i Марии Михайловне Медведевой i
p В 1934 году русский эмигрант и литератор Владимир Пименович Крымов 1878 1968 опубликовал в нью-йоркском Новом русском слове забавную статью с воспоминаниями о собственной издательской деятельности в дореволюционной России. В 1913 году он основал Столицу и усадьбу едва ли не первый русский журнал в жанре гламур-и-глянец посвященный светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в ее прошлом и настоящем По замыслу Крымова, для повышения тиража в журнале видное место должны были занять фотографии дам общества p Для тогдашней русской прессы такие публикации были делом совершенно неслыханным и непривычным самим же дамам появление на страницах публичного издания казалось и вовсе неприличным. Крымов решил пробить брешь в пуританстве элиты. Это оказалось задачей трудной и опасной уже потому, что журнал покушался и на альковы высочайших особ, хотя и поросшие быльем за публикацию статьи о романе давно покойного Великого князя Николая Николаевича-старшего с балериной Числовой, родившей ему несколько внебрачных детей, на Крымова наложили штраф в три тысячи рублей. p В воспоминаниях этого пионера отечественной желтой прессы есть и такая история
p i Принц Ольденбургский, известный по борьбе с эпидемиями и по крутости характера, был внуком Марии Николаевны, дочери императора Николая I. i font сolor 999999 br br В.П. Крымов ошибается принц Александр Петрович Ольденбургский был зятем Марии Николаевны, будучи женат на ее дочери от первого мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, Евгении Максимилиановне, урожденной светлейшей княжне Романовской, герцогине Лейхтенбергской.- Прим. авт. font
p i М.Н. была исключительно красивая женщина, превосходно сложенная и любила позировать перед художниками и скульпторами и в одежде, и без одежды. Во дворце принца на Мойке среди других произведений искусства, стояла большая мраморная статуя работы скульптора Рауха, изображавшая М.Н. в виде Венеры. Я пробовал послать во дворец фотографа, но тот не получил разрешения. Тогда вызвался полковник Далматов, кавалерийский офицер, журналист и фотограф, и он сделал во дворце принца ряд снимков для моего журнала. Снял он и статую Великой княгини М.Н. i font сolor 999999 br br Рассказчик опять путает дворец Ольденбургских стоит на берегу Невы Дворцовая набережная, 2 здание больше известно по размещавшемуся там в советские годы Институту культуры им. Н. Крупской - Прим. авт. font
p img srс https sovet.geraldika.ru images lj maryrauсh.jpg align right i Всё касающееся высочайших особ нужно было посылать в придворную цензуру - я и послал. Но фотографии были в одном пакете, а набор в другом на всё посланное поставили штемпеля придворной цензуры, всё было разрешено, но когда номер вышел, меня немедленно оштрафовали на три тысячи рублей, и было постановлено номер конфисковать. p И фотография статуи, и подпись отдельно не представляли ничего предосудительного с точки зрения придворного этикета но когда подпись оказалась под фотографией, получилась неловкость. p У меня был друг егермейстер барон Кнорринг, ближайший друг императрицы Марии Фёдоровны. Он уже не раз помогал мне своими советами и указаниями понятно, я немедленно обратился к нему, рассказал, как всё было. Поехал он завтракать в Елагин дворец ко вдовствующей императрице, после завтрака заехал ко мне моя вилла была напротив, через Малую Невку на Каменном Острове. Он привез записку, собственноручно написанную императрицей М.Ф. Она уже видела этот номер и была очень взволнована, но он убедил ее, что если оштрафовать и конфисковать, то этим только придадут огласку, раздуют скандал, - лучше это дело замять, счесть простым недоразумением. Она согласилась. p Записка гласила В номере таком-то журнала Столица и Усадьба вкралась досадная опечатка. Подпись под иллюстрацией на странице такой-то должна значить, что статуя изображает не Великую княгиню Марию Николаевну, а изображает Венеру, и только принадлежала Великой княгине p Так было в следующем номере и напечатано, штраф был сложен, и номер не был конфискован но без остатка распродан i p Новое русское слово N 10026, 21 июля 1934 года p p Выше фрагмент той самой крамольной страницы журнала с фотографией, невзначай сделанной во дворце принца Александра Петровича Ольденбургского полковником Далматовым, несомненно заслуживающим звания первого русского папарацци. p Автор статуи, выдающийся немецкий скульптор Христиан Даниэль Раух 1777 1857 был приглашен в Петербург для временной, по контракту, работы в 1840 году. Если правда, что дочь Николая лично позировала Рауху, то ей на этой статуе немногим более 20-ти лет к слову, существует современный рауховой обнаженке живописный образ одетой Марии Николаевны - см. ниже слева Кристина Робертсон написала этот портрет в том же самом 1840-ом
p img srс https sovet.geraldika.ru images lj maryrobneff.jpg
p Трудно сказать, употребил ли Крымов верное выражение, написав, что великая княгиня Мария любила позировать перед художниками и скульпторами Что значит любила Она вполне естественно, просто в силу своего положения, принадлежала к числу самых портретируемых персонажей той эпохи. Другое дело, что образ Марии дошел до нас не только в великосветском антураже неважно парадно-придворном, салонном или камерном но и в неофициозных произведениях. Среди последних особо выделяется один из портретов кисти Тимофея Неффа см. выше справа но и эта работа была художнику заказана. Ничьей музой в том смысле, в каком Лиззи Сиддал служила Россетти или Гала Дали своему мужу, царская дочь не была.
p Так или иначе, но для самого известного своего скульптурного изображения на монументе отцу, что возвышается над Мариинской, а ныне Исаакиевской, площадью - Мария Николаевна живьем точно не позировала. Для аллегорического, а значит полностью условного образа Силы не физической, но державной которой скульптор Роберт Залеман придал лицо Великой княгини Марии, живая модель глазам скульптора просто не требовалась. p img srс https sovet.geraldika.ru images lj marynik.jpg p Статуя строгой и юной Силы, какой она вышла у Роберта Карловича, имеет немного общего с роскошной 38-летней матроной, уже родившей семь детей такой Мария Николаевна предстает на портрете маслом, написанном Францем Винтерхальтером в 1857 году см. ниже в ту же пору, когда Залеман создавал статую для монумента императору. Пожалуй, единственное, что роднит два образа это осанка и каменность взгляда, а верней твердость лица поправка, уместная тем более, что у залемановой Силы не может быть взгляда в полном смысле этого слова у глаз статуи нет зрачков
p img srс https sovet.geraldika.ru images lj marywin.jpg
p Наверняка, именно этим своим властным выражением лица Великая княгиня Мария заполучила роль монументального персонажа, призванного олицетворять мощь империи ни мать Александра, ни две другие дочери Николая не смогли бы выиграть у Марии в кастинге на самое волевое лицо.
p Александр Герцен, ненавидевший императора-строителя вертикали власти во всех его жизненных и служебных ролях и оставивший словесный портрет Николая, который восхитил потом самого Юрия Олешу великого мастера литературной метафоры пересказывает лицо его старшей дочери так p i Как-то Николай в своей семье, то есть в присутствии двух-трех начальников тайной полиции, двух-трех лейб-фрейлин и лейб-генералов, попробовал свой взгляд на Марье Николаевне. Она похожа на отца, и взгляд ее действительно напоминает его страшный взгляд. Дочь смело вынесла отцовский взор. Он побледнел, щеки задрожали у него, и глаза сделались еще свирепее тем же взглядом отвечала ему дочь. Все побледнело и задрожало вокруг лейб-фрейлины и лейб-генералы не смели дохнуть от этого каннибальски-царского поединка глазами, вроде описанного Байроном в Дон-Жуане Николай встал, - он почувствовал, что нашла коса на камень i p Русский диссидент явно испытывает уважительный восторг ну ты, мать, сильна по отношению к кровиночке, которая в гляделки укладывает на лопатки родного отца. p Кстати, герценовский портрет Николая, содержащий восхитившую Олешу фразу лоб, быстро бегущий назад завершается так Но главное глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза Ниже - портрет еще юной Марии работы Вольдемара Гау я ему верю глядя на эту миниатюру, не забудем все же, что Герцен писал не ее портрет.
p img srс https sovet.geraldika.ru images lj marygau.jpg
p Тут я должен признать, что не могу дальше писать о Великой княгине, испытывая вслед за Гоголем и его Чичиковым все ту же восхищенную озадаченность, что сопровождается неспособностью трезво соображать. В самом деле i Поди-ка попробуй рассказать или передать все то, что бегает на их лицах а вот просто ничего не передашь. Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек и поминай как звали Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь i p Личность, характер и судьба Великой княгини Марии заслуживают много более пристального исследователя и гораздо более талантливого рассказчика, чем человек, изначально собиравшийся сказать совсем немногое, а именно восседающая на льве аллегорическая фигура Силы левой рукой опирается на круглый щит, в котором помещена едва ли не самая прелестная во всем русском монументальном искусстве стилизация российского государственного орла. p img srс https sovet.geraldika.ru images lj maryeagle.jpg p p i От автора i все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом и фотокамерой a href http сanoe-ride.livejournal.сom profile сanoe-ride a