Пчелов Е.В.
[Бестиарий Московского царства]: Голубь
// Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века (2011)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века. М.: Старая Басманная, 2011 г. С. 101-102 (Глава VII)
Аннотация: В 1535–1538 гг., в начале правления тогда ещё малолетнего Ивана IV, в России была проведена денежная реформа. В результате монетная система приобрела следующий вид – чеканились три монеты: копейка, деньга и полушка. На аверсе копейки помещалось изображение всадника с копьём, на аверсе деньги – всадника с саблей, а на аверсе полушки, самой мелкой серебряной монеты, – изображение птички. На реверсе монет именовался сам государь, причём на реверсе полушки легенда состояла только из одного этого слова.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 6054 знаков (с пробелами)
ГЛАВА 7.
Голубь.
В 1535 1538 гг., в начале правления тогда ещё малолетнего Ивана IV, в России была проведена денежная реформа332. В результате монетная система приобрела следующий вид чеканились три
монеты копейка, деньга и полушка. На аверсе копейки помещалось изображение всадника с копьём, на аверсе деньги всадника
с саблей, а на аверсе полушки, самой мелкой серебряной монеты,
изображение птички ил. 62 333. На реверсе монет именовался сам
государь, причём на реверсе полушки легенда состояла только из
одного этого слова.
Условный схематизм изображения птички, казалось бы, затрудняет её идентификацию. Птичка обращена в правую от зрителя
сторону, её крылья раскрыты, и она как бы готова к полёту, хотя
ещё и не летит. Ближайший предшествующий по времени изобразительный аналог птица на некоторых монетах последнего
великого тверского князя Михаила Борисовича свергнут в 1485 г.
на одном из типов на аверсе изображён всадник с мечом, едущий
вправо, а на реверсе птица на другом птица на аверсе, а на реверсе надпись334. Подчеркну, что это лишь одни из многих монетных типов этого князя.
Прояснить идентификацию птички помогает свидетельство Г.К. Котошихина, писавшего своё сочинение о России в 1660 х годах. Он прямо
называет эту птичку голубем Полушки, четвертая доля копеек, денег
половина, на одной стороне голубь, а на другой написано царь 335.
Пренебрегая этим указанием, А.Л. Хорошкевич, впрочем, усматривает в
птичке одноглавого орла и связывает его, в частности, с орлами на новгородских печатях XV в., восходящими к владимиро суздальской эмблематике336. На полушках птичка сохранялась вплоть до эпохи Алексея Михайловича, когда по необъяснимым причинам её сменил двуглавый
орёл337. Однако, если трактовать птичку как голубя, то замена её двуглавыморломприцареАлексееМихайловиче совершенноновое явление,
поскольку голубь и орёл абсолютно разные эмблемы.
На самом же деле птичка на полушках действительно является голубем. С.В. Зверев обратил внимание на то, что на некоторых типах
псковских полушек в клюве птички изображена веточка, и связал это
изображение с библейским рассказом о Всемирном потопе. По мысли исследователя, голубь, как символ Святого Духа, помещённый на
лицевой стороне полушки, в сочетании с надписью Государь на
обороте Бог Государь символизировал сакральный характер царской власти338. Существенно, впрочем, что изображения ездеца на
монетах сопровождаются легендой на реверсе, называющей монар 102
ха, где присутствует титул царь и великий князь всея Руси А изображение голубя сопровождает легенда государь По видимому,
два этих титула несли разную смысловую нагрузку, если первый
имел прежде всего политический смысл и в этом качестве был как
бы более приземлённым соответствуя символическому изображению государя в виде всадника то второй апеллировал скорее к духовному смыслу царской власти, был более высоким и широким по
значению. Поэтому сочетания ездеца с образом конкретного царя, а
голубя с его над политической и потому более абстрактной сущностью выглядят вполне естественными. На выбор же самой эмблемы голубя, возможно, оказало влияние стремление как то отразить
особую Божественную благодать, даруемую царю что соответствует
начальной части полного царского титула Божиею милостию Государь, Царь и т.д
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. [Бестиарий Московского царства]: Голубь (2011)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|