб Московии имену ется святым Георгием. В Записках о Московии австрийского дипломата Сигиз мунда Герберштейна, приезжавшего в Москву в 15 17 и 1526 гг. и рассказавшего европейскому читателю о жизни, нравах, быте простых людей и великокняжеского двора, помещено описание великокняжеской печати. На передней стороне этой печати, сообщал Герберштейн, было изображение нагого человека, сидящего на коне без седла и поражающего копьем дракона, на задней же стороне был виден двуглавый орел, обе главы которые были в венцах 8. Иллюстраторы книги австрий ского дипломата, изданной во многих странах Европы, представляли читателям этого всадника как герб Московского государства. Обычно он рисовался в гербо вом щитке рядом с изображением великого князя Василия III, сидящего на троне. Всадник показан раздетым, иногда в виде Геркулеса в развевающемся плаще, он мог 6 См. об этом Снегирев И. М. Еще несколько слов о московском гербе Московские ведомости. 1853. 69. 7 Снегирев И. М. Еще несколько слов о московском гербе Лакиер А. Б. Русская геральдика СПб., 1855 Переизд. М., 1990. С. 85. 8 Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. Переизд. М., 1988. С. 225. геральдика и 336 российское общество быть повернут и вправо и влево от зрителя, в отличие от государственной печати, на которой всадник скачет вправо. Таким образом, всадник, колющий копьем дракона, за рубежом ассоции ровался с Московским государством и трактовался как его отличительный знак. С XVI в. на русских государственных печатях соединяются двуглавый орел и всадник, который располагается на груди орла. Подобная композиция остается неизменной в течение ряда столетий, составив главную фигуру герба Российской империи. Художественная форма всадника менялась то в нем проявлялись пор третные черты государя, то скакал всадник не в традиционную правую, а в левую от зрителя сторону геральдическую Например, на печати царя Михаила Федоровича 1625 г. всадник, поражающий копьем дракона, помещен на щитке на груди двугла вого орла повернутым влево от зрителя. Такое же отступление от традиционного поворота всадника мы наблюдаем еще на одном памятнике XVII в. Это знамя вре мени Алексея Михайловича. Имеется сообщение о том, что в 1666 г. царь приказал сделать в Оружейной палате знамя, на котором написать живописцу Станиславу Лопуцкому разных государств четырнадцать печатей в гербах вероятно, в гербо вых щитах Очевидно, сведущему в геральдике иностранцу Станиславу Лопуцкому пришлось видоизменить ориентацию гербовой фигуры согласно существующим в этой науке канонам, повернуть всадника в правильную геральдическую сто рону, т. е. влево от зрителя. Идейная трактовка всадника, повергающего дракона, имела ряд нюансов, но вплоть до XVIII в. московский рыцарь не воспринимался никем из современни ков как городской герб. Даже в царском Титулярнике 1672 г., где в художественной форме изображались так называемые гербы земель согласно царскому титулу на груди двуглавого орла вместо обычного изображения всадника написано москов ский Святой же Георгий олицетворяет в Титулярнике земли Карталинских и Грузинских царей Изображение московского герба. Вторая половина XIX в. Герб Москвы, утвержденный в 1883 г. Российский государственный герб времени царствования Александра III 188 894 история московского герба 337 В XVIII в. всадника именуют не только ездецом но и святым Георгием, рисуют его в цвете, ассоциируют с городом Москвой. Святым Егорием называет всадника из государственного герба царь Петр I. В бумагах великого реформатора хранится описание личного штандарта и рус ских морских флагов с пометой относительно государственного герба Сие име ет начало свое оттуду, когда Владимир монарх расииски свою империю разделил 12 сынам своим, из которых владимирския князи возимели себе сей герб с. Егория, но потом ц. Иван Ва., когда монархию от деда его собранную паки утвердил и коро новался, тогда орла за герб империи росиской принял, а княжеской герб в груди оного поставих 9. Несмотря на явную легендарность сведений, используемых в этой записи, и их неточность речь идет об Иване IV, именно при нем была создана композиция всадник на груди двуглавого орла, между тем орла за герб принял Иван III в ней проводится мысль об исконности существования русской эмблемы всадника, поражающего копьем дракона. Всадник здесь назван святым Георгием. Окончательное ее величание Георгием Победоносцем и утверждение нового названия этой фигуры произошло в связи с развитием в России геральдики, созда нием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, редко губер нии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города и области. Московские полки, как о том свидетельствует знаменной гербовник 17 12 г., помеща ли на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона. Однако в следующем знаменном гербовнике, датируемом 1729 30 гг., на знаменах московских полков изображался уже только всадник в короне, колющий копьем змея. Этот московский герб сделан был по образу и подобию фигуры, размещен ной на груди орла в государственном гербе. Цвета государственного герба и фигур, составляющих его, уже разрабатывались в созданной Петром I Герольдмейстерской конторе, куда особливо для составления гербов пригласили специалиста пье монтского дворянина Франциска Санти. Не без его участия святой Георгий приоб рел вид геральдической фигуры. Он изображался на коне белом, епанча и копие желтые золотые. Н. С. венец корона желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное 10. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы исторического центра Российской империи. Изменение государственного герба, его атрибутики, цветов, положения фигур в щите отныне влекло за собой изменение художественного облика московского герба. 9 Цит. по Белавенец П. И. Изменение российского государственного герба в императорский период Вестник имп. Общества ревнителей истории. Вып. II. Пг., 19 15. С. 69. 10 Лакиер А. Б. Указ соч. С. 184. геральдика и 338 российское общество Изображение Георгия Драконоборца на монетах конца XV начала XVI в. Италия, Ломбардия Монеты XVIII в. лицевые и оборотные стороны с изображением святого Георгия Герб Москвы история московского герба 339 В 1857 г. при Департаменте Герольдии Правительствующего сената открылось специальное отделение по изготовлению гербов Гербовое отделение. Управляю щим назначили барона Б. В. Кёне, по предложению которого была изменена худо жественная форма многих существовавших до этого в России гербов, согласно с требованиями геральдики Естественно, имелась в виду западноевропейская геральдика, где разрабатывались эти правила. Кёне отличился при создании нового государственного герба Российской империи, государственной печати, личных гер бов императора и членов императорского дома Романовых. Гербы были одобрены монархом и апреля 1857 г. их описания опубликованы. Кроме новой атрибути ки, нового расположения титульных гербов, изменения коснулись и центральной гербовой фигуры. Многовекового всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так На груди орла герб Московский в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке мантии на серебряном, покрытом багряною тканью с золо тою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльми дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем Цвета были непривычны, но особенно непривычным был вид самого всад ника в западноевропейском шлеме, повернутого влево от зрителя, в непривыч ную для русского глаза сторону, нисколько не напоминающего русского святого воина. В Полном собрании законов публиковался и рисунок, воспроизводящий герб Москвы. Подобный же вид имеет герб столичного города Москвы который высочайше утвержден несколько позднее 16 марта 1883 г. 12. Гербовый щит вен чает императорская корона, за щитом два накрест положенные золотых скипетра, соединенные Андреевскою лентою. По предложению Кёне герб Москвы с этого времени помещался в вольной части в верхнем углу гербового щита щита всех городских гербов Московской губернии. Как официальный знак города Москвы, в подобном виде он просуществовал до 19 17 г. Разнобой, как и в изображении всякого герба, не допускался. В советское время Москва стала первым городом, получившим герб, состав ленный по законам революционной или, как часто ее называют, пролетарской символики. Герб Москвы и Московской губернии утвердил 22 сентября 1924 г. 13 Президиум Московского совета. Отличительный знак столицы вобрал в себя мно жество эмблем. Он состоял из пятилучевой звезды, на фоне которой изображался памятник Свободы поставлен в 19 18 г. в честь Октябрьской революции на Совет ской площади увенчанный перекрещенными серпом и молотом. По обе стороны звезды пучки колосьев, внизу предметы труда наковальня, ткацкий челнок, электромотор перевитые лентой с надписью Московский Совет Раб., Кр. и Кр. Деп Над колосьями и звездой видна часть шестерни, на дугах которой помещены буквы ПСЗ. Собрание второе. СПб., 1858. Т. ХХХII. 3 1720. 12 ПСЗ. Собрание третье. СПб., 1888. Т. V 1Дополнение к т. III. 1439а. 13 Об этом Николаев Р. Герб Красной столицы Наука и жизнь. 1966. 8. С. 108 геральдика и 340 российское общество Р.С.Ф.С.Р. Описание герба расшифровка сим волики его цвета нигде не приведено. Композиционная сложность, отсут ствие стилизации и других черт герба, дела ющих его запоминаемым, определили недол гий срок этого первого и единственного в то время городского символа. И хотя предпола галось, что он послужит примером для дру гих городов и губерний, где должны были создать свои пролетарские гербы, в кото рых будут отражены те или иные местные особенности надежды эти не оправдались. Вновь созданный герб Москвы не привился, хотя использовался, как и прежние городские гербы, в качестве архитектурного украшения при градостроительстве. Например, его мож но видеть в решетке, обрамляющей Большой Каменный мост на Москве реке. В настоящее время герб города Москвы существует согласно Закону О гер бе города Москвы принятому Московской городской думой июня 2003 года, 39. В законе подчеркивается, что официальный государственный символ города Москвы герб города устанавливается исходя из традиций, о чем свидетель ствует его описание и изображение, а именно Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в око нечности темно красный геральдический щит с изображением развернутого впра во от зрителя всадника Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии плаще на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия 14. 14 См. Символика Москвы. Город. Административные округа. Районы. М. Профиздат, 2003. С. 17 19. Герб Москвы, утвержденный Президиумом Моссовета в 1924 г. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. История московского герба (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |