| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета (2006) › Герб российского государства | ||||||
Соболева Н.А.
Герб российского государства// Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета (2006)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета. М.: 2006. С. 186-201 Аннотация: В России так же, как во многих странах Европы, эмблемы, вошедшие позднее в государственный герб, появились в Средневековье. Основные эмблемы, составляющие российский государственный герб — всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел, изображены (один — на лицевой стороне, другой — на оборотной) на государственной печати Ивана III 1497 г. Первым обратил на нее внимание Н. М. Карамзин, который отмечал, что символика русского государственного герба ведет начало от этой печати. По-видимому, высказывание знаменитого историка послужило одним из оснований для празднования в 1897 г. 400-летия русского государственного герба. Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 67 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1. Печать 1625 г. с третьей короной над головами орла
ID: 650
![]() 2. Печать царя Алексея Михайловича, 1667 г.
ID: 651
![]() 3. Печать Елизаветы Петровны с изображением двуглавого орла
ID: 652
![]() 4. Большой герб Российской империи 1882 г.
ID: 654
![]() 5. Средний герб Российской империи 1882 г.
ID: 655
![]() 6. Малый герб Российской империи 1882 г.
ID: 656
![]() 7. Печать Временного правительства. 1917 г. Рисунок И. Я. Билибина
ID: 657
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 47175 знаков (с пробелами)
В России так же, как во многих странах Европы, эмблемы, вошедшие позднее в государственный герб, появились в Средневековье. Основные эмблемы, составляющие российский государственный герб всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел, изображены один на лицевой стороне, другой на оборотной на государственной печати Ивана III 1497 г. Первым обратил на нее внимание Н. М. Карамзин, который отмечал, что символика русского государственного герба ведет начало от этой печати По-видимому, высказывание знаменитого историка послужило одним из оснований для празднования в 1897 г. 400-летия русского государственного герба. К концу X IX в. за 400 лет он, конечно, существенно изменился, однако основными его компонентами остались те же эмблемы двуглавый орел и всадник, поражающий дракона, названный к этому времени св. Георгием Победоносцем. Если на печати 1497 г. обе эмблемы выступали как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел завоевывает приоритет а в XV II в. становится главной эмблемой российского государственного герба. Во всяком случае, первое официальное описание его, помещенное в именном указе О титуле царском и о государственной печати в 1667 г., гласит Орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле Великие и Малые и Белые России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных под орлом знак отчича и дедича, на персех изобра- жение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко изъявляют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя 2. Со времен В. Н. Татищева, т. е. с XV III в., в отечественной литературе существует версия о заимствовании Иваном III византийского герба двуглавого орла после женитьбы его на Софье Зое Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина X II Палеолога. Кстати, первый русский историк сомневался в точности излагаемой им версии возникновения русского государственного герба, о котором далее, писал он, испытать оставляю более меня сведусчим 3. Западноевропейские исследователи занимают однозначную позицию относительно использования двуглавого орла как знака власти, полагая, что в Византии двуглавый орел являлся формой украшения, орнаментом, а не гербом, ибо если и был в Византии герб, то его рисунок был иным. Еще в начале XX века известный знаток византийских и русских печатей П. Лихачев, высказывая свои соображения по поводу существовавшего в литературе утверждения о заимствовании государственной печати с двуглавым орлом из Византии, писал Если будет доказано положение, что Византия так же, как и Римская империя не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела 4. Правда, существуют некоторые данные о знакомстве морейских деспотов, один из которых был отцом Зои, с двуглавым орлом, однако прямой наследник их, брат Зои Андрей, продававший наследственные права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не упоминает о передаваемом гербе, который, как известно, составляет существенный атрибут власти. Что же касается якобы заимствования двуглавого орла после женитьбы Ивана III на Зое Палеолог 1472 г. то остается непонятным, почему ему надо было так долго 25 лет ждать, чтобы взять двуглавого орла в качестве своей эмблемы и поместить на государственную печать. В западноевропейских странах, в отличие от Византии, двуглавый орел превратился в знак господствующей власти, так как помещался на монетах и печатях правителей. С X III в. это изображение получило там широкое распространение. Здесь устанавливается даже различие между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым императорским. Превращение двуглавого орла в гербовую фигуру находится в неразрывной связи с формированием в средневековой Европе института герба в целом известно, что гербы здесь возникли еще в эпоху крестовых походов и турниров Как результат влияния западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием утверждаются в южнославянских странах, на Балканах, можно расценить появление двуглавого орла у болгарских царей на монетах у сербских правителей на печатях в Албании у князя Скандербега на печати остался в гербе государства В XV в. утвердился двуглавый орел в качестве герба правителей Священной Римской империи. Американский ученый Г. Эйлиф высказал мысль что, хотя появление на печати Ивана III двуглавого орла и связано с его претензиями на титул кесаря, по времени оно относится к моменту установления дипломатических контактов с Габсбургами начало 90-х гг. XV в Таким образом, Эйлиф усматривает прямую связь между возникновением двуглавого орла на печати великого князя Московского и его знакомством с атрибутами власти правителей Священной Римской империи. Свидетельства о стремлении Ивана III поставить себя наравне с первым монархом Западной Европы общеизвестны. Отечественные историки, анализируя идеологическую политику великокняжеской власти за последнюю четверть XV в., отмечают шаги Ивана III, направленные на укрепление его политического престижа как правителя суверенного государства. Это проявилось, в частности, в ответе Ивана III, переданном через дьяка Федора Курицына послу императора Священной Римской империи Николаю Поппелю. На предложение коронации, которую якобы мог совершить только царь римский посол императора Фридриха III получил ответ А что еси нам говорил о королевстве, если нам любо от Цесаря хотети крадем поставлену быти на своей земле, и мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы, а просим Бога, чтобы нам дал Бог и нашим детем и до века в том быти, как есмя ныне государи на своей земле, а по становления, как есмя наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим 6. Проводились и другие мероприятия, возвеличивающие политический престиж объединителя русских княжеств в единое государство выпуск золотых монет по типу широко известных в Европе венгерских дукатов, усложнение великокняжеского титула государь всея Руси царь коронация в 1498 г. внука Ивана III Димитрия на великое княжение, при котором сам государь всея Руси выступал уже как император по типу Священной Римской империи, где существовали титулы короля и императора Создание государственной печати 1497 г. правомерно рассматривать именно в этом контексте. Конечно, можно видеть во всех этих фактах желание Ивана III во всем равняться в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл цесарю и королю римскому 7. И двуглавый орел вряд ли стал бы эмблемой на печати Ивана III, если бы великий князь не знал, что она идентифицирует высокое положение западных императоров. Судя по печатям отца Ивана III великого князя Василия II и по его собственным печатям, общерусским символом могла стать другая эмблема лев, пожирающий змею. Однако думается, что акцент надо делать не на факте знакомства русских с западноевропейским делопроизводством, а на зависимости иконографии печати, общегосударственного знака власти, от официальной доктрины, существовавшей в Русском государстве уже в то время. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции, ее совершенствования и детализации возник символ императорской власти в виде двуглавого орла. Хотя теория происхождения русских государей от императора Августа, как предполагают, оформилась в XVI в. характерны в связи с этим слова Ивана IV, адресованные шведскому королю Юхану III А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико мы от Августа Кесаря родством ведемся 8 по-видимому, и в конце XV в. существовало литературное произведение политического характера, обосновывающее происхождение русского государя, равенство его по рождению с западноевропейскими 9, что и повлекло появление эмблемы, выражающей знатность этого происхождения, двуглавого орла. Другая государственная эмблема всадник, поражающий копьем дракона, в современной литературе трактуется чаще всего как символическое изображение русского воина, защищающего родную землю от врагов. Однако это не объясняет, почему именно данная эмблема получила статус государственной в результате ее помещения на печать. Изображение вооруженного всадника типично в X III XIV вв. для княжеских печатей Западной и Восточной Европы. Его можно обнаружить на печатях и монетах литовских князей, на польских печатях, на печатях многих суверенов Европы. Среди изображений на русских монетах конца XIV XV в. часто встречается всадник с копьем, мечом или соколом. В это же время среди монет Московского великого княжества появляются экземпляры, на которых всадник, держащий копье, поражает или лежащий под ногами коня какой-то предмет, или голову дракона, или самого дракона. Постепенно всадник приобрел детали, приближающие его к изображению на печати 1497 г. Чтобы не спутали этот образ с каким-либо другим, всадника сопровождали буквы к, кн князь Близость всадника образу популярного св. Георгия-Змееборца, Георгия Победоносца, побуждала потомков начиная с X V III в. соединить эти образы в одно целое, хотя в XV I XV II вв. в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя или же наследника. В XIV XV вв. образ этого святого воина был широко известен на Руси. И в литературе XV в. все явственнее прослеживается тенденция исключительности Москвы, а вместе с ней исключительности патронирования московских князей теми святыми, которые покровительствовали князьям-воинам Киева и Владимира. По-видимому, этим объясняется и особое пристрастие московских князей к Георгию-воину, который выступал покровителем киевских князей. Московские князья переносили на себя не только деяния святого воина, защитника и заступника, но и его внешний вид. В основе же подобного пристрастия к покровителям князей домонгольской Руси лежала идея преемственности власти московских князей от киевских через владимирских. Эта теория, обосновывающая происхождение московских князей, как писал Л. В. Черепнин, формируется в конце XIV в. и на протяжении всего XV в. остается одной из основных политических теорий Русского государства 10. Таким образом, печать 1497 г. явилась отражением концепции власти, а символы ее свидетельствовали, с одной стороны, о древности происхождения власти московских князей, а с другой о знатности русского государя. Они отвечали политическим потребностям эпохи и должны были служить доказательством права Ивана III на титул кесаря. Все последующие русские государи использовали эти эмблемы в своих печатях они вошли в государственный герб. При Иване Грозном всадник стал изображаться на груди двуглавого орла. Ко времени правления относится и печать, где двуглавого орла окружают эмблемы земель, княжеств, царств, входящих в царский титул. В XV II в. к двуглавому орлу и всаднику, поражающему дракона, добавляются новые элементы, вошедшие в государственный герб. Прежде всего это третья корона над между двумя головами орла. Прибавление произошло в 1625 г. при Михаиле Федоровиче. В XV II в. в когтях орла появились скипетр и держава. Эти регалии царской, королевской, императорской власти общеприняты во всех государствах, где такая власть существует. Видоизменялся российский государственный герб и при Петре I. В начале X V III в. по его приказанию было вырезано несколько печатей, отличающихся от тех, какими пользовались его предшественники и он сам в XV II в. Орел располагался в гербовом щите, который увенчивала корона, а вокруг щитка, где помещался всадник, колющий дракона, изображалась цепь ордена Андрея Первозванного со знаком крестом. Орден Святого апостола Андрея Первозванного первый русский орден был учрежден в конце XV II в. С этого времени цепь ордена с его знаком косым Андреевским крестом голубой эмали, с изображением святого, как правило, окружает центральный щиток на груди двуглавого орла в российском государственном гербе. После победоносного окончания Северной войны Петру I, как известно, был поднесен в 1721 г. императорский титул. Изменение титула, естественно, должно было повлечь возникновение новых символов власти, например императорской короны, на печатях, в гербе. Учреждение Герольдмейстерской конторы и появление для работы с гербами пьемонтского двоРис. 1. Печать 1625 г. с третьей короной над головами орла Рис. 2. Печать царя Алексея Михайловича, 1667 г. рянина, графа Ф. Санти, поступившего на службу в качестве товарища герольдмейстера, повлекло профессиональное составление и описание гербов Российского государства, в частности рисунков герба в цвете Поле золотое, или желтое, на котором изображен императорский орел песочный, т. е. черный, двоеглавый На Орловых грудях изображен герб великого княжества Московского, который окружен гривною или чепью Ордина Святаго Андрея. И есть сей герб таков, как следует. Поле красное, на котором изображен Святой Георгий с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного п. Таково одно из самых первых цветовых описаний российского герба. В самом начале X IX в. государственный герб Российской империи чуть было не подвергся существенным изменениям. В 1800 г. Павел I повелевает изготовить манифест о Полном государственном гербе Всероссийской империи Манифест в связи со смертью Павла I опубликован не был, но оригинал его хранился в Департаменте герольдии. На первых 4 листах текст манифеста, на 5-м рисунок герба, затем описание герба. Основное отличие нового герба размещение титульных гербов не на крыльях орла, а в большом щитке, расположенном на груди орла. В государственном гербе появляется сень мантия, щитодержатели в виде ангелов и прочие атрибуты, заимствованные из западноевропейской геральдики. При Павле I помещается на груди орла восьмиконечный белый мальтийский крест под короной со звездой, что было связано с принятием им титула Великого магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Александр I восстановил прежний российский герб. В эпоху Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел, ленту. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют. Кроме того, крылья орла распростерты, опущены, т. е. изменили свое траРис. 3. Печать Елизаветы Петровны с изображением двуглавого орла диционное положение. Это-то и вызвало нарекания общественности. Московский митрополит Филарет писал министру двора графу В. Ф. Адлербергу Сия малость не осталась без последствий были недовольные сим, как бы некою приметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья. Это предрассудок, но не излишняя предосторожность и против предрассудков, которые возбуждаясь, производят расстройство в мыслях народа 12. Подобные новации, однако, допускались при изображении герба на монетах, гербовой бумаге, пуговицах и кокардах и т. д. Рис. 4. Большой герб Российской империи Государственной печати изменения не коснулись. На монетах с 30-х гг. X IX в. изменился набор гербов на крыльях орла вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского, Киевского появились гербы царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Финляндского. При Александре II произошла новая реконструкция государственного герба. В 1857 г. при Департаменте герольдии Сената специально для работы над гербами было создано Гербовое отделение, возглавленное Б. В. Кёне. Он использовал проекты предшествующих преобразований герба и на их основе создал новый тип российского герба. Кёне, естественно, ориентировался на общепринятые в европейской монархической геральдике нормы и правила. Особым комитетом при участии Кёне Александру II была представлена на утверждение целая серия гербов. Они получили его одобрение, и 11 апреля 1857 г. подробное описание Государственного герба большого, среднего и малого Государственной печати соответственно а также описания гербов членов императорского дома были опубликованы. Описанию предшествовало обоснование действий царя, предпринявшего своеобразную геральдическую реформу. В нем говорилось, что Государственный герб, хотя в главных частях своих всегда одинаковый, должен в некоторых особых к нему принадлежностях соответствовать употребляемому в разных актах титулу более или менее полному и что со времени первого описания Государственного герба в титуле сделаны многие дополнения и изменения, но сии перемены не были в новейших о том постановлениях указаны с надлежащею подробностью и равномерно не постановлено доселе твердых положительных правил о употреблении Государственной печати в разных оной видах 13. Одновременно с описанием даны были и рисунки новых гербов. Кроме новой атрибутики, нового расположения титульных гербов изменения коснулись и центральной гербовой фигуры. Всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так На груди орла герб Московский в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке мантии на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем 14. Цвета Рис. 5. Средний герб Российской империи были непривычны, но особенно необычным был вид всадника в западноевропейском шлеме, повернутого влево от зрителя, нисколько не напоминавшего традиционного русского святого воина. После присоединения Туркестана государственный герб должен был пополниться новым титульным гербом. Новые проекты большого, малого и среднего гербов, скомпонованные с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображающие с более густым оперением на крыльях, были утверждены Александром III большой Государственный герб 24 июля 1882 г., средний и малый 23 февраля 1883 г. Обычно императоры а раньше цари пользовались на своих печатях изображением герба Российского государства. Никаких личных или родовых гербов у них не было. Одновременно с Рис. 6. Малый герб Российской империи гербами членов императорского дома мужского и женского пола, установленными по степеням происхождения их от особы императора с личным гербом императора возник во второй половине X IX в. и родовой герб дома Романовых. В основу его положено изображение грифа на прапоре военном флаге предка Романовых воеводы Н. И. Романова двоюродного брата царя Михаила Федоровича умершего бездетным. Эта эмблема гриф с поднятым мечом в одной лапе и щитом Рис. 7. Печать Временного правительства. 1917 г. Рисунок И. Я. Билибина в другой долгое время оставалась в забвении. В 1913 г. год 300-летия царствования дома Романовых в Русском генеалогическом обществе был прочитан доклад, в котором выдвинута гипотеза эмблема-гриф напоминающая лифляндский герб была усвоена родоначальником Романовых, боярином и воеводой Н. Р. Захарьиным-Юрьевым в качестве личной в воспоминание его лифляндских походов, в частности взятия им Пернова Пярну в 1575 г. Именно в этом городе получил распространение новый лифляндский герб, так как здесь имели широкое хождение монеты с изображением грифа. В 1917 г. вместе со старым миром уничтожали и зримые его образы, его символы, а таким символом, наряду с прочи- ми гербами, был и государственный герб России. Как когдато Французская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел Австро-Венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего было символизировать в нарождающемся мире. Как же нечего может спросить наш современник. А историю русской государственности, а прошлое родного края, города Ведь историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны прежде всего как памятники прошлого В марте 1917 г. собралась комиссия по делам искусств для разъяснения вопроса о государственном гербе Председателем комиссии был А. М. Горький, его товарищами А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих. Однако разъясняли вопрос специалисты В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о Государственном гербе России, но считали, что допустимо использование во всех предусмотренных законом случаях двуглавого орла без всяких атрибутов. Этого орла нарисовал Билибин он украшал печать Временного правительства. Двуглавый орел был не единственным претендентом на символ России при Временном правительстве. Конкурировала с ним свастика бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в таком качестве она приглянулась Временному правительству, которое избрало ее вместе с двуглавым орлом, изображением Таврического дворца где размещалась Государственная дума в качестве символов новой, демократической России. Об этом свидетельствовало размещение этих трех эмблем на бумажных денежных знаках, выпущенных Временным правительством и явившихся своеобразной декларацией экономической и политической доктрины взявшей власть русской буржуазии. В июне 1917 г. в обращении появились государственные кредитные билеты стоимостью 250 и 1000 рублей и датой 1917 с изображением вышеописанных эмблем. Массовый их выпуск пришелся на ноябрь 1917 г., когда ситуация уже изменилась. В первые месяцы существования Советского государства официально утвержденных символов не было, хотя новое государство нуждалось в новой символике. От услуг профессиональных геральдистов, по-видимому, решено было отказаться, поэтому геральдическое художество на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен рассказ скульптора Н. Андреева об одном из проектов нового государственного герба. На рисунке был все тот же двуглавый орел, но с выщипанными перьями на крыльях, головы его вместо корон украшали красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался красноармейский шлем. В лапах вместо скипетра и державы камень и палка. Предлагались и другие, не менее фантастические и гротескные варианты герба. Начиная с января 1918 г. над созданием новых эмблем работали художественные и производственные коллективы Петрограда, а также некоторые художники Петрограда и Москвы. В марте апреле 1918 г. композиция серп и молот была избрана для помещения на Государственной печати. Пятый Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял Основной закон РСФСР, в котором содержался раздел О гербе и флаге С этого времени эмблема, представляющая собой золотые серп и молот крест-накрест, рукоятками книзу стала основной фигурой в гербе Советского государства. Первый советский герб герб РСФСР был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Его символика проста, наглядна, основное изображение эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца лаконично и выразительно для герба свойственно правильное композиционное построение эмблема размещена в гербовом щите сохранена геральдическая гармония цветов девиз характерная деталь герба подчеркивает его политическую направленность. Примечания Опубл. Вопросы истории. 1992. 10. С. 191 196 1 Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. T. VI. СПб., 1842. С. 46. Примеч. 98. 2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. ПСЗ СПб., 1830.Т. 1. 421. о Татищев В. Н. История Российская. T. VII. М. А. 1968. С. 427. 4 Лихачев П. Некоторые старейшие типы печати византийских императоров. М., 1911. С. 1. Alef G. The Adoption of the Musсovite Two-Headed Eagle A Disсordant View I I Speсulum. 1966. Vol. 41. 1 Idem. The Origins of Musсovite Autoсraсy the Age of Ivan III Forsсhungen zur osteurop isсhen Gesсhiсhte. Berlin, 1986. Bd. 39 87 88. 6 Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1851. Ч. 1. С. 12. 7 Лихачев П. История образования российской государственной печати Биржевые ведомости. 15 мая 1915 г. Q Сборник Русского исторического общества. Т. 129. СПб., 1910. С. 213, 238. 9 ЧерепнинЛ. В. Образование Русского централизованного государства в XIV XV вв. М., 1960. С. 16 ЛуръеЯ. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI века. М. Л., 1960. С. 388 Зимин А. А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 137 и след. 10 Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 15. 11 Российский государственный архив древних актов. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 11. Л. 1 1 об. 1 9 Белавенец П. И. Изменение российского государственного герба в императорский период Вестник общества ревнителей истории. Пг., 1915. Вып. II. С. 64. 3 ПСЗ II. СПб., 1858. T. XXXII. Отд. 1. 31720. 14 ПСЗ III. СПб., 1858. T. VI. Доп. к III т. 1439а. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. Герб российского государства (2006)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |