| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пчелов Е.В. Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века (2011) › [Бестиарий Московского царства]: Двуглавый орел | ||||||
Пчелов Е.В.
[Бестиарий Московского царства]: Двуглавый орел// Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века (2011)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV-XVII века. М.: Старая Басманная, 2011 г. С. 9-40 (Глава I) Аннотация: Самым известным зооморфным образом русской государственной геральдики и эмблематики, бесспорно, является двуглавый орёл. Истории этого символа на Руси и его возможному происхождению посвящена большая научная литература2 . Первым памятником русской сфрагистики, на котором появилось изображение двуглавого орла в качестве государственного геральдического символа, исследователями единодушно признаётся красновосковая двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновную и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Фёдору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1. Плитка с изображением одноглавого орла из раскопок храма в г. Василёве.
ID: 1094
2. Изображение князя Ярослава Владимировича на фреске церкви Спаса на Нередице под Новгородом.
ID: 1095
3. Реконструкция фрески с изображением Ярослава Мудрого С.А. Высоцкого и Ю.А. Коренюка
ID: 1096
4. Умбон южных Золотых врат Рождественского собора в Суздале с изображением двуглавого орла.
ID: 1097
5. Герб «герцога Красной Руси» из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя.
ID: 1098
6. Двуглавый орёл на деньге Михаила Борисовича тверского.
ID: 1099
7. Наградной золотой Ивана Грозного.
ID: 1100
8. Двуглавый орёл на миниатюре из евангелия Дмитрия Палеолога
ID: 1101
9. Двуглавый орёл в декоре портала Грановитой палаты.
ID: 1102
10. Большая государственная печать Ивана Грозного, лицевая сторона. Прорисовка из книги А.Б. Лакиера «Русская геральдика».
ID: 1103
11. Печать Лжедмитрия I, 1604 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера «Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц» (Вып. 1. М., 1882)
ID: 1104
12. «Двойная кормчая» печать Михаила Фёдоровича, 1627 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера.
ID: 1105
13. Рубль Алексея Михайловича, 1654 г.
ID: 1106
14. Большая государственная печать Алексея Михайловича, 1667 г.
ID: 1107
15. Костяной трон, приписываемый Ивану Грозному
ID: 1108
16. Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
ID: 1109
17. Шапка Казанская.
ID: 1110
18. Малая государственная печать Ивана Грозного, 1569 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера.
ID: 1111
19. Печать Ивана III при договорной грамоте от 16 июня 1504 г
ID: 1113
20. Подвеска из Большого Гнёздовского клада, X в
ID: 1114
21. Рисунок А. ван Вестерфельда фрески киевского Софийского собора с изображением Ярослава Мудрого.
ID: 1115
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 120881 знаков (с пробелами)
Ил. 1Печать Ивана III при договорной грамоте от 16 июня 1504 г. Ил. 2 Подвеска из Большого Гнёздовского клада, X в. Ил. 3 Рисунок А. ван Вестерфельда фрески киевского Софийского собора с изображением Ярослава Мудрого. ГЛАВА 1br Двуглавый орёл. br Самым известным зооморфным образом русской государственной геральдики и эмблематики, бесспорно, является двуглавый br орёл. Истории этого символа на Руси и его возможному происхождению посвящена большая научная литература2 Первым памятником русской сфрагистики, на котором появилось изображение двуглавого орла в качестве государственного геральдического br символа, исследователями единодушно признаётся красновосковая br двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновную и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Фёдору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г. br 3 Н.А. Соболева в своём каталоге br печатей Северо Восточной Руси XIV нач. XVI в. отметила, что сохранилось всего семь оттисков этой печати на документах 1490 х 1504 гг. br 4 а В.А. Кучкин дополнил этот список упоминаниями о ещё br двух оттисках этой печати, скреплявших грамоты Ивана III5 На br самом же деле, как показала М. Агоштон, сохранились лишь четыре красновосковых печати указанного типа, бесспорно принадлежавших Ивану III три экземпляра хорошей сохранности печать br при уже упоминавшейся грамоте от июля 1497 г., печать при договорной грамоте Великого князя Василия Ивановича с его братом br Юрием от 16 июня 1504 г. ил. 1и печать при жалованной данной br грамоте Ивана III сыновьям Юрию, Дмитрию, Семёну и Андрею на br дворы в Москве, датированной тем же годом, что и предыдущая br и один экземпляр, состоящий из трёх фрагментов печати при жалованной грамоте Ивана III Александру Васильевичу Карамышеву ок. 1490 х гг При этом, исследовательница, продолжая вслед за br В.А. Кучкиным поиск упоминаний о красновосковых печатях Ивана III, привела ещё несколько таких примеров, справедливо отметив, br в то же время, что необходимо чётко разделять точно идентифицируемые и сохранившиеся сфрагистические источники и неидентифицируемый повреждённый или сомнительный утраченный и br просто упоминаемый в письменных источниках материал. Важным br выводом, к которому пришла М. Агоштон, является и то, что сохранившиеся красновосковые печати Ивана III данного типа происходят, вероятно, от двух очень схожих, но отличающихся штемпелей печати грамоты 1497 г. и грамоты Ивана III сыновьям от br одного штемпеля, а печать договорной грамоты 1504 г. от другого от того же штемпеля происходит и оттиск лицевой стороны печати, скрепляющей верительную грамоту Ивана III русским послам br при папском дворе от 1499 г Иными словами, две схожие матрицы 10 br печати одного сфрагистического типа со всадником на лицевой br стороне и двуглавым орлом на оборотной существовали одновременно6 Итак, самым ранним памятником русской сфрагистики, br несущим изображение двуглавого орла, является печать Ивана III br при грамоте от июля 1497 г. br Когда же была сделана матрица этой печати Проанализировав br титул великого князя, представленный в легенде на печати, и данные br письменных источников о дипломатических контактах Московского br государства того времени, В.А. Кучкин предположил, что матрица br печати была создана в августе 1490 г. иностранным мастером возможно, римским мастером Христофором или любекским мастером br Альбертом7 По мнению Н.А. Соболевой, обнаружившей иконографические аналогии впрочем, весьма приблизительные изображению всадника на монетах Северной Италии Ломбардии матрицу br печати сделал мастер североитальянского миланского происхождения8 М. Агоштон, внимательнейшим образом изучив имеющийся br источниковый материал, пришла к выводу, что прототипом красновосковой печати 1497 г. послужила вислая золотая печать Ивана III при жалованной грамоте Соловецкому монастырю от февраля 1479 г., а матрица печати 1497 г. была сделана, самое раннее, в начале 1493 г. а, скорее, даже после 1494 г. 9 Следовательно, изображение br двуглавого орла как эмблемы на печатях русских государей появилось в начале 1490 х гг. br Здесь нет возможности останавливаться на возможном происхождении русского варианта этой эмблемы времён Ивана III. Отмечу лишь, что господствовавшая в историографии XIX в. гипотеза о br византийском происхождении этой эмблемы, заимствованной Иваном III благодаря браку с Софьей Палеолог, сменилась в последнее br время во многом благодаря заслуживающей всяческого внимания br работе Г. Алефа мнением о западноевропейском её происхождении двуглавый орёл с 1430 х гг. был гербом императоров Священной Римской империи Германской нации. Между тем, следует br иметь в виду, что хотя Г. Алеф и признавал, что поводом к появлению двуглавого орла на печати Ивана III были дипломатические br отношения с этим главным на тот момент западноевропейским br государством, он всё же считал, что Иван III принял подобного орла, br изобразительно отличного от имперского, но соответствующего византийскому типу изображения этого символа. Иными словами, русский орёл был подобен имперскому как и статус Ивана III в br качестве господаря всея Руси был подобен статусу императора br но не идентичен ему, а опирался на византийский эмблематический вариант. Исследования М. Агоштон прекрасно вскрыли всю br сложность проблемы исследовательница высказала сомнения в br том, что знакомство московских дипломатов с печатями императора Фридриха III и короля Максимилиана могло повлиять на выбор br подобной эмблемы для печати Ивана III, поскольку рисунок двуглавого орла отнюдь не доминировал на небольшой по размеру br печати Фридриха, скреплявшей рекомендательные письма своего br посла Николая Поппеля 10. Не говоря уже о том, что сложно предположить какое либо прямое заимствование эмблемы непосредственно с печати того государства, с которым имеются дипломатические br контакты никогда в дипломатической практике такие вещи не br происходили и не происходят. Просто так присвоить себе чужой br государственный герб или эмблему было совершенно невозможно ни в XV, ни в любом другом веке европейской истории такая br эмблема должна была быть изначально другой, возможно, похожей, но никак не идентичной. Так же и двуглавый орёл на печати br Ивана III изобразительно принципиально отличался от двуглавого br орла Священной Римской империи. На мой взгляд, сбрасывать со br щитов византийскую гипотезу рано во всяком случае, до тех br пор пока не будет собран и проанализирован весь необходимый br эмблематический и геральдический материал по всем культурным br традициям, где встречаются изображения двуглавого орла до сих br пор этого в историографии не сделано br Однако ещё и до начала 1490 х гг., до эпохи Ивана III изображения двуглавого орла или иной двуглавой птицы спорадически br встречались в древнерусской культуре. Таких случаев немного, но br они, тем не менее, заслуживают пристального внимания причём br некоторые из них, обозначенные в научной литературе по истории br русской геральдики, оказываются при ближайшем рассмотрении br недостоверными Перечислим эти изображения и их упоминания br в научной литературе. 1Серебряная подвеска из Гнёздовского клада, последняя треть X в. ил. 2 br В деревне Гнёздово, в девяти верстах от Смоленска, неподалёку br от Днепра, в мае 1867 г. был найден клад серебряных вещей знаменитый т.н. Большой Гнёздовский или Смоленский клад 12. Среди br предметов Большого Гнёздовского клада имеется серебряная подвеска с очень своеобразным узором, выложенным сканью и зернью. br Рисунок этого узора даёт в схематизированном и разложенном виде br фигуру геральдически распластанной птицы с двумя головами, обращёнными в разные стороны. Контур рисунка выложен сканной br нитью, слегка сплющенной и припаянной на ребро, а образованные br нитью части заполнены внутри зернью 13. В настоящее время, как br и другие предметы из Большого Гнёздовского клада, эта подвеска br хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. Традиционно 12 br клад датируется последней третью X в. на основании найденных, br якобы, в его составе монет. br Однако, как показала Т.А. Пушкина, на самом деле эти монеты br не принадлежат Большому Гнёздовскому кладу, и поэтому неясность или даже недостоверность монетного состава клада не позволяет его более менее точно датировать 14. Очевидно лишь, что br клад относится к варяжскому периоду древнерусской истории br найденные вещи позволяют считать этот комплекс древнескандинавским, а само Гнёздово в X в. было важным дружинным и торговым центром на Пути из Варяг в Греки 15. Таким образом подвеска br с изображением двуглавой птицы относится к дружинной среде br скандинавского происхождения и не имеет, вероятно, отношения br собственно к древнерусскому художественному ремеслу, хотя, как br предполагают, и могла быть сделана на Руси 16. По всей видимости, br подвеска могла быть элементом какого то женского украшения. br При этом имеются две близкие аналогии, вероятно, относящиеся br ко второй половине X начале XI в. это подвески одна из Владимирских курганов и другая из Новгорода. Особенности техники br изготовления и сама стилистика изображений на всех трёх подвесках позволяют связывать их со скандинавскими художественными br стилями эпохи викингов 17. Между тем, в отличие от гнёздовской br подвески на владимирской и новгородской подвесках изображена br одноглавая птица с опущенными крыльями и повёрнутой налево направо от зрителя головой. Таким образом изображение двуглавой птицы на подвеске из Гнёздова можно считать уникальным. br Интерпретация этого изображения затруднена его условным, br схематизированным характером. Ясно лишь, что это двуглавая br хищная птица о чём свидетельствуют загнутые клювы но орёл br ли это, сказать сложно. По мнению В.И. Кулакова, такое изображение могло быть связано с традицией ритуального расчленения br жертвенной птицы, распластанная тушка которой крепилась к br столбу или к стене такой обряд существовал в дружинной среде br Скандинаво Балтийского региона, о чём свидетельствуют и другие br изображения в дружинном декоративно прикладном искусстве br того времени впрочем, приведённые исследователем аналоги весьма приблизительны 18. В.И. Кулаков усматривает в двуглавой птице br гнёздовской подвески соединение двух типов изображений птиц, br известных в IX XI вв. на вещах Скандинаво Балтийского региона и br затем Восточной Европы птицы хищника и птицы жертвы, причём жертвенный характер гнёздовской птицы подчёркивает изображение треугольника остриём вверх, помещённое под головами br птицы и как бы обозначающее верхнюю часть её туловища 19. Треугольник традиционный для скандинавов язычников символ бес 13 br смертия, характеризующий ожившую в ином мире жертву 20. Следовательно, перед нами изображение двуглавой хищной птицы, br связанное со скандинавской дружинной культурой и традицией br жертвоприношений. Как бы то ни было, именно оно остаётся самым ранним из изображений подобного рода на территории Руси. br 2. Фреска киевского Софийского собора, 1040 е нач. 1050 х гг. ил. 3 br В историографии упоминаются изображения двуглавых орлов br на одеянии князя Ярослава Мудрого, изображённого на фреске Софийского собора в Киеве2 1Сама фреска, созданная, очевидно, при br жизни князя, не сохранилась. Она известна только по копии конца br XVIII в. с рисунка 165 1г., сделанного голландцем Абрахамом ван br Вестерфельдом, придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла. А. ван Вестерфельд после взятия Киева войсками br Речи Посполитой вместе со свитой гетмана жил некоторое время на br подворье Софийского собора и сделал зарисовки Киева и его достопримечательностей. В том числе художник зафиксировал и фреску br с изображением семьи Ярослава, причём саму фреску он видел не в br её изначальном виде, а уже после поновления росписей храма, осуществлённого в 1640 х гг. по распоряжению Петра Могилы. Кроме br того, и сам рисунок мог быть не вполне точен, тем более, что дошёл br до нас он не в оригинале, а в позднейшей копии. Таким образом, br то, что мы видим на этом изображении, представляет собой копию br XVIII в. с рисунка середины XVII в. с поновлённой в том же XVII в. br фрески XI в. Тем не менее, изображение княжеского облачения br признаётся исследователями соответствующим реалиям XI в. Такова на самом Ярославе мантия или длинный плащ из парчовой материи, вышитой кругами с изображёнными в них орлами. Мантии br и облачения с таким рисунком, носившие в Византии специальное br название орлов входили в число высших сановных облачений br византийского двора. Мантия окаймлена широкою золотною полосою, набранной драгоценными каменьями писал Н.П. Кондаков22. Примечательно, однако, что орлы на мантии Ярослава по br рисунку А. ван Вестерфельда вовсе не двуглавые, а одноглавые. На br это особое внимание обратил В.Н. Лазарев, специально занимавшийся изучением ктиторской фрески Софийского собора23. Писал br об этом и С.А. Высоцкий, посвятивший монографию светским фрескам киевской Софии24. В реконструкции фрески с изображением br Ярослава Мудрого, сделанной С.А. Высоцким и Ю.А. Коренюком br на основании небольших фрагментов фрески и рисунка 165 1г. по br копии XVIII в. плащ корзно князя орнаментирован кругами с золотыми одноглавыми орлами на пурпурном фоне ил. 4 25. Таким br образом сообщение о двуглавых орлах на фреске Софийского собора в Киеве можно считать недостоверным26. 14 br Ил. 4 Реконструкция фрески с изображением Ярослава Мудрого С.А. Высоцкого и Ю.А. Коренюка. br Ил. 5 Плитка с изображением br одноглавого орла из раскопок br храма в г. Василёве. br Ил. 6 Изображение князя br Ярослава Владимировича br на фреске церкви Спаса на br Нередице под Новгородом. 15 br 3. Керамические плитки храма в Василёве, XII в. br А.Л. Хорошкевич, а вслед за ней и М. Агоштон, отмечают, что br изображения двуглавого орла встречаются на декоративной плитке XII XIII вв. из Василёва Северная Буковина на Днестре 27, ссылаясь на работу Б.А. Тимощука. На самом же деле, эти керамические плитки, применявшиеся для убранства полов, обнаруженные при раскопках белокаменного храма XII в. на территории посада в br древнем Василёве имеют изображение одноглавого орла с раскрытыми, но опущенными крыльями и повёрнутой вправо от зрителя br единственной головой. Статья даже сопровождается изображением br такой плитки ил. 5 28. Следовательно, этот факт изображения двуглавого орла представляет собой мистификацию. Примечательно, br что А.Л. Хорошкевич даже говорит об особом василёвском типе br двуглавого орла br 4. Фреска церкви Спаса Преображения на Нередице, кон. XII в. ил. 6 br В церкви Спаса Преображения на Нередице под Новгородом, br построенной в 98 г., на южной стене в аркосольной нише югозападного угла храма, находилась фреска, представлявшая собой br ктиторский портрет князя, подносящего модель храма Спасителю, br сидящему на престоле29. Согласно гипотезеЮ.Н. Дмитриева, на фрескеизображёнкнязьЯрославВсеволодович 90 1246 отецАлександра Невского, однако, в настоящее время исследователи склоняются br к единодушному мнению, что это портрет основателя храма князя br Ярослава Владимировича ум. после 1206 г. внука Мстислава Великого, который был новгородским князем в 8 182 84, 87 96 и 97 99 гг. br 30 Ярослав был женат на родной сестре жены Всеволода br Большое Гнездо и, соответственно, приходился Ярославу Всеволодовичу дядей. Фреска, скорее всего, выполнена вскоре после строительства храма, в 99 гг., когда, согласно летописному сообщению, br храм был расписан впрочем, по предположению Т.С. ЩербатовойШевяковой, фреска была создана уже после смерти князя, т.е. в начале XIII в. 3 1Впрочем, известно, что она, как и другие фрески Спаса на br Нередице, подвергалась позднейшим поновлениям. Князь изображён в обычном византийском облачении одного из высших патрицианских рангов, вполне отвечающем представлению великокняжеского сана на плечах князя малиновая мантия из драгоценной br парчовой ткани, украшенная вышивкой и жемчугом32. br В одном из медальонов на мантии, срезанном контуром силуэта плеча князя, на красном поле помещено изображение охряного br орла с профильной головой в геральдической позе, виден овальный br корпус, одно распластанное крыло и одна растопыренная нога 33. br В других медальонах на мантии растительный орнамент. Иными br словами, в медальоне на плече князя изображена половина орла с 16 br опущенными крыльями золотого на красном поле т.е. орла византийского типа. Но двуглавый ли он, сказать сложно. Принцип br симметрии, казалось бы, позволяет предполагать, что это двуглавый br орёл34. В то же время этот орёл мог быть и одноглавым, подобно орлам на мантии Ярослава Мудрого с фрески Софийского собора. br Изображения двуглавых орлов широко представлены, например, на фресковых портретах сербских правителей, находившихся br под покровительством и связанных родственными узами с византийскими императорами. Присутствие двуглавого орла на мантии br одного из второстепенных князей Руси может в какой то степени br объясняться тем, что сам Ярослав Владимирович, княжа в Новгороде, как убедительно показал А.А. Гиппиус, воспринимал себя в br качестве великого князя каковым титулом он и назван в Новгородской первой летописи в сообщении о строительстве Спаса на br Нередице т.е. вполне суверенного, независимого правителя Новгородской земли35. Возможно, статус великого князя мог ассоциироваться с византийской эмблемой двуглавого орла, принадлежавшей высшим рангам византийской государственной иерархии деспоты, севастократоры Однако, ещё раз подчеркну, что надёжных br оснований считать этого орла двуглавым нет36. br 5. Металлическая булавка из Новгорода, вторая пол. XII первая br пол. XIII в. br Среди металлических булавок, обнаруженных Новгородской br археологической экспедицией, имеется предмет с головкой квадрифолийной формы, на лицевой стороне которой изображена br двуглавая птица с раскрытыми, но опущенными крыльями. Изделие обнаружено в слое начала XV в., но относится к более раннему времени, поскольку такие предметы с массивными головками br и стержнем с крючком находились в употреблении с середины br XII до второй половины XIII в По видимому, булавка с двуглавой br птицей найдена во вторичном залегании. Назначение этих вещей, br распространённых в XII XIII вв. на Руси, неясно возможно, это br были заколки для волос и головных уборов, застёжки для одежды, br а, возможно, вотивные предметы, имеющие отношение к весенним обрядам аграрного цикла37. Изображение двуглавой птицы на br новгородской булавке очень схематизировано, что неудивительно, br учитывая небольшой размер предмета. br 6. Умбон левой створы южных Златых врат Рождественского собора в Суздале, кон. 1230 х нач. 1240 х гг. ил. 7 br Западныеи южные золотые врата Рождественского собора в Суздале, возведённого в 1222 1225 гг., были созданы техникой горячей br золотой наводки на меди ещё до монгольского нашествия, однако, br умбоны врат относятся к более позднему времени и датируются при 17 br близительно рубежом 1230 х и 1240 х гг. br 38 На умбонах западных и южных врат помещены br различные изображения растительный орнамент, львы, грифоны, драконы, птицы и др., на br умбонах южных врат также br изображения святых. На одном br из умбонов южных врат во втором ряду сверху левый умбон br левой створы изображён двуглавый орёл с расправленными br крыльями и длинным хвостом, br переходящим в два пышных br растительных завитка 39. Крылья орла раскрыты, но опущены вниз, а в верхней части украшены br двумя утолщениями, по типу западноевропейских двуглавых орлов. br Клювы орла чуть приоткрыты. По мнению Г.К. Вагнера, двуглавый br орёл, так же, как и некоторые другие символические изображения br на умбонах, абсолютно новый зооморфный мотив во владимиросуздальском искусстве40. Исследователь объяснил его присутствие br в декоре врат тем, что двуглавый орёл изображён, конечно, не в br геральдическом значении, а скорее всего, как символ бессмертия br души 4 1Однако, на чём основано такое умозаключение, неясно. br Бросается в глаза, впрочем, тот факт, что умбон с двуглавым орлом br соседствует с умбонами с изображениями птиц и крылатого дракона, br т.е. как бы представителей небесных сфер. Соседствующие с умбоном изображения в клеймах врат Троица справа вверху и Труды br Адама справа внизу не дают возможности прояснить семантику br данного изображения двуглавого орла. br 7. Столп у города Холма, 1259 г. br Во второй половине XIII в. известен случай вероятного появления двуглавого орла в Галицко Волынской Руси вернее, с 1253 г. в br королевстве Руси Под 1259 г. Ипатьевская летопись собственно br это Галицко Волынская летопись в составе Ипатьевского списка br сообщает об установке у города Холм, где находилась резиденция br князя Даниила Романовича, столпа а на немь орелъ каменъ изваянъ, высота же камени десяти лакотъ, с головами же и с подножьками 12 лакотъ 42, т.е. 12 локтей. Столп был сооружён на пути к городу br и должен был символизировать могущество, силу княжеской влаИл. 7 Умбон южных Золотых вратРождественского собора в Суздале с изображением двуглавого орла. 18 br сти Даниила Романовича и его новой резиденции, Холма 43. Если br считать, что речь в летописном известии идёт о двуглавом орле44 а не, например, о двух одноглавых орлах с двух сторон столпа45 то br его присутствие в Галицком княжестве Даниила Романовича можно связать и на это уже обращали внимание в историографии с br вероятным византийским происхождением матери Даниила, княгини Анны. Дискуссии о её происхождении ведутся давно, и, в частности, высказывалась версия о том, что княгиня происходила из br знатного византийского рода Каматерос46. Во всяком случае, только br родственными связями с Византией можно объяснить появление br у сыновей Даниила Романовича таких нехарактерных для Рюриковичей имён, как Ираклий и Лев. Если это так, то византийское br влияние могло быть решающим в привнесении двуглавого орла в br эмблематику Галицко Волынского княжества. Впрочем, подчеркну, br абсолютной уверенности в том, что в летописном тексте говорится br именно о двуглавом орле, нет. br 8. Терракотовые изразцы из Минска, нач. XV в. br На поверку фикцией оказывается фигурирующее в историографии утверждение о том, что двуглавый орёл присутствует на терракотовых изразцах, якобы, начала XV в., найденных у Нижнего br рынка города Минска 47. Действительно, близ Нижнего рынка br Минска были найдены обломки изразцов, среди которых редкие br экземпляры с изображением человека в пышном парике и берете, br рыцаря со шпагой на поясе, двуглавого орла но эти находки относятся к слою XVII века48. br 9. Хроника Констанцского собора Ульриха фон Рихенталя, ок. 1420 г. br В историографии обращалось внимание на то, что в этой хронике под рисунком с изображением двуглавого орла стоит подпись br Ruthenia 49. И действительно, констанцский бюргер Ульрих фон br Рихенталь ум. в 1437 г. описал Констанцский церковный собор 14 14 14 18 гг. в своей Хронике где поместил цветные изображения br гербов участников и не только участников собора. В Хронике br представлено несколько гербов с двуглавыми орлами. Это, помимо чёрного двуглавого орла на золотом поле Священной Римской br Империи и почти такого же орла, обозначенного как герб Юлия, первого кайзера Рима также золотой двуглавый орёл, держащий br в каждом клюве по длинному рогу, направленному вниз, в красном поле герб деспота Рашки т.е. сербского деспота Стефана br Лазаревича золотые двуглавые орлы на красном поле гербы греческих герцогов Филиппа и Михаила Палеологов изображённые дважды50 и, наконец, интересующий нас русский герб. Это br пересечённый геральдический щит, в первой части которого изображены в ряд три красных креста в серебряном поле, а во второй 19 br золотой двуглавый орёл с поднятыми крыльями без лап и хвоста br в чёрном поле. Это герб герцога красной Руси ил. 8 5 1Иными br словами, это герб князя Червонной Руси, т.е. Галиции. Примечательно, что верхняя часть этого герба отдалённо напоминает герб br Волыни серебряный крест в красном поле, который существовал br уже в первой половине XV в52. br Здесь же и ещё несколько гербов некоего русского герцога br Павла, герцога Родура Смоленского, а далее следуют такие экзотические гербы, как гербы короля Аравии и т.п. Естественно, возникает вопрос, насколько этот герб достоверен, учитывая и то, что br в Хронике Рихенталя имеются гербы и Карла Великого, и царя br Валтасара, и Александра Македонского, и Гектора Троянского, и br даже Вавилона и Египта. Однако некоторую долю достоверности br изображению Рихенталя придаёт тот факт, что, по крайней мере, с br начала XV в. двуглавый орёл считался гербом Перемышля в составе br Польского королевства. 10. Герб Перемышльской земли, нач. XV в. br Знаменитый хронист Ян Длугош в своём описании Грюнвальдской битвы, входящей в его фундаментальную Историю Польши созданную между 1455 и 1480 г., отдельную главу посвятил br описанию хоругвей польского войска, принимавших участие в br этом сражении. Среди прочих он описал и хоругви земель бывшей br Галицко Волынской, т.е. Червонной Руси Четырнадцатая хоругвь, br земли Пшемысльской, имела на знамени желтого орла с двумя головами, повернутыми равномерно в разные стороны, на лазурном br поле. Шестнадцатая хоругвь, земли Холмской, имела на знамени белого медведя, стоящего между двумя зелеными деревьями, на br красном поле. Двадцатая земли Галицкой, имела на знамени br черную галку с короной на голове на белом поле 53. Итак, золотой br двуглавый орёл в лазоревом поле в XV в. был гербом Перемышльской земли в составе Польши. В то же время Галицкая и Холмская br земли имели другие геральдические эмблемы, причём герб Галицкой земли был гласным в соответствии с наивной этимологией br галка Галич именно такой герб присутствует и в гербовниках br Бергсхаммарском сodex Bergshammar, ок. 1435 г. и Гимнихском Armorial Gymniсh Lynсeniсh ок. 1445 г А.В. Соловьёв, основываясь на чисто умозрительных геральдических рассуждениях, br не подкреплённых никакими источниками ранее XVI в. при этом br сочинение Я. Длугоша он не упоминает, а базируется на гербовнике Б. Папроцкого 1584 г. с уверенностью утверждал, что все br эти гербы относятся ко времени до завоевания Галиции поляками br в 1349 г., а перемышльский двуглавый орёл относится к руссковизантийской традиции XIII или даже XII в. 54. Однако никакой 20 br Ил. 8 Герб герцога Красной Руси из Хроники Констанцского собора Ульриха фон br Рихенталя. br Ил. 9 Двуглавый орёл на деньге Михаила br Борисовича тверского. 2 1до польской самобытной геральдики в Червонной Руси практически не прослеживается львовский гласный лев появился явно br под западноевропейским влиянием Возможно, двуглавый орёл, br появившись в Галицкой Руси при Данииле Романовиче, мог сохраняться в этом регионе в качестве геральдической эмблемы, отразившись в сочинениях Рихенталя и Длугоша и превратившись в герб br Перемышльской земли кстати, никакого объяснения почему именно Перемышльской, а не Галицкой, например, или Холмской, нет br но с уверенностью говорить об этом сложно летописное сообщение br слишком неопределённо, а данные европейских хронистов отстоят br от него более чем на 150 лет. Напротив, вся система польских гербов br Червонной Руси XV в. свидетельствует скорее об их искусственном br происхождении, мало связанным с предшествующей эмблематикой br древнерусского периода. Деньги Михаила Борисовича тверского, между 146 1и 1485 гг. ил. 9 br Среди денег, чеканенных последним великим князем Тверским br МихаиломБорисовичем, княжившимв 146 485 гг., имеютсямонеты br с изображением двуглавого орла на лицевой стороне55. Это, конечно, br был не единственный монетный тип чеканки Михаила Борисовича, br на деньгах которого также помещались изображения всадника с мечом, всадника с соколом, разнообразных животных и др. А.В. Орешников, первым обративший внимание на двуглавого орла тверских br монет, был уверен в византийском происхождении двуглавого орла br времени Ивана III и потому полагал, что Михаил Борисович заимствовал эту эмблему из Москвы, где она появилась после женитьбы br Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г. Печать же с двуглавым орлом br при грамоте 1497 г., по мнению исследователя, есть только простая br случайность и указывать на этот год, как на первый формального br появления Русского герба нет оснований 56. Иными словами, двуглавый орёл в Москве существовал и до 1497 г. но не ранее 1472 г. и br именно оттуда перешёл на монеты тверского князя. br В историографии высказывались и иные гипотезы, вплоть до обратного заимствования московского двуглавого орлаиз Твери, однако, для такого умозаключения нет, на мой взгляд, достаточных оснований. Как бы то ни было, чеканка Михаилом Борисовичем денег с br двуглавым орлом закончилась раньше, чем была сделана матрица br печати 1497 г., т.е. раньше появления двуглавого орла в московской br великокняжеской сфрагистике. Выводы А.В. Орешникова недавно br поддержала М.П. Сотникова Появление этого символа двуглавого br орла на денгах Михаила Борисовича Тверского может означать только одно признание им себя вассалом Московского великого князя br Ивана Васильевича как великого князя всея Руси. Такой момент для br Михаила Борисовича наступил зимой 1484 1485 г. после московско 22 br го похода на Тверь, когда мир в декабре 1484 г. был заключён целиком по воле Ивана III, который лишил князя Михаила права на br самостоятельную внешнюю политику Твери. В подтверждение этого br нового вассального положения Михаилом Борисовичем и был, вероятно, произведён выпуск денег с изображением двуглавого орла как br московской эмблемы. Небольшое количество таких монет до 60 экземпляров известных в настоящее время, этому предположению br как будто бы не противоречит 57. Таким образом, М.П. Сотникова, br как и А.В. Орешников, исходит из представления о заимствовании тверского двуглавого орла от Москвы и относит чеканку денег с br этим изображением в Твери к последнему году княжения Михаила br Борисовича. Между тем, чеканка московских монет с двуглавым орлом, по всей видимости, относится ко времени, начиная с 1490 х гг. см. далее Если изображение двуглавого орла на тверских деньгах br действительно связано с признанием Михаилом Борисовичем своего вассалитета по отношению к Ивану III, что вполне возможно, то br чеканка таких монет могла осуществляться в период между зимой 1484 1485 г. и сентябрём 1485 г., когда московское войско заняло br Тверь, а Михаил Борисович бежал в Литву58. br А.В. Орешников полагал даже, что первое изображение двуглавого орла на русских монетах появилось в конце XIV в., ошибочно приняв чекан Гюлистана 1360 х гг. за русскую деньгу предположительно br Суздальско Нижегородского княжества59. 12. Великокняжеские посохи, кон. XV нач. XVI в. br В Оружейной палате Московского кремля хранятся два посоха, br украшенных накладками с резьбой по моржовому клыку. Эти предметы и ещё один посох, принадлежавший московскому митрополиту Геронтию хранится в Новгородском государственном историкоархитектурном музее заповеднике были детально исследованы br А.В. Чернецовым60. Посохи были выполнены московскими мастерами, причём посох митрополита был сделан, по видимому, раньше, br чем посохи из Оружейной палаты, которые А.В. Чернецов убедительно отнёс к регалиям Ивана III. Время создания великокняжеских посохов исследователь датировал промежутком от 148 1г. когда был сделан, по его мнению, посох Геронтия до 1505 г. год смерти br Ивана III Примечательно, что среди разнообразных зооморфных br изображений, украшающих костяную поверхность посохов, имеются и два изображения двуглавого орла. На первом, более раннем по br времени изготовления, посохе двуглавый орёл помещён в составе br вереницы животных и чудовищ, причём он её даже не возглавляет выше него помещался ещё один образ, ныне почти полностью утраченный На более позднем втором посохе двуглавый орёл занимает br уже более почётное место в отдельном медальоне 6 1А.В. Чернецов 23 br усматривает в этом появление элементов политического символизма на этих предметах, когда только происходил процесс становления двуглавого орла в качестве русского государственного герба. br На первом посохе двуглавый орёл изображён на седьмом из br одиннадцати колен посоха62, т.е. ближе к его концу. На втором посохе он уже расположен значительно выше на втором колене63, br причём в отдельном медальоне, а не в веренице других животных, br как отметил А.В. Чернецов. Оба изображения двуглавого орла схожи крылья орла опущены, клювы прикрыты хотя и отличаются br по стилистике. Примечательно, что на втором посохе двуглавый br орёл помещён под изображением двух рыб, расположенных одна br над другой и плывущих в разные стороны. На том же колене посоха есть и другие зооморфные символы. В целом, изображения двуглавых орлов отвечают той архаичной традиции в трактовке этого br символа, которая была характерна для периода его начального бытования в эпоху Ивана III. 13. Декор Грановитой палаты Московского кремля, в основе ок. 149 1г. br Другой пример такой изобразительной традиции виден в декоре Грановитой палаты Московского кремля, построенной в 1487 149 1гг. итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро br Антонио Солари. Ко времени окончания строительства относятся и br декоративные рельефы, украшающие центральный столп палаты и br портал с внутренней стороны. В XVIII в. рельефы столпа были сбиты и заменены щитами с алебастровыми копиями, а в XIX в. с масляной живописью. В 1968 г. рельефы восстановили по сохранившимся br контурам. Таким образом, в целом имеющиеся сейчас изображения br можно считать вполне достоверными64. br Среди разного рода зооморфных изображений в рельефах столпа присутствует и двуглавый орёл. Он несколько раз повторяется в br обрамлении центральной композиции, занимая места по углам и в br центре вертикалей и горизонталей четырёхугольных рамок из нескольких ячеек первоначально медальонов в каждой из которых br помещено то или иное животное. Таким образом, орёл как бы маркирует всю структуру этого декора, занимая в нём весьма значимое br место65. Внешний вид орла довольно архаичен крылья раскрыты, br но опущены, клювы закрыты, а сами изображения не вполне пропорциональны и выглядят грубовато. Вписаны двуглавые орлы и в br декор портала, причём один из них занимает центральное положение он расположен прямо над входом, в центре композиции верхней части портала, как бы осеняя собой вход ил. 10 Стилистически br он подобен своим ближайшим собратьям но его головы увенчивают короны. Внешний вид орла также своеобразен непропорциональная фигура создаёт впечатление нарочитой неумелости ма 24 br Ил. 10 Двуглавый орёл в декоре портала Грановитой палаты. br Ил. Двуглавый орёл на миниатюре из евангелия Дмитрия Палеолога. br Ил. 12 Наградной золотой Ивана Грозного. 25 br стера. Как бы то ни было, в рельефах Грановитой палаты двуглавый br орёл выглядит уже как центральная эмблема, безусловно, носящая br геральдический характер. 14. Пула Московского государства, кон. XV нач. XVI в. br Медные монеты, т.н. пула, чеканившиеся на Руси в конце XIV br XVI вв., также с определённого времени стали нести на себе изображение двуглавого орла. Произошло это, по всей видимости, с br начала 1490 х гг., когда была осуществлена унификация в выпуске br медной монеты, которой было придано стилистическое единообразие и сильно уменьшен, по сравнению с более ранними пулами, вес. br Её начали чеканить в городах, имевших денежные дворы сначала br в Москве, Твери и Новгороде, а позже и в Пскове 66. Известны такие br пула с изображением на лицевой стороне двуглавого орла в Твери, br Москве, Новгороде и Пскове67. При этом на оборотной стороне обозначалась принадлежность пула определённому городу. Интересно, что в Москве чеканилось пуло с одноглавым орлом в короне, br голова которого обращена вправо от зрителя. Чеканка этого пула br относится к 1460 м 1480 м гг., более вероятно, ко второй половине br этого периода68. Любопытно, что в некоторых случаях изображение br двуглавого орла сопровождается дополнительными элементами, br например, на московских пулах над крыльями орла расположено br по крестику. Таким образом чеканка медных монет с двуглавым br орлом относится к тому же периоду начального распространения br этого символа, что и двуглавые орлы в декоре Грановитой палаты br и на великокняжеских посохах Ивана III это распространение началось в 1490 х гг. В эти же годы создаётся и матрица для красновосковой печати великого князя с двуглавым орлом. br Итак, мы выяснили, что некоторые упоминаемые в научной литературе случаи употребления двуглавого орла на Руси до печати 1497 г. недостоверны. Это относится к фреске, изображающей br Ярослава Мудрого, в Софийском соборе Киева, к декоративной br плитке из Василёва и к минским изразцам, якобы, начала XV в. Ещё br несколько случаев сомнительны. Так, нельзя с полной уверенностью утверждать, что орёл, установленный на столпе у Холма, был br двуглавым, так же, как и то, что двуглавые орлы были изображены br на одеянии князя Ярослава Владимировича на фреске церкви Спаса на Нередице. В то же время, ряд случае бесспорен. Это относится br к подвеске из Гнёздова, булавке из Новгорода, умбону Золотых врат br суздальского собора, деньге тверского князя Михаила Борисовича. br Разрозненность этих случаев заставляет сомневаться в наличии на br Руси какой бы то ни было хоть относительно чётко выраженной br традиции употребления этого символа. Двуглавая птица на подвеске из Гнёздова явно относится к артефактам древнескандинавской 26 br культуры. Изображение двуглавой птицы на новгородской булавке br слишком неопределённо, чтобы строить какие либо предположения. Геральдическая традиция, связанная с двуглавым орлом, зафиксированная в Хронике Рихенталя и Истории Длугоша, относится к польскому периоду в истории Галицко Волынской Руси, br хотя, возможно, и имеет какие то корни в древнерусской культуре. br Наиболее яркий факт изображение двуглавого орла в декоре Золотых врат суздальского Рождественского собора. Подчеркну, что br изображение это очень геральдично. Особенности его стилистики br позволяют сопоставлять этого орла с западноевропейскими двуглавыми орлами того времени. Мне представляется возможным, исходя из чисто иконографических черт, считать вероятным в данном br случае европейское влияние. Тем более, что никаких предшествующих изображений двуглавого орла в храмовом декоре ВладимироСуздальской Руси не наблюдается. Изобразительные новации, привнесённые мастерами врат на рубеже 1230 х 1240 х гг., могли, повидимому, иметь европейское происхождение. br Новый этап в истории двуглавого орла на Руси относится br к концу XV в. Он представлен монетами Михаила Борисовича и br комплексом изображений, связанных с Иваном III и 1490 ми годами. Вопрос о соотношении тверского и московского орлов остаётся открытым, но следует помнить, что для Твери это не более чем br эмблематический эпизод, в то время как для Москвы серьёзная эмблематическая традиция. Если орёл тверских денег и заимствован br из Москвы, то очевидно, что в Москве он появился раньше начала 1490 х гг. Приведённые выше случаи использования двуглавого br орла в презентации власти великого князя в конце XV в. показывают, что изображение орла на матрице красновосковой печати 1497 г. br не обязательно было самым первым изображением этого символа в br истории Московского государства. br На печати 1497 г. изображение двуглавого орла занимает оборотную сторону. Крылья орла раскрыты, но опущены, клювы чуть br приоткрыты и в них видны язычки. На головах орла помещены короны это короны, состоящие из обруча и пяти элементов трёх br больших зубцов, из трёх лепестков каждый, и двух маленьких зубчиков между тремя большими. Короны такого типа на их основе br значительно позднее возникла геральдическая дворянская корона br были распространены в западноевропейском декоративном искусстве того времени и служили для обозначения королевского достоинства. Орёл печати 1497 г. значительно ближе к орлу византийского типа и иконографически весьма сходен с орлом миниатюры br второй половины XV в. из Евангелия, принадлежавшего Дмитрию 27 br Палеологу здесь золотой двуглавый орёл в червлёном поле и три br короны над головами орла, причём, как кажется, две короны над br головами орла пририсованы позже изображения корон отличны br от корон русского орла 1497 г. ил. 69. Во всяком случае, западноевропейские двуглавые орлы и, прежде всего, орёл Священной br Римской империи Германской нации, такой, каким он был а конце XV в., имеют иные изобразительные признаки концы крыльев br приподняты впоследствии и сами крылья поднялись клювы раскрыты более широко, а между перьями крыльев видны фады. br Изображение орла на печати 1497 г. окружено легендой, в которой представлен территориальный титул великого князя перечислены те земли, на которые распространялась его власть всего таких br объектов девять На лицевой стороне печати помещено изображение всадника змееборца и легенда, содержащее начало великокняжеского титула с обозначением инвокации, имени и статуса правителя. Такое взаимное расположение эмблем на печати отсылает к br западноевропейскому имперскому образцу. Так, на печатях императоров Священной Римской империи Фридриха III 1440 1493 гг. br и Максимилиана I 1493 15 19 гг. на лицевой стороне помещалось br изображение императора с регалиями, восседающего на троне, а br на оборотной двуглавого орла. Эта аналогия, или, как выразился br Г.В. Вилинбахов, схожесть символической модели печати вроде br бы подтверждает предположение, что и на русской печати всадник br символически обозначает правителя, а орёл государство70. О том br же свидетельствует и легенда если всадника сопровождает титул, br называющий самого правителя, то орла титул, перечисляющий br территории, правителю подвластные. Таким образом, как и двуглавый орёл Габсбургов, орёл Ивана III символизировал государство br империю, являвшуюся наследницей Рима через Византию вернее br вечную империю Рима в её новой, московской ипостаси. Очевидно, сама эмблема двуглавого орла символизировала при этом не br просто государство, а державу с притязаниями на особый, более высокий, нежели великокняжеский, статус, равный императорскому. br Как император Священной Римской империи объединял под своей br властью множество вассальных земель, так и московский великий br князь был не только сюзереном князей удельных, но и властителем господарем а именно этот титул употреблён в легенде на печати 1497 г. многих других княжеств и земель, чьи наименования вошли br в великокняжеский титул. Подобие политической структуры весьма, впрочем, условное соответствовало и подобию государственной эмблематики. Типологическая аналогия с габсбургским орлом br в сочетании с отличающейся стилистикой изображения, отсылавшей к византийской традиции, таким образом, демонстрировала не 28 br просто диалог и равновеликость двух держав, но маркировала br и определённое противостояние. Здесь вспоминаются слова Ивана III, переданные через московских дипломатов имперскому послу br Николаю Поппелю, предложившему от имени императора Фридриха III в 1489 г. великому князю королевскую корону Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих br прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители. А поставления как есмя наперёд сего не хотели ни от кого, br так и ныне не хотим 7 1Появление на русских печатях двуглавого br орла по мнению Г.В. Вилинбахова служило одним из внешних br выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением br идеи Москвы третьего Рима 72. С этим трудно не согласиться73. br Для Руси, вероятно, существенным в этой эмблеме было и идейноисторическое её значение, и статусное символ империи br С конца XV в. наличие обеих эмблем на печатях русских государей стало постоянным. Аналогичную печать использовал и сын br Ивана III Василий III. При этом стилистических изменений в изображениях не произошло. Следует лишь заметить, что если Иван III br даже в начале XVI в. ещё продолжал использовать печать с иным br изображением74, то при Василии III сочетание эмблем всадника и br двуглавого орла становится единственным в великокняжеской государственной сфрагистике75. br Как уже говорилось, двуглавый орёл изображался на лицевой стороне пул Московского государства, чеканившихся как в Москве, так и br в региональных центрах Твери, Новгороде, Пскове. Это в какой то br степени подтверждает семантику двуглавого орла как символа державы, объединившей разные земли, ведь пула чеканились в центрах br бывших независимых государств, подчинённых Иваном III Москве. br Однако после денежной реформы, осуществлённой правительством br Елены Глинской в середине 1530 х гг., на монетах Московского государства, копейках, деньгах и полушках, двуглавый орёл не изображался. На аверсе полушки, самоймелкойсеребряноймонеты, помещалось br изображение голубя об этом см. подробнее далее а на реверсе надпись государь При Алексее Михайловиче началась чеканка полушек нового типа на аверсе изображался двуглавый орёл с тремя коронами над головами, но без регалий в лапах, а на реверсе помещалась br надпись царь Время начала чеканки таких полушек точно неизвестно76. А.С. Мельникова полагает, что появление двуглавого орла на br полушках скорее всего следует воспринимать как дальнейшее развитие изображения птицы, обычно употреблявшегося для оформления br полушек 77, однако, поскольку голубь и двуглавый орёл являются совершенно разными эмблемами, объяснить замену происхождением 29 br одной эмблемы от другой совершенно невозможно. Кстати, Г.К. Котошихин, описывая полушку времён Алексея Михайловича, отмечает, br что на одной стороне полушек изображался голубь, а на другой было br написано царь что, вероятно, неточно, поскольку надпись на полушках с голубем была государь о сведениях Котошихина см. далее br О других изображениях двуглавого орла на монетах времён Алексея br Михайловича скажем ниже. br При Иване IV происходят изменения эмблем на печатях. Клювы br орла раскрываются более широко, и, соответственно, отчётливо изображаются языки, хотя крылья остаются опущенными78. Тем самым br орёл приобретает более воинственный вид. 3 февраля 156 1г. царь и br великий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую br складную орёл двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орёл же двоеглавной, а середи его инърог единорог 79. br Такая печать, в частности, скрепила договор с Данией от 7 августа 1562 г. br 80 Исследователи справедливо писали о реформе печати а br значит и государственного герба8 1Ездец и орёл, до того существовавшие раздельно, теперь соединились в единый эмблематический br комплекс. Изображение всадника заняло место на груди двуглавого br орла82. Двуглавый орёл на золотых наиболее крупных номиналов с br единорогом в щитке на груди на лицевой стороне и со всадником br в щитке на груди на оборотной присутствует на наградных золотых Ивана Грозного ил. 12 83, Фёдора Иоанновича и их преемников, br вплоть до Фёдора Алексеевича включительно84. При Алексее Михайловиче, в 1654 г. была отчеканена партия золотых для войска Богдана br Хмельницкого золотые в четверть угорского имели на лицевой стороне изображение двуглавого орла с опущенными крыльями, двумя br коронами над головами, но без щитка с другой эмблемой на груди85. br Выдающимся памятником русской средневековой сфрагистики является Большая печать Ивана Грозного конца 1570 х годов наиболее br обоснованная датировка, по крайней мере, завершения работы над br печатью между июнем 1577 г. и августом 1578 г. ил. 13 86. В середине среднике печати на лицевой стороне изображён двуглавый орёл br с ездецом в щитке на груди, а на оборотной с единорогом в таком br же щитке. Орёл увенчан только одной короной над обеими головами. br Над самой же короной помещён православный восьмиконечный крест br с буквами IС ХС. Ещё выше в круге расположен крест на Голгофе с орудиями страстей Христовых и головой Адама, окружённый надписью br на лицевой стороне Древо дарует древнее достояние на оборотной Христова хоругвь христианам похвала По окружности идут br по двенадцать эмблем с каждой стороны называемые печатями тех br территорий, названия которых входят в объектный титул царя, пред 30 br ставленный в легенде печати. Окружение центральных эмблем печати br территориальными демонстрирует их политическое объединение под br властью московского государя и служит символом единства его державы. По всей видимости, ту же функцию выполняет и одна корона br над головами орла она подчёркивала единодержавную царскую власть, br а православный её характер явствует из символа восьмиконечного br креста, водружённого над нею. Столь же символичен и Голгофский br крест, который как бы увенчивает всю композицию печати87. Это не br просто символ правоверного, причём единственного правоверного br царства 88. Такую символическую функцию выполняет, скорее всего, предыдущий крест восьмиконечный, увенчивающий корону. Голгофский же крест с орудиями страстей Христовых и головой Адама br символ спасения всего человечества, искупления его грехов. Таким образом, он, очевидно, несёт эсхатологическую смысловую нагрузку. br На Больших печатях царей Фёдора Ивановича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Фёдоровича на головах орла br помещены две короны, а между головами Голгофский крест но br Ил. 13 Большая государственная печать Ивана Грозного, лицевая сторона. Прорисовка из книги А.Б. Лакиера Русская геральдика 3 1br без главы Адама и орудий страстей Исчезновение единственной, br центральной, короны может объясняться тем, что на этих печатях br отсутствуют земельные эмблемы, а композиционная замена центральной короны крестом, как уже отмечалось в литературе, может br символизировать православный характер Московского царства89. br Причём крест не просто венчает композицию, он как бы органично br вырастает из самой главной эмблемы герба, соединяясь с ней. br Существенно иное изображение российского герба присутствует br наприкладнойодностороннейпечатиДмитрияИвановича Лжедмитрия I 1604 г., когда он ещё титуловался царевичем Московским 90. br Здесь орёл приобрёл новый внешний вид его крылья подняты, br между перьями появились фады, всадник в щитке на груди орла br повёрнут влево от зрителя и напоминает западноевропейские изображения Георгия Победоносца. Между и над двумя головами орла br появляется третья корона, по форме и размеру отличающаяся от br двух меньших ил. 14 9 1Исследователи справедливо объясняют эти br Ил. 14 Печать Лжедмитрия I, 1604 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера Снимки br древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц Вып. 1М., 1882 32 br изменения тем, что печать, очевидно, изготовил иностранный, скорее всего, польский мастер, о чём свидетельствуют и некоторые лингвистические особенности легенды, и само изображение92. Внешний br вид орла с центральной третьей короной и всадником, обращённым br в правую геральдическую сторону, отсылает к печатям и гербам Священной Римской империи и Польского королевства. Подобное изображение встречается и на одной из золотых медалей Лжедмитрия I, br по видимому, созданных в Кракове в 1605 г. по случаю его обручения br с Мариной Мнишек93. Когда же Лжедмитрий становится московским br царём, то традиционные формы изображений российского герба на br его печатях возвращаются94. Так что изменения 1604 1605 гг. следует br скорее считать случайными, неким казусом, нежели эволюцией государственного герба. br Первое и второе ополчения использовали так называемую земскую печать с одноглавым орлом держащим в лапах змею или сидящим на ветке br 95. Она была сделана по приговору Первого ополчения Совета всей земли от 30 июня 16 г., Второе ополчение пользовалось ею после объединения с Первым начиная с 25 сентября 16 12 г. br 96 br На этой печати не было никаких атрибутов власти и элементов прежнего герба. Одноглавый орёл стилистически отличался от двуглавого его тело слегка развёрнуто влево от зрителя, а голова повёрнута br вправо. Это изображение вряд ли можно поставить в ряд российских br геральдических орлов, скорее, оно отсылает к эмблемам на античных br или западноевропейских геммах, которые широко использовались в br качестве печатей на Руси в XV XVII вв. br 97 br При Михаиле Фёдоровиче изображение двуглавого орла дополняется третьей короной. Она присутствует над головами орла уже на br доспехах Михаила Фёдоровича 16 16 г. br 98 Третья, б льшая по размерам br корона, появляется на Малых печатях Михаила Фёдоровича орловской воротной с 1625 г. и двойной кормчей с 1627 г. ил. 15 99 br С 1645 г. третья корона появляется и на Большой государственной br печати 100, хотя некоторое время продолжал сохраняться и прежний br тип печати с Голгофским крестом. Три короны здесь ещё не составляют единого комплекса. Третья корона венчает всё изображение в br целом, всю эмблему коронованного орла и, следовательно, не предполагает единой интерпретации с двумя другими. br Прояснить семантику третьей короны позволяет царская грамота, посланная в феврале 1625 г. воеводе Ивану Ивановичу Баклановскому в Туринский острог, в которой говорилось о введении новой br печати с Благовещения, 25 марта 1625 г. По нашему указу сделана br наша печать новая, больше прежние, для того, что на прежней печати наше Государское титло описано было несполна а ныне перед br прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в нашем Госу 33 br дарском именованьи Самодержец а что у прежней нашей печати были промеж глав орловых слова, и ныне у новыя нашия печати br слов нет, а над главами у орла коруна 10 1Этот текст однозначно br свидетельствует, что произошедшее изменение объяснялось необходимостью символически отобразить титул самодержец Третья br корона, напрямую семантически не связанная с двумя меньшими, и br была в данном случае соответствующей эмблемой. И хотя слово самодержец в царском титуле появилось уже при Фёдоре Ивановиче br и Борисе Годунове 102, только Михаил Фёдорович символически отобразил этот статус московского государя. br Следующие изменения российского двуглавого орла произошли br в 1654 г. и были связаны с присоединением к России Левобережной br Украины и начавшейся затем длительной войной с Речью Посполитой. В 1654 г. началась денежная реформа Алексея Михайловича, которая закончилась неудачей. Изображение двуглавого орла br появилось на монетах крупных номиналов, выпуск которых ограничился 1654 годом. На оборотных сторонах серебряных рублей и br медных полтин изображался в квадратной рамке двуглавый орёл br с опущенными крыльями и без щитка со всадником на груди сам br всадник в образе царя Алексея Михайловича помещался на аверсе br этих монет но только с одной, центральной короной над головами ил. 16 103. По сути, это было возвращение той традиции, которая существовала в последние годы царствования Ивана Грозного. br Однако на печати жалованной грамоты Алексея Михайловича br Богдану Хмельницкому 1654 г., изображение с которой позднее br перешло на печать Малороссийского приказа 104, образованного поИл. 15 Двойная кормчая печать Михаила Фёдоровича, 1627 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера. 34 br сле присоединения Левобережной Украины к России, мы видим br совершенно иное изображение двуглавого орла. На государственной печати такое изображение было утверждено только в 1667 г., br после завершения войны с Речью Посполитой и заключения Андрусовского перемирия, закрепившего за Россией части Малой и Белой Руси ил. 17 В царском указе изображение на этой печати br впервые именуется гербом. Указ Алексея Михайловича О титуле br царском и о государственной печати от декабря 1667 г. содержит br следующее официальное описание нового государственного герба Орёл двоеглавный есть герб державный Великаго Государя, Царя br и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и br Белыя России самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго br Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три br великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, br покоряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению. На правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле Великия и br Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими br писаньми образуют Восточных и Западных и Северных под орлом br знак отчича и дедича на персех груди изображение наследника, br в пазноктех пазнокть последний сустав пальца, на котором растёт br ноготь скипетр и яблоко и являют милостивейшаго Государя, Его br Царскаго Величества Самодержца и Обладателя 105. br Каждый элемент герба здесь трактуется в соответствии с тем или br иным элементом царского титула, помещённого на печати Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Алексей br Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и br многих государств и земель Восточных и Западных и Северных отИл. 16 Рубль Алексея Михайловича, 1654 г. 35 br чич и дедич и наследник и государь и обладатель Таким образом, br весь царский титул отражён в совокупности эмблематических изображений. br На печати 1667 г. крылья орла впервые после кратковременного br эпизода Лжедмитрия I поднялись и расправились между перьями заметны фады 106, а в лапах появились знаки царской власти в правой скипетр, в левой держава. Скипетр, как следует из текста указа, br соответствовал слову самодержец а держава слову обладатель br При этом эмблема всадника на груди орла соответствовала слову наследник царского титула. Таким образом, она также как бы символизировала самого государя, но через его титулование наследником br хотя уже к концу царствования Алексея Михайловича вернулось традиционное объяснение всадника как символического обозначения br царя. 107 Три короны над головами орла обозначали три царства Казанское, Астраханское и Сибирское. Подобное объяснение известно br ещё с 1630 х годов Адам Олеарий царства Русское, Астраханское и br Ил. 17 Большая государственная печать Алексея Михайловича, 1667 г. 36 br Казанское 108 но официально оно закрепилось только в 1667 г. впоследствии оно также редуцировалось, а с 17 10 х гг. короны над головами орла на царских печатях приобрели вид императорских br Семантика корон как символов трёх ордынских царств имеет br глубокие основания. Обладание тремя царствами как бы легитимировало и царский титул московского государя, резко повышало его статус. Недаром такое большое значение придавалось присоединению Казанского ханства при Иване Грозном. Как показала br М.Б. Плюханова, обладание царственным градом, Казанью, становилось своего рода источником царственной силы и для Москвы 109. br Обладание тремя царствами, бесспорно, укрепляло царственность Московского царства ещё больше это было уже не просто br царство, а в некотором смысле царство царств По своему статусу br царства стояли выше, чем все остальные объекты царского титула, br и их семантическое сопряжение с коронами кажется вполне закономерным. А поскольку царств было три такое положение сохранялось до начала XIX в. то изменение семантики трёх корон стало br закономерным. br Помимо трёх корон царств на печати 1667 г. имеются ещё две триады эмблем. С правой стороны орла при этом взгляд шёл от орла br три города означали Великую, Малую и Белую России. Это титулование, появившееся при Алексее Михайловиче, свидетельствовало о br присоединении исконных русских вернее древнерусских, земель. br Три города с левой стороны орла означали Восточные, Западные и br Северные земли что соответствовало словам титула, показывавшим br что власть московского царя распространяется на земли в трёх частях br света. Вся композиция являет собой, таким образом, три триады, расположенные по трём сторонам от орла. Крылья орла расправлены br и подняты вверх. Он как бы охватывает ими и три России и три страны покрывая их своей властью. С этого времени и до 19 17 г. br крылья орла оставались поднятыми за исключением первой половины XIX в., когда в одном из типов государственного герба крылья br орла были опущены, но распластаны 0. br Под орлом расположен знак отчича и дедича соответствующий br словам титула отчич и дедич Его значение раскрывается при сопоставлении с печатями грамоты Богдану Хмельницкому и Малороссийского приказа. На них под орлом изображены две группы людей br и между ними лежит на возвышении гетманская булава Таким образом символически обозначено принятие Украины отчины и дедины русских царей под власть московского государя. На печати 1667 г. br изображения менее конкретны, но можно думать, что знак отчича и br дедича подчёркивал исконные права на эти земли русского царя. 37 br Геральдическое изображение печати 1667 г. сохранялось на Больших печатях преемников Алексея Михайловича вплоть до начала br XVIII в., начального периода правления Петра I 2. br Таким образом, с конца XV за допетровский период русский br двуглавый орёл претерпел существенные изменения, часть из которых впоследствии закрепилась, а часть нет. Из сохранившихся br изменений нужно назвать помещение эмблемы всадника в щитке br на груди орла с 156 1г. появление третьей короны над головами br орла с 1625 г. изменение положения крыльев на Большой печати с 1667 г. появление регалий скипетра и державы в лапах орла на Большой печати с 1667 г Однако, как видим, этот процесс был br сложным и имел много особенностей. Изображения же двуглавого br орла на регалиях, парадном вооружении и предметах царского обихода в XVI XVII в. доспехи, посуда, конское убранство, посольские br дары и т.д. отличались заметным разнообразием. Можно думать, br что принципиальным было сохранение общей государственной br эмблемы, детали в изображении которой зачастую не соответствовали тем особенностям, которые наблюдаются на государственных br печатях. Из сохранившихся царских регалий орлы присутствуют br на следующих предметах 1Скипетр царя Михаила Фёдоровича Большого наряда западноевропейской работы конца XVI в. по мнению М.В. Мартыновой, br сделан в Праге при дворе Рудольфа II одноглавые орлы с поднятыми крыльями и широко раскрытыми клювами, соответствующие br западноевропейской геральдической традиции 3. br 2. Скипетр царя Алексея Михайловича, сделанный в Стамбуле в 1658 г. турецкими мастерами двуглавые орлы с опущенными крыльями, раскрытыми клювами, тремя коронами, без регалий в лапах и без br ездеца на груди 4. Это тип орла, существовавший до государственной br печати 1667 г. br 3. Скипетр царя Петра Алексеевича, созданный, вероятно, для br венчания на царство Петра в 1682 г. кремлёвскими мастерами орлы br аналогичны орлам скипетра Михаила Фёдоровича, который в церемонии венчания на царство 1682 г. служил регалией для царя Ивана br Алексеевича 5. br 4. Алмазные венцы царей Ивана Алексеевича 1687 г. и Петра Алексеевича 1684 г. с алмазными орлами 6. Это орлы с поднятыми крыльями, а над их головами помещены короны из пяти алмазов зубцов. br Замечательно, что на шапке Петра Алексеевича, созданной раньше, br центральный зубец алмаз каждой корон увенчан также маленьким br алмазным крестом. Вероятно, на шапку Петра Алексеевича перешли br украшения с алмазного венца царя Фёдора Алексеевича использо 38 br вание элементов прежних регалий для создания новых было традицией в XVII в br 5. Костяной трон Ивана Грозного 7 на спинке двуглавый орёл br с поднятыми крыльями, закрытыми клювами, под тремя коронами, с br регалиями в лапах, без ездеца на груди ил. 18 Такие же изображения br и на круговых завершениях подлокотников с боков. Этот тип орла совершенно нехарактерен для XVI в. Вероятно, данные пластины с орлами не аутентичны XVI в., а сделаны позднее во всяком случае, после 1650 х гг. возможно, даже к коронации Александра II в 1856 г. Именно тогда был сделан металлический двуглавый орёл, увенчивающий br спинку трона он полностью идентичен таким же орлам на троне br царя Михаила Фёдоровича и на Алмазном троне Алексея Михайловича Иран, 1659 г На спинках двух последних тронов изображения br двуглавых орлов отсутствуют. Таким образом, всё это позднейшие поновления регальных предметов, продолжавших использоваться для br коронаций русских государей вплоть до конца XIX в. на коронации br Николая II в 1896 г. костяной трон служил троном императрицы Александры Фёдоровны br 6. Двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевичей, созданный в br Кремлёвских мастерских в 1680 х гг. ил. 19 8 br центральный орёл над троном верхняя часть переднего декора br трона поднятые крылья, слегка приоткрытые клювы, одна корона над головами императорского типа регалии в лапах, ездец отсутствует изображение всадника помещено в декоре над спинкой br трона br орлы по бокам центрального орла, над троном поднятые крылья, br слегка приоткрытые клювы, три однотипные короны над головами императорского типа регалий в лапах нет, ездец отсутствует br орлы боковые в декоре подлокотников опущенные крылья, br приоткрытые клювы, три короны над головами две зубцовые, одна br императорского типа, регалий в лапах нет, ездец отсутствует br орлы, венчающие три стоянца у трона поднятые и широко раскрытые крылья, слегка приоткрытые клювы, одна корона над головами императорского типа увенчанная державой, регалии в лапах br и ездецы отсутствуют. br В двойном троне только центральный верхний орёл соответствует гербу Московского царства и то не полностью, остальные орлы br имеют те или иные отличия, причём внешний вид корон заставляет думать об участии в создании трона иностранных мастеров или br использовании элементов тронов, предшествующих двойному br Интересны также пластины городки второго ряда Казанской br шапки середина XVI в. в которых можно увидеть декоративную br форму двуглавого орла ил. 20 39 br Ил. 18 Костяно br й br трон, приписываемый Ивану Грозному. br ВЗЯТЬ ИЗ КНИГИ br Ил. 19 Двойной трон Ивана br и Петра br Алексеевичей. 40 br Ил. 20 Шапка Казанская. br Ил. 2 1Малая государственная печать Ивана Грозного, 1569 г. Прорисовка из издания Ф.А. Бюлера. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. [Бестиарий Московского царства]: Двуглавый орел (2011)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |