Пчелов Е.В.
[Бестиарий Московского царства]: Четыре животных саадака 1627–1628 гг
// Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века (2011)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века. М.: Старая Басманная, 2011 г. С. 97-100 (Глава VI)
Аннотация: В числе царских регалий первых Романовых в Оружейной палате Московского Кремля хранится саадак «Большого наряда», созданный в кремлёвских мастерских группой европейских мастеров в августе 1627 г. – ноябре 1628 г. для царя Михаила Фёдоровича. По своему художественному оформлению этот саадак близок царскому венцу 1627 г., созданному практически теми же ювелирами, а также царскому кубку 1628 г., сделанному мастером Яковом Фриком, принимавшим участие в создании и саадака, и венца. Поэтому данные памятники обычно в историографии объединяются в общий комплекс.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 159 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
 1. Полушка Ивана Грозного.
ID: 1157
 2. Полушка Ивана Грозного.
ID: 1158
 3. Столп Грановитой палаты Московского кремля.
ID: 1159
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 13634 знаков (с пробелами)
ГЛАВА 6.
Четыре животных саадака 1627 1628 гг.
В числе царских регалий первых Романовых в Оружейной палате Московского Кремля хранится саадак Большого наряда
созданный в кремлёвских мастерских группой европейских мастеров в августе 1627 г. ноябре 1628 г. для царя Михаила Фёдоровича ил. 60 32 1По своему художественному оформлению этот саадак
близок царскому венцу 1627 г., созданному практически теми же
ювелирами322, а также царскому кубку 1628 г., сделанному мастером Яковом Фриком, принимавшим участие в создании и саадака,
и венца323. Поэтому данные памятники обычно в историографии
объединяются в общий комплекс. Вероятно, это была целая серия
предметов, изготовленных для царя в связи с необходимостью сделать новый комплект регалий скипетр и держава уже имелись в
царской казне со времён Бориса Годунова К тому же кругу вещей,
по всей видимости, относится и парадная царская сабля, декорированная в те же годы клинок её датируется 1624 г. 324. Таким образом был создан Большой наряд Михаила Федоровича, в который вписался и роскошный золотой саадак.
Ювелирное оформление саадака, как и венца 1627 г., решено в традицияхзападноевропейскогоискусстватоговремени подобнооформлению скипетра и державы, сделанных, по мнению М.В. Мартыновой,
при дворе императора Рудольфа II в Праге на рубеже XVI XVII вв.
и входивших в состав Большого наряда 325 кроме того сочетание
красного и зелёного цветов в оформлении саадака в какой то степени близко традициям восточного османского ювелирного искусства следующий комплекс царских регалий царя Алексея Михайловича был заказан в Стамбуле Кремлёвские ювелиры использовали для
украшения саадака алмазы, сапфиры, рубины и изумруды, золото и
серебро, а также эмаль белого, красного, синего, голубого и зелёного
цветов, что создавало праздничную и торжественную цветовую гамму
из сочетания золотого, белого, красного, синего и зелёного цветов.
На налуче и колчане саадака помещены также эмалевые эмблемы. На налуче двуглавый орёл белый с золотом на синем фоне
вокруг которого четыре медальона с четырьмя животными одноглавым белым с золотом орлом, держащим царский венец, вверху
справа от двуглавого орла коричневым грифоном, держащим в
лапе державу, вверху слева белым единорогом, держащим скипетр,
внизу справа и золотым львом, держащим меч, внизу слева ил. 6 1
Все четыре животных помещены в золотых медальонах с шахматным фоном. Ниже этой большой композиции расположено изображение всадника в золотых латах на белом коне, пронзающего 98
копьём в пасть зелёного с голубой головой дракона в медальоне на
синем фоне. При этом, находящийся в движении всадник, обращён
к двуглавому орлу.
На колчане также имеется изображение двуглавого орла, аналогичное изображению на налуче, но меньшего размера. А ниже, под
орлом, помещён в медальоне белый единорог с золотым рогом на
синем фоне, обращённый вправо от орла. Очевидно, что на саадаке
представлены три государственные эмблемы того времени. Это
двуглавый орёл, всадник змееборец и единорог. Причём, именно
в той символической иерархии, которая соответствует их иерархии
на государственных печатях того времени. Но вокруг двуглавого
орла расположены ещё четыре эмблемы в виде четырёх животных.
Мне представляется, что их выбор мог быть обусловлен определённой близостью с символами четырёх евангелистов326. Типологическая аналогия здесь вполне уместна. И действительно, орёл символ Иоанна и лев символ Марка вполне очевидны. В этом случае,
ангелу символ Матвея соответствует крылатый грифон, а тельцу символу Луки единорог. Таким образом, два этих символа были
переосмыслены в традиции российской эмблематики грифон здесь
может выступать эмблемой рода Романовых если в начале XVII в.,
это действительно было так, о чём, вроде бы, свидетельствует прапор
боярина Никиты Ивановича Романова в качестве же официального
романовского герба грифон известен только с середины XIX в.
327 а
единорог уже присутствовал в государственной символике в XVI в. как копытное и рогатое животное он ближе всего тельцу328 Более
того, даже расположение животных на налуче в определённом ракурсе соответствует традиции их расположения в изобразительном
материале тогдашней европейской культуры орёл и ангел как жители небесных сфер помещались вверху, а бык и лев как обитатели
Земли внизу. Правда, в средневековой Европе, как правило, ангел и
лев помещались справа от центрального изображения слева от зрителя а орёл и бык слева справа от зрителя
329. На налуче же саадака напомню, что делали его иностранные по происхождению мастера
орёл и единорог помещены справа от двуглавого орла, а грифон и
лев слева. Чем была вызвана такая инверсия сказать сложно, но
важно иметь в виду, что абсолютно жёсткого и во всех случаях одинакового сопряжения символов евангелистов с четырьмя частями общей композиции не существовало.
Важно также понять, почему каждое из животных, изображённых
на налуче, держит именно эту регалию, а не какую либо другую.
Здесь прежде всего бросается в глаза определённое соотношение
форм предметов скипетру соответствует меч, а венцу держава. Венец царская шапка был, безусловно, важнее других регалий, поэто 99
му его держит орёл, занимающий верхнее правое место от государственного орла. Далее по иерархии регалий вроде бы должны идти
сначала скипетр государь держит его в правой руке а затемдержава в левой руке Но поместить скипетр в левой верхней от орла части как следовало бы по иерархии мест вокруг центра, принятой в средневековой символике русской царской власти было бы неверным,
поскольку скипетр соотносится с правой стороной. Отсюда ясно, что
скипетр должен был оказаться в лапах того животного, которое расположено от двуглавого орла справа, но внизу. Таким зверем и стал
единорог, ведь скипетр ещё с XVI в., как мы помним, мог прямо соотносится с рогом единорога. В левой части композиции должна была
располагаться держава её получил грифон, находящийся вверху.
А затем следовал меч, как наименее значимая регалия330, его получил
лев символ воинственности и таким образом скипетр единорога
и меч льва составили стоящую напротив друг друга пару. Царская
птица орёл вполне логично держала царский венец, а крылатый грифон державу если полагать, что грифон занял место ангела, то
его сопряжение с державой выглядит ещё более символичным, ведь
держава яблоко по сути символизирует мир
В целом изобразительная композиция на налуче саадака имела, таким образом, глубокий символический смысл. С одной стороны, это
были символы царской власти государственный орёл, всадник, регалии с другой символы духовного характера аналогия с символами
евангелистов Тот же факт, что эти эмблемы помещались на предметах парадного вооружения, воинских регалиях, означал то, что царь в
военном качестве являлся не только защитником страны, государства,
своей державы, но и христианской веры, предводителем православного воинства.
Изображения тех же четырёх животных встречаются и на других царских предметах XVII в. Например, среди рукавиц Алексея
Михайловича были алые, запясьи низаны жемчюгом орлы и львы
и грифы и инороги. Подложены тафтою двоеличною 33 1Те же четыре символа присутствуют и в оформлении двойного трона царей
Ивана и Петра Алексеевичей в основе которого, по предположению М.В. Мартыновой, лежат детали более раннего трона Михаила
Фёдоровича 100
Ил.62 Полушка Ивана Грозного.
Ил.63 Столп Грановитой палаты Московского кремля.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. [Бестиарий Московского царства]: Четыре животных саадака 1627–1628 гг (2011)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|