| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Государственная символика России › : Манжурин Е.А. Воображаемая преемственность: дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953-1991) / 2015 | ||
Манжурин Е.А.
Воображаемая преемственность: дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953-1991)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник Пермского университета. История. 2015. № 3 (30). С. 116-122. Аннотация: Исследуется практика использования в городских гербах и эмблемах послесталинского СССР элементов дореволюционной геральдики, что интерпретируется как попытка установить воображаемую преемственность с досоветской (и, шире, несоветской) историей, как процесс создания местного альтернативного видения места и времени, позволяющего акцентировать не разрыв в ходе истории, а ее непрерывность и бросить вызов установленному сверху символическому порядку. Об авторе публикации/статьи: Манжурин Е.А. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
› См. также другие статьи автора: Манжурин Е.А.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 45853 знаков (с пробелами)
УДК 94 470 571 7.045 ВООБРАЖАЕМАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СОВЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ СИМВОЛИКЕ 1953 1991 Е. А. Манжурин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики 190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16 emanzhurin hse.ru Исследуется практика использования в городских гербах и эмблемах послесталинского СССР элементов дореволюционной геральдики, что интерпретируется как попытка установить воображаемую преемственность с досоветской и, шире, несоветской историей, как процесс создания местного альтернативного видения места и времени, позволяющего акцентировать не разрыв в ходе истории, а ее непрерывность и бросить вызов установленному сверху символическому порядку. Ключевые слова СССР во второй половине XX в., отношения центра и периферии, репрезентации времени и пространства, ретроспективизм, городская символика, геральдика. Советский период развития городской геральдики обойден вниманием историков1 и остается едва ли не самым малоисследованным этапом ее развития. Несмотря на большое число официально принятых местными властями гербов и эмблем и широкое их применение в жизни города, ученые редко посвящают советским городским символам больше нескольких страниц, а то и абзацев Гавриленков, 2007, с. 5 Гречило, 1998, с. 121 142 Rim a, 2008, р. 91 92 Советский период представляется в историографии своего рода паузой в развитии символического языка российской городской геральдики, возрождение которой начинается Ефимов, 2006, с. 21 Закутнов, 2009, с. 14 Туник, 2008, с. 35 39 лишь с распадом СССР и оформлением законодательной и институциональной базы символотворчества в Российской Федерации. Не оспаривая мнения об отсутствии у авторов советских городских символов навыков создания гербов, необходимых знаний и мастерства, автор данной статьи ставит задачу показать наличие и продемонстрировать значимость в эмблемах и гербах советских городов воображаемой преемственности по отношению к их дореволюционным предшественникам и предлагает осмысление значения данной преемственности для понимания истории позднесоветского периода. В историографии определенную историческую преемственность значительного числа советских городских символов по отношению к их дореволюционным предшественникам отмечают почти все исследователи символики отдельных городов и регионов. Кратко освещено использование исторических символов в советский период Башкиров, 2008 Горолевич, 2006 Куренная, 1997 Rim a, 2008 Детально рассмотрены формы бытования в советское время исторических символов Смоленска Ражнев, 1993 При описании советской городской символики в целом исследователи обычно подчеркивают Гречило, 1998 Николаев, 2009 Туник, 2008 нарочито советский характер ее языка и утверждают модель исторического развития городских символов, в которой границы советского периода характеризуются разрывом традиций, а постсоветское символотворчество воспринимается как их возрождение. В этой статье автор демонстрирует ограниченную продуктивность этой модели в применении к советской городской геральдике. Адекватно описывая историю союзных и республиканских символов, создававшихся при непосредственном участии центра, она не позволяет учесть тот факт, что само появление городских гербов на исходе оттепели стало возможным благодаря инициативе на местах, вследствие растущего интереса к местной истории, охране локального природного и культурного наследия. Первые примеры использования исторических городских символов в качестве фирменных знаков автомобилей ЗИМ и ЯАЗ отмечаются Свирин, 1951 Шугуров 1959 уже в 1940-х гг., а начиная с 1960-х гг. новые, советские городские гербы в ходе поисков способов обозначения прошлого возвращают к жизни сотни элементов дореволюционных знаков. Утвердившееся в литературе Воображаемая преемственность 117 положение, согласно которому советские городские гербы были перегружены промышленными и идеологическими символами верно отражает ситуацию в целом, но при этом игнорируется проходивший параллельно процесс легитимации имперского символического наследия. Даже авторы щенко, 2006, с. 131, 173 отмечающие большое внимание создателей городских символов советской эпохи к символическому наследию в целом и непосредственно к дореволюционным гербам в частности, подчеркивают исключительно различие советской и постсоветской городской символики, а если и признают наличие общих черт, то настаивают на необходимости избавиться от примет советского. Помимо негеральдичности незнания и несоблюдения требований формальной геральдики, в упрек создателям советских городских символов регулярно ставится и не вполне определенный статус городского знака. Незначительный интерес к советским городским гербам и эмблемам со стороны специалистов по геральдике основан на нескольких особенностях символов этого периода. Во-первых, ряд авторов Николаев, 2009 не считают гербом знак, не утвержденный верховной властью что исключает из сферы их интересов все городские знаки советского времени. Ряд примеров, таких как существовавшая в Литовской ССР практика апробации гербов республиканской геральдической комиссией ЦКН ДКН МКРЛ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1 241 и попытки централизации герботворчества в Украинской ССР Гречило, 1996 щенко, 2003 и Латвийской ССР Гербы городов Латвии, 1969 мало известны русскоязычным авторам. С этим связано распространенное представление о гомогенности городской символики на всей территории СССР и ретроспективное проецирование представлений, сформированных на основе материала одной республики, на описание всего корпуса советских знаков и практик их создания и применения. Во-вторых, в силу негеральдичности советских городских символов ряд авторов Николаев, 2009 Туник, 2008 относит такие знаки к эмблемам2 что также исключает их из поля формальной геральдики. Наиболее интересной с точки зрения исторического исследования кажется третья особенность советских городских знаков сами практики их принятия и использования не только говорят об их проблемном геральдическом статусе, но и показывают их политическую, юридическую и социальную неоднозначность. Инициатива создания новых символов распространялась через прессу, через профессиональное общение архитекторов и художников, идея о необходимости городского знака рождалась в контактах с городами-побратимами, но всегда оставалась местным делом. С одной стороны, гербы и эмблемы воплощались в виде стел и памятных знаков, панно и мозаик на улицах города. Их изображения украшали городские праздники, печатную продукцию, товары легкой промышленности, сувениры, помещались на заводских марках. С другой стороны, ни горкомы, ни горисполкомы практически никогда3 не использовали их в официальной документации в сфере общения с более высокими эшелонами власти4 города также оставались лишенными индивидуального символа. Повидимому, подобная практика рассматривалась центром как нарушение символического порядка ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 101. Д. 662. Л. 1 и была неприемлема в советской официальной сфере, в то время как в отношении других сфер бытования городских символов центр занял попустительскую позицию. Может, эта особенность советских городских символов и ставит под сомнение их принадлежность к формальной геральдике, но для историков подобные противоречия только делают более привлекательным материал в плане исследования отношений центра и периферии, практик управления в послевоенном СССР, развития национальных и местных идентичностей, проблемы личности позднесоветского человека и его участия в жизни города и страны. Поэтому в статье анализируются прежде всего практики создания и применения городских символов, как гербов, так и эмблем, на основе рассмотрения всех знаков, разработанных с использованием языка геральдики в понимании авторов знаков утвержденных местной властью и де-факто функционировавших как символы города. Создатели этих символов были не просто внимательны к местной истории, но зачастую обращались непосредственно к их имперским предшественникам, обеспечивая воображаемую преемственность с досоветской местной историей. Еще до появления первых советских городских символов в публикациях центральной и местной прессы, призывающих к их созданию, отражение истории города практически всегда называлось Валявин, 1965, с. 3 Гранин, 1959, с. 4 Долматовский, 1963, с. 2 Песков, 1965, с. 4 одной из важнейших задач, которую они должны были решать. Отражение славного прошлого родного края фигурирует и как задача для авторов проектов в материалах конкурсов на новый герб. И около одной трети5 советских городов решали эту задачу путем обращения к своим досоветским гербам. Е.А. Манжурин 118 Знаки дореволюционного прошлого сознательно совмещались с символикой советской современности, обеспечивая такой взгляд на местную историю, согласно которому советское не противопоставлялось имперскому, а следовало ему в ходе исторического развития. Уже в первых городских гербах, принятых6 в СССР в середине 1960-х гг., отмечается обращение к историческим символам соответствующих городов и регионов. Так, один из первых советских городских знаков, утвержденный Пензенским горисполкомом в 1964 г., включает в себя основной элемент герба Пензы имперского периода три снопа. Исторический контекст подтверждает неслучайность этого выбора. По инициативе и под руководством второго секретаря Пензенского обкома Г. В. Мясникова, бывшего члена группы шелепинцев в Пензенской области была развернута масштабная кампания культурного строительства Мясников, 1985 направленная на возрождение русского духа, национального достоинства русского человека. Отсюда всё идёт, этим питается Мясников, 2008, с. 159 Поддержав идею пензенских художников ГАПО. Ф. Р2654. Оп Д.27. Л.6 о создании герба города, Мясников придал Пензе еще одну отличительную черту после герба Москвы 1924 г. это был первый официальный городской знак в РСФСР В Пензе советский герб стал не столько инструментом идеологической пропаганды достижений социалистического строительства, сколько способом восстановить утраченную традицию, увидеть культурную преемственность с досоветской Россией и возродить национальное достоинство русского человека Пример Пензы, разумеется, исключителен по масштабам и степени осмысленности программы возрождения традиций, однако практика использования своеобразных цитат из дореволюционных гербов как способа отражения прошлого была довольно широко распространена в советской городской геральдике с момента ее появления. В 1965 г. принимает свой герб Мичуринск, инкорпорируя в него основной элемент герба Козлова7 так же поступает горсовет Сум в 1988 г., а гербы Перми 1969 и Сыктывкара 1978 г. включали в себя несколько модифицированные дореволюционные знаки целиком. Неизбежным результатом такого соположения имперских и советских символов была нормализация первых, и, может быть, поэтому в КПСС неодобрительно относились к появлению гербов у советских городов. Еще более смелыми были довольно многочисленные гербы, полностью воспроизводившие дореволюционные символы8 или вносившие в них лишь небольшие изменения. Герб Саранска 1967 г. представляет собой попытку максимально использовать традиционную иконографию, адаптируя ее к советскому контексту лишь путем изобретения дополнительного уровня значения символа. Основные элементы исторического герба бегущая лиса и три направленные в нее вертикально стрелы сохраняются, но включаются в схематичное изображение лампы накаливания, где силуэт лисы спираль, а стрелы проводники тока Цвет исторического герба изменен и соответствует цветам флага РСФСР, вверху герб дополнен мордовским национальным орнаментом. Герб Таганрога 1966 г. представляет из себя не что иное, как герб 1808 г. с необходимыми идеологическими коррективами убран щиток с крестом, а якоря в четвертой четверти заменены силуэтом шестерни, в то время как три четверти оставлены без изменений И в дальнейшем города, имевшие дореволюционные гербы, легитимировали их, включая в них элементы советского символического языка, при необходимости модифицируя символы с явной религиозной или монархической семантикой. Таковы гербы Риги и Львова, принятые в 1967, а в Литве в 1966 1970 гг. восстановлены с небольшими модификациями около 20 досоветских гербов. Не имевшие старых гербов Никополь и Златоуст находят иные символы, отсылающие к дореволюционной казацкой и промышленной истории, подчеркивая тем самым непрерывность жизни города, создавая видение времени, в котором советский период оказывается в одном ряду с предшествующим. Гербовый щит в русской имперской геральдике традиционно был французской формы. Форма герба СССР, гербов союзных и автономных республик в корне отличалась от имперских и отражала стремление ознаменовать появление нового символического языка. В советской городской геральдике в первые годы ее распространения использовались самые разнообразные формы щита, знаки имитировали то форму герба республики герб-медаль Ленинакана, герб Зыряновска то форму герба Союза ССР эмблема Дзержинска иногда находили оригинальные неканонические решения гербы Златоуста, Днепропетровска, Джезказгана Однако довольно быстро выявляется тенденция использовать форму щита, отсылающую к тому или иному пониманию национальной геральдической традиции9 которая в большинстве республик СССР, не нашла отражения в офици- Воображаемая преемственность 119 альных республиканских символах. Так, в подавляющем большинстве знаков на территории РСФСР использован традиционный для Российской империи французский щит, в Украинской ССР встречается славянский тип щита, хотя в целом также преобладает французский. В Литовской ССР республиканская геральдическая комиссия рекомендовала ЦКН ДКН МК РЛ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Л. 123об. пять форм щита в зависимости от периода возникновения города, причем французский в их число не входил и в гербах городов советской Литвы не применялся. В нескольких гербах городов Коми АССР использовалась оригинальная форма щита, отсылающая к национальному орнаменту Геральдика земли Коми, 1996, с. 14 Морозова, 2007, с. 195 199 Вопрос о том, служит ли национальное своеобразие формы щита наиболее удобным способом продемонстрировать местное или же его ценность для создателей городских символов советского периода заключается именно в отсылке к национальной культуре, требует специального рассмотрения. Предварительно стоит отметить, что советские знаки, создаваемые как местные символы, вполне могли не только способствовать развитию локального патриотизма и городской идентичности, но и быть использованы10 как инструмент конструирования национальной идентичности. Включение в городские знаки национальных символов служило вызовом установленному символическому и политическому порядку, при котором национальные элементы были строго ранжированы и оформлены в ходе централизованного национального строительства. Использование национального для обозначения города, причем инициированное на уровне города, неизбежно выбивалось за рамки устоявшейся структуры. Само возникновение феномена локально создаваемых советских городских гербов и быстрое распространение этой инициативы в Советском Союзе свидетельствуют о появлении запроса на большее внимание к локальной специфике, запроса на инструменты локальной идентификации. При этом в части созданных городских символов использован лишь визуальный язык авторитетного дискурса Юрчак, 2014, с. 90 93 и они остаются его локальной проекцией, без каких-либо местных примет. И все же в большом числе новых знаков обнаружены не только яркие способы отражения локального, но и обращение в поисках альтернативного символического языка к национальным и досоветским символам. Общим для этих трех категорий локальное, национальное, досоветское является отражение попытки найти несоветские символы города. Иными словами, в рассмотренных в данной статье гербах и эмблемах выявлено общее стремление создать видения места и времени, альтернативное Beeсher, 2014, р. 1 тем, что предлагались авторитетным визуальным дискурсом. Большая часть знаков не была по своей природе ни революционной, ни подрывной по отношению к доминировавшему символическому языку. Во многих новых гербах несоветские символы сочетались с традиционными серпом и молотом, шестеренкой и колосом, колбой и атомной орбитой. Но рождавшееся в них соположение советского и местного, советского и национального и, наконец, подробно рассмотренное в данной статье сочетание советского символического языка и дореволюционного геральдического наследия меняли баланс в символическом порядке и отражали изменения в отношениях центра и периферии. Показывая ценность прошлых эпох, это соположение служило инструментом переосмысления Kozlov, 2001, р. 580 587 советского проекта, средством релятивации достижений социализма. Локальные альтернативы централизованному советскому символическому языку, в котором и союзный герб, и гербы республик говорили почти исключительно о настоящем или будущем, сознательно обращались к прошлому, обеспечивая воображаемую преемственность с досоветской историей путем обращения к символике времен Российской империи или более ранних периодов. Энтузиазм, с которым горожане участвовали в конкурсах на создание нового символа, в обсуждениях в местной прессе, огромный спрос на значки с историческими гербами говорят о растущем интересе к локальной истории, в особенности к ее досоветскому периоду. Постулируемая в гербах и эмблемах советских городов преемственность с досоветским прошлым рождает децентрализованное, альтернативное видения времени, в соответствии с которым советское настоящее и досоветская история не противопоставляются как принципиально разные эпохи, а помещаются в один временной процесс. Изучение разного видения дает историку возможность взглянуть на послесталинский Советский Союз с точки зрения сотен городов, создававших в 1960 1980-х гг. свои символы и отражавших в них свое понимание прошлого, настоящего и будущего советского проекта, отличное от того, что формировалось в центре. Е.А. Манжурин 120 Примечания 1 Речь идет не только об отсутствии монографий, до сих пор не известно даже число советских городских гербов и эмблем, и единственным подспорьем в этом вопросе служат самиздатовские каталоги коллекционеровфалеристов. См. прежде всего Кривошапка, 1993 Меликаев, 1989 1991 2 В советский период эти термины зачастую употреблялись синонимично, и в прессе того времени нередко речь идет именно об эмблемах, что, вероятно, является реакцией на неоднозначный статус герба. 3 Однако такие примеры все же были гербы советского периода использовались на бланках местной администрации в Клайпеде ЦКН ДКН МК РЛ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Л. 66 и Нижнем Тагиле Тагильский коллекционер, 2013 4 Единственным исключением являются централизованные попытки создать гербы в отдельных республиках, однако в Украинской и Латвийской ССР проекты не были реализованы, а деятельность более успешной республиканской геральдической комиссии в Литве была прекращена по устному распоряжению из Москвы. 5 Оценка автора. Доступны точные сведения лишь в отношении городских гербов Украинской ССР на основе данных, собранных и обработанных в диссертационном исследовании Я.О. Ищенко. 6 В 1964 г. принят герб Пензы и герб-медаль Ленинакана, в 1965 г. гербы Зыряновска и Мичуринска, эмблема Дзержинска, в 1966 г. утверждают свои гербы Златоуст, Междуреченск, Никополь, Североморск, Таганрог, а в 1967 г. принято свыше сорока городских символов. 7 До 1932 г. город назывался Козлов. 8 С середины 1960-х гг. имперское геральдическое наследие становится доступно широкому кругу советских граждан благодаря началу выпуска серий значков с гербами городов и губерний Российской империи. Реакцией на появление новой серии становится ажиотажный спрос, возникновение черного рынка и многочисленных новых серий с той же тематикой, в том числе подпольных. Спрос именно на исторические гербы столь велик, что вскоре выпускаются значки с более ранними версиями и проектами гербов имперского периода. См. Сметанников, 1992 9 Данный вывод основан на материалах конкурсов и соответствующих постановлениях местных властей. При изготовлении наиболее распространенной формы бытования городского герба в советский период нагрудного значка практически всегда применялся щиток французской формы. 10 Наиболее яркое подтверждение данного тезиса можно найти в работе республиканской геральдической комиссии Литовской ССР, что станет предметом отдельной публикации. См. также приведенную цитату из дневника Г.В. Мясникова. Список источников Архив Центра культурного наследия Департамента культурного наследия Министерства культуры Республики Литва далее ЦКН ДКН МКРЛ Ф. 2. Оп. 1. Д. 1 241. Валявин Д. Эмблема доблести, чести и славы Ленинградская правда. 1965. 26 июня. Гербы городов Латвии Советы депутатов трудящихся. 1969. 4 142 апр. Государственный Архив Российской Федерации далее ГАРФ Ф. 7523 Оп. 101. Д. 662. Л. 1. Государственный архив Пензенской области далее ГАПО Ф. Р-2654. Оп. 1. Д. 27. Гранин Д. А. Пусть у города будет герб Известия. 1959. 17 нояб. Долматовский Е. А. Возродим геральдику наших городов Советская культура. 1963. 28 мая. Мясников Г. В. Страницы из дневника 1964 1992 М., 2008. Песков В. М. Отечество Комсомольская правда. 1965. 4 июня. Свирин. А. Воскрешение традиций Огонек. 1951. 12. Шугуров Л. Геральдика автомобилей Юный техник. 1959. 7. Библиографический список Башкиров К. С., Штейнбах С. Ю. История и геральдика Земли Ленинградской. СПб., 2008. Гавриленков С. С. Современная московская символика исторический аспект автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2007. Геральдика земли Коми сост. Э. А. Ананьина. Сыктывкар, 1996. Горолевич И. Е. Геральдика земли Калужской прошлое, настоящее, будущее в 3 т. Калуга, 2006. Гречило А. Документи про складання еск з в герб в м ст Укра нсько РСР у пово нний час Укра на в минулому. Льв в, 1996. Вип. 9. Гречило А. Б. Укра нська м ська геральдика. Ки в Льв в, 1998. Ефимов П. И. Становление и развитие территориальной символики в Марийском крае XVIII начало XXI в. автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2006. Воображаемая преемственность 121 Закутнов О.И. Становление и развитие современной геральдической системы в конце XX начале XXI вв. на материале Нижнего Поволжья автореф. дис. канд. ист. наук. Астрахань, 2009. щенко Я. О. Нереал зован геральдичн проекти 60-х рр. XX ст. Укра нський сторичний журнал. 2003. 6. щенко Я. О. Символ ка та емблематика м ських герб в Укра н 1960 1980-х рок в XX ст. сторикоджерелознавче досл дження дис. канд. ст. наук. Ки в, 2006. Кривошапка А. И., Марков В. Л. Алфавитный каталог городов, поселков, сел губерний и областей России, СНГ, бывших союзных республик СССР, имеющих старые и современные гербы. СПб., 2002. Куренная И. Г. Летящий из глубины веков. Чита, 1997. Меликаев В. И., Сержан В. В. Каталог современных гербов городов, поселков и сел СССР. Минск, 1991. Морозова Е. И. Каждому городу иметь утвержденный герб к вопросу об истории геральдики городов и районов Республики Коми Музеи и краеведение. Сыктывкар, 2007. Вып. 6. Мясников Г. В. Отчизна в сердце нашем Из опыта идейно-воспитательной работы Пензенской областной партийной организации М., 1985. Николаев Ю.К. Историко-культурное наследие Пермского края. Официальная символика. Пермь, 2009. Ражнев Г. В. Герб Смоленска Библиотека журнала Край Смоленский 1993. Вып. 1. Сметанников И. С. История стандартных гербов Гербовед. 1992. 1. Тагильский коллекционер 2013. 3 40 URL http historyntagil.ru сolleсtion tс 040.htm дата обращения 17.07.2015 Туник Г. А. Современная российская геральдика как фактор отражения специфики Российского государства историко-политологический анализ автореф. дис. докт. полит. наук. М., 2008. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М., 2014. Beeсher D. I. Ivory Tower of Babel Tartu University and the Languages of Two Empires, a Nation-State, and the Soviet Union Abstraсt of the PhD Dissertation. University of сalifornia Berkeley, 2014. Kozlov D. The Historiсal Turn in Late Soviet сulture Retrospeсtivism, Faсtography, Doubt, 1953 91 Kritika Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Vol. 2, no. 3. Rim a E. The Heraldry of Lithuania. Vilnius, 2008. Дата поступления рукописи в редакцию 11.08.2015 IMAGINED сONTINUITY PRE-SOVIET HERALDIс HERITAGE IN THE SOVIET сITY SYMBOLS 1953-1991 E. А. Manzhurin National Researсh University Higher Sсhool of Eсonomiсs Soyuza Peсhatnikov str., 16, 190008, Saint Petersburg, Russia emanzhurin hse.ru The paper analyses how the imperial territorial heraldry was used in the Soviet сity symbols emblems and сoats of arms as a grassroots initiative in the post-Stalin USSR. On the examples of loсal сases suсh as Penza 1964 the Soviet Lithuania 1966-1970 Syktyvkar 1978 Sumy 1988 etс. the author argues that in employing imperial heraldiс elements filled with politiсal overtones, the сreators of the legally dubious Soviet сity arms tried to establish imagined сontinuity with pre-Soviet and essentially non-Soviet history in order to produсe alternative loсal visions of spaсe and time. Those visions emphasized historiсal сontinuity rather than rupture and radiсal сhange of both symboliс language and vision of time suggested by the сentrally manufaсtured Soviet visuals. сity arms сombined distinсtly the Soviet elements with symbols borrowed from pre-Soviet past, national symboliс repertoires and loсally important elements. Suсh apposition eroded the superiority of the authoritative visual disсourse and interpreted the Soviet era as just one more period in multiple loсal histories. The imagined сontinuity in the Soviet сity symbols served as an instrument of doubt and posed subtle loсal сhallenges to the сentrally designed symboliс and politiсal order. The paper s introduсtion of novel type of sourсes and its deсentralized viewpoint opens new opportunities for studying сenter-periphery relations, representations of time and spaсe, loсal and the Soviet identities and subjeсtivities in the late Soviet Union |
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |