Тюлюш А.Ч.
К вопросу о возникновении термина «тамга»
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Мир Евразии. 2013. № 3 (22). С. 59-61.
Аннотация: В данной статье рассматривается сущность и вопрос о возникновении термина «тамга», Показаны примеры в качестве прототипа для тамги по имеющимся этнографическим материалам. Обращено внимание на эволюцию распространения термина. Даны возможные версии происхождения руни- ческой письменности от тамг древних тюрок.
Об авторе публикации/статьи:
Тюлюш А.Ч.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22295 знаков (с пробелами)
УДК 94
А Ч. Т ю люш
К ВОПРОСУ О В ОЗНИКНОВЕН ИИ ТЕРМИНА ТАМГА
В данной статье рассматривается сущность и вопрос о возникновении термина тамга Показаны
примеры в качестве прототипа для тамги по имеющимся этнографическим материалам. Обращено
внимание на эволюцию распространения термина. Даны возможные версии происхождения руни-
ческой письменности от тамг древних тюрок.
тамга, знак, клеймо, символ, руника, рублевая пошлина, род, геральдика, печать, тавро
Тамга родовой знак многих народов и является одним из наиболее ранних элементов текстуры памятников, характерный для всего периода. По установленным тамгам каждый род
узнавал свою собственность. Нельзя не заметить,
что тамги были своеобразными символами, носителями народной памяти.
Слово тамга тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений тавро клеймо печать 8, 75-86 Данный термин происходит от древнетюркского корня там зажигать, выжигать и
соответствует русскому слову печать возникшему от корня почв От данного тюркизма произошло соответствующее слово таможня прочно
вошедшее в русский язык 3, 279 В толковом
словаре Даля термин тамга клеймо, знак,
штемпель рукоприкладный знак и тавро татар,
башкир, а местами и русских.
ISSN 2308-0396
В этнографическом материале В. В. Радлова
пишется, что появление и семантическая эволюция тамги у кочевых племен Центральной Азии
связаны с возникновением и развитием института собственности на скот. Н. А. Аристов связывает упоминание о тамгах древними тюрками именно у гаогюйцами который относится к V
веку. Он пишет так Нельзя сомневаться, что
родовые тамги у тюрков скотоводов существовали в несравненно более отдаленные времена 1, 277-456
В условиях родоплеменной организации ко-
чевников тамга являлась самым значительным в
функциональном отношении популярным компонентом внешней информации сооружения. Первоначально у монголов тамга особый знак клеймо, тавро которым отмечалось право собственности на скот позднее печать также оттиск печати документ пли грамота с ханской
печатью. Тамга называют также введённый монголами денежный налог, взимавшийся с торговли, ремесла, различных промыслов. В этом качестве существовал до 70-х гг. XVI в. в Иране
отменен в 1565 В современном монгольском языке тамга штемпель, штамп, туз в картах 9
Очевидная популярность данного термина в
тюркских языках, откуда он был, заимствование
в другие языки в том числе и русский все же не
может считаться доказательством именно тюркомонгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы 3, 75-86
Прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие
еще к родоплеменным отношениям. Следует обратить внимание, что в эпоху неолита искусство
стало более условным, чем во время палеолита,
человек начал обобщать и абстрагировать. Появляются символы и знаки, составляющие представление об окружающем мире точка начало,
центр, зерно вертикаль активное начало, позитив, связь Неба и Земли горизонталь пассивное начало, горизонт, негатив крест дуализм, единство, огонь, стороны света квадрат
координаты пространства, времена года, жизни
диагональ подъем или упадок, в зависимости
от направления круг цикличность, завершенность, окружающий мир дуга, обращенная кверху энергия Неба дуга, обращенная к низу
энергия Земли.
В тюркской культуре из данных символов сложился со временем, подобно мозаике, основной
символ тангри тамга, т.е. божественный знак,
который встречается в эпиграфике Сибири. Тамга являлся своеобразным кодом для ориентации
человека во времени и пространстве. Данная полиграмма отразилась в последующем в социальной структуре централизованное управление в
архитектуре святилища изобразительном искусстве орнаментика 5 Следует отметить, что в
качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие
геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, угол и др. а также сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия
труда, оружие и конская сбруя, буквы разных алфавитов. Поэтому графемы многих особенно несложных знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориал ьно, кул ьтурно и хронологически не
связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при
нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом зубило, нож, тесло и т. д
Весьма вероятно, что родовые тамги были первоначально изображениями родовых богов или
духов покровителей и лишь впоследствии обратились в знаки родовой собственности, приняв
для этого формы простейших геометрических фигур, как наиболее удобные для вырезания или
выжигания 1, 277-456
Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной во змож ности ва рьир ов ания в рамк ах
существующей изобразительной схемы. Вероятно,
учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности камень, кожа, дерево и др. будет тем легче, чем
проще будет начертание самого знака 8, 75-86
По мере развития социальной структуры выделении клановых, профессиональных и других
групп и усложнения связей между элементами этой
структуры необходимость существования подобных
знаковых систем возрастает. Однако информационные возможности тамгообразных знаков не безграничны с течением времени область их применения до лжна постепенно с ужаться
ограничиваться более совершенной информационной системой письменной. В дальнейшем в зависимости от сфер применения они начали использоваться в разных областях. Рунические буквы,
обереги, государственные символы, искусство ковров, каменные памятники и надгробия, а также
определяющие документы наглядное тому свидетельство. Следовательно, тамги ставились и на
предметах собственного пользования на музыкальных инструментах, домашней утвари, детской колыбели, орудиях охоты, на серебряных перстнях
и т.д. Любая меченная тамгой вещь считалась принадлежащей хозяину этого знака. Охотник, обнаружив медвежью берлогу, отмечал ее своей тамгой, ставя зарубку на ближайшем дереве 3, 279
Ранние тюрки в том числе и огузы обитавшие у границ Китая, не позднее VII в.н.э. широко
применяли тамги в качестве родовых знаков для
таврирования лошадей 4, 121-124 Тамга у тюрков появилась в стародавние времена, когда еще
не было письменности, и с того времени находит
свое применение повсеместно, в том числе и в геральдике. Древнетюркские тамги первоначально
несли в себе магические, сакральные элементы,
являлись хранителями рода сульдэ Позже они
эволюционировали в знаки родовой принадлежности и принадлежности собственности 7, 339
Тамги у древних тюрок в массе своей отличались от синхронных рунических алфавитов, хотя
среди них встречаются тамги идентичные рунам 8, 75-86 Академиком А.А.Шифнером была выдвинута наиболее перспективная гипотеза о происхождении тюрской руники от родовых тамг
ISSN 2308-0396
древних тюрок. Русский востоковед Н. А. Аристов обосновал гипотезу А. Шифнера о местном
тамговом источнике тюркских рун. Н. А. Аристов обнаружил внешнее сходство с тюркскими
тамгами у 29 из 38 знаков орхонского алфавита.
В дальнейшем эта гипотеза была поддержана Н.
Маллицким и А. Соколовым. К мнению о происхождении орхоно-енисейского письма из местных тамг и других идеограмм в наше время склонялся И. А. Батманов. Д. Н. Соколов также
высказывает свое мнение, что каждый тюркский
рунический знак имеет своего близнеца среди тюркских тамг 7, 338
В XIII веке тамг получила распространение
во всех странах, подвергшихся монгольским завоеваниям в Средней Азии, некоторых странах
Кавказа и Закавказья, на Ближнем и Среднем
Востоке, где помимо прежних, приобрел новые
значения документ с ханской печатью денежный налог 8, 75-86 По одной из теорий
происхождение тамги крупных тюркских племён
связано с периодом, когда среди тюркских кочевых народов начало быстро распространяться христианство. Это VX век. Под влиянием латиницы, на котором была написана Библия, древние
рунические обозначения племен постепенно трансформировались в более простые тамги. При этом,
в России название тамга употреблялось в XIII
XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. Местные торговцы в своём городе либо совсем не платили тамгу, либо платили её в меньшем
размере, чем приезжие. С середины XVI века, в
связи с постепенным переводом многих торговых
пошлин на исчисление с цены товаров то есть в
определённом размере с рубля появляется новое
название сбора рублёвая пошлина 2 В Киевской Руси имели заметное распространение знаки Рюриковичей тамгообразные знаки в виде
дву-или трезубца. Они наносились на оружия и
орудия труда, произведения искусства, керамику,
архитектурные сооружения.
Формирование казахской тамговой системы
относится к эпохе средневековья, существует она
и поныне. Собственно казахская традиция связывает происхождение тамг с деятельностью хана
Тауке, составителя степного уложения Жеты
Жаргы в котором дословно говорится о том,
что каждый казахский род должен иметь собственную тамгу 6 К достаточно хорошо изученным и
документированным относятся тамги казахских
родов Старшего, Среднего и Младшего жузов. Эти
тамги по форме геометричны, структурно просты
их число сравнительно невелико, примерно соответствует количеству родов племен всеми казахскими родами и племенами. Тамги широко
применялись и татарами 8, 75-86
По мнению некоторых ученых, в связи с эволюционным развитием общества из общеплеменной собственности тамги переросли в знак, которым отличают личную собственность. Дальнейшие
пути эволюции тамгообразных знаков приводят
обычно в область геральдики тамги своеобразные гербы религиозную тамги сакральные
символы юридическую тамга факсимиле
знак подтверждения принадлежности, владения и
т.д. либо традиционно-бытовую тамга элемент
орнамента сферы 8, 75-86 Ученый, работающий в области этногенеза и этнической истории
народов Северного Кавказа и Дагестана, Л.И. Лавров писал о тамгах так Знак собственности, общий для всей фамилии, с течением времени становился графическим символом её, то есть гербом
В ходе эволюции тамги из родовых знаков и
знаков собственности стали нести параллельно и
другую смысловую нагрузку стали знаки, передающими единицы языка. Эти факты не остались
незамеченными современниками той эпохи 7, 338
Таким образом, несмотря на сложность установления времени их появления, велика роль тамг
как источника познания этнических групп. Вместе с тем следует подчеркнуть, что тамги имели
богатую историю. В итоге рассмотрения данного
вопроса вполне очевидно, что использование тамг
в общественных, хозяйственных и других целях
известно еще с древней бронзовой эпохи.
Библиографический список
1. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности Живая старина. 1896. Вып. III-IV. С. 277-
456.
2. Большая советская энциклопедия. М. Советская
энциклопедия. 19691978.
3. Бутанаев В.В. Степные законы Хонгорая Бутанаев
В.Я. Абакан ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 279 с.
4. Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств
В кн. Новые материалы по древней и средневековой
истории Казахстана. Тр. Инст. Ист., археол.и этногр.
АН Каз ССР, т. 8. Алма-Ата, 1960. С. 121-124.
5. Зуфари Л. Реликтовый гул, услышанный нами от предков Sanat. Uzbekistan, 2002. 4 may.
6. Махамбетов А. Казахские тамги знаки племени, или
печати времени Деловая неделя. Казахстан,
2005. 23 декабря.
7. Мусаев А.Д. О происхождении древнетюрского рунического письма из родовых тамг Астраханские краевед-
ческие чтения. Астрахань, 2011. Выпуск III. С. 338.
8. Ольховский В.С. Тамга к функции знака Историкоархеологический альманах. Армавир, 2001. С. 5-
86.
9. http ru.wikipedia.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Получено 19.08.2013 Tylysh A. Z.
TO THE QUESTION ABOUT THE ORIGIN OF THE TERM TAMGA
This artiсle deals with the essenсe and the question of the origin of the term Tamga Shows examples as a
prototype for the Tamga on the existing ethnographiс materials. The attention is paid to the evolution of the
distribution of the term. Given the possible versions of the origin of runiс writing from Tamga anсient Turks.
Tamga, mark, stamp, symbol, runika ruble fee, genus, heraldry, print, brand
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Тюлюш А.Ч. К вопросу о возникновении термина «тамга» (2013)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|