Пчелов Е.В.
[Российский государственный герб]: От Петра I до Павла I
// Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 49-58 (Глава III)
Аннотация: При Петре I эмблематика государственных печатей отличается большим разнообразием, пожалуй, как у никакого другого российского монарха. Конечно, это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в стране, в том числе и в сфере государственной идеологии. Из печатей начала правления Петра привлекает внимание рисунок печати из «Дневника Иоганна Корба», относящийся к 1699 r. Он интересен тем, что как бы возвращает к традициям печати 1577 г.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32047 знаков (с пробелами)
3
От Петра I до Павла 1
3. 1
Изменения rосударствеююrо rерба
в Петровскую эпоху
При Петре I эмблематика государственных печатей
отличается большим разнообразием, пожалуй, как у ниЮ коrо дpyroro российского монарха. Конечно, это связано 1кардинальными изменениями, произошедшими в стране, том числе и в сфере государственной идеологии. Из печан й начала правления Петра привлекает внимание рису 1юк печати из Дневника Иоганна Корба, относящийся 699 г. 155 0 интересен тем, что как бы возвращает к тра щиям печати 1577 г. Здесь эмблема ездеца названа мос 1ооской а шесть эмблем, соотоетствующих первым назва 1ям объектного титула, расположены на крыльях орла. 1lx порядок вполне традиционен справа налево есте вс ю, по отношению к орлу и сверху вниз Киев, Влади р, Новгород, Казань, Астрахань и Сибирь. По окруж щ ти 26 эмблем соответствовали титулу в том же порядке. 1ю 1ако ни одного экземпляра этой печати в распоряжении 1нтлсдователей не имеется.
Сред наиболее важных изменений петровского вpe tt 1следует отметить прежде всеrо постепенную трансформацию семантики ездеца от символа царя к образу 1с оргия Победоносца. В 17 г. дипломат князь Б. И. Кура 1уже трактовал всадника как образ Святого Георгия 156. l e самое отметил и Петр Великий при описании своего щарта и русских морских флагов в 17 10 х rодах 157 7 18 г. на монетах под копытами коня начинает чеканить мий и такое изображение становится постоянным с 1727 г. 158 Товарищ герольдмейстера, по сути основатель rel fl 1uomexa РАШ 49
3. От Петра до Павла
ральдики в России, граф Франциск Санти в 1722 г. составил новое описание rосударственtюй печати IS9 Согласно
описанию черный двуглавый орел помещался в золотом
поле, а на его груди аходился московский герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. Московским
гербом признавалось изображение Святого Георгия, поражающего копьем черного змия, в красном поле. Такую расцветку закрепил при Екатерине I указ о государственной
печати от t 1марта 1726 г. Орел черный с распростертыми
крыльями, в желтом поле, в нем ездеu в красном поле, 160.
И хотя в нем Гсорrи Победоносец еще именуется ездеuом,
в феврале 1730 г. прн утверждении 88 земельных гербов
для полковых знамен всадника вновь признали lеорrием
Победоносцем 16 1Так ездец завершил свою эволюцию,
с этого времени 0 стал изображением Святого Георгия был р з а юсковс 1шм гербом 162. Устоялась и цветовая
гамма конь белый, змий черныii, поле щита красное спан а и копье в оп са 730 г. названы желтыми Движение
Георгия оставалось тращщ 1ю 1ыl 1в правую от смотря еrо сторону.
Таким образом, сшшоm 1зация 1осу 1аря в гербе постепешю шел руется. С одной стороны, образ царя персонифицируется на монетах а х аверсе при Петре J
на рубеже XVII XVIII вв. появляется царский профиль 163
С другой Георгий как покров тель воинства становится
особенно близок Петру и его преемникам, соединяясь в
гербе с цепью ордена Андрея Первозванного, признанного
в качестве небесного покровителя России.
Культ Андрея Первозванного приобрел при Петре
особую значимость не только потому, что этот святой был
первым апостолом Христа, к тому же, по легенде, побывавшим на территории будущей Руси. Он также считался покровителем мореплавания Аtщрей первоначально был рыбаком и Андреевский крест появился на флагах военных
кораблей российского флота. В гербе же появилась цепь ордена, учрежденного царем в конце XVII в., первого российского ордена, ставшего впоследствии высшим орденом
империи. Она охватывала нли все изображение герба, или
50
3. От Петра до Павла олько центральный щиток с московским гербом 164. Bтopoii вариант в дальнейшем закрепился. И ноrда, впрочем, на t тровских походных печатях косой Андреевский крест да 1заменял эмблему всадника 165. Известны и малые печати 1lетра с изображением на груди орла Богоматери и даже
l аrпятия, окруженtюrо сиянием 166. Царь пытался испольювать различные символы, и неустойчивость, rосударстщ юй эмблематики его времени свидетельствует о слож ом процессе поисков новой СИМВОЛИКII.
Трансформировалась и цветовая гамма государствен щ о герба. Судя по всему, по крайией мере в конце XVI в. углавый орел считался золотым в краевом поле 167, при тре I орел стал черным в золотом поле 168. Это, бесспор 1щ влияние цветов герба Священной Римской империи 169.
l lм пемонстрировались имперские nрете зии Петра в от 1ие от прежних цветов, отсылавших к эпохе Московско 1о арства и православной Византии. В цветовом решс рба виза 1пюiизм, уступал место имперским устремле ш 1м, обращенным к Европе, через них, nоз юж 0, лаже еллировал к античному наследию.
Аналогия с орлом имnер 1Габсбургов проявлялась 1самой стилист ке эмблемы в по 1t ятых крыльях орла нл более замС тны фапы, а на печати 17 12 г. работы
l кера орел пр обрел вычурный, ф ур ый хвост l t. нл. 1О Печать Беккера стала своего рода образно
t IH ГJольшой rосударстве 1шой печати, сoзna 1oii во второii олови е 1730 х годов шве tарским граверо Иога 1ом
l арлом Гедлиигером 169 77 70. Здесь вверх попняты
v,ке нс только крылья орла, 0 и головы. Цепь 0 1щс а Л 1щр 1н Первозван ого охватывает щиток с московсю 1м герf 1ом, а вокруг орла расположены еще шесть щитков с ос ов м земельными гербами, соответствующ ми ачаль ы 1ектам императорского титула киевским, владимир 11новгородским, казанским, астраха сю 1м сибирским м. ил. 0 1опять таю, расположены в традиции VI XVII вв. справа налево и сверху вниз. Три герба прев русских земель стол 1щ Руси Киев, Владимир, Hoвrop t обрели первенство по отношению к татарскш 1
5 1
3. От Петра l до Павла l
царствам, что эмблематически точно отражало начало объектного титула. Для идеолоrическоrо оправдания российского царства, а тем более империи, обладание тремя
царствами утратило былую актуальность 17t
Этот процесс сопровождался и трансформацией
внешнего вида корон над головами орла. В связи с политическими изменениями при Петре I изменилась и их форма.
Они приобрели вид императорских, причем произошло это
еще до официального провозглашения России империей в 172 1г. 172 На печати Гедлинrера три императорские короны,
расположенные так две маленькие на головах орла и одна
большая над всей композицией, были как бы объединены
лентой ордена Святого Андрея Первозванного концы которой выходили из под центральной короны 173.
Государственная печать работы И. Гедлингера служила n этом качестве вплоть до конца царствования Николая I,
т. е. на протяжении примерно 120 лет 174. С каждым новым
царствованием менялась лишь легенда, кроме того, при
Павле I добавились новые геральдические элементы впоследствии отмененные Однако изображения государственного герба в конце XVIII первой половине XIX в. продолжали изменяться.
3.2
Государственная геральдика
в царствование Павла I
и Большой герб Российской империи 1800 г. Религиозно мистический смысл государственного
Jr герба вновь особенно актуализируется при Павле О августа 1799 г. появился новый вариант герба 1
75 см. ил. 12 Щит с московским гербом на груди орла положен на Мальтийский крест эмблему Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Символически четыре направления
креста толковались как четыре христианские добродетели благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание
а восемь концов как добрые качества христианина вера,
52
3. От Петра до Павла l 1tобродетель, рассудительность, воздержание, терпение,
liлагочестие, братолюбие, любовь 2 Пет., 15 7 176. белый 1tвет символизировал целомудрие и безупречность рыцар 1кой чести на поле брани 177. Павел 1как известно, взял Орден под свое покровительство и был избран его Великим
магистром 178 Над щитком с Георгием Победоносцем рас оложена Мальтийская орденская корона, увенчивающая
крест подобная корона действительно была изготовлена
для императора.
Можtю полагать, что таким образом в гербе было
обозначено личное магистерское достоинство императора 1lавла, тем более, что для того времени практически до середины 185O х годов понятия герба госу арства и герба
монарха не были разделены 179. Однако такому пониманию репятствует Большой государственный герб имнерии
t 8OO г. Здесь в центре геральдического щита помещен щи 1ок с гербом 1799 г., а сам щит положен на Мальтийский
крест. Титулование Великим магистром Державного ордена подобно другим титульным объектам отражено и в последней части большого щита серебряный прямо 1i крест в 1рас ом поле, помеще 1ый здесь, служ л гербом Ор tена.
Таким образом, именно в этих эмблемах Большого герба
воплотился личный магистерский статус императора, что
соответствует и правилам орденской геральдики 180, и текс 1у манифеста о Большом гербе Восприяв Титул Великого
Магистра Державного Ордена соединили Мы и Крест
Ордена сего с Гербом Нашим, Все это показывает, что о с ская символика в гербе 1799 г. имела несколько инои,
нежели просто лично статусный, характер.
И действительно, в этом гербе государственные эмбJ 1смы Российской империи соединились с символикой
Мальтийского ордена. Два христианских символа Георп 1й Победоносец и Мальтийский крест оказались нало 1кенными один на другой и сами, в свою очередь, разместиJ 1ись на груди двуглавого орла. Тем самым в гербе демонстрировалось не только обретение российским имперагором статуса главы духовно рьщарского ордена 18 1но и
воплощалась идея об особой, мыслящейся во вселенском
53
3. От Петра до Павла
масштабе, рел гиозной миссии государя, призванного защищать хр стиа 1ю ую оеру пр чем не только православную, 0 катол ческую от безбожников якобинцев 182
и тем самым объединить обе части христианского мира во всей полноте единого духов 1юго универсума.
Московский герб держался на ленте ордена Андрея Первозванного, а короны объединялись лентой красного
цвета ордена Святого Алексащт.ра Невского или, что еще более оероятно, op 1te a Святой Анны династического
ордена Гольштеiiн Готторпской династии, основанного
о памят 1бабки император, 1его tедом II введенного Павлом
о число росс йск х мператорских орденов. 1ще более показателен Большой государственный
герб, утоержде 1ыi 6 декабря 1800 г. 183 см. ил. 13 Однако, вероятно нз за гибел Павла, соответствующий
манифест так и не был издан, и герб, по сути, остался
проектом 184. Это нсроое зображе ие российского государственного герба, созданное полностью в рамках европейских геральд есю 1х трающий. Композиционно оно обнаружиоает бесспорную аналогию с прусским королевским гербом см. л. что судиоитслы 10, учитывая ориентирован 1юсть сущсстое х сторон тогдашней государственно жизни, так х, апр мер, как арм я, на прусские образ ы 185, что было обуслоолено во многом л ч ым пр страсп 1ям самого шнсратора.
Вес терр 1пор ал ыс эмблемы сгруппированы в
р. 1мках одного щ та. 3, 1част щита служат своеобразным
фоном ЛЯ не тра.пыюго щ тка с государственным орлом 1ю сут с гербом 1799 г. еще оосьм щитков о прусском гербе чнсло 1aстeii гербового щнта было бот,ше 50 По ер мстру от не тра. ыюго щитка расположены семь щитков
с гербю 11а более значимых земель, первых в титуле К евск м, Влаюш рсю 1м, 1Iовгородским, Казанским, Астраха сю 1м, С б рск 1н Херсо 1са Тавр ческого.
Герб Херсон са Тавр ческого появился после рисосю е ия Кр ма 18G В м ераторском титуле Хсрсонис
Т, 1вр ескиii был назван нарством, тем с, мым декларировались рсемстос юсп, Poсr 1от Византийской нмперни
54
З. От Петра до Павла нрава на ее бывшие земли Крым Идея внза т йско 10 аследства р обрела особую значимосп, при Екатерине I 1IIсПO HM се KOIIсT IIIТИ ПOЛbсJПli I проект 1юссозда 1я
В а 1п йской империи под скипетром оторого онука Ко а тина и была унаследована, Павлом. И лаже само нашание Херсонис Таврический, лавалось о нарочито грс 1зирован ой форме. Герб царства Херсониса Таврнческот, конечно же, был знаковым тот же доуглавый орел, счи 1авшийся византийским заимствованием пришедшим в
Россию, как полагали, еще во оремена Владимира Святого
в результате его женитьбы на византийской принцессе
Лннс 187 и воплощавший таким образом историческую рсемственность впоследстоии такая сем, итика да
ного
орла была усилена его крылья опустил с 0 оизантиискому образцу 188 на его груди православный восьм конеч ыii крест, с моол з роnаnш й уже преемстве 1осп, ухов ую, раоослав ую, ибо креститель Руси Владимир ш ял крещение именно в Херсонесе. Такая трактовка iыла офи 1алыю закреплена в описании герба Таври 1сской обл, сти, утоерждснного 8 марта 1784 1В золотом олс двухглавыii орел, на груди оного о голубом поле золо 1oii осьмиконечный крест, означающий, что крещение во reii России чрез Херсонес произошло крест же поставлен госуларстое 1ом гербе лля того, по и оныti пр слан от 1ре, 1ссю 1х Императоров в Россию, тогда, когда воснриято
lkлнкими Князьями крещение, 1
89
В расположении главных земелыiых эмблем соблющu 1ся тр, 1дицио 1ый порядок, восхо 1tивший к Большой nе 1ат Иnана Грозного справа налево и сверху вниз, 0 глав ое 1есто, над центральным щитком, принадлежало родовому гербу императора династическому гербу герцогстnа
ir лшп ского. Паоел нарочито демонстрировал свою родовую принадлежность nреемстоешюсть, а потому включил
свой родовой герб в государстnе 1ы i и постаоил его о наи юлее почетное положение, сразу вслед за государствен ш орлом. Далее о 34 х частях большого щита изображс 1гербы всех территориi 1перечисленных в объектном 1пуле мператора, начиная с скоnского праоый верхний
55
З. От Петра до Павла
и завершая Еверским немецкое княжество, находившееся
во владении Анхальт Цербстской династии, унаследованное Екатериной II в 1793 г. и позднее, в 18 18 г., передаt 1ное
великим герцогам Ольденбургским и гербом Державного
ордена Святого Иоанна Иерусалимского 190
Существе 1пю, однако, внешнее окружение щита.
Большой щит покоится на Мальтийском кресте, над ним
расположен рыцарский шлем анфас с наметом, и все это
изображение увен швает императорская корона, поддерживаемая справа архистратигом Михаилом и слева архангелом Гавриилом. Мальтийский крест и рыцарский шлем
вновь отсылают нас к идее военно духовного ордена, к пониманию власти государя не просто как блюстителя, но и
как защитника веры. Крест за щитом равно как и последняя часть щита с гербом Державного ордена указывал на
магистерское достоинство Павла I.
Фигуры архангелов, выступающих в качестве геральдических щитодержателей, также подчеркнуто символичны. В прусском гербе щитодержателями являются два лесных дикаря со штандартами в руках. Критик Большого государстве юго герба серслины ХТХ в. П.И. Белавене 1отмечал, что использооа ис ангелов как щитолержателей о
государственной геральдике. кроме России, е известно 19 1
На самом деле ангелы поддерживают щит герба не только
фра щузскоrо королевского дома хотя они и одеты в геральдические супервссты но и щит княжества ШаумбургЛиппе как щитодержатель ангел присутствовал и в государственном гербе Лвстро Венгрии. Но, разумеется, в России о фигуры арха rелов вкладывался особый смысл.
Архистратиг Михаил, предводитель небесного воинства,
стоит спраоа от щита и в одной руке держит пламенеющий
меч. Архангел Гавриил, блаrовеститель, слева и держит
лилейную ветвь. Сочетание этих фигур было широко распространено в русской культуре 192. Культ же архангела
Михаила особо поддерживался Павлом 1
93. В Средние века
архистратиг Михаил с 1итался родоначальником рыцарства, бранный подвиг которого был первой из когда нибудь
явленных воинских и рыцарских доблестей, 194 Как roсy56
З. От Петра до Павла l щрь и воин, император считал его своим небесным покро пелем. День архангела Михаила 8 ноября стал праздни 1ом для всех ветвей орденов Российских. В Петербурге а месте Летнего дворца, где родился Павел, был построен
Михайловский замок с церковью во имя архангела Михаила, где и должны были происходить торжественные орденс 1ие церемонии. Своего младшего сына, родившегося в 1798 г., император назвал Михаилом 1
95 Оба архангела символизировали духовный смысл российской монархии, под 1срюшали религиозную миссию России и как бы охраняли
l Осударствеtшый герб, т. е. были духовными защитниками 1сржавы. Существенно, что именно Павел ввел в государt тое,шое законодательство представление о российском 1ш ераторе как оерхо 13 1юм защитнике и хранителе догма 1оо веры, блюстителе правоверия и всякого в Церкви свя 1оН благочиния, и в этом смысле 1ак о Главе Церкви, Акт о наследии престола 5 апреля 1797 г. 196. Сочетание 1кс архистратиrа Михаила и архангела Гавриила в государ 1госнном гербе воплощало не просто духовную, а военнорелигиозную ричем с ооенно рьщарским оттенком суть ласти государя так, как ее понимал сам Павел.
Под щитом изображена цепь ордена Андрея Перво 1в ш 1юrо, а за щитом возвышаются два штандарта. На
щ 0м изображен российский императорский герб 1799 г. а другом ооенно христианская символика од оrлавый
орел со скипетром и громовыми стрелами перунами в лашх 197, устремленный к кресту в солt 1ечных лучах. В ма иФ сте о гербе 0 назван сим волом неустрашимости 198
Орел обращен к солнцу 199, к свету и одновременно ко Хрис 1у. Подобное изображение изоеспю на полковых штандар 1ах паолооского и алекса 1щрооскоrо оремсн, символизируя
r, 1ссграш ое христолюбивое во 1стоо2ОО В гербе 1800 г. 1ервые появилась и мантия сень увенчанная импера 1орской короной.
Итак, в Большом Полном государственном гербе ав овской эпохи отражены не только rосударственно 1юл т ческие реалии, но и духовно религиозные идеи охранения и защиты Веры. Мистическая натура императора 6лиотека РАШ 57
3. От Петра 1до Павла 1
ярко проявилась и в появлении новых эмблем, и даже в самой композиции герба, но, как и в случае с эсхатологическим гербом Грозного, государственный герб павловского
царствования просуществовал совсем недолго. Уже в апреле 180 1г. Александр I отказался от мальтийской символики креста и короны в rосударствеином гербе20 1а манифест о Полном гербе Российской империи так и остался
невостребованным.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. [Российский государственный герб]: От Петра I до Павла I (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|