Глава шестая
ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ
Первые, весьма немногочисленные, изображения держателей щитон с
эмблема.ми в Западной Европе встречаются на памятниках. датируl м х
второй половиной XII началом XIII в., преимущественно на пс штях. В ро
ли таких щитодержателей обычно выступали рыцари, чаще всего ко t 1
Древнейшие датские изображения подобного рода восходят ко к мt 1
правления короля Вальдемара 202 124 1На самой ранней с 1ап то
го государя, употреблявшейся в 1204 г. илл. 47 изображен ска 1ущ ii
коне рыцарь, бывший, несомненно, образом самого короля он держит щ т
с тремя львами. Под документом, датированным 1225 г.2, сохра итю, н
чать неизвестного датского вельможи, на которой щит с эмблемой дt рж 1п
пеший воин.
В XIII XIV столетиях на печатях, принадлежавших знатным дамам,
ло принято изображать женские фигуры в соприкосновении с 1сpfio 1м
щитами и шлемами их отцов и мужей. Такие композиции наблюдаt м. а
пример, на печатях госпожи Ростокской Софии Шведской 1237 1п р 0
rини Риксы 1350 е rоды З илл. l 16 супруги герцога Ютландскоп 1Вш нt
мара V ум. 1364 и госпожи Гислы 1388 г. вдовы дроста короля На
рыцаря Хеннинrа Подебуска4
Все эти держатели гербовых щитов, обнаруживаемые на е 1атях. i, 1
ные и пешие рыцари, а также благородные дамы, уже в силу то 10 фа та.
что они являлись образами самих владельцев этих печатей, еще, 0 1с ин 0.
не могут рассматриваться в значении собственно rеральди 1еских ЩИТОJ l Р
жателей. Поэтому правильнее будет отнести их к предтечам послt д их. л
к протощитодержателям.
Но в XIII столетии зародился и обычай представлять на запад 1юс ро сii
ских, в частности датских, печатях гербовые щиты в сопровождении ра 0
ro рода символических изображений, среди которых встречаем ofipa ж
вотных. Так, на печати короля Эрика VI. употребленной в 12Н7 г. илл. 129
с правой и левой сторон от щита с королевским гербом, в едва 1амст 1юм l o 1г, t п Skjol llюl lсr KI NM. 197 1В, 1XVI 7 1К. 1
2 Илл N 6. 1IЖS. N 4 ЛS. N 7.
lfлл. 222. п чать Саксе Педерсена Ульдсакс 1346 г.
Илл. 223. Печать Андерса Педерсена
Стюгге, 1326 г. ш 1шсно снии с ним, видим двух маленьких орлов. То же положение около
н pfioвoro щита занимают и два грифона а один, кроме того, предстает над
щ пом на печати 1346 г.5, принадлежавшей рыцарю Саксе Педерсену род
Ул сакс илл. 222 Фигуры орлов и грифонов на указанных печатях еще не tL t упали в роли собственно держателей щитов, но то место, которое они 1а имали по отношению к щитам, в XIV в. было принято отводить именно 1сrальдическим щитодержателям. Первый пример, позволяющий rовор т 1об использовании при гербовом щите датчанина образов животных в а tсстве собственно щитодержателей, обнаруживаем на печати, которую в 126 г. использовал рыцарь Андерс Педерсен Стюrге. На этой печати предt тавлсн щит, удерживаемый с правой стороны грифоном, а с левой львом юме того, над щитом изображен дракон6 илл. 223
Нетрудно заметить, что сведения о существовании в Дании XIII XIV вв.
тра и 1ии изображать гербы в сопровождении щитодержателей или протощитодержателей почерпается почти исключительно из иконографии печа 1ей. Другие виды источников датской геральдики церковные фрески, живо ис 1с портреты. гербовники и т.д. содержащие образы щитодержателей,
относятся в основном к XV и последующим столетиям. Отсюда можно пред 1юJюжит 1что в Дании самая традиция изображения щитодержателей зарож алас 1и получала альнейшее развитие, по видимому, вследствие тех зана t. которые ставились перед мастерами при художественном оформлении с 1ан й. J ело в том, что в Средние века печать являлась предметом, на котором 1pfioвi, 1e щиты могли представляться в сопровождении разного рода
у ра сний или ополнитсл 1ных 3наков. Имея публичное признание и нахсщнс 1в taL t oм у отреfiле ии. псчат 1лу ш 1е любого ryroro предмета пре
ста ю 1J 1а 1ритслю тс сим 1юли 1сскис таки. которыми вла слсц печати же Jl 1i 1I. N IX l OIIPO ДI or 1paЖl l L L I 1t. prн щ та. Kp Ml т а 11
II I. щи 10 ржатt. Jlt. Й а lilTЯX M J I ка 1ап. IШ IL l I ум рс и 1сред в, ко оп еJ 1О ека, котороt. l Tl lml J 11уl т ростра ст а
ху ожестве х и юfiраже иях. l Иl 1i IЯ I l l O J il I l ШII ками.
Что касается духовных основ. ПОДГОТОНИIШНIХ ЯII I. l l J I ll
ских щитодержателей, то следует вспомнить, что н окос и 0 1J IIL l рt н
невековье характеризовалось усилившейся тоской 1слонека 1а щ щ р
пейскоrо культурно исторического мира по зримому обрю 1нн им 1л сск
му и аллегорическому представлению своих душевных рслигит 1х II м р
ских переживаний. Найдя отражение в памятниках зодчества. жи ош 1L 0 11
пластического искусства периода позднего романского ТИЛя и щ or 1t
эпохи расцвета и заката готики XIII XV вв. эта душевная 1ioтpL fi щт
образном, символико аллеrорическом представлении умо Jритеш, 1юii нt
как проявление духа времени, вероятно, не могла не стать и тем исто 11к м.
который породил мысль о дополнении гербового щита знаками и 1одt ржа
телей. В их образах носители гербов наглядно представляли те р 1л п
и светские понятия, с которыми они хотели индивидуально явип, l t. fi 1м рv
горнему и дольнему. Как герб символизировал своего владел а. так II щ
тодержатели, воплощая в зрительном образе задушевную ин 0 I.ЩL J 1a
герба, становились дополнительными знаками его индивидуал щ п 1ша
потребность в дополнении гербов субъективно переживаемыми ин 1нм
де символических или аллегорических образов щитодержатслей с 1ж п J
ствовала о том, что в эпоху высокого и особенно позднего Сред l ко н
западноевропейской почве все больше укоренялся дух самовыражL 1я 1с 1н
внешние знаки. В этой связи любопытно отметить, что становле и 1щ 1п J t
ржателей как элементов герба происходит именно в то время XIV XV 1
когда герб окончательно превратился в лично родовую эмблему. О L щ 1
щитодержатели должны были удовлетворить усиливавшуюся тоt. ку
ковой выразительности личности.
Примеры тому находим в иконографии датских печатей. В отm щ т
щитовых и шлемовых эмблем, держатели гербовых щитов на l ап 1х нат
чан у членов одного и того же рода, по обыкновению, предстаnш 1р,п 1
ми образами. Так, на печатях рыцаря Хенрика Кнутсена 140 1г ао с 1а
Кнута Хенриксена 1457 г. и Андерса Эриксена 1440 г. И J ро а ш 1ж
стьерне роль щитодержателей выполняют соответственно оди ML J J I, или собака одна женщина и один орел7 Рыцарь Аксель Пе еrк 14 17
представитель не менее аристократического датского ро а То 1ожt J 1щ
дополнить свой герб щитодержателями в образе женщины и дикаря. Такжt
две фигуры, но уже предстающие в образе орлов, удерживают щит с 1а Лк
селя Педерсена, рыцаря Олафа Аксел 1сена 1433 г Брат 1я же oсJ 1l J tт
рыцари Ore 1440 г. Эрик 1450 г. и Инар 1446 г. и Jfiрали сefil ка 1t ст
ве щитодержателей соответственно од у женщину. однm о с ято 10 и он 1п 1
ангела. Но сын Ore Аксельссна. р 1щар 1l l 1О 1ссс 477 1у 1ютрL 1J 1ш 1
фигуру щитодсржатсля l l l O 0 ах B p ll M, J a Й M IIPl l l Ta ПL 1
7 ЛS i XVI 9, 22.
х I. 1Х VIII 12. Х. О Ю.
родо 10J 1л ст р 1н и То 1ри с оих x щи 1од 1ржатсJ 1сй и юfiражали. И то 10 мож 1ю 1клю 1ит 1что в ранний риод своей И l Ории щитон 1ржат 1ли ри r 1pfiux имели зн снис личных, а нс родовых знаков. Очевид 0 такж то в Средние века щитодержатели еще не рассматривались в ка 1сст 1юстшшногu элемента герба. Этот вывод подтверждается тем обстонтсJ вом, ITO в геральдических трактатах XIV XV вв. о щитодержателях и 0 с говорится.
Такой характер личного и необязательного знака щитодержатели в
натской 1сральдике преимущественно сохраняли и в XVI XVII столетиях.
Так. Альбоме Кристена Холька ок. 1580 г. представлен герб Кнута 1рап. ри котором показаны два щитодержателя охотник и обнаженная
Жl Иtta. Оба щитuдержателя были не родовыми, а личными знаками влаНl J 1а r с ибо другие представители рода Браге, в частности старший
С 1рат К ута, таменитый астроном Тихо Браге, носили тот же герб без со р 1ожн ин указанных знаков. Их происхождение объяснялось обстоя J с. т ами шст 1юй жизни Кнута Браге. В гостях у одного из родственников
0 шакомился и затем вступил в близкую связь с девицей из какого то
н орн с. коJ О рода. Вскоре девушка забеременела, и ее родные, зная, кто был
с. 1со ратит 1лсм, попытались принудить Кнута жениться на ней. Но он не захотел ту ат 1в брак и, покинув Данию, отправился в добровольное изгнаllИl ia 1раницу. Находясь в Страсбурге, Кнут повстречался со своим знатным
с. 1ютс 1с 1вснником Кристеном Хольком. Результатом этой встречи и стало ш 11с ис п альбоме последнего изображения гербового щита Кнута Браге
с оfiра шми щитодержателей, посредством которых представлялась причина, оfiуди шая Кнута покинуть Данию9 Очевидно, что появление этих образов
fi лo обусловлено тем, что Кнут желал отразить внешние обстоятельства
с осй жизни. Следовательно, им руководило не религиозно символическое
умо sрснис, видевшее в художественном образе зримо явленное подобие идеалы юго прообраза, а обмирщенное сознание, уже сделавшее решительные
ус схи на Jападноевропейской почве в XVI столетии. Иными словами, в на 1ал 1Нового времени в датской геральдике щитодержатели исполняли роль
с м 1юлов и аллегорий, отражавших мирские переживания владельцев repfio В то же время нельзя забывать, что разложение религиозно символическот миросозерцания уже явственно давало о себе знать в позднее Средне ков 1с, так 1то указанная роль щитодержателями, вероятно, могла начать
ис 1юлюfться еще в XV столетии.
В XVII XVIII вв. выражение мирских настроений через образы щитодержат 1л 1й 1юлу 1ило еще большее распространение. Так, на гравированном ортр 1т рафа Псдсра Гриффенфельдта изображен графский герб без щитщ 1сржат 1лсй, а а медали, выпущенной в честь этого вельможи в 1674 г.,
тот ж pfi рснин в сопровождении фигур двух языческих божеств Диа 1и Л олло а их имсна выбиты на медали 10. Исполt,зование изображений нрс 1сгр с 1ких fioroв графом Гриффснфелt,дтом при гербовом щите 1ш с от 1шю духу с и. Оfiращ 1нис к оfiр,иам uнти 1ш. 1х fioroв было
l Йl l IIс O духш юй атмосфt. рс ЩIIсI pt. ДIIсIIсKO SI И а 1ала Нового м. т Л lk 1al 1lik l 1is 1шi, Kl 1l 1l J 12 l J. м. 11mml li l ral,lisk l 1ll 1oп 1satl 1il,li г. al J lkral,I. Ti,ls,kr 70. N 2 1t J. J реме и, характери ю а 11ейо араt 1ш 1
шим 1шия ием идей, роти х христианскому миr,осозерцанию. ти ofipa
были обильно представлены также и юбразительном и словесном искусстве
классицизма, господствовавшего на европейской земле во второй половине
ХVП и XVIII столетии. И образный мир
геральдики, конечно, не мог не испытать на себе эти перемены, происходившие в мировоззрении человека Западной Европы.
Впрочем, к исходу Средневековья в
Дании наряду с использованием образов
щитодержателей как личных знаков начала утверждаться традиция рассматривать их в качестве наследственных эмблем. Об этом свидетельствует наследование Бенгтом Огесеном из рода Тотт
Илл. 224. Пе 1ать Top н rra li 1m 1507 477 г. щитодержателя, бывшего при гербе его отца, а также ис 1m. 11а
ние с XVI в. фигуры дикаря в роли щитодержателя представителями арщ то
кратического рода Билле. Впервые она была представлена на пс 1ап 1T pl 1
на Билле, употребленной в 1507 г. илл. 224
Что побудило этого вельможу изобразить дикаря при своем 1срС 10 1м
щите, точно не известно. В Гербовнике Анны Краббе ок. 16 1of a
руженном в архиве Роскиллеского Дворянского женского монаст ря. а
фоне горного пейзажа изображен дикарь, который держится щ срс 0
над головой которого проставлены, первое над вторым, два слова K i 11
Wildmandt Женщина Дикарь Тут же рассказывается о косматом щщ
ке, который во время засухи посоветовал одному из предстапителсй рона
Билле соорудить мельничные жернова Kuerne Мф еr При этом i. apJ i.
отождествляется с дикарем Vildmand который находится ри 1ep 1t Vabenn Таге Билле Но сам текст, вероятно, передан в псрсека 1е Л
Краббе 12. Поэтому надпись Kuinne Wilфпandt могла возникнут 1о 1жс.
быть может, появление слова Kuinne фязано неправильному ро 1тс 110
слова Kueme в более ранней рукописи. Во всяком случае, дикар 1и ю 1ра
женный в гербовнике с бородой и мужественной статью. никак не охщ т
на женщину.
Как бы то ни было, сообщение Анны Краббе имеет характер fiш 1ню 11
ного предания, которое побуждает современных исследователей искат 1дру
гие мотивы, которые привели к появлению щитодержателя u ofipa 1с 1арн
на печати Торбена Билле. Так, существует предположение, 1то тот 0С 1р п
отражал обстоятельства семейной жи ти Topfiс a. В 1502 1он жс изн. н на
во Jлюбленной короля Хuнса Эдет, Йер 1ск 1е 0 брак дш ое время оtта Илл. ХХ 17.
I Trt l 1ral 1li kt 1l щl k 1ilk 1i l kil 1k Лt I J 11l п 1kl t k 1al,I. Ti 1l f 12. N 1
s 10 2 12. OI rн. t II Щ IM. И I а. 0 1м ж 1Тор н. И pt I р rктI 1утI. К таJ 1Иt
ма у корою, Кrистиа а 1J Икарrо как аллс, оrии II 1юно и I ости см. ижс
И дсйстиитсльно, 1юслс 1507 г. жена родила ему двоих дстсй 1
1имснно пи
дети, зная о том, кому они обязаны своим появлением на свет, затем продолжили изображать дикаря как щитодержателя при гербе, сделав его родовым
знаком.
Это предположение, однако, можно согласовать с рассказом Анны Краббе, если этот рассказ понимать не буквально, а иносказательно. Тогда возможно предположение, что засуха это бесплодие, мельничные жернова то средство, которое позволило преодолеть засуху а мохнатый карлик или дикарь, аллегория мужской силы, заставившей эти жернова
увлажнить засохшую почву. К этому прибавим, что дерево, за которое держится дикарь на картинке в гербовнике, могло олицетворять родословное
древо, которому дикарь не дал засохнуть.
Еще в большей степени значение наследственных знаков при гербовых
щитах за щитодержателями утвердилось в конце XVII в., когда вошло в
обыкновение в гербовых грамотах например, графов Даннескьольд помимо других элементов герба, описывать и фигуры щитодержателей, если, конечно, таковые предусматривались. Постепенно устанавливается также традиция упоминать в описаниях гербов подножие jodstykke или, как сказано
в описании герба королевы Марrреты 972 г. каменную консоль stenkonsol на которых эти фигуры представали 14
Таким образом, именно к концу XVII в. щитодержатели в Дании приобрели статус элемента герба, стали геральдическими щитодержателями без
всяких оговорок. Почва для признания за щитодержателями этого статуса,
несомненно, была подготовлена тем, что к ХVП в. герб превратился в художественное изображение, которое включало не только эмблемы щита и
шлем, но и сами эти ставшие к тому времени отвлеченными знаками бывшие
предметы рыцарского вооружения. Герб как картина мог отныне дополняться различными элементами, имевшими значение смысловое или декоративное. Среди этих дополнительных элементов получили признание и образы
щитодержателей, которые исполняли роль знаков, символов и аллегорий.
Отцам формальной геральдики, укоренившейся под влиянием идей рационализма на западноевропейской почве к концу XVII в., своим авторитетом оставалось только закрепить статус щитодержателей как возможных элементов
герба. И мы помним, что положения формальной геральдики с XVII в. определяли характер геральдической мысли в Дании, так что с этого времени и
на почве теоретических умозаключений щитодержатели не могли не признаваться датчанами как элементы гербов.
Впрочем, и в конце XVII, и затем в XVIII XX вв. лишь незначительное
число датских гербов, преимущественно графских Гюлленлёве, Даннескьольд Лаурвиген, Даннескьольд Самсёе, Алефельдт Лаурвиrен, Алефельдт Лаурвиг Билле, Краг Юель Винд Фrиис и дr. или баронских 13 8 Vild,na ntl soin l rugtharhсtlssyn 1lюl og skjщllioltkr t vt tl t шskt kt 1tt vi lx lhi 1I. 170.
N 22 64. 14 im j 11P.ll. l щsk I kral 1lik. Khl 1l J I 227 i t la ske l i 1sv, x t 10 1Kt gt v ilx
Ot st JlN4 l. i2. Х л ер 1Мол 1тке 1щ. е кра 1щ и др рсд 1ла 1ало ат ис щи 1щ 1ержа
п ж й. К J му сJ 1сдует риfiа ит 1по и l l 1сй сс реми 1сpfi а ото
р ми iaкpсl с I Ollpl Дс с l,Iс ЩИ l ОJ Сржан и. И l 1О рсж ему 1
fiражап,си fiс J них.
В сопровождении фигур щитодсржатслсй и огда рсдста аJ 1и 1t pr
датских городов. Так, в гербе, пожалованном Эриком Помсра 1кким р 1щу
Мальмё, щитодержатели не предусматривались 1437 г. отсутствуют
на гербовых печатях этого города, бывших в употреблении 44. 460 1552 гг. Однако на печати, изготовленной в 1508 г., появлястси и fipa
жение щитодержателя в образе дикаря, держащего в руке палицу. а на t ia
ти, которая использовалась в 1574 16 10 гг., помимо дикаря р д та нс а
еще и фигура женщины. На печати же, которая употр fiлил,ю, 6 13 1655 гг., снова щитодержатели отсутствуют 15. Нет их и в сонремс м
гербе Мальмё 16. В 166 1г. щитодержатели в образе двух львов пои лю п 1
в гербе Копенгагена илл. 75 но это произошло уже по королсвскоii 1
ле, закрепленной гербовой грамотой. Впоследствии, однако, 06 1юш 1с ii
тогда копенгагенский герб вошло в обыкновение изображать 6с 1щ 1п
держателей.
Число щитодержателей в датских гербах могло не превышат 1oд 1ioii ф
гуры, что чаще всего наблюдаем на средневековых печатях, а также t 11
рода Билле. Но с конца XVII в., как правило, таких фигур нас 1ит 1ат
две. Занимая по отношению к щиту самое различное положение, 0 и м
быть одинаковыми или разными, смотрящими на щит или в противо ж
ную сторону tilbageseende сидящими siddende лежащими liю emlс и нажl
ползущими krybende Щитодержатели представали в образе ангелов 0
тых, которые часто встречаются на памятниках католического нреме 1н 536 г. женщин порой обнаженных охотников, матросов, nepсo aжсii
тичной мифологии, так называемых дикарей vildmamd снабжен 1х
но дубинами, или палицами k ller Ими могли быть представители ж т
ного мира львы, иногда увенчанные коронами, медведи, лошади. t J
олени и различные птицы. Наконец, роль щитодержателей исrю ит 1t ю,
зочные существа драконы, грифоны, единороги, сфинксы.
В то же время следует отметить, что фигуры щитодержателсй 11a 1a v
обычно своим внешним видом никак не соотносились с эмблемами, щк нста
вавшими на щите или шлеме 17. В дальнейшем, однако, с конца XVII t тож
тия, это обыкновение отходит в прошлое. И мы видим, что, например. д 1м
из двух щитодержателей в гербах потомков побочных королевских t l ii Гюлленлёве носивших титул графов Даннескьольд Лаурвигсн и Дa 1L t i 1
ольд Самсёе конец XVII в. являлся восстающий лев в шлеме. кот р ii с 1
им происхождением, вне всякого сомнения, был обязан гербам Даш тр
льва и Норвегии один лев Также в гербе графа Могенса Краг Юет, В 1н
Фрииса XIX в. одна из щитовых эмблем голова лошади. явля 11ю 10 1н р
бом древнего дворянского рода Вин tl J которого происходил r раф. ю 1у
жила исто 1ником для создания щитщ сржатслей о обра 1е двух 1юсста щ х 1IЖSS. Tavk Х.
lt, Мт s W, 1m Ny v k vap, lюk, S сkl l 2 10, 0 17 li 1k I k 1al 1lik 2 1Х 2. t, Sk l 1ll l г Х
HI Л t Л
J aнс. i Ha l с. 1амс. 1щ. м. 1т с. ко 1ща XVII щи 1одс. ржан J 1роис. хони 11ий ОТ i KOII ЩИTO IX JMf с. M, MOI с. Olv
l al Ш ary С. ЩИ l ОДс. rжаТС. ЛС. М
и 1ю 10 rоис. хожнс. ия, 1то наблю 1ас. м н гербах графов Даннс. СКi Льд Лаур и 1е и Дuю 1ескьольд Самсёе, в которых в роли второго щитодержателя высту 1шет слон знак ордена Слона и символ королевского дома Дании. Этот
щитодержатель графы унаследовали от своих отцов побочных королевских сыновей Гюлленлёве, в гербах которых щитодержателями изображались два слона. Наконец, от XIX в. известен случай, когда два разных щитодержателя составляли пару вследствие соединения в одном щите тех гербов, ри которых они уже раньше изображались. Имеются в виду фигуры дикаря и восстающего льва в гербе графа Алефельдт Лаурвиг Билле 1883 г.
образ первого щитодержателя происходил от дикаря щитодержателя из герба рода Билле, а второй вел свое происхождение через герб графов Алефельдт Лаурвиген 1785 г. от геральдического щитодержателя герба графов Даннескьольд Лаурвиген 18
Не сразу укоренилась традиция изображать одни и те же щитодержатели
в качестве дополнительного знака и в гербе королей Дании. Выше отмечалось, что на печати короля Эрика VI Менведа слева и справа от его гербового
щита были изображены два орла, которые едва соприкасались с самим щитом.
Эти знаки, которые впоследствии никогда не выступали в роли держателей
щитов, заключавших гербы королей Дании, скорее всего, являлись гербовой
эмблемой маркграфов Бранденбургских, из рода которых происходила мать
короля Эрика Менведа, королева Агнесса. Если это так, то появление орлов
на печати датского короля, справа и слева от его гербового щита, может находить свое объяснение в том, что они должны были указывать на родство
Эрика VI с владетелями Бранденбурга. Однако ответа на вопрос, зачем потребовалось делать такое указание, в источниках не находим. Поэтому можно
только предполагать, что здесь мы имеем дело с определенной тенденцией,
которая в последней четверти XIII начале XIV в. пыталась проложить себе
дорогу в датской геральдике, найдя свое отражение в гербах мужских представителей рода герцогов Ютландских Вальдемара IV и его сына Эрика II. Их 1с. рбовые щиты, как мы уже знаем, заключали одновременно эмблемы отцовского и материнского рода 19. На печати же их современника, короля Эрика
Менведа, мысль о совмещении эмблем отцовского и материнского рода выра 1илась иначе. И произошло это, по видимому, потому, что, по представлениям
того времени, герб короля Дании еще не мог быть заключен в одном щите с
какой либо другой гербовой эмблемой. Будучи же помещенной с внешней
с. тороны гербового щита короля Эрика, эмблема рода его матери заняла
им но то место, которое впоследствии отводилось щитодержателям. Самая
мысль о создании такой композиции могла зародиться у вдовствующей королс. 1Агнессы Бранденбургской. Она являлась правительницей королевства ри с. 1юс. м малолетнем сыне и в таковом качестве употребляла королевскую 1ап, от с. го имени. Быть может, это свое политическое положение она и nос. таралас 1отразить посредством одновременного изображения щита с гербом
короля Л.ании и гербовым 3наком своего рода.
IK Uo 1t 1i V ihс e. нг tl шskt ГсVskahсr Н t ril 1сrskahсr lkral I. Ti lsskr. 1996. N 74 J J 1м. t 247. 0
J 1l I Y 10ll l Й фи 1уроii, которую. он ко, 0 аружи аl м ужl шщ 1ржа
т 1ш 1п pfioвoi o щита датско короли, сi J 1ма, 11кий а 1л р 1i 1т а
Сiлюнасм 0 сrx щита. 1ак 0 0 1i pfi ш 1ии. Ш 11ии. p п
MсJ allИИ И шведскш о KOJ OJle OI rода l о ку ов 1а сio ii la
Эрика Померанского 139Х 1Сохrа илос 1т. кже юоfirажс и 1соста 10 1н
герба этого короля на кресле каноник. созданном во втоrую 1юло и у ар
ствования короля Эрика для Киркебёской церкви, нахuдищ 1йt и од ом 1п
Фарерских островов. Здесь гербовый щит удерживают уже тrи а t ла
сверху и два с боков илл. 34 В обоих случаях ангелы щитодсржатt 1щ
роятно, должны пониматься в значении ангелов хранителей гербfiовой Jмl 1щ
мы, а через нее и самого владельца этой эмблемы короля Эрика.
На первой печати следующего датского короля, Кристоф 1ра 1а ар
ского, употреблявшейся в 144 1г., щит с гербом Дании поддерживает ж щ
на, а другой, четверочастный щит, заключающий крест и г 1rfi а ар 1
Пфальца и Славян, ангел илл. 137 На второй печати короли Кр 1офt
ра, впервые употребленной в 1444 г., в роли держателей его мно о 1аст оm
щита, в котором помимо означенных эмблем присутствуют сщ 1Jмfi м
Швеции и Норвегии, выступают два маленьких ангела илл. 1ЗХ Кр м
го, на печати Кристофера, которой он скреплял свои обязатсл 1ст а. сту а
на датский престол в 1440 г.20, и на которой изображены только 0 рон н с
гербы, пфальцграфов Рейнских и герцогов Баварских, в качест щ 1понср
жателей представлены два обращенных к щиту сидящих льва. а такж 1а п
простертый над щитом. Эту печать, впрочем, еще нельзя с 1итат оrктщ
но печатью короля Дании, поскольку на ней изображены ли pt
Пфальца и Баварии в сопровождении легенды, называющей Крщ тофt ра пфальцграфом Рейнским и герцогом Баварии S сRISTOFFERI OM S
PALAТINI RENI ЕТ BAUARIE DUсIS хотя в документе, который 0 а 1крс
ляет, Кристофер уже величает себя, помимо только что указа 1н х т tтут
обычным со времени Вальдемара Аттердага титулом датских 1ot yдap 1ii король Дании, Вендов и Готов Danmarсs Windis ос Godis ko i
Такое разнообразие щитодержателей, которые сопровожда 1от 0 ра
жения гербов второго датского короля эпохи Кальмарской унии, оfi ы ш 1ст
ся тем, что щитодержатели в это время еще не рассматривалиt ка т
элемента королевского или княжеского герба. Подобно щитщ ержатеJ 1им
при дворянских гербах XIV XV вв., первые щитодержатели при pf 1ax ко
ролей Дании имели характер личных знаков. Так, щиты с родо 1м 1р 1а
ми короля Кристофера Баварского на его печатях предстают в со ю 1шжн 1
нии разных фигур щитодержателей сидящих львов на княжеской tl а ело
на королевской печати. Если бы львы уже являлись непременным до 10
тельным элементом гербов Пфальца и Баварии, то, очевидно, ofia Jп 1х щ
тодержателя, или хотя бы один из них, были бы употреfiлсш, ка стщ
щитодержателей составного герба короля Кристофера. 1его. од ако. м 11
наблюдаем на его королевских пс атях. Поэтому можно рсд 1юложит т
в XV в. щитодсржатсли юобrажалис rи п рбах корол 1й Да ии. ра как
и при дворянских гербах. еще II ка 1с т t им оли с 1ких или а 1с 1орt с 1к х шко которыс yK,l lb a И а Tl II I l l,IL Я IНН Ol TalOII Иl l И т 1о IЖS. N 11IМИ, o iL l ШIТс a И Й ЖИ I II с l ell 1epfio 3 таком 3 11е ии, еронт 1ю, щи 10 ержатели около вух столетий изображались при re x и ре ставителей Ольденбургской династии.
Основатель этой королевской династии в Дании, граф Кристиан Ольденfiурrский, в самом начале своего правления, в 1449 г., использовал печать с 1ербовым щитом, который держали два дикаря илл. 139 У этих щитодержателей, однако, еще нет палиц, с которыми впоследствии, при преемниках
короля Кристиана, по обыкновению, их принято было изображать. Причи а, rю которой Кристиан I избрал на роль щитодержателей образы дикарей,
своего объяснения в письменных источниках XV в. не находит. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств, современных Кристиану 1относительно
rмыслового содержания, которое скрывалось за этими образами, вполне
оfiъясняется характером умозрения средневекового человека, привыкшего в 1побразительном и словесном искусстве выражать свои душевные пережи а ия языком многозначных символов и аллегорий. Их подлинный смысл
Сi л и Jвестен тому, кто их представлял, а также его посвященным в суть дела современникам. Все прочие люди как бы призывались к толкованию знаков. Это касалось и последующих поколений, которые к тому же жили уже иных культурно исторических условиях и, тем самым, в своих истолкова инх не могли не исходить из представлений своего времени. Толкования
могли вызываться и той причиной, что со смертью употребителя знака
смысловое содержание последнего утрачивалось. Мы помним, что так происходило с щитовыми знаками так, по всей видимости, случалось и с щито ержателями. Утерян был первоначальный смысл герба короля Дании, не ерешло к потомкам и то понятие, которое прилагалось к дикарям щитонержателям при Кристиане I. Во всяком случае, в королевской семье Да ии, ведущей свое происхождение от Кристиана, о происхождении дикарей гербе датского короля никаких преданий не сохранилось. Таким образом, сль Jя не признать, что эти щитодержатели отражали личные пережива ия основателя Ольденбургской династии, и, следовательно, об их симво ичсском и аллегорическом значении можно строить только предположе ия. основывая их на косвенных фактах, свидетельствующих об обстоятельствах частной или, поскольку речь идет о короле, политической жизни
Кристиана 1
И Jвестно, что образ дикаря, или лесного человека лат. homo silvestris олучил широкое распространение в западноевропейском искусстве позднет ренневековья. С этого времени он начинает употребляться и в качестве
щитонержателя при гербах в различных странах Западной Европы. Позд Й ие толкователи, жившие в XVI XX вв., обычно сходились на том, что
н 1кар 1олицетворял природную дикость и силу, а вместе с тем животную неоfiу щш юст 1телесное распутство, любовь плотскую, противопоставлявшу 1оrн любви нуховной, и, наконец, мужскую силу, позволяющую продолжить
рон2 1На основе 1юследнеrо толкования образа дикаря в датской геральди 1сrкой литературе Новейшего времени утвердилась точка зрения, согласно
которой дикарей щитодержателсй ри гербовом щите Кристиана Ольден I Холл ло ар 1сIOЖс l OII с м шo 0 yl t l м 19 Vi l,l IНI Sot п 1J ll 1arl l,sy lюl S 7 l r lu Vil 1l a tl KI.NM. 7 11ХХ l 1X ур 1скш о L J нуст мап, как ст 1юрс 1с лоно 1тости, 1щ родш 11н a и ю Jра п 1д карс. n р с 1юс м 1с рrю ом щ тс ко 1шm, Кр сп 1а l с. M сам м tlJOсKa JaTс 1ражш 1L с. ЖС. Jlа ис ИМС l OML O K ЖHl
всс. го мужское. дающс. с. родш 1ж ис. PO Y и ди астии како 1м i 1и о Щl
лены его ближайшие. рс. д с. ст с. нники на датском рс. столс р к мl
ранский и Кристофер Баварский22. К этому следует пrисовоку ит т Кр
стиан I по вступлении на престол женился на вдове Кристофс. ра l,a apo e 1
Доротее Бранденбургской, что могло получить аллегорическое. и 1тонко а
ние в образе дикарей как знаков надежды на будущую плодови 10Lw ю 1
брачных. И надежда эта оправдалась у Кристиана и Доротеи родишю, два
сына и дочь.
Впрочем, еще раз подчеркнем, что ныне бытующее прсдставлс. 11о 1
карях при гербовом щите Кристиана I как аллегориях плодовитоt ти 1ю 11а
но на предположении. Но в чем нельзя сомневаться, так это в том, по ш 1
вление этих образов в качестве щитодержателей было обусло л ю ду L
ными переживаниями короля в конкретный отрезок его личной и ш п н
ской жизни. Подтверждением тому служит тот факт, что впоследствии Кр
стиан I приказывал изображать и другие знаки при своих гербо 1х 11тах.
Так, в 1450 г., после того как он стал королем Норвегии и внес эмfi му по
го королевства в свой составной герб, была изготовлена новая королс. t каи
печать, на которой щитодержатели предстают в образе двух щ t та 1ощ х
львов илл. 140 О причине замены этими знаками двух дикарс. й кopo M
Кристианом тоже в письменных источниках не обнаруживас. тt. t ll
тельств. Поэтому, памятуя о том, с каким событием было связано 1ю 1лL н
львов в роли щитодержателей вступление Кристиана на норвежский тро
можно предполагать, что они служили символами двух королевств 0 ш 1а
стью Кристиана 1Во всяком случае, в датском и норвежском с. pfiс Jlt, 1
являлись главными знаками, что могло породить мысль предстанит 1их 1
качестве держателей королевского щита. Если это так, то тогда щс. t. 1м
имеем дело с зарождением обычая, который окончательно утнс. р иж 1а
датской почве в конце XVII в., использовать в роли щитодержатс. лсй фи 1у 1н, 1
львов составного герба короля Дании.
На смену указанной печати в 1457 г. пришла другая, на которой к нста
влены изображения пяти отдельных щитов, расположенных с rава. с. t вa
снизу от восседающего на троне короля23 те из них, на которых pс. t.w 1aш 1t.
ны гербы Дании и Норвегии, держат ангелы другие два, с гerfioм л 1нс
бурга и крестом, снизу поддерживаются дикарями при этом оба ни кари
раются на длинные палицы и одновременно подпирают одной ногой ах 1щи
щийся между ними пятый щит, на котором изображены гербы Готов на
вян илл. 156
В том же 1457 г. Кристиан был признан королем в Швеции. t лt дt. т 1с. м
чего стало появление его новой гербовой печати, на которой щит t с Lw 1a
ным королевским геrбом, включавшим и шведскую эмблему, нсржат с ра а
рыцарь, вероятно, обра j небесного 1юк 1юr ител Ш е ии св. Эрика. и L L
ва дикаrь с 0 IЯТОЙ IJa Иl eЙ И 14 11Vil,l a шl 0 1п 1i ll a 1l 1t 1l, y lщl S. 11жs. N 7 t.
l щ 1од а 1ат 1короли Криt ти а 1iыла и 0 1ош 1а 459 11н. й ри щитt t состанн м королевским 1србом в кa Jс J Bс щитодсржатслей рсдста лсн обри 1ы женщины или ангела и дикаря илл. 143 Этот составной герб заключал щиток с гербами Шлезвига и Гольштейна, государем
которых соответственно герцогом и графом в тот год стал король Кристиан. Существует мнение, что именно последним обстоятельством объяснястси произошедшая тогда замена щитодержателя в виде фигуры рыцаря на
фигуру женщины24 Данное предположение, однако, может вызвать сомне ие, ибо составной герб короля Кристиана, который представлен на печати 1459 г., вскоре был изображен на стене капеллы Святых Трех Королей в
Роскиллеском соборе в сопровождении другой пары щитодержателей ры аря и дикаря цв. илл. 45
Из сказанного выше с очевидностью следует, что Кристиан Ольденбургский употреблял различные образы держателей при своих гербовых щитах.
Но при этом образ дикаря был единственным, который являлся в таковом
качестве на протяжении всего его царствования. Отсюда можно заключить,
что король Кристиан I рассматривал дикаря как свой постоянный личный 1нак, в котором аллегорически находила отражение любезная его королевскому сердцу идея. В этом он следовал духу времени, поскольку позднее
Средневековье характеризовалось как раз тем, что многие западноевропейские государи принимали в качестве личных знаков разного рода эмблемы,
такие, как, например, красная и белая роза английских королей из династий
Ланкастеров и Йорков или дикобраз французского короля Людовика XII.
Разными фигурами щитодержателей сопровождал свои гербы и сын
Кристиана 1король Хане. На одной его печати, бывшей в употреблении в 1484 15 12 гг., видим в качестве таковых льва и львицу илл. 145 на другой,
датируемой 1500 г., обнаруживаем одиннадцать щитов, окружающих восседающего на троне короля. Из них семь с гербами Дании, Швеции, Норвегии, Гольштейна, Стурмарна, с сердцами и львом разбитый на две эмблемы
герб Готов никто не поддерживает, хотя поблизости от них и расположены образы людей возле герба Дании два воина Прочие же четыре щита Ддерживаются разными фигурами, как то одним ангелом щит с крестом
одним рыцарем гербы Шлезвига и Славян и двумя воинами с алебардами герб Ольденбурга илл. 147 В то же время на надгробной стеле короля
Ханса, его королевы Кристины и их малолетнего сына Франца, созданной
около 15 15 г., щитодержателями при большом королевском гербе показаны
дна дикаря с палицами илл. 26 Эти же щитодержатели украшают герб королей Дании, который изображен на титульном листе парижского издания J сяний датчан Саксона Грамматика 15 14 г. илл. 33 и на гравюре Лукаса Кранаха Старшего, содержащей портрет короля Кристиана II 1523 г. ИЛЛ. 30
При ближайших преемниках Кристиана II, Фредерике 1Кристиане III и
Фредерикс королевский герб, как можно заключить по сохранившимся его
датским юображениям, относимым к XVI в., не принято было сопровождать
щитодсржатслями. Впрочем, Й. Биркерод в своей книге об ордене Слона, изна 1ой в 1704 г., rюмсстил гравюру, на которой п. рбон й щит короли Дании 1Wm i 1I llristit r s skjol 1llюl k ral I. Ti lsskr. 1960. N 12 6. 170 11IНlp.tl. TOI д уми 0 ам Kp MI. l O, а JТОЙ к ИIII. Шl YTl. Yl. T ната 15Х 1и ою 1ис 1lш,i ia i 1k 1iсi Rс is J a iс сl Nщ vс Како 1fi rоисхож с ис этой а ор Й. li жсpo 1с сооfiщаст. такой же н рОо
вый щит со СЛОIШМИ И l О СрЖаТСJl IМИ i л rсдс 1ш с lta 1pa 0pl. Ml I
кого художника Йоста Аммана 1539 159 1в Кулинарной к и 1с М. l ум
польта, напечатанной в 15Н7 г. во Франкфурте на Майнс с 1юсuищс 1l. м l YII
руге курфюрста Августа Саксонского Анне Датской 1532 15Х5 сестре ко
роля Фредерика илл. 60 Действительно, оба герба почти неотли 1им 1ру 1
от друга, так что даже возникло предположение о копировании 1iирк ро 1м
изображения герба с гравюры франкфуртского и щания2 flщ ко ку Кулинарная книга вышла с посвящением курфюрстине Анне. то y l pl
лось мнение, что и герб, представленный в этой книге служил се сим 0J м
как представительницы королевской семьи Дании. И такое мнение ю 11t
rласуется с практикой использования датскими принцессами гербов t щ 1х от
цов и братьев королей. Действительно, многочастный гербовый щит, ра
женный в Кулинарной книге несомненно, принадлежал Фредерику по
доказывается присутствием в нем эмблемы герцогства Дитмаr сн. ои
шейся в составном королевском гербе только после 1559 г. К этому с 11yt I
добавить, что слон также считался личным знаком Фредерика Пру, щ
ло, что по датским источникам герб короля Дании в сопровождс ии с
щитодержателей не прослеживается. Поэтому мы вправе предпо 1юж 1п 1п
слоны в роли щитодержателей королем Фредериком II не испо ш с 1
А появление их в такой роли на гравюре Й. Аммана следует при шат 1pt 1y
татом измышлений иностранного художника, вероятно, знавшего о том. по
король Дании считает слона своей личной эмблемой. Сама же rpaнropa 1ш 1а
создана Амманом, по видимому, еще за несколько лет 0 и ща 1и Кулинарной книги быть может, в 158 1г., на что указывает дата на 1ра 11
ре в книге Биркерода. Последний, надо полагать, и воспроизвел pafioтy Л м
мана по оригиналу или его копии, которые впоследствии были утра 1с 1
Щитодержатели в образе двух дикарей вновь начинают вк ат 0
изображения королевского герба при Кристиане IV. Но на его н щ юr
Роскиллеском соборе помещен гербовый щит, удерживаемый двуми 11ам
вероятно, наследниками тех львов, которых уже употреблял II ка т t
щитодержателей предок Кристиана IV, Кристиан 1Чем, однако, было у
словлено присутствие львов при гербовом щите Кристиана IV. си 1тт
Левые, например, могли символизировать два королевства Датско и I lop
вежское, в которых царствовал Кристиан IV. Но нельзя исклю tап, и т 0.
что они олицетворяли отвлеченную силу или выполняли дскорати 11н
задачи, как это часто случалось с образами животных в эпоху барокко. Как
бы то ни было, в прижизненных гербах Кристиана IV в роли итщ 1ржатс
лей были представлены только дикари. Только их обнаруживаем и 1р 1ах
всех последующих королей Дании. Следовательно, можно утвсрж ап 1т 1
XVII в. дикари щитодержатели окон lатсльно стали 1лсмснтом корш 1ск
го герба, и вместе с тем Jn ними 1акрс илос 1ша 1снис 0 овых
2 Hiгl l 1n i Jm 1BГl viari 11t l Vt slrt st k s issi 0 t I l t ly 1issi 11Eчvt stri Orсl с
Elсpl 1a i 1lij s vt ri iщ pm rt ss щ spk сloн lюсlieп 1e щ 1а s. l l v iat 17 4. К. t, Кт. 1l lvш a ko Ekl 11eщ 1шlсl. T ls k 1l J il с 1
47 с fiур 1ской ди ас 1ии, ср 0 а 1а й см сл которых, од ако, к тому с и или сил 0 1амутилсн, или 0 сс fit, J утрач
Ofit,l o коrол вский щит д ржил и два дикирн. Но иногда в XVIII в., на рим р, на дал ере короля Кристиана VII 17Х I г.27, при щите с гербовой эмблсмой Дании изображался только один из дикарей. Их фигуры могли представать в разном положении по отношению к щиту, в разнообразных позах
и с палицами, положенными на плечи или опущенными вниз. В гербе ныне
царствующей королевы Маргреты II два дикаря изображены в непринужденных позах. У одного, стоящего справа, голова несколько повернута по направлению к щиту, другой смотрит прямо каждый из них в одной руке держит по опущенной палице, другая же рука покоится на поверхности щита,
как бы удерживая оный. В резолюции королевы Маргреты от 5 июля 1972 г., в которой утверждались изменения в королевском гербе, эти щитодержатели описаны как два стоящих на каменной консоли дикаря с дубовым венцом на голове и пояснице, а также с палицами в опущенных руках 28
Но, несмотря на то, что щитодержатели в образе дикарей получили официальное признание как дополнительные знаки полного королевского герба, после XVII в., например, при изображении в орденской капелле, находящейся в замке Фредериксборг, этот герб по прежнему часто мог изображаться без щитодержателей. А в малом гербе Датского королевства они и
вовсе не предусмотрены.
С конца XVII в. двух дикарей принято также включать в полный герб
кронпринцев Дании. Основанием для возникновения этого обычая, несомненно, послужило то, что со времени установления в Датском королевстве
абсолютизма 1660 г. кронпринцы как законные наследники престола получили право на ношение королевского составного герба. Этот обычай сохранился и после 1848 г., когда в Дании была установлена ограниченная конституционная монархия, о чем свидетельствует и полный герб кронпринца
Фредерика, старшего сына королевы Маргреты Два дикаря, позаимствованные из полного королевского герба, были включены также в качестве
щитодержателей в герб Анны Софии Ревентлов, княгини Шлезвигской 17 12 г Через эти знаки, вероятно, указывалось на ее положение морганатической супруги короля Фредерика IV.
Таким образом, история щитодержателей в датской геральдике начиналась в XIV XV вв. с их использования в качестве дополнительных личных 3наков владельцев гербов, как символов и аллегорий, отражавших душевную тоску конкретной личности по знаковому выражению своей индивидуал 1ности. Поначалу приведение в связь герба и личного знака производилось
на печатях, которые своей иконографией в Средние века лучше всего могли ередать в зримых образах душевное настроение человека. Роль родовых 3наков щитодержатели при гербах датчан начали исполнять на рубеже Сред свековья и Нового времени, в конце XV XVI столетии, когда окончательно
утвердилось представление о гербе как художественном изображении.
п щ i. 1К. l aшnarks 2. 1Khl 17 1S. Ю. X. i.
lX lkl v, hl nсt. l hol ks а 1to p i stсnko sol stikщ vil t a 1нJ ПIс I с сkraпs шn hovetl og
la 1нl sai с I k llс, i 1k 1п 1vс 1н 1l 1a щft 1l IIТ. 1S, kt la skt Ri sv il к og
K 11v x 52
Л2 K Ml O 1Iа ато i 1l l J 1a a l II Ю Йt Klli t l IJl I ук
pt 0 1I IJ l l l T t l ЩИТ Щt ржатt HX ка К J I l l l Х ll Mt t p ia, IТ 1И if, O 1aкpt J I IOЖt IHM фopмaJ 1oii l l р щ 1нI 1кI
XVII XVIII у 1rни йсн 1Iа t p,ЩИO Н l И l K Jl ii. J k
тuрин щитодержатслсй есть п 1кж 1истории их см л 0 i. 0 t pжa 1Im 1l 1
родившись в эпоху на rала разложении релиrиоз 1ю символи 1t коI 0 м роt
зсрцания, они, конечно, не могли не являтьсн зримым в раж иt м ктt t II
ного угасания этого миросозерцания. Обнаружив свои Jачатки Iн т сII 0 1
позднее Средневековье, новая духовность, отражавшая ду 1I у 10 тоску tt
ловека по суетным прелестям этого мира стала определит характt р ку. I,
турной жизни Западной Европы в Новое время. В условиях роt та ан
господства обмирщенного сознания и духовного индивидуали 1ма щ тонер
жатели наделялись значением, которое отражало преимущ 1ст I I0 м рск
переживания, возникавшие вследствие обстоятельств ли 1ной жи II Iа
дельца герба. Влиянием этой духовности также объясняется 1арожнс 1I
обычая использовать в роли шитодержателей знаки щитовых зм6ж м l
вола слона короля и королевской династии.