| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018) › Феномен двуглавого орла: реальность и семантика | ||||||
Соболева Н.А.
Феномен двуглавого орла: реальность и семантика// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 200-213 (продолжение Главы II) Аннотация: Государственность России не мыслится без ее символов. Главными символами России, как и любого другого государства, являются герб, флаг и гимн. Еще тридцать лет назад они были объектом изучения специальных (вспомогательных) исторических дисциплин — геральдики, сфрагистики, вексиллологии и т. д. — с соответствующими историческими выводами и заключениями. В современных же исследованиях наблюдается интегрированность проблем символики, прежде всего государственной, в иные области научного знания — в политологию, философию, социологию, психологию. Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 2242
2.
ID: 2243
3.
ID: 2244
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 57984 знаков (с пробелами)
ФЕНОМЕН ДВУГЛАВОГО ОРЛА РЕАЛЬНОСТЬ И СЕМАНТИКА Государственность России не мыслится без ее символов. Главными символами России, как и любого другого государства, являются герб, флаг и гимн. Еще тридцать лет назад они были объектом изучения специальных вспомогательных исторических дисциплин геральдики, сфрагистики, вексиллологии и т. д. с соответствующими историческими выводами и заключениями. В современных же исследованиях наблюдается интегрированность проблем символики, прежде всего государственной, в иные области научного знания в политологию, философию, социологию, психологию. Политологи, например, считают, что государственные символы выполняют важные политические и социальные функции, воплощая фундаментальные идеи, нормы и ценности и, таким образом, являясь неотъем лемой частью политической культуры, удовлетворяя потребности в социальной ориентации граждан, в формировании гражданской идентичности. Благодаря их мобилизационному, легитимирующему и сплачивающему сообщество потенциалу, эти символы имеют значительное политическое влияние 1 Некоторые западные политологи применяют по отношению к образным визуальным политическим символам такие дефиниции, которые определяют их исключительно как категорию власти Политические государственные симво лы это те, которые имеют значение для функционирования власти 2. С данным определением можно согласиться, если учитывать адекватность восприятия госу дарственных символов властью и обществом, что обусловливается, прежде всего, своеобразной прозрачностью знаков власти. И значимость государственных символов для общества в целом в большой степени зависит от того, насколько граждане идентифицируют себя с ними. Символика Страны Советов, принятая большевистским руководством, утверждаясь в формах, соответствующих идеоло гическим конструкциям нового государства, была визуально доступна трудовому народу, а ее прозрачность апеллировала к архетипам и ожиданиям масс 3. 1Зверев А. Л. Государственный символизм в образе современной России Образы государств, наций и лидеров. М., 2008. С. 87. 2 Морис Георгица Г. Политические символы Элементы теории политики. Ростов н Д, 199 1С. 346. 3 Соболева Н. А. Из истории советской политической символики Отечественная история. 2006. 2. С. 109. 20 1 Рисунок герба Московского из Славянской Библии 1663 г. эмблемы и знаки власти древнерусского 202 государства Как показывает мировой опыт, хотя уже давно нет советского государства и символа его суверенитета герба, перекрещенные серп и молот в качестве знака всевозможных левых движений, в том числе молодежных, участвуют в демонстра циях, маршах протеста типа антиглобалистских во всех странах света. Сле дует отметить, правда, что форма знака это не изобретение большевиков. Они заимствовали его в силу соответствия провозглашенных ими идей графическому изображению советского герба у европейского социал демократического движе ния4. В мирное протестное движение этот знак и вернулся. В конце XX в. перед нашим обществом возникла дилемма выбора новых знаков государственного суверенитета, дважды в течение одного столетия под вергшихся изменениям в соответствии со сменой политических реалий. Герб, флаг и гимн новой России, несмотря на то что в декабре 2000 г. они утверждены законо дательным путем, все еще неоднозначно оцениваются обществом, являясь пред метом дискуссий, а иногда и более серьезных противостояний. В настоящей статье речь пойдет о главном символе триединства гербе, основу которого составляет двуглавый орел. Введение новых государственных символов происходит почти одновременно в ряде европейских стран бывшие, так называемые страны народной демократии Легитимность новой символики обусловливается упрочением национальной иден тичности, становящейся в 1989 199 1гг. актуальной в современном мире в силу про цессов глобализации и интеграции. Последние способствуют размыванию идентич ности, с одной стороны с другой подталкивают к восстановлению исторических корней. В результате бывшие, так называемые страны народной демократии или вернулись к прежним, досоветским символам, или создали новые политические знаки, в том числе и символы суверенитета своих стран на основе традиционности, сконструированных заново представлений о государственности и т. д.5 Иностран ные ученые, анализирующие символику этих стран, отмечают, что не только в новых государствах, но и в реструктурированных может возникнуть глубокий кризис в отношении политических символов6. К последним они относят Россию. Вопрос о символах новой демократической России при всей кажущейся про стоте возвращение к старине, к традициям остается сложным, даже можно сказать, не совсем понятным для общества. Он завязан на российской событий ности 90 х гг. прошлого века, нулевых годах века нынешнего, на личностях, воз главлявших наше государство в это время, на их командах последователях, пре емниках и противниках7. 4 См. об этом Соболева Н. А. Из истории советской политической символики. 5 Osteuropa. 53 Jg., 7 2003 909 10 14. 6 Ibid 10 10. 7 Подробнее об этом см. Соболева Н. А. Символика России 90 х гг. XX начала XXI в. в государственной политике и общественном дискурсе HistoriсalYearbook. Vol. VIII. Buсharest, 20 P. 130. феномен двуглавого орла реальность и семантика 203 Первый президент России Б. Н. Ельцин 30 ноября 1993 г. подписал Указ О Государственном гербе Российской Федерации В политизированном обще стве начала 90 х гг. XX в. всякое нововведение объяснялось прежде всего полити кой. Этой точки зрения придерживались депутаты Государственной думы, которые должны были принять закон о государственных символах, в том числе и о гербе двуглавом орле. Так, депутат В. В. Семаго на одном из заседаний, посвященных государственным символам, в частности, заявил Речь идет об обыкновенной политике. Была волна антикоммунизма, нужно было заменить те символы, которые были ненавистны людям, сегодня приведшим страну. Н. С. к ее нынешнему положению, и они сделали самое оптимальное из того, что могли 8.Что же касает ся простых избирателей, то новый герб на заре возрождаемой суверенной России воспринимался многими по двуглавому орлу не иначе как символ Российской империи. На страницах газет и журналов читатели выражали к царскому симво лу в основном негативное отношение. Первоначально выбор демократов пал на двуглавого орла без монархических атрибутов. Эта модель пропагандировалась в СМИ в качестве проекта отличительного знака Российской Федерации. К сожа лению, до телезрителей и читателей не доводились какие либо сведения об этой эмблеме. А ведь она была одобрена Временным правительством менее чем через месяц после отречения от власти последнего российского императора, когда остро встал вопрос о создании печати нового правительства, исходящие от которого документы требовали легитимности. К решению вопроса о новом символе для печати были привлечены специалисты по геральдике и сфрагистике, художники. Один из них Иван Яковлевич Билибин, член художественного объединения Мир искусства оформивший множество детских книг и сказок, прекрасный график, вместе со своим учеником Г. И. Нарбутом сотрудничавший в отечествен ных геральдических изданиях, нарисовал двуглавого орла для печати Временного правительства. Этого орла до сих пор называют билибинским Изданные недавно Журналы заседаний Временного правительства сви детельствуют о дискуссии по поводу нового герба России, о намерении отложить окончательное решение вопроса о гербе до созыва Учредительного собрания. Сами геральдисты не были едины в выборе главной фигуры герба новой, свободной России, однако настоятельная необходимость изготовления печати заставила их временно остановиться на двуглавом орле без каких либо атрибутов ушедшей в небытие царской власти. Высокохудожественно выполненный, как и все рисунки И. Билибина, в усло виях современной действительности орел приобрел гротескный характер. На страницах газет и журналов его называли цыпленком табака чернобыльским мутантом и т. д. Даже среди специалистов не было единства взглядов на данную эмблему. Одни видели в двуглавом орле птичку с опущенными крыльями тогда 8 Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень 69. 1994. 7 декабря. С. 43. эмблемы и знаки власти древнерусского 204 государства как другие считали ее великолепной свободной, гордой и мощной птицей 9. Идея исторической преемственности, патриотизма, восхищения деяниями предков нашла отражение в новой форме двуглавого орла, которому вручили скипетр и державу, головы увенчали тремя коронами, а на грудь поместили Драконоборца. Однако эта форма герба, как, впрочем, и все другие варианты, вызвала недоумен ные вопросы А зачем орлу три короны Что они означают Почему у орла две головы Почему в республиканском гербе присутствуют символы монархической власти скипетр и держава И так далее К сожалению, ответы должностных лиц, дававших интервью в период, когда вводился новый герб, были достаточно невразумительны и даже фантастичны. Например Три короны символизируют единство трех властей законодательной, исполнительной и судебной 10. На что следовал новый вопрос А какая власть выше Короны же расположены не на одном уровне О двух головах орла можно было прочитать, что орел смотрит в Европу и Азию, а скипетр и держава символизируют просто власть. Постепенно, несмотря на все дискуссионные баталии, российское общество смирилось с новым государственным гербом, который становится неотделимым от его жизни. Все меньше насмешек над ним, столь характерных для 90 х гг. XX в. Все больше он воспринимается как символ новой России. Его славят графоманы Россияне просто обязаны гордиться гербовым двуглавым орлом. И любить его не только за боевую славу, но и за то, что он свой, исконный для всех неславян и славян общий. Настоящий символ Великой Державы Он украшает многие реконструируемые здания, например здание Большого театра в Москве, и даже зда ние КГБ ФСБ в Кирове как имперский символ 12. С ним каждодневно встречаются все жители России, ибо он изображен на монетах и бумажных купюрах 13. Хотя любой новодел не вызывает слишком сильных ностальгических чувств, однако визуальная пропаганда золотого двуглавого орла на красном поле гер ба современной России достигает позитивного отклика в обществе. Вспомним хотя бы реакцию на поднятие из воды подлодки Курск с изображением на носо вой части золотого двуглавого орла на красном поле, который воспринимался как символ поднимающейся со дна России. Пришлись по душе воинские знаки различия, знамена частей и соединений российской армии, несущие изображение двуглавого орла, а также использование золотого двуглавого орла в системе госу дарственных наград. 9 Народный депутат. 199 15. С. 78. 10 Их ответы публиковались на страницах центральных и местных газет. См., например Тысячелетие двуглавого орла без подписи Российская газета. 3. 12. 1993. Рассадин С. Е. Гнездо двуглавого орла. Минск, 2008. С. 94. 12 Вятский культурный журнал Бинокль 13.06.2004. С. 12. 13 В настоящее время двуглавый орел без корон, скипетра, державы, других атрибутов трактуется как эмблема Банка России. 205 Изображение двуглавого орла из книги Симеона Полоцкого Орел Российский поднесенной автором в день Нового года, 1сентября 1667 г., по случаю объявления великого князя Алексея Алексеевича 1654 1670 наследником эмблемы и знаки власти древнерусского 206 государства Войти в смысл средневековых символов, к числу которых относится дву главый орел, современному человеку нелегко. Если бы с введением герба новой России в средствах массовой информации было обосновано появление двуглавой птицы возрождением традиций, о которых российский народ попросту забыл за семьдесят лет, следовало бы объяснить и некоторые геральдические особенно сти российского герба. Например, указать, что двуглавый орел Российской Феде рации, строго говоря, выполнен по мотивам Малого герба Российской империи, а не повторяет его. Ибо прежний двуглавый орел был черным на золотом поле, а теперь золотой на красном поле. По правилам геральдики перемена цветов сви детельствует о разных гербах. Три короны над головами орла появились в XVII в., и означали они три великих царства Казанское, Астраханское и Сибирское так повелевал их трактовать послам, отправляемым в зарубежные страны, царь Алексей Михайлович В это же время в лапах орла появляются скипетр и держава. Что касается формы крыльев двуглавого орла, их изменений на протяжении веков число перьев в хвосте орла по насмешливому замечанию знаменитого нумиз мата А. В. Орешникова степени раскрытости клювов, то эти детали связаны с манерой работы художников, резчиков матриц для печатей, монетных штемпелей. Заметные же отличия количество корон над головами орла, наличие в его лапах заменителей скипетра и державы венка, лент, стрел молний, встречающихся в XVIII XIX вв. на монетах 14 и печатях, вызваны отсутствием до середины XIX в. государственного канона, регламентирующего как форму крыльев двуглавого орла, так и единство в компоновке всех атрибутов государственного герба. Подробно вопрос об изменении конфигурации главной гербовой эмблемы Российской империи, времени и причинах появления отдельных компонентов герба на протяжении столетий рассмотрен в специальных работах 15. Следует подчеркнуть, что существенное значение для развития российского государственного герба име ют два момента. Один указ царя Алексея Михайловича 1667 г., в котором опре деляется двуглавый орел как герб державный 16, в отличие от свидетельств ряда иностранцев, побывавших в Московии и приписывающих ей в качестве герба всадника, колющего копьем дракона. Второй основополагающий момент высо чайше утвержденные в XIX в. гербы Российской империи Большой, Средний и Малый, с подробнейшим описанием гербов и соответствующих им печатей 17. Пом пезность этих гербов и несколько устрашающий, если говорить о хищно раскры тых клювах двуглавого монстра, вид орла вызывал скептическую оценку россиян. 14 Узденников В. В. Геральдическое оформление российских монет. 1700 19 17. М., 1998. С. 19 28. 15 Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М., 1993 Соболева Н. А. и др. Гербы городов России. М., 1998. С. 83 136. 16 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1е далее ПСЗ СПб., 1830. Т. I. 42 7 ПСЗ 2. СПб., 1858. Т. XXXII. Отд. I. 3 1720 ПСЗ З. СПб., 1886. Т. II. 1035, 59 Т. III. 1402. феномен двуглавого орла реальность и семантика 207 Но все же современники, как правило, с большим пиететом относились к имперскому гербу особенно патриотический экстаз усилился после реформ сере дины XIX в. в преддверии 400 летия его существования официально по печати великого московского князя Ивана III Васильевича 1497 г Один из авторов, напри мер, прославляя российский государственный символ, писал, что герб в своей про странной форме является эмблемой не только основных идей несокрушимого в своих устоях отечества нашего, а еще эмблематично изображает собою также и всю обширную государственную территорию, все земли, нераздельно составляю щие государство Русское 18. В официальных изданиях первых лет советской власти герб царской Рос сии, напротив, оценивался исключительно негативно Прежний государствен ный герб стал не только эмблемой русского империализма, но и наглядным дока зательством порабощения отдельных народностей и земель территориальные эмблемы вокруг и на крыльях двуглавого орла. Н. С. и свидетельством их позора и унижения 19. Вторая половина XX в. характеризуется возрастанием интереса к вспомога тельным историческим дисциплинам в целом, а в частности к геральдике. Сре ди различных направлений изучения отечественной геральдики высвечивается тема государственного герба Российской империи. Одной из первых работ этого времени, посвященных российскому двуглавому орлу, которая привлекла к себе внимание пафосом и необычным подходом, является эссе В. С. Новикова Русский государственный орел. Мистерия 445 летней исторической эволюции Владимир Саввич Новиков, капитан российской императорской армии, награжденный Георгиевским оружием и орденом Святого Владимира IV степени, был тяжело ранен в Первую мировую войну и эмигрировал после 19 17 г. сначала в Германию, а затем в Америку, где занялся художественной и писательской дея тельностью. О российском гербе двуглавом орле он начал писать еще в Герма нии, закончив работу в Америке. Рукопись привезли в Европу, и она была издана в Париже в 1966 г. В 199 1г. работа опубликована в России. Автор увидел мистические трансформации двуглавого орла, с его точки зрения необъяснимые. Тем не менее он интерпретировал судьбу России в том же мистическом ключе, что и изменение формы клюва, крыльев, корон, хвоста и т. д. двуглавой птицы. Безусловно, инте ресны, пусть и бессистемные, рисунки двуглавого орла, отсчет которого в русской жизни автор начинает с Ивана III. Вопросы, связанные с происхождением герба, Новикова не слишком интересо вали. Его труд не производит впечатления научной работы, хотя пафос патриотизма в отношении российского герба превалирует по сравнению с другими моментами и выглядит вполне искренне. 18 Воронец Е. Н. Четырехсотлетие российского государственного герба. Харьков, 1898. С. 38. 19 Дунин Борковский К. Герб Энциклопедия государства и права. М., 1925. Т. I. Вып. 2. С. 576. эмблемы и знаки власти древнерусского 208 государства Этот пафос патриотизма сохраняется в работах, скажем так, ненаучного плана, посвященных двуглавому орлу, в особенности после 1993 г., когда указом Б. Н. Ельцина двуглавый орел в модифицированном варианте занял место гер ба Советского Союза. К таким произведениям можно отнести книгу художника В. А. Лебедева, книги типа брошюр Н. Н. Лысенко, Ю. Л. Кучера и др.20 Материал в них вторичен, достаточно подражателен, например, в работе Лебедева даны рисун ки, изображающие двуглавого орла в разных вариантах подобно книге Новикова которые к сути проблемы значимости двуглавой птицы в российской истории имеют мало отношения, хотя, как следует из патриотического кредо автора, изучать исто рию необходимо с национальной точки зрения 2 1а всякие источниковедческие экскурсы типа сравнение государственных печатей, идеологических концепций, властной атрибутики Российского и соседних государств по видимому, по мне нию автора, антинациональны и непатриотичны. В этом плане сугубо патриотичной выглядит концепция С. Е. Рассадина Гнездо двуглавого орла Рассадин считает Образ двуглавого орла на терри тории России присутствовал на протяжении, по крайней мере, нескольких тысяч лет. Ее коренное население, как славянское, так и неславянское, издавна этот образ знало и почитало. И как раз с территории России, этой подлинной Страны Орлов, они разлетелись по всему миру 22. Вторым феноменальным открытием Рассадина здесь у него имеются предшественники из числа авторов журнала Гербовед явля ется теория о заимствовании двуглавого орла Византией от народов Балтийского субрегиона Он без должной критики цитирует не совсем разумные высказывания одного из них Этот факт, видимо, связан с появлением в 988 г. в Константинополе варяжской дружины. Ее воины могли нести на своих щитах раннегеральдические изображения, среди которых находилась и эмблема жертвенной птицы 23 рассе ченная тушка сокола, ворона и т. д. Н. С Между тем проблема реконструкции национальной идентичности, ключе вым моментом которой является воссоздание объективной картины историческо го прошлого нации, занимает все более прочные позиции в современном гумани тарном знании. Некоторые авторы отмечают значительную роль государственной символики в процессе поисков истоков национальной идентичности, подчеркивая наличие и особую значимость у символов древней истории24. Проблема двуглавого орла является одной из важнейших, когда речь идет о научном исследовании символов власти России. Как главный элемент россий 20 Лебедев В. А. Двуглавый орел России. М., 1995 Лысенко Н. Н. Русская государственная символика. Л., 1990 Кучер Ю. Л. Государственные символы и награды Российской Федерации. М., 1999. 2 1Лебедев В. А. Указ. соч. С. 24. 22 Рассадин С. Е. Указ. соч. С. 35. 23 Цит. по Рассадин С. Е. Указ. соч. С. 82. 24 Зверев А. Л. Указ. соч. С. 89. феномен двуглавого орла реальность и семантика 209 ского герба он впервые появляется на печати 1497 г. великого московского князя Ивана III Васильевича. Эта своеобразная точка отсчета его значимости для нашего государства позволяет подчеркнуть несколько аспектов, из которых можно выделить наиболее спорные является ли двуглавый орел гербом Византии из Византии ли Московия заимствовала эмблему двуглавого орла, поместив его на государствен ной печати, а затем сделав основной фигурой герба какова история возникнове ния эмблемы в виде двуглавого орла, время превращения ее в гербовую фигуру в разных странах света25. Российский ученый Н. П. Кондаков еще в начале XX в. заметил, что дву главый орел имеет свою иконографию религиозного происхождения, идущую из глубокой древности переднеазиатских государств 26. Его высказывание относит ся к эмблеме двуглавому монстру. Другой известнейший российский ученый Н. П. Лихачев анализировал высказывания соотечественников относительно заим ствования великим князем Московским Иваном III государственной печати, а вместе с тем и двуглавого орла из Византии. Он считал, что московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, что та не имела 27. Основ ную причину появления печати с двуглавым орлом в Московии Лихачев видел в установлении контактов Ивана III с императорами Священной Римской империи, которые к тому времени обладали подобной печатью. В Византии же, согласно исследованиям крупнейших ученых Ф. Дэльгер, Й. Карайяннопулос актов печа тей с двуглавым орлом обнаружено не было. Аналогичная мысль была высказана американским ученым Г. Эйлифом, кото рый включил вопрос о появлении на Руси двуглавого орла в контекст своего труда, посвященного происхождению московского самодержавия28. По его мнению, ни женитьба на Софье Палеолог 1472 г. ни осторожные попытки принять импера торский титул не вызвали использование в качестве государственного атрибута двуглавого орла. Только в результате контактов с правителями из дома Габсбургов конец 1480 начало 1490 х гг. которые посылали ему грамоты, скрепленные император ской печатью с двуглавым орлом, Иван III, отчаянно боровшийся, по свидетельству 25 Самый известный геральдист современности Мишель Пастуро Франция связывающий возникновение гербов и формирование их облика исключительно с западноевропейской историей, подчеркивает, что орел единственная звериная фигура, которую позволительно изображать двуглавой. Наиболее известен двуглавый орел в гербе Священной Римской империи германской нации, окончательно утвердившемся в царствование императора Сигизмунда Пастуро М. Геральдика. М., 2003. С. 58 26 Кондаков Н. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. С. 6. 27 Лихачев Н. П. Некоторые старейшие типы печати византийских императоров. М., 19 С. 43. 28 Аlef G. he Origins of Musсovite Autoсraсy the Age of Ivan III Forsсhungen zur osteurop isсhen Gesсhiсhte. В. 39. Berlin, 1986 эмблемы и знаки власти древнерусского 2 10 государства Эйлифа, за императорский титул как внутри страны, так и за ее пределами, причем еще до женитьбы на византийской принцессе, начал употреблять печать с двугла вым орлом императорским знаком первого европейского монарха. В 40 80 е гг. XX в. историки разных стран включают вопрос о двуглавом орле в контекст исследований по российской истории XV XVI вв. П. Э. Шрамм, М. Хеллманн, Ф. Кэмпфер, Г. Штёкль, П. Ниче ФРГ, Г. Эйлиф, Н. И. Ульянов США и др Практически все они отрицательно относились к версии получения Иваном III через брак с Софьей государственного герба двуглавого орла из Византии. Многие подчеркивали, что византийская культура не знала геральдики и гербов и, следовательно, двуглавый орел никогда не был гербом византийского императора К тому же многие сомневались в якобы большом влиянии Софьи Палеолог на ее мужа Ивана III. Подобные сомнения высказывались и отече ственными историками Н. П. Лихачев, В. Савва, К. В. Базилевич еще в начале и первой половине XX в. Неизменный интерес вызывает не только возникновение российского гер ба в виде двуглавого орла, но и сама история эмблемы. Начиная с середины XX в. ряд европейских ученых А. В. Соловьев, Дж. Герола, Э. Корнемани, М. Хеллманн, П. Э. Шрамм, Г. Штёкль и многие другие29 тщательно анализировали истоки ее появления, семантику, функции. В результате сложилась следующая схема суще ствования данной эмблемы в контексте мировой истории. Появление и использо вание двуглавой расплющенной птицы характерно для культур ранних обществ, о чем свидетельствуют изображения двуглавых птиц не только орла, но и уток, петухов в культурах сибирских народов в разных регионах мира двуглавые хищные птицы известны даже у древних народов Центральной Америки Изобра жение в клювах орла солнечных дисков свидетельствует об отнесении двуглавого орла как и одноглавого к солнечному культу. Этим объясняется утверждение дву главой птицы прежде всего в странах, связанных с древнейшими цивилизациями, как традиционного элемента их культуры, переданного народам иных культур и сопредельных территорий. Переход от сакральности к декоративности подобных изображений отмечают многие исследователи. Однако представления о соотно шении орла с вершиной Мирового дерева древа жизни космического древа представляющего собой образ мифопоэтического сознания, воплощающий уни версальную концепцию мира с высшим началом по видимому, выводит его из чисто декоративных рамок, делая своеобразным властным атрибутом одноглавый римский орел может восприниматься как символ империи, когда увенчивает ски петр Карла Великого двуглавый орел как властный символ изображался на месо потамских печатях, на монетах мусульманских правителей ХII ХIII вв. В Византии двуглавый орел известен с эпохи Комнинов прежде всего в виде рисунка на тканях, 29 Обзор этих работ см. Соболева Н. А. Печать 1497 г. историко художественный памятник Московской Руси Труды Института российской истории РАН. 1999 2000. Вып. 3. М., 2002. С. 34 38, 50. 2 Рисунок полкового знамени лейб гвардии Преображенского полка. 1700 г. эмблемы и знаки власти древнерусского 2 12 государства воспринимавшегося как элемент восточного орнамента. А. В. Соловьев30 особо подчеркивал, что эта двуглавая птица не несет геральдического смысла. Однако он допускал, что Палеологи, которым удалось объединить всю Морею, ставшую накануне падения Византии ее оплотом, продлившим на какое то время существо вание государства, действительно использовали в качестве герба двуглавого орла. Этот факт, по мнению исследователя, и служит отправным пунктом мифа о гербе Византийской империи в виде двуглавого орла, объясняет превращение его в некий символ национальной греческой идеи, ее бессмертия и надежды на возрождение. Со времени широкого распространения в Западной Европе гербов ХIII ХIV вв. в Балканских странах и Византии двуглавый орел известен как неофици альная эмблема. Он помещается на мелких болгарских и византийских монетах, в 1970 г. найдена болгарская бронзовая матрица печати с двуглавым орлом, дву главый орел украшает надгробие болгарского царя Ивана Александра, капитель из дворца Великого Тырнова и т. д.3 1Известен он и на Руси на мелких монетах твер ского и московских князей, как декоративный элемент дверей Суздальского Рожде ственского собора XIII в. Двуглавого орла встречаем также на монетах Артукидов XIII в., на мелких золотоордынских монетах и на мелких же серебряных западно европейских монетах XIII XIV вв. и т. д. Установление турецкого владычества на Балканах сделало двуглавого орла своеобразным символом борьбы, придав эмблеме хоть и неофициально геральди ческое, но значение объединительного знака в Болгарии, Сербии, Румынии, Алба нии. В эпоху Возрождения создается миф о двуглавом орле как гербе Византийской империи система гербов в Западной Европе к этому времени утвердилась, и соз дать этот миф как противовес турецким притязаниям обстоятельства позволяли Развитие герботворчества в Западной Европе способствовало упрочению и узаконению государственных гербов во многих странах. Как предполагают иссле дователи, личным знаком императора Священной Римской империи Фридриха I с XII в. становится одноглавый орел, в XIII в. источники упоминают о гербе импе рии также одноглавом орле. Вместе с тем уже в XIII XIV вв. широкое распро странение как гербовая фигура в дворянских и городских гербах получает двуглавый орел, который в начале XV в. известен как герб императора Священной Римской империи, а в начале XVI в. становится гербом этого государства32. Черный двугла вый орел в конце XV в. как лично государственная эмблема привлек внимание великого московского князя Ивана III. 30 Solovjev А. V. Les embl me h raldiques de Byzanсe et les Slaves Seminarium Kondakovianum. Praha, 1935. VII. P. 132. 3 1Миятев Kp. Една надгробна скулптура от двореца в Търнове Сборник в чест на Г. Кацаров. T. II. 1955. С. 345 и далее Попов А. Царски монограми и хералдически изображения от Търновград XIII XIV век България 1300. Институции и държавна традиция. T. II 1982. С. 334 35 1 32 Нуе F. H. Der Doppeladler als Symbol f r Kaiser und Reiсh Mitteilungen des Instituts f r sterreiсhisсhe Gesсhiсhtsforsсhung. Bd. 8 1H. 1Wien Graz, 1973. феномен двуглавого орла реальность и семантика 2 13 Семантические метаморфозы поистине космической эмблемы, каковой явля ется двуглавый орел, требуют более тщательного анализа, чем те исследования, в которых двуглавый орел выступает в гербовой ипостаси Догербовая семан тическая сущность двуглавого монстра может быть раскрыта при помощи специ фической методики, которую продемонстрировала известный археолог М. А. Дэв лет в ряде недавно опубликованных статей33. Исследуя наскальные изображения на оленных камнях она выделила изображения знамен с драконом или в форме дракона так называемые драконовы знамена проследив форму подобного знака, его происхождение и функции у различных народов в разные времена от Китая до Германии и Великобритании. В подобном ракурсе эмблема двуглавого орла изучалась, например, болгар скими учеными Б. Филовым и особенно В. Ангеловым34. Воссоздать целостную картину феномена до конца неразгаданной эмблемы представляется возможным, исследуя ее в двух параметрах территориальном от Северного Китая, Индии, Ирана, Ирака, Турции, Южной Сибири, Закавказья до Балкан и Западной Евро пы35, и хронологическом от III тысячелетия до н. э. до XX в.36, что и предстоит еще сделать. 33 Дэвлет M. А. Щит и знамя Археологические материалы и исследования Северной Азии древности и средневековья. Томск, 2007 Она же. Щиты и их изображения на оленных камнях Проблемы современной археологии. М., 2008. С. 108 34 Филов Б. Старобългарското искусство. София, 1924. С. 10 Ангелов В. Семантичните метаморфози на двуглавия орел Български фолклор. 199 14. С. 23 36 Он же. Мит и фолклор. София, 1999. С. 178 193. 35 С образом двуглавого орла исследователи встречаются в современном государстве Шри Ланка Краснодембская Н. Г. Птица в обыденном и сакральном пространстве в культуре сингалов Шри Ланка Азиатский бестиарий. СПб., 2009. С. 137. Масоны знакомы с ним в Шотландии Двуглавый орел служит эмблемой древнего и принятого шотландского ритуала Соловьев О. Ф. Масонство. М., 200 1С. 28 1 36 Известны изображения двуглавого орла в Хеттском царстве и городах Шумера от III тыс. до н. э., а как художественный элемент в церквях Болгарии резьба, рельефы даже в XIX в. См. Ангелов В. Указ. соч. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. Феномен двуглавого орла: реальность и семантика (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |