| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Монгуш Б.Б. Герб Тувинской народной республики 1935-1939 гг.: отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцев / 2016 | ||
Монгуш Б.Б.
Герб Тувинской народной республики 1935-1939 гг.: отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцевБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Новые исследования Тувы. 2016. № 3. С. 4. Аннотация: В статье представлен анализ герба Тувинской Народной Республики 1935–1939 гг. с точки зрения составных элементов. Герб в работе рассматривается как отдельный вид исторического источника, в котором знаки и эмблемы, составляющие его, отражают определенные мировоззренческие представления. Символика гербов ТНР сначала отражала буддийскую религиозную символику, затем постепенно ушла от этой традиции, стала отражать господство советской геральдической символики. Об авторе публикации/статьи: Монгуш Б.Б. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 43633 знаков (с пробелами)
Герб Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцев В статье представлен анализ герба Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. с точки зрения составных элементов. Герб в работе рассматривается как отдельный вид исторического источника, в котором знаки и эмблемы, составляющие его, отражают определенные мировоззренческие представления. Символика гербов ТНР сначала отражала буддийскую религиозную символику, затем постепенно ушла от этой традиции, стала отражать господство советской геральдической символики. Между гербами ТНР, созданными с 1921 по 1941 годов, особое место занимают герб 1935 г. Его модификация 1939 г. незначительна, поэтому их можно условно рассматривать как единый герб. Этот герб был оригинальным и не похожим ни по внешнему виду, ни по композиции на гербы СССР, МНР, а также на последующие гербы Тувы. Его официальное описание есть в докладе председателя Президиума Малого Хурала ТНР VIII Великому ХуБорис Б. Монгуш Тувинский институт гуманитарных и прикладных социальноэкономических исследований Монгуш Борис Борбак-оолович научный сотрудник сектора этнографии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Адрес 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4. Тел. 7 394-22 2-39-36. Эл. адрес igi tigpi.ru, bagyr69 yandex.ru Mongush Boris Borbak-ooloviсh, Researсh Fe w, Seсtor of Ethnography, Tuva Institute for Humanities and Applied Soсioeсonomiс Studies. Postal address 4 Koсhetov St., 667000 Kyzyl, Republiс of Tyva, Russian Federation. Tel. 7 394-22 2-39-36. Email igi tigpi.ru, bagyr69 yandex.ru Elements of traditional Tuvan сos ogy in the state emblem of the People s Republiс of Tuva, 1935-1939 Boris B. Mongush Tuva Institute for Humanities and Applied Soсioeсonomiс Studies The artiсle examines the сonstituent elements of the state emblem of the People s Republiс of Tuva in its 1935 1939 version We view state emblems as a speсial type of historiсal sourсe where сonstituent emblems and elements are, in faсt, refleсtions of a сertain worldview. Emblems of the People s Republiс of Tuva PRT originally were full of Buddhist religious symbolism, but in the сourse of time it switсhed over to representing the dominanсe of the Soviet heraldiс symbolism. Among the variety of the PRT s emblems сreated between 1921 and 1941, a speсial plaсe belongs to the 1935 version. In 1939 it was slightly modified, but the basiсs of the design were left unсhanged for several more years. This was a highly original state emblem whiсh had nothing in сommon with those of USSR, Mongolia, or any of the subsequent emblems of Tuva. The offiсial blazon of the state emblem Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 55 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 ралу о внесении изменений в Основной закон Конституцию и в проекте Конституции ТНР 1936 г. Голубой пятичастный щит в виде пяти лепестков был связан с влиянием советской символики считался тупой пятиконечной звездой и тем самым отражал курс тувинского правительства и партии на построение в стране социализма. Но сравнительный анализ изображений показывает, что пятилепестковый внешний щит герба соответствует кругу классической мандалы небо или космос абрис территории ТНР центральному квадрату мандалы, а фигура всадника внутри абриса территории республики представляет хозяина данного космоса. Указанные эмблемы герба имеют соответствующие цвета абриса территории имеет серо-коричневый цвет, т. е. цвет земли. В итоге знаковая композиция данного герба читается как гармоничная формула мироустройства тувинцев Космос Земля хозяин земли. Автор считает, что тождество элементов герба ТНР 1935 1939 гг. с мандалой не случайно. Оно свидетельствует о том, что древнетюркская культурная традиция была теснейшим образом интегрирована в буддийскую традицию и глубоко вошла в тувинский менталитет. Несмотря на влияние советской геральдики на внешний вид и интерпретацию символов и знаков герба 1935 1939 гг., основа символики данного герба осталась в русле тюрко-монгольской, в частности тувинской символической традиции. Ключевые слова история Тувы геральдика мандала Тувинская Народная Республика герб ТНР тувинская государственная символика тувинская традиционная космология сan be found in the report of the сhairman of the Presidium of the PRT s Little Khural to the Great Khural on amendments to the сonstitution and on the new сonstitution of Tuva 1936 The azure five-petal flower-like esсutсheon was traditionally interpreted as an influenсe of Soviet heraldry a blunt-pointed star thus imagined as a refleсtion of the Soс st poliсy of PRT s government. A сomparative analysis, however, shows that the five-petal design сorresponds to the сirсle of a сlassiсal mandala the sky or spaсe while the ou nes of the PRT matсhes the сentral square if the mandala. A rider plaсed within the ou ne in this сontext represents the master of this spaсe. The tinсtures fit into this interpretation well the ou ne of the PRT is greyish-brown for earth All in all, the symbolism of the emblem is a harmonized formula of the world as seen by Tuvans Spaсe Earth masters of the land. We believe that the similarities between the mandala and the PRT s 1935 1939 state emblem are far from a mere сoinсidenсe. They prove that old Turkiс сultural tradition had been deeply integrated into the Buddhist one and left a deep imprint on Tuvan mentality. Despite the impaсt of Soviet heraldry on the appearanсe and interpretation of the state emblem of Tuva, in its basiсs the emblem remained within the Turko-Mongolian, speсifiсally Tuvan, symbolism. Keywords history of Tuva heraldry mandala People s Republiс of Tuva PRT state emblem of People s Republiс of Tuva state emblems of Tuva traditional Tuvan сos ogy Введение Герб представляет собой некую совокупность эмблем, составленную по определенным правилам, утвержденную высшей властью и обладающую определенным юридическим статусом. При этом в этом в гербе основными источниками исторических сведений являются эмблемы и знаки, из которых состоит изображение герба. Герб можно рассматривать и как отдельный вид исторического источника, в котором знаки и эмблемы, составляющие его, отражают определенные мировоззренческие представления. Примером могут служить первые гербы Тувинской Народной Республики далее ТНР 1921 1944 гг. сочетающие буддийские религиозные знаки с советскими красными пятиконечными звездами. В дальнейшем в тувинской геральдике имелась тенденция к постепенной советизации символики гербов. За период существования ТНР юридически оформленные государственные Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 56 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 символы менялись пять раз. Это были гербы и флаги 1 1925 1930 гг., 2 1930 1935гг., 3 1935 1939 гг., 4 1939 1941 гг. при этом герб и флаг данного периода являются лишь вариантом герба и флага 1935 1939 гг., в котором были изменены лишь несколько элементов, составляющих герб эмблемы. Главным отличием было изменения лозунга Пролетарии всех стран и угнетенные араты соединяйтесь принятый для стран Востока на классический вариант этого же лозунга Пролетарии всех стран соединяйтесь который был принят коммунистическим движением еще при жизни К. Маркса. Изменение лозунга отразилась в описании герба 5 1941 1944 гг. в 1942 1943 гг. на гербе надписи на латинизированном алфавите были заменены на надписями на кириллице Кроме того, в начале формирования тувинской государственности в 1922 1925 гг. в делопроизводстве использовались эмблемы, созданные на основе буддийской символики. Их всего было две эмблемы и флага 1 1922 1923 гг. и 2 1923 1925 гг. Процесс постепенного перехода символики гербов Тувинской Народной Республики от буддийской религиозной до советской символики можно разделить условно на два этапа первый этап преобладание буддийской религиозной символики, а второй господство советской геральдической символики. Между гербами, особое место занимает герб 1935 г., а также герб 1939 г., который, как мы указали, был лишь модифицированным вариантом 1935 года. Герб, который мы в дальнейшем рассматриваем как один, является наиболее оригинальным и по композиции символических знаков элементов герба, и по внешнему виду она не похожа на другие гербы ТНР и гербы СССР и МНР. Другие гербы ТНР обычно были заимствованиями символов и эмблем Советского Союза и Монгольской Народной Республики. Исследований по государственным символам Тувы и других регионов России еще очень мало. Есть всего несколько статей по данной тематике. В том числе, это статьи автора по истории государственной символики периода ТНР Монгуш, 2011 Электр. ресурс 2014 Также можно отметить статью Е. А. Гунаева по истории государственных символов Калмыкии. В ней также рассматриваются также политико-правовые аспекты назначения государственной символики субъекта Российской Федерации Гунаев, 2009 Исследования по истории создания государственной символики отдельных национальных республик России также можно найти в статьях В. Г. Ткаченко Ткаченко, 2013 И. Миннуллина Миннуллин, 2012 П. В. Дыга Дыга, 2013 В данной работе мы проанализируем составляющие герба ТНР 1935 г. с точки зрения символики. Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 57 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 Герб 1935 1939 гг. и его описание Рассматриваемый герб ТНР см. рисунок 1 был принят в 1935 г. IV сессией Малого Хурала ТНР, и был утвержден VIII IX Великим Хуралом Конституции 1999 73 Описание его мы находим в докладе председателя Президиума Малого Хурала ТНР VIII Великому Хуралу о внесении изменений в Основной закон Конституцию герб представляет из себя следующее звездообразной формы пятиконечной звезды, окаймленная двумя желтыми кругами, а между этими кругами красной лентой с изображением на голубом фоне серокоричневого цвета территории ТАР с лошадью белого цвета и сидящим на ней всадником-аратом в красном национальном костюме в черной шапке с красным околышем и черных маймаках с северо-запада освещает солнце серп зеленого цвета, лежащий с юго-востока на север и надписью внизу ТАР и Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь желтого цвета. Государственный флаг красного цвета, окаймленный кругом окраской желтого цвета с государственным гербом в середине Государственный архив Республики Тыва далее ГАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 540. ЛЛ. 5-6 Другое описание нового герба и флага мы видим в проекте Конституции ТНР 1936 г. В 67-й статье данного проекта Конституции говорится Государственный герб республики состоит из изображения на голубом фоне пятиконечной тупой звезды контура территории республики серо-коричневого цвета, по которым изображен мчащийся на бело-серой лошади всадник-арат с красным шестом на руках в темно-синем национальном костюме с черной нацио нальной обуви, обращенный лицом к востоку. С северо-запада освещает солнце, с юго-запада на север лежит серп зеленого цвета, внизу герба надпись желтого цвета ТАР и Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь Конституции 1999 74 здесь и далее орфография и стилистика цитируемых документов сохранены. Б. М Рис. 1. Герб Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. Fig. 1. Emblem of the People s Republiс of Tuva, 1935-1939 Таким образом, по мнению В. В. Похлебкина, композиция данного герба редка для мировой геральдики Похлебкин, 1989 208 209 Наиболее близкой к ней является со- Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 58 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 временная эмблема олимпийского комитета Тайваня http www.tpenoс.net изображение которой содержит пятилепестковый щит с комбинацией символов Китайской республики и олимпийского движения. Рассматриваемый герб ТНР состоит из голубого пятичастного щита в описании пятиконечной тупой звезды в виде пяти лепестков. Этот щит связан с влиянием советской символики, так как внешний вид щита в то время считался тупой пятиконечной звездой что говорит о том, что он являлся разновидностью советской красной пятиконечной марсовой звезды Это видно из письма руководителей тувинского государства С. Чурмит-Дажы и С. Тока полномочному представителю Тувинской Народной Республики в Советском Союзе Седип-оолу Танову 1934 г. в котором обсуждался первоначальный проект герба 1935 1941 гг. В нем говорится, что щит представлял собой пятиконечную звезду, обрамляющую земной шар ГАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 411. Л. 10 Он отражал курс тувинского правительства и партии на построение в стране социализма. Внутри щита находятся контур абрис территории Тувинской Народной Республики, в центре которой изображен всадник-арат держащий урук шест с веревочной петлей для отлова животных. ред Отражение древних космологических представлений тувинцев в гербе 1935 1939 гг. Если подробно изучить вышеуказанную эмблему, то можно прийти к выводу, что она схематически похожа на мандалу см. рисунок 2 Расположение и цвета основных эмблем герба дает основания предположить семантическую параллель между гербом 1935 г. и знаком мандалы. Рис. 2. Классическая буддийская мандала. Fig. 2. A сlassiсal Buddhist mandala. Мандала в переводе с санскрита значит круг, диск, кольцо Кочергина, 1996 490 Это ритуальный, магический круг, до сегодняшних дней используемый в практике тибетского буддизма Курасов, 2014 167 В буддизме слово приобрело ряд новых значений блюдо для подношения в ритуальной практике мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основное значение термина мандала в эзотерическом буддизме Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 59 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения там же 167 Она состоит из трех вписанных друг в друга геометрических знаков внешний круга квадрата внутреннего круга там же 174 Мандала как целое оказывается воплощением космоса, а ее детали элементов мироустройства. Внешний круг, в который вписан квадрат, и есть символическое изображение самой вселенной там же 170 т. е. в знаке мандалы с древних времен видели космограмму Жиронкина, 2002 Ее форма выражает раннесредневековые философские представления и ритуальные традиции буддийских культур Востока. Например, символ квадрат в круге в раннее средневековье см. рисунок 3 был стандартным знаком для Китая и воспроизводился в конструкции монет с квадратным отверстием Мандала, Электр. ресурс Рис. 3. Схематическое изображение мандалы. Fig. 3. A sсhematized mandala. У тюрко-монгольских народов и в Древнем Китае квадрат как символ совершенства воплощал миропорядок. Стороны квадрата, в который вписан семантический лотос, направлены точно по сторонам света Курасов, 2014 170 Квадрат в круге описывал соотношение земли и неба Космос Круг был символом движения, вращения небосвода. Круг символизирует небо и вселенную в целом вне его хаос, внутри гармонический космос. В древней восточной традиции круг в центре мандалы было местом обитания божества, которому посвящена мандала. Призываемое божество спускалось с небес в центр круга, и совершало действо, приносящее плодородие, изобилие, успех там же Квадрат был символом гармонии мира человека и схематически обозначал землю или земной мир. Так, например, в древнетюркских рунических надписях Землю называли t rt bulu lu четрехугольной ДТС, 1969 124 т. е. его стороны связаны с четырьмя направлениями пространства углами. Кроме того, древнетюркские поминальные сооружения для верховных правителей древних тюрков каганов строились также по схеме мандалы Войтов, 1989 77 В традиционной тюрко-монгольской культуре космограмма, соединяющая Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 60 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 геометрические знаки круга и квадрата символ квадрат в круге расшифровывается как устройство Мира как вечное единство, взаимосвязь Земли и Неба Космоса Она выражает идеи равновесия и упорядоченности, гармонического устройства и вечного движения мира Мандала, Электр. ресурс Знак мандалы и в тантрическом учении буддизма и древнетюркской культуре является формальным образом трехмерного священного дворца дома для буддийского божества в буддизме и правителя-кагана в древнетюркской культуре Выявленная взаимосвязь символики герба с мандалой указывает на представления тувинцев о гармоничном устройстве мироздания и государства, как одного из социальных моделей мироустройства см. рисунок 4 Рис. 4. Взаимосвязь между эмблемами герба ТНР 1935 г. и схематической мандалой. Fig. 4 The similarity between elements of PRT s 1935 emblem and a sсhematized mandala В центральной части герба, внутри контура территории республики изображен всадник в национальной одежде с уруком, что в структуре мандалы соответствует круглому знаку с 8-лепестковым цветком которая является местом обитания божества. Контур территории Тувинской Народной Республики представляет землю тувинского арата-скотовода его дом и родину. Если в буддийской традиции центральное место было жилищем божества, то в древнетюркских поминальных сооружениях поминальных храмах которые символизировали дворец жилище правителя-кагана древнетюркских государств, в центре был дворец кагана. Древнетюркские каганы были сакральными лидерами тюрков, приравненными к богам рожденные в небе и небоподобные В тувинском государстве такой сакрализованной фигурой стал арат-скотовод табунщик который олицетворял в единственном числе тувинский народ. Кроме того, всадник с уруком ассоциируется с сакральной фигурой тувинского табунщика-коневода, который пас священный скот тувинцев коней, с которыми связаны удача, воздушный конь счастье всего тувинского народа. Из вышесказанного видно, что пятилепестковый внешний щит герба соот- Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 61 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 ветствует кругу классической мандалы небо или космос абрис территории ТНР центральному квадрату мандалы, а фигура всадника внутри абриса территории республики представляет хозяина данного космоса. Обратим также внимание, что указанные эмблемы герба имеют соответствующие цвета абриса территории имеет серо-коричневый цвет, т. е. цвет земли в древнетюркских рунических надписях землю обозначают словом ja z коричневый, бурый см. Древнетюркский словарь, 1969 224 В итоге знаковая композиция данного герба читается как гармоничная формула мироустройства тувинцев Космос Земля хозяин земли. Земля здесь есть территория Тувинской Народной Республики Мандала, Электр. ресурс Замена схематических геометрических фигур на более реальные изображения диктовалось влиянием времени и советских геральдических канонов, которые требовали использование реальных фигур и символов в геральдике, которые были бы понятны всем. Здесь фигуру квадрата, связанную с Землей, заменяет абрис территории ТНР, а фигуру круга, связанную с Небом Космосом заменяет пятилепестковая пентраграмма, которая семантически соответствует кругу как символу Неба и символизирует вечность, совершенство, вселенную пентаграмма в разных религиозных системах считается магическим, мистическим знаком Заключение Тождество элементов герба ТНР 1935 1941 гг. с мандалой не случайно. Оно свидетельствует о том, что древнетюркская культурная традиция была теснейшим образом интегрирована в буддийскую традицию и глубоко вошла в тувинский менталитет. Несмотря на влияние советской геральдики на внешний вид и интерпретацию символов и знаков герба 1935 1941 гг., основа символики данного герба осталась в русле тюрко-монгольской, в частности тувинской символической традиции. Вероятно, после провала курса левого эксперимента в 1929 1932 гг. когда левое крыло Тувинской Народно-Революционной Партии при поддержке со стороны СССР, проводили курс на ускоренное построение социализма в ТНР, которое сопровождалось массовой коллективизацией, обобществлением всех форм хозяйств, репрессиями против аристократического сословия и буддийского духовенства на принятие данного герба оказало изменение политики правящих кругов Тувинской Народной Республики на правую сторону а также провозглашение нового политико-хозяйственного курса который по своей сути являлось поворот в сторону буржуазно-капиталистического развития экономики страны, а также признание особого тувинского пути развития ТНР. В середине 1930-х гг., в этот короткий период когда у власти стояли пра- Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 62 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 вые Сат Чурмит-Дажы и Адыг-Тулу емчик-оол, усиливается понимание национальной специфики тувинцев, которое связано с принятием национальной письменности и с развитием тувинской национальной культуры. Именно на основе герба 1935 1939 гг. был разработан современный герб Республики Тыва, в ознаменование линии преемственности и традиционализма нынешней политики региона. Именно поэтому анализ государственной символики республики того периода представляет большое значение не только для научного знания, но и для современного общественного дискурса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Войтов, В. Е. 1996 Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культовопоминальных памятниках Монголии VI VIII вв. М. Изд-во ГМВ. 152 с. Войтов, В. Е. 1989 Культово-поминальные сооружения VI VIII вв. на территории Монголии автореф. дисс канд. ист. наук. М. 24 с. Гунаев, Е. А. 2009 Государственные символы Калмыкии в XX начале XXI в. исторические и политико-правовые аспекты История, этнология и религиоведение. 1. С. 15 22. Дерябин, А. 1991 Гражданская война в России 1917 1922. Красная Армия. М. АСТ. 64 с. Древнетюркский словарь 1969 сост. Т. А. Боровкова. Л. Наука. Ленингр. Отд. 676 с. Дыга, П. В. 2013 Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества Ойкумена. 1. С. 132 138. Жиронкина, Ю. 2002 Тибетские песочные мандалы. Самара MonksArt. 44 с. Конституции Тувы 1921 1993 гг. 1999 сборник к 55-летию принятия Тувы в состав СССР и РСФСР сост. В. А. Дубровский. Кызыл Тувинское книжное издательство. 216 с. Кочергина, В. А. 1996 Санскритско-русский словарь. 3-е изд. испр. и доп. М. Филология. 944 с. Курасов, С. В. 2014 Искусство Тибета XI XX вв. как единая художественная система иконология и семиотика дисс. д-ра искусствоведения. М. 279 с. Мандала Электронный ресурс Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. URL http www.krugosvet.ru enс kultura i obrazovanie religiya MANDALA.html дата доступа 10.12.2014 Миннуллин, И. 2012 Символика Татарской АССР Гасырлар авазы. 3 4 68 69 С. 3 6. Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 63 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 Монгуш, Б. Б. 2011 Становление государственной символики Тувинской народной республики Электронный ресурс Новые исследования Тувы. 4. URL http www.tuva.asia journal issue 12 4185-mongush-simv.html дата доступа 22.08.2016 Монгуш, Б. Б. 2014 Угнетенные араты, соединяйтесь Родина. 7. Июль. С. 59 65. Похлебкин, В. В. 1989 Международная символика и эмблематика Опыт словаря М. Международные отношения. 304 с. Ткаченко, В. Г. 2013 Государственные символы Чувашской Республики к истории их создания Вестник Чебоксарского филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ. 5. С.5 25. Дата поступления 17.07.2016 г. REFERENсES Voitov, V. E. 1996 Drevnetiurks panteon i model mirozdaniia v kul tovopominal nykh pamiatnikakh Mongolii VI-VIII vv. Mosсow, GMV Publ. 152 p. In Russ Voitov, V. E. 1989 Kul tovo-pominal nye sooruzheniia VI VIII vv. na territorii Mongolii, Abstraсt of Dissertation сandidate of History. Mosсow. 24 p. In Russ Gunaev, E. A. 2009 Gosudarstvennye simvoly Kalmy v XX naсhale XXI v. istoriсheskie i politiko-pravovye aspekty. Istoriia, etnologiia i religiovedenie, no. 1, pp. 15 22. In Russ Deriabin, A. 1991 Grazhdanskaia voina v Rossii 1917 1922. Krasnaia Ar a. Mosсow, AST. 64 p. In Russ Drevnetiurks slovar 1969 сomp. T. A. Borovkova. Leningrad, Nauka. Leningrad. Otd. 676 p. In Russ Dyga, P. V. 2013 Rol ofitsial nykh simvolov Primorskogo kraia v formirovanii identiсhnosti regional nogo soobshсhestva. Oikumena, no. 1, pp. 132 138. In Russ Zhironkina, Iu. 2002 Tibetskie pesoсhnye mandaly. Samara, MonksArt. 44 p. In Russ Konstitutsii Tuvy 1921 1993 gg. 1999 sbornik k 55-le u prinia a Tuvy v sostav SSSR i RSFSR, сomp. V. A. Dubrovs Kyzyl, Tuvinskoe knizhnoe izdatel stvo. 216 p. In Russ Koсhergina, V. A. 1996 Sanskritsko-russ slovar 3-e ed. Mosсow, Fi ogiia. 944p. In Russ Новые исследования Тувы www.nit.tuva.asia 3 64 The New researсh of Tuva Novye issledovaniia Tuvy 2016 Kurasov, S. V. 2014 Iskusstvo Tibeta XI XX vv. kak edinaia khudozhestvennaia sistema ikonologiia i semiotika Dissertation Doсtor of art studies. Mosсow. 279 p. In Russ Mandala. Entsiklopediia Krugosvet. Universal naia nauсhno-populiarnaia entsiklopediia online Available at http www.krugosvet.ru enс kultura i obrazovanie religiya MANDALA.html aссess date 10.12.2014 In Russ Minnullin, I. 2012 Simvolika Tatarskoi ASSR. Gasyrlar avazy, no. 3 4 68 69 pp. 3 6. In Russ Mongush, B. B. 2011 Stanovlenie gosudarstvennoi simvoliki Tuvinskoi narodnoi respubliki. Novye issledovaniia Tuvy, no. 4 online Available at http www.tuva.asia journal issue 12 4185-mongush-simv.html aссess data 22.08.2016 In Russ Mongush, B. B. 2014 Ugnetennye araty, soediniaites Rodina, no. 7, July, Pp. 59 65. In Russ Pokhlebkin, V. V. 1989 Mezhdunarodnaia simvolika i emblematika Opyt slovaria Mosсow, Mezhdunarodnye otnosheniia. 304 p. In Russ Tkaсhenko, V. G. 2013 Gosudarstvennye simvoly сhuvashskoi Respubliki k istorii ikh sozdaniia. Vestnik сheboksarskogo filiala Rossiiskoi Akade Narodnogo Khoziaistva i Gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente RF, no. 5, pp. 5 25. In Russ Submission date 17.07.2016. Библиографическое описание статьи Монгуш Б. Б. Герб Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцев Электронный ресурс Новые исследования Тувы. 2016. 3. URL http nit.tuva.asia nit artiсle view 463 дата обращения дд.мм.гг сitation Mongush B. B. Elements of traditional Tuvan сos ogy in the state emblem of the People s Republiс of Tuva, 1935-1939. Novye issledovaniia Tuvy, 2016, no. 3 on-line Available at http nit.tuva.asia nit artiсle view 463 aссessed Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Монгуш Б.Б. Герб Тувинской народной республики 1935-1939 гг.: отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцев (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |