1
От Иnана III до Ивана Грозного
Геральдические Jмблемы на псчат Ива а 1проблеr, 1ы х зу rеr я со
ремеr ой стор ографии первым памятником
россииско государственной геральдики считается красновосковая дл торонпяя печать Ивана III см. 11аиболес ра экземпляр котороii скрепляет жалооаrr ую
мс оn ую II ОТDО ую грамоту оел кого московского князя
соо м племянникам Федору и Ивану Борисови ам, датируе 1ую июлем 97 г. 14 Сохрашrлись еще два экземпляра по печати при лвух документах 150 1г. договор сына
Ивана, Василия, со своим братом и жалован ая рамота
Ивана своим сынооьям 15. Крщ 1е того, эта же подобная печать скрепляла еще по крайней мере 5 6 актов 16
Согласно сследова 1ю В.Л. I y iкюia печать могла быт зготовле а 4 90 г. 17 1а л 1щевой стороне аверсе печащ изображе всад 1к без короны мба с развевающимся за лечам
плащом, колющий копьем в шею крылато 1O змия. Леrе да по окружности нредставляет сoбoii начальную часть
титула Ивана субъект ую, т. е. называющую самого
государя 18. l la оборот ой стороне ре ерсс печат помещено изображе ие двуглавого орла с закрытыми клювами расправлен ым но опущеrrными крыльями двумя коронами над головами. По окружности идет заключитель ая
часть титула объект ая перечисляющая земли, на которые распростра ялась власть великого князя.
Обе эмблемы и всадника, и двуглавого орла породили м ожество и терпретаций и дискуссий в историографии. J Jри этом прежде всего проводился поиск изобрази 14 1От Ивrта до Ива а Г,ю тоtо ы 1ых прототипов данных эмблем и делал сь попытк 1щшить их 1е ез с на Руси. Опре еление изобразителыю 1о сто шка как бы само собой предполагало, что тем сам м откроются возможности и для выявления ссмантик 16лемы. щнная взаимосвязь вес же представляется е сспор 1юй как уже отмечалось n историографии 19, необ
о tимо, очеnид 1ю, разделять изобразительный 0 1юграф ческ ii смысловой аспекты, 1ыми слоnами, сп 1лr 1с 1у самого изображения и ссманп 1ку эмблемы. Бе Jуслов O, п яnле 1шя взаимосnяза ы, 0 между имн может не 11ъ жесткой зависимости. Так, а стил стику изображе 1н саю ка вполне могли 1ювлrшть традиu 1ико ограф 1Георгия Победо ос а, 0 из этого автомат чсски с t 1ует, что таково смысл мела сама эмблема печатr и зобразителr, ыс ротот пы вуглавого орла вовсе нс 1O 1еn 11юстыо объяс яют его восприятие II з 1е 1с n
русском кулыур ом щеолопl 1еском контекстах. мблему всаю 1ика сздс а зачастую nозводят к юбраженням на ечатях русск х ю 1язе i с начала Х м6лема 1на монетах с рубежа XIV XV в.20 Однако эт 1ш6раже 1я оесьма раз ообраз ы по форме, 10 СО Ср 1ию всад 1к мог оз ачать и святых Георгия Побе ю ос 1щ, Дм тр я Солу ского и др. и самих князей раз 11алось его вооружение копье, меч и лругие детали Щ l сOl OЛЫ IIa печатях язей москоnскоii дина непосредстnенных предков И ва а 11зображе ие сад ика без нимба присутстоуст а, 1и ая с с 1O деда 1асилия I, 1ю сам Иван III, судя 0 всему, 0 кpai i 6i мере 10 конца 147O х годов это изображение на сооих ечатях нс омеща 1
2 1Существенно и то, что на счатях ре 1щ 1сстве ов Ивана III отсутстоует такой оажный элемент эмблс как зм i22. Он имеется только на печатr 1послед его t рского князя Михаила Борисовича его сестра была рвой женой Ивана 110 там всадник вооружен ме 123, и на монетах нескольких князей А 1щрея Дr, трие а можаi iского, Михаила Андреевича верейского, Ивана дреевича можайского включая и отuа Ивана Вас 11н 10 здесь изображения столь же раз ообраз ы вса 15 1От Иаrтп io Иflmm jю. 0 10 ик вооружс 0 ьсм мс юм а ссл 3сал ик 1ронзаст зм я, то нс 13 сю как а с 1ат 1i97 г. а в аст 12 1
Слсдо 13атсль 0, по вссii в 1щ мости, т п 3ображс 1я сэдеuа на ечати 1497 г. более ранних полностыо дент ч ых
аналогов в pyсскoii сфраmсп 1кс и нумизматике ш. имеет.
Иным словаш 1ш 1m 1с лишь самого общего зобраз
тет, 1юго п 1па nооруже 1шыi i lелопек а коне не может,
вероятно, 1являт 1ся спrл сти rесю источником для
всал. 1ка е 1ати 1li97 г рояс пь семантику сaмoii эмблемы.
В то же время, казалось бы, сп 11сл 1ке nсалника счап 1И пана I IТ аиболее близки зображе 1я Георгия
llобс ю 1юс а в f Yсскoi i иконописи и декорап 1ю пр клад 1юм скусствс
2 В HKO ПIIс 0IOIH 3 ГIOIJ юnражс 1я
сюжета Чудо Гсорг я о зм 1ш, стилист ческ ю п а алогиче всащ ку пе ап i97 г.2G Однако II злесь обнаруживаются сущестпс 1ые отличия у псаю ка на печати ет шба ад головоii27, 0 держит копье лвумя руками кажется. о п у 1калы 1ыii слy 1aii 1и 1я ко ограф 1
Гt орг я l lобедо ос а
28 колет з я с в паст а в сю.
Ло сю 1ст сп 1чес х протот пов пр 1е. 1лаже в северную Итаm 1ю, а ме 10 13 Ло. 1барл ю. те. 1самым была
о iос оват 1п юте 1а on 1палы ско. 1частерс рl 1к
печатн 1li97 12 1Л а. 1ю 10 ят 1та шображе 1е Гсорп 1я бс 1to oс a. Од ако от тот. какоii 1ктср сдела с 1ап, 97 0 рос о сема 1п кс са юго образа вса 11ка еще нс
с 11астся. Сущсст 0 то. 1a 1oii O сл вкл щ 1ша в
щ 11ую щблс у ш, Русн. Со к 1ю а болес рап 1ростра с 10 у с IO ЭТО с 30. l l сK0с юfipaЖ I с ttpaUIПс Я, князя. госу 1ар
я. 1шнннаю 1нсго с 1юю 1С 1лю от врагоu,
побсжлающего х30. о 1с св 1щете. спзуют отсутстn е шба. 1рав а, от 1
юсящ со более озд с, 1у upe e 1
объяс с 1я ж 1пслс М К 1овско 10 госуларства серс 1t 1ы
XVI X n. в отл щ от 10стра нсв, с 1ло 1ых в сп, в юскопско, 1вса 1t 1кс Георгш, Побе 1tо 1юиtа H0с tap а
ко с, нар на коне 1ю iсд л н, я,
Стот, же л скусс 1ю 1а мблс а дву 1лаво 10 орла.
История самого с 1шnо. а эу 1с а лово. 110 олроG 1ю п. 0 16 1От Ива а III до Ивана Грозного 1юиски прототипа российской эмблемы заставляли обращаться и к Византии, и к Священной Римской империи, и 1Золотой Орде, и к балканским и причерноморским rосу tарствам. По видимому, древнейшее в мировой культуре юбраже ше двуглавого орла известно в Хеттской державе относится к XIII в. до н. э.33 Впоследствии двуглавый орел стал весьма популярен и на Востоке, включая рабский мир, и в Европе. Важно, однако, что двуглавые
орлы в разt 1ых культурных традициях различались изобра телыю и, что еще более существенно, семантически. Возможно, например, что в древнейших культурах двуrлавость
могла отражать характерную двучленную симметрич ую структуру многих архаических мотивов, связанных 1орлом, 34, или символизировать дуальную функцию пра 1теля35.
В Сред ие пека 130Зtшкла легенда, что двуглавый
орел появился еще при императоре Константине Великом lи при других древ еримских правителях и обозначал
пвуединство империи Западной Рима и Восточной l онста ти ополя При этом сама империя мыслилась t юй, но с двумя государями во главе единое тело орла и с головы Зб Несмотря на то что реальных оснований эта н гс 1ща под собой не имеет, для прояснения семантики дву 1ншого орла в период его бытования в Византийской и ященной Римской империях оиа имеет большое значе 1с. Ведь дело не в том, существовала ли сама эмблема дву 1аnого орла в Древнем Риме или нет, а в том, что в этом убеждены в XIV XV вв. Уже Джованни Виллани в юсй Истории Флоренции, 1348 разработал целую ге алогию римских геральдических орлов одноглавые 1l рсбряный орел в лазуревом поле у Гнея Помпея и золо 1oii в червленом поле у IОлия Цезаря, черный орел в золо 1ом поле у Августа, наконец, двуглавый орел у Констаыти Великого Впоследствии возникли разные варианты 1р 11еримской 1истории орла, 0 цпета, от 1юсимые к ор м Цезаря и Августа, были, как правило, либо черный в 1ютом поле, либо золотой п червленом37. Таким образом, 0.щ 1е симnолы и их расцветка присваивались далекому 6 1Uomeкa РАШ 17 1От Ивана III до Ива а Гроз ого
прошлому. Идеей о римском наследии, конечно, и объясняется популярность двуглавого орла и на Западе, и на
Востоке, в обеих империях, претендовавших иа истори 1ескую преемственность от Римской38 Генетическая
близость московского орла с римским, четко осознавалась на Западе39
Примечательно присутствие двуглавого орла, правда, весьма схематизирова 1iноrо, t 1a монетах последнего
тверского князя Михаила Борисовича бежал в Литву в 1485 г. 40, что может свидетельствовать о иаличии подобной эмблемы на Руси еще до 1490 г.4 1Изучение стилистики изображения орла на печати Ивана III привело исследователей к диаметрально противоположным выводам или
о вероятном византийском прототипе42, или же о сходстве
с орлом Священ 1юй Римской империи43 Первая точка
зрения кажется более нредпочтительной. И действительно,
стилистически русский орел имеет вполне спокойный,
строгий шщ его крылья опущены, клювы закрыты в то
время как орел Священной Римской империи ее rосударствен ыli символ с 1430 х годов, времени нравлеt 1ия
императора Сигизмунда имел раскрытые клювы, приподнятые концы крыльев и межперные фады. Орел Ивана
весьма напоминает византийского орла, в частности с миниатюры uтopo 1i половины XV u. из Евангелия, принадлежавшего Дмитрию Палеолоrу здесь золотой двуглавый
орел в червленом поле и три короны над головами орла,
см. ил. 2 44. В то же время две короны над головами русского орла, казалось бы, соответствуют двум нимбам или
нимбам и коронам t 1ад головами орла империи Габсбургов,
но наличие изображений орлов с двумя коронами и в византийской традиции, и на Балканах опять таки не проясняет этот вопрос.
Несмотря на изобразительную схожесть русского орла с византийским, взаимное расположение эмблем на печати 1497 г. отсылает к европейскому образцу. Так, на печатях императоров Священной Римской империи XV в. Фридриха III 1440 1493 rг. и Максимилиана 493 15 19 гг. на лицевой стороне помещалось изображение им 18 1От Ивтт Ill до Ива а l Joз 1t0zo сратора с регалиями, восседающего иа троне, а на оборот 1юii двуглавого орла. Эта аналогия, или, как выразился 1в. Вилинбахов, Схожесть символической модели печа проде бы подтверждает предположе ие, по и на рус t ой печати псадник символически обоз а 1ает правителя, а
орел государство45 О том же свидетельствует и легенда
с сли всадника сопровождает субъекп 1ый титул называющ й самого правителя то орла объектный перечисляю 11й территории А сама форма титула опять таки соответt вует тогдашней европейской традиции46 до Ивана III
ж генды на печатях русских князей были иными в них при 1утствовало и само слово печать Имперский характер
русского орла сопрягается в историографии и с царскими рстензиями Ивана III, и с установлением диплоl lатичес 10 1х контактов России со Священной Римской империей, а
само создание печати объясняется конкретными диплома ческими задачами47. Впрочем, Густав Алеф, с именем ко 1орого обычно связывают подробное обос ова 1е rипоте о европейском заимствовании двуглавого орла, полагал, 0 византийский вариаt 1н орла был принят Иваном III, абы иметь царский символ, равный двуглавому орлу им срии Габсбургов, но вес же свой, т. с. типологическая анаюп 1я в сочета эмблем на печати и в общей семантике
Jtвуглавоrо орла вовсе не устраняла возможность поиска ных форм. В любом случае, очевидно, сaJ ta эмблема Ву лавоrо орла символизировала не просто государство, а с ржаву с притязаниями на особый, более высокий, нежели 1н л кокняжеский, статус, равный императорскому. Как мпсратор Священной Римской империи объединял под 1юсй властью множество вассальных земель, так и москов 1ю 1й великий князь был не только сюзереном князей
УЖ Льных, но и властителем господарем5. многих других яжеств, утративших самостоятельность, чьи наименова ш 1вошли в великокняжеский титул. Подобие политичес 1oii структуры весьма, впрочем, условное порождало и 1нщобие государственной эмблематики.
Типологическая аналогия с габсбургским орлом в со лшии с отличающейся стилистикой изображения, отсы 19 1От Ива а до Ивана Грозного
лавшей к византийской традиции, таким образом демонстрировала не просто диалог и равновеликость двух
держав, 0 маркировала и определенное противостояние. Здесь вспоминаются слова Ивана Ifl, переданные через
московских дипломатов имперскому послу Николаю Поппелю, предложившему от имени императора Фридриха III
в 1489 г. великому князю королевскую корону Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых
своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители А поставления как есмя наперед сего не
хотели ни от кого, так и иыне не хотим, 48
При этом в данном контексте абсолютно несущественно, являлся ли двуглавый орел государственным гербом Византийской империи или нет на самом деле нет Замечание Н.П. Лихачева, которое обычно приводится для опровержения византийской версии Если будет доказано
положение, что Византия так же как и Римская империя
не знала государственной печати и на печатях императоров
не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела, 49, имеет значение, если рассматривать историю возникновения двуглавого орла на Руси в ракурсе исключительно заимствований и при условии неразрывности семантики эмблемы, ее изобразительной стилистики, функциональных особенностей ее носителя в данном случае печати
и конкретных культурно исторических взаимосвязей. Однако реальная ситуация была гораздо сложнее, и для изобразительного заимствования, например, вполне достаточно было и того, что сама по себе эмблема двуглавого
орла пусть и не выполнявшая функции государственно ге ральдической в Византии уже существовала. Появление
на русских печатях двуглавого орла, по мнению Г. В. Вилин бахова, служило одним из внешних выражений политичес кой теории преемствешюсти царской власти московскими
князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы третьего Рима sо. С этим трудно не согласиться5 1В то же время для Руси, возможно, существенным в
20 1От Ива а до Иваиа Гроз оzо
ноi 1эмблеме было не столько rосударствен 0 историчес 1щt се зиачение, сколько статусное имперский символ
Итак, наиболее распространенной на сегодняшни i 1ь является гипотеза о появлении эмблемы русского дву авоrо орла по аиалоrии или даже благо 1аря прямому за мствованию с государственным орлом Свящеиной Рим 1коii империи несмотря на изобразительную схожесть с 1осударственным визаитийским орлом и о постепенном
формировании символа всадника на Руси, возможно, пол 0 щействием икоиографии Георгия Победоиосна или
tаже непосредственном заимствовании его изображения из 1t галии но на печати Ивана II I символически означавше 1о русского государя. Как nидим, стилистические и семан ческие прототипы обеих эмблем при выявлении х re e ra остаются плохо согласованными друг с другом, что одтверждает идею о разности иконографического II смысювого характера геральдических изображений.
Детальный анализ самого изображения всалника р вел АЛ. Юрганова к обоснованному выволу о глуби 1оii связи этой эмблемы с эсхатоло 1ичсскими ожида иям 1а Рус в преддверии 7000 гола от Сотворе 1я мира
фигура царя победителя в символе Русского государства аме овала собой русского аря, которому суждено булет лать власть Богу в Его Второе Пришествие По суще 1ту, заключает историк, это символико геральди 1t ское воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого арства. Особое значение имеет и то обстоятельство, по 10 ь в этой композиции сама православная вера. которую арь и государь должен сохранить в чистоте. Пораже 1ше
мся скипетром копьем это уuеренность в победе добра.
оржества Христа в последней схватке со злом 52. Образ
же Святого Георгия, по мысли исследователя, представляет
собой иную, параллельную традицию, хоть изобразитель 0 11зкую. но семантически далекую соелинение обеих ю сходит значительно позжеSЗ
В ко тексте ланноrо толкования более глубоко рас 1р 1шается и соотношение эмблемы всадника с эмблемой 1t углавого орла54 Снмвол правослс 1в 1юго государя поме2 От Ива а до Ива а Грозного
щен на лицевой стороне пеl. ати в преддверии ожидания
Второго Пришествия и Стра ноrо Суда он особенно актуализирован. Здесь же, в легенде пеl. ати, в титуле русского
государя впервые ноявлястся наl. альная часть Божиею
милостию свидетельствующая о сакральном характере
власти московского велико 1u князя. При этом титул великий князь отходит на второй план, уступая место титулу господарь всея Руси, указывающему на новый статус
русского правителя55. Если идея православного государя
воплотилась в символе всадника ездеца то само царство
присутствует на оборотной стороне печати и представле ю
эмблемой двуглавого орла. Ей соответствует перечислс 1с
тех земель, на которые простирается власть московского
князя. Две короны над головами орла, очевидно, под rеркивали царский характер новой державы отсутствие же
короны на голове всадника, учитывая релиrиозно эсхатолошческую трактовку образа, вполне объяснимо фигура
всадника вонлощала, скорее, духовную, нежели светскую
идею. В этом плане взаимное расположение всадника и
орла приобретает более глубокий смысл и примечателыю, по 0 0 всадник на лицевой стороне печати, орел 1ia оборотной сохраняется доволыю долго, вплоть до царствования Алексея Михайловича, когда изначальная обострен 1юсть символа всадника постепенно нивелируется.
Важио подчеркнуть и то, что ездец обращен в правую
от зрителя сторону. Согласно правилам классической геральдики, как они сложились к XVI XV вв., правой с rитается сторона левая от зрителя, и наоборот. Таким образом, в геральдике взгляд идет не со стороны смотрящего на
герб, а со стороны самого геральдического щита, вернее,
рыцаря или герольда, его держащего. В этом случае все
фигуры, находящиеся в движении, должны двигаться в
правую геральдическую, т. е. в левую от смотрящего сторону, как бы навстречу противнику, а ие отступая от него.
В какую же сторону обращен всадt 1ик печати Ивана III
Анализ подоб 1юrо европейского материала показывает, что
в европейской сфрагистике того времени как раз нередки
случаи поворота фигур, в частиости всадников, в правую
22 1От Ивана Il 1до Ивана Гро. юго 1орону от зрителя. Иными словами, в случае эмблем на атях преимуществсш 1ым, вероятно, оставался взгляд
С ютрящеrо на печать, ибо воображаемое наличие ское 1о щ 1пеля печати не предполагалось.
Такое же направление tвнжения вправо от смотряще 1о было характерно и для древнерусской иконографии Геор 11lобедоносца. Однако хорошо известно, что в иконописи юбражение ориентировано по преимуществу на внутрен ою зрителr,ную позицию, т. с. соопютение правого и ле 0 1п устанавливается от образа, а нс от зрителя56. Таково, на р Ср, соопюшсние правого и левого в системе иконостаса, Т 1авливаnшееся относительно це тра.т 1ыюrо образа от 0 1а не от смотрящего на нее, хотя в отдельных случаях фреска К евской Софи с изображением Христа извест 0 о п 1юшенис правой и левой сторон от зрителя57. е
м не мс 1на большинстве древнерусских икон Святои lеорrии а 1ст в праnую от зрителя, в левую ОТ образа сторону.
l, 0 1ю положение всадника и на печати58. Дnиженис Свято о IL оргия nлево в иконописи, возможно, объясняется тем, 0 в христианском искусстве, как праu ло, движением сле направо для зрителя и соответственно справа налево ю 1я 1утреннеrо наблюдателя обозначается направление врс от настоящего к будущему, от прошлого к настояще 1у 59 Для Святого Георгия подобное положе ие естествен 60 он совершает подвиг, поражает змия, который буд
т 0Сiс жден. Таким образом, на иконе разnорач вается деи е во nремени, которому соответствует и направление 11жсния самого Святого. Аналогичное направление движе ш 1всадника на печатях nпол е могло сформироваться в общ, м контексте христианского религиозного искусства, а ространственная ориентированность всадника на п
чати 1а а l I могла иметь прототипом как близкие европеиские раэцы, так и иконописную традицию. Хотя для сфраrисти как уже отмеча.тюсr, выше, нельзя исключить и преимущ 1стое ное значение взгляда смотрящего на печать. В этом J 1y 1ae обращенность всадника направо, очевидно, была свя 1с традиционным представлением о правой стороне как
r 1тнриятной, положительной. Примечатслыю, что туда
23 1От Ивтт до Ипа а Гроз ого
же обращен и змиi i, 0 его лвиже,ше прервано всадни 1ом следует учесть и то, что змий угрожает пятке коня
С конца XV u. ал ие обеих эмблем на печатях
русских государей стало постоянным. Аналогичную печать
использовал и сын Ива iа П 1Василий III. При этом стилистических изменений в изображениях не произошло. Следует лишь заметить, что если И 13ан I I даже в начале XVI 13.
еще продолжал использовать пе 1ать с иным изображением60, то при Василии П сочетание эмблем всад 1ка и
двуглавого орла стано 13ится единственным в великокняжеской 1осударстве 1ой сфрагистикебl
Если изображе 1я ездеца, разящего змия, и двуглавого орла стали с конца XV 13. постоянными эмблемами на
печатях московских государей, то 13 нумизматике дело обстояло и аче62. Изображе 1я всад, ка на монетах Ивана ПI
сущест 13е о различалнсъ а деньгах овгоролках и моско 13ках, 13с, 1дш 1к мог быть 13Ооружен или копьем, или
саблей, причем зм i i, как нра 13 ло, отсутствовалбЗ Помещен 0 только на 0 13городках, рсдназ ачавш хся, по нщимому, Jtля обраще 1я а терр тор 1Ка за ского ха
СТ 13а, 0ставле 1Оl О Иnа ом в 1487 г. пол контроль,
о rем свндетельстnует мя великого князя n арабскои графике их реверсеб4 Доуглавыi i же орел присутстnует на
мелю 1х ме 1ых де гах того периода пулах, 1ека иn rихся не только n Моск 13е, но 3 Т 13ери, Ноuгороле Псковеб5
У этого орла ет корон над головам 10 общ м своим видом 0 rrохощп сфрагисп еского орла, имея так е же
опуще 1ые крылья. а реверсе ул помещалась поясняющая надпись, о котороi.i назыоалась сама Ю ета, 13 то время
как на реверсе 1юсковок, и новгородок, именуется правитель хотя встречаются и име а мастеров откупщиков, а
также и некоторые изображе 1шя Этот факт может, конечно, подтоерждать семантику двуглаоого орла 1ак символа
держа 13ы, объеди 1вшеii разные земли, 13e l, пула 1еканились п центрах быш 1х езав с мых государств, подчине
ных Иваном 1Москве. Разл ч я n нзображении ездеца на
монетах и на печатях сu детельст 13уют скорее о ара. лель ых трающиях. О том, по на 1tе ьгах изображался именио
24 1От Ива а III до Ивана Грозноzо 1осударъ вероятно, 13Не вышеупомянутой эсхатологичес 1оii семантики, за искJ очением, быть может, денег Ивана 1арабской легендой сообщают письменные источники.
В середине 1530 х годов, в начале правления тогда еще 1алолетнего Ивана IV, проводится денежная реформа а при великом князе Василъе Ивановиче быстъ знамя на t ax князь велики на коне, а имея мечь в руце а князь ли 1и Иван Васильевич учини знамя на денгах князь ве ки на коне, а имея копье 13 руце и оттоле прозвашеся ден копейные, 66.
Теперь на аверсе копейки помещалось изображение сад ика с копьем, на аверсе деньги всадника с мечом I Jrи саблей а на а 13ерсе полушки, самой мелкой медной
монеты, изображение птички голубя 67. На реверсе мo T именовался сам государь, причем на реверсе полушки енда состояла только из одного этого слова. В историо рафии хорошо прослеже а эволюция изображения всад 1ю на монетах XVI в. и по особенностям венцов на его oJюne трехчастны ве ец, пятилуче 13ая корона, оелико 10,яжеская шапка других деталей иконографии сделан под об отражсни в эмблеме всадника на монетах образа
самого царя, р 1Р 1ем 13 контексте политических реалий 10 10 времениб8 Интерпретация ездеца на русских монетах 1государя сохранялась еизме юй вплоть до начала
XVIII 13. по крайией tepe, до 1704 г.69
Сложнее обстоит дело с интерпретацией птички на
rrолушках. Условный схематизм ее изображения затрудщr т идентификацию70. Ясно лишь, что стилистически rl tкa не аналогична доуглавому орлу на пулах она обра 11rа в праnую от зрителя сторону, ее крылья раскрыты, она как бы гото 13а к полету, хотя еще и не летит. Ближай предшествующий по 13ремени изобразительный ана 10 1птица на монетах князей тверской династии XV в.7 мволи 1еское же значение этой эмблемы пока остается
ll Оrtределеш 1ым. fiлuomeкa РАШ 1От Ивана до Ивана Грозного 12
Государственные печати Ивана Грозного.
Система печатей и вероятная семантическая
иерархия эмблем
Вернемся к сфрагистическому материалу. При Иване IV
происходят следующие изменения эмблем на печатях.
Клювы орла раскрываются, соотоетствеюю отчетливо изображаются языки, хотя крылья остаются опущенными72.
Тем самым орел приобретает более воинственныr 1вид.
С середины XVI о. над головой всадника появляется корона, что вполне обос ова 10 связывается в историографии
с принятием Иваном царского титула 73, а точнее, с признанием его Константинопольским патриархатом. Таким образом, сфрагистика несколько запаздывает, 0 сравнению
с ум зматикой. Это может в какой то степени объясняться сам м характером материала юнеты прелназначались
лля в утре 1сrо обращения, определенные же типы печатеii скрепляли в е 11еполитичсские документы. Возмож 1юсти какой либо rюлит ческой демоt 1страции на междунаро оюй арене были, разумеется, более огра ичены, нежели внутри страны.
Появлен е на 1головой осадн ка короны при сохранении других изобразительных особенностей в частности,
копья, пронзающего змия именно в шею вроде бы свидетельствует о постепенной трансформации семантики
символа ездеца от духовно эсхатологического к сакральномш 1архическому значению, эволюции, скорее всего, завершившейся в основных чертах ко времени правления
Михаила Федоровича о рецидиве апокалиптической
семантики всадника на Большой печати Ивана Грозного
конца 1570 х годов см. далее На формирование образа
змееборца именно как царя, могло повлиять не только конкретное принятие Иваном Грозным царского титула и приз аt 1ие этого акта. В самом этом образе, по всей видимости,
отражалось представление о царе как наместнике Бога а земле, а само изображение отсылало к сакральному первообразу царя земного царю Небесному змееборцу26 1От Ива а III до Ива а Грозного
Христу74 Тем самым акценты в семантическом диапазоне
символа всадника постепенво смещались.
З февраля 156 1г. царь и великий квязь печать старую мевшую, что была при отце его великом князе Василие
Ива 1ювиче, переменил, а учинил печать новую складную
орел двоеглавной, а середи его человек75 на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инъроr едu орог 16. Такая печать, в частности, скрепила договор с lанией от 7 августа 1562 г.77 Исследователи справедлизо 1исали о реформе печати, а значит и государственного 1срба78 Ездец и орел, до того существовавшие раздельно, rеперь соединились в единый эмблематический комплекс.
Изображение всадника заняло место на груди двуглавого
орла см. ил. 3 79.
При Иване Грозном складывается целая система 1осударственных печатейВО. Две печати двусторонние,
вислые привесные Одна Большая, скрепляла меж ународные договоры, эмблемы на ее сторонах соответствовали реформе 156 1г. на аверсе орел с ездецом, на
реверсе орел с единорогом а леге да содержала полный
нарский титул. Вторая Малая, кормленная, скрепJ 1яла внутригосударственные документы, прежде всего
жалованные грамоты, на ее аверсе изображался орел, на
реверсе единорог или же чаще на аверсе ездец, на реверсе орел. Легенда содержала 1алый титул государя.
Еще две nечати были односторонними, прикладными. Одна из них Середняя скрепляла дипломатические акты более низкого ранга, чем международные договоры. На t 1ей помещался орел с ездецом, т. е. повторялось изо6раже ие аверса Большой печати, а легенда содержала сокращенный большой титул. Другая, вероятно, являлась
личной печатью государя, на ней изображался или единорог, или двуглавый орел, или двуглавый орел с единорогом, ричем легенды могло и не быть8 1Этот тип печати сущепвовал в XVI в. В первой половине XVII в. появилась так азываемая воротная, печать носимая на шее которой
Jапечатывали внутригосударственные грамоты. Она была Щ 1юсторо 1шей с изображениями ездеца или орла или орла
27 1От Ива а П до Ивана Гроз ого
с ездецом. Итак, печати Московского государства были
весьма разнообразны и по фу 1rкционалыюму значению, и
по наличию эмблем и легенд.
Нали ие первона 1ально четырех печатей, причем н
дву и односторонних, демонстрирует весьма интересную
структуру. В ней четко проявляется чередова 1ше дву и
одвосторонних печатей. Действительно, Большая печать
двусторо шяя с составными эмблемами, Средняя односторонняя, а по сути эмблем лицевая сторона Большой,
Малая двусторонняя, с одинарными эмблемами одной из
сторон Большой и, наконец, последний тип печатей од Oсторон яя, а по сути эмблем одна из сторон Малой или
нентральная часть оборотной стороны Большой Тем самым преимущество в иерархии государственных пе атей
отдавалось не нал чию двух или од 1юй стороны82, а наличию тех или иных эмблем. Сложносостав 1ые эмблемы орел с ездецом или единорогом вероятно, имели большее
значение, чем одинарные только орел, ездец или единорог причем эмблема всадника имела б6льшую значимость, нежели эмблема еди 1юроrа. Орел же с ездсцом был
безусловно важнее орла без оного. 1Io орел также обладал
большей значимостью, если сравнить его с единорогом, что
показывает взаимное расположение эмблем на одном из типов Малой печати аверс орел, реверс единорог Единорог же, которого в историографи начиная с В.Н. Татищева нередко с0 1итают даже личной эмблемой самого царя,
по значимости уступал и ездецу, и орлу. Таким образом, при
Иване Гроз 1юм выстраивается такая примерная семантическая последовательность государственных эмблем ездец,
орел и единорог. При этом ыаиболее значимой считалась не
эмблема как таковая, а соединение эмблем. Соединение
эмблем орла и всадника всадник на груди орла имело определеююе семантическое первенство по сравнению с
соединением орла и единорога единорог на груди орла
28 1От Иаrта до Ивтт Гроз 0 10 13
Эмблема ед 1орога
н ее возможная семантика
Какой же смысл заключала в себе эмблема единоро Согласно русским источникам XVI 13. рог, и ко крет t е рог инроrа единорога мог символизировать Возвы е ие христианского царства, рог спасе ия, данный 1югом 1щрю аллегория скипетраВЗ и даже самого вели 10 1O государя, 84. Подобного рода обра зы, бесспорно, имеют
rн 1блейский источник. В Еванrелии от Луки 168 69 яв 1ие Христа метафорически именуется воздвижеt ем
ро 1а спасе 1ия нашего В Псалтири 9 nоз есе ие 1ю 1а единоро 1а служит метафорой риобщения к Господу 1обе 1ы над врагами85. Ою 1аI о, несмотря на очевидныii 1а 1ралы 1ый подтекст, в историографю 1распространено IС не, будто единорог Ивана Грозного символизировал рховную власть и силу московского царя86, Т. с. HOсIIЛ Орсе светский, кратолоrичсскпй характер. По мнению же Л. lОрганова, единорог Ивана Гроэноrо олинетворял сo юii власть Христа, что было особешю актуалыю для серс 11ы XVI в., когда эсхатологические ожидания обостр 11сь до предела, 87. В то же время единорог появился на 1осу дарственных печатях в начале 156O х годов, когда цар 1ii титул Грозного наконец то признали главы восточных равославных церквей, прежде всего Ко станти опольс 1иii патриарх88
Собственно сама эмблема единорога была известна а Руси и раньше печать IЗасилия Михайловича верей 1oro, чарка Семена Ива 1ювича калужского
89. В част ости, на золотых корабелышках Ивана единорог мал место четырех английских львов между концами 1рt ста90. В средневековой русской культуре единорог мог
с мвол зировать Христа непорочное зачатие9 1Христа, омогающего падшему человеку человека, не забывающего l iore и возносящего молитву единорог трижды в день
с 1авит Бога, обратясь на восток человека, вооруже 1шого
l J t IJOстью Христовой протиn еретиков, и, наконец, даже
29 1От Ивтю do Ивтт Г ошою
беса. одолевающего человеI а, смсрп,92. Та 1им образом, пот с 1швол, бссспор 0, обладал широкой полисема тич остыо от обоз аче 1я Христа до обоз аче 1я смерти.
l lр мс 1атслыю. 0 1а 10, то, как единорог изображался на с 1атях Ивт 1а Грозного и его пресм 1ков. 0 идет, можно
сказать сстnует, 0 устив голову, потому его рог иаправле в 1э. При пом ол а з пере 1t 1х лап ед 1орога поднята как рав ло, дал яя от зр теля 9З. Такая поз, 1весьма iлизка изображс 1ю сд 1орог, а м 11rатюрс з ли евого
списка Хр сп 1а скоii То 1ю 1раф 1Коз 1мы И д ко лова 95 94,
Для рояс е 1я семантики мбле 1ы ед 1орог, 1важ 0, думается, обрат ть более пр стальное внимаиие на толкова 1с 1арского ск 1етра в посшшии овгоро ского архиеп ско а ме а И ван у Грозному 1563 Владыка Госполь воздвиже рог спасе 1я нашего тебе, боговенчашюго 1щря, вру л п 1сеть с 1шпетро Росснiiскаго u, 1рствия,
жезл с лы, жезл достоя 11устр, 1яюutа словеса на суде,
хранящаrо стину в век творяща суд правду посреде 1смля 1епороч ым путс 1ходянtа, 95 Здес 1loсnoд 1вручает царю не просто сюшетр, з к силы власти, но слает
его залогом с асе 1я, хра 1телсм истины установителем р, 1вды зе 1лс. Таю образом ф гура царя р 1юбретает
те самые фу кци 1спол пеля воли l 1oжьeii 1ю аказа 1ю челове 1еского греха утверждению IIсTИ OГO благочестия 96. которые столь яр 10 проявил сь в оприч оii пол 1п ке И ва а Грозного. В контексте эсхатолог ческ х
ож да 1ii, в реддвер 1скорого Страшного Суда слова
П мс а пр обретают особое з а 1r 1е. С мвол e 1t 1opora е толыш является символом Хр ста, 1ю 0 означает
власть православного госущ 1ря как духовно 10 суди и символизирует веру в будущее Второе Пришеств с97
В таком случае полу 1ает объяснение и взаимное рас 1юложе 1е эмблем а государственных ечатях. И езлец,
eJ IШOJ OГ сое 1t 1яются с орлом. 0 1помещаются на ЩИТКII
в е 1пр с мвол, 1Московского нарства. Л.ействие борьба
со змием шеств е е н орога осуществляется как бы на
фоне ростр ства Московской лержаuы. Зрнмо очсрч
30 1От Ивтт до Ивr п ljю. юю 1тся то место, глс бу ет происхо ить последняя борьба со м. На обеих сторонах пе 1ати 1562 г. всад 1к, и с и 0
р лвижутся в одну сторону вправо от зри еля Елинорог бы следует за всад 1ком. 1раnослав ы государь, разящ ii то, сменяется 1осуда дущ м ко Хр сту. Сли 1юр ествуст вправо от зрителя ер. обра 1нсн ост 1е оро 1а восток в он 1юм з тom oвa 1ii 0 онускает голову. 1ре ю СJ ЛОIIЯЯСЬ ред ГoсrIOJt0M, а е 10 ро а равле в направлении поверженных гре ков.
Сосю еш 1е орла с единорогом ро сход 1п на зо 1ых, Ивана Грозного98, Федора Иоанновича и х 1еем 11ов, вплоть ло Федора Алексеевича включ телыю 1о 1щ шоН печати аря Федора Иоа 10внча сд юрог сче 1Вероятно, с мвол, аюуаль ыi i JlЛЯ И ва а Гроэного, ювится менее з ач мым 1ия его реем 1ка. 1la обеих ро ах Болылой печати 1589 г. в 1пке на. гру 1t орла раже сзден 100. В начале XVl в уже пр Ьор с Голу ед 1ороr в 1юв 1возвращается а реверс lюлыuо госу 1t
гве 1оi с 1ат 0 1и остается та ю ссрс t 1ы XVll в., 11е 1правле 1я аря Алексея Михаiiлов ча. Слслует 1lап по п XVll в. 1блема е 11юрога 1юстс с ю утра 1а свoii хр ст а ско эсхilтоло 1ссю 1ii смысл, все более р маяс 1в ка 1естве л 11oii эмблс юс 1овского p I 10
2. Тесную связ 1с мвол ю 1е 1t 10 1юг, 1с образом госу НI в како 1i то степс 1tТВС рждает то, по в 10 tс 1XVI в. ед юрог р сутствует на пе 1а гях пр казil юго пр хода, а затем Боль юrо ворца 10
3
14
Большая госуларстве 1ая нечат
И Bi il Гро ого
f В пер од правления И na a Грозного тнтул московского наря существенно увсm 1ч лся. По Тому на
l oльuюii псчатн 0 уже занимал несколько строк. стnо строк нарского т тула псрво а лыю равня ре 1на каждоii сторо с 10 1Титул чнтался по ю 1ж 1tо
3 От Ивтш до Ивтт Гроэ 1ю 10
окружности, сnсpxy 0 1э, от края е 1ат к центру, 1д находилиr мблсl 1ы. И 0 рас 1юложс 1с т тула яnляет БоJ
шая счать Ивана Гроз 1ю 10 конца 1570 х годов наиболее обоrнооа 1ая дат роuка ю крайнсii J Iсpс заосршс 1я работы на с 1атыо между юнсм 1577 г. и щ устом 1578 г. IOS, которая представляет собой совсрwе 10 особое, уннкалыюс явле ис о срсдневеково poсс скoi i
гербальд кс см. нл. 4 1lo сут ло нероая слож ая гербаль н ческая КОJ 1поа 1ия в стор 1рпсснikкого госую рствен ого герба.
В середине с
ед 1н 1ке пе 1ап 1на тщевоii стороне
rзображсн доуглаоыи орел с ез 1с 1юм, а на оборотноii
с единорогом. Орел уве чан только од 1юii кopo oii над
обеими
rоловаl l la сa. юii же короноii омсще нраоослав ы восы конс ыii крест с буква 1С ХС. Г ще вы н в кру 1
е рас 1юложе реет на Голгофе с opyдИЯJ llr страстен Хр
с rовых rолово Адама, окруже 1ыii надтrсыо а rцево торо е Дрсоо дарует древ ее достоянне а
оборотно Хр стова хоругвь хр стна м похвала По
ок уж 1юст идут 1ro две а щать щблем с каждоii стороны назы
аемые пе т
мн тех терр тор i аэва 1я которых
входя I в объектны т тул леrе ы ечат Сама лсrеида тнтул дет 1ю двум окружностям с каждоi i сторо ы. Вна 1ш 1е по окружност в центре котороii по 1с е орел, т. с. 1ю окруж ост срсд 1ка 1Jате. 1по вне 11сму краю печапr. Такнм образоl одчсрю 1вастся первостспённос значс 1е эмбл J 1в Ц Нтрс пс 1ап 1а 1атем Охоатывае 10 1и
в е 11яя окруж 1юсп, С Н 1СЛЫIЫJ мблс., 1аJ
Пс 1атн ЗсJ leлt, помогают 0 рсдсл п, соопюн е шс раво 1левон сторон tля всего юбраженш Как уже отJ 1счалось в стор 1юrрафю 1порядок расrюложен 1я тих
эмблем соответствует порядку их перечисления O ппу 1с 106. Прнчсм с а 1ала следует эмблема, находящаяся 0
верхнем ряду справа от орла и креста, затем аходящаяся
слева, потом нахоюн 1tаяся во втором ряду rripaвa, Jатем
та 1е слева н т. д. ТакоИ норядок, ко с ю, не слу асв.
И еисто 1пелыю, соrл. 1с 1ю мест ичесюш рави 1ам прн
фл. говом поряд 1с расположен я олков, лm т. д.
32 1От Ива а lil до Ивана Грозиоzо боевых порядках и церемониях правая и левая рука 1олках, ры ды по обе стороны трона и т. д. соблюдалось
с I арши ство справа налево или если лицом к государю, 11аоборот 10 1Такая традиция позволяет определить равую и левую стороны для печати 1577 г. Взгляд здесь 1т не со стороны смотрящего на ечать, а со стороны са х централыiЫХ эмблем, что обусловливается наличием
мблем территориальных. И это соотношение сторон соот гствует европейским геральдическим правилам.
Следовательно, всадник на груди орла на лицевои
с I ороне печати движется в левую стороиу, а едииорог на
о iоротиой сторо е в правую. Напомню, что на печатях, 1tс нрисутствуют эмблемы только орла, всадника и единоро 1а, всадн к и единорог оба обращены в правую сторону Jрнтеля. 1Ia печати же 1577 г. единорог повернут в левую зрителя сторону, 1ю в правую от самой печати. Всадник 1с сохранил свое расположение по отношению к смотря t МУ на печать. Движение единорога в правую, сема ти rки благоприятную сторо 1у понятно и не нуждается специальных объяснениях. Движение же всадника влево
мож 0 объясн ть сохране 1ем традиции предшествующих юбражений иа печатях, однако в таком случае не совсем 110, почему развер улся ед 1шорог.
Если всад 1к сохраняет свое значение в качестве
с нм вола православного государя, вступающего в борьбу
с с лами зла в преддверии Страшного Суда, то, возможно,
p 1n обраще 1ость влево нахолит дополнительное объясне 1е всад 1к как бы скачет в направлении этоrо самого мирового зла, разя змия, обращенного в ту же сторону. Едино
рог, напротив, движется вправо, символизируя следующии ан смиренную передачу власти Христу. В то же время,
с rли соотнести эмблемы аверса и реверса, окажется, что
всадник и единорог как бы движутся навстречу друг другу. 1lолучается, что смена одной эмблемы другой, как это было а нредшествующих печатях, уступает место их встрече.
l lp этом, возможно, корректируется семантиюэ. всадника
с мволически обозначая русского государя, представи ля земной власти над головой всадника появляется 6л отека РАШ 33 1От Иваиа до Ивrта Г,юз ого
н 1р 1а 0 соотносится с символом духов юй власти 1ю оро 1ом. Тем самым достигается их единство в общей 1щ вл
сти м
сковскоrо царя. Уподобление власти царя r 1с Ьожьеи, по мысли АЛ. Орrанова, нс прошло м мо 1о, а ия Ивана Грозного стало едва 11ie главным моти ом его деятельности 10
8. Духовное содержание царской аст в России получает в эмблемах данной печати осо 10 яркое символическое воплощение.
Сам ри цип кругового расположения земельных н.rблем отвечает европейской традиции, в частности печатей Священной Р мской импер 1и польского короля одновременно великого князя повского 109. Европейсю,е геральдические аналогии находит и поворот этих эмблем по направле
u
нию к ентралыюj 1композиции принцип Геральдическои у,пивости, Исключение составляют
только стрела печать Сибирская, и лук со стрелой печать Вятцкая ю их поворот от центра выглядит
вполне объяснимым конечно, стрелы не могли быть направлены на орла, иначе они как бы угрожали ему.
Обращает на себя внимание количество эмблем их
по 12 на обеих сторонах пс ати, а всего 24. Это число не
полностью соответствует коли еству объектон, перечисленных в титуле. Начальные титульные объекты владимирский и московский нс представлены никакими эмблемами такое положение, кстати, сохраняется вплоть до
XVIII в., вероятно, это объясняется неразделенностью понятий российского государства и московского царства в
то время в качестве эмблемы последнего мог uосприниматься и всадник, и сам двуглавый орел в Титулярнике, 1672 г. именно 0 назван московским гербом В то же время Лифляндия представлена сразу тремя эмблеr. 1ами, что,
разумеется, говорит об особой актуальности территориальных притязаний Ивана Грозного. Напомним, что печать создавалась в годы Ливонской войны 10.
В историографии делались попытки истолкоuать эмблемы земель в духов ю символическом смысле, в часпюсти находя их источник 13 текстах Физиолога II Пс,uпири.
Правда, характеристика соответствующих животных, за
34 1От Ива7 1а до Ива7 1а Гроз ого
рс дкимн исключениями олень и голубь оказывалась скорее негативной Это объяс ялось якобы отраженной в
мблемах печати идеей христианизации языческих нароJ 0 13, что мало подходит для большинства упомянутых терр торий лишь немногие из них имели тюркское или фин
ю угорское население, большинство эмблем относятся к
н млям Древней Руси. В конечном итоге Н.А. Соболева, на рнмер, склонна видеть в эмблемах печати символическое ражение е конкретных территорий, а неких идей 2, т. е. собственно геральдическом значении этим эмблемам отю ывают.
При внимательном анализе всего комплекса этих эм el 1становится очевидно, что определе 1ню сложное с ю.n ческое значеиие меют только четыре из них казане 1шii дракон василиск, сложная 1юuгородская эмблема, олк с короной над roлoвoii, служащи эмблемой царства страханскоrо, и трон с княжеской шапкой, усвоенный ве коыу княжеству Смоленскому позднее эмблема Твер а еще четыре, относящиеся к ливоиским землям, иые 1от европеi iское геральдическое происхождение. Все ос 1ал 1иые эмблемы это изображения ли оружия в трех
с 1учаях или ж вотных большей частью вполне естест с 1ых для российских земель вероятliо, могут объяс н ъся как эмблемы именно конкретных территорий.
Окружение центральных эмблем печати терр тор альным казалось бы, прежле всего демонстрировало их 0 НТ Ческое объедш 1ение под властыо i lOсKOl3сKOГO rосу 1Я служ ло символоы единства его державы. По всей 1tшюсти, ту же функцию выполняла II одна корона нал оловами орла она под 1еркивала еди одер ав ую царскую 1асть, а православный ее характер явствовал нз символа 1t0 ъl конечноrо креста. водруженного над нею. если сами пе 1ати все таки символизируют кон рt т ые терр тори то их коли 1ество по 12 на каждой
с I ороне, а всего 24 по видимому, не случайно и может щ ть глубокий духов 0 релиrиозныi 1смысл 3. С ощюii
с I орон ы, сакральное число 12 хорошо объясняется библеiiс кoii тращщией, где, как известно, встречается неод 1юкрат35 1От Ива,m III до Ива а Гроз ого
ю. В частности, 12 число колен Израилевых, и потому,
возможно, 0 0 как нельзя лучше подходило для обозначения конгломерата земель и народов. С другой стороны,
числа 12 и 24 присутствуют в откровении Иоа ша Богослова, где 1исло 12 служит одним из способов описания небесного Иерусалима, а 24 старца восседают на престолах
вокруг престола Господня в картине Второго Пришествия и
Страшного Суда. Вероятно, 12 ступеней, которые вели к
трону московских царей при их венчании на царство 4,
также восходят к апокалиптическому образу Святого града, стена которого имела 12 оснований.
Столь же символичен и Голгофский крест, который
как бы увенчивает всю композицию печатиl 15 Это не просто символ правоверного, причем единственного правоверного царства 6. Такую символическую функцию выполняет, скорее всего, другой крест восьмиконечный,
увенчивающий корону. Голrофский же крест с орудиями страстей Христовых и головой Адама символ спасения
всего человечества. искупления его грехов. В православной
церкви, кроме того, и крест схимнический, и крест погре бального савана. Таким образом, и он, очевидно, несет эсхатологическую смысловую нагрузку.
Привлекает внимание и взаимное расположение над писей вокруг креста на обеих сторонах печати. Основная
идея надписи аверса древо дарует древнее достояние,
искупление страданиями Христа грехов всего человечества, надписи реверса Христова хоругвь христианам похвала вера в торжество конечного спасения христиан. Таким образом, первая надпись эсхатолоrична и семантически связана со страданиями ради искуплеиия грехов, вторая более оптимистична, и демонстрирует твердость веры
и надежду на Божию милость. Тем самым обозиачаются как бы два этапа грядущий Страшный Суд и торжество Христа и праведных христиан. Существенно, что эти идеи абсолюпю точно соответствуют центральным эмблемам на груди орла. Первая эсхатологическому всаднику, карающему
грешников вторая единорогу, символизирующему Второе П ришсствие Христа. А если вспомнить, что церковная
36 1От Ивана до Ивтт Гроз 07,0
хоругвь о хоругви как метафоре Голrофского креста прямо 1оворит надпись на реверсе знаменует собой крестный 10Jt путь ко Христу, то знаsrение символа единорога рас н, 1вастся с еще большей полнотой. Таким образом, вес
шблемы печати представляют собой единое смысловое ространство, будучи семантически соотнесенными друг lРУГОМ.
Всадник и единорог, Голrофский крест, 24 печати зсм все это раскрывает особое уховно мистическос, рс пrозно апокалиптическое содержание печати И ва 1розного. В этом смысле она близка тем идеям, которые во ютились в политике опри шины, по сути являвшейся, как оказал Л.Л. IОрганов, реализацией царем задачи наказа ш 1зла в преддверии Страшного Суда 7. Царь Иван вы ш ял как бы роль и мирского, и духовного судии, мысля
с 1бя последним православным государем, на которого воз жена высокая м ссия наказания человеческого греха, н 1чем не только в масштабах своей страны. Ливонская 1юiiна казалась ему воплощением этой борьбы с еретиками 1ерманцами, недаром эмблемы Ливонской земли во нr в число земельных печатей 8. Печать 1577 г. нс толь 1о выражала rосударствешrо политические идеи. 0 1е а прежде всего мощный духовны i заряд была своего
рщщ апока штичес М символом москоuского нарства, и, 10 с 0, личность Ивана Грозного сыграла здесь решающую роль. Недаром тип герба этой печати просуществовал с ь недолго. Уже ближайшие преемники Ивана Грозного
ослабили это семантическое звучание оставив лишь це ральные изображения и установив, Голrофский крест
М Жду головами орла. И даже сам принцип расположе 1я земельных эмблем оокруг центральных исчез из русс 10 i государственной геральдики, по крайней мере, на сто IIIШ M лет.