Елохин К.А.
Этапы развития инкской геральдики
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2016)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 – 16 апр. 2016 г. М. : Аквилон, 2016. – С. 214-215
Аннотация: В отечественной историографии уже были изучены некоторые аспекты инкской геральдики и вексиллологии, однако общей работы по периодизации истории инкской геральдики не существует. Данная работа призвана заполнить эту лакуну, хотя бы отчасти.
Об авторе публикации/статьи:
Елохин Кирилл Александрович (Москва) кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Елохина К.А.в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9333 знаков (с пробелами)
К.А. Елохин Москва
Этапы развития инкской геральдики
В отечественной историографии уже были изучены некоторые аспекты
инкской геральдики и вексиллологии, однако общей работы по периодизации истории инкской геральдики не существует. Данная работа призвана
заполнить эту лакуну, хотя бы отчасти.
Первый этап развития инкской геральдики относится к 1532 1600 гг.,
когда гербы, наравне с признанием благородства инков были пожалованы
им испанцами за те или иные заслуги, например, помощь в борьбе с другими
инками, восставшими против владычества испанцев, за помощь в распространении христианства и т.д. Признание инков благородными и наделение
их гербами со стороны испанцев было обусловлено в том числе и экономически конкистадоры женились на с страх и дочерях нюстах верховных
инков, которые обладали большими земельными площадями, золотом и человеческими ресурсами.
Говорить о времени появления инкской геральдики, т.е. о первых пожалованных испанцами гербах, следует с осторожностью, специалисты называют то 1544, то 1545 гг. Однако, уч ные оперируют изображением герба
верховного инки Тупак Уальпы Tupaс Hualpa, 1533 скончавшегося на
11 лет ранее, т.е. в 1533 г.
В ходе внутренних конфликтов среди инков, спровоцированных конкистадорами, образовалось две династии, имевших титул верховного инки
одна Сапа Инки, легитимная с точки зрения испанцев, обитала в Куско и
происходила от Уаскар Тупак Куси Паулью Инка Huasсar Tupaс сusi Paullu
Inсa, 1518 1549 который после крещения в 1543 г. взял имя Кристобаль
Паулью Инка по имени крестного отца Кристобаля Вака де Кастро сrist bal Vaсa de сastro, ок. 1492 1566 вторая происходила от Манко
Инка Юпанки Manсo Inсa Yupanqui, 1515 1544 также известного как
Манко II. Представители обеих династий полагали друг друга незаконными
наследниками верховных инков.
Позднее это противостояние, имевшее корни в XVI в., выразилось в
XVIII в. в том, что представитель рода Пумакауа, после захвата в плен Хосе
Габриэля Кондорканки Ногейры, известного как Тупак Амару II Jos
Gabriel сondorсanqui Noguera или Tupaс Amaru II, 1738 1781 заказал картину, на которой была изображена пума, победившая в схватке змею и находившаяся под одобрительным взглядом Богородицы, воплотив тем самым не
только гласность фамилий обоих инков амару на яз. кечуа означает змея, демон но и, вероятно, имея в виду победу своей ветви когда-то
правившего рода инков, над ветвью Тупак Амару II, потомка Манко II.
Для всей инкской геральдики, выраженной в гербах как представителей
обеих династий, так и родственных им инков, не являвшихся прямыми потомками последнего легитимного для всех инки Уайна Капак Huayna сapaс,
215
1493 1525 например, семейств Синчи Рока, Гуаман и т.д., характерно
наличие общих фигур змей, пум, птиц, деревьев, радуги, дву- и одноглавых
орлов, маскапайчи налобного украшения в виде кисточки и льяуто венца,
на котором крепилась маскапайча В виде щитодержателей чаще всего
представлены двуглавые орлы род Чигуан Топа пумы род Синчи Рока
фигуры инков род Бетанкур
Основными источниками по геральдике инков за этот период являются
жалованные грамоты, имеющие изображения гербов и их блазоны, хранящиеся в архивах Испании и Перу, а также немногочисленные портретные
изображения индейцев с гербами.
Второй этап период 1601 1700 гг. беден геральдическими источниками. После подавления в 1781 г. восстания Тупак Амару II множество источников документов и портретов, с изображ нными на них гербами, было злонамеренно уничтожено, или закрашено. Планомерное уничтожение источников
знаний о гербах потомках инков, их принадлежности к знати, привело к тому,
что некоторые гербы и их владельцев невозможно атрибутировать до сих пор.
Наиболее ценными являются чудом сохранившиеся фрески инков-донаторов в
церквях Перу и Боливии, а также немногочисленные портреты.
Третий этап 1700 1781 гг. характеризуется более многочисленными
источниками, по сравнению с предыдущим этапом. Возросло количество
дошедших до нас портретов, фресок, различных нарративных документов,
из которых мы узна м о привлечении портретов как вещественного доказательства благородства инков в судах по делам о наследстве.
Инки в XVIII в. использовали как парадную одежду тунику древних верховных правителей, называемую унку. Документы свидетельствуют об использовании инками Франсиско Тупак-Амару унку с родовыми гербами Doсumentos para la historia de la sublevaсion de Jos Gabriel de Tupaс-Amaru,
сaсique de la provinсia de Tinta en el Peru. Pr mera ediсi n. Buenos-Aires, 1836.
P. 33 В историографии известно об использовании инками флагов с родовыми гербами Walker с The Tupaс Amaru Rebellion. London, 2014. P. 116
После поражения восстания Тупак Амару II в 1781 г. большинство инков
лишилось гербов, многие, выступившие на стороне Х.Г. Кондорканки, лишились также богатства, титулов, социального положения среди испанцев,
сохранив высокий социальный статус в глазах индейцев и продолжали пользоваться родовой инсигнией маскапайчей и другими регалиями верховных
инков, вплоть до первой трети XIX в.
На данный момент многие потомки инков обеднели, утратили связи с
родственными семьями, память о предках и принадлежавших им гербах,
лишь некоторые из них помнят о славном прошлом и гордятся им.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Елохин К.А. Этапы развития инкской геральдики (2016)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|