| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след "казанского дракона" / 2017 | ||
Фоменко И.К., Щербакова Е.И.
Западный след "казанского дракона"Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 378-389. Аннотация: Всем известен казанский герб – зилант. Но как и когда он стал таким? Попытаемся проследить эволюцию казанского дракона, основываясь преимущественно на визуальных источниках. Озвучим сразу нашу гипотезу. Никто из исследователей герба Казанского царства на Большой Государевой печати Ивана Грозного почему-то не видит там изображения одного из древнейших геральдических символов – грифона. Язык символов в определенном культурном пространстве должен читаться единообразно. Соответственно и символическое значение, и иконография мифологических животных была схожей во всей христианской цивилизации. Кроме того, нам кажется, что дракона – символ адских сил – вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову поместить на государеву печать. Об авторах публикации/статьи: Фоменко И.К. Щербакова Е.И. Просмотр публикации в формате PDF:
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1. Страница из Казанского летописца, литературного памятника, созданного в 60-е гг. XVI века. Список последней четверти XVI столетия
ID: 501
![]() 2. Дракон. Белокаменный рельеф. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230–1234).
ID: 502
![]() 3. Грифон. Белокаменный рельеф. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230–1234)
ID: 503
![]() 4. Фрагмент «Знамени Великого Стяга» 1560 г
ID: 504
![]() 5. . Аримасп сражается с грифоном, сатир наблюдает за битвой. Миниатюра с античной краснофигурной вазы из Лувра
ID: 505
![]() 6. Деталь медной планисферы 1453 г. кардинала Стефано Борджа с миниатюрами Грифона, барса и львов
ID: 506
![]() 7. Деталь медной планисферы 1453 г. кардинала Стефано Борджа с миниатюрами драконов
ID: 507
![]() 8. Саадак Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г.
ID: 508
![]() 9. Царский Саадак 1667 г. Деталь. Оружейная палата. Здесь грифон превышает по размерам всех своих мифологических собратьев.
ID: 509
![]() 10. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. с геральдическими символами Российского государства.
ID: 510
![]() 11. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г.
ID: 511
![]() 12. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Александрия. Кн. 6. Александр и Гифоны.
ID: 512
![]() 13. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Троя. Кн. 5. Л. 12. Аргонавтика.
ID: 513
![]() 14. «Печать Царства Казаньского» 1596 г., которая была приложена к грамоте Первого воеводы Казани князя Ивана Михайловича Воротынского Младшего.
ID: 514
![]() 15. Анонимная (генуэзская) карта мира, изготовленная в 50-х гг. XV в. (копия); деталь
ID: 515
![]() 16. Эбсторфская карта мира (вторая половина XIII в.). Протограф карты восходит к началу XIII в.
ID: 516
![]() 17. Аримасп сражается с грифоном за сокровища. Деталь Эбсторфской карты
ID: 517
![]() 18. Херефордская карта мира. Аримаспы сражаются с грифонами.
ID: 518
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 83659 знаков (с пробелами)
УДК 929.6 347.189.7 Западный след Казанского дракона И.К. Фоменко Научно-исследовательский центр АИРО-XXI Е.И. Щербакова Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Всем известен казанский герб зилант. Но как и когда он стал таким Попытаемся проследить эволюцию казанского дракона, основываясь преимущественно на визуальных источниках. Озвучим сразу нашу гипотезу. Никто из исследователей герба Казанского царства на Большой Государевой печати Ивана Грозного почему-то не видит там изображения одного из древнейших геральдических символов грифона. Язык символов в определенном культурном пространстве должен читаться единообразно. Соответственно и символическое значение, и иконография мифологических животных была схожей во всей христианской цивилизации. Кроме того, нам кажется, что дракона символ адских сил вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову поместить на государеву печать. Полный царский титул Ивана Васильевича был проиллюстрирован на печати гербами подчиненных Москве государств и земель. К сожалению, в нашем распоряжении не имеется геральдического описания Большой печати, что очень затрудняет толкование символов, которыми она насыщена. Что могло послужить источником для составления геральдических символов печати Ивана Грозного Отметим, что значительная группа эмблем Большой печати представлена бестиариием. Исследователи полагают, что большинство изображений зверей русские художники заимствовали из так называемых Физиологов. Но самое интересное наше предположение связано с произведениями европейской картографии. Возможно, Иван Грозный один из образованнейших людей своего времени был с ними знаком, так как нередко карты помещались в псалтыри. На древнейших европейских картах в том регионе, где находилась Волжская Булгария, неизменно помещается грифон. С грифоном борются жители гиперборейских краев аримаспы, пытающиеся отнять сокровища, которые, согласно легендам, охраняли эти мифологические животные. Подобные изображения локализуются достаточно четко, проходят из карты в карту, причем разных картографических школ, и на протяжении длительного времени. Нам представляется, что Иван Грозный ориентировался в своих геральдических предпочтениях на западные, а не на восточные образцы. Средняя Волга была известна как ареал обитания грифонов с древности. Хотя после смерти Ивана Грозного гербовое поле Казанского царства, как видим, осталось за Востоком. Дракон вытесняет грифона и прочно занимает его место. Возможно, в условиях ослабления центральной власти местные традиции одержали верх над столичными. Ключевые слова символ, геральдика, грифон, дракон, средневековая картография, топонимика Для цитирования Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона Золотоордынская цивилизация. 2017. 10. С. 378 389. Всем известен казанский герб зилант. Но как и когда он стал таким Попытаемся проследить эволюцию казанского дракона. Разматывая хронологический свиток, мы будем двигаться против течения Реки Времен, совершая остановки у визуальных источников, которые помогут нам проникнуть в историческое прошлое, как можно дальше. Озвучим сразу нашу гипотезу. Никто из исследователей герба Казанского царства на Большой Государевой печати Ивана Грозного почему-то не видит там изображения одного из древнейших геральдических символов грифона. Тогда как нам представляется, что именно это мифологическое чудовище было первым лицом царства Казанского. Авторы пишут о драконе или псевдодраконе Казанского царства о василиске или песьеглавом змее о булгарском драконе или чингизидском драконе о последнем говорят многие исследователи, но ни один из них не демонстрируют изображения этого существа 1 3 23 26, с. 155 196 2, с. 79 80 Многоликий античный чародей Протей от такого парада обличий татарского дракона, наверное, тоже принял бы обличье зиланта Вспомним, что в эпоху Средневековья буквально всё от количества перьев на рыцарском шлеме до рисунка клетки на шотландском килте имело символическое значение. Язык символов в определенном культурном пространстве должен читаться единообразно. Соответственно и символическое значение, и иконография мифологических животных была схожей во всей христианской цивилизации. Драконов, грифонов и прочих чудесных тварей помещали на страницы Физиологов, Шестодневов, Александрий и других сочинений, на иконы невероятно популярна была тема святого Георгия- Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 379 драконоборца или в русском варианте Чудо святого Георгия о змие Мифологические животные красовались на стенах храмов, а также на графических просторах старинных карт. Приведем описание Грифона и Дракона из справочника середины XIX в., вышедшего из-под пера первого классификатора русской геральдики Александра Лакиера. Гриф, баснословное животное, вполовину орел, вполовину лев, служит символом быстроты, соединенной с силою. Древние думали, что он хранит клады. Дракон, эмблема нечистой силы, язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на которых он и покоится язык его похож на жало, крылья у него такие же, как у летучей мыши, а туловище оканчивается рыбьим хвостом 14 На хвост стоит обратить особое внимание. Это важнейший атрибут любого дракона, будь то западный василиск или его евразийский собрат зилант рис. 1, 2 Отправная точка нашего путешествия 1672 год, время создания Царского титулярника или первого русского гербовника под названием Большая государева книга или Корень российских государей 27 Книга, созданная для Посольского приказа, выполняла роль справочника по различным дипломатическим вопросам. Этот роскошный манускрипт содержит огромное количество миниатюр богатые заставки и инициалы, парсуны русских и иностранных монархов и, конечно же, гербы земель. Над декорированием Титулярника трудились лучшие художники и златописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. Эмблемы русских городов и регионов приобретают в нем характер завершенности, именно там мы видим сложившуюся иконографию Казанского герба с драконом-зилантом. Рис. 3. Царский Титулярник 1672 г. Изображение Царской пирамиды Царство Казанское, Царство Сибирское и Царство Астраханское см. на цветной вклейке Подобная эмблема имеет место и на Государевом знамени Алексея Михайловича, которое датируется 1668 годом 10, рис. 2 Наиболее раннее описание символики Казанского царства это как раз царский указ об изготовлении этого гербового штандарта. Указ предписывал изготовить знамя, на котором написать живописцу Станиславу Лопуцкому разных государств четырнадцать печатей в гербах гербовых щитах Ведущий знаменщик Оружейной палаты, смоленский шляхтич Станислав Лопуцкий расписывал знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым. Он, кстати, развернул на 180 градусов всадника на груди у гербового орла в левую сторону от зрителя, как принято в европейской геральдической науке, с которой Лопуцкий в силу своего происхождения и образования, несомненно, был хорошо знаком раньше наш ездец скакал на Восток Инструкция мастеру в отношении дизайна казанской эмблемы гласила печать Казанская, на ней в каруне Василиск, крылье золото, конец хвоста золот 19, с. 44 49 Геральдической символикой декорирован и царский саадак, важнейший атрибут в комплекте царского оружия, игравший большую роль при государевых выездах. Все царские саадаки из Оружейной палаты, которые относятся к XVII веку, несут символы величия Российских монархов. Правда, дракона там нет. Двуглавого орла и святого Георгия окружают лев, единорог, феникс и грифон. К большому саадаку в описи походной казны обязательно прилагался покровец большого наряда он же представлял собой и гербовое знамя русского государя с двуглавым орлом в центре, снабженное дюжиной гербов земель, которые присутствовали в полном титуле правителя. Рис. 4. Саадак Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. Саадак был украшен немецкими мастерами, которые в то же время работали над созданием большого государева наряда венца, державы и скипетра. Рисунок Фёдора Григорьевича Солнцева. Древности Государства Российского. М., 1853. Отделение III. 123 см. на цветной вклейке Рис. 1. Фрагмент Большой Государевой печати Ивана IV, изготовленной около 1577 г. с изображением Грифона, который на тот момент являлся эмблемой Царства Казанского Рис. 2. Георгий Победоносец поражает дракона. Центр лицевой части Большой Государевой печати Ивана IV, изготовленной около 1577 г. Перед зрителями на одной печати представлены как дракон, так и грифон. Можно сравнить иконографию обоих мифологических существ, которые мирно уживаются на этом геральдическом поле 380 ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 2017. 10 Рис. 5. Царский Саадак 1667 г. Деталь. Оружейная палата. Мастера Прокофий Андреев и Остафий. Следует обратить внимание на то, что грифон превышает по размерам всех своих мифологических собратьев в геральдическом квартете русских царей, что, несомненно, свидетельствует о его большом значении см. на цветной вклейке Рис. 6. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. с геральдическими символами Российского государства. Примечательно здесь то, что грифон в правом верхнем углу занимает то же место, что и дракон на Большой государевой печати Ивана Грозного см. на цветной вклейке Рис. 7. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. На этом образце русской геральдики первой трети XVII в. можно видеть прекрасную иконографию дракона, огромный хвост которого даже не помещается в гербовое поле и частично остается за кадром см. на цветной вклейке Проследуем в XVI столетие и посмотрим на Печать Царства Казаньского 1596 г., которая прилагалась к грамоте Первого воеводы Казани князя Ивана Михайловича Воротынского архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению. Кстати, эта печать считается первым известным в сфрагистике изображением дракона в качестве эмблемы Казанского царства 4, с. III Перед нами классический дракон с длинным языком, опущенным долу, с недобрым взором и огромным хвостом, изгибающимся кольцами, конец которого даже не поместился в гербовое поле. Рис. 8. Печать Царства Казаньского 1596 г., которая была приложена к грамоте Первого воеводы Казани князя Ивана Михайловича Воротынского Младшего. Грамота дана архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией на пожалованное к новому им монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, что за острогом, огородного места для монастырского их обихода Иван Михайлович Воротынский имел титул Первого Воеводы в Казани с 1592 по 1598 годы см. на цветной вклейке Это Terminus post quem, когда зилант начинает свое триумфальное поползновение на казанскую эмблематику. Печать в качестве символа местной власти передавалась в соответствии со строгой регламентацией, в первую очередь при смене воеводского правления одновременно с ключами от каменного и деревянного города 9, с. 109 110 Система пользования печатью с местной драконьей символикой оставалась нерушимой многие годы 24 Рис. 9. Страница из Казанского летописца, литературного памятника, созданного в 60-е гг. XVI века. Список последней четверти XVI столетия Возможно, тогда и вспомнили местную легенду об основании города Казани, которая вошла в Казанский летописец 1564 1565 Легенда повествует о том, что жил в Булгарском краю змей, который никому не давал житья яко же преже сего на том месте вогнездися змий лют и токовище их, и воцарися во граде скверный царь Изгнан аспид был поволжским змееборцем царём Саином Болгарским, который повелел сжечь змеиное логово быти от того велику смраду змиину по всей земли той, и проливающе Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 381 впредь хотяще быти от окаяннаго царя злое содеяние проклятия его веры срацынския 12, с. 47 48 Отметим, что Казанская история дошла до нас более чем в 200 списках, что свидетельствует о её большом значении и о том немалом интересе, который она вызывала у современников. Теперь пришло время поговорить об эпохе Ивана Грозного и о тех символах, которые присутствуют на атрибутах государевой власти. Среди них есть и грифон и дракон. Змей с крылами хорошо был знаком на Руси. Он представлен на рельефах фасадов древнерусских соборов Чернигова, Галича, Владимира, Юрьев-Польского. Уже в эпоху Древнерусского государства сложилась иконография дракона, естественно, не без влияния Европы и европейских мастеров-каменщиков, работавших на русских заказчиков. Рис. 10. Дракон. Белокаменный рельеф. Георгиевский собор Юрьева-Польского 1230 1234 Обратим внимание на крылатый хвост дракона, занимающий более половины тела этого мифологического существа Рис. 11. Грифон. Белокаменный рельеф. Георгиевский собор Юрьева-Польского 1230 1234 Особо интересующий нас грифон, как один из символов монаршего величия, помещен на седло Ивана Грозного, предназначенного для торжественных выездов, вместе с двуглавым орлом, символом Христа единорогом, символом бессмертия и Воскресения фениксом и царственным львом 20, илл. 397 Эта символика присутствует и на Великом Стяге Царя Ивана Васильевича 1560 года Рис. 12. Знамя Великий Стяг Царя Ивана Васильевича 1560 года Рисунок выполнен художником Д. Струковым. Хромолитография И.Бахмана см. на цветной вклейке До нас дошло описание Знамени Великого Стяга Царя Ивана Васильевича 1560 года Оно было построено из китайской тафты с одним откосом мерою по древку 3 арш. 2 верш. по верхней кайму 6 арш 2 1 5 верш. по откосу 4 арш. 5 вер. по нижней кайме 2 арш. 10 вершкове средина стяга лазореваго цвета, откос сахарнаго цвета, койма вокруг стяга брусничнаго цвета, койма откоса маковаго цвета, в лазоревой средие вшить круг из темноголубой тафты, обведенный золотою каемкою в кругу изображен Спаситель на белом коне по сторонам изображения Спасителя розсыпаны золотыя звезды, и кресты по окружности круга написаны херувимы и серафимы, левее круга, и под ним, написано небесное воинство в белых одеждах и на серебряных конях на низшей кайме в углу, у Рис. 13. Фрагмент Знамени Великого Стяга 1560 г. 382 ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 2017. 10 древка, изображен Св. Иоанн Богослов 8 Как видим, на кайме в верхней части присутствует не один, а целых два грифона. И, наконец, Большая Государева печать Ивана IV. Датируется она приблизительно 1577 годом. Индикатором может служить, в частности, дизайн печати полотцкой На печати в качестве символа города мы видим так называемые колюмны знак литовских князей, дающий самую раннюю дату создания печати 1563 г. В 1578 г. этой печатью был скреплен договор с Данией 15, с. 201 226 Эта печать употреблялась только в сфере внешних сношений. Полный царский титул Ивана Васильевича был проиллюстрирован гербами подчиненных Москве государств и земель 4, с. VIII Рис. 14. Большая Государева печать, созданная около 1577 года, аверс К сожалению, в нашем распоряжении не имеется геральдического описания Большой печати, что очень затрудняет толкование символов, которыми она насыщена. Что же могло послужить источником для составления геральдических символов печати Ивана Грозного Стоит отметить, что русская средневековая символика, отражающая вкусы властной элиты и самого Ивана Грозного, до сих пор является областью недостаточно изученной и требует особых серьезных исследований 13, с. 160 210 6 7, с. 70 84 22, с. 193 198 Еще раз повторим, что мы видим в качестве символа Казанского царства не дракона, а грифона. Хвоста у этого существа нет Голова с клювом птичья, а не собачья, как у зиланта. Не видно и задних лап, но таких грифонов со срезанной тыльной частью в белокаменном декоре древнерусских храмов, о котором мы уже упоминали, сколько угодно. А вот у дракона хвост обычно составляет 2 3 туловища. Кроме того, нам кажется, что дракона символ адских сил вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову поместить на государеву печать. Что же двигало создателями этого впечатляющего символического ряда, знаменующего две дюжины регионов и царств, входящих в державу Ивана IV В любом случае, печать не должна была уступать своим медальерным собратьям из Европы, где геральдическое искусство имело многовековую традицию. Стоит обратить внимание на то, что значительная группа эмблем Большой печати представлена бестиарием, там есть и мифологические и вполне реальные представители животного мира. Исследователи полагают, что большинство изображений зверей русские художники заимствовали из так называемых Физиологов, своеобразных энциклопедий средневековья 18, с. 560 Они имели хождение на Руси и, наверняка, имелись в знаменитой библиотеке Ивана Грозного. Кроме того, незадолго до создания Большой печати в свет вышел многотомный Лицевой летописный свод 1568 1576 снабженный огромным количеством иллюстраций, среди которых немалую часть занимают мифологические сюжеты. Над книгами Лицевого свода работали лучшие государевы масте- Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 383 ровые около 15 писцов и 10 художников. В летописный свод вошло около 10 тысяч листов и свыше 17 тысяч иллюстраций. Изобразительный материал в этой грандиозной энциклопедии всемирной истории занимает больше половины всего объёма книги Рисунки не только иллюстрируют текст, но и дополняют его. Некоторые исторические события только нарисованы, а не описаны 16 Отработана в Лицевом своде и иконография мифологических чудовищ. Дракон там персонаж однозначно отрицательный, и хвост у него огромного размера. Рис. 15. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Александрия. Кн. 6. Александр и Гифоны. И грифонес, еже есть ног, и того гнездо бяше ногово на 15 древ. И се прииде к нам народ мног, муж и жен и детей, и бяху большии имуще в высоту свою 9 лакот, друзии же от них нижше см. на цветной вклейке Рис. 16. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Троя. Кн. 5. Л. 12. Аргонавтика. Храбрый Язон хочет быстрее погубить змея и наносит ему частые удары обнаженным мечом, мощную силу которых отражает чешуя змея. И неутомимый Язон снова и снова наносит удары, будто тяжелым молотом по наковальне. И до тех пор поражает его, пока змей, не выдержав бесчисленных и жестоких ударов, на широком поле не распростерся, смертоносный испустив дух и пропитав весь воздух над собой смертельным ядом см. на цветной вклейке Пытаясь выяснить, почему же именно грифон оказался на Большой печати в качестве символа Казанского царства, обратимся к произведениям европейской картографии. Возможно, Иван Грозный один из образованнейших людей своего времени был с ними знаком, так как нередко карты помещались в псалтыри, без которых трудно представить Либерию московского царя. На древнейших европейских картах XII XIII вв. в том регионе, где находилась Волжская Булгария, неизменно помещается грифон. С грифоном борются жители гиперборейских краев аримаспы, пытающиеся отнять сокровища, которые, согласно легендам, охраняли эти мифологические животные. Подобные изображения локализуются достаточно четко, проходят из карты в карту, причем разных картографических школ, и на протяжении длительного времени. Этот сюжет присутствует в Истории Геродота, которая получила в Европе широчайшее распространение. Может быть, там и почерпнули его средневековые картографы. Об аримаспах, мифическом народе, проживающем на крайнем Северо-Востоке Скифской пустыни Геродот сообщает следующее Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседоном. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы одноглазые люди за аримаспами стерегущие золото грифы, а еще выше за ними гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями причем первыми начали войну аримаспы Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину 5, IV.13 Как известно, рукописи Истории Геродота X XV вв. отражают непрерывную традицию и имеют в своей основе один протограф, восходящий к одному из античных манускриптов. История Геродота была вывезена византийскими интеллектуалами после взятия Константинополя турками 29 мая 1453 г. в Западную Европу. В настоящее время этот манускрипт наличествует в библиотеках Рима, Флоренции, Милана, Мадрида, Парижа, Оксфорда, Кембриджа и др. В капитальном издании Г. Штейна 1869 1881 гг. насчитывается 46 рукописей 42-а что свидетельствует о значительной распространенности в Европе этого сочинения. Не исключено, что Иван Грозный тоже был знаком с Историей Геродота. Проследим же за шествием грифона по графическим полям европейских карт. Особенно удивляет то, что интересующее нас изображение упорно помещается в одном и том же месте, что несвойственно ранней средневековой картографии, где пространственная точность и привязка к определенной местности были понятиями весьма относительными. Прежде чем приступить к разговору о средневековой европейской картографии XII XV вв., надо сразу отметить одну её важную особенность. Информация на картах применительно к территории нашей страны, достигающей реки Ра-Эдиля-Волги, отражает политические реалии обычно с отставанием на 50 70 100, а иногда и более, лет. Рис. 17. Аримасп сражается с грифоном, сатир наблюдает за битвой. Миниатюра с античной краснофигурной вазы из Лувра 384 ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 2017. 10 Итак, на медной планисфере 1453 года кардинала и антиквара Стефано Борджа 26 южнее страны Амазонии которую средневековые картографы помещали на Средней Волге есть она и на знаменитой карте мира Фра Мауро 1459 года 38, tav. XL на высокой горе стоит грифон в окружении львов и барса. Если львы занимаются поиском добычи, то белый барс и грифон находятся рядом и с уважением рассматривают друг друга. Драконы предки зиланта шествуют по горам на другом конце карты, далеко на Востоке. Рис. 19. Деталь медной планисферы 1453 г. кардинала Стефано Борджа с миниатюрами драконов Рис. 18. Деталь медной планисферы 1453 г. кардинала Стефано Борджа с миниатюрами Грифона, барса и львов На анонимной карте мира 50-х гг. XV века, так называемом генуэзском анониме 32, p. 79 98 графическая информация отражает политическую ситуацию на середину XIV века. На богатом ковре синего цвета восседает золотоордынский хан Джанибек. Слева от хана топчется огромный грифон. Еще ближе к Королю Орды как он назван на карте горделиво расхаживает белоснежный барс. Перед нами сладкая поволжская парочка грифон и барс Рис. 20. Анонимная генуэзская карта мира, изготовленная в 50-х гг. XV в. копия деталь см. на цветной вклейке На знаменитой Херефордской карте мира 1285 1290 созданной Ричардом Хальдингамским и Лаффордским, за пределами земного круга помещены четыре стороны света и 12 основных ветров тералогического вида, а также напоминание грешному зрителю о бренности земного бытия большими буквами по периметру карты слово M O R S Карта ориентирована на Восток и содержит около 1100 легенд размер табулы, подобной по своему виду Ноеву ковчегу, составляет 1650 1350 мм. Это наиболее крупная карта, дошедшая до наших дней, до сих пор она украшает интерьер Херефордского собора в Англии 25 43, 42 49 33 39, ph. 239 241 В районе древнего Булгара присутствует миниатюра, снабженная легендой Аримаспы сражаются с грифами за изумруды. У грифов головы и крылья, как у орла, а тело подобно львиному. Они могут нести по воздуху даже быка сarimaspi. сum griphis pro smaragdis dimiсant. Griphes сapitibus et alis aquileas, сorpore leones imitantur, volando bovem portabunt Рис. 21. Херефордская карта мира. Аримаспы сражаются с грифонами. Следует обратить внимание на одинаковую иконографию грифона на Херефордской карте и на стене Дмитриевского собора 90-е гг. XII в. во Владимире на положение крыльев, клюва и особенно хвоста см. на цветной вклейке Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 385 Погружаясь далее в глубь веков, сделаем остановку у так называемой Верчелльской карты изготовленной около 1270 г. 31 30, p. 9 25 26, f. 997 28, с. 132 133 которая хранится в Верчелли, в капитулярном архиве Arсhivio сapitolare Карта происходит из аббатства св. Андрея в Верчелли, известного как центр изготовления больших карт мира. Размер нашего манускрипта 840 х 720 мм на ней, несмотря на большие утраты, можно обнаружить свыше 500 географических названий и множество миниатюр. Исследователь картографии христианского средневековья VIII XIII вв. Леонид Чекин небезосновательно датирует карту правлением французского короля Филиппа III 1270 1285 Это единственный французский король с именем Филипп, который побывал в Африке. На карте на горе Атлас на западе Африки помещена птица, похожая на страуса с подковой в клюве в Средние Века считалось, что страусы поедали железо Этого страуса оседлал король Франции Филипп как гласит легенда. В шестом сегменте Верчелльской карты в интересующем нас регионе присутствует следующая легенда Этот народ Аримаспы воюют с грифонами за драгоценные камни Gens ista Arimaspi vero сum griponibus На Севере от этой сцены имеется обозначение города с подписью Sarmaсa Sarmata здесь очевидна инверсия литер. Рядом с названием города приводится его характеристика. Этот город настолько велик, что имеет в своей окружности более чем сто миль в нём живут также и христиане Мы имеем основания утверждать, что это город Самара, что дает нам географическую привязку для обозначения места обитания грифонов. Рис. 22. Эбсторфская карта мира вторая половина XIII в Протограф карты восходит к началу XIII в. см. на цветной вклейке Подобный сюжет встречается и на Эбсторфской карте мира второй половины XIII в. Основой протографа этой карты начало XIII в. является Хроника Гуго Сен-Викторского 11 35 28, с. 350 Этой карте стоит уделить особое внимание, так как на ней, на реке Эдил помещен подписанный город Самарха Самара а севернее происходит сражение аримаспа с грифоном. Эбсторфская карта размер 3580 х 3560 мм получила своё название от монастыря бенедиктинок близ города Люнебург в Нижней Саксонии, где она была изготовлена и где её обнаружили около 1830 года 40, 1 krt 25, илл. 1 37, s. 1 29 В 1943 г. она погибла во время операции Армагедон при налёте союзнической авиации на Ганновер, где на тот момент хранилась. Две копии, снятые с карты в конце XIX в., это всё, чем мы располагаем. На графических полях Эбсторфской карты насчитывается около 1600 легенд, сотни миниатюр, до своей гибели она считалась самой большой известной средневековой картой в мире. Как и любая другая средневековая монастырская карта, она представляла собой эсхатологическую модель мира, своего рода икону, на вневременном поле которой демонстрировалось Начало и Конец Мира. Земля представлена в виде тела Христова на Востоке, по сторонам головы Христа расположены буквы Альфа и Омега с комментарием из Апокалипсиса Аз есмь Первый и Последний Апокалипсис 1. 17 Центр средневековой карты предназначался для Иерусалима. В середине Эбсторфской карты помещен священный город, сцена Воскресения и сопроводительная легенда Иерусалим священнейшая столица Иудеи Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца Царь мой от Века В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир На Эбсторфской карте мира, где ойкумена и тело Христово составляют одно целое глава на Востоке, руки в молитвенном жесте повернуты ладонями к зрителю на Севере и Юге, ноги Христа на Западе. На полях карты о Рае земном читаем Рай находится на самом крайнем востоке. Есть в Раю древо познания добра и зла. А древо сие видимо и телесно и подобно любому другому дереву 25, см. Приложение Итак, обратимся к легендам и миниатюрам, которые являются привязкой на графическом поле средневековой карты мира, которая ещё не знала системы координат. Скифия, как свидетельствует легенда, простирается от самого крайнего востока до Океана, а на Юге до Кавказских гор 40 К северу от Кавказа слева от фигур массагетов вооруженных короткими ножами, расчленяющих и употребляющих в пищу старца, и справа от аримаспа ведущего бой с грифоном, присутствует миниатюра города, опоясанного крепостной стеной, из-за которой виднеется дворец правителя в окружении построек меньшего размера. Изображение города сопровождает следующая легенда Samarсha сivitas est Gazare id est Sсitie regionis maior Bab ne habens in gyro с milia que a rege pagano et сhristiano mixtim сolitur Перевод Самарха это город, который расположен в Хазарии, области находящейся в Скифии город этот по своим размерам превосходит Вавилон, ибо имеет в своей окружности 100 миль находится же он под совместным управлением двух царей один из них является язычником, а другой христианин siс Легенда с упоминанием Самары отражает религиозную и политическую ситуацию, напрямую связанную с первым периодом иудаизации правящей верхушки Хазарского каганата, который имеет приблизительно следующие хронологические рамки с 802 803 и до 869 870 гг. 26-а, с. 78 82 Второй период иудаизации Хазарии, информация о котором восходит в основном к арабским источникам, приходится на 386 ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 2017. 10 вторую четверть X века, когда из Византии в Хазарию вследствие религиозных гонений при императоре Романе I Лакапине направилось множество иудеев. В данном случае важнейшим источником является сочинение арабского историка, литератора и географа Аб -л-Хасан Али ибн ал- Ал ал-Мас д ум. 956 г Жители столицы мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являются царь, его окружение и хазары его рода. Царь принял иудейство во время правления халифа Харун ар-Рашида аббасидский халиф Х рун ар-Раш д правил в 786 809 гг. авторы Ряд евреев примкнул к нему из других мусульманских стран и из Византийской империи. Причина в том, что император, правящий ныне, т.е. 332 год Хиджры 943 944 г. авторы и носящий имя Роман Роман I Лакапин правил в 920 944 гг. авторы обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их и большое число евреев бежало из Рума Византии авторы в страну хазар 17, с. 193 Повествование ал-Масуди о принятии иудаизма в Хазарии в эпоху правления Х руна ар-Раш да опиралось на еще более раннее сочинение, ныне утраченное. Существуют два фрагмента, которые основываются на недошедшем до нас протографе. Они инкорпорированы в сочинение арабского космографа Шамс ад-д на Мухаммада ибн аб Т либа ад-Димашк 1256 1327 Там говорится о том, что во времена Х руна ар-Раш да император ромеев по всей видимости, это был Никифор I правил в 802 811 гг., с 803 г. совместно с сыном Ставракием изгнал иудеев из Византии. Они двинулись в Хазарию, где нашли умных и благочестивых людей, объявили им свою веру, а те признали ее наиболее правильной, присоединились к ней, оставаясь в этой вере некоторое время. Затем воевало с ними войско из Хорасана, захватило города их, страну их, они хазары стали их подданными. Рассказывает Ибн ал-Асир арабский историк 1160 1234 гг. авторы также, что они приняли ислам в 254 г. по Хиджре, т.е. в 868 г. авторы он указывает, что причиной принятия ими ислама послужило военное нападение тюрок. Вот они хазары попросили помощи от людей Хорезма, а те ответили Вы неверные, примите ислам, и мы поможем вам. Те приняли ислам, за исключением царя их, и помогли им хорезмийцы, и отступили от них тюрки. После этого принял ислам и царь их 11, с. 152 153 Рис. 23. Аримасп сражается с грифоном за сокровища. Деталь Эбсторфской карты см. на цветной вклейке Итак, после столь пространного вступления о Самаре, который может претендовать на звание одного из старейших городов России, обратимся к легенде об аримаспах и грифонах, которая присутствует на Эбсторфской карте Antropofagi, homines veloсes, habent enim pedes similes equorum, сarne et sanguine hominum vivunt. Sсithia ab extrema orientis parte usque ad oссeanum, deinde a meridie usque ad сauсasi iugum deduсta. сui subiaсet Hyrсania ab oссasu, habentes pariter gentes XL Suntque ei flumina magna Osсorum, Fasсidin, Yrarin. Ibique lapides pretiosi inveniuntur et aurum et gemme. Griphorum immanitate oppressi, statura proсeri, quadrupedum atque pennatum genus rapidissimumque omnium ferarum fertur esse. In vertiсe id est in lateribus Yperboreorum monсium nasсuntur. Totum namque сorpus i rum ymaginem seu formam leonis ostendit. Alis itaque et faсie velut aquile. Equis vehementer infesti. Nam homines disсerpunt, iuga boum velut duos hirсos unguibus interimentes dividunt В этих местах обитают антропофаги, люди быстрые, ибо их ноги подобно лошадиным. Питаются они плотью и кровью человеческой. Скифия простирается от крайних пределов Востока до океана, а на Юге она достигает Кавказского хребта. С западной стороны под Скифией находится Гиркания, в которой проживают 44 народа. В ней Скифии имеются крупные реки Оскор, Фасис, Аракс. В Скифии находят драгоценные камни, а также золото и жемчуг. Но добыть их невозможно из-за большого количества Грифов, которые имеют огромный рост, четыре лапы и покрыты они перьями и как считают, что быстрее их в мире зверя нет. Родятся они к Северу от Гиперборейских гор, на полюсе. Тело их по образу и подобию львиное, а морда и когти, как у орла. Они враждебно относятся к лошадям. А также рвут на части людей, и могут своими смертоубийственными когтями разделать на части пару быков и двух козлов Мюнхенский список Этимологий Исидора Севильского 41, f. 154 v XII в., родиной которого является Северная Франция, содержит карту мира эбсторфско-херефордского блока Т-О типа, которая находится в главе 14.2 О земном круге Исследователь средневековой картографии Готье-Дальше полагает, что данная карта может считаться редуцированной копией Сен-Викторской карты, которая не дошла до наших дней 33, p. 81 85, 193 195 Самара среди прочих городов Скифии, обозначенных как с ivitas Sarmathana находится за Кавказскими горами на Северо-Востоке левый верхний угол карты Близ легенды Сарматана присутствует миниатюра города, окруженного стенами и башнями и расположенного на берегу сине-зелёной реки, несущей свои воды в сторону Кавказского хребта. Книга извлечений Ришара Сен-Викторского восходит к сhroniсon 11 35 гг. одного из основателей данной теологической школы Гуго Сен-Викторского 33 Хроника представляет собой своего рода трактат по истории и географии и называется Описание карты мира В этом сочинении имеется Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 387 достаточно сжатый перечень гидрографических и хорографических объектов, а также наиболее значимых городов и поселений, известных на момент его создания. Существует предположение, что прототипом географического раздела данного труда мог быть графический источник. В тексте, вышедшем из-под пера Гуго Сен-Викторского, в еще более лапидарной форме, чем в уже упомянутой Книге извлечений Ришара Сен-Викторского, даётся перечень топонимов Скифии Ortogorra Samarсhan Attipi Alexandria Sсitopolis viсus Saphiri Ортогорра, Самарха, Аттиппи, Александрия, Поселение Сафир 29, p. 144 Самарха здесь не Самарканд, этот город назывался в ту эпоху Паранда, Панда или Мараканда. В западноевропейских источниках информация о Средней Азии до третьей четверти XII века вообще отсутствует. Сведения о Средней и Центральной Азии появляются в Европе в связи с фигурой пресвитера Иоанна и его письмом которое датируется около 1165 до 1177 года 34 Кстати, в Описании карты мира среди среднеазиатских городов Самарканд не забыт, но, как ему и положено на это время, он именуется Паранда 34, p. 144, 169 Итак, на Эбсторфской и на Верчелльской картах, а также на их протографах первой половины XII в. содержится информация как минимум первой половины IX в. Ареалом обитания грифона с древнейших времён считалась средняя Волга. И нам представляется, что Иван Грозный ориентировался в своих геральдических предпочтениях на западные, а не на восточные образцы. Хотя после смерти царя гербовое поле Казанского царства, как видим, осталось за Востоком. Дракон вытесняет грифона и прочно занимает его место. Возможно, в условиях ослабления центральной власти местные традиции одержали верх над столичными. Наше исследование скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Но для научного поиска это не менее значимо. Кроме того, мы вводим в научный оборот целый комплекс источников, которые не использовались ранее для изучения данной темы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арциховский А.В. Древнерусские областные гербы Ученые записки МГУ. Вып. 93. История. Кн. 1. М. Изд-во МГУ. 1946. С. 43 67. 2. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Татарское книжное издательство. Казань, 1987. 204 с. 3. В лиев Ф., хм т анов М. Казан патшалыгы гербы. Идел. 1974. 4. 90 94 б. 4. Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1899. Репринт. М. Изд-во Планета. 1991. I XXIX с. 5. Геродот. История в девяти книгах Перевод и примечания Г.А. Стратановского под общей редакцией С.Л. Утченко. Л., Изд-во Наука 1972. 600 с. 6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. Искусство. 1972. 318 с. 7. Даркевич В.П. Романские элементы в древнерусском искусстве и их переработка Советская археология. 1968. 3. С. 70 84. 8. Древности Российского Государства, Дополнение к III Отделению, Русские старинные знамена Составитель помощник Директора Московской Оружейной Палаты Яковлев Лукиан. М. Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1899. Режим доступа http history-fiсtion.ru books all 74 region 147 40 sort 4 2 7 дата обращения 18.03.2017 г 9. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI XVII вв. Управление Казанским краем. Казань Изд-во Казан. ун-та, 1982. 223 с. 10. Заринский П. Сборник исторических и археологических исследований о Казанском крае. Ч. 1. Вып. I. Старинные сказания об основании Казани. Казань Тип. Губернского правления. 1880. IV, 75 с. 11. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Вып. 1. Горган и Поволжье в IX X вв. М. Издательство восточной литературы, 1962. 281 с. 12. Казанская история Подготовка текста, вступ. статья и примеч. Г.Н. Моисеевой. М. Л. Изд-во Академии наук СССР, 1954. 191 с. 13. Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.-Л., 1963. 445 с. 14. Лакиер А.Б. Русская геральдика. СПб., 1855. Режим доступа https library.geraldika.ru book.php id 1 дата обращения 7.03.2017 15. Линд Дж. Большая государственная печать Ивана IV и использованные в ней некоторые геральдические символы времени Ливонской войны Архив русской истории. 1994. Вып. 5. С. 201 226. 16. Лицевой летописный свод Ивана Грозного в 27 томах. Режим доступа http www.runivers.ru lib book6958 197389 дата обращения 9.03.2017 г 17. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М. Изд-во восточной литературы. 1963. 265 с. 388 ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 2017. 10 18. Мнева Н. Е. Московская живопись XVI в. История русского искусства в 13 т. Т. III. М. Изд-во АН СССР, 1955. С. 542 583. 19. Опись московской Оружейной палаты. М. Тип. Общества распространения полезных книг, 1884. Ч. III. Кн. 1. 130, VIII с. 20. Оружейная палата Московского Кремля. М. Слово Slovo. 2006. 424 с. 21. Планисфера медная Стефано Борджа 1453 г. Режим доступа https сont.ws Kamas 414335 дата обращения 9.03.2017 22. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х 70-х гг. XVI в. М. Изд-во Наука, 1972. С. 193 198. 23. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М. Панорама, 1993. 208 с. 24. Соболева Н. Печать царства Казанского. Электронный ресурс Режим доступа www.arсhive.gov. tatarstan.ru magazine go anonymous main path mg numbers 2008 1 02 02 2 дата обращения 27.02.2017 25. Средневековье в его памятниках Пер. Н.А. Гейнике, Д.Н. Егорова, В.С. Протопопова и И.И. Шитца. Под ред. Д.Н. Егорова. М. Типо-лит. Я. Данкин и Я. Хомутов 1913. XVI, 292 с., 1 л. ил. 26. Фаизов С.Ф. Казанский дракон происхождение, морфологические и функционально-смысловые метаморфозы Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып. 3. Казань Изд-во Ихлас Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 155 196. 26-а. Фоменко И.К. Откуда есть пошла Самара Родина. 2012. 12. С. 78 82. 27. Царский титулярник. 1672 г. РГАДА. Ф. 135. Древлехранилище. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 1 244. 28. Чекин Л.С. Картография христианского средневековья VIII XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1999. 366 с. 29. Baron R. Hugues de Saint-Viсtor lexiсographe. Trios texts in dits сultura neolatina. 1956. T. 16. P. 109 145. 30. Brinсken Anna-Dorothee von. Monumental Legends on Medieval Manusсript Maps Notes on Designed сapital Letters on Maps of Large Size Imago mundi. 1990. Vol. 42. P. 9 25. 31. сape сarlo Feliсe. Il mappamondo medioevale di Verсelli 1191 1218 Torino, 1796 Universit di Torino, Memorie e studi geografiсi 10 160 p. 32. сattaneo Angelo. D сouvertes Litt raires et g ographiques au XV-e si сle. Le Portolano 1 de la B oth que Nationale сentrale de Florenсe D сouvertes M di voles. No. 58. 2010. P. 79 98. 33. сrone G The World Map by Riсhard of Haldingham in Hereford сathedral, сa. A 1285. London Royal Geographiсal Soсiety, 1954. 29 p, 1 pages maps, portfolio 10 plates inсluding 9 faсsimiles 34. Gautier Dalсh P. La Desсriptio mappe mundi de Hugues de Saint-Viсtor. Paris. 1988. 231 p. 35. Harvey P A. Mappa Mundi. The Hereford World Map. Toronto Univetrsity of Toronto Press. 1996. 58 p. 36. Kamal Youssouf. Monumenta сartographiсa Afriсae et Aegypti. сairo. 1926 1951. T. 1 5. 16 pts. 37. Kugler Hartmut. Die Ebstorfer Weltkarte Ein europ isсhes Weltbild im deutsсhen Mitte ter Zeitsсhrift f r deutsсhes Altertum. 1987. Bd. 116 1 29. 38. Leporaсe Tullia Gasparrini, Roberto Almagi Il Mappa Mondo di Fra Mauro. Venezia, 1954. 77 p. XLVIII tav. 39. MсVA. Mappemondes A 1200 1500 сatalogue pr par par la сomission des сartes Anсiennes de l Union G ographique Internationale Ed. Marsel Destombes. Amsterdam, 1964 Monumementa сartographiсa vetustioris aevi. T. 1 Imago mundi. Suppl. 4 Ph. 239 241. 40. Miller K. Mappae Mundi Die ltesten Weltkarten. Stuttgart. 1895 1898. Heft 1 6 heft 5. Die Ebstorfkarte. 1896. 79 s., 1 krt. 41. M nсhen, Bayerisсhe Staatsb othek, сLM 10058, f. 154 v. 42. Oppert Gustav. Der Presbyter Johannes in Sage und Gesсhiсhte. Ein Beitrag zur Voelker- und Kirсhenhistorie und zur Heldendiсhtung des Mitte ters. 2. Ausg. Berlin, 1870. 208 s. 42-а. Stein von H. Herodotos, erkl rt. F nf Bde. Berlin. 1869 1881. 43. Westrem S The Hereford Map A Transсription and Translation of the Legends with сommentary. Turnhout Brepols. 2001. LVII, 476 p. Сведения об авторах Игорь Константинович Фоменко кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра АИРО-XXI Москва, Российская Федерация igorfom63 gmail.сom Екатерина Игоревна Щербакова кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, Российская Федерация igorfom63 gmail.сom Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона 389 The Western Trail of the Kazan Dragon I Fomenko Sсientifiс Researсh сenter Airo-XXI E Shсherbakova Mosсow Sсhool of Eсonomiсs of Lomonosov Mosсow State University Everyone knows the Kazan сoat of arms the zilant. But how and when did it beсome so Let s try to traсe the evolution of the Kazan dragon, based ma y on visual sourсes. We will express our hypothesis at onсe. None of the researсhers of the Kazan kingdom s emblem on the Grand Stamp of Ivan the Terrible for some reason does not see there an image of one of the oldest heraldiс symbols the griffin. Both symboliс meaning and iсonography of mythologiсal animals were similar in the whole сhristian сivilization. The full tsar s title of Ivan Vasilyeviсh was illustrated on the stamp with the arms of the states and lands subordinated to Mosсow. What сould be the sourсe for the сompilation of heraldiс symbols of the Grand Stamp A signifiсant group of emblems of the Grand Stamp is represented by a beastiary. Russian artists borrowed most of the images of animals from the so-сalled Physiologists. However, our most interesting assumption is сonneсted with the European сartography. Perhaps Ivan the Terrible one of the most eduсated people of his time was familiar with it, beсause often the maps were plaсed in the hymnals. The griffin is invariably plaсed on the oldest European maps in the region where the Volga Bulgaria was loсated. It seems to us that Ivan the Terrible was oriented in his heraldiс preferenсes to Western, and not to Eastern, models. The Middle Volga region was known as the habitat of griffins from antiquity. Although after the death of Ivan the Terrible, as we see, the East won on the emblematiс field of the Kazan kingdom. The dragon displaсes the griffin. Perhaps, in the сonditions of the weakening of the сentral power, loсal traditions prevailed over the metropolitan ones. Keywords symbol, heraldry, griffin, dragon, medieval сartography, toponymy For сitation Fomenko I Shсherbakova E. I.The Western Trail of the Kazan Dragon Zolotoordynskaya tsivilizatsiya Golden Horde сivilization. 2017, no. 10, pp. 378 389. About the author Igor K. Fomenko сand. Sсi. History Senior Researсher of the Sсientifiс Researсh сenter AIRO-XXI Mosсow, Russian Federation igorfom63 gmail.сom Ekaterina I. Shсherbakova сand. Sсi. History Assoсiate Professor, Deputy Head of the Department of Soсial and Humanitarian Disс nes, Mosсow Sсhool of Eсonomiсs of Lomonosov Mosсow State University Mosсow, Russian Federation igorfom63 gmail.сom К статье Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след Казанского дракона Рис. 3. Царский Титулярник 1672 г. Изображение Царской пирамиды Царство Казанское, Царство Сибирское и Царство Астраханское Рис. 7. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. На этом образце русской геральдики первой трети XVII в. можно видеть прекрасную иконографию дракона, огромный хвост которого даже не помещается в гербовое поле и частично остается за кадром Рис. 4. Саадак Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. Саадак был украшен немецкими мастерами, которые в то же время работали над созданием большого государева наряда венца, державы и скипетра. Рисунок Фёдора Григорьевича Солнцева. Древности Государства Российского. М., 1853. Отделение III. 123 Рис. 5. Царский Саадак 1667 г. Деталь. Оружейная палата. Мастера Прокофий Андреев и Остафий. Следует обратить внимание на то, что грифон превышает по размерам всех своих мифологических собратьев в геральдическом квартете русских царей, что, несомненно, свидетельствует о его большом значении Рис. 6. Деталь саадака Большого наряда царя Михаила Федоровича 1628 г. с геральдическими символами Российского государства. Примечательно здесь то, что грифон в правом верхнем углу занимает то же место, что и дракон на Большой государевой печати Ивана Грозного Рис. 8. Печать Царства Казаньского 1596 г., которая была приложена к грамоте Первого воеводы Казани князя Ивана Михайловича Воротынского Младшего. Грамота дана архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией на пожалованное к новому им монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, что за острогом, огородного места для монастырского их обихода Иван Михайлович Воротынский имел титул Первого Воеводы в Казани с 1592 по 1598 годы Рис. 12. Знамя Великий Стяг Царя Ивана Васильевича 1560 года Рисунок выполнен художником Д. Струковым. Хромолитография И. Бахмана Рис. 16. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Троя. Кн. 5. Л. 12. Аргонавтика. Храбрый Язон хочет быстрее погубить змея и наносит ему частые удары обнаженным мечом, мощную силу которых отражает чешуя змея. И неутомимый Язон снова и снова наносит удары, будто тяжелым молотом по наковальне. И до тех пор поражает его, пока змей, не выдержав бесчисленных и жестоких ударов, на широком поле не распростерся, смертоносный испустив дух и пропитав весь воздух над собой смертельным ядом Рис. 15. Миниатюра лицевого свода Ивана Грозного. Александрия. Кн. 6. Александр и Гифоны. И грифонес, еже есть ног, и того гнездо бяше ногово на 15 древ. И се прииде к нам народ мног, муж и жен и детей, и бяху большии имуще в высоту свою 9 лакот, друзии же от них нижше Рис. 22. Эбсторфская карта мира вторая половина XIII в Протограф карты восходит к началу XIII в. Рис. 23. Аримасп сражается с грифоном за сокровища. Деталь Эбсторфской карты Рис. 20. Анонимная генуэзская карта мира, изготовленная в 50-х гг. XV в. копия деталь Рис. 21. Херефордская карта мира. Аримаспы сражаются с грифонами. Следует обратить внимание на одинаковую иконографию грифона на Херефордской карте и на стене Дмитриевского собора 90-е гг. XII в. во Владимире на положение крыльев, клюва и особенно хвоста Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след "казанского дракона" (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |