| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визуальной идентичности города / 2013 | ||
Желондиевская Л.В., Барышева В.Е.
Знаковые формы визуальной идентичности городаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 4 (140). С. 114-122. Аннотация: В статье рассматриваются знаковые формы территориальной идентичности. Авторы анализируют семантическую и культурологическую основы идентификации территории от геральдики до современных знаков городов, оценивая проектную стратегию для выражения индивидуальности территории, ее преимуществ. Об авторах публикации/статьи: Желондиевская Л.В. Барышева В.Е. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 63875 знаков (с пробелами)
Появление социума повлекло за собой диф ференциацию социальных слоев, собственнос ти, территориальной принадлежности. Знаки показывали системы различий и рангов зак репляли статус индивидуума, социальной груп пы, территории. Наиболее очевидной визуаль ной идентификацией, пришедшей к нам из глу бины веков, является геральдика. Термин геральдика происходит от немец кого слова xerald то есть ветеран, так в сред ние века в Германии назывались люди, извест ные своей доблестью и храбростью, и назначав шиеся для почетного присутствия на торже ствах, турнирах и боях, на них первоначально возлагались обязанности следить за соблюде нием обычаев рыцарства. Позже родовые гер бы стали передаваться по наследству вместе со статусом дворянства. Можно говорить о про фессиональных, ведомственных, этнических, национальных отличиях, выраженных в ге ральдической знаковой форме. Территориальные, государственные отли чия самая важная часть геральдики и самая древняя система территориальной идентифи кации. Объектом данной публикации является территориальная знаковая форма, от древних времен до наших дней, семантические и культу рологические аспекты ее формирования. Исследователь геральдики В.И. Лавренов утверждает, что эмблемы и гербы представ ляют либо национально государственную идею, либо определяют правовой статус терри тории города либо фиксируют лицо род в системе социальной иерархии 1, с.11 Иден тификация территорий всегда присутствовала в имени города, его гербе, во флаге и гимне стра ны. Предмет геральдики определяет не фор ма, а содержание 2, с.15 пишет главный спе циалист по геральдике России Г.В. Вилинбахов. УДК 766 Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Московская государственная художественно промышленная академия им. С.Г. Строганова E мail gelon lv mail.ru ЗНАКОВЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГОРОДА В статье рассматриваются знаковые формы территориальной идентичности. Авторы анали1 зируют семантическую и культурологическую основы идентификации территории от геральди1 ки до современных знаков городов, оценивая проектную стратегию для выражения индивиду1 альности территории, ее преимуществ. Ключевые слова территориальный брендинг, геральдика, идентификация города, страте1 гия развития города. Он обращает внимание на то, что исторически в геральдических символах люди искали раз личительную функцию. Говоря о семантической наполненности ге ральдических знаков и символов, исследовате ли утверждают, что изначально ее формирова ние не имело логических путей или проектных технологий. По словам Вилинбахова Эту об ласть можно назвать геральдической поэзией, геральдической мифологией 2, с.14 В средние века в Европе появились прави ла составления гербов, характеристики их про чтения, анализа и описания. Эти своды поня тий давали путь к визуализации смысла, кото рый формировался по воле человека или груп пы людей по их собственным представлениям и пониманиям знаковых явлений. Гербы переда вались по наследству, их семиология терялась во времени, символы в исторических эпохах за частую обретали новые смыслы и значения. Историки первыми выявили роль знаковой идентификации по отношению к культурному наследию. Исследователи именно по геральди ческим знакам датировали время возведения того или иного строения, принадлежность роду, ста тусу. Указывая на этот факт, специалисты в об ласти геральдики стали переосмысливать зна чение знаковой идентификации. Многие из них старались расширить границы геральдики, го воря о значимости научного подхода. В.К. Луком ский в своих публикацияхобращал внимание на двойственность предмета геральдики. С одной стороны герб это всякое графическое изобра жение, так или иначе символизирующее отдель ную территорию, страну или поселение с дру гой стороны подобным отличием обладают зна ки, появившиеся на заре человеческой культуры, несущие отчасти культовое, отчасти правовое, имущественное значение тотемы, тамги и т.д. ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 115 3, с.49 Историк В.С. Драчук, в своих исследо ваниях значительно расширил хронологические рамки геральдики, включив в предмет ее изуче ния древние геральдические системы, сформи ровавшиеся на территории нашей страны ан тичные сарматскую и боспорскую, а также древ нерусскую эпохи раннего средневековья 4 Необходима была форма идентификации, более широкого спектра применения, нежели гераль дика, которая выполняла бы различительные функции для территории. В.К. Лукомский заключает, что возможно понимание гербов в более прямом и узком смыс ле этого слова как графических изображений, име ющих определенную композицию, состоящую из ряда принятых элементов и выраженную на ос нове некоторых установленных, хотя и условных правил 3, с.5 Исследования автора относятся к 40 м годам прошлого века, однако его понима ние знаковой формы созвучно современным по нятиям знаковой идентификации. Алина Уиллер, специалист в области брен динга, утверждает, что, начиная от наскальных рисунков, заканчивая цифровыми сообщения ми, передаваемыми через спутники, человече ство создает системы визуальных посланий, идентифицирующих коммуникаторов, выра женных в знаковой форме. Борьба за узнавае мость почти такое же старое явление как ге ральдические знамена на средневековом поле боя Подобно тому, как феодальные владения превратились в коммерческие предприятия, то, что раньше было геральдикой, теперь стало брендингом. Битва за физическое обладание территорией теперь превратилась в конкурен цию за умы людей 5, с.9 Технология брендинга, зародившись в не драх товарного производства в начале ХХ века, в наши дни существенно расширила свое влия ние. Она стала применяться в промышленном производстве, деятельности государственных органов, добровольных объединений, обществен ных организаций. Брендинг территорий отно сительно новое направление, которое развива ется стремительными темпами в последние годы. Бренд это интеллектуальная часть това ра или услуги, выраженная в системе иденти фикаторов, нацеленная на коммуникацию с по требителем. Места проживания людей исторически все гда были брендами, в современном понимании этого термина. В течение многих столетий под держивалась репутация регионов. Она опира лась на могущество страны, особенности дан ного места, ремесла, традиции. Часто имидж создавался искусственно усилиями поэтов, ху дожников, режиссеров, писателей. Все это было необходимо для усиления политической влас ти, экономического процветания, для формиро вания духа национального самосознания. Жи телями городов создавались благоприятные условия для привлечения ресурсов, они исполь зовали те или иные стратегии продвижения, поддерживая репутацию регионов и городов. У истоков территориального брендинга стояли британские маркетологи Вэли Олинс и Саймон Анхольт. Именно благодаря С. Анхоль ту в 1998 году было введено понятие брендин га города Он определил брендинг города как систематический процесс согласования дей ствий, поведения, инвестиций, инноваций и коммуникаций страны для реализации страте гии конкурентной идентичности 6, с.286 С.Анхольт выделил также 6 основных факто ров, которые оказывают значительное влияние на формирование бренда города, страны или территории культура и традиции, население, туризм, торговые марки экспорта, внешняя и внутренняя политика, инвестиции и иммигра ционное законодательство. Брендинг городов ориентирован на пять основных целевых групп местное население, туристов, инвесторов, компании и потенциаль ных жителей. В зависимости от того, находятся ли эти группы в городе, или за его пределами, можно выделить два направления внешний и внутренний брендинг. Внутренний брендинг опирается на мест ных жителей это важный ресурс, который не обходимо исследовать, анализировать и учиты вать при конструировании бренда города. Как отмечают, В.К.Малькова и В.А.Тишков Бренд города должен быть направлен на местных жи телей, должен способствовать формированию у них чувства единства, патриотизма и ответ ственности за свою малую родину 7,с.5 По этому, проектирование следует вести в соответ ствии с учетом мнения местных жителей, так как именно они являются основными носите лями идеологии бренда. Жители должны принять и одобрить но вый образ города, иначе реализация стратегии Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визульной идентичности города 116 ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 продвижения может провалиться. Примером спорного построения бренда города можно, на звать город Пермь. В 2009 году была предложе на концепция развития Перми как культурного центра России. Для реализации данного проек та был приглашен известный политтехнолог и менеджер культурных проектов Марат Гельман. Концепция развития Перми согласно планам Гельмана предполагала создание в городе бла гоприятной среды для культурной деятельнос ти за счет открытия новых музеев, выставок, галерей, театров, киностудий, а также за счет привлечения в Пермь значительного числа со временных деятелей культуры и искусства. В основу концепции был заложен разработанный студией Артемия Лебедева логотип, выполнен ный в виде огромного объемного знака крас ной буквы П Однако продуманная и поэтап но реализуемая концепция позиционирования города не нашла поддержки среди местных жи телей. Местное население Перми принципиаль но не устраивает предлагаемая роль теплицы для выращивания ростков современного искус ства привносимых извне. Новая концепция развития, по мнению жителей города, губит соб ственное пермское искусство, а предложенная А.Лебедевым символика не имеет реальной свя зи с почти миллионным населением города. Внешний брендинг, это вектор направлен ный вовне, на потенциальных потребителей бренда город К таким потребителям относят ся туристы, инвесторы, компании, а также бу дущие жители. В зависимости от того, на какие целевые группы планируется оказать влияние, проек тирование ставит перед собой соответствую щие задачи. Так концепция развития туристического направления требует от городов и территорий разработки систематической и долгосрочной стратегии, направленной на совершенствова ние изначально присутствующих и потенци альных свойств местности или региона. Для привлечения туристов многие города сегодня специально создают достопримечательности. Примером могут послужить искусственно со зданные Пальмовые острова в городе Дубаи. Их строительство началось в 2001году, за семь лет было создано два острова из планировавшихся трех, осуществление проекта третьего острова было продлено до 2015 года Искусственные ос трова Джумейра и Джебель Али представляют собой в плане ствол и крону пальмы, которая состоит из 17 ветвей и находится в окружении двух полумесяцев. На островах сформирована уникальная инфраструктура отдыха и развле чений, ежегодно они привлекают тысячи тури стов из разных стран. Иногда города обязаны своему появлению на свет и сложившемуся имиджу тем компани ям, чье производство бурно развивается на их территории. Примером такого города, можно считать Херши в США. Город, в котором сегод ня ежегодно проходит знаменитый фестиваль шоколада, изначально даже не существовал, а была лишь шоколадная фабрика, вокруг кото рой впоследствии выросли жилые кварталы, церкви, магазины, банк и даже трамвайная ли ния. Число туристов, приезжающих каждый год в Херши, превышает численность населения самого города, где проживает всего 13 000 чело век. Здесь любители шоколада со всего мира могут прогуляться по Шоколадной или Какао авеню, пожить в шоколадном отеле или посе тить развлекательный парк шоколада. Стратегия это основа формирования бренда города. Именно стратегия определяет процесс создания бренда города и деятельность по последующему управлению им. Все атрибу ты бренда города должны быть разработаны в строгом соответствии с тем вектором, который задает стратегия. Стратегия формируется на основе систем ного, многоуровневого, детального анализа со стояния системы внешних и внутренних фак торов и позволяет оценить условия, в которых будет проходить развитие бренда города, четко определить согласованные в территориальном сообществе общие цели, оптимально распреде лить ресурсы по продвижению города, скоор динировать программы городского развития и оценить полученный результат 8 На сегодняшний день нет единой разрабо танной методики по стратегическому планиро ванию бренда города, однако многие специалис ты в сфере продвижения территорий выделяют ряд важных этапов, который включает в себя стратегический план. Так американский ученый Билл Бейкер, предлагает следующую стратегию по разработке бренда города. В ее основе зало жены 8 этапов аудит города и стратегическое планирование, определение целей и задач фор Гуманитарные науки ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 117 мирования бренда, определение целевых ауди торий, выявление существующего имиджа, раз работка идентичности бренда города, позицио нирование, реализация коммуникационной стра тегии и оценка успешности брендинга 9, с.71 При формировании бренда территории следует учитывать, что территория это много мерный и сложный объект. Рассматривая тер риторию как продукт, можно увидеть, что дан ный продукт в действительности сам состоит из множества объектов, в том числе из серии товаров и услуг. Поэтому вместо продвижения каждого из них в отдельности, территориаль ному сообществу следует сформировать их об щий, собирательный образ, выраженный в зна ковой сущности, и через знак акцентировать их главные преимущества. Для того чтобы куль турная и историческая значимость территории, местные товары и услуги стали конкурентос пособными нужна оркестровка программ их продвижения, следует сформировать целостное и эмоционально окрашенное представление о том, что может предложить территория. Реализация стратегии территориального развития, по мнению специалиста в области го родского проектировании и управления В.Л.Глазычева начинается со сценарной разра ботки вариантов развития города или террито рии 10,с.79 Из многообразия историко куль турных, промышленных и других путей разви тия необходимо выбрать одно ведущее направ ление. Автор обращает внимание на успешные проектные программы, реализованные в Егип те, Тунисе, Малайзии, где происходит строитель ство крупных зон туристического освоения, по казателен пример Южной Кореи, которая пре тендует на звание столицы технопарков Знаковая форма это выражение индиви дуальности территории, ее стратегии, преиму ществ. Индивидуальность отражает, поддержи вает, синтезирует бренд города, делает его на глядным. Знак быстрая, краткая, доступная форма коммуникации, он видим и осязаем. Се годня знак города это не только геральдичес кий символ. Это живой объект, существующий в коммуникационном пространстве, несущий энергию эмоции. Он начинается с названия го рода, интонации звука и растет и складывается в матрицу инструментов коммуникации. Проектирование знаковой формы берет начало с определения тона коммуникации. Он может быть строгий, деловой, дружественный, близкий и доверительный. Показателен в этом смысле пример ребрендинга города Праги. В 2002 при формировании нового бренда города, был создан логотип, который представлял со бой написание слова Прага на разных европей ских языках. Разработанный графический знак способствовал формированию имиджа Праги как открытого и дружелюбного города для лю дей разных национальностей и культур рис.1 Стиль города Пори в Финляндии после ребрендинга стал более динамичным и привле кательным 10 В течение многих столетий ге ральдическим символом этого города был мед ведь животное серьезное и суровое. Образ мед ведя присутствовал в геральдике многих древ них городов, поскольку медведь это тотемное животное. Изображенный в знаке медведь, не всегда означает, что зверь водится в этой мест ности, хотя бывает и так. Как правило, архети пические образы животных на гербе отражали качества приписываемые характеру, образу данного животного. Новое видение знаковой идентификации города представила дизайнер ская группа Underware. Мы видим в фирмен ном стиле города медведя в разных позах. На бланках документов и конвертах фрагменты изображений только лапа или часть тулови ща Дизайнеры вовлекают нас в игру, в кото рой героем является совсем не агрессивный, а живой и дружелюбный медведь, тем самым, ме няя тон и стиль коммуникации рис 2, 3 Бренд Нью Йорка базируется на слогане Я люблю Нью Йорк I love NY Эта фра за прочно закрепилась в сознании людей, после проведенной в 1977 году маркетинговой кампа нии направленной на популяризацию города среди туристов. Дизайнер Милтон Глейзер, раз работал логотип, представляющий собой ребус, с признанием в любви к Нью Йорку. Изобра Рисунок 1 Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визульной идентичности города 118 ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 жение состоит из буквы I я и символа красно го сердца ниже которого располагаются буквы N и Y аббревиатура названия города New York Нью Йорк написанная шрифтом американской пишущей машинки Рис. 4 Ло готип наносился на футболки, а они вручались всем приезжим с целью приобщить их к духу и ценностям города. Этот простой логотип впос ледствии стал графическим образом города и символом американской поп культуры. Следу ет отметить, что сувенирная продукция с ним продолжает пользоваться огромной популяр ностью у туристов. Однако история развития бренда и фир менного стиля города, выраженного в знаке, на этом не закончилась. В 2007 году брендинговое агентство Wolff Olins разработало для Нью Йорка новый вариант графического знака, ко торый представлен в современной тенденции живых логотипов т.е. логотипов способных менять свое графическое наполнение в зависи мости от контекста. Кроме того, другие города, а также произ водители различных товаров имплементирова ли использование данного слогана, по типу I Madrid, I AMSTERDAM. В случае с Амстердамом это не просто ло готип, представляющий игру слов, в прямом переводе означающий я и есть Амстердам это объемный знак, являющийся одним из симво лов города, его узнаваемым лицом. Большой по размеру знак скульптура расположен на одной из центральных площадей города, переклика ется с другими такими же меньшими знаками, в разных значимых районах Амстердама, вовле кая горожан и гостей в необычную игру, и под черкивая самобытность города. В этом случае, логотип как графический знак на плоскости выходит в объем и становиться знаком скульп турой. Таким образом, объекты культурного обживания города способны обогащать образ реальных территорий, создавая их коммерчес кий потенциал рис.5 Жители небольшого поселка Новиград, расположенного на берегу Средиземного моря в Хорватии определили позиции комфортнос ти проживания и отдыха как главные достоин ства территории. Город этот имеет богатую ис торию, гастрономические традиции, велико лепную природу и мягкий климат приморского города. На основании перечисленных ценнос тей Studio сuсuliс разработала концепцию Го род всех чувств 10, с.12 Чувства, которые ис пытывают туристы, приехавшие на отдых в этот город, надолго сохраняться в их памяти. Запа хи и звуки моря, вкус изысканных рыбных де ликатесов, тепло от радушного приема вот небольшая часть ощущений, которые хотели Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 5 Рисунок 4 Гуманитарные науки ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 119 выразить дизайнеры в знаковой форме города. Помимо основного знака города, в котором от ражалась связь между историй города и совре менностью были разработаны знаки, помогаю щие туристам постигать чувственное познание города. Вариативные комбинированные знаки отражают многообразие ощущений и являют ся современной формой коммуникации, привле кающей в город новых туристов рис 6 Однако не всегда городские власти, начи ная процесс формирования бренда города, осоз нают важность его грамотного проектирования, поиска территориальной идентичности и зна чимой роли визуальной идентификации. В ка честве примера неудачного создания визуаль ного образа можно привести идентификацию американского города Филадельфия. Логотип Филадельфии представляет собой наклонен ный Колокол Свободы и название города вмес те со слоганом Жизнь. Свобода. И Вы на бранный шрифтом Trebuсhet MS. Исторические богатства Филадельфии ежегодно привлекают множество туристов, по этому необходим логотип с отсылкой к истории города. Но история города не сводится целиком к Колоколу Свободы. Туристы, посещающие Филадельфию, знают, что в этом городе много достопримечательностей, таких как фонтан Свана, Зал Независимости, Университет Фран клина и т.д. Использование колокола в качестве центрального элемента графического знака не доносит до аудитории ни эмоциональные, ни культурные связи с городом. По нашему мне нию логотип скрывает настоящее изобилие ис торических особенностей города и размывает его имидж рис. 7 Приведенные примеры знаковой формы опирались на зарубежный опыт стратегическо го планирования бренда города и визуальной идентификации на его основе. Российский опыт в области территориального брендинга стал кивается с множеством проблем. Города важ ный ресурс развития регионов. Успешность раз вития города, по мнению В.Л.Глазычева зави сит от территориального местонахождения. Наиболее успешно развиваются города, нахо дящиеся на пересечении путей морских, речных и сухопутных 11, с.78 Города Пермь и Екате ринбург, используя зарубежный опыт, получи ли стратегию развития и пытаются не всегда адекватно формировать свою индивидуаль ность и инвестиционную привлекательность. Остальные регионы только начинают этот путь. Говоря об идентификации российского города или территории, мы можем опираться на зару бежные аналоги формирования знаковой фор мы, однако культурная память места часто сама подсказывает проектную идею. Рисунок 7 Рисунок 6 Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визульной идентичности города 120 ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 В основе знаковой формы визуальной иден тификации территории могут лежать не толь ко исторические события или легенды, но и ре месла с их многовековыми традициями. В Рос сии ХIХ века существовало 250 ремесел. Ремес ленные мануфактуры давали местным жителям рабочие места, заработок. На базе ремесел фор мировались школы, в которых культурные тра диции получали развитие и канонические фор мы. Название населенных пунктов Гжель, Хох лома, Федоскино, Ростов сразу отсылают нас к традиционным ремеслам, их каноническим зна ковым формам. Среди многочисленных фабрик и артелей назовем лишь некоторые Хохломская роспись в Нижегородской области существует с ХVII века, Оренбургские пуховые платки в Оренбур гской области с 1766 года, Гжель в Московской области с ХVII века, Палех в Ивановской обла сти с 1918 года, Федоскино, Московской облас ти с ХVIII века, Дымковская игрушка Кировс кой области с ХVI ХVII веков, Вологодское кружево Вологодской области с 20 х годов ХIХ века, Федоскино Московской области с ХVIII века, Ростовская финифть в г. Ростове Великом с ХVIII века, Гусь Хрустальное стекло в Мос ковской области с 1756 года. Перечисление толь ко некоторых производств дает представление о широте распространения и разнообразии смыслового наполнения ремесел в России. Рассмотрим подробней историю разви тия города Гусь Хрустальный, с позиции гра достроительной стратегии, как она была вы ражена в прошлые века. Город Гусь Хрусталь ный был основан вместе с заводом в 1756 году крестьянином Акимом Мальцовым. К ХIХ веку гусевский хрусталь стал известен и ува жаем в мире. Наивысшего расцвета производ ство достигло перед революцией. Мальцовы меняют облик города, они выстраивают для рабочих дома из темного кирпича, приглаша ют художников А.Бенуа и В. Васнецова для работы в Георгиевском соборе города. После революции завод был закрыт, но в 1923 году после приезда М.Калинина и денежного вли вания, предприятие возрождается. В ассорти менте были бытовые и высокохудожественные изделия, позже композиции советского време ни для домов культуры, кинотеатров, по сольств, поражающие тонкостью отделки и многотонным весом. Однако промысел не мог существовать только на исторических образ цах и традициях. Требования рынка диктуют большую мобильность и новую эстетику про изводимой продукции. Производство не спра вилось с поставленными временем задачами и, не имея хорошего управленца, практичес ки закончило свое существование. На сегодняшний день судьба завода под вопросом, в том числе из за нерешенных вопро сов с собственностью на землю и с определени ем хозяина Вместе с закрытием завода мо жет погибнуть и город, инфраструктура кото рого и основные рабочие места тесно связаны со стекольным предприятием. Отсутствие стра тегии развития и финансирования практичес ки уничтожили градообразующее производ ство, имя которого имело возможность стать основой бренда города. Сегодня насчитывается около 70 выживших народных промыслов. Судьба каждого из них не простая. Город Павловский Посад до пере стройки был закрытым городом, большинство жителей которого работали на предприятии оборонной промышленности. Сейчас, оборон ное предприятие закрылось, а выживает город за счет фабрики Павловские платки Фабри ка известна как платочная мануфактура с 1795 века, сейчас это частное предприятие. Платки Павловской мануфактуры имеют характерные графические признаки. Цветочные гирлянды и букеты на локальных фонах привлекают вни мание зрителей и являются визитной карточ ной города, а иногда страны. Продукция фаб рики известна в нашей стране и за рубежом, со ставляет гордость России. Признанием высо кой художественной и культурной ценности из делий является тот факт, что предприятию при своен статус народного художественного про мысла России. Однако любая знаковая форма требует нового прочтения и современного видения. Это придает коммуникации остроту и инте рес не только почитателей, но и новых зрите лей. Много и плодотворно работал с Павлов скими платками модельер Вячеслав Зайцев. В богатстве народного искусства его привле кала не поверхностная этнографичность и возможность интонирования под русский стиль. Зайцева интересует сама его суть, зак люченная в устоявшемся в веках пластичес ком языке, пропорциях, ритме, в сочетаниях Гуманитарные науки ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 121 цветов, мажорности колористического строя и глубокой человечности. Новое видение мас тера выразилось в коллекциях, где традици онные узоры то стирались в аппликациях, ос тавляя только неповторимые колориты, то расцветали купонами на подолах юбок и пла тьев. Продвижение города Павловский Посад возможно через Павловскую мануфактуру, в таком случае данная стратегия должна отра зиться в знаковой форме города. Опираясь на традиции сложившегося ве ками образа, на узнаваемые знаки узоры ре месла и народных промыслов можно выстраи вать стратегии развития не только предприя тия, но и города и территории, вплоть до стра ны. Не случайно олимпийские игры наша ко манда проводит в костюмах, расписанных сти лизованным под образы народных промыслов орнаментом. 8 июня 2008 года за 2 месяца до открытия Игр XXIX Олимпиады в Пекине со стоялась презентация спортивной и парадной формы Олимпийской сборной России, создан ной Группой компаний BOSсO DI сILIEGI официальным экипировщиком российских олимпийцев. Глава Национального Олимпий ского комитета России Леонид Тягачев одобрил форму Церемония открытия Олимпиады это самая рейтинговая трансляция, ее смотрят 4 млрд людей и важно, чтобы за 20 секунд пока по стадиону проходит команда, все они поняли русские идут 12 Основным стилеобразующим элементом Олимпийских коллекций BOSсO SPORT пре дыдущих коллекций 2002, 2004 и 2006 годов был традиционный русский растительный ор намент визитная карточка Олимпийской ко манды России. Новый узор, созданный специ ально для коллекции Пекин 2008 Жар пти ца, волшебный образ русских сказок, воплоща ющий мечту об удаче и благополучии. Рисунок также напоминает птицу Феникс, птицу импе ратора, символа счастья китайского фолькло ра. В конкурсе на создание новой формы при няли участие семь российских компаний. Побе дителем конкурса стала московская компания Директ Дизайн Дмитрий Перышков, Леонид Фейгин, Светлана Смирнова Но после того, как был выбран победитель, очень многое было переделано и доработано 12 Известный российский модельер мирово го уровня Денис Симачев, успешно эксплуати рует в своих коллекциях государственную и партийную символику бывшего СССР, а так же народную, хохломскую роспись. Своим дизай ном он переосмысливает и перерабатывает зна комый всем орнамент, тонко меняя цвет, четко определяя место и площадь расположения ри сунка. Таким образом, получая не прямое ци тирование, а узнаваемый знак принадлежнос ти к популярному бренду, который среди про чих в мире тесно связан с образом России. Однако часто бездумное тиражирование и бесконечное цитирование музейных классичес ких образцов без поисков новых смыслов и форм проектирования, приводит к отсутствию спро са, насыщению рынка одинаковыми товарами, а так же к простоте и легкости для низкокаче ственных и дешевых подделок, которые убива ют саму идеологию народного промысла и сто ящего за ним бренда. Например, в Москве у стан ции метро Медведково появились мобильные кабины туалетов, расписанные под хохлому. Спорным представляется как сам объект нане сения росписи, так и прямое тиражирование известного орнамента. Необходимо выходить на новый уровень осмысления и стилизации, где основополагаю щие качества и черты ремесел будут выведены на иную степень обобщения, соответствующую современному языку и новым технологиям, как технологиям производства, так и новейшим тех нологиям коммуникаций. Мы рассматривали знаки на плоскости в некоторых случаях выходящие на объем, но ос новные смыслы изображения заключались в плоскостном рисунке, орнаменте, символе, су ществующих на разных объектах. Эти знако вые формы, прошедшие отбор через сито исто рии и оставшиеся в современном культурном багаже страны могут взять на себя роль знако вой формы территории. В современном пони мании брендинга перечисленные ремесла Пав ловские платки, Хохломская роспись, стекло Гусь Хрустального это сформированные бренды. Местные власти должны понимать не только историческую и художественную значи мость подобных явлений, но в большей мере воспринимать как резерв внутреннего и внеш него брендинга, как средство развития и про движения города. Стремительно развиваются коммуника тивные технологии территориального брендин Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визульной идентичности города 122 ВЕСТНИК ОГУ 4 140 апрель 2012 га. Города покрываются виртуальной оболоч кой. В эту оболочку включаются официальные городские веб порталы, мультимедиа, массме диа, интерфейсы внутригородской среды. Все это интегрирует город в пространство региона, страны, мира. По мнению Ю.М. Лотмана Культура генератор структурности, она со здает социальную сферу, подобную биосфере, в которой существует человек 13, с.487 Тради ции культуры, которые сформировали терри торию и среду обитания жителей должны быть выражены в знаковых формах коммуникации, Список литературы 1. Лавренов В.И. Российский государственный орел. История эмблемы и символа Гербовед. 199. С. 11 12. 2. Вилинбахов Г.В. Понятие геральдики Серия Мыслители выпуск 5. СПб. Санкт Петербургское философское общество, 2001.С 14 24. 3. Лукомский В.К. Герб как исторический источник КСИИМК, 1947, вып. 17. С. 49. 4. Драчук В.С. Основные геральдические системы на территории СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в форме научного доклада. Киев, 1981. 5. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М Альпи на Бизнес Букс, 2004. 6. Бренды и брендинг Клифтон Р., Симонс Д. и др пер.с англ. ЗАО Олимп Бизнес 2008. 7. Малькова В.К., Тишков В.А. Историко культурных бренды территорий, регионов и мест. М ИЭА РАН, 2010. 8. Панкрухин А.П. Маркетинг территории Маркетинг города Энциклопедия маркетинга URL http www.marketing.spb.ru lib speсial regions territory 4 3.htm дата обращения 23.11.2011 9. Bill Baker Destination branding for small сities сreative Leap Books, 2007. 10. IDENTIT 11, 2007, с.12. 11. Глазычев В.Л. Политическая экономия города. М Дело АНХ, 2009. 12. URL http www.prdesign.ru text 2010 сzсitybrands.html дата обращения 23.02.2012 13. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб Искусство, 2010. Сведения об авторах Желондиевская Лариса Владиславовна, профессор кафедры основ композиции, графики и шрифта МГХПА им. С.Г.Строганова, кандидат педагогических наук е mail gelon lv mail.ru Барышева Вероника Евгеньевна, профессор кафедры промышленный дизайн МГХПА им. С.Г.Строганова, кандидат искусствоведения е mail veronika515 mail.ru B ography 1. V Lavrenov. Russian State Eagle. The history of the emblem and symbol Gerboved. N 199. pages 11 12 2. G Vilinbakhov. The сonсept of heraldry series Thinkers, Issue 5.SPb St. Petersburg Philosophiсal Soсiety, 2001.pages 14 24. 3. V Lukomski. сoat of Arms as a historiсal sourсe KS K, 1947, issue 17. page 49. 4. V Draсhuk The basiс heraldiс system in the USSR. Thesis for the degree of Doсtor of Sсienсe in the form of a sсientifiс report Kiev, 1981. 5. A.Wheeler. Brand Personality. Guidelines for the сreation, promotion and support of strong brands. M Alpina Business Books, 2004. page 376. 6. Brands and branding R.сlifton, D.Simons, etс Trans. From English, OAO Olimp Business, 2008. 7. V Malkov, VA Tishkov. Historiсal and сultural brands of territories, regions and loсations. M IEA RAN, 2010. 8. A Pankrukhin Marketing of the area Marketing of the сity Enсyсlopedia of Marketing URL http www.marketing.spb.ru lib speсial regions territory 4 3.htm date aссessed 23 11 2011 9. Bill Baker Destination branding for small сities сreative Leap Books, 2007. 10. IDENTITY 11 2007, р 12. 11. V Glazyсhev. The politiсal eсonomy of the сity. M Publisher Business ANH, 2009. 12. URL http www.prdesign.ru text 2010 сzсitybrands.html date aссessed 23 02 2012 13. Y Lotman, Semiosphere.SPb Art, 2010 UDс 766 Zhelondievskaya L Barysheva V FGBOU VPO Mosсow State Stroganov Aсademy of Design and Applied Arts SYMBOLIс FORMS OF VISUAL IDENTITY OF THE сITY The artiсle deals with symboliс forms of territorial identity. The authors analyze the semantiс and сultural basis of the territory identifiсation from heraldry up to the modern symbols of сities. Key words Regional branding, heraldry, identifiсation of the сity, development strategy for the сity Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визуальной идентичности города (2013)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |