.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» БиблиотекаПод знаком Золотой Пчелы: Всероссийское геральдическое общество. 1991-2005. (2006) › Сметанников И.С. К читателям. Пролог. Эпилог.
Сметанников И.С.

К читателям. Пролог. Эпилог.

// Под знаком Золотой Пчелы: Всероссийское геральдическое общество. 1991-2005. (2006)

Библиографические данные публикации / опубликовано в издании:

Под знаком Золотой Пчелы: Всероссийское геральдическое общество. 1991-2005. М.: Лидер, 2006.

Об авторе публикации/статьи:

Сметанников Игорь Станиславович (1960-2017) (Москва)
Издатель журнала «Гербовед.ру» (1992-2007 гг.); организатор проведения геральдических конференций в 1990-2000-х гг.; Президент Всероссийского Геральдического Общества, Председатель Русской Геральдической Коллегии; член Комиссии по московской городской символике при Правительстве Москвы
Текст публикации:

К читателям. Пролог. Эпилог.

Многие неподготовленные читатели будут изрядно удивлены, взяв в руки большую увесистую книгу с названием «Под знаком Золотой Пчелы» и ничего не найдя в ней ни о пчёлах, ни о пчелином мёде, ни о лекарствах, изготовленных из продуктов пчеловодства – прополисе, пчелином яде и воске, маточном молочке. Но их внимание обязательно привлекут многочисленные красочные картинки с различными гербами, наградами, флагами и прочими геральдическими знаками, которые изучает и популяризирует Всероссийское геральдическое общество. 14 апреля 2006 года этой весьма необычной общественной организации исполнилось 15 лет.

По сегодняшним меркам – срок вполне достаточный для того, чтобы о нём говорить, подвести первые итоги работы, наметить планы на будущее. Именно об этом, об итогах работы Всероссийского геральдического общества за первые 15 лет своего существования, и рассказывает наша книга. Она получилась довольно внушительной по объёму и очень информативной по содержанию. Но это сделано непреднамеренно, вовсе не для того, чтобы поразить читателей широтой размаха. Просто мы, действительно, так много сделали за эти 15 лет. Больше того, многие материалы мы даже не стали помещать в книгу, чтобы не раздувать её объём до невообразимых размеров. Ведь она и так получилась самой большой геральдической книгой в истории государства российского (и, скорее всего, в истории зарубежной геральдики).

Позвольте, скажут неподготовленные читатели, а какая же тогда связь между пчелой и геральдическим обществом? Очень простая, если знать правила геральдики, её уникальную азбуку. Если знать, что фигуры в гербах изображаются не по своему прямому назначению, а в соответствии с природными качествами. Например, лев в гербах символизирует силу, власть, мужество и великодушие. Теми же качествами наделён и орёл. Конь совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы.

Теперь давайте обратимся к нашей геральдической пчеле и вначале посмотрим, как она выглядит на гербе Всероссийского геральдического общества (см. рис. на обложке книги или на стр. 41). Для отличия от обыкновенной, геральдическая пчела коронована и вооружена, т.е. изображена с червлёными (красными) глазами и обнаженным жалом. Брюшко пчелы окрашено в цвета исторического государственного гербового флага России. Косвенный (андреевский) крест на спинке пчелы и в щите клейнода (нашлемника) символизирует покровителя России Святого Апостола Андрея Первозванного и отражает тесную связь Всероссийского геральдического общества с Русской геральдической коллегией, в основе герба которой лежит золотой щит с андреевским крестом (см. рис. на стр. 169).

А теперь обратимся к символике пчелы. Геральдическая пчела символизирует качества, присущие членам Всероссийского геральдического общества:

- коллективизм (организованный пчелиный рой);

- собирательство, коллекционирование (скрупулезный сбор пыльцы);

- трудолюбие («пахать, как пчела»);

- пользу (опыление растений, полезный пчелиный мёд, прополис, яд и проч.);

- духовность (изготовление свечей из пчелиного воска);

- творчество (филигранное построение геометрически выверенных сот).

Вот сколько общего у геральдистов с обыкновенной пчелой. Поэтому её изображение положено не только в основу герба Всероссийского геральдического общества, но и флага, членского знака, ордена и медали, эмблемы журнала «Гербовед». И если говорить стихами поэта-геральдиста Владимира Ивановича Герасимова, то «…настоящий герб несёт в себе такой хмельной настой, что пахнет, как душистый мёд, и солнцем ярым, и землёй».

Пролог

В качестве пролога приведем любопытный рассказ
знаменитого российского геральдиста первой половины ХХ века
Владислава Крескентьевича Лукомского о том,
как увлекся геральдикой его друг художник Георгий Иванович Нарбут.
Именно так пришли в Геральдику и многие современные геральдисты.
Именно по этому пути придут в этот волшебный мир многие новички…

Георгий Иванович Нарбут полюбил «гербяку» (как он ласкательно называл герб) до увлечения, до мании. Его фантазию привлекало в гербе всё. Многообразные формы щита: треугольные, круглые, овальные, квадратные и квадратные с выступами, барочные - итальянские, в богатых картушах - французские и вырезные - немецкие. Шлемы - шлемы совсем примитивные, точно опрокинутый горшок, лишь с прорезями для глаз; с удлиненною маскою - копьевые; шлемы с забралами, прутьями и решетками самых затейливых положений. А короны? Целая коллекция сказочных головных уборов королей и принцев, герцогов и князей, графов и маркизов, баронов и духовных лиц; от простого металлического обода до совершенных ювелирных изделий, усыпанных жемчугом и всякого рода драгоценными каменьями; разнообразию корон по эпохам, странам и рангам нет конца. Выше, над шлемом, возникают «нашлемники» - развеваются красочные страусовые и павлиньи перья, прыгают легендарные звери, взлетают птицы, грозно потрясают мечами закованные в латы руки бойцов. Со шлема и вокруг щита опускается «намет» - род мантии, вырезанной затейливым рисунком разнообразнейших стилей. И здесь опять бесконечный простор художественным исканиям в области причудливейших извивов и орнаментальных форм. По сторонам щита - щитодержатели: от «диких людей» лишь с дубовыми венками на бедрах и изукрашенных в пестрые одеяния воинов всех времен и народов до золотистых с человеческими лицами львов, огнедышащих драконов, ярых грифов и загадочных единорогов. Внизу герба развеваются ленты с девизами - странными изречениями и призывами, далекими отзвуками, теперь непонятными, благородных движений человеческой души.

Но этим, конечно, не исчерпывается сокровищница геральдики и все богатства ее в щите. Здесь - «бездна возможностей»: бесконечно число сочетаний всяких узорных сечений и геральдических фигур в плоскости щита; именно здесь, где может быть использовано неимоверное количество комбинаций самых простейших предметов обыденного вида, где существует более ста видов рыцарского креста и где беличий мех изображается голубыми шапочками; где все полно чарующей тайны и навсегда останется непонятным тому, кто не проник в этот волшебный мир.

Вот этот мир и пленил Нарбута. И стал Нарбут грезить гербами. Рисует он иллюстрацию к какой-нибудь сказке; рисует всё по сюжету, и где-нибудь на стене остается неиспользованным свободное место; «голым» кажется оно ему - вот он герб туда и «посадит». Нужно ему сделать обложку или фронтиспис, он не ограничится одною рамкою и чеканными буквами, но в середину, в гущу сложной композиции всякой арматуры, поместит и герб «нарочитый» или «измышленный». А то и свой герб «Тромбы» (три охотничьих рога, соединенных наподобие звезды) куда-нибудь да пристроит средь живописных руин. И уж так полюбил он свой герб, что даже на силуэтном своем портрете поместил его в центре своей головы; вот он «Narbutissimus» - всем Нарбутам с Нарбутовки Нарбут».

[ ... ]

[ ... ]

[ ... ]

Эпилог

Вот и закончился рассказ об одной из самых замечательных наук на свете – Геральдике. Надеюсь, читатели по достоинству оценили ее прекрасные качества. И уже полюбили ее, как полюбил ее я и как многие другие мои коллеги, как полюбил художник-геральдист Георгий Иванович Нарбут за богатство и разнообразие фигур, щитов, шлемов, корон, клейнодов, наметов, щитодержателей и т.д. (см. стр. 4), за красоту, грацию, изящность, величественность, изысканность, торжественность и многие другие превосходные эпитеты женского рода... Недаром ведь и сама Геральдика – женского рода.

И да простят меня мои любимые женщины за то, что свою любовь я зачастую отдавал не им, что постоянно изменял им с Геральдикой, все 15 лет существования Всероссийского геральдического общества. За то, что дни и ночи напролет верстал журнал «Гербовед» и газету «Геральдические ведомости», писал свои статьи и редактировал чужие, готовился к лекциям и конференциям, изучал и создавал гербы, подолгу пропадал вне дома на всевозможных геральдических мероприятиях. Я благодарен им, моим любимым женщинам, за то, что они вдохновляли меня на геральдическое творчество, за понимание и помощь, особенно – при подготовке этой книги к печати, когда несколько месяцев подряд буквально круглосуточно проводил время за компьютером, обрабатывая гигантские объемы геральдической информации в сжатые сроки, систематически пренебрегая сыновними, супружескими, родительскими и дедовскими обязанностями.

Моим любимым женщинам – маме, супруге, дочке и внучке посвящаю эту книгу.

И.С. Сметанников

«« НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ ВПЕРЕД »»

› См. также другие статьи Сметанникова И.С.
в библиотеке найдено еще 134 публикации(й) автора

Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта