| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Библиография геральдики › : Пахалюк К.А. Рецензия на: Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 2014 году. М.: ГАУГН-Пресс, 2016. 267 с. / 2017 | ||
Пахалюк К.А.
Рецензия на: Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 2014 году. М.: ГАУГН-Пресс, 2016. 267 с.Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Историческая экспертиза. №1. 2017. С. 282-289 Аннотация: К.А. Елохина, автора монографии «Война флагов на территории Новороссии в 2014 году» прежде всего следует поблагодарить за смелость. Редкий историк будет обращаться к столь сложной, актуальной, злободневной и противоречивой теме. Об авторе публикации/статьи: Пахалюк К.А. Просмотр публикации в формате PDF: › Пахалюк К.А. Рецензия на: Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 2014 году. М.: ГАУГН-Пресс, 2016. 267 с. (2016)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 38153 знаков (с пробелами)
К. А. Пахалюк Рец. Елохин К. А. Война флагов натерритории Новороссии в 20 14 году. М. ГАУГН ПРЕСС, 20 16. 267 с., ил. К.А. Елохина, автора монографии Война флагов на территории Новороссии в 20 14 году прежде всего следует поблагодарить за смелость. Редкий историк будет обращаться к столь сложной, актуальной, злободневной и противоречивой теме. Можно лишь поприветствовать стремление сохранить исследовательскую нейтральность в освещении данных событий, хотя, судя по тексту, симпатии автора, конечно, находятся на стороне ополченцев юго востока Украины. Это видно из того, что автор не ограничивается собственно самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, затрагивая проблему вексиллологической 1репрезентации протестных движений в Одессе и Харькове. Хронологические рамки исследования 20 14 г., т.е. период становления основ новых непризнанных государств до того как удалось консолидировать власть в мятежном регионе В центре внимания век Пахалюк К.А., 20 17 Пахалюк Константин Александрович аспирант кафедры политической теории МГИМО У МИД России konstantin. pahalyuk rvio.org 1Вексиллология вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением флагов, знамен, штандартов и прочих эмблематических систем. силлологическая репрезентация данного конфликта, причем внимание уделяется флагам не только Новороссии, но и парамилитаризованных группировок, противостоящих ополченцам. Книга состоит из семи глав. Первая посвящена начальному этапу войны флагов вторая проблемам национальной и политической идентичности Донбасса, третья иконографическим метафорам противостояния флагов. Четвертая и пятая главы подробно рассматривают эмблематические репрезентации ДНР и ЛНР, а также Новороссии в целом, а далее больше внимание уделено символике противостоящих им проукраинских военизированных формирований. Излагая выводы, К.А. Елохин пишет Изучая вексиллологическое наследие первого этапа формирования Новороссии, исследователь, оставаясь в рамках традиционно исторической методологии, примененной по отношению к нетрадиционным источникам, открывает для себя широкие новые горизонты с. 2 14 Если задача историка состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся первоисточники по заданной теме, то она в полной мере 283 120 17 Рец. Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 20 14 году выполнена 753 ссылки и 5 10 сопроводительных иллюстраций свидетельствуют о колоссальной проделанной работе. Однако это лавры летописца, но вовсе не ученого, преобразующего разношерстный материал в нарратив, выявляющего тенденции, причины и следствия, разрешающего парадоксы и ставящего под сомнение очевидное. Преимущество любого историка заключается в том, что он исследует те процессы, от которых он удален на определенное количество времени. Историческая дистанция в данном случае отсутствует. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье писал в свое время С.А. Есенин. Поэт, несомненно, был прав. К.А. Елохин взял слишком близкие ему события, а потому прийти к каким либо значимым выводам, неожиданным для любого, хоть вскользь наблюдающего за происходящим на Донбассе, ему не удалось. Обращение к методологии одной из вспомогательных исторических дисциплин при изучении современных событий привело к тавтологичности текста. По примерным подсчетам, 2 5 работы составляет описание данных в приложении иллюстративных материалов. Спрашивается, собственно, зачем словами описывать то, что имеется в виде картинок, особенно когда далеко не всегда автор расшифровывает символическое значение элементов эмблем Периодические отсылки к геральдическим традициям могут показаться интересными, однако они мало что проясняют относительно идейного насыщения тех или иных флагов, их реального функционирования в турбулентном социальном пространстве. Например, на с. 148 149 автор рассматривает трансформацию эмблематики Всевеликого Войска Донского однако не указывает причины этого. Возможно, более адекватным стало бы использование социологического инструментария. Можно было бы пойти по пути исследователей символической политики теоретически она восходит к работам П. Бурдье, в современной России это направление активно разрабатывается такими исследователями, как О.Ю. Малинова и С.П. Поцелуев см. Малинова 20 13 Символическая политика 20 12 20 14 20 15 дискурсивного анализа рассмотреть базовые концепты и картины мира выражением которых являются те или иных флаги, провести более тесные связи между используемыми эмблемами, артикулируемыми идеологиями и социальным контекстом см. Бирюков, Сергеев 2004 Фуко 2004 Кожемякин 20 15 Fairсlough 1996 Дейк 20 13 Эффективным стало бы использование семиотического инструментария, а также представление вексиллологических объектов как иконических знаков что восходит к работам Ч. Пирса и Ч. Мориса 2 Поскольку автор намеренно выбирает период становления протогосударственных формирований на юго востоке Украины, то можно рекомендовать обратиться к работам Л.Е. Бляхера, его теоретическим осмыслениям социума переходного состояния, которые восходят к диалогизму 2 Обзор различных семиотических подходов см. Шейгал 2004 Кирющенко 2008 Фомин 20 12 284 К. А. Пахалюк Историческая экспертиза М.М. Бахтина Бляхер 2005 В любом случае в социологии и политологии существует множество подходов, позволяющих адекватно анализировать столь тонкие материи как идеология, символы и символические репрезентации групповой идентичности. К сожалению, К.А. Елохин теоретически не отрефлектировал, чем именно являются идеологии, как устроена рассматриваемая им символическая система и что значит репрезентировать идеи в вексиллологической эмблематике. На протяжении прочтения этой небольшой книги складывалось впечатление, будто автор полагает, что различные символы неким магическим образом сами в себе содержат определенные идеи, которые могут быть ретранслированы путем публичного показа. Например, он пишет Постоянное присутствие на приборной панели машины уменьшенных копий военного и гражданского флага Новороссии, вне всякого сомнения, оказывало определенное психологическое влияние на сознание воинов, позволяя им глубже проникнуться идеями, чей визуальный образ постоянно находился у них перед глазами с. 13 1 Нередко автор, по сути, говорит об изоморфности идеологических воззрений отдельных групп и их вексиллологической репрезентации. Например Мы уже говорили о духовном единстве сербских добровольцев и казаков илл. 303 проявление этого единства отражено в вексиллологическом ряду фотографий, сделанных в 20 14 г. илл. 323, 324, 326 исследуя который можно отметить, что источники свидетельствуют об идеологической близости четников и казаков, выраженной эмблематическим языком и прежде всего вексиллологически с. 152 Несколько странно делать подобный вывод о духовном единстве на основе одной лишь совместной фотографии, скорее корректнее было бы говорить о боевом братстве причем духовное единство является скорее метафизическим понятием, использование которого указывает на непонимание автором основ современного состояния общественных наук Не очень ясен смысл следующего отрывка Члены Правого сектора и Азова занимались агитацией и воспитанием детей именно с помощью вексиллологической репрезентации своих идей и эмблематики с. 168 Вероятно, речь идет об очень тонких идейных процессах, которые остаются за пределами понимания рецензента. Подобный подход наивный позитивизм как готовы окрестить его мы нередко заставляет автора делать весьма поспешные или даже странные выводы. Рассматривая эмблематику националистических организаций Украины, К.А. Елохин завершает перечисление разнообразных вексиллологических систем следующим утверждением Визуальные признаки, выраженные в данном эмблематическом политическом и военном противостоянии 20 14 г. на Украине, на наш взгляд, более точно и адекватно выражают позиции сторон, чем вербальные декларации и заявления например, А. Билецкого и А. Авакова с. 187 Поскольку основной акцент в этой 285 120 17 Рец. Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 20 14 году главе был сделан на заимствование элементов нацистской символики, вывод воспринимается как утверждение о том, что украинские националисты являются идейными символическими наследниками нацистов. Здесь стоит указать, что задача исследователя заключается в том, чтобы корректно анализировать собранный им первичный материал. А именно если автор не представил результаты анализа публичных заявлений представителей этих организаций, не сопоставил их с итогами исследования картин мира их членов, то у него нет права делать столь поспешные выводы. То же самое может быть сказано и относительно одного из выводов, последовавшего на основе изучения вексиллологических систем мятежников Возникли две проблемы проблема отрицания идей и образа жизни, существовавших под старым флагом, ставшим чужим и проблема принятия новых идей и нового образа жизни, под новыми флагами, ставшими их визуальным воплощением, поскольку носители этих новых идей христианских, имперских, националистических, социалистических также не могли договориться между собой и уже в своем лагере воспринимали флаги союзников как чужие с. 206 Как можно делать подобный вывод, не изучив социально политические и идейные трансформации в мятежном регионе Как можно писать об этом, не проведя социологического анализа восприятия флагов Существенным недостатком монографии является то, что она, скажем мягко, не вычитана корректором. Многочисленные повторы, опечатки, стилистические огрехи портят впечатление от книги. В некоторых случаях они мешают пониманию написанного. Подобная небрежность, возможно, объясняется стремлением как можно быстрее опубликовать монографию, однако, в свою очередь, является явным неуважением к читателю. Некоторые пассажи вызывают недоумение Каждый флаг в отдельности лишь частично отражает идеологию тех, кто под ним идет, но совокупность флагов как с той, так и с другой стороны отражает совокупность идеологических представлений обеих сторон с. 205 С позиции формальной логики ее первым сформулировал еще Аристотель в IV в. до н.э. непонятно, как совокупность относительно недостоверных репрезентаций может в целом быть достоверным источником об идеологических процессах. Не меньше вопросов вызывает и следующая фраза На наш взгляд, роль флагов в общественном пространстве в конфликте заключается в том, что они в различных политических условиях действуют по разному с. 205 Сложно сказать, что здесь стилистическая небрежность или весьма изощренное и нетрадиционное понимание устройства символического пространства. В некоторых случаях игнорирование законов логики позволяет К.А. Елохину выдавать желаемое за действительное. Так, в главе, посвященной территориальным добровольческим батальонам Вооруженных сил Украины, он пишет Вот как видели территориальные 286 К. А. Пахалюк Историческая экспертиза батальоны сами украинцы Им отведена другая роль роль посланцев ненависти. Их надо списать, убить, упаковать в гробы, а потом привезти домой и там, вместе с материнским горем, обозначить врага Российскую Федерацию Возможно, роль посланцев ненависти имела под собою серьезную основу с. 188 Хотелось бы напомнить, что мнение одного человека не является мнением или видением украинцев, а цитата из источников при обобщающих утверждениях или выводах никак не может служить доказательством, но лишь иллюстрацией. Иногда поражает очевидность выводов Таким образом, на территории Донецкой Народной Республики для Луганской Народной Республики это обстоит по другому флаги общественных организаций имели огромное значение для их репрезентации в обществе. Именно с помощью флагов организации могли обозначать свое физическое и, соответственно, политическое присутствие в том или ином месте в определенный момент времени. Общественные акции митинги, шествия, пикеты, собирающие как сторонников, так и противников определенных идей, являлись живой коммуникативной средой, в рамках которой и проявлялись с помощью эмблематики, размещенной на вексиллоидах, различные организации, выражающие свои идеи именно с помощью флагов флаги с образами Ленина, Сталина с. 102 Конечно, вся вышеприведенная критика вовсе не отменяет тех интересных находок или утверждений, которые сделал автор. Среди них описание использования российского флага ополченцами на начальном этапе противостояния глава 1указание на то, что и идея Новороссии, и ее эмблематика не появились спонтанно, а были результатом более чем 20 летних усилий с. 82 описание симбиоза противоборства советско коммунистической и имперско националистической символики на территории ДНР и ЛНР это могло бы стать отправной точкой для более детального изучения политических процессов в регионе и роли истории в легитимации новых режимов подробное рассмотрение нацистских корней символики националистических формирований с. 168 187 их языческое и оккультное происхождение. Впрочем, анализируя использование оккультного символа Черное солнце К.А. Елохин подмечает Очевидно, что для самих носителей данной эмблематике она представляет собой эклектичный набор малосвязанных между собой символов, идей и понятий. Есть основания полагать, что и украинские пользователи этой эмблематике в равной или близкой степени рассматривают использованные ими эмблемы, вкладывая в них близкое им по духу националистическое содержание с. 18 1грамматика отрывка сохранена. К.П Хотя в привычном для этой книги стиле автор не расшифровывает, почему очевидно и есть основания полагать К.А. Елохин уделяет немало внимания истории появления современного флага ДНР, указывая, что 287 120 17 Рец. Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 20 14 году трехцветный флаг ДНР вероятнее всего мог быть создан по аналогии с флагами большинства Балканских славянских республик, взявших за основу российский трехцветный флаг с. 86 Тем самым автор считает мифом утверждение, будто история флага уходит корнями в советскую эпоху или период Гражданской войны с. 96 97 Не менее интересным является изучение государственной символики ЛНР, а именно переход в вексиллологической государственной эмблематизации от имперской символики, выполненной в качестве подобия российскому орлу, к народной, социалистической просоветской символике. Влияния казачьей компоненты в эмблематизации ЛНР не прослеживается, несмотря на то, что казаки контролировали большую часть ЛНР с. 0 Не менее интересны и наблюдения по итогам изучения карикатур Следует отметить, что в карикатурах, освещавших военный конфликт, образ Смерти хотя и присутствует в различных проявлениях, но не является центральным, и даже базовым, в отличие от фокусирования на анальной тематике Персонажи этих карикатур являются изнасилованными древками флагов, и сам факт изнасилования является символическим аналогом победы над противником с. 56 57 К сожалению, автор не пытается исследовать более широкие культурные нормы, которые привели к доминированию именно таких образов. Со своей стороны, сделаем предположение, что истоки находятся в тюремноблатной культуре. В этом контексте интересно привести другой отрывок, который, казалось бы, мог стать но не стал отправной точкой для более глубокого осмысления происходящего на юго востоке Украины. Речь идет о психологическом восприятии военными флага Новороссии на поле боя. В частности, К.А. Елохин цитирует одного ополченца Конечно, помню момент, как Шустрый из мотороловских из подразделения командира с позывным Моторола К.Е. шел к нам на блокпост с флагом Новороссии. Наверное, то один из самых счастливых моментов в моей жизни. Представляешь это ты не деньги выиграл, не с красивой девчонкой переспал и даже не взял очень важный турнир по боксу. Это что то большее наши пришли с. 13 1Здесь можно было бы провести параллели с тем, как в другие исторические периоды появление своих флагов на поле боя в тяжелый момент воодушевляло солдат. Однако представляется сомнительным, чтобы, например, в годы той же Первой мировой войны офицер или нижний чин публично такими словами описывал те волнующие переживания, которые связаны с военной символикой в боевых условиях. Было бы хорошо зафиксировать подобную дистанцию. Кроме того, перед нами любопытный пример неумения говорить об особых, метафизических переживаниях, которые в свою очередь совершенно легитимно ведь боец это произнес, а один интернетжурнал опубликовал ставятся чуть ли не в один ряд со случайным сексом, деньгами и спортивной победой. Подобная смесь профанного и почти что сакрального может 288 К. А. Пахалюк Историческая экспертиза представлять интерес для дальнейшего изучения и стать отправным путем для исследования того, насколько верно утверждать не на основе же используемой символики о традиционализме и консерватизме ополченцев как это делает автор, с. 127 Подводя итог, мы хотели бы лишний раз акцентировать, что в книге содержатся наблюдения и сведения, которые могут заинтересовать тех, кто изучает события на юго востоке Украины. Вместе с тем перед нами сырой текст итог желания написать на ту тему, которая требует предварительного серьезного теоретического осмысления иначе все сводится по большей части к набору очевидностей Значительная часть замечаний направлена прежде всего против выбранного подхода, который в представленном виде не способен произвести серьезное научное знание. В этом и заключается сложность междисциплинарного исследования не прийти со своим видением в чужое исследовательское поле ничего кроме раздражения это вызвать не может а понимая основы и тонкости одновременно исторических, социологических и политологических исследований, синтезировать их для изучения конкретной проблемы. Впрочем, может, изначально стоило отказаться от масштабной задачи работать в рамках мультидисциплинарного как выразился К.А. Елохин с. 14 подхода и делать каталог флагов и прочих вексиллологических эмблем, дополненный расширенными комментариями Библиографический сПисок Бирюков, Сергеев 2004 Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004. Бляхер 2005 Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. М., 2005. Дейк 20 13 Дейк ван Т. Дискурс и власть. М., 20 13. Кирющенко 2008 Кирющенко В.В. Язык и знак в прагматизме. СПб., 2008. Кожемякин 20 15 Кожемякин Е.А. Дискурс анализ как междисциплинарный проект между методом и идеологией Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия гуманитарные науки. 20 15. 6. Малинова 20 13 Малинова О.Ю. Конструирование смыслов исследования символической политики в современной России. М., 20 13. Символическая политика 20 12 Символическая политика сб. науч. тр. Вып. 1 Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс отв. ред. О.Ю. Малинова. М., 20 12. Символическая политика 20 14 Символическая политика сб. науч. тр. Вып. 2 Споры о прошлом как проектирование будущего отв. ред. О.Ю. Малинова. М., 20 14. Символическая политика 20 15 Символическая политика сб. науч. тр. Вып. 3 Политические функции мифов гл. ред. О.Ю. Малинова. М., 20 15. Фомин 20 12 Фомин И.В. Возможности структурного исследования образов в политических дискурсах Политическая наука. 20 12. 2. С. 237 250. Фуко 2004 Фуко М. Археология знания. СПб., 2004. Шейгал 2004 Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. Fairсlough 1996 Fairсlough N. Language and power. Edinburgh, 1996. Рец. Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 20 14 году Rev. Elokhin K. A. Voina flagov na territorii Novorossii v 20 14 godu. M. GAUGN PRESS, 20 16. 267 s., il. Pakhalyuk Konstantin A. PhD student of the Department of politiсal sсienсe, MGIMO University of the The Ministry of Foreign Affairs of Russia Mosсow Referenсes Biriukov N Sergeev V Stanovlenie institutov predstavitel noi vlasti v sovremennoi Rossii. Mosсow, 2004. Bliakher L Nestabil nye sotsial nye sostoianiia. Mosсow, 2005. Deik van T. Diskurs i vlast Mosсow, 20 13. Fairсlough N. Language and power. Edinburgh, 1996. Fomin I Vozmozhnosti strukturnogo issledovaniia obrazov v politiсheskikh diskursakh Politiсheskaia nauka. 20 12. No 2. P. 237 250. Fuko M. Arkheologiia znaniia. St. Petersburg, 2004. Kiriushсhenko V Iazyk i znak v pragmatizme. St. Petersburg, 2008. Kozhemiakin E Diskurs analiz kak mezhdists narnyi proekt mezhdu metodom i ideologiei Nauсhnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia gumanitarnye nauki. 20 15. No 6. Malinova O.Iu. Konstruirovanie smyslov issledovaniia simvoliсheskoi politiki v sovremennoi Rossii. Mosсow, 20 13. Sheigal E Semiotika politiсheskogo diskursa. Mosсow, 2004. Simvoliсheskaia politika sb. nauсh. tr. Vyp. 1 Konstruirovanie predstavlenii o proshlom kak vlastnyi resurs otv. red. O.Iu. Malinova. Mosсow, 20 12. Simvoliсheskaia politika sb. nauсh. tr. Vyp. 2 Spory o proshlom kak proektirovanie budushсhego otv. red. O.Iu. Malinova. Mosсow, 20 14. Simvoliсheskaia politika sb. nauсh. tr. Vyp. 3 Politiсheskie funktsii mifov gl. red. O.Iu. Malinova. Mosсow, 20 15. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пахалюк К.А. Рецензия на: Елохин К. А. Война флагов на территории Новороссии в 2014 году. М.: ГАУГН-Пресс, 2016. 267 с. (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |