ЗАКЛЮЧЕНИЕ
l l юн rинятия христианства из Рима в X XI вв. датчане вошли в сообЩt Lтно аrодов, называемое западноевропейским культурно историческим
м ром. Оригинальность этого мира, окончательно самоопределившегося в сокос Сrедневековье, основывалась на неповторимых религиозно духов 1х 1юю 1тиях, находивших выражение в чувственно зрительных явлениях. 1lа 1атки одного из таких явлений, характеризовавших лик западноевропейо оf О кул турно исторического мира, герба относятся к XII в. Его зарожде ис оGусловливалось духовными переменами, совершавшимися в высокое Сред с t ков 1с у народов Западной Европы. Их суть заключалась в религиозном опра дании земных вещей как символов умопостигаемых понятий Небесного Грана. рщ, Те субъективного видения вещей горнего и дольнего мира, в развитии
п и 1сски конкретных духовно общественных индивидуальностей, мыслив 1ш 1хся универсально. К исходу XII в. одна из таких индивидуальностей чин
р 1щарей составилась из государей и их военных слуг. Каждый рыцарь рас матrивался как конкретное проявление типического идеала воина Христова. по в условиях господства религиозно символического умозрения и роста уховного субъективизма создавало почву для развития рыцарской типической Jм6лсмы, которая характеризовалась конкретно художественными знаками. амоопределение рыцарей через подобные эмблемы свидетельствовало об их
шсловно культурном обособлении от других духовно общественных чинов состояний, являлось одним из выражений получившей развитие в XII в. универсащ,ной для Западной Европы придворно рыцарской куртуазной культуры.
В гербах, как можно заключить из духовного содержания романского и 10 1и сского искусства XII XIII вв., представлялись посредством знаков релип 10 ю нравственные понятия, объективировались духовно общественные
с я и тем самым, подобно другим явлениям средневекового художества, 1t р6ы, несомненно, имели наглядно учительное значение. Но рыцарская
кущ,туrа обнаруживала противоречивый, религиозно светский характер, что
нслало гсr6ы символическими знаками не только религиозных переживаний, 1ш II мнрских настроений. С последовавшим затем укреплением этих настроt ш 1й со щшшлас 1основа для различного общественного использования replioн и рсвращсния их в проювсдения искусства, претерпевавшие образные и п 1лс ыс и 1мс 1н ния юн влиннисм художсственно ИL Торичсского умозрения,
котороt 06ус 0 алос с с ами в духо ю оfiщсствс х астрасниях. pt HIIL IIсKO L t 0 K L 0 pt J ML OL pl ll сИM И Jс. сKOс М Hpot O Iс. Щa 1L Ka ll с TИ IL сKOI 1ражс 1я 0 ofipa 1y нщоli 0
сMс. Ш OсI, yм aстp L l M 0 10 рс. мс. и. TЯl O l с. I к II L IL toli
rс. а н. МЫСЛИ II OTpl, с. ОТ IIсII Й KOIIKr TtlOс l lt, ITO t Oriс O O IIШIII
лснию новых понятий о Н 1т J ной обра шости pria и 0 имL и. Ху ожt
ственное видение ра ши алос 1от запечатления рсдмста осип. ля prio oii
эмблемы и подчеркивания деталей в ее образе к со щанию об злс. мс. тах l L P
ба целостного впечатления, что отражалось на его именовании и ху ожсLт
венно смысловом понятии. Вначале говорилось о знаке или таках ру
жия, о самом оружии или его отдельных предметах щите и шлс. м 1атсм.
со времени позднего Средневековья, как и в других странах Зашщ,юй l po
пы, в Дании стал использоваться специальный латинский терми ап а
иногда для пояснения смысла дополнявшийся словом insignia Пoс L HIIL L
слово, а также иногда его форма единственного числа insignс и само
XIV XVII вв. часто употреблялось как имя герба. Термину anna натеком
языке соответствовало слово vaaben часто писавшееся вмсст с 1ражt
нием щит и шлем которое могло, в свою очередь, обозначат rгербы.
Специальными терминами герба первоначально именовалас 1с шку
ность знаков, изображавшихся на щите, или в целом знаки щита и J 1t мa.
Затем под впечатлением от художественных изображений гер60 1х щ то
и шлемов эти термины стали прилагаться собственно к щиту. котор ii а
ключал один, два или несколько гербов, или эмблеме, состоявшс. й и 1щ та
шлема с их знаками. Наконец, термином vaaben или его латинским ж 1
валентами вошло в обыкновение обозначать художественные. ком
включавшие два или несколько щитов и шлемов, приведенных II с я с нрv
гимн знаками дополнительными элементами герба. К этому сл нуст 1а
вить, что все представления, находившие свое словесное выраж ш 1с II с t 1
альном наименовании герба, с течением времени не сменяли, а но щ ш
друг друга, так что в Новое время это наименование стало ис 1юJ ю ат 10 1
для обозначения различных гербовых композиций. Это, в свою 0 1срL Н 1на
ет основание утверждать, что с течением времени термин герСГ p or 1pстaJ 1
все более отвлеченно многозначный характер.
Специальные имена и художественные образы герба на датской. как 1
целом западноевропейской, почве вырабатывались среди носитс. лс. ii р
дворно рыцарской культуры, в среде правителей и их военных слу 1р 1щ 1рс 1i
и вебнеров, или дворян. Этим обстоятельством следует объяснит 0 11к 1
вение в XIV в. обычая, согласно которому дарование дворянских ра 10 1ра
моте непременно сопровождалось пожалованием герба. Из понима ш сpt 1a
как дворянской эмблемы в XV XVII вв. развился также обычай иш щ 1р
ровать родовыми гербами благородное происхождение дворя и а tт
предков.
В XII в., в период своего зарождения, гербы мыслились прсимущсLт t
но как явления типические, символизировавшие не столько личност 1L кш
ко общественный статус человека, что со, ласовывалось с господст 1ю а м
тогда миросозерцанием, которое в ражало II художественных 0сipa 1ax 1t p
ты отвлеченно идеальные. Но с ра ити м рслигиозно суfiъскти 1он 1ум
зрения в высокое СреднсвскоВJ,L 1L p io 1L аки стали адс. лят 1ся от
ТС. Лl,НJ,IМИ Kil Iсс i MИ. И гс. рСi t TL IIс O а 1ал OсO alli Tl,сЯ как l
госунаря ко крс tой IL И OTJ L Jl 0 10 р 1щаря. а 1атсм 1кa 1с. L l BL ро 0 0 10 ака. lpсвpaЩL l 1ч 1С 1а II роно у 10 H Ky 10 JMriJН мy 0 1у
l O IИ OсI, J l I TИсM II х х I у IШ. IIЯTИЯ дноря н. ких нравах и l IIЯ ia x С МИ духовных Kil IссTB кnк Нё. С СДСТВСННЫХ.
Но символи Jм и самоутверждение личности на почве тоски по внешним ти и 1сски конкретным знакам в ХП ХШ вв. характеризовали умонастроение не
тш ко государей и их военных слуг, но и представителей других духовно общественных индивидуальностей состояний. Здесь следует искать причину, которая XIII в. привела к появлению на печатях бюргеров личных эмблем или руноподоfi ых Иаков. Отличительными символами в XII XV вв. характеризуется также иконография печатей церковных, городских, купеческих, ремесленных и 1смских общественных индивидуальностей. Однако имя герба за их эмблемами а 1и аст шкрепляться лишь в позднее Средневековье и раннее Новое время, ри 1см непременно через художественное уподобление этих эмблем гербам
как атрибутам духовно общественного статуса государей и дворян.
В Нании XIV XV вв. входит в обыкновение наделять гербами святых покровителей церковных учреждений и даже Иисуса Христа. На исходе Средне ко я гербы датским клирикам могли жаловать и короли. Со второй чет рти XV в. имя герба стало прилагаться к эмблемам общин датских городов,
с 1ала к тем, которые были дарованы королем, а позднее, с XVI в., и к тем,
к 1порыс изначально гербами не являлись. В начале эпохи абсолютизма в Да ии 1660 1670 е годы гербами стали называться эмблемы королевских чи 1ю 1иков бюргерского происхождения, приравненных по правам к дворянам.
Сами же коренные причины, которые вызвали постепенное распростра с и 1имени герба на различные эмблемы, следует искать в переменах умо 1троения западноевропейского общества позднего Средневековья и ран 10 Нового времени. Эти перемены, предопределявшие изменения в социал 1ных отношениях, постепенно приводили к утрате особенностей средневекового миросозерцания, породившего гербы. Человек все больше обретал юсобность к созданию отвлеченных образов и общественно политических 0 ятий, не связанных с вещной конкретностью в ее зрительно чувственной
о iусловленности, что благоприятствовало и переносу отличительных
свойств духовных и материальных дворянской эмблемы герба на другие Jмfiлемы, ранее гербами не являвшимися. А за усвоением этих свойств пос с овало и усвоение имени, их обозначавшего.
На почве развития отвлеченного мышления с конца высокого Средневекощ,я происходило также становление понятия о государстве как отдельной
от государя политической индивидуальности и отождествление государства
с 1смлей, в котором оно находилось, а вместе с тем вызревала идея государст нного и 3емскоrо герба и знамени Но поначалу государство считалось
соfit.v снностью государя, откуда возник обычай символизировать гербом
короля Дании и Датское королевство, а позднее и страну Данию. rн днсвековое сознание характеризовалось тем, что наделяло символы
ка ствами символюируемого лица или предмета. Поскольку герб являлся
и 1щи идуальным символом, то на него тоже переносились качества его вла с 11а. Отсюда действия, совершавшиеся против герба, должны были понимап.ся и как действия, направленные против его носителя. На этой духовнооfiщсст с юй rю ше р,ввилосr, гербовое раво, прсдrюлагавшес, в срную
0 L ред ащиту 1e от 1ужо 10 ося 1атс ст 1ш. В а алс шю 1ражалос 1в
ofi aяx, 0 с кшща Срс 1с ско я II ра и 11х стра ах IIL кo 1opыс его 1ю
J 1ожс ии а 1и а от l а ат ис 1му. И II На ии со второй оно и 1XVI ако 1юдатслы амит 1ки содсржат отд 1J е 1юJюжс ии. кaсa 10 Hl OI шрстон на ношс ис дни 1ори 1юк. ставших жс ами fiюр, сров и а yfiJ 11
нос у отребленис rс а также правил исnол 1ювания его отнеm, 1х JЖ
ментов конец XVII в. за которыми закреплялось значение ра п 11х а
ков различных категорий дворянства.
Но, признав за гербом значение символа его владельца, нужно fiыно р
знать и то, что судьба герба была неотделимой от судьбы его носители. т
сюда последовало возникновение и того обычая, который nред 1юла 1аJ к 1н
несение чувственных переживаний, возникавших по отношению к J 1и у, а
его символическую эмблему, которая могла окружаться почетом ил 1ащю
тив, подвергаться хулению или осквернению. Поэтому когда влщ 1енс l p a
осуждался на лишение чести и казнь, казнился посредством сим ол сt к х
действий и его герб.
На тесную связь герба с его владельцем, как символа с сим ш 1и 1ирусм м
лицом, указывало и то обстоятельство, что личное и родовое nро ищс 1сJ 10 e
ка могло находить соответствие в имени или смысловом содержа ии 1ср х
знаков. И здесь возможны были два варианта либо прозвище npeд сl J 11щ
принятию гербового знака, либо, наоборот, создавалось по знакам с о 1t м
свидетельствуют датские источники, восходящие к XIV и последующим t кам.
Тоска по внешнему знаковому выражению духовно общест е ii щ
видуальности стала источником, который в XIII XIV столетних п аJ 1
жизни такое явление, как составной герб приведенные в сви l l M
иным способом геральдические символы лиц и государств земсJ В На
нии составные гербы создавались с целью указать на родствен 1с от t
ния в дворянской среде и на связь лица с его графством или баро п 1м, нш 1
которых учреждались особые гербы с 167 1г.
Кроме того, с конца XIV в. утвердился обычай, согласно которому ко
роль Дании представлялся с приведенными в связь эмблемами, которые л
люстрировали его королевские, герцогские и графские титулы и Натскш
знамя, чье имя Даннеброг получило официальное признанис в 1670 11
еле учреждения ордена Даннеброга. Со второй половины XVI 10 J 11
обыкновение включать в составной герб королей Дании символы такжt п х
земель, имена которых отсутствовали среди его титулов. Тем самым с iнt
тельствовалось стремление датских королей удержать под своей ш 1аt 11н
или иные страны и области или вернуть их датской короне. После 1570
составных гербах королей Дании в воспоминание об унии трех ска 1щ
ских королевств изображалась также эмблема три короны
В то же время право на ношение герба самого Датского королс ст а pt
терпевало изменения. С XIII в. с ним могли представляться короли. их н ер
и сестры, позднее, в XIV в., королевы и законные мужские nре ста пt 1
королевского рода, претендовавшие на датскую корону. Однако с XV yt 1a
новилось правило, вызванное выборным статусом датской монархии. 1кото
рому даже претендент на престол е мог носить королевский repfi. В ро 1см,
с середины XVI в. это правило 11сс 1да соfiлюдалось и осле 1шене ю 1само сржа той формы nравлс ии к рщ 1и 1Ы,О ерсстало нсйст 0 ат 1От е 1epfi короли Нании стали осит сс 1ако с рснста итсли корож вскоii сt
м 1lомимо р 1J 1t с 1иков к p J 1eii t XIV J XV сpfi корш,сй Нашш 1к 1J, IO I O ЖIНIс l,IL Щa. а 11ll OI 1срш 1ам срсс а 1пами
0 рс ставш 1m 1шщо с 1юс 10 1осу щн 1как II На и так щ i с рс слами
Тоск 0 индивидуальному 1ражс ию 0 ю нно 1осп щству иерархи 1еского и символического миросо 1ерщ иs искавшего в высокое Средневековье знакового обозначения духовно общественных отношений, обязаны были своим возникновением и производные гербы. Это геральдическое явление
обнаруживало себя через заимствования отдельных знаков из герба донара, а
также через изменение их образа и соединение с другими гербами. В Дании
XIII XIV вв. производные гербы в основном создавались для представителей
королевской семьи, в целях отражения их места в феодальной и семейной
иерархии. Источником для создания гербов этих лиц, а также некоторых других особ, уже в более позднее время состоявших в родстве или в близких отношениях с королями Дании, служили знаки королевского герба. Гербы или
их отдельные элементы, которые принадлежали королям Дании и другим
владетельным особам герцогам Ютландским, например а также церковным учреждениям, становились также источником создания эмблем и гербов
городских общин, чем объективировалась духовно правовая зависимость
этих общин от их государей. Кроме того, в позднее Средневековье в Дании
бывали случаи, когда при создании гербов новых дворян в качестве поставщика знаков использовались гербы представителей аристократических родов, чем символически подчеркивалась духовно личная связь этих дворян с
их знатными патронами и одновременно индивидуальность тех и других.
Свою историю на западноевропейской, и в частности на датской, по 1ве герб
начинал в качестве изображения, запечатленного на щите. Но с течением времени к гербовому щиту стали прибавляться различные знаки, которые в итоге
обрели значение дополнительных, в той или иной степени устойчивых, оfiязательных или необязательных, элементов герба. Однако своим происхождением
эти знаки шлемы с их знаками, наметы, короны, мантии, щитодержатели, девизы и орденские знаки не были обязаны тем задачам, которые могли решаться при употреблении их в качестве уже гербовых элементов. Напротив, их юначальная культурно историческая судьба свидетельствовала, что они вы 3 вались к жизни в искусстве вследствие развития типически индивидуального н ала, которое питало возникновение и самого герба в датском обществе. Иными
словами, все дополнительные элементы герба по своему изначальному происхождению являлись символическими знаками, которые были призваны отражать
духовно исторические переживания и жизненные обстоятельства человека. Собирание дополнительных отличительных знаков вокруг гербового щита происходило постепенно, по мере развития типически индивидуальной выразительности в западноевропейском культурно историческом мире, и достигло своего
венца в различных странах. включая Данию, к концу XVII столетия.
Таким образом, можно заключить, что именно духовное перерождение
личности. с течением времени находившее свое выражение во все более усиливавшейся тоске датчан по самоутверждению чере 3 внешние знаки, было
той основой. на которой в Дании происходило рювитис герба с его элементам как кулt,тур 0 историчсскоrо явлсниs При этом щ е 1в художест с юй оfiра юсти ri II XII XVII