Введенский Г.Э.
Металлы, Эмали, Меха
// Азбука геральдики (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Введенский Г.Э. Азбука геральдики. СПб.: Аврора, 2004. С. 23-26
Аннотация: Первое, что бросается в глаза даже издали, — яркость гербов, их сочные и насыщенные краски. Это объясняется тем, что палитра, которая использовалась при их создании, не имела полутонов. Цветов было всего пять: красный, синий, пурпурный, зеленый и черный. Раз и навсегда заданные цвета нельзя было менять, ибо в них был заложен символический смысл
Об авторе публикации/статьи:
Введенский Георгий Эдишерович (1954-2021) (Пушкин) Музейщик, кандидат культурологии, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское село»
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Введенского Г.Э.в библиотеке найдено еще 7 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 2109
2.
ID: 2110
3.
ID: 2111
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 7647 знаков (с пробелами)
Металлы, Эмали, Меха 126. Герб княжества Монако
Первое, что бросается в глаза даже издали, яркость гербов,
их сочные и насыщенные краски. Это объясняется тем, что
палитра, которая использовалась при их создании, не имела полутонов.
Цветов было всего пять красный, синий, пурпурный,
зеленый и черный. Раз и навсегда заданные цвета нельзя было
менять, ибо в них был заложен символический смысл.
Красный цвет символизировал храбрость, мужество,
неустрашимость
синий величие, красоту, ясность
пурпурный достоинство, силу, могущество цвет королевских
и императорских мантий
зеленый надежду, изобилие, свободу
черный скромность, образованность, бедность, печаль.
По описанию герба, в котором герольд обязательно указывал
входящие в герб цвета, можно сразу определить, к аристократии
или к коронованным особам относится его владелец.
Дело в том, что для описания цветовой гаммы гербов дворян использовались
названия эмалей, для гербов аристократов
цвета драгоценных камней, а для гербов принцев, королей и императоров цвета планет табл. на с.24
Следует также сказать о двух металлах, которые применяются
при создании герба, это золото и серебро. 127. Герб княжества Люксембург 128. Черная эмаль 129. Золотое поле 130. Серебряное поле 134. Пурпурная
эмаль
Золото символизировало богатство, силу, верность, чистоту
и постоянство.
серебро невинность, белизну, девственность.
Эти металлы при описании гербов аристократии обозначаются
цветами камней, а гербов императоров, королей
и членов их фамилий цветами планет. 13 1Червленая красная эмаль 132. Лазоревая синяя эмаль 133. Зеленая эмаль 135. Людовик XII диктует послание Гектору Троянскому. Миниатюра начала
XVI в. из Стихотворных посланий Анны Бретонской и Людовика XII
На авансцене посланец Бореа. готовый доставить письмо на Елисейские Поля.
Трон Людовика XII затянут тканью, которая расшита лилиями, входящими в герб Франции. 136. Геральдическое
изображение горностаевого
меха 137. Геральдическое
изображение так
называемого противо
горностаевого меха 138. Геральдическое
изображение беличьего
меха 139. Геральдическое
изображение так
называемого противо
беличьего меха
ЦВЕТА
ДВОРЯНЕ АРИСТОКРАТЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОЙ
И КОРОЛЕВСКОЙ
ФАМИЛИИ
Эмали Драгоценные
камни
Планеты
Красный Червленая Рубин Марс
Синий Лазоревая лазуревая
Сапфир Юпитер
Пурпурный Пурпурная Аметист Меркурий
Зеленый Зеленая Изумруд Венера
Черный Черная Бриллиант Сатурн
Металлы Драгоценные
камни
Планеты
Золото Топаз Солнце
Серебро Жемчуг Луна
В первой половине XVII столетия итальянский ученый Петра
Санкта предложил при создании гравированных гербов на серебряной и золотой посуде, оружии, а впоследствии и
в гравюрах использовать графические изображения эмалей
и металлов золото ил. 129 серебро ил. 130 красный
цвет ил. 13 1синий ил. 132 пурпурный ил. 134 зеленый ил. 133 черный ил. 128
Отведено в геральдике место и мехам, причем использовались
только два горностай и белка.
Белка наиболее распространенный в Европе пушной
зверек, не скомпрометировавший себя никакими дурными качествами.
Лиса чересчур хитра, волк злобен, заяц труслив,
хорек дурно пахнет и т.п. Что же касается горностая, то он
долгое время до того, как в Европу завезли кошек, был домашним
зверьком и спасал наших предков от нашествий полчищ
крыс и мышей. Люди подметили еще одно качество этого
зверька его исключительную чистоплотность. Все свободное
от еды и сна время он посвящает уходу за своей шубкой.
Один из средневековых герольдов, характеризуя горностая,
писал Маленький этот зверек до того чистоплотен, что лучше
даст себя поймать, чем перейдет через мокрое или нечистое
место, чтобы не замарать своего хорошенького меха
Мехом горностая подбивались королевские мантии, и поэтом
его часто называют королевским. Графически мех горностая изображают
хвостиками в серебряном поле, а беличий белыми и голубыми
шкурками, расположенными в шахматном порядке.
Основное и принципиальное правило геральдики
гласит, что нельзя накладывать эмаль на эмаль,
металл на металл, мех на мех. 140. Большой герб Российской империи. 1800
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Введенский Г.Э. Металлы, Эмали, Меха (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|