Антонов В.А.
Девизы [в датской геральдике]
// Датская геральдика XII-XVII веков (2008)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Антонов В.А. Датская геральдика XII-XVII веков. М.: Наука, 2008. С. 477-482 (Часть II. Глава 8)
Аннотация: Свое происхождение словесные девизы ведут от типических боевых кличей и христианских молитвословий, употреблявшихся в Средние века. Обычай использования такого рода речений в качестве личных девизов, вероятно, стал укореняться на западноевропейской почве только в высокое и позднее Средневековье, т.е. тогда, когда с развитием новых духовных начал у личности появилась потребность выражать свою индивидуальность посредством художественных знаков.
Об авторе публикации/статьи:
Антонов Владислав Алексеевич (Москва) кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Антонова В.А.в библиотеке найдено еще 27 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 25561 знаков (с пробелами)
Глава восьмая
ДЕВИЗЫ
Свое происхождение словесные девизы ведут от типических Сiщ 1х
кличей и христианских молитвословий, употреблявшихся в Сrсд ис Ka.
Обычай использования такого рода речений в качестве личных д 1ни ю
роятно, стал укореняться на западноевропейской почве только в uысокоl
позднее Средневековье 1т.е. тогда, когда с развитием новых духо х
чал у личности появилась потребность выражать свою индивидуал 11ст 1
посредством художественных знаков. Следовательно, словесный m li
девиз своим происхождением, очевидно, был обязан тому же ду с 1ому а
строению, что породило и личные изобразительные символы г 1pfi т
сюда становится понятным, на какой духовной основе могла со в с l М
развиться и мысль о приведении в связь гербов и девизов. Этой oс 0 oi r
ло стремление индивидуальности все к большему самовыражсни 1О 1
ll pt 1
внешние отличия в условиях, когда господствовало миросозерцание. 1щ ко
вавшее по отражению душевных переживаний личности в зrимых аках.
образах, аллегориях.
Первые свидетельства о гербах, сопровождавшихся персда м 1а
письме речениями, обнаруживаются в западноевропейских источ иках. щ
ходящих к позднему Средневековью. Известно, что в эту эпоху во Фра 1щ 1
и во владениях герцогов Бургундских существовал обычай, согш 1шо к т р
му участники рыцарских турниров вместе с гербовыми щитами и лсмам
носили ленты с излюбленными благочестивыми речениями2 fltк кш ку
датская придворно рьщарская культура основывалась на тех же ухо х
идеалах и претерпевала те же изменения, что и куртуазная кул 1тура Фра
ции, а равно и других стран Западной Европы, можно предположит 1то 1
Дании указанный обычай тоже получил распространение. Косвс м 0
тверждением тому служит тот факт, что в датской церковной живо 1иl нто
рой половины XIV XV в. изображения знатных особ, при которых и 11на
находились их гербовые щиты и шлемы, принято Сiыло со rовожнат с та
ми с библейскими речениями. Пrавна. таких ху ожсствс ных ком 1ю щ ii.
которые в немалом числе и шсст 1также sю 1мят икам искусства о щ 1Xi ii. Й. kс рсн t t 1ш 11J,kt н, н 1a 1t ф рм ж 11t 0 укнана ф рм м 11ж XIV XV L ках 0 Фр. 1l l 1L p. 1щ x. М хх. 2 Х. Там жt 0 р 11с 1ш ы руп 1х 1а щ юс ро сй 1к 1х 1тра ш 1с 1и 11астси II На ш см ш о. О 1а и самых ра х ок. 137Х г. рсдста лсннаи II стс 1ю 1си срк 1н 1сн. Петра Нестведскоrо монастыря, заклю 1ает коленопрекп эненный
оСiр,п короля Вальдемара Аттердаrа, держащего правой рукой узкую длинную ленту, или раскрытый свиток, с библейским текстом, под которым изоСiражсн наклоненный влево пустой щит, соприкасающийся своим верхним ра ым углом с гербовым шлемом короля Дании цв. илл. 2
В 1юзднее Средневековье стали также чеканиться монеты и, реже, изrото 1ят 1ся печати, на которых рядом с гербами и другими личными знаками 1счатлевались речения, выражавшие религиозные настроения владельцев J 1их 1срСiов и знаков. Поскольку в гербовниках XIV XV столетий, по обык 0 с ию, еще не принято было изображать гербы вместе с излюбленными 1к 1е иями, или девизами, именно монеты и печати стали теми предметами, которых эти краткие словесные символы душевных переживаний лица
стш 1и утверждаться в значении спутников гербовых изображений. Но из само 10 факта, что девизы в позднее Средневековье не приводились в гербов иках. можно заключить, что в это время мысль о девизе как об элементе 1epсia еще окончательно не утвердилась. Это произошло только в XVII сто сп о 1см, например, свидетельствовал К.Ф. Менетрие, включивший де s Devises наряду с другими знаками, в число возможных внешних
укра ений ornemens exterieurs герба3
И в Дании с конца Средних веков девизы тоже обыкновенно приводиJ 1ис 1на монетах и печатях. Во всяком случае, именно в легенде печати коро И Олафа 1386 г. 4 в первый раз встречаем текст, который может быть 1столкован как личный девиз этого короля Господь повелевает domi 1s impпat Правда, это речение сопровождает не гербовый щит, а королевскую корону, но, как мы помним, последняя тоже служила символом короJ 1я. Позже, уже в царствование Кристофера Баварского 1440 1448 была
ныпущена монета, на которой с одной стороны изображен щит с датским 1ербом и круговая легенда, представляющая Кристофера королем Дании, а
с другой гербовый щит с эмблемами Пфальца и Баварии и начертанным по
кругу духовным речением слава в вышнем Боге gloria in exelsis deo S.
При королях Ольденбургской династии окончательно входит в обычай
у 1ютреблять речения при изображениях королевских гербов, и тоже преимущественно на монетах. Такие речения обнаруживаем, например, на монетах, 1пущенных при Хансе 1496 г. Фредерике 523, 153 532 гг. Кристиа е 1545 г. Фредерике 572, 1584 гг. Кристиане IV 1624, 164 1гг. 6,
Фрсдерике III 1655, 1666 гг. Фредерике V 1747 г. и Кристиане VII 177 1г. 7
В XVI и последующих столетиях королевские девизы могли быть начертаю., уже и на других предметах. Так, девиз короля Фредерика мое упо а ие только в Боге mein hо.ffпипк zu яott allein был вышит мастером Хан 1М 1щ гiп С. 1Ori i с lсs ornсrnсns dсs amюiriсs. Р IЫЮ. Р. 12. 1IЖS. N 4 1ll 1li 1К. l a 11arks 2. щl Khl 1II.J76 55 l i 7Х 1ll 1i 1t 54 l i Х2 5Х 60. М. Ы. 70. 74. 1tl 1i 1I 74 l i 4 kt 1laвskt Ki sv x н oi K 1i сv ht O st 94 I IX l ii 102 i 1Ор. t il Х2 ii 12. l ii 12
J7K
с. ом Кш с. ром а l О н ж щ котор й рс 1а а ш 1с. Jl I укра 1ш амка
Kpш 1fiop 1цв. илл. 47 То жс. 1прс с. 1шс. 0 а лап с. ком 1IKL SpL а
in solo Deo ре стш 1шю а ofipa iax хсрувимш 1иш 1а н ло 1si
Anxeli которые fiыли 1Lтавлс ы ю рем 1охщю Фрс срика 1l 1
Позднее девиз Кристиана V fiлurочестием t с ра е ш ос ю i 1t t
justitia сопровождал изображение королевского 1срба u статутах op L
Слона и Даннеброrа, изданных в 1693 г.9 Королевский деви 1кrюмс тш о. мш
заключаться в отдельный щит, который при этом размещш 1с срс. и нру х
щитов, содержавших изображения эмблем, которые в XVII в. рис. утст 0 а
ли в составном королевском гербе. Именно так расположены мfiщ м ко
ролевскоrо герба и девиз Фредерика IV на цоколе маленькой ко юй с. тату
этого короля, изготовленной в 1700 г. 10
Вслед за королями Дании текстами девизов стали сопроuождат 1с ра
жения гербов герцогов Шлезвиг Гольштейна, королевских брат 1с. и с. с
Так, например, по свидетельству датского очевидца, у гроба королсви а Ха,н а.
герцога Шлезвига и Гольштейна, умершего в Москве в 1603 r были 1с. та лс
ны рядом его герб и девиз, написанный на латинском языке С дofip ЩL Tt л 1
приличествует опираться на родословие Virtute deсet сит st 11шf
В XVII в. девизы могли также приводиться на городских с. 1Jат х. l p
жане Скагена употребляли в 1648 1655 гг. гербовую пе lат 1с fiиfiщ 1щ
речением Наше упование только в Боге Voris hob thi 1GщJt a 1Влас
же другого города, Фредериксодде, в 1655 г. использовали ечат 1L 1tL п м Ради мира вооружен Pro расе armatus 12
Что касается личных речений датских дворян, которые могш 1fiы р сут
ствовать при изображениях гербов, то о таких речениях источник ат руl
мые поздним Средневековьем, свидетельств не содержат. И тот.ко от Х V
XVII столетий дошли до нас памятники, на которых были 1а с 1ат t 1
словесные знаки, или девизы, некоторых дворян. Едва ли нс самым ра м
из этих памятников является монета, которая в 1524 г. была 1с. ка с. а а
Готланде датским дворянином Сёреном Норбю илл. 19 быв н м а у 1м 1
нутом острове наместником короля Кристиана Однако мош 1т с. 1ос
чение, которое мы здесь обнаруживаем, а именно Агнец Божий. см 1y 1
надо мной agne dei miserere mei помещено здесь на той сто 1ю с. м щ п. 1
где присутствует изображение Агнца Божия эмблемы острова l o 1J щ
гербовый щит самого Сёрена Норбю передан на другой стороне, с. ш 1р 10
ждении начертанного там его имени 13.
Впрочем, в Новое время в Дании так и не установился обы lай, с. 0 1л 1l 1
которому дворянские гербы непременно должны были бы снаfiжап,L J l ll
зами их владельцев, что подтверждается не только памятниками и юr 1р п
8 Desсr o Pompae funebris, habltae Rodtsсhildii. in exeчviis serenissimi ш potс tissi i 1
Dn. Frideriсi Daniae, Norwegiae. Gothoruni Yandalorumчuс Rсgis. els. Vna 11Epitap
nullis in obltum eiusdem. Lipsiae, 15 Н. Р. 5.
9 Bar 1шldy N Bla og hvidс riddсrс. Dс danskс ritltlсraпlсnсr s slat r Si k Saxo. Mai is
dansk historiс. Khh 1990. N 4, 7 irg 52. См. S, шu Dсl la skс RigsvM сII og Kor 1gt 1x IЖSS. Tav 17 t
I IJ iсl. Tavk t luli 11Ор. i 159 l ii
тс. л 11м io и оп утс. твис. м у оми а й о дс. ви ах II д ори ск 1х и 1ср60 ых 1рамотах. 1с рш 1ито было с а6жат 1деnизами также и бюр 1ерские эмблемы. И лишь при возведении в достоинство рыцарей орденов Слона и Даннеброга лицо, удостоившееся этой чести, обязательно должно было обзавестись девизом Tanke Sprog с которым его герб затем вывешивался в орденской
капелле замка Фредериксборr. Это правило, закрепленное в статутах обоих
орденов 1693 г. распространялось и на герб царствующего короля Орденского Государя Ordens Herren когда изображение его герба в силу указанных статутов помещалось в той же капелле 14
Девизы, сопровождавшие изображения датских гербов, не были родовыми, а появлялись в результате личного выбора владельца герба. Личные девизы, которые можно рассматривать как девизы правления, имели и все короли Дании из Ольденбургской и Глюrсбургской династий, но свои гербы украшали ими редко 15 Ныне царствующая королева Марrрета II тоже имеет
девиз своего правления, который запечатлен при ее гербе в орденской капелле во Фредериксборге, но в ее полном гербе он отсутствует.
Правда, первое время, в позднее Средневековье и в начале Нового времени, короли Дании могли в продолжение своего царствования менять девизы, как это, например, делал король Фредерик 1После вступления его на
престол в 1523 г. был выпущен скиллинr, на одной из сторон которого присутствовали изображение креста, обремененного щитом с датским гербом, и
следующее речение под водительством Бога воины побеждают deo dvсe
mi ites trivmphant Тот же герб видим и на гульдене, выпуск которой датируется 153 1г., но здесь он сопровождается уже другим девизом сердце короля в руке Господа сor regis in manv domini А завершал свое царствование
Фредерик I с новым девизом, сопровождавшим его мноrочастный герб на
монете 1532 г., а именно в руке Господа всякая власть на земле in manv
domini omnis potestas terre 16
Как выше отмечалось, в Средние века, а равно и в последующие эпохи,
многие девизы датчан, отвечая религиозным настроениям личности, имели
благочестивый характер. Например, ревностный последователь вероучения
Лютера король Кристиан III 1534 1559 избрал своим девизом библейское
речение Да будет воля твоя, Господи Fiat vo umtas tua, Domine а король
Фредерик VIII 1906 19 12 правил под девизом Господь мне Помощник Herren Va re min Hja lper Однако с конца XV в., в согласии с новыми духовными веяниями, девизы все чаще стали приобретать характер речений, в
которых находили отражение мирские настроения владельцев гербов. Так,
король Хане 148 5 13 избрал себе девизом выражение Для закона и народа Pro lege et grege а король Фредерик VII 1848 1863 царствовал под
девизом Любовь народа моя Сила Fo kets Ka rlighed min Styrke Целый
ряд королевских девизов передавали одновременно и религиозное, и мирское настроение государя, как, например, девиз Кристиана VI 1730 1746 Богу и народу Deo et рори о или девиз королевы Маргреты Помощь
Бога, любовь народа, сила Дании Guds jr,e p, folkets kr,e 1li. l 1al, Danmark., См. t 4f.J i. 1См. с. 4Xl 4X2. k i 1Л Ор. it 5 160 l i 14 IHO А В хх l TO L II м н такжt сI t H сTltol aTI, О роф е aJt toii I сИTс IHK Ka. Тако 1ЩП, ащн 1м 1р. 0 1Y Iс M 9 9 1ор 11а а ро 1а ш 1сt fit ра 1Йоха н с Фр 11сс jа юта о Hv е 10 е 1ен 1е о 3 оро 1Sja RФ,i t o,i S u с 1s 7.
Чаще всего нсни Jы, сш ю ож а ш 1с датск с гербы, соста J 1ИJН на на
тыни или, с XVII в., 1ю датски, а также иногда на немецком и фра 1у 10. м
языках, и с конца XVII в. помещались обы lно на ленте, и Jобража 11е iо щ
или, реже, под гербом.
Для их обозначения вначале употреблялись различные снова. Н
Фредерика выставлявшийся во время его похорон, сов енш 1ки
вали Regij Rithmi 15 88 г. 18, Symbolvm Regis Daniae и Sy l l 11592 г. 19. Слово symbolum прилагалось и для обозна 1ении 1ори 0. 0
девиза, как, например, это имело место в отношении излюблсн 1ю 10 р 1
чения Даниеля Ранцау В разное время, разные судьбы Di, eг., o ои
Diversafata SymЬolum Dan s Ranzouii 1592 г. 20. В конце XVll в. ор
денские статуты для наименования девизов в Дании, помимо лан 1н к н 1
слова symbolum употреблялось датское выражение Tanke Spюg ост
роумное речение но в дальнейшем оно было вытеснено другим ан 1шм
словосочетанием valgsprog избранное речение вместо котороt о 11
гда используется позаимствованный из французской геральдик 1ср 1щ devise
Таким образом, в датской геральдике девиз хотя со временем оl н
значение одного из внешних элементов герба, но признания в ка tl 1т 11t
пременного гербового атрибута так и не получил. Присутствие нев па 1
зательно только при гербах лиц, удостоившихся орденов Даннеброп, и ло
на. Изображения этих гербов представлены в орденских книгах 1рнt
ской капелле замка Фредериксборr. К этому присовокупим, 1то а ан к 1
почве с момента своего возникновения девизы имеют характер, как pa 1m
личных словесных знаков, которые могут наполняться различным сщ ржа
нием, отвечая душевному религиозному и мирскому настроению ш 1щ л 1
Королевские девизы
Олаф III 1376 138 7 Dominus imperat Господь повелевает
Кристофер III 1440 1448 Gloria in exelsis deo Слава в вы 11L М l, t
Кристиан 448 148 1Virtute monstrante viam Добродетсл 0, ука
вающей путь
Хане 148 5 13 Pro lege et grege Для закона и народа
Кристиан 5 13 1523 Siс erat in fatis Так было угодно сy 6L
Фредерик 523 153 3 Nihil sine numine Ничего без Бож 1сй ш 1k
duсe milites triumphant Под водительством Бога воины побсжд. ют Сш н i 17 Л f fll II S. f Zt r 1yl hшg rligt V ilx kтal 1I. Тi 1l t 1l lliO. N 1S 17.
rк lkslтiptio 1нраt 1ш 1l h 1is 5. l.m 11u l 1i s lk 1lщs gсstis 11ss 11pп t ipis щ 1IJ. i 1lai 1i S 1т 11l is
l iat а со 1ш 1i. 15 2. 17 II i, 2 л 1л IKI
i 11а 1н 1lo i i ер 1ще корош 1в руке J o 0 a at 1U lo i i ш 1is potestas
ll IТ В руке щ 1нща снкан H lt. IЪ 1емле
Кристиа 534 1559 Fiat voluntas tua, Domine Да будет воля твоя, 1ошо и
Фрс ерик 559 1588 Deus refugium et fiduсia mea Бог убежище и
у щ 1аш 1е мое Spes mea in solo Deo, Mein hoffnung zu gott allein Мое упование
тш ко н Боге
Кристиан IV 1588 1648 Regna firmat pietas Благочестие укрепляет арст а
Фре ерик 1648 1670 Dominus provideЬit Господь провидит
Кристиан У 1670 1699 Pietate et justitia Благочестием и справедливоl J J,ю
Фрс срик IV 1699 1730 Dominus mihi adiutor Господь мне помощник
Кристиан VI 1730 1746 Deo et populo Богу и народу
Фрс срик У 1746 1766 Prudentia et сonstantia Благоразумием и твepH tЫo
Кристиан VII 1766 1808 Gloria ех amore patriae Слава в любви оте 1с 1т а
Фрс срик Vl 1808 1839 Gud og den retfrerdige Sag Бог и правое дело
Кристиан VIII 1839 1848 Gud og Fredrelandet Бог и Отечество
Фрсдсрик VII 1848 1863 Folkets Krerlighed min Styrke Любовь Народа
мон Сила
Кристиан IX 1863 1906 Med Gud for JEre og Ret С Богом для Чести и
l lpш 1a
Фрсдерик VIII 1906 19 12 Herren vrere min Hjrelper Господь мне Помощник
Кристиан Х 19 12 1947 Min Gud, mit Land og mi Ere Мой Бог, моя трана и моя Честь
Фредерик IX 1947 1972 Med Gud for Danmark С Богом для Дании
Маргрета с 1972 г Guds hjrelp, folkets krerlighed, Danmarks styrke Помощь, Бога, любовь народа, сила Дании
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Антонов В.А. Девизы [в датской геральдике] (2008)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|