Японская геральдика эпох Муромати и Адзути-Момояма
А. А. Речкалова
В статье речь идет об основных тенденциях развития геральдики в эпоху
Муромати 1333 1573 и Адзути-Момояма 1573 1603
Данный этап характеризуется активным геральдическим творчеством, которое
носило преимущественно бессистемный характер существенным увеличением количества геральдических символов, появлением новых видовых групп
гербов и пр. Однако в то же время были предприняты первые попытки упорядочить знания о гербах сёгун и могущественные даймё проявляли интерес к
созданию справочников по наиболее распространенные семейным гербам отдельных регионов, что свидетельствовало о важной роли геральдики в военном искусстве того времени.
Ключевые слова геральдика, семейные гербы ка-мон, военное сословие,
аристократия, кику, кири.
В XIII веке в Японии отгремела череда мятежей, которая в конечном
счете привела к падению первого сёгуната в истории страны. Однако это
событие не принесло долгожданного мира XIV XVI века были отмечены расколом императорского дома, серией междоусобных конфликтов
внутри правящей элиты, а затем общим состоянием децентрализации. С
одной стороны, это пагубно сказалось на развитии страны, но с другой
стороны, такое положение вещей закрепило за геральдикой статус неотъемлемого атрибута японской культуры и военного искусства.
К середине XIV века было письменно зафиксировано около пятисот
семейных гербов ка-мон, букв. фамильный герб а к концу XVI
их насчитывалось уже около двух с половиной тысяч. Существенное
увеличение базы геральдических символов уже в начале эпохи Муромати можно проследить, например, по такому известному произведению
в жанре гунки военные записи как Повесть о Великом мире Тайхэйки, ХIV в В повести описано более 60-ти стягов разных родов1
В 10-м свитке Повести о Великом мире описывающем падение сёгуната Камакура, есть следующее упоминание о специфическом знаке
накагуро букв. темная сердцевина или 3 хитоцу-хикирё букв. одна горизонтальная черта или один дракон который использовали представители клана Нитта Два человека, Датэ и
Намбу, переоделись в простолюдинов, надели доспехи гонцов, сели на
коней и прикрепили себе на шлемы эмблемы с черным знаком 2 Из 1 Тикано Сигэру. 55 Сборник японских семейных гербов Токио Кадокава сётэн, 1993.
С. 3 4. 2 Японские самурайские сказания Повесть о великом мире пер. и вступ. ст. В. Н. Горегляда. СПб. Северо-Запад Пресс, 2002. С. 385.
259
этого отрывка становится понятно, что воины армии Нитта использовали герб своего сюзерена.
Таким образом, гербы использовались не только для указания на
определенных людей или на принадлежность к определенным родам,
сфера применения геральдических знаков расширилась, они стали использоваться в качестве указания на принадлежность к могущественному военному клану3
Кроме того, в середине XIV в. гербы кику хризантема и кири павловния другое прочтение павлония получили статус символов
императорской семьи4
Впервые эти гербовые изображения начинают использоваться императорской семьей еще в первой половине эпохи Камакура. Император
Го-Тоба 1180 1239 другое имя которого звучит как Император-хризантема Кикутэй очень любил хризантемы символ
юности и долголетия, и украшал этим символом одежду, оружие, домашнюю утварь и экипажи. Его потомки, император Го-Фукакуса 1243 1304 и император Камэяма u 1249 1305 продолжили традицию использовать хризантему в качестве императорского символа, и с тех пор все последующие императоры стали использовать символ кику как специфический знак императорской семьи5 Однако использование символов кику, как и кири, было частным, а не
публичным. На официальных приемах в императорском дворце превалировали изображения луны и солнца6
Хризантема и павловния приобретают официальный статус эмблемы императорского дома в 30-е годы XIV века, во время борьбы императора Го-Дайго 1288 1339 с могущественным кланом
Асикага Сторонники императора размещали изображения кику
и кири на боевые знамена своих армий и отрядов, на полевые ширмы,
мечи и др. элементы военной амуниции в качестве символа приверженности императору. К сожалению, не сохранилось современных этим
событиям свидетельств процесса трансформации узоров с элементами павловния и хризантема в официальные гербовые символы императора точно так же, как до сих пор не известно, получили ли роды
Асикага и Акамацу герб кири и роды Кадзанъин и Кикути кику в дар
или присвоили их себе силой7
3 Нумата Райсукэ. Нихон монсё гаку Японская геральдика Токио Дзинбуцуо райся,
1968. С. 34. 4 Тикано Сигэру. Нихон ка-монсо кан Сборник японских семейных гербов Токио Кадокава сётэн, 1993. С. 3 4.
5 Ка-мон кара нихон-но-рэкиси-о сагуру Изучение японской истории через семейные гербы Токио Гомо сёбо 2006. С. 41.
6 Нумата Райсукэ. Нихон монсё гаку Японская геральдика Токио Дзинбуцуо райся,
1968. С. 35. 7 Нумата Райсукэ. Там же. С. 35.
260 а б в
Рис. 1. а герб кику букв. хризантема б герб кири букв. павловния в герб кикусуй букв. хризантема на воде 8
С гербом хризантема связан образ Кусуноки Масасигэ 1294 1336 знаковой фигуры в военной истории Японии. Считается,
что он являлся потомком Татибана Мороэ 684 757 основателя одного из четырёх великих родов Гэмпэйто кицу 9
Так или иначе, Кусуноки Масасигэ наиболее известен в качестве самого верного вассала императора Го-Дайго, который отчаянно пытался
спасти жизнь своему сюзерену в битве с Асикага Такаудзи. В эпоху
Мэйдзи 1868 1912 в честь рода Кусуноки было заложено
синтоистское святилище Минатогава-дзиндзя Ныне святилище находится на территории г. Кобэ в преф. Хёго, а в XIV века река
Минатогава стала местом драматического сражения между армиями
императора Го-Дайго и Асикага Такаудзи. Во время битвы при Минатогава отряд Кусуноки Масасигэ противостоял отряду Асикага Тадаёси 1306 1352 Масасигэ вместе с братом сражались до последнего, однако, будучи окруженными превосходящими войсками противника, они оба совершили самоубийство, не желая сдаваться в плен. Кусуноки Масасигэ был увековечен в истории как самый преданный вассал а битва при реке Минатогава во время Реставрации Мэйдзи стала
символом вассальной верности императору и отчизне.
Род Кусуноки получил герб уже после смерти Масасигэ. Он называется кикусуй букв. хризантема на воде Хризантема символ
юности и долголетия, и император Го-Дайго пожаловал этот гербовый
символ семье своего вассала со словами Чтобы его имя оставалось в
памяти людей тысячи лет 10. Есть и другая версия, согласно которой Хонда Соитиро. Нихон-но-ка-мон тайдзэн Полное собрание японских семейных гербов Токио Гото сёин, 2004. С. 63, 71. 9 Собирательное название для родов Минамото Тайра k Фудзивара и Татибана достигших своего расцвета в эпохи Нара и Камакура. 10 Ка-мон кара нихон-но-рэкиси-о сагуру Изучение японской истории через семейные
гербы Токио Гомо сёбо 2006. С. 47.
261
хризантема, изображенная на гербе, символизирует императора, а вода,
что держит ее на плаву, образ самого Кусуноки Масасигэ11.
Таким образом, в начале XIV века семейный герб ка-мон как инструмент выражения принадлежности к тому или иному роду, клану,
воюющей стороне стал актуален как для военного сословия, так и для
аристократического. Поскольку гербами часто награждали за отвагу и
героические действия в бою, соответственно вырос авторитет геральдики в целом. Именно в это время формируется уважительное отношение к военному снаряжению, на которое были нанесены семейные гербы. Зарождаются специфические ритуалы, связанные с выказыванием
уважения гербовым знакам. В исторической хронике Большой сборник записок Оодзо си
12 в параграфе Военное снаряжение в разделе Сведения о градации флагов сказано, что каждому
необходимо освоить 1 почитание флагов с гербами 2 почитание белых стягов 3 уважение к парчовым полотнищам Этот принцип особенно касался боевых стягов прославленных генералов. Кроме того, в
хронике было зафиксировано следующее правило человек, приходящий в военную ставку, заходя за полевую ширму, должен избегать
мест, где на ширму нанесен герб13.
В конце XIV века раскол внутри императорского дома был урегулирован, противостояние потомков императора Го-Дайго и рода Асикага
постепенно сошло на нет. Однако это не принесло мира стране, военную элиту сотрясали междоусобные войны, внутри родов образовывались враждующие фракции, которые также распадались на враждующие между собой лагеря. Если бы геральдическая традиция продолжила существовать в неизменном виде, то идентифицировать эти многочисленные союзы, партии, группировки и альянсы было бы весьма затруднительно. Поэтому семейные гербы ка-мон начали видоизменять.
Так, например, во время смуты годов Мэйтоку Мэйтокуно ран в 1391 г. произошел раскол в роде Ямана u поэтому во
избежание хаоса на поле боя враждующие ветви выбрали разные геральдические изображения. После окончания междоусобной войны
элементы гербов враждующих сторон были объединены в одно сложное гербовое изображение сити-гокири сити-ха нэдзаса букв. сочетание павловнии с семи- и пятилепестковыми цветами
и семилистным карликовым бамбуком 14. Семья Имагава под
давлением обстоятельств взяла себе в качестве временного герба 11 Судзуки Тоору. Ка-мон дэ ёмикакунихон-но-рэкиси Понять историю Японии с помощью семейных гербов Токио Гакусю кэнкю ся, 2003. С. 78. 12 Исторический источник, описывающий повседневную жизнь, культуру, иерархическую
структуру военного сословия. Авторство приписывается Имагава Рё сюн Садаё 1326 1420 13 Нумата Райсукэ. Там же. С. 36. 14 Там же. С. 34.
262
а б
Рис. 2. а герб сити-гокири сити-ха нэдзаса букв. сочетание павловнии с семи- и пятилепестковыми цветами и семилистным карликовым
бамбуком б герб акатори букв. красная птица перен. гребень для
лошадиной гривы 17.
Однако помимо междоусобных войн, по всей видимости, были и
другие причины для появления новых гербов. Проследить их историю
невозможно, так как чаще всего они не фиксировались в письменных
источниках.
В эту эпоху появились гербы хё -мон, окрашенные в два или
три цвета. Сочетание символа и цвета делало герб более узнаваемым на
поле боя. Но распространение этот вид получил лишь в эру Гэнроку 1688 1704 когда символы хё -мон стали использоваться в качестве
декоративного орнамента на одежде и утвари18.
В целом, несмотря на единичные случаи усложнения структуры семейных гербов представителей военного сословия, преобладали крупные по размеру и простые по строению символы, включавшие в себя не
более трех различных элементов. При этом продолжали сохранятся визуальные различия между геральдическими символами военного сословия и аристократии, последние имели более сложную композицию и
могли включать в себя три и более различных элемента. 15 Такасава Хитоси. Ка-мон сайдзики Лунный календарь и геральдическая традиция
Японии Токио Ё сэнся, 2011. С. 70.
16 Нихон монсё дайдзукан Иллюстрированное руководство по японской геральдике
Токио Синдзин буцуо райся, 1978. С. 17. 17 Хонда Соитиро. Нихон-но-ка-монтайдзэн Полное собрание японских семейных гербов Токио Гото сёин, 2004. С. 68, 73. 18 Тикано Сигэру. Нихон ка-мон со кан Сборник японских семейных гербов Токио Кадокава сётэн, 1993. С. 4.
акатори букв. красная птица перен. гребень для лошадиной гривы и т. д.
15 Таким образом, вместе с ростом количества военных
группировок резко увеличился и количественный состав гербовых изображений, особенно активно этот процесс происходил во время междоусобной войны годов Онин E 1467 1477 16.
263
Уже в начале эпохи Муромати геральдика была столь значимым
элементом повседневной жизни общества, что ее могли использовать
вместо родовых имен для указания на конкретных индивидуумов, на те
или иные роды и клановые группировки. Это находит подтверждение в
военной литературе того времени. Например, в 11 20 свитках Повести о
Великом мире можно найти упоминания таких гербов, как 3
футацу-хикирё букв. две горизонтальные черты перенос. два дракона вместо конкретного указания на род Асикага, 3 ёцумэюй букв. четыре ромбовидных пятна род Оми Гэндзи,
судзигай букв. скрещивающиеся прямые род Мацуда, хидари-домоэ букв. узор томоэ, закручивающийся в правую сторону
род Уцуномия, ёрикакари-но ватигаи букв. переплетающиеся кольца род Ко и пр.
19 Исходя из того, что вместо родовых имен известных людей стали использоваться описания их семейных гербов, можно сделать вывод, что символы ка-мон были хорошо
известны по всей стране и не только в среде военного сословия. Этот
факт лишний раз указывает на высокую степень проникновения гербов
в повседневную жизнь людей.
В эпоху Муромати среди военных приобрела популярность такая
форма одежды, как камисимо20 Поверх камисимо, как правило,
одевали накидку