| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пчелов Е.В. Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. (2005) › [Российский государственный герб]: От Александра I до Николая II | ||||||
Пчелов Е.В.
[Российский государственный герб]: От Александра I до Николая II// Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 59-70 (Глава IV) Аннотация: В первой половине XIX в. государственные гербовые орлы приобрели иной вид. Крылья орла опустились, но как бы широко распластались в готовности к полету, над головами осталась только одна корона, щит с московским гербом приобрел иной, декоративный вид (треугольный и заостренный кверху - типа английского), а в лапах орел держал или скипетр и державу, или в правой - факел, горящий с двух концов, и двойной перун со стрелами-молниями, а в левой - лавровый венок. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 39500 знаков (с пробелами)
4 От Александра I до Николая II 4. 1 Государственный герб в первой половине XIX в. В первой половине XIX в. государственные гербовые орлы приобрели иной вид. Крылья орла опустились, ю как i широко распластались в rотовиости к налету, на rоло ами осталась только одна короиа, щит с московским rер юм приобрел иной, декоративиый nид треугольный и заопренный кверху типа английского а в лапах орел дер ка. или скипетр и державу, или в правой факел, горящий 1двух концов, и двойной перун со стрелами молниями, а в 1ВОЙ лавровый венок202 см. ил. 15 Эти изменения прощошли под воздействием художественного стиля ам 203. В таком же стиле, в частности. был выполнен, разущ стся, и герб Французской империи при Наполеоне, на 1штором, кстати, од 1юrлавый золотой орел держал в лапах ру 204. Но если наполеоновский орел с опущенными 1рыльями и перуном стилистически воспроизводил импер 1х орлов Древнего Рима атрибут Зевса IОтпера и как l J ствие этого символ императорской власти утверждая мантическую Преемственность, Римская империя м ерия Наполеона то российский имел другую форму 1р 11ев. По словам святителя москоnскоrо митрополита Ф ларета Дроздова его мнение особенно интересно, по шльку он представлял ту духовную среду, которая очень 11ко воспринимала симnолику окружающего мира тt 1кое р, rоложеиие крыльев воспринималось некоторыми со р 1ме 1иками как примета, что Россия уже не возвышает 1а опускает крылья 205 В первой половине XI Х в., однако, существовал и 1oii тип российского государственного орла см. ил. 16 59 4. От Алекса дрп до 1иколая Крыл я ного орла, шшроп,в, были по 1t яты вверх, вссм атрибутами 0 1апоми ал орла предwеспювавwих царстпооа 1i 1три коро ы, с 11етр II л.ержаоа в ла ах. 1tспь ор tена Андрея Перnозванноrо вокру 1московского rерба 206. Оюю примечательное изменение все же произошло. С 1832 г. щитки с терр 1пориальным гербами располагались так на правом крыле орла сверху в 1з царств Казанского, Астраханского и Сибирского, а левом царств Польского, Херсониса Таврического и велнкого княжества Финляндского207. Во первых, три новых важных государственных объекта заменили гербы трех Jtрсвнерусских столиц Киевский, Владимирский и Новгородск i i. Во вторых, нарушилась традиц 0 1ая последователыюсть расположения гербов в ориентац 1правого и леnого. Справа шл гербы древ их царств, присоед 1е 1ых с е в XVI в., а слева новых, присоединенных в конце XVIrl начале XIX в. Общая последовательность выглядела так Казань, Астрахань, Сибирь Польша, Херсо 1с Тавр ческ й, Финлянлия. При этом царство Польское за яло место впереди мифического царства Хсрсон са Таврического. 3 российскоii политике l Iольше, как извест 0, придавалось особенное значение. Ilиколай I в 1829 г. короновался в В ршаве в качестве пол ского короля. Затем автономия Польши после восста 1я 1830 183 1гг. была отменена, и включе 1ем польского герба в российский I Iиколай подчеркивал rосударствешюе и территориальное единство своей империи. Великое княжество Финляндское, по статусу уступавшее царствам, заняло в этой с мволической иерархии последнее место. 4.2 Большой государственный герб Российской империи 1857 и 1882 rг. Сле 1tующий, эмблематически и композицио 10 сложный, вариант государстве 1ого герба появ лся в начале нового царствования. В 1856 г. по распоря60 4. От АJl кспщ ра до 1иколая 0 Алекса 1щра Бор с l3асш 1ьсв ч Кёне 18 17 1886 208, в 0 е 1857 1no 3г 1iao ii Гербовое от 1tс е 1е l артамс та Героль t 1Прав тел 1ствую 1нет Сената. разработ, 11овыii государстве 1ыii 1ерб. 8 жкабря 1856 г. i лсксащtр 1редварителы 10 утвсрю 1л р су ю 1гербов, 1кпоm 1е 1ые художt 1иком А.А. Ф,щсевым, а апреля 1857 г. Больuюi 1Сред ий и Малыii гербы имт 1ер 1209 ап. 1в 1882 1883 гг., после змене 1я некоторых деталеii. Ллекса др утвердил р сунк Большо 1u, Среднего tBYX вар а тов Малого госуд, 1рстве 1ых гербов, выпол е 1ых академиком жиооп си, рилrюр ым художником Адольфом Иос фовнчем Шарлеr. 1а ем 1827 190 12 10. С лого времен 1до 19 17 г. государственный герб Росс 1 оставался без з 1е е ий. 1алич е трех типов госу tарстве юго герба Большого, Среднего II Малого объясш 1лось тс 1же, ем ра ы е гербы зображалис 1на пс 1а 1нх, скре лявu х разные 0 свoeii з ач 1остн докумс 112 Использова 1е всех трех типов 1етко реглаl 1е п 1ро алось законом. Перед соз tателсм п рGа стояла 0 1снь сложная i,щача. 1lсоGхоюшо было в комшн т 1юi 1фор 1с отраз ъ в 1србе ЛHЫii мператорск i титул, КОЛI ЧССТВО пepe J ЯсI IЫX объектов в котором превысило 1тому 1Зремен уже пятьж сят. Кроме того и прежде nсего n гербе уж 0 было выраз ть ос оuную суть российской государстве 1ости. Кёне долже был разработать герб сильной и мощной шшер и, оrразить в нем и государственно политические, и рели озные идеи, вселить в подданных империи чувство увере ност и стаб ль ости, несколько поwап,увшееся в свя с окоичанием неудачной для России Крымской войны. Большой государственный герб 1857 см. ил. 17 и 1882 гг. см. ил. 18 как услов 0 будем его называть имел на более сложную композиционную структуру. 0 полу л резко негативную оценку в ипориограф и. Так, И. Белавенец, писавший свою работу в ериод Первоii poвoii вой ы, обрушился на Кё е за р верже 1осп, не 1енким геральднческим традициям и счел его творение r сспорядочным нагроможде ием мало свнзанных меж 1tу 6 1 4. От Алекса дра до Николая собой эмблем2 12. Такое мнение стало общим местом о историоrраф и. Соореме 1ая сследователы 1и 1щ A Хороruкеоич т, охарактеризоnала rеральд ескую деятельность Кёне Созданны им герб предстаuлял собой эклектическое смешение старых и овых эмблем и лучше всего демонстрировал не особенности Российской империи, а отсутствие художественного окуса этого выходца из Герма 1ши еврейского происхождения, выпускника Берлинского и Лейпцигского университетов 2 13 Посмотрим, справедлива ли эта оценка. Обрат мся к оф 1щиальному описанию герба. В золотом щите черный двоеглаоый орел, коронова 1ый двумя Императорскими коронами, над которы третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимнся ко 1щами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного Ос оrшая Эl 1блем, 1герба двуглавый орел с Георпrем Лобедо 1юсuо 1осталась, разумеется, прежней, 0 стилист ка изображен я двуглавого орл, зме илась. 13 поднятых крЫЛl ЯХ орла стали более заметны фады, хвост приобрел лекорат вный резной вид2 14. клювы раскрылись максимально широко, а концы высунутых языков загнулись вверх. Орел стал как бы более хищным и агрессивным2 15 В то же время само изображение пр 1юбрело более rеrальл.ическнii, в духе запаюrоевропейскоrо геральдического искусства, характер. По мнению П.И. Бславенца, Вl 1есто прежнего 1зпе 1атле ия воинственной торжсственноii силы, полу лос 1какое то отчаянно растрепаююс юбраже ие, 2 16. Следует заметить, что вар а 1п 1882 г. более нр глаже 10 общиii ВИ t рисунка сохранен. И сво м в ешн м о,щом, естественно, цветопоii гаммой россиiiскнй орел еще больше нриблиэился к своему австрийско 1у собрату Это был орел сильной II мощной импер и, реон во оберегавшей свое достоинство. Прототипом изображения щ сраторской короны в гербе 1882 г. служила уже не услооная гербальд ческая корона, как нреждс, а опоm 1с конкретная коро аuион ая корона Екатерины 762 г. так называемая Большая императорская Кстати, большинство гербов царств уосн али вполне конкретные короны. 62 4. От Алексаидрп l до Никола.я а грул.и орла герб Московский, Его изображение щже изменилось. Во первых, Кёне ра 1вернул его в нра ую геральдическую сторону, т. е. влево от зрителя. Ot 1попупил так и со всеми остальными гербами, в которых имеJ 1ись фигуры, находящиеся n движении2 17. Согласно правиJ 1ам классической геральдики это было абсолютно правильное решение. Но оно вызоало неоднозначную оценку. Так, м трополит Филарет Дроздов отмечал Какая беда том, что всадник о московском гербе долго ехал налево, тогда как геральдика велит ему ехать направо По моему мнению, в сем деле более силы и действия должны иметь отечествею 1ая история и отечественные предания, 2 18. На 1юмшо, что эти слова принадлежат деятелю церкви. С его гочки зрения, попорот фигуры нарушал издревле сложив уюся. характерную для церковного искусства традинню2 19 Ед юмысле ны с ним оказались и создатели современного московского герба они взяли за основу московский 1ерб времен Екатерины II, а не кёневский вариант. В то же nремя Кёне попытался усилить религиозную семантику московского герба тем, что оерхний конец копья lrоргия Победоносна был изображен в виде креста220. Главный щит с гербом Государственным увенчан лемом Святого Великого Князя Александра Невского, лeм, как и друп 1е атрибуты внешней части герба, восхо 1лн к павловскому варианту 1800 г. Но, хотя его положе 1е анфас не зменилось, это уже был не заnадноевро с iски рыщ 1рски шлем, а древиерусский, отсылаоший к многовековоii истор ческой преемственности, православность которого под 1еркивалась и его принадлежностью Александру Невскому и государственным девизом С нами lioг, на нем. Любоnытно, что в качестве шлема Александра l lсoскoro высту 1л совершенно реальный шлем XVII в. шапка большая Ер хонская, царя Михаила Федоровича 162 1г. а защитноii носовой стрелке пой шапки изображен архангел М ха л, покровитель царя воина и православного 130 1ства архангел Михаил является и одним из щ тодержателей 13 гербах 1857 и 1882 гг Шапка большая l X0 кa, была совершенно особым военным голооным 63 4. От АлРксrшдрп до 1иколпл 1 убором в Х 1в. по сути выrю яла фу кцию боевою царского щ ца22 1Уже в ссрсд не XIX в. этот шлем с пал принадлежавшим Александру 1свскому222. С такой атр буц еii 0 и оошел в состав государственного герба. lовая, удревне 1ая персоннфикания владельца лема существенно повышала з ачимость самой регалии. Образ Александра 1еоского стал особенно популярен, по краiiней мере со времс Петра 1и за ял важное место в системе госу щрствснноi i илеологии. 0 являл собой у 1калыюс со 1ета ие к я 1я рао тсля и рслшестве ка м 1юп 1х 0 колс 1ii русских мо архоо, р, 1Вослав ого святого, защ т в сrо правосл 1В ую веру от катол ческой экспа си и во 1а олково 1ща, защ щаошего Русь с оружием u руках. 1lес ютря а зшl пель ое 1сло святых рао телсi i в русско ис е np ал Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. [Российский государственный герб]: От Александра I до Николая II (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |