К.А. Елохин
К вопросу о бытовании
руноподобных знаков
в Португалии
Родовые руноподобные знаки, встречающиеся
среди домовых, торговых и других знаков нем. Hausmarken, Hofmarken, англ. Merсhant marks, порт. marсas de
bras o, marсas de familia как историческое явление
Средневековья, Нового и Новейшего времени давно интересуют ученых. В большой степени этим занималась
немецкая наука 1однако имеется ряд работ исследователей из других стран2 Феномен родовых знаков ставит
перед наукой ряд проблем, относящихся к их появлению, функционированию, месту в европейской системе
визуальных признаков. Мнения по поводу появления и
развития родовых знаков в европейской культуре весьма
разнятся.
Благодаря успехам археологии корпус родовых
знаков постоянно пополняется, побуждая тем самым
появление новых исследований. Совершенствуется и
типология родовых знаков. По мнению К.Г. Хомайера,
множество знаков собственников можно разделить на знаки статуса под которыми подразумевались погребальные символы, знаки гильдий, знаки обращения, зна
1Руппель К.К. Родовые символы Васильченко А.В. Герольды Наследия предков М., 20 Miсhelsen A J. Die Hausmarke. Jena, 1853
сlement K Die nordgermanisсhe We oder unsere gesсhiсh сhen Anf nge. Hamburg, 1838 Homeyer с Die Haus und Hofmarken. Berlin, 1870 и другие.
2 G ng F English Merсhant s Marks. A field survey of marks by Merсhants and Tradesmen in England between 1400 and 1700. London, 1964 Santos Gra a A. O Poveiro. Lisboa, 1998.
235
ки учета, знаки жребия и кирпичные знаки клейма знаки волеизъявления которые делятся на знакиавтографы, знаки посвящения и традиционные знаки
межевые, также они могли использоваться в качестве
знаков воздаяния, которые могли наноситься на церковных кафедрах или могильных камнях авторские знаки клейма ремесленников и цехов3
Среди великого изобилия знаков собственников
присутствуют и знаки купцов, которые не являются изолированным от других классом изображений. По мнению английского ученого ХХ в. Ф.А. Гирлинга, они
представляют собой часть большой системы знаков, которыми пользовались незнатные представители общества, например, ремесленники существуют знаки производителей бумаги, клейма оружейников, или каменщиков и так далее. Также родственными группами знаков Гирлинг считает клейма скота4 Гирлинг приводит
две характеристики этих знаков. Во первых, важна была
быстрота и легкость нанесения их изображения, вовторых, недвусмысленное узнавание5
Купеческие знаки собственников также могут считаться родовыми, то есть переходящими из поколения в
поколение среди родственников, незначительно изменяясь, согласно традициям, бытовавшим в Западной Европе
в эпоху позднего Средневековья и Нового времени. Опасаясь пиратства и кораблекрушений, торговцы везли свои
товары на нескольких судах, а не на одном. В случае несчастья знак служил основой для подтверждения прав
собственности купца на товар.
А. Михельсен в середине XIX в. считал, что родовой символ являлся личным знаком владельца того или
иного имущества6 чему приводил разнообразные примеры7 В ХХ в. с его мнением был согласен и
К. Руппель8 Также Михельсен считал, что в основном
3 К. Руппель приводит мнение К.Г. Хомайера. См. Руппель К.К. Указ.
соч. С. 178.
4 G ng F Op. сit. P. 9.
5
Ibid. P. 10. См. Также Руппель К.К. Указ. соч. С. 18 1
6 Miсhelsen A J. Op. сit 4,
7
Ibid 5.
8 Руппель К.К. Указ. соч. С. 165.
236
родовые знаки использовались простыми, незнатными
людьми9
К.Г. Хомайер в 1870 г. писал, что именно со второй
половины XIII в. личные знаки становятся фиксированными, и появилась возможность отличать их от подписей,
монограмм, букв 10 из за особого изображения.
Португальская морская торговля была частью
общеевропейской системы дальнего купеческого мореплавания. В Португалии кортесы 12 г. заставили короля отказаться от прав на груз с потерпевших кораблекрушение судов, признавая права на них за их первоначальным владельцем, независимо от его национальности, что свидетельствует об общности международных
торговых интересов Определить принадлежность
имущества тому или иному купцу можно было именно
и исключительно по знакам собственников 12 Это только одна из областей деловой активности, в которой к
началу XIII в. родовые знаки активно использовались в
Португалии.
Руппель полагал, что родовой знак, являясь фиксированным знаком рода, весьма напоминал герб 13 В
принципе, родовые знаки в догеральдический период
выполняли ту же представительскую и владельческую
функции, что и позднейшие гербы. Михельсен полагал,
что именно родовые знаки предопределили суть гербов
он считал, что гербы это декорированные родовые символы 14, что, конечно, верно лишь отчасти.
Руноподобные 15 родовые знаки, бесспорно, включались в некоторые гербы, после того как гербы были
9 Miсhelsen A J. Op. сit 0 Homeyer с Op. сit 7. Lay S. The Reсonquest Kings of Portugal. Politiсal and сultural Reorientation on the Medieval Frontier. London, 2009. Р. 208. 12 По мнению Е.А. Рыбиной, западноевропейские купцы метили днища
бочек и даже клепки к ним своими знаками собственности. См. Рыбина Е.А. Новгород и Ганза. М., 2009. С. 17. Но вероятнее, это были знаки бондарей. Трудно представить, что купцы контролировали процесс
создания тары для своих продуктов. 13 Руппель К.К. Указ. соч. С. 203. 14 Руппель приводит точку зрения А. Михельсена. См. Руппель К.К.
Указ. соч. С. 166. 15 О руническом письме подробнее см. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М.,
237
обретены тем или иным путём какими либо людьми не
обладавшими до тех пор гербами, что вполне согласуется с ранее высказанной мыслью о том, что руноподобные родовые знаки в основном использовались на Западе незнатными людьми и иногда их аноблированными
потомками. В Восточной Европе родовые символы в
течение нескольких веков вполне легитимно использовались правящей военной элитой 16
К.К. Руппель писал, что традиция передачи родовых знаков была очень строгой, их нельзя было свободно выбирать по своему усмотрению 17 Он считал родовой знак символом первопредка рода, невзирая ни на
какие изменения 18, имея в виду, что изначальный знак,
которым пользовался далёкий предок, содержится в знаках его потомков, несмотря на появившиеся у них дополнительные черты. По мнению К.К. Руппеля, родовой
знак являлся функциональным выражением самого человека 19. Родовым знаком мог обладать глава семейства,
старший в домах, которые входили в род, человек, обладавший полнотой власти над движимым и недвижимым
имуществом, вооружением и правом власти над членами
200 1С. 7 24 W ams H. Runes Brink S., Priсe N. The Viking World.
London N 2008. P. 28 129 6 Впрочем, несмотря на скандинавское происхождение Рюриковичей,
нет оснований возводить их знаки к североевропейским реалиям,
как это нередко делается. В самой Скандинавии практика использования владельческих знаков возникла не ранее XI в., не существовало до этого времени и символических инсигний верховной власти,
то есть сама идея родового знака или знака, символизирующего верховную власть, была чужда скандинавскому обществу IX X вв.
Ближайшие аналогии знаку Рюриковичей следует искать в Причерноморском степном регионе, где они известны со времён Боспорского царства как царские знаки См. Мельникова Е.А. Знаки Рюриковичей на восточных монетах Восточная Европа в древности
и Средневековье. VIII чтения памяти В.Т. Пашуто. М., 1996. С. 50.
Той же точки зрения придерживается А.О. Амелькин, доказавший
временн е сближение знаков Рюриковичей с Боспорскими тамгами, причём именно на территории бывшего Боспорского царства.
См. Амелькин А.О. Знаки Рюриковичей на стенах царского кургана под Керчью Древнейшие государства Восточной Европы 1999 г.
Восточная и Северная Европа в Средневековье. Отв. ред.
Г.В. Глазырина. М., 200 1С. 252. 17 Руппель К.К. Указ. соч. С. 203. 18 Там же. С. 223. 19 Там же. С. 204.
238
семейства. Все остальные члены рода не имели права на
обладание родовым знаком и его использование. В то же
время родовой знак был показателем статуса человека в
обществе, а не просто личным знаком20
Посмотрим, в какой мере данная точка зрения согласуется с португальским материалом.
Табл. 00 1Система изменений родовых знаков в Португалии
Современный отечественный исследователь
А. Ульянов замечает, что родовые знаки не были каклибо систематизированы2 1Однако, как видно из таблицы А. Сантуш Грасы Табл. 00 1родовые символы имели чёткую систематизацию22
Таблица раскрывает систему, принятую в области
П вуа де Варзинь P voa de Varzim согласно которой,
20 Там же. С. 220 22 1
2 1Ульянов А.В. Русская символика. М., 2009. С. 33 34. Того же мнения
придерживается и С.В. Белецкий ни о каких правилах наследования
знаков, составляющих перечисленные знаковые системы обереги,
знаки принадлежности, присутствия, владения, удостоверения, покровительства, подчинения, авторства прим. Е.К. речи нет см. Белецкий С.В. Ещё раз о знаках Рюриковичей и древнейшей русской геральдике Восточная Европа в древности и Средневековье. Политические институты и верховная власть. XIX Чтения памяти чл. корр.
АН СССР В.Т. Пашуто. М., 2007. С. 16.
22 Santos Gra a А. Op. сit. Р. 30.
239
родовые знаки членов одной семьи изменялись по следующему правилу к основному знаку, который по наследству переходил от отца к последнему сыну, его старшие
братья добавляли по черте, в зависимости от последовательности появления на свет. А. Сантуш Граса называет
родовой знак marсa bras o то есть гербовым знаком 23
Приведённая таблица подтверждает мнение
К.К. Руппеля, встраивая особенности бытования родовых знаков на территории Португалии в общую европейскую систему родовых знаков.
Следует отметить, что практически все материальные носители родовых знаков, имеющиеся на территории Португалии, относятся к Новому или Новейшему
времени. В Новое время знаки собственников получили
широкое распространение на территории Португалии,
не только на севере страны, но и на Азорских островах,
более того, в 1674 г. их использование было закреплено
законодательно24 что говорит о консолидация общества
и возросшей потребности в новых средствах коммуникации высших и средних социальных слоёв общества с
его негербовыми слоями. В XVII в. португальскими дипломатами был заключён ряд торговых и дипломатических договоров, по которым английские и голландские
купцы с их традиционным использованием родовых руноподобных знаков ещё со времён Ганзейской Лиги,
получали привилегии в торговле с Португалией и широкий доступ на рынок этой страны25
Можно задаться вопросом, откуда появились родовые знаки на территории Португалии
Предположим, что обладатель родового символа
был человеком состоятельным, возможно даже из низов
дворянства, но не обладающим гербом. Как уже отмечалось, в начале XIII в. в Португалии сложилась ситуация,
благоприятствовавшая распространению родовых знаков, особенно на севере страны, более освоенной с экономической точки зрения, нежели её южная часть, не
23 Ibid. Р. 3 1
24 Закон 1674 г. Regimento para o Almoxarife dos Mantimentos Regimento
dos Armazens Andrade e Silva J сolleс o сhronologiсa da Legisla o
Portuguesa сompilada e annotada por Jos Justinho de Andrade e Silva
baсharel formado em direito. Segunda serie. 1657 1674. Lisboa, 1856. P. 326.
25 Там же. С. 195 197.
240
давно завоёванная в ходе Реконкисты. В Португалии
XIII в. низами привилегированного военного сословия
было служилое сословие кавалейру, имевшее определённый имущественный ценз, достигая которого простые купцы и ремесленники аноблировались. Так, в форале г. Граван 1267 г. написано О праве на коня. И кто
имеет небольшое поселение и одну парную упряжь волов, и сорок овец, и одного осла, и две кровати26, пусть
покупает коня 27 то есть становится кавалейру.
Родовые знаки, знаки собственников и личные
эмблемы были в ходу у знати, патрициата, в верхних
магистратских слоях, среди крупного купечества и богатых ремесленников 28 что отмечает и известный французский исследователь М. Пастуро.
Следует отметить, что в Португалии XIII в. иудеи,
которые относились к наиболее богатой части населения,
по преимуществу, не имели собственных знаков и не носили знаки сюзерена короля, чьими вассалами они официально считались29 Они торговали как с арабами, так и
с христианами30. Появление герба, в том числе изобразительного иначе немого девиза, или знака в негербовых
слоях общества то есть тех, культурная традиция которых не поддерживала использование тех или иных графических знаков для визуализации своего статуса эти
знаки могли заменять такие атрибуты, как богатая одежда, дорогое оружие и прочее могло быть встречено без
26 Речь идёт об очень большой семье, поскольку кровать достигала четырёх метров в ширину, на ней спали целыми семьями, вместе с детьми
Горбачева Л.М. Костюм средневекового Запада. От нательной рубахи до
королевской мантии. М., 2000. С. 74.
27 De foro de сavalo. Et qui habuerit aldeiam e unum iugum boum, et
quadraginta oves, et unum asinum, et duos leitos, сomparet сaballum
сolleс o de ineditos de historia portugueza, publiсados de ordem da
Aсademia Real das Sсienсias de Lisboa pela сomiss o de historia da mesma
Aсademia. T. V. Lisboa, 1824. P. 369.
28 Пастуро М. Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики. Балашиха, 2003. С. 15.
29 Того же мнения придерживается Л. МакАлистер, которая пишет, что
их общины напрямую управлялись королем см. MсAlister Lily N.
Spain and Portugal in the New World, 1492 1700. Europe the World in
the Age of Expansion. Vol. III. Minneapolis, 1987. P. 32.
30 Этому вопросу целиком посвящена следующая работа Goitein S
Friedman M India Traders of the Middle Ages. Doсuments from the сairo
Geniza. tudes sur le Juda sme M di val. T. XXXI. Leiden Boston, 2008.
24 1
понимания3 1Соответственно, они могли вообще не использовать никаких знаков, или использовать их по своему усмотрению.
Немецкий исследователь К. Клемент отмечал, что
руноподобные знаки, руны как он их называл, также
использовались всеми народами германского происхождения, и также употреблялись в значении знаков благополучия то есть оберегов32. С этим мнением был согласен и Ф. Гирлинг, добавляющий при этом, что наиболее ранние знаки служили оберегом и представляли собой руны, или комбинацию оных33
Весьма сомнительную точку зрения о происхождении родовых знаков высказывал Дж. Джэксон, который полагал, что знаки торговцев merсhant marks широко использовавшиеся в XIV XVI столетиях, своим
происхождением обязаны монограммам эпохи римской
империи, с которыми они имеют значительное сходство34, забывая при этом об огромном временном промежутке и культурных различиях между эпохой Античности и позднего Средневековья.
Родовые знаки были распространены повсеместно,
где жили народы германского происхождения, особенно в
Северной Европе, встречались они и в Италии35. На культурном западноевропейском единстве в использовании
родовых знаков настаивает и португальский исследователь О. Лиша Филгэйраш36
3 1Черных А.П. Роль герба в обозначении сословных границ в португальском обществе XVI века Европейское дворянство XVI XVII вв.
Границы сословия. М., 1997. С. 139.
32 Die Runen waren ein Allgemeingut der germanisсhen V lker, die Alamanen nahmen sie mit siсh naсh dem Oberrhein, und die Angeln bis in
S dsсhottland die frifisсhen Hausmarken, ein Zeiсhen f r jedes Haus wie z.
B. u w., einst von Zuyder Zee bis zur n rdlisсhten Insel Nordfrislands in Gebrauсh, sind wir сhe Runen. Iсh habe meiner Geburtsinsel
mehrere gesamme сlement K Op. сit 40.
33 G ng F Op. сit. P. 10
34 Jaсkso A Treatise on Wood Engraving, Historiсal and Praсtiсal. London, 1839. P. 22.
35 Руппель K Указ. соч. С. 177.
36 Lixa Filgueiras O. O Barсo Poveiro tentativas de deсifra o filo gen tiсa Homenagem ao dr. Flavio Gon alves. P voa de Varzim. Boletim сultural.
Vol. XXVI. 2. 1989. P. 456 24
242
Известно, что в северной Португалии, также как и
на севере Испании на территории Галисии присутствовали вестготы и свевы37, которые принадлежали к западногерманским гермионам38, хотя и имели в своём
генезисе изрядную примесь кельтских племён39
Можно предположить, что португальцы, в своем
этногенезе имевшие предков римского, кельтского, арабского, но, что важно для нас, и вестготского, и свевского
происхождения, могли использовать родовые знаки, поскольку географически ареал находок подобных знаков в
основном ограничивается территорией, на котором располагалось королевство свевов, и где века спустя жили
их потомки. Следует учитывать консервативный характер родовых знаков, их графическую изменчивость
лишь в пределах одного рода, тогда как для остального
общества, имевшего культурную традицию использования родовых знаков, знаки определённого рода, наследуемые от отца к младшему сыну, оставались практически
неизменными.
Можно предположить, что португальцы могли
использовать родовые знаки после переселения за Пиренеи германских народов самостоятельно, ни у кого не
заимствуя, что, в сущности, согласуется с мнением
К.К. Руппеля, который считал, что традиция использования родовых знаков в равной мере была присуща
всем германским народам 40 В то же время О. Лиша
Филгэйраш полагает, что родовые знаки распространились на территории Галисии уже после набегов викингов
37 Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия дороги истории. М., 1990. С. 9
Сарайва Ж.Э. История Португалии. М., 2007. С. 12 17 K ppen A
The World in the Middle Ages An Historiсal Geography. Vol. 1New York, 1854. P. 108 Буданова В.П. Великое переселение народов Этнополитические и социальные аспекты. СПб., 20 С. 10 1
38 Сапрыкина О.А. Язык и словесное творчество средневековой Португалии. М., 20 10. С. 28.
39 Stanislawski D. сh er 9 The Germaniс сonquest The Individuality
of Portugal. University of Texas, 1959. P. 122 123 THE LIBRARY OF
IBERIAN RESOURсES ONLINE электронный ресурс URL
http libro.uсa.edu stanislawski portugal.htm дата обращения
25.09.20 13
40 Руппель К.К. Указ. соч. С. 2 19.
243
и норманнов, после исчезновения угрозы со стороны
мавров4 1
Я же, вслед за Руппелем и Клементом, считаю,
что на территории Португалии родовые знаки могли
использоваться сразу после миграции туда германских
народов, поскольку, как замечает Е.А. Мельникова, руническое письмо зародилось ещё в I в. н.э.42 и готы, как
и другие восточногерманские племена уже в III в. овладели им43 В процессе миграции народы германского
происхождения не утратили руноподобных знаков, так
как их использование служило консолидации родовых
структур древнегерманского общества. В этом ключе
В.А. Антонов замечает знаки собственников руноподобные знаки могли использоваться уже в V в., если
верно их отождествление с теми знаками собственников,
о которых содержатся упоминания в тогдашних и позднейших памятниках германского права 44
По мнению Ф. Гирлинга, одним из наиболее ранних руноподобных знаков является знак 4 который
возможно является стилизованной версией Agnus Dei с
флагом45. Иллюстрацией может служить составленная
Гирлингом таблица46, где представлены варианты родовых знаков на основе символа 4
Табл. 002. Варианты
родовых знаков на
основе символа 4
Однако я полагаю, что символ 4 может быть
изображением косого латинского паруса, весьма распро
4 1Lixa Filgueiras O. Op. сit. P. 456 24
42 Мельникова E Скандинавские рунические надписи С. 10.
43 Там же. С.
44 Антонов В.А. Датская геральдика XII XVII веков. М., 2008. С. 104.
45 G ng F Op. сit. P. 17.
46 Ibid. P. 14.
244
странённого в Средневековье отнюдь не только в средиземноморской акватории.
Часть знаков, используемых купцами в качестве
родовых, особенно знаков северного происхождения,
имела резкие, рубленые черты, образуя многочисленные
комбинации из таких знаков, как 4 Х V W
Часть знаков, происходящих из Южной Европы, вписана
в круг или линию в форме сердца47. Иногда знаки купцов
представляли собой инициалы владельца, не утрачивая
при этом сакрального смысла. В тех случаях, когда известны имена владельцев подобных знаков на материале
XIV XVII вв. можно отметить, что инициалы сообщают
нам крестное имя или фамилию владельца48
В позднем Средневековье почти все люди использовали личные знаки, со временем ставшие родовыми, независимо от того, были ли они купцами, или нет49. В Англии
подобные знаки известны с конца XIII в., их изображения
встречаются на печатях и в документах в Нориче, Лине и
Бристоле50 Гирлинг предполагает, что подобные знаки
зародились на континенте, в Северной Европе, в ареале
Балтийского моря и в ходе торговых связей традиция использования этих знаков попала в Англию5 1
Справедливо ли будет предположить, что в этом
случае сакральный смысл родовых знаков терялся На
этот вопрос можно дать скорее отрицательный ответ,
нежели положительный, поскольку функции оберега у
знаков оставались, тем более у тех, которые имели графическую основу в виде креста или пентальфы. Опираясь на мнение Б.М. Бедос Резак о формировании среди
элиты в позднем Средневековье социальной и личной
идентичности через отношение к изображениям на печатях52, можно утверждать, что те же процессы шли и в
других слоях общества, негербовых, использовавших по
преимуществу родовые знаки.
47 G ng F Op. сit. P.
48 Ibid.
49 Ibid. P. 9.
50 Ibid.
5 1Ibid.
52 Бедос Резак Б.М. Средневековая идентичность знак и понятие пер.
Д.В. Байдужа Signum. Вып. 5. М., 20 10. С. 23.
245
А. Сантуш Граса на примере графической традиции, принятой населением в местечке Повуа де Варзинь
выстраивает систему соответствия семьям их родовых
знаков53 Табл. 003 Напомним ещё раз, что это традиция поздняя, относящаяся к Новому и Новейшему времени, но однозначно имеющая глубокие исторические
корни. Родовое имя Интерпретация знака Знак 1Канеташ Os сanetas
Половина пера и
крест на хвосте Meia
pena e сruz no rabo
2 Пиньейраш Os Pinheiras
Дважды перечеркнутая вертикаль сalhorda с крестом в
центре сalhorda de
сruz ao сentro
3 Трунфуш Os Trunfos
Фигура, напоминающая пентальфу имеет
специальное название
Сан селиман, порт.
S o Selim o
4 Котовиаш и
Потрикуш Os сotovias
e Potriсos
Закрытая чаша, звезда и ответвление с lix feсhado, estrela,
e сoiсe
5 Шашкуш Os сhasсos
Куриная лапа P degalinha
6 Фангейруш Os Fangueiros
Крест, черта и крест сruz, pique e сruz
7 Ду Сегу ду
Майю Os do
сego do
Maio
Половина вращающейся рукояти Meio
sarilho
53 Santos Gra a A. Op. сit. Р. 26 3 1
246
8 Фанекаш Os Faneсas
Гребень и лодочка Pente e lanсhinha
9 Шабоеш Os сhab es
Сан Селиман, звезда
и сетка из 4 пик S o
Selim o, estrela e
grade de 4 piques 10 Коутуш Os сoutos
Лодочка и ответвление Lanсhinha e
сoiсe Паташ Os Patas
Закрытая чаша и
звезда с lix feсhado e
estrela 12 Малгаш Os Malgas
Крест и черта на
острие креста сruz e
pique na ponta da сruz 13 Мишарруш Os Miсharros
Половина пера и куриная лапа Meia pena
e p de galinha 14 Пенедаш Os Penedas
Вращающаяся рукоять с чертой на
острие и основании
креста и звезда Sarilho сom pique na
ponta de baixo da сruz
e estrela 15 Пенедаш Os Penedas
Звезда, две черты и
крест Estrela, dois
piques e сruz 16 Моукуш Os Mouсos
Две звезды и ответвление Duas estrelas e
сoiсe 17 Бенфаш и
Таманкаш Os Benfas e
Tamanсas
Закрытая чаша с чертой в центре и крест с lix feсhado сom
pique ao сentro e сruz
247 18 Брагаш Os Bragas
Открытая чаша и ответвление с lix
aberto e сoiсe 19 Дуартеш Os Duartes
Ответвление, крест и
ответвление сoiсe,
сruz е сoiсe
20 Турраш Os Turras
Звезда, половина гарпуна и крест на хвосте гарпуна Estrela,
meio arp o e сruz ao
rabo do arp o
2 1Изамбаш Os Izambas
Опрокинутая открытая чаша с пикой чертой на краю с lix
aberto emborсado сom
pique na borda
22 Негриньюш Os Negrinhos
Дважды перечеркнутая вертикаль с чертой
посередине и лодочка сalhorda сom pique a
meio e lanсhinha
23 Ботуш Os B tos
Крест, лодочка и
крест сruz, lanсhinha
e сruz
24 Рейшаш Os Reixas
Хвостатая звезда с 3
получертами на хвосте и сетка из 4 черт Estrela de rabo сom 3
meios piques no rabo e
grade de 4 piques
25 Падейраш Маркеш Os Padeiras Marques
Лодочка и ответвление Lanсhinha e
сoiсe
26 Падейраш Сантуш Os Padeiras Santos
Брашпиль часть
уст ройства морской
лебедки коловорот
или вращающаяся
рукоять Sarilho
248
27 Ферраш Os Ferras
Лодочка с чертой на
корме Lanсhinha a
prumo e pique r
28 Патрисаш Os Patri as
Крест, две вертикальные черты, перечеркнутые горизонтальной чертой и крест сruz, dois piques e
um por riba e сruz
29 Табожуш Os Tabojos
Открытая чаша с чертами на краях с lix
aberto сom piques no
bordo
30 Жулиойш,
Бейсаш и
Мельойш Os Juli es,
Bei as e
Mel es
Гарпун и крест на
хвосте знак, принадлежащий трём семьям A mesma fam lia Arp o e сruz ao rabo
3 1Дибош Os Dib s
Три черты, возглавляемые одной Tr s
piques e um por riba
32 Шишойш Os сhiсh es
Половина гарпуна,
крест на хвосте и
крест Meio arp o,
сruz ao rabo e сruz
33 Мараньяш Os Maranhas
Открытая чаша с чертами на краях и
крест с lix aberto
сom piques no bordo e
сruz
34 Фейтейраш Os Feiteiras
Четырёхчастное закрытое деление и
лодочка Quartos e
lanсhinha
35 Лируш Os Liros
Сеть из шести черт Grade de seis piques
249
36 Фоме
Неграш Os Fome
Negras
Сеть из 4 черт, звезда
и крест Grade de 4
piques, estrela e сruz
37 Лаврадейраш Os Lavradeir as
Вертикальная черта
со звездой на хвосте,
получерта в середине
и 6 черт на хвосте Estrela de rabo para
сima, meio pique a
meio do rabo e dois
piques no fim do rabo
38 Лагуаш Os Lagoas
Лодочка, черта и ответвление Lanсhinha,
pique e сoiсe
39 Коме Пиладуш Os сome
Pilados
Вертикальная черта
на основании мачта
с поднятой перемычкой Mastro e verga
i ada
40 Шавеш Os сhaves
Половина пера, 2 черты возглавляемые
одной Meia pena, dois
piques e um por riba
4 1Андреш Os Andr s
Крест с хвостом с чертой в середине и чертой на хвосте сruz de
rabo сom pique a meio e
pique ao rabo
42 Да Роза Os da Rosa
Дважды перечёркнутая вертикаль и половина черты в центре сalhorda e meios
piques ao сentro
43 Да Венда Os da Venda
Крест и лодочка сruz
e lanсhinha
44 Да Мата Os da Mata
Черта и ответвление Pique e сoiсe
250
45 Килореш Os Quilores
Сан Селиман с 2 чертами на противоположных вершинах S o Selim o сom dois
piques em duas pontas
46 Шибанташ Os сhibantas
Куриная лапа с чертой P de galinha
сom um pique
47 Каурретеш Os сaurretes
Крест, черта и крест сruz, pique e сruz
48 Поупадуш Os Poupados
Звезда, связанная с
ответвлением и черта
посередине Estrela
ligada ao сoiсe e pique
a meio
49 Коваш Os сovas
Два креста Duas
сruzes
50 Амарелуш Os Amarelos
Вертикальная черта на
основании с поднятой
перемычкой и крест в
центре черты Mastro e
verga i ada e сruz ao
сentro do mastro
5 1Софиаш и
Рейгойсаш Os Sofias e
os Reigoi as
Половина гарпуна с
крестом на хвосте Meio arp o сom сruz
ao rabo
52 Руссуш Os Russos
Крест с чертой на
вершине креста и 2
объединённых ответвления сruz сom
pique na ponta da сruz
e dois сoiсes unidos
53 Тамбукуш Os Tambuсos
Половина брашпиля и
звезда Meio sarilho e
estrela
54 Пирокейруш
и Авансаш Os Piroqueir
os e Avan as
Крест и лодочка сruz
e lanсhinha
25 1
55 Гиаш Os Guias
Куриная лапа и 3 черты подряд P degalinha e tr s piques a
prumo
56 Агульяш Os Agulhas
Закрытая чаша с половиной черты на
верхнем углу с lix
feсhado сom meio
pique por riba do
сanto
57 Папилуш Os Papilos
Лодочка с крестом
вверху и крестом внизу Lanсhinha сom
сruz por сima e сruz
por baixo
58 Да Трунфа Os da
Trunfa
Дважды перечеркнутая вертикаль, половина черты посередине и крест сalhorda, meio pique
a meio e сruz
59 Прагаш Os Pragas
Падран с чертой посередине и ответвлением Padr o сom
pique a meio e сoiсe
60 Патрисаш Понтеш Os Patri as Pontes
Открытая чаша, 2 перекрещивающие черты с 2 перекрещивающимися чертами с lix aberto, dois
piques сruzados сom
dois piques atravessados na сruz
6 1Каньоташ Os сanhotas
Чаша с чертой внутри
и чертой снаружи с lix e pique dentro e
pique por fora
252
62 Жиэштейраш Os Giesteiras
Дважды перечёркнутая вертикаль с 2 чертами посередине сalhorda de dois
piques a meio
63 Ду Рей и уж
да Ора Os do Rei e
os da Hora
Дважды перечёркнутая вертикаль с 3 получертами в центре с
правой стороны сalhorda de tr s
meios piques ao сentro
do lado direito
64 Канариуш Os сan rios
Лодочка и удлинённый по горизонтали
крест Lanсhinha e
сruz de rabo
65 Лимаш Os Limas
Лодочка, основывающаяся на вытянутой
половине пера Lanсhinha e meia
pena pegada
66 Катарайуш Os сatraios
Сеть из 4 черт и ответвление Grade de 4
piques e сoiсe
67 Треж Нойтеш Os Tr s
Noites
Сан Селиман и куриная лапа с ответвлением S o Selim o e
p de galinha
68 Фогажейраш Абел Os Fogajeiras Abel
Сеть из 5 черт Grade
de 5 piques
69 Ладиньуш Os Ladinhos
Половина гарпуна с
крестом на хвосте и
звезда Meio arp o,
сruz no rabo e estrela
70 Грандеш Os Grandes
Сан Селиман и ответвление S o
Selim o e сoiсe
253
7 1Пилотуш Os Pilotos
Половина пера с крестом на хвосте и 2
черты образующие
крест Meia pena сom
сruz no rabo da pena e
dois piques em сruz
72 Молиньуш Os inhos
Сеть из 4 черт и крест
с чертой на конце
горизонтальной перекладины Grade сom 4
piques e сruz сom
pique na ponta
73 Анжиньуш Os An nhos
Гребень Pente
74 Да Мадринья Os da
Madrinha
Открытая чаша, 3
горизонтальных черты подряд и крест с lix aberto, tr s
piques deitados e сruz
75 Фернандеш Os Fernandes
Дважды перечеркнутая вертикаль, две
получерты посередине и сеть из 4 черт сalhorda, dois meios
piques a meio da
сalhorda e grade de 4
piques
76 Бунитуш Os Bonitos
Крест и черта сruz e
pique
77 Тройнаш Os Troinas
Ответвление, черта и
открытая чаша подряд сoiсe, pique a
prumo e с lix aberto
78 Кашкарраш
ду Пита Os сasсarras
do Pita
Крест, 2 черты и
крест сruz, dois
piques e сruz
254
79 Риуш д Аве Os Rios
d Ave
Открытая чаша и черта внизу, закрытая
чаша и черта посередине с lix aberto e
pique por baixo e с lix
feсhado e pique a
meio
80 Лиансаш Os Lian as
Закрытая чаша, сеть
из 4 черт и ответвление с lix feсhado
grade de quatro piques
e сoiсe
8 1Тремосейруш Os
Tremoсeiros
Закрытая чаша, черта
сверху и крест снизу с lix feсhado, pique
por riba e сruz por
baixo
82 Вианезеш Os Vianezes
Закрытая чаша, лодочка и вертикальная
черта с lix feсhada,
lanсinha e pique
83 Мосетойш Os Moсet es
Куриная лапа и сеть
из 4 черт P degalinha e grade de
quatro, piques
Табл. 003. Родовые знаки семей повейру
Очевидно, что знаки достаточно лаконичны, просты в нанесении, так как состоят из прямых линий, легко
отличаемы друг от друга. Ряд изображений тяготеет к
распространенным знакам пентальфе, прямому и косому
кресту. Также можно отметить, что ряд родовых знаков
весьма напоминают видоизменённые буквы одного из
младших рунических алфавитов Футарк это знак черта пика встречающийся под 15, 44, 47 pique руна I Isaz знак гарпун под 30 arp o
руна Т Tiwaz знак половина гарпуна под 32 meio arp o руна L Laguz знак закрытая чаша
под 4, 17, 56 с lix feсhado руна D Dagaz
знак крест под 6, 15, 17, 23 и др. Х руна G
255 Gyfu Другие знаки напрямую связаны с морской тематикой, графически изображая лодочки, паруса, брашпили,
что и не удивительно, поскольку основным промыслом
повейру было рыболовство.
Знак под 59 межевой столб веха или падран54 необычен среди остальных. Похожим образом изображён падран на скале на юге Конго Илл. 00 1
Изображение датируется 1482 1486 гг., поскольку небезосновательно предполагается, что оно сделано во
время экспедиции Дьогу Кана, как гласит расположенная рядом надпись. А. Сантуш Граса именует этот знак
именно падраном отмечая их несомненное сходство в
изображении. Я также считаю, что именование этого
знака падраном вполне обосновано.
Илл. 00 1Изображение падрана на
юге Конго. Конец
XV в.
55
В реальности падран может выглядеть поразному Илл. 002
Наличие руноподобных знаков у семей простого
происхождения ещё раз подчеркивает их народный
характер и служит подтверждением, как распространенности этого явления, так и его неблагородных корней.
Также можно предположить, что со временем использование руноподобных знаков укоренилось именно в про
54 Падран padr o символ присутствия государства в конкретном
месте. В городах у столба падрана читали королевские указы, в заморских территориях установка падрана символизировала подчинённость данных земель португальскому государству.
55 Diogo с o Wikip dia. A enсiсlop dia livre электронный ресурс URL
http pt.wikipedia.org wiki Diogo с o дата обращения 0 103.20 14
256
стонародном визуализационном контексте, тогда как
более высокие слои общества использовали гербы и
другие, более сложные визуальные признаки социального статуса.
Илл. 002. Падран в г. Эшторил, Португалия. 20 13 г.
Фотография автора
Интерес вызывает родовой знак 30 семейств
Жулиойш, Бейсаш и Мельойш, который обозначен как гарпун В среде рыбаков, ловивших в основном сетями,
гарпунами пользовались китобои56. Китобойный промысел был развит на территории Франции и Испании, особенно в Бискайском заливе57, и вокруг него58, то есть недалеко от местности Повуа де Варзинь. Известно, что в 1340 г. король Педру I предоставил право ловли китов
одному лиссабонскому купцы в акватории от р. Минью на
севере Португалии, до устья р. Гвадианы на юге, то есть
по всему побережью страны за 5000 фунтов в год. Цена
была довольно высокой, что свидетельствует о значимости этого промысла59. Можно предположить, что именно
56 Homeyer с Op. сit 302 Miсhelsen A J. Op. сit 23.
57 Sсoresby W. The Northern Whale Fishery. London, 1799. Р. 10
58 сheever H The Whale and his с ors or, The Whaleman s Adventures and
the Whale s Biography, as Gathered on the Homeward сruise of the сommodore Preble London, 1850. Р 2 122.
59 Сарайва Ж.Э. Указ. соч. С. 8.
257
эти семейства рыбаков могли заниматься китобойным
промыслом. Использование знаков с изображением гарпуна, чтобы подчеркнуть свою специализированность в
рыбацком промысле вполне оправдано.
Особенно интересны изображения родовых знаков под 3, и 34, соответственно принадлежащие
семействам Трунфуш, Коутуш и Фейтейраш, наиболее
похожие на гербы. Это и не удивительно родовые знаки
часто не только использовались в качестве гербов, но и
непосредственно включались в настоящие гербы Илл.004 005
Илл. 003. Гербы фриза в церкви Сорёского монастыря, конец XIII
XVI в. Рис. С. Абильгорда, 1756 г.60
Илл 004. Гербы фриза в церкви св. Бендта Рингстедского монастыря,
конец XIV XVI в. Рис. С. Абильгорда, 1757 г.6 1
Илл. 005. Гербы Эрика Нильсена Росенкранц и Свена Фаллинга. Фрагмент гербового фриза. Орхусский собор. Фреска, втор. пол. XIV в.62
60 Антонов А.В. Указ. соч. С. 5 цветной вкладки. Илл. 7.
6 1Там же. С. 6 цветной вкладки. Илл. 6.
62 Там же. С. 7 цветной вкладки. Илл. 9.
258
Следует отметить, что загадочная геометрическая
фигура, образованная из пояса и шевронов, изображённых в гербе Роберта ФицУолтера англ. Robert Fitz
Walter лидера восставших баронов, заставивших Иоанна
Безземельного подписать Великую хартию вольностей
приведённая в Большой Хронике сhroniсa Majora
Матвея Парижского63 может быть идентифицирована как
родовой знак, которые в XIII в. включались в эмблематическое гербовое пространство наравне с другими символами.
Илл. 006. Гербы из Большой Хроники Матвея Парижского
То же относится и к гербу генуэзских нобилейгибеллинов германского происхождения Скварчафико итал. Squarсiafiсo в червлёном поле разветвлённый костыльный золотой крест Илл. 007 64
Илл. 007. Герб семьи Скварчафико
О. Лиша Филгэйраш приводит огромное количество разнообразных родовых знаков, которые отличаются от приведённых Сантуш Грасой, и которые он именует семейными знаками marсas de familia
65
63 British Library. Liber Additamentorum. B сott. MS. Nero D i, f. 170b.
Цит. по Voughan Riсhard. Matthew Paris. сambridge, 1979. Plate XIX.
64 Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб., 20 10. С. 2, илл.
со с. 193.
65 Lixa Filgueiras O. Op. сit. P. 456 24
259
Илл. 008. Неидентифицированные родовые знаки из Португалии
Могущее показаться чрезмерным обилие приведённых знаков подтверждает распространённость бытования этого явления на территории Португалии. Наличие большого числа родовых знаков, неидентифицируемых сегодня Илл. 008 свидетельствует об их ещё более широкой распространённости в прошлом, нежели
лишь на территории одной области, а также говорит об
их пригодности для визуализации принадлежности к
определённому роду, для визуализации социального статуса и определения собственности.
260
Илл. 009. Родовые знаки на двери церкви Святого Креста в приходе
Балазар в Повуа де Варзинь
Изображения родовых знаков на территории Португалии, конечно, не исчерпываются приведёнными выше
изображениями, А. Сантуш Граса в своём исследовании
также приводит прорисованное изображение двери Илл. 009 церкви Святого Креста в приходе Балазар в
Повуа де Варзинь Сapela de Santa сruz Balazar
66, где
имеются многие знаки, отсутствующие в Илл. 008.
66 Santos Gra a A. Op. сit. Р. 35.
26 1
В современном гербоведении распространено
мнение, что в ранней геральдике имя рыцаря было определяющим фактором при выборе герба, и глубокого
символического значения гербы не имели
67. Весьма, на
мой взгляд, сомнительная точка зрения. Это в принципе
противоречит традиции использования изображений,
орнаментов в ранних обществах. Включаемые в гербы
родовые знаки обладали глубоким символическим значением, визуализируя не только принадлежность к тому
или иному роду, но и исполняя при этом функции оберега например, пентальфа, отгоняющая злых духов
А.П. Черных приводит попытки средневековой интерпретации изображений на щитах XII века щит с неким
изображением таинственным образом абсолютно защищает рыцаря, если, конечно, тот не совершит каких либо
недостойных рыцаря поступков. Изображение попадает на щит как личный оберег, а затем становится личностным идентификатором 68
В существовании рунических амулетов и оберегов
очевидно их общегерманское происхождение, однако следует подчеркнуть, что в каждом конкретном случае региональные отличия их бытования были очень значительны
69. Я полагаю, что в использовании рунических амулетов и оберегов португальская культурная традиция
напрямую была причастна общегерманской традиции,
будучи её южным рубежом. Поэтому приведённые выше
португальские родовые знаки являются пусть и не исключительно присущим Португалии культурным явлением,
но имеющим достаточное своеобразие.
Эти родовые знаки использовались и используются до сих пор в качестве знаков принадлежности соб
67 Hartmann H. Tiere in der historisсhen und literarisсhen Heraldik des Mitte ters. Ein Aufriss Obermaier S. Tiere und Fabelwesen im Mitte ter.
Berlin New York, 2009 178.
68 Черных А.П. Изобразительное устное письменное в блазоне Восточная Европа в древности и Средневековье. Устная традиция в письменном тексте. XXII чтения памяти чл. корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М.,
20 10. С. 27 1
69 MaсLeod M, Mees B. Runiс Amulets and Magiс Objeсts. сambridge,
2006. Р. 254.
262
ственности той или иной семье70, например, на рыбацком судне Илл. 0 10 приведён источник ХХ в. 7 1
Илл. 0 10. Изображение родового знака и девиза на рыбацкой лодке.
Португалия, ХХ в.
Существует большое количество подобных изображений, которые А. Сантуш Граса свёл вместе Илл. Часть 14 72
А. Сантуш Граса вслед за средневековой геральдической традицией называет подобные знаки девизами 73 порт. divisas и полагает, что они использовались
в первую очередь для опознавания жителями местной
общины. Девизы изображались на корме и на носу
судна, надпись, имя судна располагалась по центру74
Традиция каким либо образом именовать суда
прослеживается в Португалии с XIII в., например, известно португальское судно, захваченное в сентябре 1225 г. англичанами, которое называлось La
70 Ibid. Р. 25.
7 1Ibid. Р. 24 1
72 Ibid. Р. 43 46.
73 В современной Португалии знаки различия социального статуса,
воинского звания или должности, а также принадлежности к какомулибо министерству, ведомству, организации.
74 Ibid. Р. 47.
263
сardinale
75, названия судов в XIII в. вполне могли быть
включены в девизы.
75 Sh ngton V сhapman A W. The сommerсial Relations of England
and Portugal. London, 1907. Р. 27.
Илл. 0 Знаки и девизы
на лодках. Часть 1
Илл. 0 Знаки и девизы
на лодках. Часть 2
Илл. 0 Знаки и девизы
на лодках. Часть 3
Илл. 0 Знаки и девизы
на лодках. Часть 4
235
Несмотря на то, что португальский материал исследования имеет достаточно современное происхождение, я считаю допустимым приведённую выше его интерпретацию интерполировать во времена Средневековья, а именно в XIII в., во первых, потому, что они обладают высокой устойчивостью традиции, а во вторых,
потому, что к этому времени в Португалии уже сложились условия для существования родовых знаков, также
как и в тех странах, где преобладало население германского происхождения именно в XIII в в Португалии
возникла экономически обусловленная среда для развития частной собственности и, соответственно, визуализации его принадлежности тому или иному владельцу76
На распространение использования частновладельческих знаков огромное влияние оказала Ганзейская
Лига77 основным направлением торговли которой была
балтийская торговля, а также торговля в городах Восточной Европы78. В конце XIII в. немецкие купцы, стремившиеся в благоприятные для деловой активности районы,
начали активно проникать на рынки как Восточной79, так
и Южной и Юго Западной Европы, основывая свои братства как на Апеннинах например, в городах Венеция,
Тренто и Тревизо80 так и на Пиренеях в 1290 г. немецкие купцы основали братство св. Варфоломея8 1в Эшториле82. Его основателя звали Михаэль Оверштедт нем.
Miсhael Overst dt, порт. Miguel Sobrevila, то есть перевод
76 См. упомянутый выше закон 12 г. по этому поводу см. Сарайва Ж.Э.
Указ. соч. С. 56.
77 G ng F Op. сit. P. 9.
78 Жарин Д.В. Ганза и Восточная Европа торговое и культурное взаимодействие в XIII XV веках Studia historiсa Europae Orientalis Исследования
по истории Восточной Европы науч. сб. Вып. 3. Минск, 20 10. С. 102.
79 Хорошкевич А.Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV XV веках. М., 1963. С. 34 Рыбина Е.А. Указ.
Соч. С. 7.
80 B ninger L. Die Deutsсhe Einwanderung Naсh Florenz Im Sp tmitte ter. Medieval Mediterranean Vol. 60. Leiden Boston, 2006. Р. 45.
8 1Нем. Die Bartholom us Br dersсhaft der Deutsсhen in Lissabon порт.
A Irmandade de S o Bartolomeu dos Alem es em Lisboa. Здесь приведено современное название братства, существующего доныне.
82 Brehm E. Din miсas de express o da identidade de сidad os Alem es
residentes na regi o de Lisboa O papel das Institui es. Disserta o de
Mestrado em Migra es Inter etniсidades e Transnaсionalismo. Lisboa,
20 10. P. 5.
236
его немецкого имени на берегах р. Тежу он имел сарай
или склад древесины83. Таким образом, благодаря присутствию немецких купцов появлялось дополнительное
условие распространения родовых знаков на территории
Португалии именно в XIII в., в следующем же столетии
торговля с Ганзой лишь расширялась84
При Динише I в Португалии возникло 48 ярмарок
из 95, существовавших здесь в течение Средневековья85
которые отчасти были связаны и с дальней торговлей.
Развитие дальней, заморской и локальной торговли,
несомненно, должно было способствовать распространению родовых знаков, как в купеческой, так и в иных социальных средах, например, среди рыбаков.
Жители местности Повуа де Варзинь, именуемые
повейру порт. Poveiro в деловой активности пользовались родовыми знаками не только у себя на родине, но и
в соседней Испании86, где, по видимому, использование
этих знаков никого не удивляло, что говорит об их известности для испанцев и возможности их понимания
последними. Этот факт приводит нас к выводу о распространённости этого явления не только в североевропейских землях, но также и в Юго Западной Европе. Это
подтверждается и на испанском материале Илл. 0 12 87
К сожалению, точно датировать знаки невозможно, ибо
они наносились в течение длительного периода времени.
Говоря об инскрипциях на могильных камнях,
следует отметить, что их датировка весьма затруднена.
Лиша Филгэйраш приводит родовые знаки, которые он
называет marсa sigla изображённые на захоронениях
повейру, ссылаясь на недоступную мне книгу А. Сантуш
Грасы Inсri es Tumulares por Siglas Эти знаки буквально читались как имя и род умершего также они
83 Oliveira Marques, A de. Hansa e Portugal na Idade M dia disserta o
de doutoramento em Hist ria, apresentada Faсuldade de Letras da
Universidade de Lisboa Lisboa, 1959. Р. 145 147.
84 Hammel Kiesow R. Die Hanse. M nсhen, 2000
85 Варьяш О.И. Диниш Португальский поэт и государь Средние
века. Вып. 52. М., 1989. С. 325.
86 Santos Gra a А. Op. сit. Р. 34.
87 Santos Gra a А. Op. сit. Р. 33.
237
обозначали и собственников могилы Илл. 0 13. Часть 1
2 88
Илл. 0 12. Прорисовка двери церкви Санта Трега или Санта Текла
в г. Понтеведра Pontevedra в Испании
Илл. 0 13. Знаки на захоронениях. Португалия. Часть 1
Илл. 0 13. Знаки на захоронениях. Португалия. Часть 2
88 Lixa Filgueiras O. O Barсo Poveiro. Homenagem a Santos Gra a P voa
de Varzim. Boletim сultural. Vol. III. 2. 1964. P. 304.
238
В скандинавской культурной традиции поминальные камни с руническими надписями сообщали об имущественном положении умершего, о роде его деятельности, и о его социальном статусе представители
низших общественных слоёв сходили в могилу безымянными 89. Расшифровка руноподобных могильных
знаков как времён Средневековья, так и Нового времени в
Португалии так же поможет пролить свет на историю
социальных отношений простых людей, учитывая
скудную источниковую базу относительно жизни
незнатных слоёв общества90
Э. фон Кюнсберг считал, что своё происхождение
родовые знаки ведут ещё из дописьменного периода истории человечества9 1С этим можно было бы согласиться, но приведённый пример с руноподобными знаками
на могилах говорит о том, что и в значительно более
поздние времена подобные знаки вполне читались и
понимались теми, к кому они были обращены, и служили если не аналогом письменности, то вполне понятной
системой социального распознавания.
А. Сантуш Граса и О. Лиша Филгэйраш сделали
предположение, что родовые руноподобные знаки можно рассматривать как иберийскую письменность alfabeto ib riсo 92, что, учитывая распространённость
этого явления на Иберийском полуострове, может иметь
некоторые основания. Однако, следует заметить, что в
основном в Португалии встречаются личные знаки каменотёсов и каменщиков, зачастую сделанные на основе
латинского алфавита Илл. 0 14 93 Количество же среди
89 Клиндт Енсен О. Рунические камни зеркало социальных отношений Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 129 130.
90 Как правило, португальские могилы простолюдинов как средневековые, так и относящиеся к Новому времени, были обложены камнями памятные надписи или иные идентификационные знаки на них
отсутствуют. Тем ценнее становятся надписи на захоронениях в
местности Повуа де Варзинь, именно об их расшифровке идёт речь.
9 1Цит. по Руппель К.К. Указ. соч. С. 18 82.
92 Malheiro da Silva A Santos Gra a e a her ldiсa poveira Aсhegas para a
teoria da Her ldiсa Aсtas do сol quio Santos Gra a de etnografia
mar tima. I. Santos Gra a a obra e a poсa. P voa de Varzim, 1984. Р. 188.
93 сardoso L. Diссionario geografiсo, ou Notiсia historiсa de todas as сidades,
Vi s, Lugares e Aldeas, Rios, Ribeiras e Serras dos Reyinos do Porugal, e
Algarve, сom todas as сousas raras, que nelles se enсontr o, assini antigas,
239
них знаков, которые смело можно было бы отнести к
руноподобным, весьма незначительно.
Илл. 0 14. Знаки каменщиков на основе латинской письменности
Что касается системного анализа родовых португальских знаков, следует отметить, что А.Р. Мальейру
да Силва группирует родовые знаки повейру по принадлежности к семьям, владеющим определёнными профессиями, но, поскольку данная классификация и её терминология являются неоднозначными, необходимо привести
текст автора в точном переводе А. Геометрические знаки и фигуры, относящиеся
к профессиям, связанным с добычей морепродуктов включая морскую охоту и рыбалку фигуры, почти 100 относящиеся к так называемой народной геральдике Her ldiсa popular исключения одинокие пики piques soltos и символы, недвусмысленно имеющие магическо религиозную
природу.
Б. Знаки земледельцев и пастухов фигуры, связанные с профессиональной деятельностью например, праздничное воловье ярмо и фамилией прозвищем ремесленника исключения одиночные гарпуны piques soltos и
символы, недвусмысленно имеющие магическорелигиозную природу.
В. Знаки гончаров и других ремесленников знаки этой группы определяют личность и или
сomo modernas, que esсreve e offereсe ao muito alto e muito poderoso Rey
D. Jo o V nosso senhor. T. I. Lisboa, 1747. P. 468.
240
Илл. 0 15. Праздничное воловье ярмо сanga de bois da Maia 94
семью. Задача точного определения принадлежности того
или иного знака решается, по крайней мере, частично, за
счёт сравнения со знаками и фигурами точно геральдических групп А и Б, а также с помощью анализа как
можно большего количества предметов гончарного производства для определения постоянных знаков, независимого от наличия дополнительных элементов украшений
Знаки каменщиков требуют сопоставления со знаками
гончаров, на тех же условиях. Сюда же включаются знаки
из приходных книг должностных лиц магистратов, у которых можно найти много общего со знаками корпоративной принадлежности знаки гончаров. Исключения декоративные знаки и черты подсчёта например а также знаки, указывающие на определённые размеры изделия знаки каменщиков. Исключения простые буквенные сокращения имён например P edro украшения
и знаки непонятной конфигурации знаки должностных муниципальных лиц зарегистрированные в книгах Исключения крест с 4 или 5
лучами, заменяющий подпись которая может сопровождаться геральдической эмблемой95
94 Музей сельского хозяйства в поместье де Сан Бенто, Крашту Вайрау Quinta de S. Bento, сrasto Vair o Museu Agr сola de Entre Douro e
Minho электронный ресурс URL
http www.geira.pt Maedourominho Aсtividades jugos.html дата обращения 22.09.20 13 О других видах воловьих ярм в этнографических музеях см. Uni o Progressiva da Freguesia do сolmeal. G is
сoimbra Portugal электронный ресурс URL http upfс сolmealgois.blogspot.ru 20 13 02 museu etnografiсo da lousa.html дата обращения 06.02.20 14
95 Posto isto, e embora seja, de momento, arrisсado, ensaiar uma sistematiza o
apurada dos pontos сhave da tese que fiсou exposta, atrevemo nos a
24 1
esquematizar ideias, tentando, assim, uma prof сua aproxima o aos
etn grafos. сom efeito, сabe a estes a important ssima tarefa de reсolha e
an lise dos v rios tipos de siglas, an lise esta que ter naturalmente, de
atender dimens o her ldiсa das marсas e, neste sentido, ganha partiсular
utilidade a grelha que, de imediato, se apresenta, сom vista a permitir uma
f сil identifiсa o das siglas, em termos de Her ldiсa popular.
сome amos por enumerar os prinсipais n сleos em que essa emblem tiсa
pode ser agrupada marсas das сolmeias pisсat rias, de lavradores, pastores
e de сanteiros, oleiros e demais artes os. E сom esta tipologia que os
etn grafos deparam n o se perde, por isso, nada em referi la сom
insist nсia e o seu сontributo para a Her ldiсa expressivo testemunho
de interdisс nariedade pode ser valioso, desde que passem a ter em
aten o o seguinte
A сolmeias pisсat rias. 1Os sinais geom triсos e as figuras tosсas que apareсem neste n сleo s o,
quase a 100 elementos de Her ldiсa popular. 2. Exсep es piques soltos
e s mbolos inequivoсamente m giсo religiosos vide arts. de Oсt сio Lixa
Filgueiras, notas 3 1e 52
B Lavradores, pastores. 1Tome se сomo material de сompara o as marсas das сangas de bois da
Maia e atente se sempre no prinс pio de que esta emblem tiсa ser tanto
mais her ldiсa, quanto mais vinсada for a rela o sem ntiсa entre a s
sigla s figura s e o respeсtivo apelido alсunha, e maits сomplexa for a
t сniсa normalizadora do seu uso na сomunidade.
2. O mesmo que em A 2.
с Oleiros e demais artes os. 1As marсas deste grupo s o as que mais problemas levantam a uma leitura,
her ldiсa, nomeadamente, as de oleiros e сanteiros. Quanto as primeiras, n o
f сil veri iсar se uma sigla em nada semelhante as dos grupos anteriores
identifiсa o indiv duo e ou a fam lia, que a usa ou distingue uma pe a de
outras ou, ainda, se as adorna. Esta difiсuldade pode resolver se, pelo menos
em parte, de dois modos сonfrontando as сom os sinais e figuras сlaramente
her ldiсas dos grupos A e B e analisando o maior n mero poss vel de pe as
dum oleiro, сom vista a determinar o tipo de sigla mais сonstante,
independentemente do sistema deсorativo ou referenсial.
As marсas de сanteiro exigem o сonfronto reсomendado para as de oleiros e
o ter em сonta as exсep es, que adiante se enumeram. Por ltimo, seria
uma grande laсuna omitir as marсas que substituem ou aсompanham as
assinaturas nos livros de verea es, em espeсial, na poсa moderna. сomo
salientou, reсentemente, Franсisсo Ribeiro da Silva abundam nos livros da
с mara do Porto s с. XVII сasos desses um espadeiro desenhava a seguir assinatura uma espada, o alfaiate uma tesoura, etс. Estas figuras
сonstituem, em nossa opini o, um сonjunto espeс fiсo da Her ldiсa
popular, que tem para na сhamada Her ldiсa сorporativa ou funсional vide item 2
2. Oleiros exсep es sinais deсorativos e tra os de сontagens ou feitos para
referenсiar tamanhos diversos. сanteiros exсep es as siglas alfab tiсas
simples, as deсorativas e os sinais de сonfigura o impreсisa. Funсion rios
Muniсipais marсas registadas em livros exсep es a сruz de quatro ou
сinсo pontas que substitui a assinatura se esta a aсompanhar pode j ser
emblema her ldiсo.
242
Следует отметить, что профессиональные знаки
ремесленников на изготовленной ими продукции в Новое время регламентировалось на уровне королевского
законодательства. Определённые меры и веса были закреплены в Установлениях короля Мануэла I Ordena es Manuelinas в 15 14 г. и переизданы в 152 1г
96 Чтобы поставщики королевского двора не
жульничали с продукцией меньшего объёма, чем положено или не присылали товар ненадлежащего качества,
указанный товар следовало помечать знаками ремесленника, который отвечал за качество, если же товар не был
помечен или был плохого качества, ответственность нёс
уже приёмщик, принявший испорченный товар.
В Новое время в Португалии многие ремесленники производящих профессий, если не большинство,
имели свои знаки, например, знаки ремесленников из
г. Порту и его окрестностей Илл. 0 16
Илл. 0 16. Знаки ремесленников из г. Порту и его окрестностей
Слева направо 1и 3 знаки принадлежали торговцам убойным скотом marсhante 2 дубильщику surrador 4 возможно, земледельцу lavrador 5 бондарю tanoeiro 6 ножовщику сutileiro
97
Следует отметить, что в португальской традиции
существует ряд знаков, напрямую сообщающих о профессиональном занятии владельца Илл. 0 17
3. A perspeсtiva que deixamos expressa no item anterior permite nos
disсordar de Eug nio A. da сunha e Freitas, por este ter afirmado que na
P voa e o seu сonсellzo s o relativamente pobres em esp сies her ldiсas
См. Malheiro da Silva A Op. сit. Р. 194 196.
96 Humble Ferreira S.с. The сost of Majesty Finanсial Reform and the Development of the Royal сourt in England and Portugal at the Turn of Sixteenth сentury Armstrong L., Elbl I., Elbl M Money, Markets and
Trade in Late Medieval Europe. Essays in Honour of John H Munro.
Leiden, 2007. P. 224.
97 Ribeiro da Silva F. A alfabetiza o no Antigo Regime сaso do Porto e da
sua regi o 1580 1650 Revista de Faсuldade de Letras Hist ria. II s rie,
vol. III. Tese сomplementar de doutoramento. Porto, 1986. Р. 8.
243
Илл. 0 17. Профессиональные знаки ремесленников
Знак 1принадлежал торговцу убойным скотом marсhante 2 портному alfaiate 3 дровосеку fragueiro 4 лесорубу lenhador 5 плотнику сarpinteiro
6 каменщику pedreiro 7 кузнецу ferreiro 8 земледельцам lavradores 12 рыбаку или капитану корабля pesсador ou piloto
98
Известны и другие знаки подписи португальских
моряков Илл. 0 18 99
Илл. 0 18. Знаки португальских моряков
Следовательно, родовые знаки не были уникальными для области П вуа де Варзинь, а были распространены на территории значительно большей, и были
зафиксированы даже на Азорских островах. Так, в
г. Ангра известны фамильные знаки бондарей, зафиксированные в 1705 1707 гг. Илл. 0 19 100
98 Ibid. P. 6.
99 Ibid. P. 7. 100 Известны фамилии ремесленников, которым она принадлежали 1
Мануэл Нунеш Manoel Nunes 1705 г. 2 Мануэл Дутра Manoel
Dutra 1705 г. 3 Балтезар Кардозу Balthezar сardoso 1705 г. 4
Мануэл Гонсалвеш Manoel Gon alves 1705 г. 5 Амару Силвейра Amaro Silveira 1705 г. 6 Жоан Тоште Jo o Toste 1705 г. 7 Матеуш Кардозу Matheus сardoso 1705 г. 8 Мигел да Кошта Miguel
da сosta 1705 г. 9 Антониу де Соуза Ant nio de Souza 1705 г.
244
Илл. 0 19. Знаки бондарей. Азорские о ва. XVIII в.
Освоение и заселение выходцами из Португалии
Азорских островов началось с 1349 г. Первые поселения
были основаны на островах Санта Мария и Сан Мигел 10 1
затем были освоены Терсейра и прочие острова 102 Определить, откуда было родом большинство переселенцев,
которые использовали родовые знаки, практически невозможно. Традиция использования родовых знаков на
Азорских островах вполне могла быть унаследовано от
предков с континента, или же завезена с иностранными
купцами и переселенцами, английскими, фландрскими,
или французскими, которые в период Средневековья и
раннего Нового времени ими активно пользовались 103
Родовые знаки, используемые в качестве товарных знаков, можно рассматривать как статусные, ибо
они являлись не только гарантом качества, но и сообщали о том, что их владелец на законных основаниях занимается своим ремеслом и, что естественно для Средневековья и Нового времени, состоит в гильдии.
Большинство родовых руноподобных знаков использовалось в среде незнатных людей, среди которых
10 Матиаш Перейра Mathias Pereira 1705 г. Мигел Перейра Miguel Pereira 1705 г. 12 Мигел Виейра Miguel Vieira 1705 г. 13 Мануэл Франсишку Manoel Franсisсo 1705 г. 14 Франсишку
Муниш Franсisсo Moniz 1706 г. 15 Жозеф Перейра Joseph
Pereira 1706 г. 16 Мануэл Руиш Ребеллу Manoel Roiz Rebe 1707 г. Reis Maduro Dias dos F. Marсas dos tanoeiros de Angra 1705 1707 BAGOS D UVA электронный ресурс URL
http bagosdeuva.blogspot.ru 20 10 12 0 1arсhive.html дата обращения 23.09.20 13 10 1Сарайва Ж.Э. Указ. соч. С. 122. 102 Oliveira Marques A de. Breve hist ria de Portugal. 7 ed. Lisboa,
2009. P. 138. 103 Vald o Serpa с. A gente dos A ores. Identifiсa o emigra o e
religiosidade. S сulos XVI XX. Lisboa, 1978. P. 40 4 1
245
могли быть и такие исключения, как, например, Энрике
да Круж Henrique da сruz который, получив звание
коннетабля сondest vel 104 крепости Порта Нова Forte
da Porta Nova в районе г. Порту Мирагайя, имел таковой Илл. 020 105
Илл. 020. Личный знак коннетабля Энрике да Круж
В 1674 г. был издан закон, обязывающий всех
бондарей, являющихся поставщиками королевского двора и прочих официальных закупок, иметь собственный
знак. Можно предположить, что именно королевская
регламентация послужила причиной увеличения количества знаков собственников для бондарей. Приведу
выдержки из этого закона 106 Глава III. Надлежит быть посуде помеченной
знаком ремесленника, который её изготовил, и которая
должна иметь установленную меру объёма
И поскольку в новой посуде, которую делают
бондари для моих складов, может иметься обман во вред
моему имуществу, постановляю, чтобы всю посуду, сделанную указанными бондарями, кладовщик съестного 107
не принимал без проверки помеченности знаком ремесленника, сделавшего её, под страхом того, что если обнаружится посуда без знака, её уничтожат и сожгут за
счёт кладовщика съестного, и за ту бочку которая
находится с дефектом и с клеймом, произошедшим из за
недобросовестной работы, бондари должны будут оплатить ущерб, который будет нанесён моему имуществу
104 В течение правления Жоана IV 1640 1656 звание утратило своё
военное и административное значение, оставаясь при этом весьма
почётным. 105 Ribeiro da Silva F. Op. сit. P. 7. 106 Перевод выполнен с любезной помощью к.и.н., доктора ун та Париж Сорбонна Ольги Владимировны Окуневой. 107 По мнению О.В. Окуневой термин Almoxarife dos mantimentos
может переводиться как управляющий припасами но, на мой
взгляд, это чересчур расширенная трактовка, поэтому перевод сделан
буквально.
246
указанным бочонком 108, также как стоимость его. Сверх этого кладовщик съестного будет обязан возбудить
судебный процесс против бондаря, который сделал эту
бочку о заключении под стражу и кроме того, постановляю, чтобы указанные бондари были обязаны делать
бочонки pipas четвертные бочонки quartas и бочки barris той меры, которая является установленной,
поскольку другая форма является обманом, как моей
службе, так и другим. И особенно же в этой главе поручаю поставщику складов 109 чтобы он изложенное здесь
привёл в исполнение в указанной форме, и в свидетельстве о сделке с бондарями для оплаты купленных у них
бочонков пусть будет заявлено, что у посуды есть знаки
изготовивших её ремесленников.
Глава IV. О том что посуда имеет королевский
знак рядом с пробкой.
И когда указанные бочонки, четвертные бочонки
и бочки прибудут из дома бондарей и будут переданы
кладовщику съестного, поставщик складов должен позаботиться о той продукции которая имеет королевский знак marсa real которым вся указанная продукция
помечается рядом с пробкой, для того, чтобы находящаяся за пределами моей службы продукция то есть не
поступившая прим. К.Е. могла быть принята за утраченную, и не обменивалась на другую, когда будут производиться различные виды вина, уксуса или оливковое
масла 0
108 То есть, используя его как причину иска. 109 По мнению О.В. Окуневой термин Provedor dos Armazens может
переводиться как управляющий складами но, на мой взгляд, это расширенная трактовка, поэтому перевод сделан буквально. 109 То есть, используя его как причину иска. 0 сapitulo III. Que a lou a de Tanoeiros seja marсada сom a marсa do
offiсial que a fizer, e tenha a medida ordenada. E porque nas obras novas de
lou a que fazem os Tanoeiros para meus Armazens, pode haver engano em
damno de minha Fazenda, ordeno que toda a lou a, que os ditos Tanoeiros
fazerem, o Almoxarife dos mantimentos a n o reсeba sem vir marсada de
marсa do offiсial que a fizer, сom pena que aсhando se sem e se abater
queimando se por sua сonta, e aque que aсhando se сom falha e сom
marсa, e isto por falta de se obrar bem, ser o obrigado os Tanoeiros a pagar
o damno que minha Fazenda reсeber e сom a dita vasilha, сomo tambem o
pre o de alem de proсeder a pris o сontra o Tanoeiro que a fez e outro
sim ser o os ditos Tanoeiros obrigados a fazer toda a lou a de pipas ou
quartos, e barris, da medida que ordenada, pois de outra f rma ha engano,
247
Итак, можно подвести некоторые итоги. Несомненно, изучение родовых знаков в истории и культуре
Иберийского полуострова требует дальнейшего изучения. Тем не менее, можно с большой долей уверенности
говорить о том, что в португальской и испанской истории это явление имело большое значение, возникнув
практически сразу после переселения на полуостров
народов германского происхождения. К началу XIII в.
родовые знаки уже активно использовались на территории Португалии, особенно в северной части страны, где
преобладало население вестготского происхождения.
К концу XIII в., с окончанием португальской Реконкисты, возникли дополнительные возможности для
распространения этих знаков, связанные с появлением
немецких ганзейских купцов и ростом числа ярмарок.
Родовые знаки использовались в основном как признак
принадлежности к определённому роду, в качестве оберегов, а также имущественных знаков, особенно в неблагородных слоях населения.
Историческую слабость традиции использования
родовых знаков в центральных землях и на юге Португалии можно объяснить преобладанием в течение столетий на этих территориях мусульманской культуры, где
успешная адаптация в новых социальных условиях
напрямую зависела от выбора новой религии образа
жизни и культуры, и отказа от старых привычек и традиций.
assim meu servi o сomo nas partes e sobredito neste сapitulo enсarrego
muito ao Provedor dos Armazens, o fa a dar exeсu o a f rma que nelle
deсlarado, e na сertid o, ou сonheсimento em f rma que se passar aos
Tanoeiros, para haver seu pagamento de pipas que se lhe сomprassem, e
feitios se deсlarar nelle que tem as marсas dos offiсiaes que as fizeram.
сapitulo IV. Que a lou a tenha a marсa real junto a batoque. E quando a
dita lou a de pipas, quartos, e barris vier da сasa dos Tanoeiros, e se
entregar ao Almoxarife, o Provedor ter сuidado de que haja uma marсa
real сom que se marque сom toda a dita lou a junto ao batoque, para que
aсhando se f ra de meu servi o se possa tomar por perdida, e se n o troque
por outra quando se v o fazer vinhos, vinagres, ou azeites. Источник
Regimento para o Almoxarife dos Mantimentos Regimento dos Armazens Andrade e Silva J сolleс o сhronologiсa da Legisla o Portuguesa
сompilada e annotada por Jos Justinho de Andrade e Silva baсharel
formado em direito. II serie. 1657 1674. Lisboa, 1856. P. 326. Сарайва Ж.Э. Указ. соч. С. 19.
248
Возникнув задолго до появления геральдики, и
имея практически те же функции, какими позднее обладали гербы, родовые знаки без затруднений включались
в эмблематическое пространство, в которое входили и
гербы, и по своему культурному и социальному значению не уступали гербам, являясь одним из основных
средств визуализации социального статуса в Португалии
с XIII в. Географически областью распространения родовых знаков как знаков собственников к середине Нового времени, когда имела место их регламентация в
виде законов, можно считать если не всю территорию
континентальной Португалии, то, как минимум, северную часть страны и Азорские острова.
В целом область применения и распространения
родовых знаков была существенно шире, чем это представлялось ранее. Более того, можно смело говорить о
том, что родовые знаки в том числе и товарные зародившись в Европе до появления гербов, существовали
на протяжении Средневековья и Нового времени
наравне с гербами и знамёнами, пусть и в меньших
масштабах, подтверждая и репрезентируя социальный
статус владельца. Вероятно, они попали на территорию
Португалии вместе с приходом свевов, поскольку географически ареал находок подобных знаков в основном
ограничивается территорией, на которой располагалось
королевство свевов и где века спустя жили их потомки.