| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018) › Образ Святого Георгия в атрибутике Российского государства | ||||||
Соболева Н.А.
Образ Святого Георгия в атрибутике Российского государства// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 214-231 (продолжение Главы II) Аннотация: Практически все светские авторы, писавшие о чудесах св. Георгия, посвящали свои работы именно истории его борьбы с драконом. Со второй половины XIX в. количество подобных публикаций заметно возрастает, причиной чего могло служить приближающееся, а затем широко отмечаемое во всем христианском мире 1600-летие со времени предполагаемой кончины святого воина (1903). Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1.
ID: 2245
![]() 2.
ID: 2246
![]() 3.
ID: 2247
![]() 4.
ID: 2248
![]() 5.
ID: 2249
![]() 6.
ID: 2250
![]() 7.
ID: 2251
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 78746 знаков (с пробелами)
ОБРАЗ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В АТРИБУТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Я слышу святые восторги Победы и чудится мне Святой полководец Георгий На белом крылатом коне. С веселою песней солдаты Без страха идут умирать, Ведь он, полководец крылатый, Ведет нашу грозную рать. И клонятся вражьи знамена, И славится имя Твое, И черное сердце дракона Разит золотое копье. Г. Иванов В конце XIX в. архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий Спасский писал Наша литература небогата исследованиями о святых Божьих запад ная литература, напротив, имеет по сему предмету немало капитальных изданий 1 В первую очередь к подобным капитальным изданиям он относил Деяния свя тых Aсta Sanсtorum трехсотлетнее исполинское предприятие ученых иезуи тов доктора Иоанна Болланда и его коллег В Деяниях где изложены подробные исследования сказаний о различных святых, приводятся сведения и о мучениях св. Георгия, о перенесении его мощей, о чудесах, толкования его подвигов. Из раз ных вариантов Жития Георгия Победоносца признается достоверным то, которое содержится и в славянских минеях. В большинстве отечественных изданий житие великомученика Георгия вос произведено по интерпретации его в Четьих Минеях митрополита Ростовского 1Архиепископ Сергий Спасский Полный месяцеслов Востока. Предисловие. Переизд. М., 1997. Аналогичную мысль позднее высказывал Г. Г. Федотов, акцентируя внимание на бедности русских житий Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 29 32 Имея в виду в основном небогатое историческое содержание жития философ подчеркивал, что сдержанность русской агиографии особенно бросается в глаза в сравнении с средневековыми житиями латинского Запада Федотов Г. Указ. соч. С. 222 образ святого георгия в атрибутике российского государства 2 15 Димитрия2, любимого чтения русских людей Современные исследователи счи тают св. Димитрия Ростовского истинным историком, который старался избежать ошибок, сопоставлял и критически оценивал писания своих предшественников, объяснял читателям те или иные исторические реалии 3. Доподлинно известно, что третью книгу житий святых за март май в которой содержится Житие Георгия Победоносца он написал после того, как получил из Гданьска в 1693 г. давно заказанное им издание Деяний святых на латинском языке4. О влиянии труда болландистов на жития ростовского митро полита писалось неоднократно наряду с признанием соединения в них трех агио графических традиций греческой, русской и латинской В частности, Георгиевская легенда, по мнению ряда ученых, особенно близка к изложению ее итальянским агиографом XIII в. Иаковом Ворагинским, автором Золотой легенды 5. Мифическая биография великомученика Георгия хорошо известна. Он происходил из Каппадокии восточной части Малой Азии, которую в 17 г. н. э. император Тиберий сделал римской провинцией. Предполагается, что родители его были христианами, по крайней мере мать, чьей родиной была Палестина, где 2 Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святого Димитрия Ростовского. Кн. 8. Месяц апрель. М., 1906. Репринт 1992 3 Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Самые знаменитые святые чудотворцы России. М., 2000. С. 334. 4 Там же. С. 339. 5 Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. СПб., 1879. С. 57 Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славяно русской литературах. Одесса, 1909. С. 249 Лопарев Хр. Новейшая литература о св. Георгии Победоносце Византийский Временник. Т. XX. Вып. I. СПб., 19 13. С. 36. эмблемы и знаки власти древнерусского 2 16 государства впоследствии после смерти отца жил Георгий. Георгий происходил из знатного рода и сам получил высокий военный чин уже в юном возрасте. Персидский царь Дадиан впоследствии переделанный в римского императора Диоклетиана 284 305 прославившегося жестокими гонениями на христиан, принуждал юно го Георгия отречься от христианской веры, суля ему новые должности и богат ства. Однако несмотря на восьмидневные жестокие мучения, которым подвергся стойкий благочестивый юноша после отказа от предложений Диоклетиана, Геор гий не отрекся от веры в Иисуса Христа, за что и был обезглавлен в 303 г. Церковь поминает его 23 апреля6. Св. Георгий известен своими посмертными чудесами, одно из них победа над драконом и спасение дочери царя. Оставшись великомучеником, он превра тился в Драконоборца и Победоносца, совершив свой самый знаменитый подвиг, по локализации Димитрия Ростовского, близ своего палестинского отечества, в Сирофиникийской стране, при граде Вирите современный Бейрут В Житии Георгия Победоносца написанном ростовским митрополитом, чудо о убиении змия помещено после описания мучений св. Георгия, в конце всех других чудес, чем подчеркивается его особность А. И. Кирпичников, один из первых светских исследователей литературной истории христианской легенды о жизни и деяниях св. Георгия, подчеркивал, что Чудо Георгия о змие и девице способствовало попу лярности этого святого более самого жития, описания его мучений7. Практически все светские авторы, писавшие о чудесах св. Георгия, посвящали свои работы именно истории его борьбы с драконом. Со второй половины XIX в. количество подобных публикаций заметно возрастает, причиной чего могло слу жить приближающееся, а затем широко отмечаемое во всем христианском мире 1600 летие со времени предполагаемой кончины святого воина 1903 Из многочисленных работ западноевропейских авторов, посвященных рас крытию исторической, литературной и бытовой стороны мученичества св. Геор гия, заметно выделяются, по мнению ряда исследователей8, труды К. Крумбахера и И. Ауфхаузера. К. Крумбахер9 с присущей ему энциклопедичностью и хрестоматийностью на основе изучения византийских рукописей в его распоряжении имелись списки 6 Верховец Я. Д. Подробное описание жизни, страдания, чудес святого великомученика Победоносца Георгия и чествований его имени. 2 е изд. СПб., 1893 Аверинцев С. С. Георгий Победоносец Мифы народов мира Энциклопедия. Т. I. М., 1987. С. 273 275. См. также Георгий Победоносец. Сказания. Житие святого великомученика Георгия и благоверной царицы Александры. М., 1990 7 Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. С. 50. 8 Лопарев Хр. Новейшая литература С. 25 33, 42 46 Пропп В. Я. Змееборство Георгия в свете фольклора Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 192 Привалова Е. Л. Павниси. Тбилиси, 1977. С. 68. 9 Krumbaсher К. Der heilige Georg in der grieсhisсhen berlieferung. Aus dem Naсhlasse des Verfassers herausg. von Albert Ehrhard. M nсhen, 19 образ святого георгия в атрибутике российского государства 2 17 более ста греческих текстов с VII по XVII в. рассмотрел вопрос о мучениях св. Георгия, а Ауфхаузер 10, столь же тщательно изучив греческие и латинские тексты, посвятил свое исследование почти исключительно леген де о борьбе св. Георгия с драконом. По его мнению, Чудо о драконе было позднейшим продолжением сказаний о чудесах святого воина, однако распространившийся в Евро пе рассказ о нем имел в основе греческую версию. Существенным дополнением к изуче нию письменных памятников, посвящен ных жизнедеятельности св. Георгия, служат исследования западноевропейских авторов, воссоздающие его образ в искусстве. Сре ди них наиболее существенными по охва ту материала являются труды О. Таубе и Й. Мысливца 12. Российская светская историография о Георгии Победоносце по многообразию сюжетов не уступает западноевропейской. Однако заметен уклон в изучение Георгиевской легенды ее прототипов, символики, использования в народных традициях, художественной интерпретации. Выделяются работы X. Лопарева, А. И. Кирпичникова, А. В. Рыстенко 13, в осно ве которых лежит изучение рукописных текстов о чудесах, совершенных святым, прежде всего история его борьбы со змеем. В этих источниковедческих трудах решаются вопросы о времени появления Чуда о змие, датировке его редакций, взаимозависимости этой легенды и мучений первичность вторичность вре менного соотношения визуального воплощения Чуда и легенды что первично, а что вторично о трактовке сюжета змееборства имеет ли сюжет символический смысл Кирпичников или в основе легенды о змееборстве св. Георгия не лежит благочестивая мысль Рыстенко 10 Auhauser Joh. B. Das Draсhenwunder des heiligen Georg in der grieсhiсhen und lateinisсhen Ueberlieferung. Leipzig, 19 1Taube O. F. von. Die Darstellung des heiligen Georg in der italienisсhe Kunst. Halle a. s. 19 10. 12 Mysliveс J. Svat i ve vyсhodok estiansk m um ni Byzantinoslavika. T. V. Praha, 1933 1934. 13 Лопарев X. M. Чудо святого Георгия о болгарине. Памятник византийской переводной литературы. СПб., 1894 Он же. Новейшая литература о св. Георгии Победоносце Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый Он же. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной. М., 1895 Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе. Обложка журнала Лукоморье времен Первой мировой войны. 19 14 г. 2 18 образ святого георгия в атрибутике российского государства 2 19 Целый блок отечественных работ посвящен изучению народных праздников в честь святого воина драконоборца, пословиц, поговорок, сказаний и духовных сти хов И. П. Сахаров 14, А. Н. Веселовский 15 Собиратели русского фольклора XIX в. И. В. Киреевский, П. И. Якушкин, составитель самого обширного собрания рус ских духовных стихов П. Бессонов отмечали многовариантность народной поэзии, посвященной великомученику Георгию 16. Большинство исследователей полагают, что стихи Егорий Храбрый и Егорий, царевна и змей появились еще до мон голо татарского нашествия 17, хотя кто то не исключает добавления к древнейшей части Егория Храброго основанной на Житии Георгия на сказании о его муче ниях позднейшей части, возникшей в результате борьбы с вражеским игом. В этой позднейшей части XIII начало XV в. Егорий предстает духовным богатырем, учредителем христианского порядка, устроителем и просветителем русской земли, а также освободителем Родины от врага 18. Наконец, с начала XX в. появляются прекрасные искусствоведческие работы, касающиеся художественного облика св. Георгия. Староладожской фреске, изо бражающей Георгия воина, змея и царевну, посвятил несколько страниц своего объемного искусствоведческого труда Н. В. Покровский 19. О каменном цветном барельефе из Успенского собора Московского Кремля написал большой труд известный искусствовед Я. И. Смирнов20. Он доказал, что барельеф изображает св. Георгия Победоносца, вырезан мастерами в Великом Устюге и использовал ся в качестве иконы в ХVI ХVII вв. на Русском Севере. Прототипом для него послужила, по мысли Смирнова, западноевропейская гравюра, попавшая туда в конце XV в. и явившаяся образцом для воспроизведения Чуда о змие. Георгий не похож на его православные иконописные изображения, однако барельеф долгое время располагался в великоустюжской церкви Великомученика Георгия до тех пор, пока в 1678 г. по распоряжению патриарха его не отправили в Богоспасае мый град Москву во святую соборную и апостольскую церковь Успения Пресвя тыя Богородицы 2 1С этого времени барельеф обосновался в Москве, получив название Устюжского. 14 Сахаров И. П. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. III. М., 1838 Он же. Сказания русского народа. T. II. Кн. 5 8. СПб., 1849. 15 Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Вып. II, IV, V. СПб., 1880. 16 Об этом Пропп В. Я. Указ. соч. С. 197 17 См. Примечания к названным стихам, опубликованным Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI XIX веков. М., 199 1С. 49 60, 6 165, 308 3 10. 18 Голубиная книга. С. 308. 19 Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. 2 е изд. СПб., 1900. С. 306 и дал 20 Смирнов Я. И. Устюжское изваяние святого Георгия московского большого Успенского собора. М., 19 15 2 1Смирнов Я. И. Указ. соч. С. 50. эмблемы и знаки власти древнерусского 220 государства Иконографии св. Георгия в русской живописи посвящены исследования выдающихся советских искусствоведов В. Н. Лазарева22 и М. В. Алпатова23. В пред принятом недавно обзоре их работ24 подчеркивается, что данные основополагаю щие труды дополняются современными воззрениями на отдельные детали изобра зительного образа Георгия Победоносца как в иконописи, так и в других формах изобразительного искусства25. Особняком стоят работы, относящиеся к изучению литературной тради ции, культа и особенно художественного воплощения образа св. Георгия в Грузии. Еще в XIX в. отмечалось своеобразие грузинских версий в интерпретации жития и чудес великомученика Георгия26. Наряду с изучением литературных памятников в XX в. характерным для Грузии становится самое глубокое исследование трактовки образа св. Георгия в изобразительном искусстве, прежде всего в монументальной живописи, чеканке, иконописи27. Соотнесение дохристианских и христианских верований народов, населяющих территорию современной Грузии, изучение культа св. Георгия на фоне многовековой традиции поклонения этих народов божествам или героям всадникам дали возможность грузинским ученым прийти к выво ду, что сформировавшийся в течение длительного времени в быту народа облик самого популярного в Грузии святого воина отличается от церковного прототипа28. 22 Лазарев В. П. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия воина в византийском и древнерусском искусстве Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись Статьи и исследования. М., 1970. 23 Алпатов М. В. Образ Георгия воина в искусстве Византии и Древней Руси Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. T. I. М., 1967. 24 Соболева Н. А. Происхождение печати 1497 года новые подходы к исследованию Отечественная история. 2000. 4. С. 25 43. 25 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII начало XV века. М., 1976. С. 188 195 Порфиридов Н. Г. Георгий в древнерусской мелкой каменной пластике Собрания Государственного Русского музея. VIII. Л., 1954. С. 120 125 Рындина А. В. Историко художественное значение изразцов Успенского собора в городе Дмитрове Древнерусское искусство. 5 М., 1970. С. 462 472 Вагнер Г. К. От символа к реальности Развитие пластического образа в русском искусстве XIV XV вв. Гл. V. М., 1980 Выголов В. П. Скульптура Георгия на башне Московского Кремля Памятники русской архитектуры и монументального искусства Города. Ансамбли. Зодчие. М., 1985. С. 5 38 Он же. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 133 169 Сидоренко Г. В. Деревянная скульптура Святой Георгий на коне в собрании Государственной Третьяковской галереи Древнерусская скульптура Проблемы и атрибуции. М., 199 1С. 35 65 Яхонт О. В. Основные результаты научных исследований и реставрации скульптурной иконы святого Георгия Змееборца 1464 года из Московского Кремля Государственный музей заповедник Московский Кремль материалы и исследования. XII. М., 1999. С. 104 9. 26 Хаханов А. Грузинский извод сказания о святом Георгии. М., 1892 Привалова Е. Л. Указ. соч. С. 64. 27 Об этом в книгах Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959 Привалова Е. Л. Указ. соч. Включает обширную библиографию. 28 Сургуладзе И. Святой Георгий в грузинских религиозных верованиях IV Международ ный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 4. образ святого георгия в атрибутике российского государства 22 1 Значимость и разнообразие тематики, касающейся изучения образа Георгия Победоносца в Грузии, находит отражение в обязательности включения докладов и сообщений по данной проблеме в программы почти всех регулярно проводимых международных симпозиумов по грузинскому искусству. В 1983 г. на подобном симпозиуме было заслушано выступление ученого из Афин Кристофера Вальтера Жития, культ и иконография св. Георгия 29. Насколько можно судить по тезисной публикации, ученый или группа ученых намеревается осуществить разработку обширной программы, посвященной св. Георгию в восточной традиции. К. Вальтер подвел итоги историографических наработок, выделив три существующие в насто ящее время сферы изучения 1Жития и легенды, основу которых составляют греческие версии, зафиксированные в B otheсa hagiographiсa 30. 2. Культ, свиде тельства о котором предоставляют эпиграфические источники, перечни храмов, составленные для некоторых стран например, для Сербии и Македонии иконы, религиозная практика, литургические тексты и др. 3. Иконография, где огромное значение имеют портретные типы св. Георгия, наиболее полно, по мнению автора, 29 Вальтер К. Жития, культ и иконография св. Георгия IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. С. 12. 30 B otheсa hagiographiсa graeсa. 3 me ed. T. 1Bruxelles, 1957. P. 2 12 223. Изображение Георгия Победоносца на фреске Чудо святого Георгия о змии в Старой Ладоге эмблемы и знаки власти древнерусского 222 государства изученные В. Н. Лазаревым, и биографические циклы, анализ художественного воплощения которых нашел отражение в трудах Т. Марк Вайнер неопублико ванная докторская диссертация, Нью Йорк, 1977 и Е. Л. Приваловой Павниси Особо выделен Вальтером сюжет борьбы с драконом в Грузии также с царем который, как он полагает, заслуживает отдельного рассмотрения. Для предстоящих исследований, где сохраняются указанные выше направ ления, существенными представляются методологические принципы, сформули рованные К. Вальтером при анализе житий и легенд основополагающим являет ся установление архетипа, а после определения его исторической достоверности должна быть установлена структура жития, прослежена его модификация и прове дено сравнение со структурой житий других святых воинов при изучении культа, по мнению афинского ученого, могут оказаться полезными структурные методы, применяемые в социальной антропологии наконец, в иконографических исследо ваниях предпочтительно сравнение нарративных сцен с аналогичными им в других биографических циклах, а портретные изображения с образами героического культа, причем поражение дракона или человека стоит рассматривать в контек сте триумфа добра над злом. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным более под робно ознакомиться с названным проектом и его конкретным воплощением. Одна ко сам факт его появления свидетельствует, что, несмотря на многочисленность и разнообразие трудов, посвященных святому воину Георгию, нельзя считать собранный материал достаточным для составления полного обзора культа Георгия во всех христианских странах Так написал в конце XIX в. А. И. Кирпичников3 1 Предпринятый историографический экскурс свидетельствует, что к его сло вам можно присоединиться и спустя более чем столетие. Несмотря на открытие и интерпретацию неизвестных ранее произведений и списков с изложением чудес Георгия воина32, на наличие новых тематических раз работок, разнообразие подходов в исследовании литературных и художественных памятников, относящихся к культу св. Георгия, остается много вопросов, ответы на которые пока не найдены что способствует появлению современных мифов об истинном регионе деятельности и подлинном месте захоронения Георгия всадника33 и проблем, требующих самого пристального внимания отечественных ученых. К ним относится, например, вопрос о соотношении змееборства различных святых как западного, так и восточного христианского мира. В свое время А. Н. Весе 3 1Кирпичников A. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. С. 127. 32 Ангелов Боню сm. Сказание за железния кърст Из старата българска, руска и сръбска литература. Кн. III. София, 1978. С. 79 98 Турилов А. А. Византийский и славянский пласты в Сказании инока Христодула к вопросу о происхождении памятника Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 8 199. 33 Об этом см. Аджи Мурад. Тайна святого Георгия. М., 1997. образ святого георгия в атрибутике российского государства 223 ловский писал, что змееборство Федора Тирона, Федора Стратилата возникло под влиянием Георгиевской легенды34. Отечественные же фольклористы, в част ности В. Я. Пропп, сам сюжет змееборства Георгия рассматривают как частный случай всемирно распространенного сюжета борьбы героя со змеем, изначально появившегося в волшебных сказках доисторической давности, относящихся к дого сударственному эпосу35. В русских рукописях имеется описание змееборческого подвига Михаила воина. Он мало известен отечественным агиографам, ибо является болгарским святым ум. IX в В изложении Филарета, архиепископа Черниговского36, исполь зовавшего сведения из болгарского синаксаря, история жизни св. Михаила воина очень схожа с житием св. Георгия. Он происходил из знатного рода, родители его были христианами. С юности он вел праведную жизнь, был кроток и смирен. Между тем был Михаил и храбрым воином, в 25 лет избран в начальники над дружиной Болгарин по рождению, Михаил воин сражался вместе с греками против эфиоплян и агарян По окончании войны остановился в одном месте пустыни раифской где около озера его слуга увидел девушку и позвал Михаила. Девушка поведала, что чудовищный змей берет дань с ее города, поедая детей. Святой воин приказал слуге отойти вместе с конем от озера, сам же помолился Богу. Появившийся из озера змей был страшен шея возвышалась над водой саженей на 20, хвостом бил по воде локтей на 40. Святой, со щитом в руке, мечом отсек ему голову, а змей хвостом уда рил его по правой руке и левой ноге так, что воин упал без чувств, потом встал. Слуга известил горожан о победе Михаила над змеем, те торжественно встретили воина, вернувшего девицу родителям. Спустя немного дней герой видимо, полу чивший серьезные ранения. Н. С. предал дух свой Господу, которого возлюбил с юности, и перешел в вечное царство Как видим, рассказ о змееборстве Михаила воина почти идентичен подвигу Георгия Победоносца, причем детали битвы со змеем описаны даже более красочно. Память его отмечается 22 ноября близко к осеннему поминанию великомуче ника Георгия 26 ноября Св. Михаил воин был родом из Потука Потака, Потока предположитель но сегодняшнего Батака. В отличие от агиографии, русский богатырский эпос принял Михаила в свои ряды Рыстенко и Веселовский, хотя и соотносили легенду о Михаиле с Георгиевской легендой, всё же видели в нем заезжего богатыря, таким образом не идентифицируя змееборство того и другого святого37. 34 Веселовский А. Н. Указ. соч. С. 5 1 35 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 190 19 1 36 Филарет Гумилевский архиеп. Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их. СПб., 1894. С. 29 1293. См. также Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо валашской. М., 187 1С. 665. 37 Рыстенко А. В. Указ. соч. С. 365 368. эмблемы и знаки власти древнерусского 224 государства Проблемным остается соотношение хри стианского и мусульманского культов св. Георгия. В мусульманских легендах, отличающихся от его христианских житий38, Георгий Победоносец назван Джирджисом. В мифологии ряда мусуль манских народов имеется и сказание, напомина ющее Чудо св. Георгия о змие39. Однако своеобраз ным камнем преткновения является крылатый змей дракон, которого поражает святой воин. Как писал Рыстенко, символизм некоторых изо бражений дракона и змея в древнехристианском искусстве был причиной приложения в толковании Георгиевской легенды рамок символики 40. Соглас но этой символической трактовке Чуда, дракон в нем символ дьявола, а дьявол символ язы чества. Болландисты и из царевны в Чуде сделали символ это церковь Христова, которую защищает святой Драконоборец. Об этом же несколько ранее писал и Кирпичников. Основы ваясь на труде иезуита Кайе4 1который собрал все известные ему случаи, где святые Западной церкви по легенде или по изображению входят в столкновение с драко нами, он подчеркнул, что в толковании символики дракона может быть выделено несколько позиций дракон язычество, побеждаемое проповедниками Христова учения, дракон ересь, дракон бедствие, посылаемое на христиан, и т. д.42 Современные специалисты по христианской иконографии, как правило, идентифицируют дракона подобным же образом43. Однако все чаще исследователи мирового фольклора, культов и верований в контексте сравнительно исторического изучения мифов указывают на полярность данного символа. Дракон осмысляет ся как воплощение положительного начала, как помогающий в поиске сокровищ, дающий людям воду, оберегающий жилище44. Подобный подход особенно важен при трактовке символов и эмблем, применяемых в качестве современных знаков многими народами Поволжья, Урала, Кавказа. Мало разработана проблема использования христианских символов в свет ской символике, в частности в атрибутах власти. Известно, что св. Георгий, буду чи покровителем целых наций, государств, городов, многих обществ и учреж 38 Аверинцев С. С. Указ. соч. С. 274 39 Аджи Мурад. Указ. соч. С. 99 100. 40 Рыстенко А. В. Указ. соч. С. 460. 4 1Сауе. сaraсt ristique des saints dans l art populaire. T. I. Paris, 1867 42 Кирпичников A. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. С. 0 43 R au L. Iсonographie de l art сhr tien. T. III. Paris, 1959. P. 15 44 Иванов В. В. Дракон Мифы народов мира Энциклопедия. T. I. С. 394 Печать великого князя Московского с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. 1497 г. образ святого георгия в атрибутике российского государства 225 дений, изображается на их представительных знаках. Его образ в основном в виде Драконо борца запечатлен, в частности, на средневеко вых монетах и печатях во многих христианских странах, его имеют в гербах сотни европейских городов, а государство Грузия даже поместило святого воина Георгия Змееборца в свой госу дарственный герб. Однако на протяжении тысячелетней исто рии только наше Отечество почти беспрерывно использует образ Георгия Победоносца в госу дарственной атрибутике, помещая его на моне тах, княжеских и общегосударственных печатях, в государственные и городские гербы начиная с XI в. и до настоящего времени. Причины широкого распространения культа св. Георгия на Руси практически сразу же вслед за крещением рассматривались в литера туре. Уже Кирпичников заметил, что не всякий святой в одинаковой степени способен популя ризоваться, приняв на себя черты сданных в архив богов 45. Для этого, как он полагал, необходим ряд внешних условий, среди которых официально принятое широкое почитание святого, особенности легенд о его чудесах значительную роль играет время его поминовения и т. д. Русь приняла христианство в тот период, когда этот святой прочно укрепился в Византии. Причем на смену Георгию мученику, с VI в. почитавшемуся при дворе византийских императоров, пришел Георгий воин. Потребность иметь как можно больше патронов для военного сословия, чьи пози ции особенно окрепли к X веку, логически привела к тому, что некогда скромный мученик Георгий превратился в победоносного воина так объясняет В. Н. Лаза рев резкий перелом в византийской иконографии Георгия, наступивший в X в.46 При чем ученый подчеркивает, что тип пешего Георгия очень скоро стал сосуществовать с конным. Перевоплощение св. Георгия совпадает с периодом победы в Визан тии феодальных отношений и эпохой энергичной военной экспансии. Военное же служилое сословие, поддерживавшее солдатских императоров, как и последние, нуждалось в специфических покровителях. Ими стали святые воины, среди которых Георгий скоро занял одно из ведущих мест. Особенно его выбирали покровителем те императоры, которые сами прославились военными победами. В таком качестве св. Георгия Византия передала новокрещенной Руси, где князья, проводившие также немало времени в ратных походах, охотно приняли 45 Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. С. 126 127. 46 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 7 175. Печать с изображением Георгия Победоносца 1375 г., принадлежащая литовскому князю Александру Владимиро Волынское княжество эмблемы и знаки власти древнерусского 226 государства его в свои покровители. Один из первых христианских князей Ярослав Вла димирович Мудрый, имевший крестильное имя Георгий, особенно много сделал для прославления своего святого патрона в Киеве построил в его честь придел к главной церкви, открыл монастырь, в Чуди основал город Юрьев, где также поста вил Георгиевскую церковь. Лик св. Георгия украсил и выпущенные им в Новгороде серебряные монеты сребреники Ярославле сребро Привлекшие внимание ученых еще в XIX в.47, а затем многих нумизматов XX в., к настоящему времени они досконально изучены48. В контексте древнейшего русского монетного чекана, представлявшего собой спорадические выпуски монет, на протяжении 25 30 лет несколько раз существенно изменявшихся по виду и по весу, и являвшегося по сво ей сути мероприятием политическим, новгородские монеты Ярослава Мудро го это своеобразный феномен. Прежде всего из за несравненного совершенства исполнения, из за каноничности изображения св. Георгия. Исследователи считают, что они являются монетным шедевром, выгодно отличаясь от аналогичных монет, выпущенных в Киеве, но в то же время вместе с последними символизируют госу дарственную независимость Руси, ее равенство с другими европейскими христи анскими государствами49. Ярослав Владимирович выпускал в Новгороде сребреники очень недолго в 10 14 начале 10 15 г. и не возобновлял их выпуск во время длительного киев ского княжения. Однако найденная недавно в Новгороде уникальная металли ческая булла Ярослава Мудрого с его портретом и надписью ЯРОСЛАВ КНЯЗЬ РОУССКИЙ подобно сребренику несет с другой стороны изображение св. Геор гия воина50. По мнению В. Л. Янина, она относится ко времени окончательного вокняжения в Киеве 10 19 1054 Ярослава Мудрого5 1который считался, согласно прологам, всея Рускыя земли князем Таким образом, начало русской государственности зафиксировано офици альной атрибутикой с изображением лика св. Георгия. Как известно, на Руси в течение длительного периода со времен крещения и до XV в. использовалась византийская сфрагистическая традиция, что выража лось в употреблении металлических булл, изобразительный тип которых состав ляли христианские эмблемы и фигуры святых52. В памятниках византийской сфра 47 Напр. Куник А. А. О русско византийских монетах Ярослава I Владимировича с изображе нием св. Георгия Победоносца. СПб., 1860. Прилож. I. О византийских и древнерусских изображениях св. Георгия Победоносца. С. 12 36 Толстой И. И. Древнейшие русские монеты X XI вв. СПб., 1893 и др. Исчерпывающая библиография вопроса о древнейших русских монетах представлена в кн. Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. Л., 1983. 48 Сотникова М. П., Спасский И. Г. Указ. соч. 49 Там же. С. 9. 50 Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X XV вв. T. III. М., 1998. Табл. I, 2а табл. 49, 2а. 5 1Там же. С. 18. 52 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X XV вв. T. I. М., 1970. С. 14. образ святого георгия в атрибутике российского государства 227 гистики св. Георгий занимает второе место после св. Николая, причем, как пишет исследовательница византийских печатей В. Шандровская53, бесспорно преобла дающим является тип пешего Георгия воина конный Георгий на византийских печатях редок На Руси при общем следовании византийской традиции складыва ются специфические типы булл, что особенно заметно с начала XII в. В частности, характерным для печатей князей становится изображение на каждой из сторон святых, соответствующих христианскому имени и отчеству ее владельца54. Если учесть, что имя Георгий принадлежало к излюбленным крестильным именам рус ских князей55, то можно представить, насколько часто св. Георгий воин украшал их знаки власти. Так, изображения Георгия имеются на печатях Юрия Долгорукого и великого князя Георгия Всеволодовича, погибшего на р. Сити в 1238 г.56, многих других князей, чье собственное имя не было Юрий или Георгий. Георгий конный воин в ХIII ХIV вв. на печатях встречается редко, а сюжет змееборчества Георгия на русских княжеских буллах вообще отсутствует. Исклю чение составляют буллы новгородского цикла Ивана Васильевича 1462 1478 57, изобразительная тема которых близка георгиевскому Чуду о змие. В иконописи, малой пластике, самом распространенном виде изобрази тельного искусства Древней Руси ибо вещи, исполненные литьем или резьбой, принадлежали не только Церкви, но и множеству частных лиц сюжет с Георгием и драконом в указанное время был необыкновенно популярным58. Вместе с духов ными стихами, о которых шла речь выше, произведения изобразительного искус ства, распространенные в народной среде, являются убедительным свидетельством приверженности к культу Георгия воина не только князей, но и простого народа. По видимому, в этом образе для русских людей, как и для других славян, не свя занных с его приоритетным рыцарским восприятием, воплотился покровитель всех их мирских дел хлебосеяния и хлебопашества, выгона и пастьбы скота, других сельскохозяйственных работ вспомним, что его день памяти приходится на 23 апреля праздник природы, победы весны, а среди чудес имеются и такие, которые относятся к обыденным ежедневным делам Однако в нем видели прежде всего защитника от зла, а с XIII в., когда зло это стало реальным для всей Руси, защитника веры христианской. Змееборческий сюжет на русских монетах и печатях заметно совпадает со временем, последовавшим за победой Дмитрия Донского на Куликовом поле. 53 Шандровская В. Образ святого Георгия на византийских печатях II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 18. 54 Янин В. Л. Указ. соч. С. 156 157. 55 Там же. С. 30. 56 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 62. 57 Янин В. Л. Указ. соч. T. II. М., 1970. Табл. 7, 58 434 Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Указ. соч. Табл. 24, 149 150, 434а, 435, 436а. 58 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI XVI вв. М., 1968. С. 15 16. эмблемы и знаки власти древнерусского 228 государства В конце XIV начале XV в. среди монет московских уделов появляются экземпляры, на которых всадник, держащий в руке копье, поражает им какой то предмет под ногами коня, затем голову чудовища, наконец, змея. Интересен вариант, фиксирующий, веро ятно, становление данного изображения на монетах Василия Дмитриевича 1389 1425 помещен всадник с направленным вниз копьем, под ногами коня татар ский знак плетенка 59. На печатях этого же князя 1390, 140 402 гг. можно увидеть под копытами коня едва различимого змея60. Сыновья Дмитрия Ивановича, племянники, внук, правнук, князья, придерживавшиеся московской ориентации например Васи лий Михайлович Кашинский, считали этот сюжет своим помещая его на монетах и печатях. Следует отметить, что на русских монетах, чеканка которых началась с конца XIV в., изображения святых вообще не допускались с драконом борется всадник без нимба. Возможно, поэтому змееборца, как и прочих вооруженных всадников или сокольников, принято считать светским воином князем. Однако подобное толкование кажется слишком односторонним. Дело в том, что отечественные лите ратурные памятники не знают рассказов о князьях, уничтожающих змеев драко нов. А. В. Чернецов, исследовавший изображения на русских удельных монетах, предположил, что подобный образ был своеобразным символом борьбы против основного врага того времени монголо татар, отражением злободневной поли тической ситуации6 1 Как бы ни казался всадник светским, вряд ли в восприятии современников он был таковым. Его иконография исключительно близка Чуду св. Георгия о змие. Не случайно многие исследователи, изучавшие образ св. Георгия, отмечали, что, встречая композицию с драконом, необходимо прежде всего иметь в виду Геор гиевскую легенду. Не случайно также иностранцы, посещавшие Россию в XVI XVII вв., воспринимали московского Драконоборца как св. Георгия Р. Барберини, Д. Принц фон Бухау, С. Коллинз и др 59 Орешников А. В. Русские монеты до 1547 г. М., 1996 репринт 466 467. Табл. VIII, 332. 60 Соболева Н. А. Русские печати. М., 199 1Табл., 16 Снегирев И. М. Еще несколько слов о московском гербе Московские ведомости. 1853. 69 6 1сhernetsov A. V. Types of Russian сoins of the XIV and XV сenturies An Iсonographie Study. Oxford, 1983. P. 50, 102 104. Зарисовка из альбома немецкого путешественника А. Мейерберга герб Московии. XVII в. образ святого георгия в атрибутике российского государства 229 Имеется ряд фактов, свидетельствующих о повышенном интересе Ивана III к этому святому62. Московский великий князь, борясь за объединение русских земель в единое государство, а также за право называться царем, придавал большое зна чение формированию своего имиджа. При этом ему отводилась роль защитника чистоты веры, он противопоставлялся иноверцам и отступникам. Иван III находил поддержку Церкви, предписывающей ему крепко стояти за православное христьян ство обороните свое отечьство от бессерменьства подобно тому, как прадед его Дмитрий Иванович мужьство и храбьство показа за Доном 63. Образ защитника православия как нельзя лучше увязывался с образом Геор гия Змееборца, который к тому же столь широко был известен и почитался в наро де прежде всего за совершение самого дивного из всех чудес его Так писалось в древней повести, переведенной с греческого языка уже в XI в., а в русской интер претации известной с XIII в.64 Данные обстоятельства, по нашему мнению, и заста вили великого московского князя при формировании своей властной политики взять в покровители Георгия Змееборца, поместив этот образ на первую общего сударственную печать 1497 г.65 Печать резал, по видимому, итальянец, ибо фигура св. Георгия Драконобор ца имеет явные черты, присущие его изображению в эпоху Кватроченто в Ита лии в Ломбардии То, что матрица для печати сделана иностранцем, не вызывает сомнения, ибо для русских мастеров этого времени отступление от византийского канона в изображении святого было невозможным. Показательно, что много лет спустя именно резчики монетных штампов матриц граверы названы фряж ских резных дел мастерами в отличие от серебряников66. Еще одно доказательство. По наблюдениям отечественных исследователей западноевропейского прикладного искусства, из за отрицательного отношения на Руси к западному христианству Москва не хотела узнавать священные изо бражения в произведениях Запада 67. Св. Георгий Змееборец никогда не назывался при описании русскими иностранных вещей своим именем в украшении драгоцен ных золотых запон плаща царя Ивана Васильевича он Георгий обозначен следую щим образом плащ золот репьеват с пупышем на нем человек на коне колет змея в главу св. Георгий, изображенный на карабине и пистолетах, поднесенных царю в 1630 г. голландским купцом, был описан как человек на коне белом, на чело 62 Подробнее см. Соболева Н. А. Происхождение печати 1497 г. С. 29. 63 Послание на Угру Вассиана Рыло Памятники литературы Древней Руси. Вторая по ловина XV в. М., 1982. С. 522 537. 64 Чудо Георгия о змие Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 198 1С. 520 527, 6 16. 65 Подробнее см. Соболева Н. А. Происхождение печати 1497 г. 66 Орешников А. В. Василий Андреев, резчик монетных штампов. Сб. ст. в честь графини П. С. Уваровой. М., 19 16. С. 29 1292 67 Иванов Д. Д. Германское искусство эпохи Возрождения в быте Древней Руси. Сб. Ору жейной палаты. М., 1925. С. 90. эмблемы и знаки власти древнерусского 230 государства веке одежда лазорева, колет змею копьем 68. Не потому ли св. Георгий, чей образ вырезан на русской печати иностранцем, по традиции не именовался св. Георгием в русских источниках, а считался человеком на коне ездецом и т. д. Печать из красного воска с Драконоборцем использовалась русскими госу дарями в XVI и XVII вв. Иван Васильевич Грозный поместил его на грудь двугла вого орла. В таком виде Георгий Змееборец вошел в государственный герб. Правда, в указе царя Алексея Михайловича 1667 г., где впервые описан державный герб сказано на персех на груди орла. Н. С. изображение наследника 69. Монетная реформа 1535 1538 гг. создала в России копейку. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные 70. На обороте в строчной легенде сообщалось, что это князь великий, затем царь и государь всея Руси. Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение Чуда Георгия о змие, однако под копытами коня нет дракона. И все же на поддельных копейках, выпущен ных англичанами в конце XVI в., всадник, сжимающий руками копье и несущийся вперед, почти идентичен святому воину Драконоборцу в западном варианте7 1 Корона на всаднике с копейки свидетельствовала, что изображен государь. Ту же корону можно видеть и на всаднике, который украшает грудь двуглавого орла в XVI в. Поэтому то государственные чиновники когда их спрашивали о всад нике, отвечали, что это государь на аргамаке сам царь с копьем и т. д. В XVII в. фигура на груди двуглавого орла все чаще именуется человеком на коне ездецом всадник, воин ибо головной убор не всегда представляет собой корону в начале XVII в. на государственных печатях всадник бывает повернут в левую от зрителя, нетрадиционную сторону. С точки зрения сведущих в геральдике людей, если бы таковые имелись в России, человеческая фигура на коне должна была изображать ся подобным образом. Но таковых знатоков еще не было в России, поэтому можно предположить, что матрицу печати резал иностранец. В начале XVIII в. в России Георгий Победоносец в государственной атрибутике утверждается под своим именем. Петр одним из первых назвал всадника на груди двуглавого орла святым Егорием 72. В этом качестве он выступает и в государ ственном гербе, который по распоряжению царя создал согласно геральдическим канонам иноземец геральдист граф Ф. Санти, и на новых петровских монетах. 68 Иванов Д. Д. Указ. соч. С. 9 1Маркова Г. А. Об употреблении европейского художес твенного серебра в Московской Руси XVI века Государственный музей заповедник Московский Кремль Материалы и исследования. Вып. XI. М., 1998. С. 262 263. 69 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. T. I. 42 1 70 Мельникова А. С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. М., 1989. С. 20. См. также таблицы в конце книги. 7 1Там же. Табл. 9 72 Белавенец П. И. Изменение российского государственного герба в императорский период Вестник имп. общества ревнителей истории. Вып. II. Пг., 19 15. С. 69. образ святого георгия в атрибутике российского государства 23 1 На медных монетах, а затем и на серебряных копейках, выпускавшихся во втором десятилетии XVIII в., Георгий Победоносец изображен в одиночку 73. При последующих чеканах он украшает монеты других номиналов. Характерная деталь в облике святого Драконоборца, который изображается и в гербе государ ства, и на монетах в петровское и послепетровское время, шлем с плюмажем. В подобном головном уборе св. Георгий представлен уже с XVI в. на монетах мно гих западноевропейских государств, в частности Италии, Германии. Типичен образ Георгия Драконоборца на монетах графства Мансфельд74, которые служили этало ном для многих европейских правителей75. Для Петра I вырезали матрицы печатей и монет многие иностранные масте ра, которые принесли западноевропейский канон в Россию. В подобном художественном облике Георгий Победоносец в 178 1г. попал в герб Москвы, где мы его видим и сейчас. 73 Спасский И. Г. Русская монетная система. Л., 1970. С. 146 149, 194 195. 74 Tornau О. M nzwesen und M nzen der Grafsсhat Mansfeld von der Mitte des f nfzehnten Jahrhunderts bis zum Erl sсhen des Gr liсhen und F rs сhen Hauses. Praga, 1937. Tabl. II, XIV, XXX etс. 75 W rterbuсh der M nzkunde Hrsg. F. E. von Sсhr tter. Berlin Leipzig, 1930 2 19. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. Образ Святого Георгия в атрибутике Российского государства (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |