Закутнов О.И.
Образ Георгия Победоносца в российской геральдике
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 3 (52). С. 37-41
Аннотация: Данная статья посвящена осмыслению образа Георгия Победоносца в Российской геральдике. Великомученик Георгий Победоносец – один из самых уважаемых святых, который для россиян приобрел особое значение. Георгий Победоносец покровитель воинов и защитник мира людей, тот, кто сумел совершить духовный подвиг. За мужество истинного воина, проявленное перед лицом смерти, за духовную победу Георгия Победоносца чтят христиане разных стран. Образ Георгия Победоносца как всадника, поражающего копьем дракона, и коронованный двуглавый орел, вошли в государственный герб России.
Об авторе публикации/статьи:
Закутнов Олег Игоревич (Астрахань) Кандидат исторических наук, доцент, Астраханский государственный университет
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Закутнова О.И.в библиотеке найдено еще 7 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26657 знаков (с пробелами)
THE сASPIAN REGION Politiсs, Eсonomiсs, сulture
2017. No. 3 52
National History
37
ОБРАЗ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ
Закутнов Олег Игоревич, кандидат исторических наук, доцент
Астраханский государственный университет,
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail zakutnov-oleg mail.ru
Данная статья посвящена осмыслению образа Георгия Победоносца в Российской
геральдике. Великомученик Георгий Победоносец один из самых уважаемых святых,
который для россиян приобрел особое значение. Георгий Победоносец покровитель воинов
и защитник мира людей, тот, кто сумел совершить духовный подвиг. За мужество истинного
воина, проявленное перед лицом смерти, за духовную победу Георгия Победоносца чтят
христиане разных стран. Образ Георгия Победоносца как всадника, поражающего копьем
дракона, и коронованный двуглавый орел, вошли в государственный герб России.
Ключевые слова герб, геральдика, геральдическая служба, Российский герб, Георгий
Победоносец, символ, эмблема.
GEORGES THE VIсTORIOUS S IMAGE IN RUSSIAN HERALDRY
Zakutnov Oleg I., Ph History Assoсiate Professor
Astrakhan State University,
20a Tatishсheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail zakutnov-oleg mail.ru
This artiсle is devoted to judgment of an image of Georges the Viсtorious in Russian heraldry.
The great martyr Georges the Viсtorious one of the most dear Saints who for Russians was of
partiсular importanсe. Georges the Viсtorious the patron of soldiers and the defender of the world of
people, the one who has managed to make a spiritual feat. For the сourage of the true soldier shown
in the faсe of death for a spiritual viсtory of Georges the Viсtorious сhristians of the different
сountries honor. Georges the Viсtorious s image as rider the two-headed eagle striking with a spear of
a dragon and сrowned, have entered the State Emblem of Russia.
Keywords сoat of arms, heraldry, heraldiс serviсe, Russian сoat of arms, Georges the
Viсtorious, symbol, emblem
В России, как и в других странах Европы, основные эмблемы государственного
герба вышли из средневековья. Эмблемами, которые вошли в государственный герб
России, были коронованный двуглавый орел и всадник, поражающий копьем дракона, Георгий Победоносец.
Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства его герб. Подбор эмблем государственного герба,
определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей
государственной власти. Государственный герб всегда являлся важной составной
частью атрибутов верховной власти, поэтому уже в Средневековье он изображался
на печатях правителя, монетах 4, с. 8
Георгий родился в трудное для христиан время. Римский император Диоклетиан славился своей суровостью к новой вере и нещадно истреблял её приверженцев
во славу языческих богов. В начале IV в. принадлежность к христианской общине
могла лишить человека не только имущества, но и жизни. Но находились и такие,
кто не боялся открыто признаться, что исповедует Христову веру, и Георгий был
из их числа.
Он был знатен, богат, занимал пост крупного военачальника и числился личным
комитом приближенным императора, но узнав о гонениях на христиан, пришел к
государю просить оставить людей в покое. Император принялся убеждать Георгия
отречься от его веры, но все уговоры оказались напрасными Георгий твердо отвечал,
что единственная истина есть Христос, гонимый язычниками, и убеждал Диоклетиана
Каспийский регион политика, экономика, культура 3 52 2017 г.
Отечественная история
38
принять новую религию. Рассерженный император приказал подвергнуть смельчака
пыткам, но Георгий заявил Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я Впоследствии оказалось, что он не ошибся. Предание рассказывает, что никакие страдания
не могли сломить дух мученика, и наутро после каждого дня пыток он представал
перед императором живым и здоровым. Не смогли ему повредить ни колесование,
ни ночь в яме с негашеной известью, ни плети, ни раскаленные железные сапоги.
Разгневанный демонстрацией Христова могущества, Диоклетиан повелел отвести
Георгия в святилище Аполлона. Он надеялся, что перед лицом языческих богов тот
раскается и отречется от своей веры, но и тут император просчитался. Георгий встал
перед статуей Аполлона и спросил его, может ли он принять жертву как бог. И эллинское божество признало себя демоном, а Христа единственным истинным богом, после чего все статуи в святилище сокрушились. Диоклетиан понял, что Георгия не обратить к язычеству, и повелел отрубить ему голову. За мужество истинного
воина, проявленное перед лицом смерти, за духовную победу над мучителями и чудодейственную помощь людям в опасности, великомученика Георгия называют также Победоносцем 2, с. 28 29
Святой Георгий Победоносец был христианином, воином. Церковь отмечает его
память 23 апреля, как день его кончины из-за жестоких пыток за исповедание христианской веры.
Культ святого воина-мученика находил отзыв в сердцах аристократов и простолюдинов, отшельников и императоров. Константин Великий перестроил церковь
над мощами святого в Лидде граде святого Георгия а в своей новой столице
будущем Константинополе построил церковь во имя этого святого. Феодосий II
в 428 г. превратил освящение новой церкви, посвященной Георгию, в международное торжество 3
Имеются различные древнейшие изображения святого Георгия, впервые отмеченные в V VI вв. Его представляли в различном обличии и в доспехах и верхом
на коне, разящем крестом, словно копьем чудовище.
Великомученик Георгий Победоносец один из самых уважаемых святых, который для Руси приобрёл особое значение. На Русь культ святого проник вместе
с христианством, почитался в княжеских семьях и среди знати как покровитель престола и воинских побед. Среди крестьян Георгий Победоносец часто представал
в ином свете как защитник домашнего скота, повелитель животных и блюститель
земледелия. Тема мученичества Георгия также завладевала умами и чувствами прихожан о страданиях за веру повествуют, в частности, многочисленные иконы Георгия в житии где в центре помещается изображение святого в рост или образ чуда о
змие а по периметру, подобно раскадровке, идёт череда житийных клейм В этом
жанре было создано множество шедевров древнерусской живописи 3
Георгий Победоносец был образцом сословной чести в Западной Европе
для рыцарства, в Византии для военной знати и в славянских странах для князей.
Он и пришел в Киевскую Русь, прежде всего в среду князей, в XI в.
В XI в. Ярослав Мудрый во время своего правления крестился под именем Георгия и во славу святого Георгия, князь выстроил город Юрьев, создал в Великом
Новгороде Юрьевский монастырь и храм Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевской церкви во имя святого великомученика Георгия стал ежегодным
празднованием Юрьева дня осеннего 26 ноября и был введён официально в церковный календарь.
Ярослав Владимирович выпускал в Новгороде сребреники очень недолго в 1014 начале 1015 г. и не возобновлял их чеканку во время длительного киевского княжения. Однако найденная в Новгороде металлическая печать булла Ярослава
Мудрого с его портретом и надписью ЯРОСЛАВ КНЯЗЬ РОУССКИЙ подобно
сребренику несёт на оборотной стороне изображение святого Георгия-воина.
По мнению академика В.Л. Янина, она относится ко времени окончательного вокня-
THE сASPIAN REGION Politiсs, Eсonomiсs, сulture
2017. No. 3 52
National History
39
жения в Киеве 1019 1054 Ярослава Мудрого, который считался всея Рускыя земли князем 4, с. 58
Если учесть, что имя Георгий принадлежало к любимым крестильным именам
русских князей, то можно вообразить, насколько часто святой Георгий украшал
их знаки власти например, на печатях Юрия Долгорукого имеются изображения
Георгия Победоносца.
Русские воины считали его своим небесным помощником на поле боя и защитником. В народе ходили множество рассказов о видениях Святого Георгия на войне,
где он помогал воинам в бою.
Византийский художественный канон предписывал воплощать образ святого
Георгия в виде юноши с вьющимися волосами, с выразительными глазами, прямым
носом, тонкими изящными бровями 4, с. 60
С XI в. считали, чтобы изобразить победу христианства над язычниками, нужен
другой образ святого Георгия, в виде воина-всадника, поражающего длинным копьем дракона.
Вместе с духовными стихами, произведения изобразительного искусства, широко
распространенные в народной среде, являются убедительным свидетельством приверженности к культу Георгия-воина не только князей, но и простого народа. С XIII в. в
Георгии-Драконоборце видели, прежде всего, защитника от зла, которое имело зримое
выражение в ордынском иге, а также и защитника веры христианской 4, с. 63
На московских печатях при Иване III и его преемниках испытали двоякое влияние иконографии Победоносца не только был добавлен дракон, но и доспехи Великого князя.
Для князя Ивана III в 1490-х гг. изготовили двухстороннюю печать. На лицевой
стороне изображалась аллегорическая фигуры князя на коне, поражающего змея,
на другой стороне печати был изображён двуглавый орел. Оба этих изображения
объединил уже Иоанн IV Грозный, который расположил всадника на фоне орла 3
В период XVII и XVIII столетий Петр I озаботился приведением российской
государственной символики в соответствие с геральдическими правилами. В 1722 г.
Петр I утвердил на должность составителя гербов графа Франческо Санти. Им была
проведена ревизия земельных эмблем по европейским геральдическим правилам
и по созданию новых гербов. К сентябрю 1722 г. им уже был представлен рисунок
и описание герба для государственной печати с учётом европейских геральдических
правил основных расцветок для орла чёрный в золотом поле и всадника на серебряном коне в червлёном поле. Также было введено понятие для всадника Святой
Георгий который был объявлен гербом великого княжества Московского.
Ф. Санти, взяв за основу рисунки Титулярника 1672 г., представил описание Киевского, Владимирского, Новгородского, Казанского, Астраханского и Сибирского гербов,
расположенных на крыльях орла, придав им европейскую геральдическую форму.
Ф. Санти сохранил венец на голове Святого Георгия Победоносца и, не добавив
нимба, оставил его повёрнутым вправо от зрителя, без учёта правил европейской
геральдики, где фигура Георгия Победоносца повернута в левую сторону.
Разработка новой формы российского герба Ф. Санти была не завершена из-за
смерти Петра I, при царствовании которого специалист по геральдике только развернул свою деятельность. Однако считается, что благодаря Ф. Санти, стоявшим у истоков российского герботворчества, началось упорядочение цветовой гаммы русских
гербов 4, с. 96
Что касается наградной системы в России, то начиная с XVII в. в России за особую храбрость воинов награждали серебряной монетой с изображением Георгия Победоносца. Екатерина II в 1769 г. учредила орден Святого Георгия, который оставался самой почётной воинской наградой до 1917 г. Кавалерами ордена Святого Георгия
в разное время были А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов. Для нижних чинов
Каспийский регион политика, экономика, культура 3 52 2017 г.
Отечественная история
40
в 1807 г. учредили Георгиевский крест за неустрашимую храбрость для солдат
и унтер-офицеров. Получить крест считалось особенно почётным.
Со сменой строя в XX столетии образы старых гербов стали неприемлемы для
советского государства, в том числе и образ Георгия Победоносца. Начиная с 1960 г.
были предприняты первые попытки создания советской городской геральдики силами местных исследователей и впоследствии утверждённые городскими Советами.
И лишь некоторые города вернулись к старым гербам.
С крушением СССР встал вопрос об государственных символах гербе, флаге,
гимне. В Российской Федерации еще до осени 1991 г. возникла идея вернуть России
её прежнюю символику.
К маю 1993 г. Геральдическая служба, к тому времени переименованная
в Управление геральдики Росархива, разработала рисунок герба. Однако дальнейшие
бурные политические события задержали решение вопроса о Государственном гербе
Российской Федерации до ноября 1993 г. 1, с. 510
30 ноября 1993 г. Указ Президента России утвердил положение о Государственном гербе, согласно которому, гербом России является золотой двуглавый орел
под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещённый на красный гербовый щит. На груди орла в красном щитке изображался Георгий Победоносец.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации, принятый в декабре 2000 г. Государственной Думой, установил Государственный герб Российской
Федерации, его описание и порядок официального использования. Закон о гербе был
одобрен 20 декабря 2000 г. Советом Федерации и подписан Президентом В.В. Путиным 25 декабря 2000 г.
В законе о Государственном гербе ст. 1 РФ представлено следующие описание
Государственного герба РФ который представляет собой четырехугольный,
с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел
увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном
щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона 5
Святой Георгий Победоносец и в наши дни продолжает помогать воинам
и мирным гражданам, нуждающимся в помощи и спасении, за что его почитает весь
христианский мир.
Список литературы
1. Артамонов В. А. Герб и флаг России. X XX века В. А. Артамонов. Москва
Юридическая литература, 1997. С. 510.
2. Кравцова Е. Георгий Победоносец покровитель воинов Е. Кравцова Тайны XX века.
2015. 18. С. 28 29.
3. Медведев М. Ю. Георгий Победоносец святой иконы и герой герба М. Ю. Медведев.
Режим доступа http sovet.geraldika.ru artiсle 23158, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. Дата обращения 06.05.2017
4. Соболева Н. А. Российская государственная символика история и современность Н. А.Соболева. Москва ВЛАДОС, 2002. 208 с.
5. О Государственном гербе Российской Федерации Федеральный конституционный закон
от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ с изменениями и дополнениями Режим доступа
http сonstitution.garant.ru aсt base 182788 bloсk 1, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. Дата обращения 06.05.2017
Referenсes
1. Artamonov V. A. Gerb i flag Rossii. X XX veka сoat of arms and flag of Russia. X XX
сentury Mosсow, Yuridiсheskaya Literatura Publ., 1997, p. 510.
2. Kravtsova E. Georgiy Pobedonosets pokrovitel voinov Georges the Viсtorious is the patron of
soldiers Tayny XX veka J. Seсrets of the XX сentury 2015. no. 18, pp. 28 29.
3. Medvedev M. Y. Georgiy Pobedonosets svyatoy ikony i geroy gerba Georges the Viсtorious
saсred iсon and hero of the сoat of arms Available at http sovet.geraldika.ru artiсle 23158.
THE сASPIAN REGION Politiсs, Eсonomiсs, сulture
2017. No. 3 52
National History
41
4. Soboleva N. A. Rossiyskaya gosudarstvennaya simvolika istoriya i sovremennost Russian state
symboliсs history and present Mosсow, VLADOS Publ., 2002, p. 208.
5. Federalnyy konstitutsionnyy zakon O Gosudarstvennom gerbe Rossiyskoy Federatsii
ot 25 dekabrya 2000 g. N 2-FKZ s izmeneniyami i dopolneniyami The federal сonstitutional law of
Deсember 25, 2000 N 2-FKZ About the State Emblem of the Russian Federation with сhanges and
additions Available at http сonstitution.garant.ru aсt base 182788 bloсk 1.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Закутнов О.И. Образ Георгия Победоносца в российской геральдике (2017)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|