Пашков А.М.
Двуглавый орел в декоративно-прикладном искусстве крестьянства Русского Севера
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2016)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 – 16 апр. 2016 г. М. : Аквилон, 2016. – С. 402-403
Аннотация: Впервые на использование двуглавого орла в декоративно-прикладном искусстве крестьянства Русского Севера обратил внимание художник И.Я. Билибин, три года (1902–1904) подряд выезжавший летом в северные губернии России (Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую) для изучения деревянного зодчества и декоративно-прикладного искусства местного крестьянства.
Об авторе публикации/статьи:
Пашков Александр Михайлович (Петрозаводск) Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Петрозаводского государственного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пашкова А.М.в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8660 знаков (с пробелами)
А.М. Пашков Петрозаводск
Двуглавый орел в декоративно-прикладном искусстве
крестьянства Русского Севера
Впервые на использование двуглавого орла в декоративно-прикладном
искусстве крестьянства Русского Севера обратил внимание художник
И.Я. Билибин, три года 1902 1904 подряд выезжавший летом в северные
губернии России Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую для изучения
деревянного зодчества и декоративно-прикладного искусства местного крестьянства. В написанной по итогам этих поездок статье Народное творчество Севера опубл. Мир искусства. СПб., 1904. 11. С. 303 318 он писал о крестьянских вышивках Очень излюблена форма двуглавого орла,
который вышивался на всевозможные вариации этот орел часто терял свои
определенные формы, принимая, в своей переходной стадии, вид оригинального узора с элементами и животного и растительного орнамента. Сами
бабы не усматривали этого перехода и уже не замечали больше орла, называя узор очень странными и непонятными названиями, напр. корабельная
пристань несомненный видоизмененный двуглавый орел. Далее следы
орла постепенно совершенно исчезают, и получается уже узор наводами
скорее растительного характера цит. по Билибин И.Я. Народное творчество Севера Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о
художнике Ред.-сост. С.В. Голынец. Л., 1970. С. 42 Показательно, что
И.Я. Билибин, находившийся в либеральной оппозиции к царскому строю,
хотя и признает распространение двуглавого орла как сюжета на крестьянских вышивках, но видит в этом только эстетическую особенность восприятия этого символа как красивого орнамента вышивки, игнорируя политическое и социальное значение этого символа.
Сюжеты северорусских вышивок с двуглавым орлом не изучались в советский период, но в постсоветское время на них стали обращать внимание.
Так, искусствовед из Каргополя Е.В. Шевелева посвятила специальную
статью изображению орла в каргопольской вышивке. Она отмечает, что
двуглавый орел встречается в вышивке различных волостей Каргополья на
одежде станах и рукавах женских рубах полотенцах, подзорах, вязаных
кружевных концах Шевелева Е.В. Изображение орла в каргопольской
народной вышивке Каргополь историческое и культурное наследие.
Сборник трудов. Каргополь, 1996. С. 314
403
Петрозаводский искусствовед Л.В. Трифонова отмечает распространение изображения двуглавого орла в вышивках Заонежья Трифонова Л.В.
Коллекция заонежской вышивки в собрании музея-заповедника Кижи
Церковь Преображения Господня 300 лет на заонежской земле. Материалы
Всероссийской научной конференции. Петрозаводск, 2015. С. 312
Итак, двуглавый орел был распространенным по всему северу Европейской России элементом, использовавшимся в декоративно-прикладного искусстве местного крестьянства. Вероятно, такое широкое бытование этого символа можно объяснить рядом причин. Во-первых, основание С.-Петербурга и
перенос туда столицы Российской империи означали появление столичного
мегаполиса в географической близости от северного региона России. Северные крестьяне поддерживали тесные связи с С.-Петербургом, совершали туда
торговые и деловые поездки, уходили на заработки. В столице они испытывали сильное влияние имперской культуры столичного города, в которой изображения двуглавого орла играли заметную роль. Другой причиной такого
внимания к двуглавому орлу в крестьянской культуре Севера был социальный
статус северных крестьян. В отличие от крепостного крестьянства центральной России крестьяне северных губерний были государственными. Сословная
группа государственных крестьян была оформлена указами Петра I. В отличие
от помещичьих крестьян государственные имели юридические права могли
выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью и т.д Земли
государственных крестьян считались государственной собственностью, но
фактически они могли совершать различные земельные сделки как владельцы
земли. Зависимость государственных крестьян от государства проявлялась
только в уплате налогов и выполнении повинностей. Такой статус сформировал особый менталитет государственных крестьян, а двуглавый орел получил
широкое распространение в крестьянском искусстве, поскольку стал своеобразным негласным знаком принадлежности к определенному социальному
слою вольным государственным крестьянам Шевелева Е.В. Изображение
орла в каргопольской народной вышивке. С. 314
Реформы Александра II, уравнявшие статус всех категорий крестьян, и
упадок традиционной крестьянской культуры под натиском цивилизационной городской культуры привели к деформации и постепенному исчезновению символа двуглавого орла в крестьянском декоративно-прикладном искусстве, отмеченному И.Я. Билибиным.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пашков А.М. Двуглавый орел в декоративно-прикладном искусстве крестьянства Русского Севера (2016)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|