Пчелов Е.В.
Четыре животных в русской государственной эмблематике первой трети XVII в.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2016)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 – 16 апр. 2016 г. М. : Аквилон, 2016. – С. 53-54
Аннотация: Саадак «Большого наряда» царя Михаила Фѐдоровича был сделан группой европейских мастеров, работавших в кремлѐвских мастерских, в 1627– 1628 гг. (те же ювелиры создали и царский венец Михаила Фѐдоровича 1627 г.). На налуче и колчане саадака помещены эмалевые изображения двуглавого орла, всадника-змееборца и единорога, т.е. государственных символов (эмблем), а, кроме того, центральное изображение двуглавого орла на налуче окружено изображениями четырѐх животных, каждое из которых держит одну из царских регалий.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 159 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10008 знаков (с пробелами)
Е.В. Пчелов Москва
Четыре животных в русской государственной эмблематике
первой трети XVII в.
Саадак Большого наряда царя Михаила Ф доровича был сделан группой европейских мастеров, работавших в кремл вских мастерских, в 1627
1628 гг. те же ювелиры создали и царский венец Михаила Ф доровича
1627 г На налуче и колчане саадака помещены эмалевые изображения
двуглавого орла, всадника-змееборца и единорога, т.е. государственных
символов эмблем а, кроме того, центральное изображение двуглавого орла
на налуче окружено изображениями четыр х животных, каждое из которых
держит одну из царских регалий это одноглавый ор л с царским венцом
вверху слева взгляд от зрителя грифон с державой вверху справа, единорог со скипетром внизу слева и лев с мечом внизу справа. Происхождение
этого комплекса бестиарных эмблем на официальном регальном предмете
такого уровня неясно. Мне приходилось высказывать предположение, что
их прототипами могли послужить символы четыр х евангелистов, однако
внимательное рассмотрение более ранних церемониальных предметов Оружейной палаты заставляет скорректировать эту точку зрения.
Одним из уникальных шедевров в коллекции Оружейной палаты является двухместная карета царя Бориса Годунова см. о ней недавнюю брошюру
Е.В. Когут Она была подарена английским корол м Яковом I русскому
государю в 1604 г. и является самым древним сохранившимся русским царским экипажем. Карета активно использовалась преемниками Бориса Годунова на протяжении XVII в., прич м, что особенно важно, для репрезентативных целей. Иными словами, это был парадный царский экипаж своего
рода государственная регалия определ нного типа. Царское место кареты кресло сохранилось со врем н Михаила Ф доровича. Чрезвычайно примечателен резной деревянный декор кареты. Для нас наиболее существенным
фактом является следующий. Спереди и сзади кареты е деревянный стан
фланкируют стоящие на возвышениях деревянные фигурки четыр х зверей,
прич м сзади эти фигуры расположены по бокам резного изображения двуглавого орла. Фигуры в передней части ор л слева от зрителя не сохранился грифон со щитом справа. Фигуры в задней части единорог со щитом слева, лев со щитом справа на всех щитах, по-видимому, были изображения российских двуглавых орлов Эти четыре фигуры полностью соответствуют четыр м животным, изображ нным на налуче саадака Большого
наряда Прич м идентично даже их расположение. Фигуры передней части
кареты соответствуют изображениям животных на налуче, расположенным
вверху от центральной эмблемы двуглавого орла, а фигуры задней части
кареты животным, чьи изображения расположены на налуче внизу от эмблемы двуглавого орла. Соотношение правой и левой сторон в обоих случаях показано от взгляда зрителя.
В результате композиционные схемы обеих бестиарных четв рок аналогичны
Ор л Грифон передняя часть верх
Единорог Лев задняя часть низ
Это со всей очевидностью заставляет полагать, что мастера, создававшие
саадак Большого наряда ориентировались в выборе эмблем на фигурки
животных, украшающих карету Бориса Годунова карету, служившую церемониальным экипажем и Михаила Ф доровича. Показателен тот факт, что
54
мастера, делавшие и саадак и венец, то есть дополнявшие царский Большой наряд ориентировались, как показала М.В. Мартынова, на декор скипетра и державы Бориса Годунова, заказанных им в начале XVII в., по всей
видимости, в Праге при дворе императора Рудольфа II сделанный тогда же
венец не сохранился Возможно, что и официальный царский экипаж был
заказан в Англии примерно в то же время с целью создания полного комплекса регальных предметов для русского двора о заказном характере кареты, как показала Е.В. Когут, может свидетельствовать нарочитое присутствие в его декоре русской государственной символики Для Михаила Ф доровича требовалось воссоздать этот комлекс восполнив утраты. Мастера
создали венец, ориентируясь на стилистику сохранившихся скипетра и державы, а для некоторых деталей саадака, по всей вероятности, была использована
символика декора сохранившейся парадной кареты, а именно изображения
четыр х животных по бокам е передней и задней частей, буквально перенес нные в декор налуча саадака но уже с изображениями регалий в лапах Вс
это показывает, что и венец, и скипетр с державой, и саадак, и карета составляли единый комплекс и мыслились таковым царских регалий Михаила Ф доровича, по сути воспроизводивших и восполнявших регалии его предшественников. При этом сохранившиеся регальные предметы Бориса Годунова
были дополнены новыми регалиями Михаила Ф доровича, но ориентированными на стилистические и эмблематические традиции первых.
Оста тся вопрос, каков же источник эмблем четыр х животных. Есть ли
это заимствование из европейской эмблематической традиции или же это
эмблематика русского заказа поелику и сама карета была заказной В пользу первого могут свидетельствовать очевидные для британской геральдики
эмблемы льва и единорога особенно актуальные в сво м соединении для
Якова I, объединившего унией две страны Но в этом случае требует объяснения пара ор л грифон, имевшая, возможно, более статусное эмблематическое значение. Очевидно, однако, исходя из декора кареты, что однозначное
отождествление эмблемы грифона с родом Романовых для начала XVII века
представляется невозможным. Впрочем, возможность отечественных истоков символов вышеназванных четыр х животных также нельзя не принимать во внимание.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Четыре животных в русской государственной эмблематике первой трети XVII в. (2016)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|