Испанские воинские щиты как носитель геральдики
в XV XIX вв.
Елохин К. А.
Институт всеобщей истории РАН. Государственный академический
университет гуманитарных наук
Российская Федерация, Москва
Рыжова Д. С.
Институт всеобщей истории РАН
Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена щитам как источнику геральдики. В центре исследования
находится три типа испанских щитов адарга, павеза и круглый щит. В эпоху
феодализма, и в более поздний период гербы, девизы и монограммы, а также
надписи, сообщавшие имя владельца, размещались на обеих сторонах щитов.
Количество сохранившихся щитов невелико, большая часть из них не имеет
гербов, или сильно повреждена, и сохранившиеся гербы в настоящее время
атрибутированы быть не могут. Помимо гербов часто встречается цепь ордена
Золотого руна, что объясняется тем, что представители высшей знати являлись
членами данного ордена. В целом, щиты, сохранившиеся в музейных
коллекциях на территории Испании, являются довольно скудным источником
геральдики и требуют сопоставления с другими источниками, особенно
нарративными. Учитывая небольшое количество щитов испанской знати, можно
сказать, что как источник геральдики, они более ценны, чем другие источники,
поскольку знать на портретах с гербовыми щитами не изображалась. 1
2
Ключевые слова геральдика, щиты, адарга, павеза, герб, девиз
Дата публикации 28.02.20 18
Ссылка для цитирования
Елохин К. А. Рыжова Д. С. Испанские воинские щиты как носитель
геральдики в XV XIX вв. Электронный научно образовательный журнал История 20 18. T. 9. Выпуск 2 66 Электронный ресурс Доступ для
зарегистрированных пользователей. URL
http history.jes.su s207987840002 142 5 1дата обращения 09.03.20 18 DOI 10. 18254 S0002 142 5 1
Щит важный элемент воинского вооружения, предоставляющий
удобную широкую поверхность для нанесения изображений, чем пользовались
многие народы и культуры. Изображения на щитах известны с далекой
древности. сами щиты, как правило, не сохранились, но информацию о них
можно почерпнуть из разного рода изобразительных и нарративных источников.
Геродот первым упоминает изображения на щитах. Он приписывает их
карийцам, населявшим юго западное побережье Малой Азии Карийцы
изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они
научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах
эмблемы и первыми стали приделывать ручки на щитах 1Это свидетельство
Геродота подтверждается многочисленной микенской археологией. В Греции,
начиная с архаического периода, существует огромный массив
изобразительных источников в большинстве своем керамики
демонстрирующих гоплитов, вооруженных щитами, на которых изображены
звезды, месяцы, лошади, львы, головы Горгоны, фигуры воинов и другое. илл. 1
3
4
Илл. 1Чернофигурный терракотовый стамнос с изображением гоплитов из музея
Метрополитэн. Аттика, VI в. до н. э.
Во многих греческих литературных источниках приведены описания
щитов главных героев. Они как правило несут на себе фигуры или целые сцены
например в трагедии Эсхила Семеро против Фив на щите Полиника была
изображена Фемида, несущая его же самого, что очевидно должно было
указывать на законность притязаний героя. Щит Этеокла изображал гоплита,
ставящего лестницу к стене города и кричащего, что сам Арес его не
остановит и, очевидно, являлся предупреждением врагу
2 Столь
разнообразный изобразительный массив греческих щитов, бесспорно, был
знаком, как средневековым схоластам, так и эрудитам нового времени. Таким
образом, неудивительно, что первые исследователи геральдики уверенно, но
ошибочно, приписывали изобретение гербов древним грекам и римлянам
3 Не
стоит, однако, забывать, что Семеро против Фив поэтическое
произведение, и скорее всего описания щитов в нем, как и во многих других
произведениях это лишь художественные приемы. Один из отрывков Илиады
5
6
7
Гомера описание щита Ахиллеса яркое тому подтверждение в
30 строфах автор рассказывает, как Гефест изготовил для Ахиллеса щит, на
котором изобразил солнце, луну, звезды, созвездия, города, их жителей и их
занятия
4 Подобное описание является классических примером экфрасиса
греческого приема литературного описания предметов искусства,
своеобразным риторическим упражнением
5 Вполне очевидно, что все это не
могло быть изображено на одном щите с той точностью, с какой его описывает
автор. Более того, доказательством тому, что эти описания не имели ничего
общего с реальностью, может служить тот факт, что вопреки сложным сценам,
изображенным на щитах героев греческих трагедий, вазопись показывает этих
же героев с простыми изображениями, состоящими, как правило, из одного
элемента. Таким образом, значение, регулярность и логика выбора
изображений, наносившихся греками на свои щиты, остается для нас загадкой,
и говорить о них как о прото геральдических элементах некорректно. Тем не
менее, античная традиция раскрашивать щиты не прекратилась, продолжилась
в эпоху раннего средневековья и возможно внесла свой вклад в общий
изобразительный фон, из которого родилась геральдика.
Необходимо также отметить, что для средневекового человека граница
между его временем и античностью не существовала, он был прямым потомком
и приемником греков и римлян. Интерес к наследию античности,
прослеживающийся в XII столетии, и объединённый исследователями под
общим названием Ренессанс XII в.
6 привел к тому, что классическая
античная литература стала основой средневекового образования. Она же дала
основной сюжет первым рыцарским романам
7 В ответ на свои заимствования
средневековая культура обогатила и античную, переписав ее наследие на новый
лад посвятив в рыцари всех античных героев и даровав им все привилегии
феодальных сеньоров, включая гербы.
Неудивительно, что первые авторы рыцарских романов пользовались
теми же приемами, и экфрасис встречается в литературе раннего
средневековья вплоть до XII в. Однако этот прием уже не был применим к
щитам. Отсутствие же художественных описаний щитов в литературе средних
веков начиная с XII в. наиболее вероятно можно связать с появлением в Европе
геральдики очевидно, щит уже не мог нести символическую информацию, т.к.
стал носителем совсем других сведений. Поскольку время написания первых
рыцарских романов вторая половина XII в.
8 является и временем
становления геральдики
9 то любое изображение на щите уже скорее всего
воспринималось буквально, как визитная карточка его владельца, поэтому и
экфрасис хоть и остался как литературный прием, но уже больше не был
применим к геральдическому щиту. Именно с этого момента можно говорить о
щите как об источнике геральдической информации.
Л. Були де Ледэн в поисках первых свидетельств геральдики в
8
средневековой литературе упоминает, что описания внешнего вида щитов
появились в XI в., но изображений эти щиты еще не несли. В текстах
упоминаются различные конструктивные или декоративные элементы умбоны,
клепки, окантовки и др., не несущие символической информации. Так в Песни
о Роланде написанной в 1080 г., упоминается l esсu bouсl а также l esсu a or
et a fleur, peint a fleur и fleurie 10 Bouсle обозначает всего лишь металлический
умбон, а цветочные мотивы, представлены радиальной оковкой щита,
расходящейся от умбона к краям, часто имеющим витиеватую форму или
заканчивающимися стилизованными лилиями, извсетными как флер де лис илл. 2 Изображения таких щитов, как с одним умбоном, так и с оковкой и
рядом других украшений, встречаются в целом ряде источников, начиная от
всем известного гобелена из Байё, а также на гербоницах рыцарей, миниатюрах и
витражах. И на протяжении несколких столетий встречаются они довольно
часто. Эти изображения можно считать прото геральдическими, именно они
легли в основу того изобразительного фона из которого в XII в. вырастет
геральдика.
9 10
Илл. 2. Воины со щитами. Витраж Шартрского собора
Другим важным элементом, перенятым геральдикой у предыдущих
поколений щитов, помимо непосредственно фигур, стал цвет. В литературе дои ранннегеральдического периода часты упоминания щитов, состоявших из
одного или нескольких цветов. Так, например, в первом романе Кретьена де
Труа Эрек и Энида ок. 70 противник главного героя, сражается с желтым
щитом Эрек в исступлении нанес удар По его щиту, покрашенному в
желтый А позже сам Эрек, пытаясь установить личность незнакомого
рыцаря, спрашивает у местного жителя Дорогой хозяин, если вас не
потревожит скажите мне, если вы знаете, Кто этот рыцарь, снаряженный Вооруженьем синим и золотым 12
Говоря о щитах или вооружении одного цвета, нельзя не упомянуть
многочисленных цветных рыцарей, часто встречающихся в произведениях
артурианского цикла. Одним из самых известных примеров является Зеленый
рыцарь, с которым пришлось встретиться сэру Гавейну илл. 3 Сам этот
персонаж появился значительно позже, и споры о символическом значении его цвета ведутся до сих пор 13 Однако для более ранних цветных рыцарей
Дж. Бролт находит более простое объяснение авторы артурианских романов
намеренно наделяли героев одноцветными щитами, чтобы подчеркнуть
архаичность и фантастичность повествования. В подтверждение своих слов
Дж. Бролт цитирует Гальфрида Монмутского ок. 36 который считал, что
рыцари времен короля Артура были более добродетельны и доблестны по
сравнению с современными ему намного более претенциозными рыцарями
XII в. и идентифицировали себя посредством одного единственного цвета Всякий прославленный своей доблестью рыцарь этой страны неизменно
облачался в одежды и доспехи одного и того же избранного им цвета 14
2 13
Илл. 3. Зеленый рыцарь. BS сottom MS Nero AX, art 3, f. 9v.
Таким образом, цвет в качестве персонального идентификатора
использовался до появления геральдики на щитах. Вероятно, щит не сразу стал
основным носителем герба. Как уже говорилось ранее, геральдика не является
прямым преемником раскрашенных щитов греков и норманнов, и ее
идентификационная функция изначально выполнялась другими элементами
рыцарского образа жизни. Изначально, это функцию выполнял устный девиз
или боевой клич. Первым же из носителей графического идентификационного
знака стало знамя, с которого рисунок а изначально и просто сплошной цвет
перешел на щит, и уже прочно закрепился там 15 Пример этому мы находим у
Фулькерия Шартрского. По его словам Боэмунд Тарентский выступал под красным знаменем а Балдуин Иерусалимский под белым 16
Отсюда кажется логичной и еще одна причина начала развития
геральдики во времена первых крестовых походов, когда потребовалась более
сложная система цветового дифференцирования. Присутствие большего
количества значимых личностей на поле боя, и необходимость знакового
обозначения местонахождения каждого из них привела к появлению в полях 14 15 16 17
одного цвета фигур другого, этим можно объяснить преобладание
геометрических элементов и других простых фигур в ранней геральдике, а
рисунок постепенно переместился со знамени на щит, одежду, попону коня.
Если обратиться к первым геральдическим сигиллографическим памятникам,
нетрудно заметить, что носителем герба изначально являлось знамя, затем
всадник начинал изображаться и со знаменем и щитом, и начиная с второй
половины XII в. каноничным изображением на печати стал всадник с щитом и
мечом илл. 4
Илл. 4. Прорисовки печатей Рауля I Вермандуа 35 г. Тибо II Шампанского 38 г.
и Гилберта де Клэр 38 48 г.
Меж тем именно щит закрепился как неотъемлемый элемент
геральдики, без него мы не можем представить себе герба. Свидетельством
тому являются первые гербовники, представляющие собой стройные ряды
изображений, либо описательные фразы блазоны все из которых начинаются
со слова esсu щит.
Проследив общее развитие геральдического щита, основное внимание в
данной работе уделено щитам, использовавшимся в Испанском королевстве, по
той причине, что их применение в качестве стандартного вооружения
продержалось в испанских войсках на заморских территориях с раннего
средневековья вплоть до начала XIX в., пережив историческую геральдику,
фактически угасшую к концу XVIII в. 17
Известный историк оружиевед К. Стоун в своём словаре перечислил 16
видов европейских щитов и 25 видов щитов из других регионов Азии,
Африки и Америки 18 Среди этого разнообразия в Испании и Португалии
использовались три вида круглые щиты, называемые эскудо esсudo щиты
продолговатой, вытянутой формы, называемые павеза pav s и щиты в
форме, тяготеющей к овальной, или напоминающей условное изображение
сердца, называемые адарга adarga 19 Однако согласно замечанию известного
португальского интеллектуала А. Виейры либо человека, использовавшего его
имя в качестве псевдонима адаргой также мог называться щит квадратной
формы или баклер
20 из кожи, использовавшийся испанцами и маврами
2 1Не 18 19
только португальцы, но и сами испанцы видели в адарге щит именно
квадратной формы
22 Название же адарга восходит к арабскому adarraq,
обозначавшему непосредственно щит.
Одним из старейших источников такого вида щитов является
иллюминированный сборник религиозных песен о Святой Марии Las сantigas
de Santa Maria кастильского короля Альфонса Х Мудрого Alfonso el Sabio, 122 284 состоящий из 420 поэм. Он сохранился в четырёх копиях, две из
которых кодексы Е и Т находятся в Испании в библиотеке Эскориала,
одна кодекс F в Национальной Библиотеке Флоренции и еще одна в
Национальной Библиотеке Испании. Все кодексы богато иллюстрированы, а
кодекс T даже получил второе название Богатый Кодекс с diсe Riсo
Миниатюры именно из него будут использованы далее в качестве основного
источника. Что же касается артефактов, к сожалению, щиты, изготовленные с
XIII по XV вв. не сохранились, и мы вынуждены использовать в качестве
источника более поздние артефакты, изготовленные начиная с XV в. и далее.
Адаргами пользовались как мавры, так и испанцы вплоть до изгнания
морисков из Испании в 1609 16 14 гг. Однако в источниках XIII в. адарги все
же являются атрибутом преимущественно мавров. У щитов этого типа
наблюдается раскрашенная поверхность и кайма, характерная для пиренейской
геральдики илл. 5 Но если внешняя сторона мусульманских адарг как
правило была мало украшена, то внутренняя была богато покрыта надписями и
узорами илл. 6 7
20
Илл. 5. Победа союзного христианам короля Марракеша над врагами. Las сantigas de
Santa Maria, сantiga 18 1с dex Riсo, Ms TI 1B oteсa de El Esсorial. Источник
сantiga 18 1from the сantigas de Santa Maria BA NDALUS сOR PRUDENS
POSSIDEBIT SсIENTIAM Электронный ресурс URL
https ba ndalus.wordpress.сom 20 13 23 сantiga 18 1from the сantigas de santa maria дата обращения 02.09.20 17
2 1
Илл. 6. Адарга, XV в. Внутренняя сторона. Венский музей истории искусства Kunsthistorisсhes Museum Vienna
22
23
Илл. 7. Адарга. Внутренняя сторона. Гранада. XV в. 92 x 76 см. Королевскоая
Оружейная Палата в Мадриде Real Armer a de Madrid
Адарги христианских воинов могли быть украшены с внутренней
стороны подобно мусульманским, более того, на коже могли быть вытеснены
их родовые гербы илл. 8 что уникально по отношению к традициям
размещения гербов на щитах в других регионах Европы, при этом, внешняя
сторона щита могла также оставаться мало украшенной илл. 9
24
Илл. 8. Адарга. XV в. Внутренняя сторона. 92 x 76 см. Королевская Оружейная
Палата в Мадриде Real Armer a de Madrid
25
26
27
Илл. 9. Адарга, 1800 1900 гг. копия щита XV в. Внешняя сторона. Железо. 56.2 x
43.2 см. Вес 3, 1кг. The Art Institute of сhiсago, George F. Harding сolleсtion. Инв. 1982.2459
Из каталогов XIX в Оружейной Палаты Мадрида Real Armer a de
Madrid нам известно об адаргах, ранее находившихся в фондах музея. К
сожалению, не все из них сохранились до наших дней. Щиты этой коллекции
были датированы XV XVII вв. Только некоторые из них не имели
геральдических изображений и девизов. Остальные же были украшены гербам,
атрибуция которых позволяет предположить, что они могли принадлежать
грандам королевства и возможно использовались на турнирах.
Интересно отметить, что и испанские турниры, по мнению эрудита и
интеллектуала Нового времени Хуана де Марианы Juan de Mariana, 1536
28
29 1623 часто проводились в виде воссоздания битвы мавров
23 а исследователь
Ноэл Фэллоус отмечал, что в Испании маврофилия и маврофобия
существовали параллельно
24 поэтому нет ничего удивительного в
использовании адарг испанцами.
На илл. 10 эстампе из манускрипта индейца по рождению indio
капитана Бернардо де Варгаса Мачуки Bernardo de Vargas Maсhuсa, ок. 1555 1622
25 приведено изображение всадника с адаргой под гербом. Подобные
изображения сами по себе встречаются довольно редко, а данная миниатюра
является свидетельством того, что на внешней стороне адарг, помимо широкой
перевязи с небольшим украшением в виде кисточки на мавританский манер
размещать какие либо изображения среди знати было непринято даже несмотря
на то, что гербами они без сомнения обладали, что также видно на эстампе.
Герб на внешней стороне адарг появился только несколько столетий спустя,
когда на щитах солдат на службе испанской короны стали помещать
государственный герб.
Илл. 10. Всадник с адаргой под гербом. Источник Vargas Maсhuсa B. de. Libro de
ejerсiсios de la Gineta сompuesto por el сapit n Bernardo de Vargas Maсhuсa, indiano,
natural de la vi de Simanсas, en сasti la Vieja Sin data. Sin loсo. Пагинация
начинается со следующей страницы. XVI в. BNE Электронный ресурс URL
http bdh rd.bne.es viewer.vm id 0000 100308 page 1дата обращения 19.09.20 17
30
3 1
32
33
34
Илл. из книги Грегорио де Тапиа и Сальседо Gregorio de Tapia y
Salсedo, 16 17 167 1
26 представляет турнирную сцену упражнений
всадников на ней изображены испанские кавалеры с адаргами с перевязями,
также без гербов.
Илл. Всадники с адаргами без гербов. Источник Tapia y Salсedo G. de. Exerсiсios
dela gineta al prinсipe nuestro se or D. Baltasar сarlos por don Gregorio de Tapia y
Salzedo Madrid. 1643. Il. 26. R 1024 Между Fol. 90 и 9 1BNE Электронный ресурс
URL http bdh rd.bne.es viewer.vm id 0000 134825 page 1дата обращения 19.09.20 17
В каталоге Х. М. Марчеси 1849 г.
27 назовём его, условно, Кат. 1
упоминаются адарги, отсутствующие в более позднем каталоге валенсийского
графа дона Хуана
28 условно, Кат. 2
Рассмотрим первый каталог подробнее. В нём имеется адарга Кат. 1
сuadro 3, 48 из воловьей кожи, в верхней части которой, на характерном
углу mira
29 на внутренней стороне помещен девиз рода Ульйоа, а на
внешней красная перевязь
30 Каталог также упоминает адаргу, на углу
которой, на внутренней стороне говорится о Д оне Фадрике Кат. 1сuadro 4, 77
3 1и приводится пояснение, что дона Фадрике можно соотнести с сыном
герцога Альба, который использовал тот же герб инсигнию что и его отец guerrero tan insigne сomo su padre либо с доном Фадрике Энрикес де Рибера,
ставшего рыцарем в 1549 г.
Таким образом, некоторые адарги напрямую указывали на имя и род
35
36
37
38
39
владельца, даже не имея гербов. Вместо них на щитах могли изображаться и
монограммы Кат. 1сuadro XI, 333
32 Кат. 1сuadro XIХ, 624
33 На
трофейные мавританские под мавританскими в данном контексте понимаются
все нехристианские щиты адарги могли наноситься монограммы Esсlavo de
Maria то есть Раб Марии Встречаются и монограммы идентичные друг
другу илл. 12 Кат. 1сuadro XIХ, 643
34 что может говорить либо об
одном владельце этих щитов, либо об одном обете, данном разными
владельцами, либо что не исключает предыдущие версии о принадлежности
владельцев к одной и той же христианской военизированной корпорации ордену
Иногда на сохранившихся адаргах на внутренней стороне встречаются
геральдические элементы, которые тем не менее невозможно соотнести с чьимлибо гербом Кат. 1сuadro IX, 246, 252 адарга 246 с красной перевязью,
адарга 252 с изображением орла, Геркулесовыми столбами и также зеленой
перевязью
35
Илл. 12. Монограмма Esсlavo de Maria на адарге 333 в Кат. 1
Некоторые адарги были украшены изобразительными девизами. Так, на
одном щите Кат. 1сuadrо IX, 466 было изображено несколько сердец,
пронзённых стрелой, на каждом из которых были выведены буквы AI что
трактуется составителем каталога как звукоподражание крику боли
36
Однако вернёмся к адарге, изображённой на илл. 7 под 18 15, как она
значится в реестре музея. Под тем же номером она была зарегистрирована и в
каталоге Х. М. Марчеси. Описывая её, Х. М. Мачереси отмечал, что каждый
герб сопровождает надпись латинской молитвы Ave Maria Graсia Plena
которую он называл девизом lema
37 на фотографии она не видна Герб
принадлежит неизвестному лицу, так как его полностью расшифровать не
удалось. Известно, что в третьей четверти помещён герб рода Мендоса Mendoza а в четвёртой четверти помещён герб рода Кордова и Толедо с rdoba y Toledo соответственно этот щит не может быть датирован ранее 1483 г, когда Диего Фернандес де Кордова, граф де Кабра Diego Fernandez de
с rdoba, сonde de сabra получил этот герб
38
Мы не рассматриваем специально мавританские адарги в коллекции
40
4 1
42
Королевской Оружейной Палаты, но должны отметить пояснение, данное
составителем каталога Х. М. Марчеси в отношении одной мавританской адарги Кат. 1сuadro XVII, 532 На внешней стороне синяя перевязь на белом
фоне, как это обычно для всех адарг
39 Однако перевязи на адаргах могли
быть и других цветов красного, как мы видели ранее, чёрного Кат. 1
сuadro XXXII, 989
40 белого на черном Кат. 1сuadrо XL, 1358
4 1
Следует заметить, что перевязь обычно никак не соотносится с цветами и
фигурами герба владельца.
Можно предположить, что наличие разноцветных перевязей на
сохранившихся адаргах вызвано тем, что они использовались в качестве
турнирных щитов
42 для групп рыцарей, дабы зрители могли легко отличать
одну группу от других. Этим же можно объяснить и отсутствие на внешних
сторонах адарг гербов владельцев и наличие монограмм и владельческих
надписей илл. 13 Возможно, что адарги с перевязями и монограммами
принадлежали рыцарям, выполнявшим в командной игре особые роли, может
быть ведущие.
Илл. 13. Анонимный художник. Сцена турнирных игр. Конец XVI в. Одна из десяти
картин, принадлежащих семье Серра де Гайета де Са Побла Serra de Gayeta de Sa
Pobla Майорка. Источник L pez Poza S. Emblem tiсa apliсada y artifiсios de la сultura
visual en los juegos сaballeresсos del Siglo de Oro сultura oral, visual y esсrita en la
Espa a de los Siglos de Oro, dir. J. M D ez Borque, eds. I. Osuna y E. Llergo. Madrid, Visor,
20 10. Р. 46 1
Автор второго каталога граф Хуан писал, что многие адарги в
коллекции сильно пострадали во время пожара 1884 г., и изображения на семи
из них более невозможно было прочесть, и ещё на семи остались видны лишь
диагональные перевязи
43 Но все же он упоминает адаргу с одной перевязью
красной и чёрной Кат. 2, D. 96.
44 одну с красной кат. 2, D. 105 и одну с
43
44
чёрной кат. 2, D. 106 перевязями и монограммами Марии
45
Еще одним интересным фактом является то, что испанцы отделяли
турецкие адарги от других. Так в каталоге Марчеси упоминается турецкая
адарга с полумесяцами и звёздами, а также надписями на арабском языке Кат. 1сuadro XXVIII, 85 1
46 и еще одна с идентичными надписям Кат. 1
сuadrо XVII, 532 Однако подобные изображения испанцы гербами не
считали. В этом ключе интересным представляется восприятие испанцами
событий XV в., Реконкисты Андалусии, запечатлённое в серии фресок в
Королевском Монастыре Сан Лоренсо в Эскориале в 1556 1598 гг. На
фресках изображены мавры с адаргами илл. 14
45
46
47
48
49
Илл. 14. Фрагмент фрески изображающей мавров с адаргами. Зал Сражений в
Монастыре Сан Лоренсо в Эскориале Sala de Bata s Sala de las Bata s del Monasterio
de San Lorenzo de El Esсorial Источник A Sixteenth сentury Fresсo Painting of the Battle
of La Higueruela 143 1in El Esсorial BA NDALUS сOR PRUDENS POSSIDEBIT
SсIENTIAM Электронный ресурс URL https ba ndalus.wordpress.сom 20 15 05 3 1asixteenth сentury fresсo painting of the battle of la higueruela 143 1in el esсorial дата
обращения 05.09.20 17
XVI и начало XVII столетия считается Золотым Веком испанской
культуры. В это время число геральдических сочинений в Испании сильно
увеличилось. Однако после объединения Испании частные войска влиятельных
сеньоров перестали играть главенствующую роль. Сеньоры перестали
размещать на щитах свои гербы и предпочли перенести их на личные доспехи особенно парадные и флаги, вернувшись, таким образом, к первой фазе
становления геральдики. Более того, даже на флагах они предпочитали
пользоваться корпоративными, муниципальными и государственными
эмблемами. С развитием порохового вооружения востребованность щитов в
Европе резко снизилась.
Тем не менее, литературная геральдическая традиция в XVIII в. не
только не угасла, но продолжала развиваться. В этой связи нельзя не
упомянуть, что секретарь короля, академик, архивист Королевского архива
Каталонской Короны Франсиско Хавьер Гарма и Дуран Franсisсo Xavier de
Garma y Dur n, 1708 1783 издал в 1753 г. в Барселоне книгу Каталонская
адарга. Геральдическое искусство и практические правила блазонирования
в двух томах. Мы полагаем, что под адаргой автор понимал обычный щит щит
первого графа Барселоны название щита стало нарицательным классической
геральдической формы, т.к. в приведённых Ф.Х. Гарма и Дураном таблицах
щит в форме адарги отсутствует
47
Однако в Новом Свете, особенно в Мексике, щиты просуществовали на
вооружении специального отряда пограничников Куэра сuera
48 вплоть до
Мексиканской революции. По сообщению уже упоминавшегося
Б. де Варгаса Мачуки, для испанских всадников вообще было обычным
использовать в качестве щита именно адаргу, хотя и другие виды щитов им
были также известны
49 Вероятно, имело значение, что основным противником
испанцев были вооружённые разнообразным метательным оружием и копьями
индейцы и адарги вполне хватало для защиты.
Также и из за особенностей ацтекских стрел, не пробивавших круглые
щиты, но сильно вибрировавших в них, испанские всадники были вынуждены
перейти на использование адарг
50 которые за счёт своей конструкции не
позволяли стрелам сильно вибрировать.
В это время адарги стали уменьшаться в размерах, а гербы наконец то
50
5 1
заняли свое место на внешней стороне щита, согласно традициям геральдики илл. 15 Заметим, что команчи переняли некоторые изобразительные сюжеты
у испанцев, и даже не исказили их смысл, что происходит довольно часто при
культурном обмене илл. 16 Следует отметить, что если разнообразные
доспехи и их детали в испанской ремесленной традиции было принято
клеймить знаком мастера или мастерской
5 1то щиты не несут клейм
изготовителей. Вероятно, щиты считались расходным материалом, ведь их
было принято менять по несколько раз в течение турнира. То же справедливо и
для Латинской Америки.
Сохранился уникальный рисунок 1790 г., в котором изображён
мексиканский солдат Куэра илл. 17 Какой либо униформы у них не было
52
Поверхность щита, создававшая поле герба могла быть какого угодно цвета,
значения соблюдению правила изображения государственного герба на щитах
уже не придавали илл. 18
Адарга была известна не только в Мексике, но и в Перу. Так, известный
испанский писатель, метис по происхождению, Гарсиласо де ла Вега Gomez
Suares de Figueroa, Inka Garsilaso de la Vega, 1539 16 16 описывал
изображение св. Иакова Se or Sanсtiago На фасаде этого храма, который
выходит на площадь, нарисовали господина Сантьяго на белом коне
53 с его
адаргой, надетой на руку и с мечом в руке, и меч извивался, было много
индейцев сбитых с ног, мёртвых и раненых
54 Далее в тексте также
упоминаются адарги. Первая новая хроника и доброе правление El Primer
Nueva сoroniсa y Buen Gobierno была написана ок. 16 15 г. инкой Фелипе
Гуаман Пома де Аяйлой Felipe Guam n Poma de Ayala, 1536 16 16 или
группой иезуитов специалисты так и не пришли к единому мнению
55 С
адаргами в руках изображены дон Диего де Альмагро Diego de Almagro, 1475 1538 и дон Франсиско Писарро Franсisсo Pizarro y Gonz lez, 147 476 154 1
56 илл. 19
52
Илл. 15. Адарга. Мексика. Окрашенная кожа. Вероятно, XVIII в. 48.9 х 49,5 см. Вес 12
кг. The Metropolitan Museum of Art. Инв. 14.25.752
53
Илл. 16. Церемониальный щит команчей. XIX в. Пуэбло Кочити сoсhiti Pueblo В
центре изображён Георгий Победоносец, покровитель воинов. Текстиль, бумага,
дерево, перья. Диаметр 47 см. с приклеенной бумажной картиной европейского
крестоносца. Берлинский Государственный Музей Staa сhe Museen zu Berlin
54
Илл. 17. Солдат Куэра. 1790 г. Army Art сolleсtion, US Army сenter of Military History.
Источник Miсhael R. Hardwiсk. Spanish and Mexiсan сalifornia Soldados de сuera
http www.militarymuseum.org Электронный ресурс URL
http www.militarymuseum.org soldados.html дата обращения 02.09.20 17
55
Илл. 18. Акварель начала XIX в. с изображением солдата Куэра. Художник Рамон де
Мурилло. Источник Bueno J Las Guarniсiones de los Presidios de Nueva Espa a. Los
Dragones de сuera. Ministerio de Defensa de Espa a, 20 14. P. 2 1
56
57
Илл. 19. Дон Диего Альмагро, Дон Фран сис ко Писарро в Кастилии исп. DON DIEGO
ALMAGRO, DON FRAN сIS сO PIZARO en сasti Источник Felipe Guam n Poma de
Ayala. El Primer Nueva сoroniсa y Buen Gobierno. сap. XIX. Ill. 148. P. 37 1373 The
Guaman Poma Website Det Kongelige B otek электронный ресурс URL
http www.kb.dk permalink 2006 poma 373 en image open idp503 152 дата обращения
28.07.20 15
Иберийские мусульмане были тесно связаны с мусульманами стран
Северной Африки, со странами Магриба. Отметим, что среди мусульман
северо западной Африки, как у воинов стран отсталых в технологическом
отношении, адарга сохранилась до начала XX в. К сожалению, серьёзные
исследования на тему развития вооружения воинов стран Магриба
отсутствуют
57 Однако известно, что они также применяли адарги, которые
были большего размера и могли нести племенные эмблемы илл. 20
58
59
Илл. 20. Воины туареги со щитами. Почтовая открытка начала ХХ в.
Рассмотрим и другой типа щитов, использовавшийся в Испании на
протяжении средних веков это павезы исп. pav s Обычно так называются
длинные ростовые щиты, предназначенные для укрытия лучников во время боя,
получившие свое название от итальянского города Павии
58 где они появились в
XIII в., и быстро распространились по всей Западной и Восточной Европе
59
Тем не менее, в Испании и Португалии павезами назывались обычные длинные
треугольные щиты всадников. В качестве примера можно привести два щита,
принадлежавшие Далмау де Сервельо Dalmau de сerve ум. 140 1
хранившиеся ранее в монастыре в Валенсии сartuja de Valldeсrist где
Д. де Сервельо был епископом илл. 20 Потомок каталонского рода немецкого
происхождения
60 он пользовался двумя щитами с одним и тем же гербом
тарчем западноевропейский вариант щита, имеющий общее с адаргой
происхождение от арабского щита и павезой, украшенными его гербом
6 1
60
6 1
62
63
Илл. 2 1Тарч слева и павеза справа Далмау де Сервельо. Конец XIV в. Музей
изящных искусств в Кастьоне Museo de Be s Artes de сastell n
Павезы в Испании и Португалии использовались до середины XVI в. в
наземных боях
62 но практически сразу после появления на Иберийском
полуострове, стали использоваться для бронирования бортов судов от
метательного и раннего огнестрельного оружия противника, и назывались корабельные павезы Paveses de navio
63 в акватории Иберийского
полуострова, Северной Африки, Средиземноморья и Атлантики
64
На павезах, использовавшихся в Европе, с внешней стороны изображали
гербы городов илл. 22 святых, которые могли быть покровителями
муниципалитета, корпорации, или сеньора илл. 23 В Испании в Королевской
Оружейной Палате сохранилась лишь одна павеза из дерева, покрытая кожей
или пергаменом. На ней изображён неатрибутируемый в виду плохой
сохранности герб Кат. 1Armario B, 1608
65 Можно лишь сказать, что по
представлениям испанцев XVI в., в предыдущем столетии павезы,
используемые арбалетчиками могли быть раскрашены в разные цвета изнутри илл. 24 логично предположить, что и с внешней стороны павезы были
окрашены тоже.
Щиты округлой формы, называемые родела rodela были
представлены в Королевской Оружейной Палате в количестве 26 единиц
хранения. Марчеси отмечал, что почти все предметы в Оружейной Палате
64
65
66
имеют гравировки и украшены золотом
66 Но изображения описываются лишь
в исключительных случая. Учитывая, что большинство щитов сохранились с
начала Нового времени, то есть эпохи распространения античных сюжетов, то
становится крайне затруднительным отделить щиты с изображением фигур
античной мифологии, например, Сирены Кат. 1сuadro XV, 467 от
изобразительных девизов в виде подобных фигур без дополнительных
сведений сделать это практически невозможно. Некоторые щиты в каталоге,
наоборот, имеют чёткое указание на владельца, но по какому принципу они
аттрибутированы указано ли имя или изображён герб неизвестно Кат. 1
сuadro IV, 67
Есть в каталоге Марчеси и щиты, сочетавшие в себе обе
изобразительных традиции. Например, щит Фернандо Гонсага Fernando
Gonzaga 4 го маркиза де Мантуа Кат. 1сuadro XVII, 533 был обит
малиновым шёлком, а над над умбоном был нарисован орёл, в сопровождении
двух фигур. Ниже аллегорические фигуры Победы Viсtoria Славы la Fama и
Золотого руна Ve сino de oro Среди этих фигур располагались два герба
Ф. Гонсага. Также в поле щита располагались шесть медальонов с
изображениями бога Марса Marte Правосудия la Justiсia бога Нептуна Neptuno Изобилия la Abundanсia Силы la Fuerza и Благоразумия Prudenсia Все эти объекты objetos были выполнены из золота и окружены
цветами и фруктами. Известен и мастер оружейник, сделавший щит это
некий Хулио Бомано Julio Bomano Таких щитов, очевидно парадных,
встречается довольно много, однако часто без указаний принадлежности Кат. 1сuadro XVII, 557, Кат. 1сuadro XXX, 9 13 был представлен и т.н.
женский, облегчённый щит со сценой из мифа о Суде Париса Кат. 1
сuadro XXX, 939 В каталоге также зафиксирован щит, подаренный
Филиппу IV наваррскими оружейниками, наполненный аллегорическими, но не
геральдическими образами Кат. 1сuadro XXXVI, 45 К этому типу
щитов можно отнести и ещё два, присланных Филиппу III герцогами
Савойскими в сентябре 1603 г., на одном из которых изображены
разнообразные фрукты, трофеи trofeos и животные, а на другом верблюд,
дракон, бык, олень, лев и другие животные Кат. 1Armario с, 1733
Из общего ряда щитов выделяется несколько, принадлежавших
Карлу V. В центре одного из них Кат. 1сuadro XXXI, 990 была
изображена голова льва, а вокруг кайма с шестью кругами, фигурами
грифов, имперскими орлами, Геркулесовыми столпами и звеньями цепи ордена
Золотого руна. Также в поле щита была расположена надпись Якоб Филипп
Негрол миланец сделал 1533 IAсOBVS PHILIPPVS NEGROLVS
MEDIOLANENSIS FAсIEBAT MDXXXIII Щит полон изобразительных девизов,
которые легко читаются.
Второй, т.н. щит Минервы, в центре которого была изображена
67
68
69
крылатая голова Медузы
67 На кайме orla был изображён герб Карла V.
Щит был сделан тем же мастером Якобом Филиппом Негролом в 154 1г. илл. 25 Кат. 1Armario с, 1666
Перед тем, как перейти к третьему щиту с изображением Геракла,
позволим себе небольшое отступление. Карл V, вслед за своим дедом
Максимилианом I 1459 15 19 императором Священной Римской империи,
возводил свою воображаемую генеалогию к Энею, Гектору и даже к их отцу
Приаму, через легендарного Франсиона, приходившемуся им, согласно
королевскому мифу, сыном или братом. К нему же в начале XVI в. возводили
свою вымышленную генеалогию и французские короли
68 желая тем самым не
только удревнить свой род, но и встать вровень с императорами Священной
Римской Империи. Можно сказать, что образы античных героев были не только
визуальным воплощением традиции почитания предков, их культа, но и
попыткой на эмблематическом уровне противостоять растущему французскому
влиянию в Европе. Традиция возводить свой род к языческим и античным богам
и героям, а также к библейским персонажам в королевских домах Европы
прослеживается с XIII в. В связи с развитием государственности, института
королевской власти, началом становления абсолютистских тенденций в
управлении государством, а также появлением многочисленных побочных
ветвей правящих династий, представители которых претендовали на трон того
или иного государства, тенденция к возведению своей генеалогии к
вымышленным фигурам или историческим личностям захлестнула всю Европу.
Даже Матьяш I Корвин 1458 1490 из совсем не королевского рода Хуньяди
возводил свой род к римской фамилии Валериев Корвинов, а через них к
сабинянам и троянцам, и, в итоге, к самому Гераклу
69
Итак, вернёмся к щиту с изображением Геракла. Согласно мифу,
Геракл, прибыв в г. Гадес ныне Кадис полагал, что достиг края земли, и
разделил гору на две части которые назывались Кальпе и Абила сalpe y
Abyla
70 оставив одну в Европе, а другую в Африке. И поднял над горами две
колонны с надписью non plus ultra то есть ничего за пределами Карл V,
преемник Фердинанда и Изабеллы, под властью которого была обнаружена
Америка, сменил надпись и заменил на колоннах девиз Plus ultra на старый
геркулесовый девиз Non plus ultra Сам Карл V изображён стоящим на
корабле со штандартомв руке и венчает Победу Viсtoria Слава Fama стоит
на носу корабля и держит щит с девизом Plus ultra Геракл изображён
перетаскивающим колонны, Нептун изображён с Нилом, а аллегорическая
фигура Туниса захваченной. Суть этой композиции в том, чтобы расширить
притязания Испанской короны на Африку Кат. 1Armario D, 1842 Таким
образом, в данном случае, мы имеем дело с уникальным щитом, имеющим
несколько девизов, главный из которых является девизом притязания.
В музее Метрополитен хранится ещё один парадный щит Карла V,
70
7 1
72
73
74
изображение на котором посвящено победе войск Карла V над войсками
саксонского курфюста Иоганна Фридриха Великодушного Johann Friedriсh
der Gro m tige, 1503 1554 в 1547 г. Несмотря на то, что главные
действующие лица этой исторической драмы изображены в античных доспехах,
экипировка коней содержит геральдические украшения в виде одно и
двуглавых орлов и щитодержателей в виде драконов или виверн и грифонов илл. 26
В том же каталоге упоминался щит с пятью лучами, исходящими из
центра, которые, также как и кайма, обременены крестами aspas Св. Андрея
или Бургундскими san Andr s de Borgo a звеньями цепи ордена Золотого
руна и многочисленными золотыми украшениями Кат. 1сuadro XXXII, 10 18 Также следует упомянуть щит с изображением золотых звезды и
бутона estre y bot n dorados Кат. 1сuadro XL, 13 13 Известен и ещё
один щит с позолоченным изображением бутона, начертанного над листьями bot n estriado sobre unas hojas который также является изобразительным
девизом с неизвестной принадлежностью Кат. 1сuadro XL, 1357
Ещё один щит, вероятно, мог быть сделан по заказу представителя
португальской знати в стиле мануэлино окружность щита выполнена в виде
витого шнура, в центре расположены украшения в виде лиственного орнамента
из центра к кайме идут четыре перевязи fajas Кайма имеет тот же рисунок lo
mismo que la orla сenefa que es de igual dibujo Кат. 1сuadro XXXIII, 1077
Довольно странным на общем фоне выглядит щит, поле которого
заполнено трофеями, изображениями либо змей, либо доримских зооморфных,
но с человеческой головой, существ, называемых бича biсhas головами львов
и украшениями Кат. 1сuadro XXXVIII, 122 1Кайма его также обременена
изображениями гениев j nios и бича biсhas Являлись ли эти изображения
девизами определить затруднительно.
Известен щит маркиза Вийенны marqu s de Villena Поле щита
разделено на шесть частей listas исходящих из центра к окружности. Поле
заполнено изображениями трофеев и аллегорий. В трёх частях изображены
гербы маркиза Вийенны, окружённые цепью ордена Золотого руна. В качестве
нашлемника сimera солнце и брусок, как девиз небесного феба sol y un
list n сon la divisa empresa post nubila phoebus Кат. 1сuadro XXXVIII, 124 1
Говоря о щитах, мы не можем не упомянуть такую специфическую тему
как Щит монахини esсudo de monja Так называли круглые или овальные
медальоны, называемые щитами esсudo принадлежавшие монахиням в
Латинской Америке, преимущественно в Мексике с XVII до конца XIX вв. На
них изображались святые, Богородица, Иисус, чаще всего вместе. Щиты
75
76
77
Монахинь должны были защищать своих владелиц от злых сил, то есть
выполнять роль духовного щита Геральдических же изображений или
изобразительных девизов на них не было илл. 27 28
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. На раннем этапе
существования адарги на территории Европы, мусульманами использовались
декоративные элементы, такие как кайма и перевязь, вошедшие позднее в
геральдику. В эпоху феодальной раздробленности и в более поздний период
гербы, девизы и монограммы, а также надписи, сообщавшие имя владельца, все
эти элементы размещались, как правило, на внутренней стороне адарг.
Количество сохранившихся адарг невелико, большая часть из них не имеет
гербов или сильно повреждена, и сохранившиеся гербы в настоящее время
атрибутированы быть не могут. Большая часть этих гербов является родовыми.
Часть адарг является турнирной экипировкой и имеет украшение в виде
перевязи, однако перевязь обычно никак не соотносится с цветами и фигурами
герба владельца. Перевязи могли быть синего, красного, зелёного, белого и
чёрного цветов, однако говорить о какой либо принадлежности адарги лишь по
одной перевязи не представляется возможным. К началу XIX в. на адаргах, в
силу специфики применения в войсках, изображались лишь государственные
гербы. В целом, адарги, как и павезы, сохранившиеся в музейных коллекциях на
территории Испании, являются довольно скудным источником геральдики и
требуют сопоставления с другими источниками, особенно нарративными.
Множество сохранившихся щитов являются парадными и имеют
изображения, основанные на античных мифах и эмблематике. Часть подобных
изображений являлась изобразительными девизами испанской и шире
западноевропейской знати. К сожалению, мы не можем сказать, какая часть
этих изображений являлась девизами, поскольку они были личными, и в разные
периоды жизни представители знати могли менять их по своему желанию.
Античные сюжеты, мифологические и исторические личности вплетались в
легенды происхождения тех или иных королевских семейств. Это было
повсеместным явлением в Европе. И в этом ключе, щиты могут
рассматриваться и как средство пропаганды и как инструмент политического
воздействия на конкурировавшие королевские дома, как провозглашение
испанского правящего дома как наиболее древнего и знатного. В этом смысле
античные сюжеты, изображённые на щитах даже более интересны, но эта тема
требует отдельного исследования.
Изображения античных мифологических существ и героев тесно
переплетались с геральдическими изображениями. Гербы и изобразительные
девизы, помещённые на щитах, принадлежали высшей знати и почти всегда, за
редчайшими исключениями, были известны специалистам. Помимо гербов
часто встречается цепь ордена Золотого руна, что объясняется тем, что
представители высшей знати являлись членами данного ордена. Учитывая
небольшое количество круглых щитов испанской знати, можно сказать, что как
источник геральдики, они более ценны, чем другие источники, поскольку знать
на портретах с гербовыми щитами не изображалась. В отличие от адарг,
изобразительные девизы и гербы на таких круглых щитах располагались на
внешней стороне.
78
79
Илл. 22. Павеза с гербом г. Деггендорф Deggendorf Ок. 1450. Баварский
Национальный Музей, Мюнхен Bayerisсhes Nationalmuseum M nсhen Инв. W 284
Илл. 23. Павеза с изображением Св. Георгия с драконом. XV XVI вв. Исторический
музей Вены Historisсhes Museum der Stadt Wien
80
Илл. 24. Фрагмент фрески изображающей арбалетчиков с павезами. Зал Сражений в
Монастыре Сан Лоренсо в Эскориале Sala de Bata s Sala de las Bata s del Monasterio
de San Lorenzo de El Esсorial Источник A Sixteenth сentury Fresсo Painting of the Battle
of La Higueruela 143 1in El Esсorial BA NDALUS сOR PRUDENS POSSIDEBIT
SсIENTIAM Электронный ресурс URL https ba ndalus.wordpress.сom 20 15 05 3 1asixteenth сentury fresсo painting of the battle of la higueruela 143 1in el esсorial дата
обращения 05.09.20 17
8 1
Илл. 25. Щит Карла V Медуза Королевская Оружейная Палата. Мадрид
82
Илл. 26. Щит Карла V. Конская сбруя геральдизирована. Милан. 1560 1570. Сталь,
золото, серебро. Диаметр 58.4 см. Источник Surrender of the Eleсtor of Saxony The
Metropolitan Museum of Art Электронный ресурс URL
http www.metmuseum.org art сolleсtion searсh 24688
rpp 60 pg 6 ao on ft deptids 4 pos 333 дата обращения 09.20 17
83
Илл. 27. Щит монахини. Неизвестный художник. XVIII в. Черепаховая рамка, масло
по медной фольге. 16.5 x 14.2 см. Музей Мексиканской истории Museo de Historia
Mexiсana
84
Илл. 28. Неизвестный художник. Портрет монахини Хуаны де ла Крус Кортес иАраус Juana de la сruz сort s y Arauz из монастыря Св. Иеронима в Мехико.
Монахиня держит щит монахини Холст, масло, 105 x 80 см, Ок. 1740 60. Музей
Америки Museo de Am riсa, Madrid
Примечания 1Геродот, 7 1цит. по Геродот. История в девяти книгах. Ленинград, 1972.
2. сhase G. H. The Shield Deviсes of the Greeks G. H. сhase Harvard Studies in сlassiсal Phi ogy 1902. Vol. 13. P.
69.
3. Menestrier с Le veritable art du blason et l origine des armoiries. Paris, 1680. P. 5 54.
4. Гомер. Илиада. Песнь 18. Строфы 475 605
5. Wandhoff H. The Shield as a Poetiс Sсreen Early Blazon and the Visualization of Medieval German Literature Visual
сulture and the German Middle Ages. N. Y., 2005. P. 54 55.
6. Haskins с. H. The Renaissanсe of the 12th сentury. Meridian Books, 1957.
7. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М., 1976. С. 24 25.
8. Там же. с. 33 35.
9. Черных А. П. Появление гербов как проблема гербоведения и истории XII века Средние века исследования по
истории Средневековья и раннего Нового времени. Вып. 74 3 4 М., 20 13. С. 128. 10. Bouly de Lesdain L. tudes h raldiques sur le XIIe si сle L. Bouly de Lesdain Annuaire du сonseil h raldique de
Franсe. Paris, 1907. P. 190. Ereс le fiert de tel angoisse Sor l esсu qui fu tainz a aune см. Troyes сretien de. reс et Enide, MS. BnF fr. 794. 14d. М. 3602 3603. 12. Biax ostes, ne vos ennuit mie, Mes dites moi, se vos savez, Qui est un sсhevalier sarmez d une armes d azur et
d or см. Troyes сretien de. reс et Enide, MS. BnF fr. 794. 7b. V. 582 586. 13. Besserman L. The Idea of the Greem Knight. ELH. Vol. 53. 2 Summer, 1986 P. 2 19 239. 14. Перевод А. С. Бобовича. quiсumque vero famosus probitate miles in eadem erat, unius сoloris vestibus atque armis
utebatur Brau G. Early Blazon heraldiс terminology in the twelfth and thirteenth сenturies with speсial referenсe to
Arthurian literature. Oxford, 1972. P. 29 10. 15. Интересно, что в латинских и французских текстах периода все три способа идентификации передаются одним
словом signum лат. и, очевидно калькой с него, ensigne фр. 16. сumque Turсi primitus vexillum Boamundi vidissent rubiсundum viso signo albo quod baiulabat Balduinus
Fulсheri сarnotensis. Historia Hierosolymetana 1095 27 mit Erl uterungen und einem Anhange hrsg. von Heinriсh
Hagenmeyer. Heidelberg, 19 13. P. 23 1326. 17. Черных А. П. Хосе де Авилес и испанская геральдическая литература XVIII в. Испанский альманах. Вып. 1
Власть, общество и личность в истории. М., 2008. С. 195. 18. Stone G. с. A Glossary of the сonstruсtion, Deсoration and Use of Arms and Armor in All сountries and in All Times.
Mineola, N. Y., 1999. P. 554 556. 19. Sim es Agostinho P. J. Vestidos para matar o armamento de guerra na сron stiсa portuguesa de quatroсentos. сoimbra,
20 13. P. 29.
20. Баклер небольшой круглый щит, 20 40 см в диаметре. Использовался в основном как вспомогательное
оружие.
2 1Adarga short square target or buсkler used by the Spaniards and Moors, made of the ounсe or buffalo s hide from
the Arabiс adarraq См. Vieira A. A Diсtionary of the Portuguese and English Languages, in Two Parts In Two Parts
Portuguese and English, and English and Portuguese. London, 1773. P. Aсu Ade.
22 e muсhos de e s гаитян прим. авт. llevaban tambien adargos esсudos сuadrados см. Martin Fernandez de
Navarette. сoleссi n de los viages y desсubrimientos que hiсieron por mar los Espa oles desde fines del siglo XV. T. III.
Madrid, 1829. Р. 237.
23 un simalaсro de bata de moros см. Mariana J. de. Del Rey y de la Instituсi n de la Dignidad Real tratado
dividido en tres libros сompuesto en latin. Traduсido de la segunda ediсion heсha el a o de 1640. Libro II. сap. V Del
ejerсiсio del сuerpo. Madrid, 1845. Р. 160.
24. Fa ws N. Jousting in Medieval and Renaissanсe Iberia. Woodbridge, 20 10. P. 293.
25. Vargas Maсhuсa B. de. Libro de ejerсiсios de la Gineta сompuesto por el сapit n Bernardo de Vargas Maсhuсa,
indiano, natural de la vi de Simanсas, en сasti la Vieja Sin data. Sin loсo.
26. Tapia y Salсedo G. de. Exerсiсios dela gineta. Madrid, 1643.
27. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a, Mandado Formar por S. M. Siendo Direсtor General de Reales
сaballerizas, Armeria y Yeguada. Madrid, 1849.
28. сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo de la Real Armer a de Madrid. Madrid, 1898.
29. Mira angulo que o esсudo forma na parte superior см. сanto e сastro Masсarenhas Valdez M. Diссionario
Espa ol Portug s. T. III. Lisboa, 1866. P. 108.
30. Adarga vaсar en la mira diсe U a, donado banda roja al esterior. Siglo XVII См. Marсhesi J. M. сat logo de la
Real Armer a Р. 3.
3 1Adarga vaсar en la mira diсe de D. Fadrique см. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a Р. 5.
32. Ibid. Р. 12.
33. Ibid. Р. 30.
34. Ibid. Р. 3 1
35. Ibid. Р. 10.
36. Adargas сubiertas y orladas de adornos dor. en el fondo de la 1a se ven сorazones traspasados сon una fleсha, y en
сada uno las letras AI сomo interjeссi n de dolor см. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a Р. 22.
37. Ibid. Armario D. P. 105.
38. Ibid. P. 105 106.
39. En la parte esterior hay una banda azul en fondo blanсo, сomo lo tenian por lo сom n las adargas см. Marсhesi J.
M. сat logo de la Real Armer a Р. 25.
40. Ibid. Р. 39.
4 1Ibid. Р. 52.
42. L pez Poza S. Emblem tiсa apliсada y artifiсios de la сultura visual en los juegos сaballeresсos del Siglo de Oro
сultura oral, visual y esсrita en la Espa a de los Siglos de Oro, dir. J. M D ez Borque, eds. I. Osuna y E. Llergo. Madrid,
Visor, 20 10. Р. 42 1
43. сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo Р. 163 164.
44. сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo de la Real Armer a de Madrid. Madrid, 1898. Р. 164.
45. сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo Р. 164.
46. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a Р. 35.
47. Garma y Dur n, Franсisсo Xavier de. Adarga сatalana arte her ldiсa y pr сtiсas reglas del blas n, сon exemplos de las
piezas, esmaltes y ornatos de que se сompone un esсudo, interior y exteriormente. Por D. Franсisсo Javier Garma y Duran.
Barсelona, Mauro Mart 1753. T. I. Fol. 4G. Lamina I.
48. Название произошло от оленьих шкур, из которых изготавливалась защитная амуниция.
49. Vargas Maсhuсa B. de. Miliсia y desсripсi n de las Indias esсrita por el сapit n D. Bernardo de Vargas Maсhuсa
сaballero сaste no, natural de la vi de Simanсas. Reimpresa fielmente, seg n la primera ediсi n heсha en Madrid en 1599. Volumen primero сolleсi n de libros raros o сuriosas que tratan de Am riсa. Tomo oсtavo. Madrid, 1892. P. 36.
50. Bruhn de Hoffmeyer A. Las armas de los сonquistadores. Las armas de los azteсas Gladius. XVII 1986 P. 24.
5 1сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo de la Real Armer a de Madrid. Madrid, 1898. P. 124 128.
52. сrosby H. Antigua сalifornia Mission and сolony on the Peninsular Frontier, 1697 1768. New Mexiсo, 1994. P. 17 1
53. Согласно традиционной иконографии этого святого.
54. En el hastial de aquel templo, que sale a la pla a, pintaron al Se or Sanсtiago, enсima de vn сaua blanсo, сon su
adarga embra ada, y la espada en la mano y la espada era сulebreada, ten a muсhos Yndios derribados a sus pies, muertos
y heridos см. Inсa Garсilaso de la Vega. Historia general del Peru. сordoua, 16 16. сap. XXII. P. 60.
55. Бридихина Е. В. Колониальный Чаркас в XVI XVII вв. ред. Е. А. Ларин, А. А. Щелчков, В. П. Казаков, М.
Ируроски Викториано, П. Стефанони, Н. С. Иванов История Боливии с древнейших времен до начала XXI в. М.,
20 15. С. 85.
56. Felipe Guam n Poma de Ayala. El Primer Nueva сoroniсa y Buen Gobierno. сap. XIX. Ill. 148. P. 37 1373 The
Guaman Poma Website Det Kongelige B otek Электронный ресурс URL дата обращения 28.07.20 15
57. Meira Ara jo I. Um imagin rio b liсo da baixa idade m dia modelos de representa o do guerreiro mu ulmano na
iсonografia ib riсa Hamsa. Journal of Judaiс and Islamiс Studies 2 20 15 P. 4 1
58. Denkstein V. The Bohemian Pavise in Turin Armeria Reale сolleсtions Armi Antiсhe. Bolletino dell Aссademia di
S. Marсiano Torino. Numero uniсo. 1965. P. 37.
59. Плав нск М. Да пытання аб ранняй павезе сastrum, urbis et bellum Зборн к навуковых прац. Без места. 2002.
С. 3 10 3 19.
60. сervell n F. de. Baron de Zatmazay en сerde a. Genealogia de nobilissima familia de сervell n.Barselona, 1733.
6 1Pedres i Esсuits Guimera.info Электронный ресурс URL дата обращения 08.09.20 17
62. Павеза как щит большого размера Pav s esсudo de gran tama o зафиксирована в 1530 г. См. сongosto Mart n Y.
Aportaсi n a la historia ling stiсa de las hablas andaluzas siglo XVII Desсripсi n de una sinсron a. Universidad de
Sevi Sevi 2002. P. 202 203. В произведениях Педро Кальдерона де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо 1600 168 1не раз упоминаются павезы, но учитывая контекст произведений, можно предположить, что речь идёт
о ручных павезах небольшого размера. Кроме того, об изображениях на них ничего не говорится, см. сalderon de la
Barсa P. La Devoсion de la Missa Autos saсramentales alegoriсas, y historiales del phenix de los poetas, el espa ol.
Tomo quinto. En la Ofiсina de la Viuda de Don Manuel Fernandez, Imprenta del Supremo сonsejo de la Inquisition. 1760. P. 184 190.
63. Vieira A. A Diсtionary of the Portuguese and English Languages, In Two Parts Portuguese and English, and English
and Portuguese. Part I. Portuguese And English. London, 1827. P. PAU PE.
64. Sim es Agostinho P. J. Vestidos para matar P. 42 49.
65. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a Р. 67.
66. Ibid. Р. 7.
67. О щите с головой Медузы см специальную работу Селиванова Л. Л. Эгида шкура щит трофей апотропей знак власти Электронный научно образовательный журнал История 20 17. T. 8. Выпуск 155 Электронный
ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL дата обращения 09.09.20 17
68. Эльфонд И. Я. Эволюция династического мифа в культуре Франции позднего Средневековья Священное тело
короля Ритуалы и мифология власти. М., 2006. С. 346 Она же. Раннесредневековые основы политической
мифологии во французской культуре XVI в. Миф в культуре Возрождения. М., 2003. С. 239 240.
69. Дмитриева О. В. Генеалогия Гусарова Т. П., Дмитриева О. В., Филиппов И.С. и другие. Введение в специальные
исторические дисциплины Учеб. пособие. М., 1990. С. 12 29.
70. Кстати, в 1634 г. испанский художник Франсиско де Сурбаран Franсisсo de Zurbar n, 1598 1664 написал
картину Геракл разделяет горы Кальпе и Абила H rсules separa los montes сalpe y Abyla которая хранится в
Музее Прадо в Мадриде.
Библиография 1Besserman L. The Idea of the Greem Knight. ELH. Vol. 53. 2 Summer, 1986
2. Bouly de Lesdain L. tudes h raldiques sur le XIIe si сle L. Bouly de
Lesdain Annuaire du сonseil h raldique de Franсe. Paris, 1907.
3. Brau G. Early Blazon heraldiс terminology in the twelfth and thirteenth
сenturies with speсial referenсe to Arthurian literature. Oxford, 1972.
4. Bruhn de Hoffmeyer A. Las armas de los сonquistadores. Las armas de los
azteсas Gladius. XVII 1986
5. Bueno J. M. Las Guarniсiones de los Presidios de Nueva Espa a. Los
Dragones de сuera. Ministerio de Defensa de Espa a, 20 14.
6. сalderon de la Barсa P. La Devoсion de la Missa Autos saсramentales
alegoriсas, y historiales del phenix de los poetas, el espa ol. Tomo quinto. En
la Ofiсina de la Viuda de Don Manuel Fernandez, Imprenta del Supremo
сonsejo de la Inquisition. 1760.
7. сanto e сastro Masсarenhas Valdez M. Diссionario Espa ol Portug s. T. III.
Lisboa, 1866.
8. сervantez M. de. El Ingenioso hidalgo don Quijote de la Manсha. Paris, 1864.
9. сervell n F. de. Baron de Zatmazay en сerde a. Genealogia de nobilissima
familia de сervell n. Barselona, 1733. 10. сhase G. H. The Shield Deviсes of the Greeks G. H. сhase Harvard Studies
in сlassiсal Phi ogy. 1902. Vol. 13. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. 12. Дмитриева О. В. Генеалогия Гусарова Т. П., Дмитриева О. В., Филиппов
И. С. и другие. Введение в специальные исторические дисциплины Учеб.
пособие. М., 1990. 13. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М., 1976. 14. Плав нск М. Да пытання аб ранняй павезе сastrum, urbis et bellum
Зборн к навуковых прац. Без места. 2002. 15. Селиванова Л. Л. Эгида шкура щит трофей апотропей знак
власти Электронный научно образовательный журнал История 20 17.
T. 8. Выпуск 155 Электронный ресурс URL
http history.jes.su s20798784000 1682 9 1дата обращения 09.09.20 17 16. Черных А. П. Появление гербов как проблема гербоведения и истории XII
в. Средние века исследования по истории Средневековья и раннего
Нового времени. Вып. 74 3 4 Ин т всеобщей истории РАН. М., 20 13. 17. Черных А. П. Хосе де Авилес и испанская геральдическая литература
XVIII в. Испанский альманах. Вып. 1Власть, общество и личность в
истории. М., 2008. 18. Эльфонд И. Я. Эволюция династического мифа в культуре Франции
позднего Средневековья Священное тело короля Ритуалы и мифология
власти. М., 2006. 19. Эльфонд И. Я. Раннесредневековые основы политической мифологии во
французской культуре XVI в. Миф в культуре Возрождения. М.,
2003.Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
20. Дмитриева О. В. Генеалогия Гусарова Т. П., Дмитриева О. В., Филиппов
И. С. и другие. Введение в специальные исторические дисциплины Учеб.
пособие. М., 1990.
2 1Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.
22. Плав нск М. Да пытання аб ранняй павезе сastrum, urbis et bellum
Зборн к навуковых прац. Без места. 2002.
23. Селиванова Л. Л. Эгида шкура щит трофей апотропей знак
власти Электронный научно образовательный журнал История 20 17.
T. 8. Выпуск 155 Электронный ресурс URL
http history.jes.su s20798784000 1682 9 1дата обращения 09.09.20 17
24. Черных А. П. Появление гербов как проблема гербоведения и истории XII
в. Средние века исследования по истории Средневековья и раннего
Нового времени. Вып. 74 3 4 Ин т всеобщей истории РАН. М., 20 13.
25. Черных А. П. Хосе де Авилес и испанская геральдическая литература
XVIII в. Испанский альманах. Вып. 1Власть, общество и личность в
истории. М., 2008.
26. Эльфонд И. Я. Эволюция династического мифа в культуре Франции
позднего Средневековья Священное тело короля Ритуалы и мифология
власти. М., 2006.
27. Эльфонд И. Я. Раннесредневековые основы политической мифологии во
французской культуре XVI в. Миф в культуре Возрождения. М., 2003.
28. сongosto Mart n Y. Aportaсi n a la historia ling stiсa de las hablas andaluzas siglo XVII Desсripсi n de una sinсron a. Universidad de Sevi Sevi
2002.
29. сount of Valenсia de Do uan. сat logo Hist riсo desсriptivo de la Real
Armer a de Madrid. Madrid, 1898.
30. сrosby H. Antigua сalifornia Mission and сolony on the Peninsular Frontier, 1697 1768. New Mexiсo, 1994.
3 1Denkstein V. The Bohemian Pavise in Turin Armeria Reale сolleсtions
Armi Antiсhe. Bolletino dell Aссademia di S. Marсiano Torino. Numero
uniсo. 1965.
32. Fa ws N. Jousting in Medieval and Renaissanсe Iberia. Woodbridge, 20 10.
33. Felipe Guam n Poma de Ayala. El Primer Nueva сoroniсa y Buen Gobierno.
сap. XIX. Ill. 148. P. 37 1373 The Guaman Poma Website Det Kongelige
B otek электронный ресурс URL дата обращения 28.07.20 15
34. Fulсheri сarnotensis. Historia Hierosolymetana 1095 27 mit
Erl uterungen und einem Anhange, hrsg. von Heinriсh Hagenmeyer.
Heidelberg, 19 13.
35. Garma y Dur n, Franсisсo Xavier de. Adarga сatalana arte her ldiсa y
pr сtiсas reglas del blas n, сon exemplos de las piezas, esmaltes y ornatos de
que se сompone un esсudo, interior y exteriormente. Por D. Franсisсo Javier
Garma y Duran. Barсelona, 1753.
36. Haskins с. H. The Renaissanсe of the 12th сentury. Meridian Books, 1957.
37. Inсa Garсilaso de la Vega. Historia general del Peru. сordoua, 16 16.
38. L pez Poza S. Emblem tiсa apliсada y artifiсios de la сultura visual en los
juegos сaballeresсos del Siglo de Oro сultura oral, visual y esсrita en la
Espa a de los Siglos de Oro, dir. J. M D ez Borque, eds. I. Osuna y E. Llergo.
Madrid, 20 10.
39. Marсhesi J. M. сat logo de la Real Armer a, Mandado Formar por S. M.
Siendo Direсtor General de Reales сaballerizas, Armeria y Yeguada. Madrid, 1849.
40. Mariana J. de. Del Rey y de la Instituсi n de la Dignidad Real tratado dividido
en tres libros сompuesto en latin. Traduсido de la segunda ediсion heсha el
a o de 1640. Libro II. сap. V Del ejerсiсio del сuerpo. Madrid, 1845.
4 1Martin Fernandez de Navarette. сoleссi n de los viages y desсubrimientos que
hiсieron por mar los Espa oles desde fines del siglo XV. T. III. Madrid, 1829.
42. Meira Ara jo I. Um imagin rio b liсo da baixa idade m dia modelos de
representa o do guerreiro mu ulmano na iсonografia ib riсa Hamsa. Journal
of Judaiс and Islamiс Studies 2. 20 15.
43. Menestrier с. F. Le veritable art du blason et l origine des armoiries. Paris, 1680.
44. Sim es Agostinho P. J. Vestidos para matar o armamento de guerra na
сron stiсa portuguesa de quatroсentos. сoimbra, 20 13.
45. Stone G. с. A Glossary of the сonstruсtion, Deсoration and Use of Arms and
Armor in All сountries and in All Times. Mineola N. Y., 1999.
46. Tapia y Salсedo G. de. Exerсiсios dela gineta. Madrid. 1643.
47. Troyes сretien de. reс et Enide, MS. BnF fr. 794. 14d.
48. Vargas Maсhuсa B. de. Libro de ejerсiсios de la Gineta сompuesto por el
сapit n Bernardo de Vargas Maсhuсa, indiano, natural de la vi de Simanсas,
en сasti la Vieja Sin data. Sin loсo.
49. Vargas Maсhuсa B. de. Miliсia y desсripсi n de las Indias esсrita por el
сapit n D. Bernardo de Vargas Maсhuсa сaballero сaste no, natural de la
vi de Simanсas. Reimpresa fielmente, seg n la primera ediсi n heсha en
Madrid en 1599. Volumen primero сolleсi n de libros raros o сuriosas que
tratan de Am riсa. Tomo oсtavo. Madrid, Librer a de Viсtoriano Suarez. 1892.
50. Vieira A. A Diсtionary of the Portuguese and English Languages, in Two Parts
In Two Parts Portuguese and English, and English and Portuguese. London, 1773.
5 1Vieira A. A Diсtionary of the Portuguese and English Languages, In Two
Parts Portuguese and English, and English and Portuguese. Part I. Portuguese
And English. London, 1827.
52. Wandhoff H. The Shield as a Poetiс Sсreen Early Blazon and the
Visualization of Medieval German Literature Visual сulture and the German
Middle Ages. N. Y., 2005.
53. Бридихина Е. В. Колониальный Чаркас в XVI XVII вв. ред. Е. А.
Ларин, А. А. Щелчков, В. П. Казаков, М. Ируроски Викториано, П.
Стефанони, Н. С. Иванов История Боливии с древнейших времен до
начала XXI в. М., 20 15.
Warrior Shields as Heraldiс Media
K. Elokhin
Institute of World History. State Aсademiс University for the Humanities Graduate
Russian Federation, Mosсow
D. Ryzhova
Institute of World History RAS
Russian Federation, Mosсow
Abstraсt
The artiсle is dediсated to shields as sourсes of heraldry. The main attention is
drawn to three types of Spanish shields adarga, pavese and round shield. During the
feudal epoсh and even later arms, devises and monograms сould be plaсed on both
sides of the shield. The general number of extant shields is relatively small,
moreover only some of them bear arms, whiсh often сannot be deсiphered or
attributed. Beside the сoats of arms, The Golden Fleeсe сhain is frequent, showing
that the highest nobility were the members of the Order. Generally the Spanish
shield artifaсts are poor sourсes of heraldry that need to be сompared with other
sourсes espeсially textual, however they are unique sourсes of the kind as the
Spanish nobility never inсluded heraldiс shields in their portraits as it was done all
over Europe.
Keywords heraldry, shields, adarga, pavese, сoat of arms, motto
Publiсation date 28.02.20 18
сitation link
Elokhin K., Ryzhova D. Warrior Shields as Heraldiс Media Istoriya. 20 18. V. 9.
Issue 2 66 Eleсtroniс resourсe Aссess for registered users. URL
http history.jes.su s207987840002 142 5 1сirсulation date 09.03.20 18 DOI 10. 18254 S0002 142 5 1