Е. А. Яровая
Рецензия на издание Sigi regum et reginarum Poloniae.
Pieсz сie kr l w i kr lowyсh Polski ze zbior w Arсhiwum
G wnego Akt Dawnyсh AGAD Kings and Queens seals from the сolleсtion
of the сentral Arсhives of Historiсal Reсords in Warsaw,
Poland Warszawa Widawniсtwo DiG Sp. J., 2015. 244
L. 217 сolour piсs.
Рецензируемая публикация осуществлена при финансовой поддержке национального управления дворянскими архивами. Автор коллектив авторов вступительного слова в выходных данных не указан.
Публикация любого корпуса исторических памятников отдельных стран
всегда приветствуется. Не одно десятилетие издаются многотомные силлоги
монет античного мира, Италии, Великобритании, отдельных земель Германии.
Корпусы актовых печатей Скандинавии Дании, Швеции Византии, Древней
Руси хорошо известны специалистам в области вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому выпуск каталога печатей из польских архивов не мог
не привлечь к себе пристального внимания исследователей.
Издание представляет собой каталог оттисков печатей, скреплявших исторические документы тридцати трех польских и польско-литовских королей
и королев в период с 1320 по 1795 г. начиная с Владислава Локотка 1320
1333 и заканчивая последним монархом независимой Польши Станиславом
Августом Понятовским 1764 1795 Каталог подготовлен по материалам,
хранящимся в Главном Архиве древних актов в Варшаве, также были привлечены оттиски из частных собраний семейных документов знатных польских фамилий Радзивиллов, Потоцких, Замойских. Публикация осуществлена
на двух языках польском и английском. Билингвальность каталога обусловлена не только мировой практикой или желанием выйти на мировой рынок
исторической литературы, но и тем фактом, что сами предметы исследования
выходят за рамки узкорегиональных интересов, но, несомненно, представляют
интерес для исследователей из сопредельных Польше славянских государств,
а также Швеции и Франции, чьи монархи из династий Васа и Валуа правили
в Польше в период выборных королей. Их родовые гербы размещали в центральном щитке государственного герба.
Жанр каталога не предусматривает наличия обширных текстовых вступлений. В кратком предисловии дается характеристика предшествовавших трудов,
в частности каталога Мариана Гумовского 1881 1974 Pieсz сie kr l w polskiсh,
изданного в Кракове в 1920 г. Блестящий знаток польской нумизматики и сфрагистики, Гумовский не только дал описания и систематизировал королевские
печати по хронологии, но и попытался увязать их с конкретными историческими датами и событиями. Как указывают анонимные авторы или автор вступления, термин каталог кажется слишком узким для работы, проделанной
Гумовским. Привлекая все доступные источники и документы, Гумовский старался собрать всю информацию о рассматриваемых печатях, давая им наиболее
полную, можно без преувеличения сказать исчерпывающую характеристику.
Впервые исследователем был поднят важный вопрос об авторстве указанных
печатей. Труд Гумовского, хоть и был впоследствии подвергнут критическому
осмыслению и пересмотру отдельных положений, связанных каждый раз с конкретными печатями, с попыткой расширить и углубить знание об отдельном периоде например в ряде работ польских и литовских исследователей по печатям
периода правления династии Пястов, Сигизмунда Вазы и пр. в целом не потерял своей актуальности спустя без малого столетие. Создание полной картины
польской королевской сфрагистики его заслуга. М. Гумовский использовал
результаты своей работы с гербовыми печатями в своем обобщающем опусе, посвященном польской геральдике, увидевшем свет в Австрии в 1969 г.1 Авторы
не скрывают, что их труд является продолжением труда Мариана Гумовского.
Другим источником, послужившим подспорьем авторам каталога в описании многочисленных земельных и территориальных гербов, входящих в состав
королевской гербовой печати, стала книга известного польского гербоведа, члена международной Академии геральдики Стефана Кучиньского 1938 2010
посвященная генезису и традициям польских территориальных гербов2 Львиная доля гербов, обозначающих территории, подвластные польским монархам
и включенные в государственные гербы, как указывают авторы каталога, определены профессором Кучиньским.
1 Handbuсh der polnisсhen Heraldik. Graz, 1969.
2 Kuсzynski S. K. Polskie herby ziemskie. Geneza, tresсi, funkсje. Warszawa, 1993
Главными элементами всех королевских печатей является коронованный
Белый орел в красном поле древняя эмблема польского государства. Начиная с 1386 г. с принятия Унии с Великим Княжеством Литовским в состав
герба включается фигура рыцаря в латах, скачущего на коне, с мечом и щитом,
иначе Погоня. Остальные элементы подвергаются изменениям тасуются
территории, попадающие под юрисдикцию Польши, меняют свой статус провинции, воеводства, герцогства. В период выборных королей с 1573 г. закрепляется традиция размещать на груди польского орла щиток с династическим
гербом правящего монарха. Так, в состав польских гербов вошли французские
золотые лилии, знаменуя короткое правление Генриха Валуа 1573 1575
В эпоху Стефана Батория 1576 1586 трансильванские три зуба дракона. Сноп шведской династии Васа и лев Фолькунгов появляются при Сигизмунде III 1587 1632 и остаются в геральдике Владислава IV 1632 1648
Красный щиток с десятиконечным крестом, золотым полумесяцем и шестилучевой звездой возникает на гербе короля Михаила из рода князей Вишневецких 1669 1673 Скрещенные саксонские мечи в черно-белом поле в сочетании с зеленым рутовым венком на фоне диагональных перевязей обозначают
присутствие Саксонско-Веттинской династии на польском троне 1697 1763
И при двух последних Станиславах Лещинском 1704 1709 и Понятовском 1764 1795 на груди Белого орла помещались бычья голова в красном поле
и красный теленок в белом поле.
Земельные гербы, отражающие территориальные изменения польского королевства, располагаются по кругу и перечислены по часовой стрелке, независимо от статуса. В ряде печатей встречаются гербы Киева и Смоленска.
Печати двенадцати королев не содержат гербов территорий центральный
щиток с гербом династии наложен на польско-литовский четырехпольный
герб, в котором в 1-м и 4-м полях Белый орел, во 2-м и 3-м полях Погоня.
Каталог содержит описания и изображения 205 оттисков печатей в воске
и на бумаге и один экземпляр матрицы серебряной печати Яна III Большой
печати Великого княжества Литовского. Обращает на себя внимание заключительный каталожный номер печать Станислава Августа Понятовского оттиск в красном сургуче, оставленный инталией с изображением правого профиля мужчины в завитом парике согласно моде XVIII в. Черты вполне
определенные вряд ли это условное изображение. Можно отметить длинный нос с характерной горбинкой и линию двойного подбородка знакомый
по многочисленным прижизненным изображениям короля облик. По всей
вероятности, профиль, вырезанный на инталии, это портрет самого короля,
служащий в данном случае аналогом подписи и удостоверяющий личность
подписавшего акт. К большому сожалению, авторы каталога не уделили дополнительного внимания данному памятнику, и он так и остался нераскрытым. В этой связи напрашивается аналогия с перстнем-печаткой сэра Горацио
Нельсона известно, что свои письма к возлюбленной Эмме Гамильтон герой Трафальгарской битвы запечатывал особой печатью инталией с изображением профиля красавицы Эммы, вырезанным итальянкой Терезой Талани.
С перстнем этим адмирал никогда не расставался. Возможно, некая романтическая история скрывается и за последней печатью последнего короля Польши.
Каталог превосходно издан, фотографии печатей даны с максимальной точностью, так что можно рассмотреть детали невооруженным глазом. В целом
книга производит благоприятное впечатление. Ее значение как источника
по истории польско-литовского государства трудно переоценить. Не вызывает
сомнений востребованность данного каталога у группы специалистов по вспомогательным историческим дисциплинам в первую очередь по геральдике,
нумизматике, сигиллографии и палеографии.