ЗМЕЙ В ГЕРАЛЬДИКЕ И НАРРАТИВАХ
ОДНОГО ГОРОДА
ТАИСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ХЛЫБОВА Московский государственный психолого-педагогический университет
Российская Федерация, 121500, г. Москва, пос. Рублево, ул. Василия Ботылева, д. 31
Аннотация. Автор рассматривает проблему интерпретации традиционных сюжетов в условиях информационной революции конца ХХ - начала XXI в. на примере
топонимических преданий о белорусском городе Пружаны, включающих международный мотив проглатывания изрыгания ребенка змеем.
Пружаны - полиэтнический и многоконфессиональный городок на западе Белоруссии,
история которого связана с польской королевой Боной - представительницей миланских
правителей Сфорца, герб которых стал прообразом герба Пружан. Геральдическая картинка на гербе - змей, проглатывающий изрыгающий ребенка,- стала текстопорождающей. Нарративы, объясняющие название города, включают мотивы, связанные со змеем,
или обыгрывают известные змееборческой сказке и другим жанрам фольклора сюжеты.
Топонимические предания, записанные в Пружанах и окрестностях в XXI в., трансформировались под воздействием различных исторических и геополитических обстоятельств,
изменявшихся ландшафтных особенностей территории. Герб со змеем, появившийся в конце XVI в., в конце XVIIIв. был заменен другим, затем дважды возвращался. Дискретность
геральдической традиции, наряду с вероятным полиэтническим культурным влиянием, сказалась и на сюжетно-композиционной устойчивости топонимических нарративов, которые либо активно эксплуатируют змееборческий сюжет, либо обходятся без него.
Пружаны в соответствии с преданиями получили свое название благодаря утонувшей
проглоченной змеем Прузаны Пружи, Прузы мифологической дочери королевы Боны, или,
по другой версии, были построены на месте обмелевшей после проклятия ее королевой реки.
Изменения в сюжете коснулись его идейных основ согласно новой интерпретации,
восходящей к официальному толкованию итальянского герба, а вслед за ним и пружанского, змей не глотает, а изрыгает ребенка из своей пасти, спасая его. Данная интерпретация, представленная в СМИ и книжных обработках легенды, также находит
продолжение в устной традиции.
Ключевь,е слова змей, геральдика, герб, Пружаны, Бона Сфорца, нарративы.
змей в мировой культуре представлен
не только как амбивалентный, но и как
поливалентный символ это воплощение
женского плодородия и мужской оплодотворяющей силы, податель жизни и ее губитель, аллегория лекарств, облегчающих
страдания, и яда, причиняющего их он
связан с мудростью, с одной стороны, и коварством - с другой. Данная особенность
повлияла, в частности, на традиционные
нарративы о змее, видоизменяя их по двум
противоположным направлениям или
вплетая нехарактерные для первоначального текста мотивы. Так произошло с топонимическим преданием о городе Пружаны, в герб которого входит змей уж
Районный центр Республики Беларусь
Пружаны расположен в 89 км к северовостоку от Бреста. Находится он на слиянии рек Муха и Вец, которые и дали
здесь жизнь Мухавцу, правому притоку
Западного Буга. Заселялась территория,
по данным археологии, в ХП-XIII вв. Город, вернее, Прушанская волость впервые
упоминается в летописи под 1433 г.1 Этот
год ныне считается официальной датой
основания города. С 1487 г. летописи сообщают и о самом населенном пункте под
разными названиями - то Добучин, то
Пружаны Регионы Беларуси 2009, 288
Название Пружаны интерпретируется
исследователями по-разному. Оно связывается с просом - якобы основной
сельскохозяйственной культурой региона. Довольно реалистичной на первый
взгляд выглядит версия, предложенная
польским писателем и историком XIX в.
Юзефом Крашевским. Согласно ей, город
был основан балтским племенем пруссов,
которые переместились на эту территорию, уходя от нашествия крестоносцев.
Отсюда и исторически менявшееся название - Прусы, Прусяны, Прушаны,
Пружаны Церахава 2004, 6 Толкование,
которое вошло в этимологическую литературу, возводит название к слову пруд
соответственно Пружаны - те, кто живет у пруда, на берегу пруда Siownik 1888,
110 Пружаны i ваколiцы 2013, 5
Однако на мифологию города оказали
влияние иные исторические и географические обстоятельства, которые связаны с его пограничным между Польшей
и Россией положением. В XVI в. король
польский и великий князь литовский Сигизмунд I Старый подарил своей жене,
Боне Сфорце, Кобринское княжество,
в состав которого входили Пружаны. Это
был торговый и хозяйственно-экономический центр того времени, где находился
королевский или княжеский двор - место отдыха князей Кобринских и великих
князей литовских во время их забав -
охоты в Беловежской пуще.
Бона Сфорца Сфорчия 1493-1557
личность довольно известная в европейских королевских кругах того времени,
в жилах которой текла кровь Медичи
и Борджиа, была представительницей
Миланского двора - дочерью герцога
Миланского Гиано Джано Галеацо Сфорца. После смерти Боны Пружаны достаются ее дочери - Анне Яrеллонке, жене
Стефана Батория. В память о своей покойной матери Анна в 1588 г. даровала Пружанам магдебургское право, городскую
печать и герб княжеский привилей обеспечивал независимость города от феодальных повинностей, определял самоуправление и существование собственного суда. Через год, в 1589 г., племянник
Яrеллонки - король польский и великий
князь литовский Сигизмунд III Ваза -
документально подтвердил эти привилегии города, несколько изменив лишь герб.
Герб Пружан повторял герб рода миланских правителей Сфорца, который
выглядел следующим образом на серебряном фоне щита был изображен
огромный голубого цвета крылатый змей
в золотой короне, в пасти которого находился наполовину проглоченный изрыгаемый червленый ребенок. На гербе
Пружан изображен, скорее, уж, а не змей,
нет крыльев, но он в короне. По законам
геральдики гербы разных родов и городов не могли повторять друг друга, к тому
же изображение змея в короне - символа
суверенитета правителя - по отношению
к Пружанам было не совсем ясным. Корона переносится с головы змея на щит.
Несмотря на то что Пружаны через
какое-то время были лишены магдебургского права и статуса города, герб за местечком сохраняется до 1795 г., т. е. до
третьего передела Польши, когда Пружаны вошли в состав Российской империи.
Пружанам был возвращен статус города,
а польско-католическая символика была
заменена новой. Город значился административной единицей Гродненской губ.
и включал в свою геральдическую картинку две символические фигуры - Погоню всадника с копьем - знак Великого княжества Литовского и Зубра - знак Гродненской губ. В 1845 г. эта эмблема была
изменена в герб вошла ель с висящим на
ней охотничьим рогом, что указывало на
связь Пружан с Беловежской пущей, а со
временем на нем опять появляется изображение одного из основных объектов охоты
в пуще - зубра. Беловежская пуща в это
время находилась во владении российских
императоров, а Пружаны стали привалом
114 1 По старым данным - под 1463 г., поэтому 525-летний юбилей города отмечался в 1988 г.
державных охотников Городские поселения 1861, 72
В 1921 г. в соответствии с мирным Рижским договором территории Западной
Белоруссии, в том числе Пружаны, отходят Польше. Правительство Пилсудского возвращает городу герб XVI в. - ужа
с наполовину проглоченным ребенком,
при этом герб обрамляется двумя пальмовыми ветвями - знаком триумфа, а цвет
фона меняется с серебристого на зеленый.
В 1939 г. соответствующие территории
были присоединены к Советскому Союзу.
Но геральдические изыски не в моде того
времени, а тем более послевоенных лет,
поэтому о гербе города никто не думал.
До 1988 г., когда город отмечал свой
очередной юбилей, герба как такового не
существовало. В этот год появляется символический знак города - зубр под елью.
В 1997 г. местные власти провели конкурс
на лучший герб. Победителем стала картинка, на которой щит, поделенный на
три части, содержал старое изображение
змея ужа с ребенком, летящего аиста -
распространенной птицы этих мест -
и глиняного кувшина-горлача Пружаны
были центром гончарного промысла На
щите находилась корона, напоминающая
крепость с зубцами, по бокам щита - букеты, состоящие из цветов и колосьев злаковых культур, что связывало новый герб
с гербом СССР и БССР. Но герб, перенасыщенный символикой, 21 декабря 1998 г.
был заменен самым старым, изначальным
изображением - гербом, дарованным
принцессой Анной, связывающим историю западнобелорусского городка с историей Италии. Он утвержден Пружанским
райисполкомом решением 1214 от
20 октября 1998 г. и внесен в гербовый
матрикул Республики Беларусь 21 декабря 1998 г. под 31. На современном
гербе Пружан - голубой коронованный
змей с ребенком в пасти об этом см. Пружаны i ваколiцы 2013 Зелевiч 2008
Пракаповiч 2008
Несмотря на все драматические хитросплетения, историческая память победила и город вспомнил свои символы, возникшие более 400 лет назад и официально
просуществовавшие в общей сложности
225 лет с 1588 по 1795 г. и с 1921 по 1939г.
но на деле никогда не забывавшиеся
и сохранявшиеся и в устной памяти народа, и в письменных источниках.
В этнографической литературе неоднократно упоминается записанный польским фольклористом М. Федоровским
рассказ жителя д. Дварчаны Гродненской
губ. Александра Савицкого о Пружанах Палешукi паказваюць, што Мухавец
колiсь бы не на жарты вялiкi. Так гэта
крулева Бона наманула, канешне, тамака
залажыць места, дый то нiб кi i паехала,
узя шы з сабой дзiця сваё. Прыязджае пад
Мухавец, а на ём бы мост надта благi,
дый то як з ехалi, так i звалiлiся ваду.
А у той вадзе бы нейкi змей, дый то зxan
тое дзiця, дый глыну Так яна закляла яго Каб гэты Мухавец зыйшо на мiзiнны палец I толькi на гэта выйшла, бо летку,
як падчас добра прыпячэ, то й зусiм высыхае. Потым усе ж Бона залажала месца i
назвала Пружаны цит. по Малышэускi
1988 А назвался город так, поскольку река стала пружнай 2 - дробнай
пустой Там же
Некоторые тексты рассказывают, что кормилица, державшая на руках ребенка
владельцев, случайно выбросила его в р.
Муху и что река пожрала pozrala ребенка. От этого будто бы и Добучин стали называть Пожарала, переиначенный потом
в Пружану Живописная Россия 1882,
202
Рассказы о Пружанах часто упоминаются в различном контексте и в современных СМИ Давным-давно через болота,
которых тут до осушения было великое
множество, пробиралась женщина с ребенком на руках. Вдруг из болота выскочил змей, схватил младенца и проглотил
его. Несчастная мать построила в этом
месте церковь, а вскоре здесь образовался
целый город. Поскольку ребенка звали Пружаной, то город и получил сходное название Анатолий Гурин. СБ. 14.01.2006
Таким образом, тексты либо связывают
название с именем собственным мифической дочери королевы Боны, либо объясняют с помощью иных этимологических
моделей пружны - мелкий, обмелевший, пажарла - от пажэрцi - жрать,
пожирать, поедать
Устная повествовательная традиция, поддерживаемая краеведческой
литературой и современной прессой,
2 По-видимому, польское pr6zny - пустой, порожний.
вдохновляемая вниманием, которое уделяется ныне этнографическим и фольклорным текстам исторического содержания, сохранила и всячески разнообразила
топонимическое предание По берегу Мухавца гуляла дочка князя.
Ее звали Прузана. Вдруг из воды вылезла огромная змея и проглотила девочку.
В память о ней город назвали Пружаны Самозапись Жила когда-то в наших местах княгиня. И было у нее две дочери - Ружана
и Пружана. Одну дочь - Пружану - укусил вылезший из воды змей, и она умерла.
И поэтому город назвали Пружаны Зап.
от И.К. Дубинской, 1966 г.р., г. Пружаны.
1999 г. 3
Некогда жила графиня в наших местах. У нее было две дочки, одну звали
Пружа, а вторую Роза. Проезжали они
в карете по мостику через речку Мухавец. Мост был дряхлый, карета тяжелая упала в речку, где девочки утонули.
В их честь назвали один город Пружаны,
а второй рядом по соседству - Ружаны Зап. от Л.Л. Каменец, 1962 г.р., д. Новые
Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская
обл. 2010 г Некогда жила графиня в наших местах. У нее было две дочки, одну звали
Пружа, а вторую Ружа. Вот она им наделила по имению одной Пружаны, а второй рядом по соседству Ружаны Зап. от
Н. Н. Адамонис, 1979 г. р., д. Новые Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская обл.
2010 г Жила королева Бона в наших местах.
У нее было две дочки, одну звали Пружа,
а вторую Ружа. Вот однажды кормилица
возвращалась с прогулки с одной из девочек, через мост реки Мухавец в то время
она была очень глубокая Мост был дряхлый, карета пошатнулась и упала в речку,
девочка утонула. За это королева прокляла речку в нашем городе, и она стала такой мелководной, а город назвала в честь
своей утонувшей дочки - Пружаны Зап.
от Н.В. Младеновой, 1968 г.р., д. Новые
Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская
обл. 2010 г Жила королева Бона в наших местах,
у нее было две дочки. Одну звали Пружа,
а вторую Ружа. В то время река Мухавец
контурами и видом своим была похожа на
огромную змею. С одной из девочек кормилица отправилась на прогулку по речке
в лодке. Девочка сидела на одном краю лодки, а кормилица на другом. Лодка пошатнулась, девочка упала в речку, спасти ее
не удалось. Вот поэтому все люди стали
говорить, что змея проглотила ребенка.
Поэтому такой символ у нашего городФ Зап. от М. С. Младеновой, 2000 г. р., д. Новые Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская обл. 2010 г Я только знаю, что жила какая-то
графиня, было у нее две дочери. По-моему,
их звали Рузина и Прузина. Как-то гуляли
они в парке, там их укусила змея, и они
умерли. В честь их назвали один город
Пружаны, а другой Ружаны Зап. от Анастасии Юрьевны Стасюк, 1993 г.р., д. Новые Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская обл. 2010 г Я что-то слышала, что у короля были
две дочки, их звали Пружа и Анна. Они
как-то пошли гулять и погибли. Вот из их
имен и получилось название Пруж-ан-ы Зап. от О.А. Драчевой, 1994 г.р., д. Новые
Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская
обл. 2010 г
Местная нарративная традиция являет
пример развития и циклизации различных сюжетов, установления связи между
ними. Рассказы демонстрируют связь этиологического текста со своеобразно интерпретированным близнечным мифом
рядом с Пружанами обязательно упоминается находящийся в 45 км от него городской поселокРужаны, известный с XV в., -
в прошлом резиденция канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги.
Созвучие названий, по-видимому, обусловило развитие сюжета - соответственно в текстах вместо одного ребенка
появляются две сестры.
Предания не всегда соотносятся с геральдическим изображением - змей
в соответствующих рассказах может и не
упоминаться, ребенок же в них всегда погибает, и в его честь город получает свое
наименование. Возможно, дискретность
геральдической традиции повлияла на
сюжет, исказив древнейший рассказ, который сохранил только представление
о гибели ребенка. Не исключено, что
3 Здесь и далее полевые записи кроме специально оговоренных случаев сделаны автором
116 статьи и хранятся в его личном архиве.
изощренное сознание нынешнего носителя традиции, воспитанного на литературе, воспринимает змея на гербе как метафору реки, в которой тонет ребенок. Это
тем более вероятно, что изображенный
на гербе извивающийся змей уж голубого цвета действительно напоминает реку.
Мифология города развивалась в полном соответствии с особенностями местности - заболоченными территориями, осушение которых осуществлялось
в ХХ в., до этого населенными различными
видами пресмыкающихся. Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что в северовосточной части Пружанского уезда находится болотистое плато которое
к югу понижается и примыкает к обширным и почти непроходимым болотам Энциклопедический словарь 1898,
597
Приведенные выше тексты вполне коррелируют и с толкованиями гидронимов.
Слово муха в составе названия реки Мухавец, на берегу которой расположен город,
связывается с большими белыми мухами,
которые якобы водились в этих местах
и служили огромному водяному змею, загоняя людей и скот в воду на съедение чудовищу Муха атрымала назву ад вялiкiх
белых мух, якiя служылi тутэйшаму вадзяному змею i прымушалi падарожнiка i жывел падаць у ваду на сняданак пачвары Пракаповiч 2008, 4
По другим версиям река получила свое
название, поскольку была маленькая
и журчливая как муха Панюцiч 1987
Современные записи топонимических
преданий и легенд активно включают
и сказочные мотивы. Вось i пра рэчку нашу да ней казалi, што Муха цом
назвалi менавiта з-за незлiчонай
колькасцi белых мух, якiя не давалi спакою людзям i жывёлам у цёплае надвр е.
Нехта адзначау, што як першы раз па
ёй падарожныя паехалi, то ледзьве да
канца дабралiся - гэтак многа ix было,
нi глядзець, нi разма ляць, нават дыхаць не маглi набiвалiся мухi i рот, i
нос, i вочы. Закручвалiся людзi белай
палатнiнай, толькi вузенькiя шчылiнкi
для вачэй пакiдалi, каб хоць неяк ро нядзь
рачную бачыць ды ча намi кiраваць.
Iн вынiк мог быць самы трагiчны.
Старыя людзi казалi, што гэта не
вадзянiковы служкi мухi былi. Згадвалi
яшчэ пра больш страшнае, трагiчнае
нiбыта у Муха цы здавён жыу люты змей.
Гэта мауляу ён усе i вырабляу. Напусцiць
мух налюдзей, тыяувагу адцягваюць. Хтонебудзь рот разявiць з чоуна, а змей толькi
гэтага i чакае, стаiушыся дзесьцi паблiзу.
Адно закрычыць чалавек, з адчаю ды болю
заходзячыся перад смерцю, ды хвiлiн праз
колькi на вадзе крывавая плямiна.
Вось з-за гэтага ненажэрнага змея i назва
у нашага населiшча з явiлася. Нават i не
верыцца, што так некалi магло атрымацца Далее следует литературно обработанная история королевы Боны, чуть
не потерявшей своего сына, попавшего
в пасть змея, но спасенного благодаря
вмешательству силача Янки Аднаго разу
пад язджаюць яны, ужо амаль пад самы вечар, да рэчкi. Яшчэ на значнай адлегласцi
ад яе з явiлiся нейкiя дзiуныя мухi.
Водная прастора уздрыгнула, i з яе высунулася агромнiстая разя леная пашча.
Нечакана перад гэтай пачварай узнiкла
магутная рука з цяжкiм мячом i нанесла
ей некалькi моцных ударау, ад чаго тая
зараула, але побач з адной галавой з явiлiся
дзве Стары вой б ся з ворагам толькi
адной рукой, другой прыцiскау да сябе
каралевiча Ребенок был спасен. В благодарность королева подарила спасителям
местные земли Забiрайце,- сказала,
абшары навокал гэтых запруджанау i
жывiце спакойна. Hixmo вас адсюль нiколi
не прагонiць Адтуль i назва пайшла -
Пруджаны. Потым ужо Пружаны стала Брэстчына 1995, 377
Еще один вариант предания Пра горад Пружаны i раку Мухавец имеет не
столь благополучное завершение. Змей вадзянiк схватил и проглотил ребенка. Королева потеряла сознание. А калi
апрытомнела ды даведалася, што сталася з яе дзiцем, яна закляла тое месца
- Каб гэты Мухавец зышоу на мязiнны
канец.
Так з таго часу i пайшло улетку, калi
моцна прыпякала сонца, рака у тым месцы перасыхала i заставалася у ёй вады
вельмi мала. Людзi кажуць - на мiзiнны
палец.
А пасля каралева Бона залажыла на гэтым месцы горад i назвала яго Пружаны Забытых таямнiцау чар 2006, 108
В литературно обработанных изданиях
легенд погибший спасенный ребенок -
мальчик. В некоторых текстах возникших, по-видимому, под влиянием баллад
погибает не сын Боны, а ее паж, который
доставал со дна реки перстенек, оброненный королевой, и утонул. Королева праклинает реку, загадвае ёй высахнуць,
зрабiцца пустой, пружнай Отсюда и название Пружаны Там же, 109-
В последние десятилетия в Белоруссии
весьма усилился интерес к этнической и региональной истории и мифологии появляется большое количество соответствующей
литературы, местные периодические издания также плодотворно работают в этом
направлении, практически каждый административный центр имеет свой сайт в Интернете, на котором представлена в том числе история городов и сёл.
Возвращение городу прежней символики породило интерес к истокам символов, в том числе к городской геральдике.
Толкование герба рода герцогов Сфорца,
к которому восходит пружанский герб,
привлекает в легенду не антропофаrические, а космогонические мотивы, и змей
с ребенком в пасти рассматривается как
воплощения хаоса, из которого рождается, сотворяется мир. Это возвращает символику герба к его изначальному толкованию ребенок в соответствии с дарованной Сигизмундом грамотой именно появлялся, а не заглатывался змеем а известный мотив - к его дохристианским первоосновам. То же отмечает, комментируя
герб Пружан, rеральдмейстер Комиссии
по войсковой символике Министерства
обороны Республики Беларусь Л. Спаткай Злева вуж у кароне, з пашчы якоrа
нараджаецца дзiця Спаткай 1996
Комментатор герба указывает на то обстоятельство, что в Великом княжестве
Литовском герб с изображением ужа был
широко распространен.
В этом же ключе рассматривают герб
и иные авторы Пружанскi герб - гэта
Литература
Брэстчына 1995 - Брэстчына назвы населенных пунктау паводле легендау i паданняу
Склад., запiс. А.М. Ненадауца. Минск, 1995.
Городские поселения 1861 - Городские
поселения в Российской империи. Т. II. СПб.,
1861. с. 70-72.
Живописная Россия 1882 - Живописная
Россия. Отечество наше в его земельном,
историческом, племенном, экономическом
и бытовом значении Под общ. ред. П. П. Семенова. Т. III. Ч. 1. Литовское Полесье. СПб.
М., 1882.
выява блакiтнага вужакi на сярэбраным
полi, з пашчы якоrа з яуляецца напалову
высунутае дзiця Машкала 1996
Просвещение и образование вносят
коррективы и в устную традицию. Новые
толкования герба в устах современных
носителей выглядят следующим образом Раз в карете ехала княгиня с двумя
дочками - Рузаной и Прузаной. Прузана
выпала из кареты в воду. А змей, живший
в этой реке, спас девочку и вернул матери. В честь этой девочки город назвали
Пружаны Зап. от М. С. Младеновой,
2000 г д. Новые Засимовичи, Пружанский р-н, Брестская обл. 2011 г Ребенок
на гербе города в этом случае рассматривается не как проглатываемый, а как изрыгаемый из пасти змея, как начало новой жизни.
Пружаны всегда были пестрым в этническом и конфессиональном отношении
городком белорусы, русские, поляки, евреи, соответственно православные, католики, иудеи. Возможно, это обстоятельство сказалось на значительной вариативности этиологического предания каждая
этническая традиция привносила свои мотивы в текст. Второй возможной причиной
является текстопорождающий образ змея
в геральдической картинке, с которым связано огромное количество разнообразных
сюжетов и мотивов, актуализируемых благодаря книжному просвещению и СМИ.
Дискретность геральдической традиции,
в свою очередь, влияла на разнообразие
бытующих нарративов.
Интерпретация таких важных символических объектов, как гербы, весьма
прихотлива, и в эпоху информационного
бума возможно переосмысление, переузнавание многих явлений, что ведет к формированию новых повествовательных
традиций.
Забытых таямнiцау чар 2006 - Забытых
таямнiцау чар. Легенды, паданнi, аповесцi
ваколiц Белавежскай пушчы Пад рэд. Наталлi
Герасiмюк. Гайнаука, 2006.
Зелевiч 2008 - Зелевiч Е. Гербу города -
420 Раённыя буднi. 2008. 28 мая. С. 5.
Малышэускi 1988 - Малышэускi Ю. Дабучын - Пажарла - Пружаны Зара камунiзму.
1988. 23 чэрв.
Машкала 1996 - Машкала I. Вярнуцца да
карнёу Раённыя буднi. 1996. 29 чэрв.
Панюцiч 1987 - Панюцiч А. Падарожжа у
мiнулае Зара камунiзму. 1987. 14 лiст.
Пракаповiч 2008 - Пракаповiч Н. Час, калi
горад жыу па-каралеуску Раённыя буднi.
2008. 2 лют.
Пружаны i ваколiцы 2013 - Пружаны i
ваколiцы. Брэст, 2013. Выд. 2.
Регионы Беларуси 2009 - Регионы Беларуси Энциклопедия В 7 т. Т Кн. 2. Брестская
область Ред. кол. Т. В. Белова гл. ред. и др.
Минск, 2009. С. 288-290.
Спаткай 1996 - Спаткай Л. Блакiтны
змей як сiмвал горада Раённыя буднi. 1996.
7 снеж. декабря
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Церахава 2004 - Церахава В. Пружаны.
Гiстарычны нарыс. Пружаны, 2004.
Энциклопедический словарь 1898 - Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз,
И. А. Ефрон. Т. ххvл 50 СПб., 1898.
Siownik 1888 - Siownik geografiсzny
Krylestwa Polskiego i innyсh krajyw siowiaсskiсh.
Warzawa, 1888. Т. IX. С. 110-112.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики и межкультурной
коммуникации Московского государственного психолого-педагогического университета
Российская Федерация, 121500, г. Москва, пос. Рублево, ул. Василия Ботылева, д. 31
тел. 7 499 727-24-85 e-mail tkhlybova yandex.ru
SERPENT IN HERALDRY AND FOLK LEGENDS
OF А BELARUSIAN TOWN
TAISIA KHLYBOVA Mosсow State University of Psyсhology and Eduсation
31, Vasily Botylev s str., RuЫevo township, Mosсow, 121500, Russian Federation
Summary. Тhе author сonsiders the рrоЫет of interpretation of traditional folk plots during
information revolution period of the end of the 20th - beginning of the 21st сenturies as exemplified in the toponymiс oral narratives about the Belarusian town of Pruzhany, whiсh inсlude ап
international motif а serpent swa ws spits out а сhild.
Pruzhany is а multi-ethniс and multi-religious town in the West of Belarus. Its history is сonneсted with Вопа the Polish Queen of Sphorza the ruling family of Milan, whose сoat of arms
Ьесате the prototype of Pruzhany сoat of arms. Heraldiс piсture а snake swa wing spitting
out а сhild Ьесате text-produсing and provoked сertain toponymiс legends. Toponymiс narratives that explain the пате of the town inсlude motives about а serpent or are assoсiated with
fairy tales about а snake, as well as with other fo re genres. Toponymiс legends reсorded in
the 21st сentury from Pruzhany and nearby loсalities were transformed under the influenсe of
various historiсal and geopolitiсal сirсumstanсes and сhanging landsсape features of the territory. Тhе сoat of arms with the serpent appeared in the late 16th сentury and in the end of 181
when Pruzhany Ьесате а part of the Russian Empire, it was replaсed Ьу another опе. Тhеп it was
returned twiсe. Disсreteness of the heraldiс tradition along with рrоЬаЫе multi-ethniс сultural
influenсe had ап effeсt оп the plot of the toponymiс narratives whiсh either exploit the snake
motive aсtively or dispensed without it.
Pruzhany, aссording to the legend, got its пате beсause of Pruzha Prusa - the daughter of
the Queen, - who drowned in the river or was eaten Ьу а serpent. Aссording to another version,
the town was bui оп the bank of а sha w river, whiсh had Ьееп сursed Ьу the Queen beсause
of her misfortune.
Тhе сhange in the plot touсhed its ideologiсal basis in aссordanсe with the new understanding, whiсh goes baсk to the o.ffiсial interpretation of the Italian сoat of arms, snake doesn t not
swa w, but spits the ЬаЬу out of its mouth in order to save him. Тhis interpretation whiсh was
presented in mass media and book ad ations of the legend, is also refleсted in the oral tradition.
Кеу words snakes, heraldry, сoat of arms, Pruzhany, Вопа Sforza the Queen, oral narratives.
Referenсes
Brjestсhyna nazvy naselennyh punktaw pavodle legendaw i padannjaw Brest Region Names
of Settlements aссording to Legends and Narratives Сотр., reсorded Ьу А.М. Nenadawс.
Minsk, 1995. In Belarusian.
сerahava V. 2004 Pruzhany. Gistaryсhny
narys Pruzhany А Нistoriсal Essay Pruzhany.
In Belarusian.
Entsiklopediсheskiy slovar F. А. Brokgauz,
1.А. Efron 1898 Enсyсlopaediс Diсtionary,
сотр. Ьу F Brokgaus, 1.А. Efron Vol. 50. St.
Petersburg. In Russian.
Gorodskie poseleniya v Rossiyskoy imperii 1861 Urban Settlements in the Russian Empire Vol. 2. St. Petersburg. Рр. 70-72. In Russian.
Malyshjewski Ju. 1988 Dabuсhyn - Pazharla - Pruzhany. Zara kamunizmu The Dawn of
сommunism 1988. The 23 d ofJune. In Belarusian.
Mashkala 1. Vjarnuссa da karnjow Returning
to own Roots Rajonnyja budni Loсal Everyday
Life 1996. The 29th ofJune. In Belarusian.
Panjuсiсh А. Padarozhzha w minulae The
Trip to the Past Zara kamunizmu The Dawn of
сommunism 1987. The 14th ofNovember. In Belarusian.
Prakapoviсh N. сhas, kali gorad zhyw pakaralewsku The Time of the Town s Royal Way
of Life Rajonnyja budni Loсal Everyday Life
2008. The 2
nd of February. In Belarusian.
Pruzhany i vakoliсy Pruzhany and its Preсints Brest, 2013. 2
nd Ed. In Belarusian.
ABOUTTHEAUTHOR
E-mail tkhlybova yandex.ru
Tel. 7 499 727-24-85
Regiony Belarusi entsiklopediya V 7 t. Т. I.
Кn. 2. Brestskaya oЫast 2009 Regions of Belarus Enсyсlopaedia in 7 vol. Vol. 1. Book 2.
Brest Region Ed Ьу Т. V. Belova et а. Minsk.
Рр. 288-290. In Russian.
Spatkaj L. 1996 Blakitny zmej jak simval gorada The Blue Serpent as the Town s Symbol Rajonnyja budni Loсal Everyday Life 1996. The 7
th
of Deсember. In Belarusian.
Siownik geografiсzny Кrylestwa Polskiego i innyсh krajyw siowiaсskiсh 1888 The Geographiс
Diсtionary of the Polish Кingdom and Other Slaviс сountries Vol. 9. Рр. 110-112. Warzawa. In
Polish.
Zabytyh tajamniсaw сhar. Legendy, padanni,
apovesсi vakoliс Belavezhskaj pushсhy 2006 Fasсination of Forgotten Mysteries. Legends,
Narratives and Stories around Biaeowiezha Forest Ed. Ьу Gerasimjuk N. Gajnawka. In Belarusian.
Zeleviсh Е. Gerbu goroda - 420 The Town s
сoat of Arms is 420 years old Rajonnyja budni Loсal Everyday Life 2008. 28th of Мау. Р. 5. In
Belarusian.
Zhivopisnaya Rossiya. Oteсhestvo nashe v
ego zemel nom, istoriсheskom, plemennom, ekonomiсheskom i bytovom znaсhenii Т. III. сh. 1.
Litovskoe Poles e 1882 Piсturesque Russia. Our
Motherland in its Landsсape, Historiсal, Ethniс,
Eсonomiс and Everyday Life Dimensions Ed. Ьу
Р. Р. Semenov. Vol. 3. Part 1. The Lithuanian Polesye. St. Petersburg Mosсow. In Russian.
31, Vasily Botylev str., RuЫevo township, Mosсow, 121500, Russian Federation
PhD Phi ogy assoсiate professor, department of Linguodidaсtiсs and сrossсultural
сommuniсation, Mosсow State University of Psyсhology and Eduсation