Соболева Н.А.
Идентичность - выявление истины
// Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии (2018)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 9-16 (Глава I)
Аннотация: Идея идентичности — одна из ключевых проблем XXI в. «Толковый словарь русского языка» определяет идентичность как «полное совпадение или точное соответствие чему-либо, тождественность». И все же содержание самой категории идентичности остается непроясненным. В трудах политологов подчеркивается, что идентичность имеет множество проявлений, выделяется множество разных подходов к ее определению. Формирование и изменение идентичностей связано с территорией, экологией, психологией, культурой, экономикой — отсюда и обилие понятий. Исследователи исторической идентичности, а также политологи, использующие в современной политической практике знаки и символы прежних эпох, должны досконально знать историю их появления и функционирования, опираясь на их научный потенциал. Только в этом случае историческая традиция достигнет своей агитационной значимости и патриотических ассоциаций.
Об авторе публикации/статьи:
Соболева Надежда Александровна (Москва) Доктор исторических наук; главный научный сотрудник Института российской истории РАН; член-корреспондент Международной Славянской академии; почетный член отечественных и зарубежных геральдических сообществ; до 2019 г. - член Геральдического совета при Президенте РФ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 39463 знаков (с пробелами)
ИДЕНТИЧНОСТЬ
ВЫЯВЛЕНИЕ
ИСТИНЫ
Эту книгу я посвящаю ушедшим из жизни
большим ученым Всеволоду Михайловичу Потину
и Юрию Георгиевичу Алексееву
моим учителям и доброжелателям
ИДЕНТИЧНОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИНЫ
В настоящее время в отечественной исторической науке происходят значитель
ные изменения как в плане новаций, касающихся тематики исследований, так
и в плане многофакторности методов осмысления явлений и процессов, многие
из которых ранее не представляли общественного и научного интереса. Можно
согласиться с современными оценками направленности исторического исследо
вания, учитывающего состояние и характер развития нашего общества 1В исто
рическое знание, в частности, включаются принципы и методы изучения социу
ма, которые до недавнего времени являлись прерогативой других гуманитарных
наук философии, социологии, политологии. В связи с этим чистые историки
используют наработки данных наук, помогающие наилучшему выявлению исто
рической истины, что снимает в значительной степени вопрос о кризисе совре
менной российской исторической науки
Среди подобных парадигм идея идентичности одна из ключевых проблем
XXI в. Толковый словарь русского языка определяет идентичность как пол
ное совпадение или точное соответствие чему либо, тождественность И все же
содержание самой категории идентичности остается непроясненным. В трудах
политологов подчеркивается, что идентичность имеет множество проявлений,
выделяется множество разных подходов к ее определению. Формирование и изме
нение идентичностей связано с территорией, экологией, психологией, культурой,
экономикой отсюда и обилие понятий. В выпущенном недавно основопола
гающем труде отечественных политологов Идентичность как категория поли
тической науки зафиксировано не менее четырех десятков определений иден
тичностей, и эти определения связаны с территорией, экологией, психологией,
культурой, экономикой и т. д. Отмечая неоднозначность идентичностей, авторы
пишут За многомерностью ее идентичности. Н. С. понимания часто кроют
ся совершенно разные смыслы и значения, которыми наделяется идентичность 1Сахаров А. Н. О новых подходах к истории России Вопросы истории. 2002. 8.
С. 3 20 Сенявский А. С. Цивилизационный подход в изучении российской истории ХХ века
некоторые теоретико методологические аспекты Россия и мировая цивилизация. М., 2000.
С. 558 570.
ИдентИчность 10 выявленИе ИстИны
в повседневности и в научном анализе. Даже само понятие идентичность озна
чающее инаковость я не такой, как другие, у меня своя моя идентичность самость я такой, как я есть и тождественность соотнесенность с чем то вне
меня выглядит как противоречие по существу Идентичность отражает теку
чую современность и в буквальном смысле постоянно находится в процессе
переопределения Необходимо употреблять прилагательные, каждый раз уточ
нять, какая идентичность имеется в виду 2
В цитируемом Словаре терминов и понятий наиболее соотносимыми с кон
текстом нашего исследования являются разделы Российская идентичность Этни
ческая идентичность Национально цивилизационная идентичность Среди
историков в настоящее время одно из этих направлений становится особенно
популярным у этнологов, которые выпустили в издательстве Наука большой труд Феномен идентичности в современном гуманитарном знании к 70 летию акаде
мика В. А. Тишкова 3. В книге представлены новые образы идентичности России,
в обосновании и разъяснении которых сыграл огромную роль юбиляр акаде
мик В. А. Тишков, более двух десятилетий возглавляющий Институт этнологии
и антропологии РАН. В. А. Тишков и сам написал много работ по вопросам наци
ональной идентичности, дав ей на страницах одного из учебных пособий емкую
характеристику Солидарность и повседневная лояльность, т. е. чувство принад
лежности к одному народу и признание государства своим, составляют основу так
называемой национальной идентичности 4. Кстати, В. А. Тишков один из первых
отечественных историков, кто, сославшись на автора данной работы, подчеркнул
значимость предметов символики для формирования национально исторической
идентичности, важность осмысления российского гимна, герба и флага история
их возникновения это предмет научного исследования в данном проекте в обя
зательном триединстве, характеризующем государство в целом и его историческую
идентичность. В. А. Тишков пишет Гимн составляет вместе с гербом и флагом
триединство символов государственной власти. И здесь есть некоторая историче
ская преемственность главных эпох государства, что очень важно. Гербовой эмбле
мой является символическое обозначение единства страны 500 летней давности,
трехполосный флаг относится к петровскому времени вступления в число морских
держав, музыке гимна Советского Союза около 70 лет 5.
Этнологи поднимают и еще один важный вопрос, имеющий отношение к заяв
ленной в проекте теме. Примером может служить монография, в которой государ
ственность увязывается с прошлым, с исконным, с этнонацинальной идеологией,
2 Политическая идентичность и политика идентичности. Т. 1Идентичность как категория
политической науки. Словарь терминов и понятий. М., 20 12. С. 9 10.
3 Феномен идентичности в современном гуманитарном знании к 70 летию академика
В. А. Тишкова. М. Наука, 20
4 Тишков В. А. Российский народ. Книга для учителя. М., 20 10. С. 17.
5 Там же. С. 93.
идентичность выявление истины
которая в начале XXI в. проявила себя в отличных от общегосударственных знаках
и символах гербах, знаменах, создающихся в республиках Алтай, Тыва, Хакасия6.
Автор показывает, насколько популярным у населения этих республик становит
ся образ родины сакральной земли, созданный при помощи возникших гербов,
знамен с национальными рисунками, истоки которых обнаруживаются в прошлой
культуре народов этих республик, но которыми они гордятся в настоящее время например, создание национальной эмблемы и изображение ее на марке, посвя
щенной 250 летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Россий
ского государства 7.
Подчеркивая значимость новых старых символов в современной обще
ственной жизни республик Южной Сибири, Е. В. Самушкина пишет В современ
ных условиях процесс создания государственной символики Республики Алтай,
Республики Тыва и Республики Хакасия является отражением поиска культурных
и политических приоритетов для формирующихся государственных образований.
Геральдическое творчество переходит из плоскости символической в плоскость
политическую, и символьная элита республик с успехом выполняет свою задачу
по распространению и систематизации этнонациональных символов и мифов 8.
К чести политологов нового поколения, имеющих высшее историческое обра
зование и прошедших научную школу ИНИОН РАН, в политологической науке под
нимаются вопросы, развивающие очень перспективное направление, включающее
тематику малоизученных исторических источников, в частности артефактов, веще
ственных источников, составляющих предмет исследования специальных истори
ческих дисциплин. Так, А. И. Миллер по этому поводу замечает, что современный
опыт использования в политике привязанных к прошлому символов пока слабо
изучен 9. Тем не менее он, привлекая внимание читателей к проблеме, поставленной
иностранными учеными как реальное или воображаемое прошлое используется
для конструирования новых политических символов и ритуалов попробовал про
анализировать такой широко распространенный теперь символ, как Георгиевская
ленточка. А. И. Миллер рассматривает сам факт появления Георгиевской ленточки как один из примеров политического символа, изобретенного в контексте поли
тики памяти Георгиевская ленточка стала использоваться как символ поддержки русского мира в соседних с Россией странах. С годами она приобрела смысл рус
ской идентичности, отчасти потеряв победное содержание. А именно этот смысл
вкладывался в ее историческое прошлое, если освещать ее фалеристический харак
6 Самушкина Е. В. Символические и социально нормативные аспекты современного
этнополитического движения республик Алтай, Тыва, Хакасия. Конец XX начало XXI в
Новосибирск, 2009.
7 Там же. С. 265.
8 Там же. С. 143.
9 Миллер А. И. Политические символы и историческая политика Символическая по
литика. Вып. 1Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М., 20 12. С. 164.
ИдентИчность 12 выявленИе ИстИны
тер 10. Особенно обидно в связи с этим видеть, как ее срывают с груди ветеранов,
героев войны. В интерпретации этого политического символа у уважаемого автора
проскальзывает мысль об ограничении победного содержания этого прекрасно
го символа по политическим мотивам коммунистический символ Победы
Между тем крупнейший специалист по фалеристике А. А Кузнецов приводит факт
награждения в смутное время 19 17 г. Георгиевскими крестами за революцион
ную деятельность. Так, Тимофей Иванович Кирпичников, старший унтер офицер
Волынского полка, за организацию восстания среди солдат награжден Георги
евским крестом IV степени. Он стал первым героем, поднявшим оружие против
старого строя
Незнание этого факта, однако, не вызывает сомнений в исторических
и политологических познаниях уважаемого А. И. Миллера. Тем более бросается
в глаза некомпетентность другого политолога, рассматривающего картину мира,
используя артефакты и эмблемы, которые входят в научную систему специальных
исторических дисциплин и давно уже стали предметом сорокалетнего исследо
вания как автора настоящего проекта, так и многих научных работников отече
ственных и зарубежных сотрудников музеев и архивов. Созданный Л. О. Терно
вой труд Символы мировой политики 12 вроде бы и свидетельствует о символах
российской государственности, но и расширяет их до бесконечности герб, гимн
и флаг дополняет флористика, символика цвета и звука, какие то пасьянсы игра
и кулинария. Весь этот сумбур должен содействовать глобализации, объединению
народов Глобализация при том, что несет кардинальные перемены во всех обла
стях жизни, продолжает тенденцию углубления взаимодействия стран и народов 13.
По видимому, глобализация, как считает г жа Терновая, вследствие выкупа за мил
лион долларов авторских прав на национальный гимн, утвержденный генералом
Франко, наконец то даст возможность правительству Испании определять усло
вия и время исполнения гимна. Далее совсем познавательно Испанский пример
особенно интересен для России, где история создания гимна СССР обросла все
возможными легендами и апокрифами Вывод автора так же глобален, как нелеп
и весь ее труд. Она пишет В мире не существует единых норм для отбора того
или иного музыкального произведения на роль государственного гимна. Но суще
ствуют попытки создать единую мелодию, которая воспринималась бы как свое
образный гимн мира. Так, на чешскую киностудию Баррандов фильм поступил
заказ составить единую музыкальную композицию из гимнов 138 стран. Заказ был
выполнен. Правда, он чем то напоминал гимн США. И ничего удивительного, ведь 10 Кузнецов А. А. Награды энциклопедический путеводитель по истории российских на
град. М., 1999. С. 23, 48 66. Там же. С. 66. 12 Терновая Л. О. Символы мировой политики. М. Изд во РАГС, 2006. 13 Там же. С. 188.
идентичность выявление истины 13
американцы и выступали заказчиками этого проекта 14. По мнению Л. О. Терно
вой, приверженицы глобализации, где то среди 138 заказов на государственный
гимн должна находиться и заявка от России. Между тем ей бы стоило ознако
миться с отечественными работами по истории российских государственных
гимнов, а также по истории советской политической символики на основа
нии архивных материалов, прежде всего Гознака, воспроизведен процесс соз
дания советского государственного герба Работы опубликованы в год издания
ее труда в главных исторических журналах страны 15. Но они не заинтересовали
доктора исторических наук профессора Академии госслужбы, кураторами кото
рой были доктора политологических наук. Они привлекли внимание профессора
одного из американских университетов, д ра Кэтлин Парте, которая опубликовала
их в английском переводе вместе с несколькими статьями российских истори
ков 16. Эти статьи, по ее мнению, свидетельствуют о развитии нового направления
в российском историческом знании, раскрывающем российскую идентичность.
Российская идентичность интересует ученых и других стран. Не так давно
издательство РОССПЭН выпустило прекрасную книгу Национальная идентич
ность в русской культуре 17. В ее создании принимала участие международная
команда ученых русистов но душой издания, редакторами являются профессора
Кембриджского университета Саймон Франклин и Эмма Уиддис. Саймон Франклин
хорошо известен российским историкам по книгам Начало Руси с Дж. Шепар
дом, 2000 Письменность, общество и культура Древней Руси. 950 1300 20 10.
Он прекрасно знаком с русскими источниками письменными и вещественными.
В данной книге он обратился к филателистическим марки и нумизматическим бумажные дензнаки источникам, проиллюстрировав на их основе, как можно
воспринимать идентичность в Древней Руси и современности, а в целом в значи
тельной степени раскрывая суть понятия русскость Каждый из авторов книги,
а их девять человек, специалистов по русской литературе, музыке, языку, истории,
культуре, интерпретирует понятие идентичность вариативно, однако разно
образие иногда в оценках не затмевает безмерного уважения к русской культуре,
ее значимости в мировом масштабе. И вряд ли кто то из авторов втиснет свои
представления о русскости о русской идентичности в рамки глобализма Хоте
лось бы подчеркнуть научную элегантность всех без исключения авторов, к кото
рой добавляется прекрасный перевод. 14 Терновая Л. О. Указ. соч. С. 9 5 Соболева Н. А. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского
Союза Вопросы истории, 2006. 2. С. 25 4 1Она же. Из истории советской политической
символики Отечественная Российская история. 2006. 2. С. 89 109. 16 Russian Studies in History. Fall 2008. Vol. 47. 2. P. 3 19 7 Национальная идентичность в русской культуре. Под редакцией Саймона Франклина
и Эммы Уиддис. М., 20 14.
ИдентИчность 14 выявленИе ИстИны
Проблема идентичности возникла в современном обществе не случайно,
во всяком случае не по желаниям политологов. Акцентируя на ней обществен
ное внимание, политологи отдают первенство проблеме глобализма десувере
низации которая господствует в сегодняшнем мире. Процессы глобализации,
формирование глобального информационного общества неизбежно порождают
такое явление современной мировой политики и международных отношений,
как утрата национальной идентичности. В структуре последней содержится набор
ценностей, определяющих архетипические черты и неотъемлемые характери
стики национального сообщества и выражающих культурную преемственность
в его духовной истории 18. Так рассуждают вдумчивые политологи. Им вторят
историки Проблема реконструкции национальной идентичности становится
актуальной в современном мире в силу процессов глобализации и интеграции,
ведущих, с одной стороны, к размыванию идентичности и, с другой, к стрем
лению восстановить ее исторические основы пишет историк А. Н. Меду
шевский. Ключевой элемент национальной идентичности, продолжает он
далее, картина исторического прошлого нации, которая находится в посто
янном изменении и может становиться объектом манипулирования и направ
ленного конструирования 19.
Приобщиться к новым возможностям, которые открывает глобализация,
но одновременно сохранить свои национальные особенности развития обще
ства эта проблема формирования идентичности встает перед многими странами
современного мира, в частности перед теми, что обрели широкую демократию Massendemokratie в 1989 199 1гг. По мнению ученых, их страны могут легитими
зироваться через традицию. Зачастую исследователи обращаются к знакам власти,
широкому спектру носителей и средств визуальной репрезентации государства,
которые наглядно подчеркивают легитимацию государственной традиции. В раз
личных странах решение вопроса национальной идентичности при помощи визу
ального контекста происходит по разному особенно часто используются гербы,
денежные знаки, монеты, почтовые марки, т. е. предметы изучения специальных
исторических дисциплин. Наглядными символами идентичности являются так
же флаги. К. Гибсон, в частности, пишет Самыми известными символами кол
лективной идентичности в наше время являются, пожалуй, национальные флаги
и эмблемы, которые служат выражению патриотизма и единства граждан олице
творяемых ими стран 20. 18 Федякин А. В. О понятии образ государства Вестник Московского университета.
Сер. 12. Политические науки. 2004. 5. С. 74. 19 Медушевский А. Н. Рец. на кн. И. де Кегель. Реконструкция досоветской истории. Споры
об идентичности новой России. Гамбург, 2006. Isabelle de Keghel. Die Rekonstruktion der vorsowietisehen
gesehiсhte. Identiteitsdiskurse in neuen Russland Отечественная история. 2008. 6.
С. 158 16 1
20 Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре Пер.
с англ. М., 2007. С. 49.
идентичность выявление истины 15
Вопросы национальной символики дискутируются на страницах целого ряда
специальных журналов, в частности немецких. Один из них целиком посвящен
новой и старой государственной символике ряда европейских стран2 1
В указанном издании, Восточная Европа часть своего большого очерка
посвятил России Пол Колстё P l Kolst Российская Федерация постмодер
нистский компромисс Путина 22. Он утверждает, что не только в новых государ
ствах, но и в реструктурированных может возникнуть глубокий кризис в отно
шении политических символов. Однако Россия может служить примером выхода
из тупиковой ситуации, касающейся государственной символики. Автор считает,
что преодолел кризис Путин, осуществив постмодернистский компромисс, при
мирив политических противников. В декабре 2000 г. В. В. Путин выступил с пред
ложением, которое объединяло инновацию и традицию. Он соединил символы,
т. е. что предпочитали ориентированные на Запад демократы, с одной стороны,
монархисты, которым покровительствовали националисты славянофилы, с другой,
с некоторыми знаками из советского времени, от которых не хотели отказаться
коммунисты Пол Колстё считает, что в этом надо признать огромную заслугу
В. В. Путина в плане выстраивания государственной символики, что переносится
и на саму государственность.
В. В. Путин в последнее время неоднократно демонстрировал особую заинте
ресованность в государственной символике. Так, 2 1июня 20 17 г. на встрече с учите
лями в Кремле он поднимал вопрос об идентичности, важности ее в жизни общества,
необходимости обращать самое серьезное внимание на эту социальную категорию.
Показательным является также его высокая оценка только что появившегося пра
вительственного труда Государственная символика современной России М.
Совет Федерации, 20 17 Это издание Совета Федерации Федерального собрания
Российской Федерации, курируемое Председателем Совета Федерации В. И. Мат
виенко, вышедшее под ее редакцией. В предисловии она пишет В книге представ
лены федеральные и региональные символы России самой большой федерации
современного мира. Они несут в себе и легенды уходящей в глубину тысячелетий
седой древности, и свидетельства о непростых, но славных страницах истории,
и современные демократические реалии с. 7
Президент Российской Федерации В. В. Путин также написал приветствие
создателям и читателям названной книги Вы держите в руках книгу, посвящен
ную чрезвычайно значимой теме истории государственной и региональной
символики страны. Считаю этот издательский творческий проект, реализуемый
Советом Федерации, важной и своевременной инициативой, значимым вкладом
в дело общественного просвещения, патриотического воспитания молодежи с. 6
Автор данного проекта гордится тем, что входил в состав авторского кол
лектива этого уникального труда.
2 1Osteuropa, 53. Jg 7 2003.
22 Idem 1009 10 14.
ИдентИчность 16 выявленИе ИстИны
Исследователи исторической идентичности, а также политологи, исполь
зующие в современной политической практике знаки и символы прежних эпох,
должны досконально знать историю их появления и функционирования, опираясь
на их научный потенциал. Только в этом случае историческая традиция достигнет
своей агитационной значимости и патриотических ассоциаций.
Вместе с тем включение артефактов, символов, визуальных и вербальных
знаков в политическую жизнь социума предъявляет к последним определенные
требования. Большинство из них составляет предмет изучения специальных исто
рических дисциплин, не все имеют богатую историографическую традицию и выхо
дят за рамки собственного предмета изучения описаний, составления каталогов,
формальных определений т. е. действий, которые обычно производятся с предме
тами этих дисциплин в музейных и архивных собраниях. Привлечение символов
и знаков гербов, монет, флагов, марок и т. д. для подтверждения или оспаривания
идентичности выводит их из узких самодеятельных рамок, повышает их исто
рический потенциал, включая в цивилизационный контекст развития общества.
Упомянутые в названии данной книги специальные исторические дисципли
ны имеют каждая собственную методику исследования, историографию, разные
области применения и т. д. Однако они служат одному делу более глубокому
познанию истории и культуры России, воссозданию духовных скреп российского
общества.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Соболева Н.А. Идентичность - выявление истины (2018)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|