| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Государственная символика России › : Вилинбахов Г.В. Двуглавый орел в России / 2004 | ||
Вилинбахов Г.В.
Двуглавый орел в РоссииБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Старая Ладога. Первая международная археологическая экспедиция-школа. Ученые и писатели о культуре, истории, археологии, искусстве, языке, литературе и политике. Санкт-Петербург, 2004. С. 149-180. Аннотация: Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков. Орел - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия. Образ двуглавого орла - отражение характерной симметричной структуры многих символов в государствах Древнего Востока. Древнейшее изображение двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух кроликов (?), датируется XIII веком до н. э. Об авторе публикации/статьи: Вилинбахов Георгий Вадимович (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Вилинбахова Г.В.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 116925 знаков (с пробелами)
Г. В. ВИЛИНБАХОВ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ В РОССИИ Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков. Орел - символ небесной солнечной силы, огня и бессмертия. Образ двуглавого орла - отражение характерной симметричной структуры многих символов в государствах Древнего Востока. Древнейшее изображение двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух кроликов датируется XIII веком до н. э. Оно было обнаружено на каменном рельефе в Алача-Эюке в Малой Азии и связывают его с государством хеттов. Позже изображения двуглавого орла встречаются в различных культурно-исторических регионах. На Востоке эта традиция поддерживалась в государстве Сасанидов в VI веке, в арабском мире - с XII по XIV век. Появление в Европе двуглавого орла как геральдического знака обычно связывают с Крестовыми походами. Наиболее раннее из известных в Западной Европе изображений двуглавого орла датируется 1180 годом и помещено на печати графа Людвига фон Сарвердена. В 1138-1254 годах двуглавого орла использует династия Г огенштауфенов - императоров и королей Священной Римской империи на золотых монетах Фридриха 1 Барбароссы встречается двуглавый орел черный двуглавый орел без короны на золотом поле щита изображен в сочинении Мэтью Парижского История Англии 1250-1259 в качестве герба императора Священной Римской империи Фридриха 11 сицилийские короли изображали на своем гербе двуглавого орла в 1197-1268 годах. Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орел был принят в 1434 году при императоре Сигизмунде или незадолго до него. Орел изображался черным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. Лишь в Новое время его увенчали коронами, скипетр и государственный меч поместили в правую лапу, а державу - в левую. 149 В Византии двуглавый орел как государственный знак упоминают начиная с первой половины XIV века. Правда, существуют памятники более раннего времени с изображением двуглавого орла. Но у нас нет точных данных для того, чтобы относить их к декоративным, символическим изображениям или к геральдическим знакам. Г еральдисты XVII века ошибочно относили появление двуглавого орла в Римской империи ко времени Юлия Цезаря. Существовало предание, что однажды, во время въезда Цезаря в Рим, к ногам полководца упали два коршуна, убитые парившим над ним орлом. Одержав очередную победу, Цезарь, якобы, вспомнил о том случае и принял изображение двуглавого орла в качестве своей эмблемы. Однако это лишь легенда. Бытует также мнение, что император Константин Великий после основания Константинополя IV век стал использовать изображение двуглавого орла, чтобы показать, что империя, хотя и разделившаяся, тем не менее составляет одно целое. В Византии двуглавого орла изображали на каменных рельефах и росписях Константинопольского дворца, шелковых пурпурных тканях и памятниках прикладного искусства. По свидетельству византийского историка Георгия Акрополита 1217- 1282 золотыми орлами украшали не только одежду, но и обувь императоров и придворных. Такой орнамент называли царскими орлами Тело последнего византийского императора Константина XI Палеолога, погибшего при защите Константинополя в 1453 г., турки опознали лишь по золотым орлам на сапогах. Под влиянием Византии двуглавый орел фигурировал в качестве символа государственности и независимости в Болгарии, Сербии, Черногории, Албании, Румынии. С конца XIV века изображение двуглавого орла в Византии все чаще используется на различных государственных регалиях. Потомки греческих владетельных фамилий Комнинов, Палеологов, Кантакузинов, чьи предки занимали византийский престол, сохранили в своих гербах изображения двуглавого орла и святого Георгия. На красном шелковом знамени императора Андроника 11 Старшего Палеолога был изображен золотой двуглавый орел под двумя коронами. Под его лапами два круга с монограммами Андроник Палеолог, а между головами - круг с равноконечным крестом с расширяющимися концами и подпись Iс. хе. NI. КА. 1SO В России двуглавый орел появился на великокняжеской печати Иоанна Васильевича в 90-х годах XV века. Более ранние его изображения носили случайный характер и никак не связаны с государственной эмблематикой. Например, из Гнездовского кургана происходит бляшка с изображением двуглавого орла, а из Осиповой пустыни - трехглавого датируются Х веком X III веками датируется декоративная плитка с двуглавым орлом из Василева на Днестре Северная Буковина Был двуглавый орел и среди росписей Рождественского собора в Суздале. На русских монетах двуглавый орел или фантастическое животное, похожее на него встречается на деньге конца XIV века, где вместо птичьих голов мы видим человеческие, вместо туловища - фигуру человека, и лишь крылья как у орла. 1497 годом датируется жалованная грамота - меновая и отводная с указанием границ Великого князя Иоанна III Волоцким князьям Федору и Ивану Борисовичам на волости Буйгород и Колпь. К грамоте привешена печать, на оборотной стороне которой помещено изображение двуглавого орла под двумя коронами венцами Большинство ученых считает, что двуглавый орел перелетел на Русь вместе с Зоей Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, вышедшей в 1472 году замуж за Великого князя Иоанна Использование двуглавого орла на Руси как государственной эмблемы позволипо говорить о преемственности византийской и русской традиций. В. Н. Татищев, которого называют последним летописцем и первым историком России, писал, что Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаный, с опущенными крылами и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял Публицист XVII века Ю. Крижанич считал российского двуглавого орла заимствованным из Европы, а не из Византии Царь Иван поступил нехорошо и неправильно - писал он в запале политических страстей, - А знаковиной своей сделал орла двуглавого - римский или, скорее, немецкий герб В настоящее время имеется несколько версий происхождения двуглавого орла на печати Иоанна Они могут быть сгруппированы следующим образом 1 Возникновение русской государственной печати вследствие женитьбы Иоанна на Софье Палеолог, таким образом, заимствование ее печати из Византии 1S1 вместе с гербом - двуглавым орлом 2. Результат знакомства Иоанна с элементами оформления императорской власти в странах Западной Европы, в частности, благодаря его контактам с домом Габсбургов 3. Повторение опыта южно-славянских государств, где наблюдалась византийская традиция оформления государственной власти. Появление на русских печатях двуглавого орла служило одним из внешних выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы - третьего Рима. То, что двуглавый орел рассматривапся как знаковый эквивапент верховной власти, подтверждается фактом использования этой эмблемы как Москвой, так и Тверью, боровшимися тогда за верховенство. Речь шла о наследовании имперской власти вообще. И, видимо, как акт политический, подтверждающий преемственность, следует рассматривать женитьбу Иоанна III на Софье Палеолог. В то же время в похвальном слове традиционно приписываемом иноку Фоме, упоминалось о венчании царским венцом тверского самодержца Бориса Александровича, которого называли вторым Константином а на монетах его сына чеканен такой же двуглавый орел, что и на печати Иоанна 1497 года рис. 1 Использование двуглавого орла Москвой и Тверью следует объяснять не просто заимствованием, необходимо рассматривать это явление в ряду других внешних атрибутов борьбы за власть, за ведущую роль на Руси. Рис 1 Печать Веnикого князя Иоанна 1497 года 151 Отсутствие письменных источников о появпении двугпавого орпа в качестве государственного симвопа Великого князя Московского породило разночтения в вопросе о первоначальном его цвете. Некоторые авторы считали его черным. Напомним, что черным был орел Священной Римской империи. В то же время герб Палеологов, как нами уже было показано, представлял собой золотого двуглавого орла на красном поле. При Великом князе Василии Иоанновиче изменений в государственной геральдике не было, но в это время на золотых буллах печатях 1514 и 1517 годов впервые появился титул царь Возможно, это связано с тем, что обе буллы были приложены к грамотам в первом случае - императору Максимилиану 1, во втором - гроссмейстеру Тевтонского ордена Альбрехту маркграфу Бранденбургскому. Использованием титула царь Великий князь Василий Иоаннович хотел подчеркнуть свое равенство с иностранными государями. Любопытно отметить, что германцы переводили титул царь как Empereurvum, как Kaiser. Эти две золотые буллы привешены на красно-золотых шнурках, что совпадает с традиционным цветовым сочетанием, которое использовапи последние византийские императоры. Время правления Иоанна IV Васильевича Грозного венчанного на Российское царство характеризуется усилением самодержавия, что нашло отражение в различных проявлениях его деятельности, а также в изменениях государственной печати. В 1576 году было переведено на латынь родословие русских князей, в котором излагалась теория об их происхождении от Августа и Пруса. Впрочем, в зависимости от обстоятельств упор делался на ту или иную часть предания - либо на немецкопрусскую, либо на римскую. Последняя нашла отражение в записках иностранцев. Русские хвалятся, - отмечал С. Герберштейн, - что эти братья Рюрик, Синеус и Трувор. - Г. В. происходили от римлян, от которых повел, как он Василий - Г. В. утверждает, свой род и нынешний московский государь Я. Я. Стрейс упоминал о том, что Иоанн Грозный установил свое происхождение от римских императоров, на что ясно указывает и слово царь, образованное от латинского Цезарь сaesar Об этом же говорит, в известной мере, и одинаковый герб с двойным или двуглавым орлом Ссылка на римское происхождение, по мнению Иоанна IV Васильевича, подтвер1 SЗ ждала право использования на госуАарственной печати герба в ВИАе Авуглавого орла. Он отвечал швеАСКому королю Иоанну А что писал еси о Римского царства печати, и у нас есть своя, от прароАителей наших, а Римская печать нам не Аиво мы от Августа кесаря роАством веАемся Начиная с 1539 ГОАа изменяется тип орла на печати Великого князя. Теперь он изображен с раскрытыми клювами и высунутыми языками, в геральАике такой тип называется вооруженный орел Малые госуАарственные печати Авойные кормчие были АВУХ ВИАОВ, их общее отличие от предыАущих состоит в том, что в легенду включен титул Царь На лицевой стороне печати 1569 ГОАа ОАНОГО вида - АВуrлавый орел под двумя трехзубцовыми коронами, на оборотной стороне - единорог на лицевой стороне другого - езАец, т. е. всаАНИК с копьем, поражающий Аракона, на оборотной стороне - Авуглавый орел. На золотой булле 1562 roAa впервые езАец и еАинорог помещаются в щите на ГРУАИ АВУглавого орла, причем с 1 563 ГОАа еАинорог изображается на лицевой стороне, а езАец - на оборотной. Упомянем еще и печать, приложенную к послушной грамоте 1566 ГОАа, ГАе еАИнорог нахоАится на груАи АВуrлавого орла. На печати 1577- 1578 ГОАОВ орла венчает ОАНа пятизубцовая корона, ЗАесь впервые вокруг АВуrлавого орла изображены АВаАцать четыре эмблемы земель, ВХОАИВших в состав Российского госуАарства. ПозАнее встречаются изображения АВуrлавого орла не только в сочетании с ОАНим еАинорогом, но и в композиции с восстающими львом 11 еАинорогом. Начальнический прапор конца XVII века имеет в центре белое поле, в верхних углах которого личины, изображающие солнце и луну, меЖАУ ними желтый Авуглавый орел ПОА короной, держащий в лапах символы власти Аержаву, скипетр 11 меч. ПоА этими изображениями на фоне растительного орнамента - восстающие лев и еАинорог. Следует отметить, что композиция, состоящая из коронованного АВуrлавого орла, по сторонам которого расположены солнце 11 луна месяц встречается на знамени, пожалованном в 1662 ГОАУ царем Алексеем Михайловичем в Астрахань князю Григорию Черкасскому. Такое же знамя было пожаловано в 1675 году князю Булату Черкасскому. Встречаются и знамена, на которых солнце и месяц помещены по сторонам креста на Голгофе в качестве аналогии можно указать гравированный лист конца XVll-нaчana XVIII века Распя154 т11е с Богоматерью на котором солнце 11 луна изображены по сторонам креста с распятым Христом. Учитывая, что православный крест на знаменах обозначал русское православное государство, можно говорить об однозначности композ11ц11й с 11зображен11ем солнца 11 луны по сторонам в одних случаях православного креста, в других - двуглавого орла. В Оружейной палате Московского Кремля сохран11л11сь предметы дворцового быта с 11зображен11ем двуглавого орла. Так, трон Иоанна IV Вас11льев11ча Грозного украшен резьбой по кости западноевропейской работы XVI века 11 дополнен отдельными деталями, сделанными русск11м11 мастерами в XVII веке. Спинка декорирована 11зображен11ям11 двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром 11 державой в лапах 11 восстающ11м11 единорогом 11 львом по сторонам. На передней луке арчака конца XVII века изображен двуглавый орел с единорогом 11 львом по сторонам, на задней - двуглавый орел с гр11фонам11 по сторонам. В правления царя Федора Иоанновича 11 Бориса Годунова существенных 11зменен11й русского государственного герба не про11сход11т. Можно указать лишь на то, что пр11 первом - между голов орла появляется православный крест на Голгофе с оруд11ям11 страстей по сторонам 11 не используется единорог на обеих сторонах печати на груди орла щит с ездцом а пр11 втором - на золотой печати 1602 года на оборотной стороне на гру д11 орла опять появляется единорог. Крест на госу дарственной печати являлся символом православия 11 должен был давать рел11г11озную окраску гербу государства. В XVIII веке православный крест широко использовался на русских знаменах. На знаменах иноземных полков, 11мевш11х свои эмблемы 11 надп11с11, православный крест указывап на то, что он11 служат русскому государю. Среди 11зображен11й русского герба времени Лжедм11тр11я определенный интерес представляет печать, приложенная к Зап11с11 от 25 мая 1604 года сендом11рскому воеводе Юрию Мнишеку, где ему обещается выдать, по вступпен Дм11тр11я на престол, м11лл11он польских злотых, а после бракосочетания с его дочерью Мариной предоставить ей в вечное владение государства Новгородское 11 Псковское, с разрешением свободного там богослужения по католическому 11споведан11ю На этой печати орел впервые изображен с поднятыми крыльями, под 155 тремя коронами. В связи с тем, что ездец на груди орла повернут в соответствии с западноевропейскими геральдическими правилами, можно предположить, что печать была изготовлена в Польше. Время Смуты не оставило заметного следа в развитии русской государственной геральдики. Повторялись уже известные типы основных геральдических фигур без особых изменений. Самое же раннее изображение орла с символами власти относится к 1616 году. Оно украшает две круглые бляхи зерцала, сделанного мастером Андреем Тиерманом по указанию кравчего Михаила Саблукова для царя Михаила Федоровича. До середины XVII века продолжается широкое использование печати, на которой двуглавый орел коронован двумя коронами, а между головами орла поднимается православный восьмиконечный крест, то есть сохраняется тип изображения со второй половины XVI века. Отсутствуют лишь надписи по сторонам креста. В царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича происходит целый ряд существенных изменений в изображении государственного герба. В 1625 году на так называемой Орловской воротной печати впервые двуглавый орел изображается коронованным тремя коронами. Появление третьей короны зафиксировано следующим текстом От царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси в Сибирь в Туринский острог воеводе нашему Ивану Ивановичу Баклановскому по нашему указу сделана наша печать новая, больше прежния, для того, что на прежней печати наше Государское титло описано было несполна а ныне перед прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в нашем Государском именованьи Самодержец, а что у прежней нашей печати были промеж глав Орловых слова, а ныне у новых наших печати слов нет, а над главами у орла коруна Четверть века такое изображение использовалось на малой печати двойной кормчей Изменения царского титула в 1645, 1655, 1667 годах, связанные с успехами или неудачами внешней политики России, влекли за собой изменения государственной геральдики. Первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездцом на груди коронован тремя коронами, датируется 1645 годом. Начиная с этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения. Не исключено, что 156 печати с орлом под тремя коронами могли быть вырезаны либо иноземцем Исааком Богданом, гравировавшим печать в 1656 году, либо Гомулином Андреем, выполнявшим заказы Михаипа Федоровича в 1 642 году и Алексея Михайловича в 1664 году, когда он изготовил две Государе вы печати с большими титлами Толкование российского герба впервые встречается в стихах Славянской Библии изданной в 1663 году Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, наАежду, любовь к богу являет, Криле простер, объемnет все мира конца, Север, юг, от востока аж до заnаАа солнца Простертыми крыnами АОбре покрывает Впоследствии исследователи ХIХ-начала ХХ века давали свои объяснения символики двуглавого орла. По мнению П. Винклера, он служил эмблемой нераздельности Европейской и Азиатской России. Три короны символизировали Святую Троицу или три царства Казанское, Астраханское и Сибирское К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти скипетром и державой в лапах. Впоследствии этот тип печатей использовался Малороссийским приказом. В 1654 году кованный двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской башни Московского Кремля, а в 1688 - на Троицкой или Боровицкой башнях. В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел, начиная с 1654 года, изображается с поднятыми крыльями. В 1667 году, для скрепления Андрусовского договора с Польшей, по рисунку Г. А. Благушина была сделана Большая печать с изображением на ней государственного герба. На ней орел изображен под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах. Указ О титуле царском и о государственной печати от 14 декабря 1667 года содержал официальное описание герба Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, Его царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены зна157 менующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивЕ Йшаго Государя державе и повелению на персях изображение наследника в пазноктах когтях, - Г. В. скипетр и яблоко, и являет милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя В эти же годы создаются знамена с изображением государственных эмблем. В 1666 году живописец Станислав Лопуцкий расписал царю знамя с четырнадцатью печатями разных государств. В 1669 году он же написал для Коломенского дворца на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеймы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы К этому же времени относится панегирическое сочинение Симеона Полоцкого Орел Российский В нем помещен рисунок двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и мечом в лапах, с ездцом, имеющим портретное сходство с Алексеем Михайловичем, на груди. К нему относится надпись орел черный телом таит внутри белизну скипетр в деснице Орла российского знаменует благодать меч же царский - на злых людей. Дий посылает скипетр, а Арей меч При царе Алексее Михайловиче геральдика в России получила официальное признание и развитие. В 1672 году в Посольском приказе по приказу царя Алексея Михайловича была изготовлена лицевая рукопись под названием Большая государева книга или корень российских государей Обычно ее называют Титулярник Титулярник использовали в качестве дипломатического справочника. Видимо этим и объясняется то, что кроме главного экземпляра хранится в РГ АДА были изготовлены еще две копии хранятся в Российской Национальной библиотеке и Государственном Эрмитаже Наряду с текстами в этой книге находятся портреты русских великих князей и царей, портреты иностранных государей. Титулярник 1672 года неслучайно называют первым русским гербовником. В нем помещены 33 изображения гербов царств, княжеств и земель, названия которых входили в титул русского царя. Среди них есть и изображение золотистого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой, оно сопровождается надписью Московский то есть Герб московский рис. 2 Кроме того, в нем изображено 13 гербов иностранных государств. fS8 Московское правительство решило подчинить изображение русского герба, в том числе и на государственных печатях, геральдическим правилам. С этой целью около 1673 года в Москву по просьбе царя император Леопольд I прислал своего герольдмейстера, славянина Лаврентия Хурелича Курелича Лаврентием Хуреличем в 1673 году было написано сочинение Родословие Пресвятлейших и Вельможнейших великих московских князей и прочая В Москву Родословие было послано самим автором через Рис. 2. Герб московскнi Большая государева книга нлн корень российских государей 1672 ГОД Павла Менезия в 1 67 4 году из Вены, что было зафиксировано в документах Посольского приказа. Кроме собственно родословной русских государей, от Владимира Святославича до Алексея Михайловича, и описания родственных отношений царя с девятью королями других стран, в работе Хурелича помещены портреты великих князей и царей. Портрет великого князя Владимира Святославича окружен русскими и иностранными гербами. Согласно царскому указу от 1 августа 1675 года И написав тое книгу добрым уставным письмом с золотом и с его великого государя персоною из заставицы и короны во всем против той латинской книги Перевод Родословия Хурелича был поручен переводчику Посольского приказа Николаю Скафарию и подъячему Петру Домову, которые в 1672 году составили текст Титулярника первого русского гербовника. Возвращаясь к Родословию надо отметить, что оно точно показывало цвета и фигуры русского герба в то время. Если в латинском варианте двуглавый орел изображен черным на золотом поле, а нарисованный отдельно всадник повернут налево от зрителя в соответствии с западноевропейскими геральдическими правилами то в русском варианте Родословия двуглавого орла изобразили золотым на красном поле, а всадника повернули в соответствии с российской традицией направо от зрителя. 159 С 1672 по 1675 год в Посопьском приказе было создано еще несколько книг в лицех объединенных единой тематикой, возвеличивающих царскую власть, обосновывающих ее незыблемость, проводящих идею извечности и сродства с правителями других европейских держав. Так к началу XVIII века сложился основной вариант русского Государственного герба. Однако одновременно с двуглавым орлом под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и ездцом на груди на различных регалиях встречались и другие эмблемы. Следующий этап истории России, связанный с эпохой Петровских преобразований, нашел отражение в определенных изменениях и дополнениях в русской государственной геральдике. Нововведением молодого царя Петра было помещение на груди орла портретов царя. В Эрмитаже хранится стрелецкое полковое знамя 1695 года, уникальное как своими размерами 410 х 370 так и многофигурными композициями. На одной стороне представлена сцена Страшного Суда, на другой - двуглавый орел, на груди которого в круглом щите помещены изображения восседающих рядом на двух тронах царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На крыльях орла изображены ст. страстотерпец Борис, вел. кнзь Алекс р кий, Вел кнз Всеволод, ст. мч. димитрии цревеч, Цръ и вел кнз иоан, Црь и вел кнзь Алекси Михаиловича - на одном и ст. страстот. Глеб, вел кнзь домонт, Блговер, кнзь Михаил чернегов Вел кнзь ярослав, Црь и вел кнзь Феодор Алексеевич, Црь и вел кнзь Михаилов - на другом. Аналогично изображение на знаменю Софьи Алексеевны с портретом правительницы на груди орла, датируемое 1680-ми годами. Подобное изображение Софьи в opnex было награвировано в 1689 году украинским гравером Тарасовичем. Вероятно, описанные выше портреты царей Иоанна, Петра и правительницы Софьи в сочетании с Госу дарственным гербом - двуглавым орлом имели большую идеологическую нагрузку, являясь отражением острой политической борьбы за власть. К этой группе памятников можно отнести и знамя, хранящееся в Стокгольме. Вероятно, оно принадлежало псковским стрельцам. На голубом полотнище изображен двуглавый орел под короной со скипетром и державой в лапах, на груди в овале образ святого князя Довмонта Псковского. Бесспорно, эти изображения продолжают традицию русской государственной геральдики, для которой характерно сочетание орла и ездца. 160 К концу ХVll-началу XVIII века относится целый ряд пространных композиций с изображением двуглавого орла в сочетании с родословным древом великих князей и царей России. Можно упомянуть фреску в Ильинской церкви в Ярославле. Еще при царе Михаиле Федоровиче в полки иноземного строя, состоявшие из русских под начальством офицеров-иностранцев, давались полковые знамена, на которых изображался вместо образа орел последнему иностранцы стали придавать значение русского Государственного герба. Таким образом, нанесение на знамя орла являлось признанием того, что полковник начальствует над войсками, состоящими на службе у русского царя. В клейме середине орла обыкновенно писался Государев образ на коне Именно к этому типу знамен относятся два памятника из собрания Эрмитажа, продолжающие ряд знамен конца XVII века с портретными изображениями и открывающие следующую страницу истории становления самодержавия в России. После смерти Иоанна Алексеевича в 1696 году Петр Алексеевич становится единодержавным властелином государства и, скорее всего, именно к этому времени можно отнести полковничье знамя солдатского полка, на котором изображен двуглавый орел с ездцом, имеющим сходство с Петром. На то, что это действительно изображение царя, указывает и надпись вокруг орла. Над головами орла буквы БМПД Божею милостию поспешествующий державнейший у правой головы - 8, у левой - Г великий государь под правой головой - Ц, под левой головой - И, ниже - 8К царь и великий князь на щитке справа от головы Петра - П, слева - А Петр Алексеевич под крыльями орла - 88 всея великая Буквы окончания царского титула Малые и Белыя России Самодержец не сохранились. Но если на этом знамени все-таки используется традиционное изображение ездца, то на знамени, датируемом 1700 годом, на груди орла всадник с мечом в руке имеет очевидное портретное сходство с Петром. Фрагмент подобного знамени хранится в Эрмитаже в Стокгольме, среди нарвских трофеев имеется аналогичное. Согласно шведскому толкованию, на нем изображен царь Петр 1. Следует упомянуть и Тобольское знамя, точно не датированное, из собрания Оружейной палаты. На нем изображен двуглавый орел, на груди которого клейма, на одной стороне 161 с портретом Петра 1, а на другой - с образом Святого апостола Петра. Вероятно, зто знамя можно датировать 1696-1700 годами. Позднее все чаще встречаются портреты государя на груди орла, то есть имеет место не просто персонификация образа ездца, но в связи с развитием абсолютизма, утверждением культа конкретного государя, происходит замещение прежнего абстрактного образа государя. Так, к 1708 году относится конклюзия - программа - Киево-Могилянской академии, посвященная Б. П. Шереметеву. На ней в центре наверху изображен двуглавый орел под тремя коронами, с ветвью в одной лапе и с державой - в другой, а на груди в овале портрет Петра тип Кнеллера Очевидно, двуглавого орла воспринимали и как символ государства, и как символ государя. Не случайно на гравюре Марии де Вильде Maria de Wilde, 1682- посвященной посещению во время Великого посольства 1 3 декабря 1697 года царем Петром музея Якоба де Вильде, дпя обозначения фигуры царя использовано изображение двуглавого орла под тремя коронами со скипетром и державой в лапах. В конце 1 690-х годов в государственную геральдику России вошла новая эмблема - Андреевский крест. В геральдике Андреевским крестом называется косой крест, имеющий форму Х Считается, что Святой апостол Андрей Первозванный был распят римлянами на кресте именно такой формы. Почему Петр 1 выбрал именно этот геральдический знак Существует основная версия, в соответствии с которой выбор Петра I связан с тем, что Святого апостола Андрея почитали как небесного покровителя России. Согласно древнейшей русской летописи Повести временных лет по дороге в Рим Святой апостол Андрей Первозванный посетил земли, на которых позднее образовалось русское государство. На высоком холме на берегу Днепра он установил крест и предсказал, что здесь будет великий город. На этом месте впоследствии был основан Киев. На берегу реки Волхов он установил свой посох и также предсказал появление здесь города, т. е. Новгорода. Вот как об этом сказано в летописи А Днепр впадает устьем в Понтийское море. Это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, Святой Андрей, брат Петра. Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни - устье Днепра, 162 и захотел отправиться в Рим. И проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам Видите ли горы эти На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и воздвигнет Бог много Церквей И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются, и хлещутся, и удивился им Культ Святого апостола Андрея Первозванного был распространен на Руси с XI века. Можно вспомнить и Андреевскую церковь в Киеве, заложенную великим князем Всеволодом Ярославовичем в 1086 году, и Переяславскую Андреевскую церковь, и широкое использование имени Андрей в том числе в русских княжеских домах князья Андрей Ярославович брат Александра Невского Андрей Боголюбский и т. д. Однако до Петровского времени символика святого апостола Андрея Первозванного не входила в государственную символику Руси, его образ не встречается на военных знаменах. Лишь с конца XVII века Андреевский крест прочно занимает свое место в государственной геральдике России. И очевидно, что это было связано не только с вышеупомянутой легендой, но и с тем обстоятельством, что царь Петр рассматривал святого апостола Андрея Первозванного в качестве своего патрона наряду с апостолами Петром и Павлом. Именно этим можно объяснить то, что Петр I использует Андреевский крест в качестве личной эмблемы и на знаменах, и на морских флагах. Специально отметим те случаи, когда особенно ярко проявилось замещение образа самого царя Петра эмблемой Святого апостола Андрея. После победоносного второго Азовского похода 1696 г. Петр I учреждает орден Святого апостола Андрея Первозванного. Однако точная дата учреждения ордена неизвестна. В приходо-расходных книгах Великого Посольства за 1 697 год упомянуто об изготовлении кавалерского знака для второго посла Федора Головина. По традиции он считается первым кавалером Андреевского ордена. Но как выглядел этот знак - в документах не сказано. Наиболее раннее изображение знака ордена 163 Святого Андрея Первозванного помещено на пробной полтине 1699 года цепь со знаком окружает двуглавого орла. Уже в следующем году Андреевский орден размещают на самом орле. Надо отметить большое разнообразие в сочетании различных символов в эмблеме государственного герба России. К сожалению, не сохранилось целиком полотнище полкового знамени Лейб-гвардии Преображенского полка 1700 года, очень интересное с точки зрения эмблематики. Можно различить две короны на гоповах орла, меч, обвитый лавровой ветвью. Но, пожалуй, самое интересное - это круг, составленный из двадцати шести кпейм с земельными эмблемами, к которому снизу прикреплен знак ордена Святого Андрея Первозванного, существовавшего до 1 709 года, в виде Андреевского креста с тремя орлами и короной между концами креста. На то, что он рассматривал его как орден имени своего патрона, указывают следующие факты. В статуте ордена 1720 г. говорится, что на верхних концах косого креста помещены буквы А и П, которые означают Андрей и Петр, а орденский праздник следует праздновать дважды в году, в день Св. Андрея 30 ноября и в день святых Петра и Павла 29 июня, т. е. в день именин самого Петра. В 1 707 году гвардейские полки получают новые знамена для конного строя. В центре полотнища помещен синий Андреевский крест под короной, обрамленный пальмовыми ветвями, а по краю идут бело-сине-красные треугольники. В 1712 году в русской армии вводятся новые образцы знамен. Причем полковое - представляло собой белое полотнище с золотым вензелем Петра скрещенные наискось латинские буквы Р в центре, по сторонам пальмовые ветви и сверху императорская корона. Поразительно композиционное сходство этих знамен. Конечно, можно говорить, что сдвоенные начальные буквы имени Петра 1 представляют собой кальку с имевших в то время в Европе применение сдвоенных вензелей Людовика и Карла. Однако нельзя не отметить, что скрещенный вензель Петра I представляет схему Андреевского креста. В Петровское время Андреевский крест часто изображали на груди двуглавого орла, вместо ездца. Известны три, так называемые походные печати Петра, на которых Андреевский крест помещен на груди орла, т. е. занимает место щита со всадником, поражающим копьем дракона. Такое изображение 164 государственного герба встречается и на других памятниках того времени. Например, на гравюре Питера Пикарта Граница между Россией и Швецией 1724 г. В данном случае интересно то, что Андреевский крест в подобной композиции символизирует государя, т. е. Петра, т. к. всадник на груди орла являлся символом царя. Культ Святого апостола Андрея Первозванного в Петровское время нашел выражение и в таком факте. Основание СанктПетербурга было освящено образом Святого Андрея Первозванного. При закладке Петропавловской крепости Петр зарыл в ее основание золотой ковчег с частью мощей Святого Андрея Первозванного. Другую частицу мощей этого Святого и вырезанную им самим из кости икону с изображением апостола Андрея Петр принес в дар важнейшему в жизни Петербурга того времени собору - Троицкому. Включение Андреевского креста в государственную геральдику России играло существенную роль в обозначении процесса оформления абсолютистской монархии при Петре, логически завершившемся принятием императорского титула. В связи с этим интересно отметить смысловую близость формул Святой Андрей Первозванный и Петр Первый В 1 71 0-х годах традиционный русский ездец трансформировался в Святого Георгия. В относящейся к этому времени записке Петра I говорится Сие имеет начало свое от туду, когда Владимир монарх российски свою империю разделил 12 сынам своим из которых Владимирские князи возымели себе сей герб С. Георгия но потом ц. Иван Ва. когда монархию от деда его собраную паки утвердил и короновался тог да орла за герб империи российской принял а княжеский герб в груди оного поставих Особой геральдической комиссией в составе Коnычева, графа Ф. Санти, Оnьроу, Гизена и других, учрежденной Петром 1 и окончившей свои исследования лишь при Петре 11, было решено признавать в ездце русского герба Святого Георгия. Государственная печать Петра I несколько раз меняла свой внешний вид. В конце XVII века она продолжала традицию предшествующих печатей, была дополнена изображением цепи с Андреевским крестом. Известны три, так называемые походные печати Петра, где Андреевский крест помещен на груди орла. Следовательно, здесь Андреевский крест символизирует 165 госуАаря, то есть Петра. Существует значительное количество ламятников изобразительного и прикладного искусства петровского времени, на которых можно видеть подобное изображение Г осуАарственного герба. Императорские короны изображены на Государственной печати, изготовленной в 171 О году мастером Хауптом. Вероятно, в связи с предполагавшимся введением новой печати, зимой 1709 года Т. Н. Стрешневу было поручено в приказах и нарочитых старых домех разыскать жалованные грамоты великих князей до Иоанна Грозного и осмотреть, какие в то время быпи печати московские Однако печать 171 О года просуществовала недолго. Уже в 1712 году Беккером были изготовлены две печати ОАинакового рисунка разных размеров, также с изображением императорских корон. В начале XVIII века в центре печати в щите стали изображать двуглавого орла под двумя коронами, с езАцом на груди, со скипетром и Аержавой в лапах над щитом помещалась корона, вокруг щита - цепь со знаком ордена Святого АнАрея Первозванного. В сентябре 1 7 22 года товарищем герольдмейстера графом Санти быпо составлено описание Государственного герба На Орловых грудях Георгий с золотою короною, обращен он налево вооружен и сидит на коне, который убран своею збруею с седловой приправою с покрышкою и ПОАтянут ПОАпруг ами оный Георгий держит свое копье в пасти или во рту змея черного Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле Но если в этом Указе всаАника на гербе по-прежнему называли ездцом, то среди серии рисунков гербов, представленных в мае 17 29 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так Герб Государственный по старому двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в средине большая Императорская корона - золотые в средине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный поле кругом белое, а в середине красное В высочайшем Указе от 25 февраля 1730 года ездец окончательно бып переименован в Святого Георгия. Оно было под166 тверждено и в Указе от 20 декабря 1781 года 15304 Императрица Анна Иоанновна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет. Однако следует помнить, что на практике применялись разные рисунки орла. При императоре Павле I в использовании двуглавого орла произошло существенное изменение. Указ от 5 апреля 1 797 года определил право членов императорской фамилии использовать его как свой герб. 1 О августа 1799 года Павлом 1 был подписан Указ о включении в состав Государственного герба мальтийских креста и короны. Знак ордена Святого Андрея Первозванного с герба исчез. На груди орла под мальтийской короной располагапся щит с образом Святого Георгия, наложенный на мальтийский крест. При Павле I была попытка ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года был подписан Манифест, в котором описывался этот сложный проект. На многочастном щите было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные, размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом с наметом. Эта композиция помещена на фоне мантии, которую венчает сень с императорской короной. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден. Отметим и еще одно новшество павловского времени. С той поры, когда Павел был еще наследником престола, на знамени гатчинских войск появляется изображение парящего двуглавого орла с одним поднятым и одним опущенным крылом. Впоследствии этот рисунок переходит и на знамена и штандарты полков русской армии. Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России. Изображения двуглавого орла первой половины XIX века очень разнообразны. Он мог быть под одной и тремя коронами, со скипетром и державой, ипи с венком, молниями перу167 нами факелом в лапах, с поднятыми или расправленными крыльями. Высказывалось мнение, что русский герб при Александре I подвергся французскому влиянию. Но по сути это не так. Точнее говорить о стилевой близости, общей для эпохи ампира. При Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Один тип орла с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах рис. 3 Другой тип - с поднятыми крыльями, на которых изображены титульные гербы на правом - Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом - Польский, Таврический и Финляндский рис. 4 В 1856 году в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Бернгарда в России Бориса Васильевича Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же был изменен поворот Святого Георгия на груди орла в соответствии с правилами геральдики. Несколько слов о самом бароне Б. Кене. Он закончил Берлинский и Лейпцигский университеты и стал известен как специалист в области геральдики, сфрагистики, нумизматики. По-разному оценивали его и современники, и потомки. В Петербурге он занимал различные должности, Ei частности, был управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии. Ему были посвящены следующие злые стихи Различных государств кресты На шее у него болтались, Развешанные в три ряды. Тут было все медали, знаки И даже, наконец, звезда Персидской бешеной собаки Берлинский артикулярист, Шпион по иностранной части, Как самозванный геральдист Добился он на службе власти. Рисунок Малого герба России был исполнен Александром Фадеевым и высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только дизайном орла, но и количеством титульных гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсоне168 Рис. З. Изображение госуАарственного орла, официально закрелленное при Николае 1 тиn первый Рис. 4. Изображение rосуАарственноrо орла, официально закрепленное при Николае 1 тип второй На крыльях орла изображены титульные гербы на правом - Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом - Польский, Таврический и Финnя1-Щский са Таврического и объединенным Киева, Владимира, Новгорода, на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии. 11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта гербов Большого, Среднего и Малого государственных титульных гербов членов императорской фамилии и родового герба императора. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности было утверждено одним актом 31720 сто десять рисунков, налитографированных А. Беггровым Чертежи и рисунки, принадлежащие к XXXII тому второго Полного собрания законов. 1857, лл. 26-135 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления. Вслед за этим появилась целая серия актов, устанавливающих новые образцы орлы с поднятыми кверху крыльями на всех предметах обмундирования военных и гражданских чинов военного ведомства 31890, 1857, Мая 29, рис. 1-Х чинов ведомства путей сообщений и публичных зданий 32108, 1857, Июля 25, рис. 1 чинов морского ведомства 32128, Июля 31, рис. 1 рисунка печатей для войск и управлений военного ведомства 32207, 1857, Августа 30, рис. 1 морского ведомства 32306, 1857, Октября 21, рис. 1 рисунка формы орла на эполетах и погонах адмиралов и генералов морского ведомства 32546, 1857, Декабря 12, рис. 1 рисунка формы флотского герба на киверах денщиков, которым положена флотская арматура 32547, 1857, Декабря 12, рис. 1 Тогда же появилась и первая почтовая марка с двуглавым орлом. По поводу нового образца Государственного герба сразу возникло много споров. Были сторонники нововведений барона Б. В. Кене, были и страстные противники его реформы. Мнение о гербе высказали Великий Князь Константин Николаевич и митрополит Филарет. С 1856 года до конца Российской империи дизайн государственного орла в основном сохранился без изменений. 24 июля 1882 года император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого герба Российской империи, на котором быпа сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, был изменен цвет императорской короны с золотого на серебряный. 170 J,OJ с с.ft A. - г.JсL VOfQG t -t.Hbl I, с - р l Jft Ц 10 С, L е, g Н i.я, U.л-1.11сJ amop. сА., 1.е fц.анё ра. Ш Рис. 5. Малын герб Империи, Высочайше утвержденный в январе 1895 года Окончательное высочайшее утверждение рисунка Большого герба Империи произошло 3 ноября 1882 года, а Среднего и двух вариантов Малого герба - 23 февраля 1883 года. В 1891 году к титульным гербам был добавлен герб Туркестана. А в январе 1895 года было Высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарnеманем рис. 5 Последний по времени акт - Основные положения государственного устройства Российской империи 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба. 171 После Февральской революции 1917 года, по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств, в которое 13 марта влилась комиссия при Исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов. При этом органе была создана подкомиссия для разъяснения вопроса о государственном гербе. Товарищами председателя подкомиссии Максима Горького были известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих. Среди членов подкомиссии были художник И. Я. Билибин и геральдист В. К. Лукомский. Подкомиссия приняла решение о возможности использовать изображение двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного всех символов власти двуглавого орла на печати Иоанна Естественно, что не было на нем ни титульных гербов, ни образа Святого Георгия, ни скипетра и державы в лапах. Такое изображение продолжало использоваться и после Октябрьской революции вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года. После этого снятие и уничтожение двуглавых орлов приняло массовый характер. В связи с принятием декрета Совнаркома от 12 апреля 1918 года В. И. Ленин запрашивал Исполняющего обязанности Народного Комиссара по делам имуществ Республики П. П. Малиновского Почему, вопреки постановлению СНК не начаты в Москве работы 1 по хорошему закрытию царских памятников 2 по снятию царских орлов Одними из последних были сняты двуглавые орлы со Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен Московского Кремля в сентябре-октябре 1935 года. Это было сделано в соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП б от 22 августа 1935 года, к празднованию 7 ноября. В годы Гражданской войны геральдика воюющих сторон строго поляризовалась. Интернациональная, лишенная национальных традиций геральдика РСФСР и Красной Армии противостояла менее монолитной, разнообразной, но уходящей корнями в российские знаковые системы геральдике Белых армий. Были, конечно, и исключения из правил. Так, на красном полотнище 1-го Черняевского Советского полка был изображен золотой двуглавый орел без атрибутов, восходящий к изображению на печати Временного правительства. Конечно, после 1918 года подобных геральдических смещений уже не происходило. Белое движе171 н11е не имело единой с11мвол11к11, хотя 11 можно отметить некоторые общие тенденц Как правило, белые 11спользовал11 белос11не-красную гамму цветов шевроны на рукавах гимнастерок 11 френчей, ленточки наград, оформление знамен Орлы чаще 11зображал11сь без атрибутов. С окончанием Гражданской войны двуглавый орел, казалось, навсегда прекратил свой полет над Россией. Семь десят11лет11й нельзя было даже представить, что 11стор11ческ11й герб Росс вернется в отечественную государственную геральдику. Однако уже 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло Постановление о создан Государственного герба 11 Государственного флага РСФСР. Для проведения этой большой 11 сложной работы была образована Правительственная ком11сс11я, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете М11н11стров РСФСР организовал работу круглого стола под руководством председателя Комитета Р. Г. П11- хоя. В этой работе пр11нял11 участие спец11ал11сты 11з Москвы 11 Ленинграда, народные депутаты, представ11тел11 м11н11стерств 11 ведомств, художн11к11. В декабре 1990-феврале 1991 года было проведено три заседания, на которых обсуждались генезис 11 эволюция 11стор11ческ11х государственных символов 11 вырабатывалась концепция государственной с11мвол11к11 Росс При обсужден этих академ11ческ11х вопросов иногда шли достаточно горячие дискусс рассматр11вал11сь многочисленные проектные р11сунк11, поступ11вш11е 11 поступавшие в адрес Ком11сс 11 Комитета по делам архивов. Уже на первом заседан были сформулированы три направления в подходе к решению поставленной задачи 1 сохранить соц11ал11ст11ческую, классовую с11мвол11ку, лишь слегка модернизировав ее 2 создать совершенно новые символы, не связанные н11 с 11стор11ческой, н11 с соц11алист11ческой трад11- ц11ей 3 вернуть 11стор11ческ11е символы. После всестороннего обсуждения первые два направления были отвергнуты как несостоятельные теорет11ческ11, а граф11ческ11 неудачные. Второе направление было обречено на неудачу прежде всего потому, что в советское время геральдике, как научной дисц11пл11не, 11 геральдическому искусству не уделялось достаточного вн11- ман11я. Особенно это относится к так называемому геральдическому художеству которому не обучали н11 в одном художественном учебном заведен страны. Были утрачены 173 прекрасные традиции русских герапьдических художников, таких как Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. В силу этих причин большинство представленных проектов были слабыми с художественной точки зрения, бедны идеями и символическим языком. Вопрос о возвращении исторических государственных символов России всесторонне обсуждался на каждом заседании круглого стола Предложение о восстановлении бело-синекрасного полосатого флага практически не вызывало возражений, и небольшая дискуссия возникла лишь в связи с предложением изменить ширину полос, что было отвергнуто. По вопросу о возвращении двуглавого орла в качестве Госу дарственного герба России было больше споров и возражений. Оппоненты видели в нем лишь эмблему Российской империи, монархический символ, который, как они считали, не имеет будущего и который не примет народ. Однако шаг за шагом участники круглого стола продвигались в разрешении возникавших сомнений, добывали все новые факты, доказывающие более широкий и глубинный смысл этого символа, его универсальность, выдвигали аргументы в пользу признания за двуглавым орлом права вернуться в Россию в качестве Г осу дарственного герба. Почти 500 лет назад двуглавый орел стал символом российской государственности. Он представлял и Великое княжество Московское, и Московское царство, и Российскую империю, и Российскую республику. В конечном итоге круглый стол выработал предложения, которые и были представлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР в качестве Государственного флага РСФСР принять бело-сине-красный флаг, а Государственного герба РСФСР - золотого двуглавого орла на красном поле. Материалы круглого стола были опубликованы в различных периодических изданиях. Герасимова Н. Двуглавый орел взгляд справа и слева Ленинские искры. 12. 21 марта 1991 г. Корякин Р. Двуглавый орел прерванный полет Союз. 13. Март 1991 г. Монахов В., Сап рыков В. Герб и флаг какими им быть Народный депутат. 1991. 5 Двуглавый орел снова в полете Какой быть государственной символике России Родина. 1991. 5. С. 44-47 Однако все же нельзя сказать, чтобы работа круглого стола и Правительственной комиссии привлекла к себе большое внимание прессы. 174 Рассмотрев на своем заседании в марте 1991 года представленные предложения, Правительственная комиссия приняла решение не торопиться с внесением предложений Совету Министров и Верховному Совету РСФСР об изменении государственной символики в период предвыборной борьбы за пост Президента России. Однако политические события в нашей стране 19-21 августа 1991 г. ускорили смену государственной символики. Всем нам памятны эти дни, пролетевшие как одно мгновение, подарившие одним - надежды и восторг победы, другим - отчаянье и горечь поражения. Уже 19 августа над Белым домом в Москве и у Мариинского дворца в Ленинграде реяли бело-сине-красные полотнища. 22 августа было подписано Постановление Верховного Совета РСФСР Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР в котором говорилось До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации Видимо, из-за спешки в текст попала серьезная ошибка. Государственный флаг бып назван национальным. 25 августа за подписью Председателя Совета Министров РСФСР И. Силаева была разослана правительственная телеграмма, содержавшая краткое положение о Государственном флаге РСФСР. Так, правильно, в телеграмме был назван бело-сине-красный флаг. Тогда же, в конце августа и сентябре, состоялось несколько встреч в Министерстве культуры РСФСР некоторых участников круглого стола представителей Министерства, Росархива, Отдела культуры Правительства. На этих встречах готовились материалы и предложения по новому Государственному гербу. Одновременно рассматривалось несколько проектов герба. Состоявшееся позднее совместное заседание коллегий Министерства культуры и Росархива выбрало из отобранных ранее проектов два дпя представления Правительству. 31 октября или 1 ноября 1991 г. Съезд народных депутатов России принял поправку к Конституции. Была изменена статья, описывающая Государственный флаг. Стало очевидным, что вслед за решением вопроса о Государственном флаге будет решать175 ся вопрос о Государственном гербе. В печати развернулась полемика, направленная против двуглавого орла. Например, одни предлагали в качестве герба журавля Чулаки М. Герб Гимн Флаг Известия. 2 октября 1991 г. другие - ездца Белецкий С. Под крылом двуглавого орла Невское время. 89. 30 июля 1991 г. он же. Каким быть гербу Российского государства Невское время. 19 октября 1991 г. третьи - медведя. 19 декабря 1991 г. на заседании Правительства РСФСР под председательством Президента вопрос о Государственном гербе был рассмотрен. Были одобрены два предложенных варианта, которые направили на доработку. На следующий день впервые официальные проекты были опубликованы. Эти публикации вызвали новую волну нападок на идею восстановления двуглавого орла в качестве Государственного герба. Назовем статью Б. Родионова Может ли быть гербом Российской Федерации двуглавый орел, хотя и подобрее Известия. 28 декабря 1991 г. и предложение В. Похлебкина сделать гербом изображение медведя, высказанное в статье И даже добрый орел есть символ царей и империй Известия. 21. 27 января 1992 г Уже в марте Геральдическая служба Российской Федерации представляла на слушаньях в Верховном Совете России проекты Государственного герба. В результате обсуждения было рекомендовано продолжить работу над пр9ектом герба совместно с Комиссией по культуре Верховного Совета. Во время обсуждения проектов многие депутаты предлагали дополнить изображение орла коронами, скипетром, державой и московским гербом. На протяжении 1992 и 1993 годов работа по созданию Государственного герба России осуществлялась совместно Геральдической службой и Комиссией по культуре Верховного Совета. В ходе подготовки к очередному Съезду в конце ноября 1992 года Верховный Совет обсудил и одобрил предложенный Секретарем Конституционной Комиссии Верховного Совета О. Румянцевым проект новой редакции ст. 180 Конституции Российской Федерации Государственный герб Российской Федерации - черный двуглавый орел в золотом щите, коронованный двумя коронами, над которыми находится третья, такая же корона в большем виде государственный орел держит золо176 тые скипетр и державу, на груди орла находится исторический Московский герб Это олисание представляло собой несколько сокращенное описание Ма11ого герба Российской империи образца 1856 года с изъятием описания титульных гербов на крыльях и цепи со знаком ордена св. Андрея Первозванного. На очередном Съезде народных депутатов в начале декабря того же года при голосовании это предложение не набрало нужного числа голосов. Стало очевидно, что работу необходимо продолжать на пути поиска компромисса между вариантами, предлагаемыми Правительством на красном лоле золотой двуглавый орел без корон, скилетра, державы, Московского герба и делутатами черный двуглавый орел с тремя коронами, скилетром, державой и Московским гербом на золотом лоле К маю 1993 года Геральдическая служба лодготовила новый рисунок герба, который был согласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Конституционного совещания. Однако дальнейшие бурные политические события задержали решение вопроса о Государственном гербе Российской Федерации до ноября 1993 года. 16 ноября Президентом Российской Федерации было подписано Распоряжение О разработке проекта Государственного герба Российской Федерации Этим Распоряжением была создана комиссия, которая должна была подвести итог трехлетней работы и представить Президенту проект Указа о Государственном гербе, его описание и его изображения, разработанные на основе российской исторической символики. В течение двух недель комиссия, которую возглавил главный государственный архивист Р. Г. Пихоя, провела несколько заседаний и пресс-конференцию, на которой был представлен проектный рисунок герба работы художника Е. И. Ухналева. А к 30 ноября был подготовлен и проект текста Указа, который был подписан Президентом России Б. Н. Ельциным в тот же день. Таким образом, с 30 ноября 1993 г. в России Государственным гербом вновь стал двуглавый орел. Официальное описание герба гласит Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите над орлом - три исторические короны Петра Великого над головами - две малые и над ними - одна большего размера в лапах орла - 12. Стара.- Ладога 177 скипетр и держава на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона Накануне референдума по новой Конституции, 11 декабря 1993 г. были подписаны также Указы Президента Российской Федерации о Государственном флаге Российской Федерации и Государственном гимне Российской Федерации, а 15 февраля 1994 г. Указ О штандарте флаге Президента Российской Федерации Таким образом, и статус бело-сине-красного флага был закреплен. В принятой в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации не дано описание герба и флага. В соответствующей статье 70 сказано, что их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Подготовка этого закона была осуществлена геральдической службой вместе с Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации. Весной 1994 года проект был готов и направлен в Государственную Думу. Обсуждение законопроекта прошло в Государственной Думе в конце 1994 года, но он не был принят. При этом был предложен альтернативный проект, восстанавливавший с небольшими изменениями Герб РСФСР и Флаг СССР. Но этот проект тоже не прошел. Очередное безрезультатное обсуждение законопроектов прошло в Думе в начале 1998 года. В декабре 2000 г. сначала Государственная Дума, а затем Совет Федерации приняли законы о государственных гербе и флаге. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал эти законы. В соответствии с Федеральным Конституционным Законом о Государственном флаге Российской Федерации, принятым Государственной Думой 8 декабря, одобренным Советом Федерации 20 декабря и подписанным Президентом В. В. Путиным 25 декабря 2000 года 1 - ФКЗ Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 3 Статья 1 В соответствии с Федеральным Конституционным Законом о Государственном гербе Российской Федерации, принятым Государственной Думой 8 декабря, одобренным Советом Федерации 20 декабря и подписанным Президентом В. В. Путиным 178 Рис. 6. Государственный герб Российской Федерац утвержденный Федераnьным Конституционным Законом о Государственном гербе Российской Федерации 25 декабря 2000 года 25 декабря 2000 года 2 - ФКЗ Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона Статья 1, рис. 6. Итак, тысячелетний путь, который прошли символы Руси и России, привел к возрождению исторически традиционных государственных эмблем. Важно, однако, что в течение многих столетий эти эмблемы изменяли свое содержание. Первоначально и герб, и флаг были собственностью глав различных политических образований - княжества, царства, империи. Вспомним 179 еще раз закон Российской империи об этих эмблемах государственные герб и флаг относились к внешним правам и пр им уществам русского самодержца Февральская революц я 1917 года сделала их достоянием общества, и в сфере государственной геральдики покончив с пережитками феодализма и сренневековья. Жизнь республиканских символов в 1917 году была более чем краткой. В эйфории победы над самодержавием бол1, wевики упразднили символы, имевшие многовековую историк и ввели символы не осуществившейся утопии - серп и молст в качестве герба и красный флаг. Возвращение к исторической символике - это не тольк, призыв к консолидации общества, его примирению, встрече с, своим прошлым. Это одновременно и призыв к разумной, ко - структивной, напряженной и повседневной работе во славу Отечества и во благо каждого из его жителей. Хотелось бы надеяться, что Российская Федерация окажется достойной тех символов, под которыми жили многие поколения наших предков. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Вилинбахов Г.В. Двуглавый орел в России (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |